Во время кругосветного плавания экспедиции фернана магеллана. Первое кругосветное путешествие. Молукки. Возвращение в Испанию

Корабли Магеллана выходят в Тихий океан

6 сентября 1522 г. в испанский порт Санлукар-де-Баррамеда в устье реки Гвадалквивир вошел корабль, чей вид указывал на долгий и тяжелый путь. Назывался этот корабль «Викторией». Те из местных жителей, кто обладал хорошей памятью, не без некоторого труда опознали в прибывшем скитальце один из пяти кораблей экспедиции, отплывшей из этой гавани без малого три года назад. Помнилось, что командовал ею упорный португалец, чье назначение на эту должность вызвало немало кривотолков. Кажется, звали его Фернан Магеллан. Однако ни самого руководителя экспедиции, ни его многочисленных спутников жители Санлукар-де-Баррамеда не увидели. Вместо них они разглядели потрепанную «Викторию» и на ее борту горсточку измученных людей, смахивавших на живых мертвецов.

Капитан «Виктории» Хуан Себастьян Элькано наипервейшим делом отправил в королевскую резиденцию Вальядолид сообщение о возвращении в Испанию одного из пяти кораблей «светлой памяти Фернана Магеллана». Спустя два дня «Викторию» отбуксировали в Севилью, где уцелевшие 18 членов экипажа босиком со свечами в руках отправились в церковь, чтобы возблагодарить Всевышнего за свое, пусть и не совсем благополучное, возвращение. Хуана Элькано вызвали в Вальядолид, где он был принят королем Испании и по совместительству императором Священной Римской империи Карлом. Монарх наградил капитана гербом с изображением земли и надписью «Ты первый меня объехал». Также Элькано высочайше была пожалована ежегодная пенсия в размере 500 дукатов, с выплатой которой возникли некоторые сложности – государственная казна была пуста. Впрочем, организаторы экспедиции не остались внакладе, несмотря на то, что домой вернулся только один корабль из пяти. Трюмы «Виктории» были забиты редкими и дорогими заморскими товарами, выручка от продажи которых с лихвой покрыла все расходы на экспедицию. Так завершилось первое кругосветное путешествие.

Золото, пряности и далекие острова

Начавшаяся в XV веке европейская колониальная экспансия продолжала набирать обороты в XVI-м. В авангарде гонки за баснословно дорогими в тогдашнем Старом Свете колониальными товарами находились державы Пиренейского полуострова – Испания и Португалия. Именно Лиссабону удалось первым достичь легендарной Индии и начать получать от этого столь желаемые барыши. Позже португальцы проложили путь к Молуккским островам, известным в Европе как Острова Пряностей.

Успехи их соседей по полуострову на первый взгляд смотрелись тоже внушительно. Уничтожив последнее мусульманское государство на Пиренеях, Гранадский эмират, испанцы оказались с развязанными руками и пустой казной. Наиболее простым способом решения проблемы бюджета было нахождение способа проникнуть в богатые восточные страны, о которых говорили в ту пору при каждом уважающем себя дворе. Вокруг тогдашней монаршей четы, Их Величеств Фердинанда и Изабеллы, давно уже крутился темпераментный и очень настойчивый генуэзец. У одних его упрямство вызывало раздражение, у других – снисходительную улыбку. Однако у Кристобаля Колона (так звали этого энергичного человека) нашлись серьезные покровители, его речам стала внимать и королева. В итоге через океан отправились три каравеллы, плаванье которых открыло новую страницу европейской .

Вернувшийся с триумфом Колон, или, как его называли в Испании, Христофор Колумб много рассказывал об открытых им землях. Впрочем, количество золота, которым он сопровождал свои повествования, было весьма ограниченным. Однако кредит доверия, полученный первооткрывателем, как тогда полагали, Индий, был весьма высок, и за океан отправились одна за другой еще три экспедиции. Количество островов и земель, открытых Колумбом за океаном, все увеличивалось, а радость в Испании от этих открытий уменьшалась. Количество драгоценностей и других дорогих товаров, привезенных в Европу, было невелико, местное население вовсе не горело желанием ни безропотно работать на белых пришельцев, ни переходить в лоно истинной церкви. Красочные тропические острова не вызвали лирических настроений у огрубевших в беспощадных мавританских войнах гордых и бедных идальго, которых интересовало только золото.

Скоро стало ясно, что земли, открытые Колумбом, не являются ни Китаем, ни Индиями, а представляют собой совершенно новый континент. К тому же успешно завершившееся плавание Васко да Гама показало последним упорным скептикам, что такое настоящая Индия, и каким путем можно ее достичь. Соседи испанцев по полуострову подсчитывали растущие барыши и с изрядной долей иронии посматривали, как испанцы ищут богатства на живописных, но с тогдашней точки зрения малополезных островах. Испанская казна, как и любая другая, нуждалась в пополнении. У победителей мавров имелись далеко идущие планы. Набирала силу турецкая экспансия в восточном Средиземноморье, назревал конфликт с Францией из-за Апеннинского полуострова, имелись в вечно бурлящей Европе и другие дела. Всё это требовало денег – и немалых.

