Грамвуса – два необитаемых островка с богатой пиратской историей. Крит. Экскурсия на остров Грамвуса и лагуну Балос. Отзыв

Это место однозначно Must see! За все время моих путешествий это место входит в мой список самых красивых мест нашей планеты.
После Ретимно мы направились в бухту/лагуну Балос и остров Грамвуса.


Остров Грамвуса (Gramvousa) - это небольшой скалистый островок у северо-западного побережья Крита. Строго говоря, это два острова, но нас интересует тот, на котором крепость – Имери Грамвуса. Добираются туда на личной яхте или на туристическом пароме из городка Киссамос (Kissamos). Плыть предстоит около часа, наслаждаясь пейзажами «мечта художника-мариниста», всматриваясь в бесконечную водную даль, из которой глаз то и дело выхватывает маленькую лодку или островок. Ну, это если смотреть с одного борта парома. С другого борта можно наблюдать пустынные берега со скудной растительностью. Эти скалы несут на себе след древнего землетрясения, которое было настолько мощным, что полуостров Корикос приподнялся над морем на несколько метров.

В определенный момент перед вами возникают как бы морские врата, мы зашли в них и открылся вид на остров Грамвуса. Такой плоский, будто на него наступил великан. Мы почти на месте.
К берегам острова-крепости мы решили не подходить и сбросили якорь в море. Здесь, на мели покоится остов корабля. В 70-е годы на нем перевозили наркотики, но потом критская полиция поймала преступников, корабль сожгла.

Для того, чтобы попасть в крепость, потребуется совершить небольшое восхождение по довольно крутым ступенькам. Но оно того стоит.

Крепость была построена в 1579 году венецианцами, которые в то время правили Критом, для того, чтобы оборонять остров от турок. Грамвуса, наряду с двумя другими крепостями, оставалась в руках венецианцев на всем протяжении Критской войны, даже когда Крит перешел под правление Османской империи. Крепости Грамвуса, Суда и Спиналонга позволяли защищать проходившие здесь торговые пути, а на случай новых конфликтов с турками должны были служить венецианцам плацдармом.
К сожалению, во время нового османо-венецианского конфликта крепость Грамвуса была сдана туркам неаполитанским капитаном, которых получил за свое предательство щедрое вознаграждение и остаток своих дней провел наслаждаясь жизнью в Константинополе.

Но вскоре после этих печальных событий Грамвуса была отвоевана уже критскими повстанцами. Несколько десятилетий крепость переходила от турок к грекам и обратно, пока, наконец в 1825 году отряд из трехсот критских повстанцев не отбил крепость на более долгий срок.

Но так как сам Крит все еще находился под властью Оттоманской империи, повстанцы оказались в полной изоляции без продовольствия, что вынудило их пиратствовать. Со временем они так вошли во вкус, что грабили не только турецкие и египетские суда. Европейское торговое мореходство также несло крупные убытки от пиратов из крепости Гавмвусы. Население острова сильно разрослось, была построена школа, и даже церковь, получившая имя Богородицы Воровки.
Но Европа не терпит, когда страдают ее коммерческие интересы. Под давлением глав европейских государств первый правитель независимой Греции Иоанн Каподистрия взял курс на борьбу с пиратством. В конце-концов, пираты были разбиты, их суда потоплены, а Грамвуса вновь перешла к туркам в 1831 году, поскольку в то время остров Крит все еще был под властью османов.

С крепостных стен открываются потрясающие виды на море и на бухту Балос, куда мы с вами сейчас отправимся.


Спускаемся с крепости


Перед тем как попасть в бухту с нами чуть не произошло страшное, мотор на нашей яхте заглох, а на нас уже надвигался паром Грамвуса, уже в самый последний момент, мы смогли от него отскочить. Когда вышел капитан судна, он что-то кричал, мы тоже на него кричали, по всем правилам морского движения, он должен был нас пропустить.


Приплыв на яхту, мы пообедали и двинулись собственно в саму бухту, по пути на такой же лодочке встретили армян, которые вот уже лет 20 живут в этой лагуне в палатке, когда-то они уехали из СССР и с тех пор живут в этом райском месте. Они были счастливы услышав знакомую речь, да еще и встретив армянина(мой друг Карен)

Бухта Балос - вот где стоит искать «Баунти». Природа щедро украсила эту лагуну несколькими оттенками воды, от бирюзового до темно-синего. Здесь можно прогуляться по мягкому белому песочку, мелкому, как мука, посмотреть, как прибоем выносит розовую крошку из миллионов ракушек, искупаться в теплых прозрачных водах, насладиться красотой, которую трудно описать словами.

