Рыбинский шлюз авария. Авария на Рыбинском шлюзе: первый тревожный звонок? МЧС: угрозы серьезных подтоплений нет

Из-за ЧП на Рыбинском водохранилище туристические пассажирские суда, скорее всего, изменят маршруты. Среди крупных теплоходов есть несколько с заходом в порт Нижнего Новгорода. Если ситуация не изменится, добираться до приволжской столицы туристам и жителям города придется автобусами.

В Рыбинском водохранилище в первые дни мая произошла авария – из-за сильного паводка створка шлюза не выдержала сильного напора воды при спуске и сломалась. По данным федерального агентства морского и речного транспорта, поврежденной оказалась нижняя створка одиннадцатого шлюза. В результате ЧП никто не пострадал.

Но неприятность все-таки случилась, из-за непроходимости шлюза на Волге образовалась огромная пробка из пассажирских теплоходов и грузовых судов. Есть среди ожидающих шлюзования и нижегородские рейсы.

Сейчас силами водолазной бригады и механиков аварию на Рыбинском водохранилище пытаются ликвидировать. Но, скорее всего, круизным теплоходам придется изменить свой маршрут. В Росморречфлоте заверяли вчера, что поломка будет ликвидирована 4 мая, сегодня сообщается, что уже 5 мая к 15 часам восстановят движение через шлюз, но, возможно, задержка рейсов произойдет еще на сутки.

В «Инфофлоте в НН» сообщили журналистам, что знают о сложившейся ситуации и в первую очередь сейчас озабочены решением проблемы с туристами, попавшими в «пробку» на круизных судах. Сложнее всего экстренно изменить утвержденные маршруты, чтобы отдыхающие смогли продолжить путешествие.

По оценкам экспертов, при самом плохом развитии событий, туристам предложат продолжить поездки на экскурсионных автобусах. Уже внесли правки в графики движения теплоходов «Георгий Жуков» и «Александр Бенуа», судам придется просто ждать восстановления работы шлюза. Если и 6 мая ситуация не выправиться и плотину не восстановят, то туристам теплохода «Георгий Жуков» придется добираться до судна на автобусах.

Поломка на Рыбинском водохранилище не так проста, как сообщают в Росморречфлоте. Портал 76.ru пишет, что в компании «Морречстрой», которая занималась капитальным ремонтом данных шлюзов в 2008-2010 годах, согласились, что ЧП произошло из-за сильного паводка. Но это лишь следствие, а не причина. Когда компания делала ремонт, то на использование шлюза не было специальной инструкции. Ее должны были разработать специалисты из проектного института, но ее не было.

Федеральное агентство водных ресурсов поручило ПАО «РусГидро» ограничить сброс воды с Рыбинского гидроузла до завершения ремонтных работ. Водосливная плотина Рыбинской ГЭС закрыта, холостой сброс прекращен. Создана комиссия для установления причин аварии на шлюзе.

С нижегородскими судами неприятность произошла в это же время и на севере страны. Порталу NN.RU в «Волжском пароходстве» рассказали, что в Архангельской области на реке Онега во льдах застряли 4 грузовых теплохода. Опасности для людей нет, никто не пострадал, но, вероятно, придется вызывать на подмогу ледокол.

Со всеми вытекающими последствиями

Мы все погибнем, мама! – с паническим воплем влетела я на кухню. – Шлюз прорвет и нас всех накроет волна! Такая, что Крымск отдыхает!

Мама вздрогнула. Вытерла руки полотенцем и посмотрела в окно.

Так. И что же, это я прямо через балкон выплыву на диване и меня понесет к тебе в Ярославль ? – хихикнула она. Но, встретив мой взгляд, спросила уже вполне серьезно: - Думаешь, надо собирать чемоданы?

Мама живет в поселке Волжский в Рыбинске . Этот микрорайон и «город» соединяют шлюз и мост. Такой полуостров получается. Створки ворот шлюза видно прямо с набережной.

Этой-то красотой, которая может оказаться бедой, я и напугала маму. Ну еще бы! Когда в редакцию «Комсомолки» обратились два представителя компании «МорРечСтрой », которая выполняла реконструкцию шлюза, и показали свои документы, волосы на голове зашевелились.