И вот в высоких кругах вновь, как и почти за 30 лет до этого, появился энергичный человек, утверждавший, что у него есть план, как добраться до Островов Пряностей. И, как и Христофор Колумб, он тоже был иностранцем. Причем пикантности ситуации добавляло то, что этот генератор стратегических идей до недавнего времени состоял на службе у конкурентов, то есть был португальцем. Звали его Фернан Магеллан.

Португалец

Магеллан не был ни прожектером, ни авантюристом. К моменту начала продвижения своего проекта в 1518 г. он уже был опытным мореплавателем и человеком, сведущим в военном деле. Он обладал к тому же обширными знаниями и умениями, придававшими его словам вес. Родился Магеллан в 1480 г. в Португалии, где его фамилия звучала как Магальянш, в старой аристократической семье, имевшей нормандские корни. Рано лишившегося родителей мальчика родственники определили в качестве пажа к королеве Леоноре, супруге короля Жуана II Совершенного. Его придворная служба продолжилась и у нового монарха Мануэла I. Магеллан был замечен благодаря своим незаурядным личностным качествам, твердости характера и хорошему образованию.

Король позволил молодому человеку отправиться на Восток с Франсиско де Алмейда, первым вице-королем португальских владений в Индии. Прибыв в легендарную Индию, Магеллан оказался в гуще событий политического, военного и экономического характера. Долгое время бывшие фактическими хозяевами здешних вод, арабские мореплаватели были вовсе не в восторге от появившихся опасных и решительных конкурентов. Будущий великий мореплаватель принимает участие в многочисленных боевых схватках с арабами. В одном из таких сражений он получил ранение в ногу, что впоследствии придало его походке легкую хромоту. В 1511 г. под руководством уже нового губернатора Афонсу де Албукерке Магеллан принимает непосредственное участие в осаде и взятии Малакки, ставшей одним из опорных пунктов португальской экспансии на Востоке.

Видя, что местные острова богаты баснословно дорогими в Европе пряностями, мореплаватель постепенно приходит к мысли о поиске иного пути в изобилующие различными богатствами регионы Индийского океана. Именно тогда у Магеллана начинает складываться концепция пути на Восток напрямик, через Атлантику, поскольку путь вокруг Африки казался более длительным и опасным. Для этой цели необходимо было всего-навсего найти пролив, расположенный где-то, по мнению португальца, среди земель, открытых Колумбом и его последователями. Пока что найти его не удалось никому, но Магеллан был уверен, что ему повезет.

Дело оставалось за малым – уговорить короля. А вот с этим как раз и возникли трудности. Вернувшись из португальских владений на Востоке, Магеллан в 1514 г. отправляется воевать в Марокко. Из-за служебного инцидента у португальца появился шанс представить свой проект королю. Однако ни Мануэл I, ни его окружение не заинтересовались идеями Магеллана – путь к Островам Пряностей вокруг мыса Доброй Надежды считался хоть и опасным, но проверенным, а вопрос существования таинственного пролива между Атлантикой и Южным морем, недавно открытым де Бальбоа, считался не таким уж и важным. Отношения между португальским королем и Магелланом давно оставляли желать лучшего: дважды ему отказывали в прошениях на Высочайшее имя – последний раз дело касалось «кормовых» денег, полагавшихся Магеллану как придворному.

Считавший себя оскорбленным, португалец решил попытать счастья в соседней Испании. Попросив короля Мануэла освободить его от служебных обязанностей, Магеллан осенью 1517 г. перебрался в Севилью. Вместе с ним в Испанию прибыл известный португальский астроном Руй Фалейру. На испанский престол тем временем вступил молодой Карл I, приходившийся по женской линии внуком знаменитому Фердинанду. По мужской линии юный монарх был внуком Максимилиана I Габсбурга. Вскоре Карл становится императором Священной Римской империи под именем Карла V. Он был честолюбив и полон различных политических проектов, так что инициатива Магеллана могла прийтись кстати.

Прибывший в Севилью Магеллан тут же начал действовать. Вместе с Фалейру они явились в расположенный тут же Совет Индий – учреждение, занимавшееся новооткрытыми территориями и колониями, и заявили, что, согласно проведенным им точным подсчетам, Молукки, главный источник пряностей для Португалии, находятся, вопреки подписанному между двумя монархиями при посредничестве Папы Римского соглашению в Тордесильяс, на территории, отведенной Испании. Так что возникшую «оплошность» надо бы исправить.