Вода наитеплейшая, народу немного

В 2010 году селфи еще не было мейнстримом))

Как добраться. На Грамвусу можно добраться на пароме из порта небольшого городка Киссамос (Kastelli-Kissamou). Я думаю, что если вы не планируете брать в аренду машину, то это тот случай, когда удобнее всего будет купить экскурсию в одном из городских турагентств. Вас заберут от гостиницы и привезут прямо в порт.

Если поедите на машине, то ее придется оставить в Киссамосе. Дорога довольно сложная, особенно последние 8 километров. В саму бухту придется спускаться пешком (и, самое неприятное, лезть потом обратно:-)).

У северо-западного побережья Крита, где в Средиземноморье самая чистая вода, расположены два необитаемых островка.

Общее их название – Грамвуса.

Но у них есть и еще одно, более романтическое прозвище – Пиратский остров .

В конце XVI века, на высоте 250 м над морем, тут была построена одна из самых неприступных на Крите крепостей, и даже самый знаменитый средиземноморский пират – Барбаросса, бывал тут.

Как добраться

Посещение пиратского острова входит в план экскурсий к бухте Баллос ( о лагуне Балос), расположены они рядом.

Цена экскурсии обычно 50–60 евро , и включает она проезд до Киссамоса, откуда к бухте Баллос и к острову Грамвуса отходит прогулочное судно.

В цену входит также легкий обед на корабле, остановка в бухте и высадка на острове Грамвуса, на той его части, где расположена старинная крепость. Вход в крепость бесплатный.

От до Киссамоса каждые 45–60 минут идут рейсовые автобусы, ехать около часа, стоимость проезда – 6 евро.

Желающие посетить остров самостоятельно должны добраться до порта Киссамоса, куда ходят автобусы из разных населенных пунктов, а далее взять билет (20 евро) на один из корабликов.

Экскурсионные суда отходят с 10 часов, до острова Грамвуса по морю – около часа пути. От места, где на острове пришвартовываются корабли, до крепости идет пешая тропа длиной почти 850 м.

История островов

Строили крепость венецианцы, в 70–80-х годах XVI века , сооружение можно назвать отличным образцом искусства военной архитектуры.

Расположение крепости позволяло хорошо обороняться от нападений, а также контролировать пролив между западным Критом (читайте все об острове) и полуостровом Пелопонесс, гарантируя безопасность в здешних водах.

Спустя более 100 лет, в 1691 году, турки сумели все-таки завоевать крепость, не без помощи предателей, польстившихся на большие деньги. Турки принялись достраивать крепость и переделывать ее на свой лад, оснастив 70 пушками.

Более 130 лет потребовалось критянам, чтобы отвоевать ее, превратив в главный объект, сосредоточенный на борьбе с захватчиками.

Крепость была построена в форме треугольника, каждая сторона равнялась почти километру, а со всех сторон крепость была защищена высокими стенами – двумя со стороны моря и одной – с суши.

Обзор территории

Сегодня Грамвуса является популярным туристическим объектом, посмотреть на который съезжаются сотни человек в день.

Прибыв на остров, можно остаться на пляже и поплавать. Пляжи тут дикие, дно скалистое, но вода чистейшая, переливающаяся различными оттенками – от светло-голубого до насыщенного изумрудного.

Атмосферу пиратского прошлого подчеркивает полузатопленный корабль недалеко от берега . У его крушения несколько версий, но самая популярная гласит о том, что корабль принадлежал наркоторговцам, и был потоплен по приказу береговой службы безопасности Греции.

Крепость Грамвуса

Но, конечно, преодолеть путь к крепости просто необходимо.

Восхождение не из легких, особенно если идти по жаре, которая иногда достигает +40 градусов .

Внимательно смотрите под ноги – ступеньки кое-где разрушены, но вид, открывающийся сверху, стоит затраченных усилий. Отсюда вы можете увидеть с высоты, как сливаются три моря .