Это же особо опасное сооружение со всеми вытекающими последствиями, - главный инженер «МорРечСтрой» Александр Сухманов нервничал. Понять его можно – на более 160 обращений в разные инстанции по поводу состояния Рыбинского шлюза никто не отреагировал.

Схема возможного прорыва шлюзов

Стальные двери, «гуляющие» косяки

В 2008 году нижние двустворчатые ворота Рыбинского шлюза было решено реконструировать и заменить изношенные створки. Старые, клепаные ворота меняли на жесткие сварные. Генеральным подрядчиком в реконструкции выступила фирма «МорРечСтрой».

Стальные конструкции ворот устроены так, что держатся на бетонных устоях. Это как дверь, которую навешивают на дверной косяк. Крепкий косяк – дверь сложнее выбить. Только шлюзовые «двери» должны еще быть очень плотными. И конструкторы-то рассчитали все правильно. Вот только выяснилось, что сами «косяки» чуть ли не ходуном ходят.

И получается, что вода теперь давит на ворота неравномерно. И в том месте, где «дверь» плотно прилегает к «косяку», нагрузка превышает проектную, а где есть зазор – нагрузки нет. Вот тут-то и становится не по себе. Нагрузка от воды в камере на ворота составляет – 8800 тонн!

При неблагоприятных условиях сварные швы могут лопнуть, створка может завалиться и вода из камеры хлынет на ниже лежащую территорию… - предупреждают инженеры. - Безопасность работы шлюза не обеспечена.

Об отклонениях от проекта «морречстроевцы» сообщили на предприятие «Канал имени Москвы », на балансе которого находится гидроузел и шлюз.

Там нам сказали самостоятельно устранить отклонения, не представив технического решения проектировщиков, – возмущен Александр Сухманов.

Навигацию 2010 года шлюз пережил. Но проблема-то никуда не исчезла. «МорРечСтрой» предложил альтернативный вариант: раз жестко зафиксировать ворота невозможно, отрегулировать их среднее положение. Но «Канал имени Москвы», как заявляют «морречстроевцы», это предложение не утвердил.

Конечно, это не такое сооружение, которое снесет от дуновения ветерка – конструкция ворот очень мощная.

Однако эксплуатировать в таком режиме особо опасное сооружение нельзя! – уверены сотрудники «МорРечСтроя».

И вот тут всплывает еще одна проблема. Ставили-то ворота «морречстроевцы», а инструкцию по эксплуатации по заказу «Канала имени Москвы» должна была разрабатывать проектная организация. На все запросы «МорРечСтроя» о том, есть ли такая инструкция, от «Канала имени Москвы» в течение трех навигаций приходил лишь один ответ – «В разработке».

Здесь необходимо понимать, что шлюз относится к первому классу «особо опасных гидросооружений». Просто так ворота тряпочкой не протрешь. Каждое действие по обслуживанию и ремонту производится строго по инструкции.

Вот вы представьте старый телевизор. Если он сломается, и вы вызываете мастера, то он первым делом попросит у вас инструкцию с электросхемой. Чтобы понимать, что где сломалось, - пояснил зам главного инженера «МорРечСтроя» Олег Гулак. – А тут такое сооружение! Непременно нужна инструкция по эксплуатации.

Ворота шлюза должны сходиться очень плотно.

Получается, что ворота заменили, а как за ними по-новому «ухаживать», неизвестно. Ведь обслуживают новые ворота по инструкции к старым – по документу 1941 года…

Угроза гидродинамической аварии при такой некорректной работе оборудования и устоев не исключается! - предупреждает главный инженер «МорРечСтроя» Александр Сухманов.

Если вдруг «рванет», мало не покажется: разрушатся нижние створки ворот – пойдет волна 18 метров. Для сравнения: в Крымске была волна 7 метров, в Японии – 11…

Впрочем, такая волна из камеры – это еще не самое страшное.

Если разрушатся верхние затворы, пойдет истечение Рыбинского водохранилища, остановить которое будет крайне затруднительно, - пояснил Сухманов. – И тогда, при неблагоприятном развитии событий, будут обсыхать водозаборы водохранилища в Ярославской, Вологодской и Тверской областях. Люди останутся без воды, а ниже по течению масштабы разрушения от потока воды из Рыбинского водохранилища непредсказуемы…

Масла в огонь подлил и Александр Литвинов , гидролог, доктор географических наук, более 50 лет

исследующий водную массу Рыбинского водохранилища:

Исходя из приведенных документов, опасные недоделки касаются ворот нижнего шлюза - это «радует». Если произойдет авария, то опустошится только межшлюзовое пространство. Но для техногенной катастрофы это тоже немало. И если хлынет вся эта масса воды, то нескольким районам Рыбинска не поздоровится.