Проходя через старые ворота, рядом с которыми расположился лежащий мраморный Грифон греко-римского периода, вы попадете на большую площадку с остатками венецианских и турецких построек.

Смотреть вниз немного страшно – крепость расположена на скале высотой 137 метров, но впечатления поистине незабываемые .

Эту поездку мы запланировали одной из первых! Очень хотелось своими глазами увидеть этот потрясающий пейзаж. Ехать туда нужно – это не вызывало сомнений. Вопрос был: «Как?»
Добраться до лагуны Балос можно 3 способами:
1) Самый простой – купить экскурсию в какой-нибудь турфирме. Принимающая сторона Белеон-Тур предложила нам это за 50 евро с человека. Уличные агентства Бали озвучивают цены от 43 до 60 евро с человека. В стоимость экскурсии входит: трансфер на автобусе от отеля до порта г. Киссамос, услуги гида в автобусе, билет на кораблик, который доставит вас сначала на о. Имери Грамвуса, потом в лагуну Балос и назад в Киссамос, обратный трансфер в отель.
Плюсы: никаких забот, посещение о. Имери Грамвуса.
Минусы: цена, привязка к расписанию корабля, толпа людей.
2) На арендованной машине доехать до Киссамоса и самостоятельно купить билет на корабль. Цена взрослого билета в кассе – 25 евро. Если купить заранее по интернету http://www.gramvousa.com/Cruises.aspx?id=327&lang=ru , то 22 евро.
Если ваш отель где-то недалеко от Киссамоса, вероятно, есть возможность добраться до порта и на рейсовом автобусе. Для нас такой вариант отпадал, т.к. корабль отплывал в 10:20 утра, а Бали от Киссамоса очень далеко.
Плюсы: возможно, удастся немного сэкономить; посещение о. Имери Грамвуса.
Минусы: привязка к расписанию корабля, толпа людей, необходимость рулить.
3) Ехать на арендованном автомобиле. От Киссамоса есть грунтовая дорога длиной 8 км почти до лагуны. По отзывам этот путь занимает в среднем 40 минут. Дорога узкая, по серпантину, в гору, есть риск, что малолитражка не потянет, а также высока вероятность повредить днище камнями, торчащими из земли. Страховка по грунтовке не действует, это прописано во всех договорах. Машину нужно будет оставить на горе и далее около 1,5 км спускаться к пляжу по каменным ступеням. Потом, соответственно, придется подниматься.
Плюсы: цена; вы не привязаны ни к какому расписанию, в любой момент можете уехать; если приедете пораньше, до прибытия корабля, то будете в лагуне почти в одиночестве.
Минусы: риск повредить машину; необходимость подниматься 1,5 км вверх по жаре; невозможно попасть на о. Имери Грамвуса.

Посмотрев в интернете видео, на котором машина пытается карабкаться по этой грунтовке, пробуксовывая и поднимая клубы пыли, мы решили, что не будем рисковать. Проблем с ренткаром совершенно не хотелось, тем более днище у нас было не застраховано. Не мудрствуя лукаво, мы пошли в агентство, предложившее минимальную цену, и купили там экскурсию за 43 евро на человека.
В 7 утра нас забрали от отеля. Поскольку состав туристов был интернациональным, в дороге нас сопровождали сразу 2 гида: русскоговорящий молодой человек и немецкоговорящая тетенька. Поочередно они что-то вещали, каждый о своем: по-русски – об истории крепости Грамвуса и перелетных птицах в лагуне Балос, по-немецки (насколько мы смогли понять) – о ресторанах, барах и туалетах на корабле)))
Около 9:30 мы прибыли в порт, гид раздал нам билеты на кораблик (кстати, при реализации через турфирмы цена билета составляет уже всего 14 евро) и квитанцию об оплате экологического сбора стоимостью 1 евро (если ехать на машине, сбор тоже надо будет уплатить).
На корабле есть все блага цивилизации: туалеты, бар, ресторан. Прямо при нас готовили сувлаки (шашлык). Можно разместиться как на закрытой палубе, так и на открытой. Даже в жаркий день на открытой палубе был очень сильный ветер, мы не пожалели, что взяли с собой толстовки. На всех языках мира объявили, во сколько мы прибываем, во сколько отбываем и прочую важную информацию. Знакомые рассказывали, что летом на этом корабле было не протолкнуться. В октябре полно свободных мест.

Путь до первой остановки, острова Имери Грамвуса, занимает около часа. Кораблик идет вдоль скалистого берега, на котором можно наблюдать черную полосу выше уровня моря. До 365 года нашей эры остров был погружен в воду по эту отметку. В 365 году у берегов Крита произошло страшное землетрясение. Оно привело к значительным разрушениям в центральной и южной Греции, в Сицилии и северной Африке. На острове Крит были уничтожены практически все города. Землетрясение вызвало цунами, которое прокатилось по побережьям Средиземноморья, погибли многие тысячи людей, а корабли были отброшены на 3 км вглубь суши. В результате этого землетрясения остров накренился: восточная оконечность опустилась глубже в море, а западная – поднялась на 9 метров.

6) С воды видна грунтовка на полуострове, по которой медленно-медленно ползут машинки.

С дырой в скале связана одна из версий происхождения названия "Грамвуса": во времена венецианцев самая западная часть острова Крит называлась Капо Бусо (в буквальном переводе - "дырявый край"). Возможно, со временем это название трансформировалось местным населением в греческий вариант - "Акра Буза", а затем - в "Грамвуса".

Рядом с северо-западной оконечностью Крита находятся 2 необитаемых острова: северный называется Агрия Грамвуса (бурная Грамвуса), а южный – Имери Грамвуса (спокойная Грамвуса).

12) Наш корабль причалил к спокойной Грамвусе, на которой сохранилась венецианская крепость, и мы сошли на берег.
Часть пассажиров направилась к пляжу, остальные – потянулись по большим каменным ступеням вверх, к крепости. При виде ступеней чувство дежавю посетило нас снова)) Без удобной устойчивой обуви здесь не обойтись. Подниматься в толпе непросто: не столько боишься оступиться, сколько опасаешься, как бы на тебя не скатилась какая-нибудь большая немецкая тетя)).

Крепость на Имери Грамвуса была построена венецианцами в середине 16 века для защиты от Османской империи. Расположение этой крепости давало возможность контролировать пролив, отделяющий западный Крит от полуострова Пелопонесс. Но спустя чуть более 100 лет она была захвачена турками. К тому времени весь остров уже находился в руках завоевателей. 133 года понадобилось критянам, чтобы вернуть крепость Грамвуса и превратить ее в центр освободительной борьбы с турецкими захватчиками. Но сложнейшие условия, с которыми столкнулись местные жители в те годы, вынуждали их заниматься пиратством. Нападению подвергались практически все суда, проходящие в этих водах: турецкие, египетские и европейские. Так Грамвуса получила славу пиратской крепости. В течение этого периода население острова Имери Грамвуса выросло. Здесь даже были построены школа и церковь.

20) Атмосферу пиратства поддерживает полуразрушенный корабль, потерпевший крушение у берегов Имери Грамвуса. Он затонул здесь в 80-х гг 20 века. По одной из легенд он якобы перевозил наркотики и был затоплен береговой службой Греции.

В 1828 году для борьбы с пиратством к Грамвусе была отправлена англо-французская эскадра с правительственными войсками. Пираты были изгнаны с острова, а их суда - потоплены или захвачены. А крепость была вновь передана туркам, т.к. им в то время принадлежал Крит.

26) С крепости открываются потрясающие виды на соседние острова и лагуну Балос.

Грамвуса имеет статус заповедника и охраняется государством. Это – место обитания редких представителей флоры и фауны. Здесь останавливаются многие виды перелетных птиц.

На осмотр острова с крепостью дается 2 часа, после чего корабль отчаливает и идет к бухте Балос. Этот путь занимает всего 15 минут. Нам рассказывали, что в непогоду якорь бросают в 200 метрах от лагуны и доставляют туристов на пляж на маленьких лодочках. Нам повезло больше: кораблик причалил к суше у острова Тигани (в переводе «Сковородка») и мы вышли на берег. На отдых в бухте отводится 3 часа, затем корабль возвращается в Киссамос.

На пляже есть кабинки для переодевания, зонты, лежаки (конечно, платно) и какое-то заведение общепита, к которому мы не подходили, т.к. ели и пили на корабле.
Высыпавшая с корабля толпа тут же кинулась в бирюзовые воды. Ну а мы, перейдя по песчаной косе с Тигани на Крит, стали подниматься по каменным ступеням в гору, чтобы запечатлеть вид на лагуну сверху.