Масштаб разрушений пугает. Рыбинск – это второй по величине город в Ярославской области с населением около 200 тысяч человек. Под водой окажутся и частные домики, и целые кварталы с многоэтажками, детскими садами… Со всей привычной городской жизнью.

Катастрофа, как утверждает гидролог, будет немаленькой, если произойдет мгновенно и бесконтрольно. Вода может подняться за час-два-три.

Эвакуироваться не удастся, - пугает гидролог. - Правда, это продлится недолго - волна быстро угаснет. Но ведь и Крымску хватило всего двух часов. Настоящая катастрофа произойдет, если вдруг не выдержат верхние ворота, вот тогда... Но не буду пугать вас апокалиптическими картинками. В справке-докладе технического состояния представлены девять вопиющих нарушений, могущих привести к катастрофе. В таком состоянии я бы и самокат ребенку не доверил, со нестыкованными деталями и развинченными болтами. Скажете: подумаешь, болтик недовинтили? А вы представляете себе болт шлюзовых ворот - там «недокрут» может в метрах измеряться. Присоединяюсь к требованию инженеров приостановить послепусковую гарантию до полного приведения режима эксплуатации Рыбинского шлюза в соответствии с установленными в России и мире требованиями. К сожалению, мне кажется, безопасность стратегических объектов у нас давно не на высоте…

Вопрос ребром

После таких заявлений мы рванули на шлюз. Описать это сооружение без тысячи восклицательных знаков сложно. Чтобы попасть на самый верх, директор шлюза Тимур Борисов повел нас к лифту – обыкновенному с черными кнопками, какие есть в любой девятиэтажке.

Вид, открывшийся сверху на водохранилище и реку, завораживает.

У всех, кому удается здесь побывать, такая реакция, - улыбнулся Тимур Борисов, ведя нас от одной башни шлюза до другой по широкому переходу. – А я здесь уже так долго работаю, что это чувство притупилось. Вот, кстати, те самые две камеры с воротами, которые вы так хотели увидеть (хозяйкой рукой Борисов с балкончика показывает на сооружение). Все стоит, работает!

Шлюз относится к первому классу «особо опасных гидросооружений».Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Улыбка с лица директора исчезает, как только от осмотра «хозяйства» мы переходим к официальному разговору на камеру. Чувствую себя школьницей в кабинете директора.

За состоянием шлюза должны следить специалисты. И только специалисты могут разобраться в этой теме. А вы – репортеры, - сразу отсек Борисов. Ну а потом – сухо, как по инструкции:

Инструкция по эксплуатации нижних двустворчатых ворот есть. Некоторые отличия новых ворот от старых существуют, но кардинального изменения в конструкции нет. Прежняя инструкция пересмотрена с учетом изменений и переутверждена в мае 2012 года в качестве временной. В нее еще будут вноситься изменения и разрабатываться конечная редакция обновленной инструкции.

- Значит, инженеры из «МорРечСтроя» зря тревогу бьют? Вы, как директор, можете с уверенностью заявить о безопасности шлюза?

Я считаю, что сооружение находится в безопасном состоянии, эксплуатируется грамотно и опасности не представляет, - отчеканил Борисов.

А каким образом работает система оповещения? Случись что плохое, как мы об этом узнаем?

Проект локальной системы оповещения, соответствующей современным требованиям, находится на стадии заключительной госэкспертизы. Этим занимается правление «Канала имени Москвы». Существует в целом налаженный системный подход к оповещению. Это взаимодействие диспетчерских служб с диспетчерскими службами МЧС , единой диспетчерской службой города и так далее. Кроме того, на сооружении установлена сирена, которая регулярно проверяется и обслуживается.

Вот это да! А я за 17 лет жизни в поселке Волжский эту сирену на разу не слышала… Разве не должно было быть каких-то учений?

То, что вы не слышали ни разу нашей сирены, это нормально, так как при проверке сирены производится кратковременный пуск - чтобы не дезинформировать окружающих!