Море в этом месте имеет множество оттенков от лазурно-голубого и изумрудно-зеленого до темно-синего.
Дух захватывает от красоты!
Считается, что в этой точке сливаются воды трех морей: Критского, Ионического и Ливийского.

Было очень жарко, мы поднялись совсем немного и то устали. Это была та самая тропа, по которой спускаются к пляжу и поднимаются обратно к стоянке люди, приехавшие на автомобилях. Мы им посочувствовали и пошли обратно вниз – купаться.
Сначала мы попытались войти в воду слева от косы. И удивились, какая она ледяная!!! Несмотря на мелководье и жару! Уже чуть было не расстроились, что поплавать не удастся. Перешли на другую сторону косы, и там оказалась очень теплая водичка.

50) Время до отправления еще оставалось, но мы уже накупались и решили вернуться на кораблик. Взяли бутылочку рецины и виноград.

Рецина - греческое смоляное белое вино. Оригинальный вкус происходит оттого, что в древности сосуды с вином, в частности амфоры, для предупреждения контакта с воздухом запечатывали сосновой смолой. С появлением бочек необходимость в использовании смолы пропала, но аромат и вкус рецины были так популярны, что дошли до наших дней. В настоящее время смола специально добавляется на стадии брожения для придания вину характерного аромата
Слово «ρετσίνα» переводится как «смола». Кстати, русское слово «резина» происходит от того же греческого слова
Однажды на Родосе мы уже пытались пить рецину, но тогда она показалась нам редкостной гадостью. Видимо, то была неправильная рецина. Здесь, на открытой палубе корабля, созерцая райский пейзаж, мы оценили этот напиток по достоинству.

К 18:00 мы прибыли в порт Киссамоса, а через 2,5 часа были в своем отеле в Бали и еще успели на ужин. После столь насыщенного дня всю дорогу до отеля мы дремали в автобусе и были рады, что все-таки взяли экскурсию, а не поехали на авто.
Балос и Грамвуса, безусловно, - одно из самых красивых мест Крита. Рекомендую посетить.

Мои другие посты о Крите.

История Грамвусы

Грамвуса - два небольших острова на северо-западном побережье Крита, расположенные в номе Ханья. Первый, Агрия Грамвуса, не отличился особенными историческими событиями и не может похвастаться живописной природой. Для туристов интерес представляет Имери Грамвуса. На нём сохранилась венецианская крепость, а также остатки зданий, построенных пиратами и критскими повстанцами. История у этого кусочка земли недалеко от берегов Крита очень насыщенная и интересная.

В силу удачного расположения между берегами Крита и Пелопоннеса, Грамвуса был объектом пристального внимания со стороны всех великих держав. Крепость появилась на острове в 1579 году для защиты от турецких захватчиков. Возведение продолжалось в течение пяти лет. Сооружение получилось неприступным - возвышаясь на горе, оно позволяло просматривать окрестности на много километров и предупреждать набеги врагов.

В XVII веке крепость перешла в руки османской армии после предательства, совершённого одним из неаполитанских капитанов. До 1825 года её отвоёвывали то греки, то снова турки. После потери контроля над крепостью турками на острове повысилась пиратская активность. Критские повстанцы не только заняли Грамвусу, но даже стали налаживать здесь жизнь: построили школу, склады и церковь. Но вскоре осознали трудности своего положения. Скалистый остров был непригоден для проживания, и повстанцы вынуждены были грабить турецкие корабли. Слава об острове, представляющем серьёзную угрозу, быстро распространилась. Турки стали обходить Грамвусу стороной, и тогда бывшие повстанцы нападали на египетских и европейских мореплавателей.

В 1828 году за искоренение пиратства берётся Иоанн Каподистрия - бывший министр иностранных дел России и уже к тому времени правитель независимой Греции. По его приказу и по настоянию европейских стран он отправляет франко-английскую эскадру на Грамвусу. Пиратские суда оказались захвачены или затоплены, а Греции удалось сохранить репутацию в глазах пострадавших от рук пиратов англичан и французов.

Вскоре турки по условиям соглашения снова берут контроль над Грамвусой. К Греции оба острова Грамвуса перейдут только только после 1913 года как справедливый итог присоединения к ней Крита.