…и шлюз ничей

Успокоения в душе не было. «Морречстроевцы» предвещают великую катастрофу, директор шлюза с невозмутимым видом говорит о том, что все в порядке… Запутаться можно! Так находимся мы в опасности или нет? И кто контролирует состояние шлюза? Чтобы выяснить этот вопрос, пришлось попотеть. В какой-то момент сложилось впечатление, то шлюз вообще никто не контролирует!

В Ростехнадзоре мы с удивлением узнали, что шлюзы находятся не в их компетенции. Зато сотрудники Ростехнадзора посоветовали обратиться в каскад Верхне-Волжских ГЭС . Уж кому, казалось бы, как не им и заниматься шлюзами. Ан нет! Снова промах…

Конечно, обратились мы и в МЧС. Но спасатели на то и спасатели - они действуют, уже когда что-то случилось…

И как в гаданиях, дело кончилось и сердце успокоилось только в самом конце. Когда тихим спокойным голосом нам ответил консультант отдела надзора за портовой деятельностью, судоходными и портовыми гидротехническими сооружениями в Госморречнадзоре Виталий Кочетков .

Виталий Вадимович, обращение от «МорРечСтроя» о состоянии Рыбинского шлюза к вам поступало? – задаю уже набившую оскомину фразу.

Поступало.

А каким образом на него было отреагировано?

Была проведена проверка. И после нее указано, что все соответствует декларации безопасности.

То есть состояние Рыбинского шлюза можно считать безопасным?

«Ну да» - эти да последних слова от надзорных органов вкупе с заверениями директора шлюза вроде бы успокоили. И все же… Почему тогда два инженера из «МорРечСтроя» принеслись из Москвы в Ярославль и с кипой бумаг? Почему так нервничали и звонили каждый день, пока готовилась публикация? Получается как: с одной стороны есть инженеры со своими техническими расчетами, бумагами, документами и эмоциями. А с другой – чиновники всевозможных инстанций со своим сухим и безликим «Все в норме». И я не знаю, почему даже после всех комментариев от этих чиновников червячок сомнения в душе все-таки остается. Впрочем, мама уже не торопится собирать чемоданы. Авось пронесет?

На протяжении нескольких лет экологи, инженеры и профессиональные гидротехники бьют тревогу: Рыбинские гидросооружения требуют капитального ремонта. Но руководство ГЭС и шлюза на все запросы и обращения отписываются, что все у них хорошо. 2 мая в Рыбинске затопило Волжскую набережную так, что по улице катались на байдарках и ловили рыбу, а затем выяснилось, что на шлюзе произошла авария.

О беде ученые предупреждали

В октябре 2013 года в Общественной палате РФ прошли публичные слушания на тему проблем Рыбинского водохранилища. Особое внимание было заострено аварийному состоянию гидротехнических сооружений, построенных 75 лет в условиях острого дефицита строительных материалов и в сжатые сроки одной пятилетки; кроме того, строительством занимались непрофессиональные рабочие – заключенные Волгостроя, что естественно также сказалось на качестве сооружения.

Поводом для обсуждения в Общественной палате РФ этой назревшей темы стало два документа. Первый – исследование инженера, директора ФГУП «Канал имени Москвы» Игоря Андреевича Дубинского. Второй – исследование бетона шлюза группой ученых под руководством доктора технических наук, заведующего сектором коррозии бетона НИИЖБ Николая Константиновича Розенталя. Эти документы являются доказательством того, что состояние гидросооружений представляют для Рыбинска и нижерасположенных по течению Волги, а вернее Горьковского водохранилища, городов опасность. «Золотое кольцо» подробно писало об этих исследованиях в материалах под рубрикой «Бетон устал». В этих материалах и в резолюциях круглых столов ученых Межрегионального общественного совета по проблемам Рыбинского водохранилища, о которых также писало «Золотое кольцо», были неоднократные предупреждения о возможной аварии на шлюзе и ГЭС. И вот она авария. Для устранения этой аварии 5 суток – день и ночь работали 50 человек рабочих, инженеров и гидротехников. Слава Богу, все обошлось без жертв и стихийного бедствия. Но что могло произойти? И что может произойти в ближайшее время? И в каком состоянии находится шлюз?

Если будет волна

В 2008 году происходила реконструкция нижних двустворчатых ворот шлюза. Старые изношенные створки меняли на клепаные жесткие сварные ворота. Генеральным подрядчиком в реконструкции была фирма ЗАО «МорРечСтрой».

Стальные конструкции ворот устроены так, что они держатся на бетонных устоях. Это как дверь, которую навешивают на дверной косяк. Чем крепче косяк, тем сложнее выбить дверь. Только шлюзовые «двери» должны быть очень плотными. И конструкторы рассчитали их правильно. Вот только выяснилось, что сами «косяки» изношены до предела и, как говорится, ходят ходуном. Проще говоря – ворота поставили новые, тяжелые, а косяки оставили старые еще сталинских времен.

Более того, после установки этих ворот выяснилось, что вода почему-то, теперь давит на ворота неравномерно. И в том месте, где «дверь» плотно прилегает к «косяку», нагрузка превышает проектную, а где есть зазор – нагрузки нет. Нагрузка от воды в камере на ворота составляет – 8800 тонн!

– При неблагоприятных условиях сварные швы могут лопнуть, створка может завалиться и вода из камеры хлынет на нижележащую территорию… — предупреждал нас в 2012 году главный инженер ЗАО «МорРечСтрой» Александр Сергеевич Сухманов. — Безопасность работы шлюза не обеспечена, — заявлял он.

Об отклонениях от проекта Сухманов сообщал руководству ФГУП «Канал имени Москвы» — управляющей организации шлюза.

– Там нам сказали самостоятельно устранить отклонения, не представив технического решения проектировщиков и иной документации.

«МорРечСтрой» предложил альтернативный вариант: раз жестко зафиксировать ворота невозможно, то можно отрегулировать их среднее положение. Но «Канал имени Москвы», это предложение почему-то не утвердил. Возможно, решили сэкономить.

– Эксплуатировать особо опасное сооружение в таком режиме нельзя! – заявлял в 2012 году главный инженер ЗАО «МорРечСтрой» Александр Сухманов.

Затем всплыла еще одна проблема. Ворота ставили «морречстроевцы», а инструкцию по эксплуатации по заказу ФГУП «Канал имени Москвы» должна была разрабатывать проектная организация. На все запросы «МорРечСтроя» о том, есть ли такая инструкция, от «Канала имени Москвы» в течение трех навигаций приходил лишь один ответ – «В разработке».

Здесь необходимо понимать, что шлюз относится к первому классу «особо опасных гидросооружений». Каждое действие по обслуживанию и ремонту должно производиться строго по инструкции, а не наугад. И вышло так, что ворота заменили, а как их эксплуатировать – неизвестно. И пришлось пользоваться старыми документами 1941 года.

Не найдя понимания у руководства шлюза «МорРечСтрой» в 2008-2012 годах написал 160 обращений в разные инстанции, но понимания у чиновников не нашли. Отовсюду шли или отписки или обещания. И Александр Сухманов был вынужден обратиться к журналистам. Осенью 2012 года в одном из интервью он заявил:

– Угроза гидродинамической аварии при такой некорректной работе оборудования и устоев не исключается! Если вдруг «рванет», мало не покажется: разрушатся нижние створки ворот – на Рыбинск пойдет волна 18 метров. Для сравнения: в Крымске была волна 7 метров, в Японии на Фокусиме – 11.

Слава Богу, в мае 2017 года гидродинамическая авария оказалась незначительной. Каким-то чудом ворота удержались. Последствия аварии устранили. Но что будет дальше?

Ученые инженеры, физики, экологи и независимые гидротехники который год бьют тревогу, пишут письма, проводят круглые и конференции, пытаются пробиться в СМИ, а чиновники и руководство шлюза и ГЭС спокойно рапортуют о том, что все у нас прекрасно и замечательно; что документация безопасности соответствует техническому состоянию гидросооружений, что поводов для беспокойства нет. Однако ответят ли по заслугам эти чиновники, когда мощной волной снесет Рыбинск, Тутаев и Ярославль?

Дмитрий КОНОВАЛОВ, Межрегиональный общественный совет по проблемам Рыбинского водохранилища.

На снимках: Волжская набережная в Рыбинске 2 мая: схема МЧС: что будет с Рыбинском в случае прорыва шлюза.