Сегодня крепость Грамвусы, как и прежде, возвышается над морем и видна издалека. Туристы совершают подъём по раскалённой от солнца скале, чтобы оказаться на вершине и полюбоваться захватывающими видами. Подъём займёт примерно 15 минут. Рядом есть необорудованный пляж, на котором можно отдохнуть после спуска. Кроме крепости на острове можно посмотреть руины церкви, а у его берегов - севшую на мель баржу наркоторговцев.

Как добраться до Грамвусы

Летом паромы на Грамвусу переполнены - туристы посещают остров, а затем направляются в бухту Балос (). Можно купить экскурсию, чтобы увидеть два места сразу. К счастью, искать долго не придётся: экскурсии предлагают и в отелях, и в уличных бюро. Но если хочется добраться до Грамвусы самостоятельно, нужно доехать на автомобиле до порта Киссамоса. Здесь - припарковаться и купить билет на ближайшее судно до острова. Обычно они отправляются к Грамвусе после 10:00. Важно заранее позаботиться о покупке билета в высокий сезон.

Все статьи о Ханье и Западном Крите. Полная энциклопедия: пляжи, отели, курорты, достопримечательности, туристические маршруты, музеи, транспорт и многое другое.

Экскурсия на остров Грамвуса обычно проводится совместно с посещением бухты Балос, о котором я расскажу в следующей статье. В некоторых турфирмах она еще называется «Экскурсия на слияние трех морей «. Поездка на Грамвусу по праву считается элементом обязательной программы любого, кто приехал на Крит. Самая западная точка острова, место слияния трех морей с разным цветом воды, венецианская крепость. Все это оставляет незабываемые впечатления от поездки! Но, обо всем по порядку.

Где находится Грамвуса

Если вы внимательно посмотрите на карту, то увидите, что островов с именем Грамвуса — два. Один — Агрия Грамвуса (в переводе — дикая Грамвуса) на севере, и Имери Грамвуса (то есть «укрощенная Грамвуса») на юге. Северный остров всегда был и остается необитаемым, и никакой исторической или природной ценности не представляет. А южный остров, расположенный в более удачном месте, как раз и является предметом нашего путешествия.

Остров Имери Грамвуса

Как добраться до острова Грамвуса

Что логично, добраться до острова можно только по морю. Основной вид транспорта — паром, отправляющийся из порта в городе Киссамос, являющемся самым западным городом Крита.

Расписание паромов меняется в зависимости от сезона. Но в основном, они отправляются один или два раза в районе 10 часов утра. Также стоит помнить, что в туристический сезон желающих посетить остров настолько много, что у вас не будет шанса приехать и купить билет на месте перед отправлением. Онлайн бронирования или расписания для паромов в этом направлении я не нашел.

Поэтому если вы приехали в пик сезона, то наверное единственным оптимальным способом будет покупка тура на остров у одной из множества турфирм на острове. Потому что ехать в порт покупать билет будет дороже, чем заплатить 10-15 евро за услуги туроператора.

Но если же вы приехали, как мы, в октябре, или позднее, то такого наплыва уже не будет. И можно смело приезжать в порт и брать билет на ближайший паром. В порту есть большая бесплатная парковка, так что можно приехать и на арендованной машине. Только учитывайте расстояние. Все-таки, это практически самый край острова, и если вы живете где-то в районе Ираклиона, то дорога до Киссамоса займет больше двух часов.

Другие паромы, которые возят туристов на Грамвусу

Также есть вариант арендовать катер или договориться с местными, чтобы вас отвезли на остров в индивидуальном порядке. Но как я понимаю, это уже частный случай, который не является типичным.

Путешествие на пароме

Немного расскажу про сам паром. Он реально большой. Я бы сказал, что на него помещается более 500 человек. Паром двухпалубный. Нижняя палуба практически полностью закрыта, верхняя же, наоборот, накрыта навесом только в центральной части.

На верхней палубе парома

У билетов мест нет, так что можно садиться куда угодно. Но помните о солнце. Паром идет до острова около часа. Я лично за это время умудрился довольно прилично подгореть.

На пароме также есть кафе. В обед можно нормально покушать. Ведь других вариантов чтобы что-то приобрести, все-равно у вас не будет.