Впоследствии, к счастью для португальцев, выяснилось, что Фалейру ошибся. А пока что местные авторитеты колониальных и торговых дел выслушали пламенные речи португальца-эмигранта со скептицизмом, советуя поискать слушателей в иных местах. И все же один из руководителей этой серьезной организации по имени Хуан де Аранда решил лично побеседовать с португальцем и после некоторых раздумий нашел его доводы не лишенными смысла, особенно если учесть будущие скромные 20% от прибыли.

Последующие месяцы напоминали медленное и целенаправленное карабканье по длинной лестнице государственного аппарата, с последовательным проникновением во все более высокие апартаменты. В начале 1518 г. Аранда устроил для Магеллана аудиенцию у императора Карла в Вальядолиде. Доводы португальца и его фактического компаньона Фалейру были убедительными, тем более он утверждал, что Молукки, по его расчетам, находятся всего в нескольких сотнях миль от испанской Панамы. Карл был воодушевлен и 8 марта 1518 г. подписал указ о подготовке к экспедиции.

Магеллан и Фалейру были назначены ее руководителями со званиями генерал-капитанов. В их распоряжение должны были предоставить 5 кораблей с экипажами – около 250 человек. Кроме того, португальцам была обещана прибыль от предприятия в размере одной пятой части. Приготовления начались вскоре после подписания указа, однако продолжались очень долго. Причин было несколько. В первую очередь это было нестабильное финансирование. Во-вторых, у многих не вызывал восторга тот факт, что руководителями столь масштабного проекта были назначены португальцы, с чьей родиной у Испании были очень сложные отношения. В-третьих, чувствуя себя в роли специалистов, чье мнение обошли вниманием, сеньоры из Совета Индий начали саботировать подготовку к экспедиции.

Нельзя забывать и о засучившей рукава армии поставщиков и подрядчиков, которые улучшали в меру сил собственное благополучие за счет поставки не совсем качественного провианта, снаряжения и материалов. Все корабли, готовящиеся к отплытию, оказались по «досадной случайности» отнюдь не новыми. Португальские власти тоже, как могли, саботировали мероприятие. При дворе короля Мануэла I даже серьезно обсуждался вопрос убийства Магеллана, однако от этой затеи благоразумно отказались. Компаньон мореплавателя астроном Фалейру, почуяв, какие ветры начинают дуть в еще не натянутые паруса каравелл, счел за благо разыграть сумасшествие и остаться на берегу. На место заместителя Магеллана был назначен Хуан де Картахена, с которым будет еще много хлопот, включая мятеж.

Несмотря на все препоны, подготовка продолжалась. Душой всего предприятия был Фернан Магеллан. Своим флагманским кораблем он избрал 100-тонный «Тринидад». Кроме него в состав эскадры входили 120-тонный «Сан-Антонио» (капитан Хуан де Картахена, по совместительству королевский контролер экспедиции), 90-тонный «Консепсьон» (капитан Гаспар Кесада), 85-тонная «Виктория» (Луис Мендоса) и самый маленький, 75-тонный «Сантьяго» (под командованием Хуана Серано). Личный состав экипажей составлял 293 человека, включая 26 человек, которые были приняты на борт сверх штата. Один из них, итальянский дворянин Антонио Пигафетта, составит впоследствии подробное описание одиссеи.

Точное число участников плавания до сих пор вызывает споры. Часть матросов были португальцами – вынужденная мера, поскольку их испанские коллеги не спешили записываться в экипажи. Были представители и других национальностей. На корабли погрузили провиант из расчета двух лет плавания и некоторое количество товаров для торговли с туземцами. Кроме того, на случай плохих взаимоотношений с местным населением имелось 70 корабельных пушек, 50 аркебуз, арбалеты и около сотни комплектов доспехов.

10 августа 1519 г. эскадра отвалила от причалов Севильи и по реке Гвадалквивир спустилась к порту Санлукар-де-Баррамеда. Здесь в ожидании благоприятных ветров пять каравелл простояли почти месяц. Магеллану было чем заняться – уже на первой стадии похода часть продовольствия оказалось испорченной, и его пришлось спешно заменить. Наконец, во вторник 20 сентября 1519 г. эскадра покинула берега Испании и взяла курс на юго-запад. Никто из находившихся на борту первопроходцев не подозревал, каким долгим будет их путь.

Атлантика и заговор

Спустя шесть дней после отплытия флотилия прибыла в Тенерифе на Канарских островах и простояла тут почти неделю, пополняя запасы воды и провизии. Тут Магеллан получил две неприятные . Первую из них, привезенную пришедшей из Испании каравеллой, отправили капитан-генералу его друзья, сообщившие, что капитаны Картахена, Мендоса и Кесада составили заговор, целью которого было отстранить Магеллана от командования экспедицией из-за того, что тот был португальцем, и при сопротивлении убить его. Вторая новость поступила от поставщика соленой трески: король Португалии отправил в Атлантику две эскадры, чтобы перехватить корабли Магеллана.

Первое известие вызвало необходимость усилить наблюдение за ненадежными испанцами, второе вынуждало изменить путь следования и идти через океан несколько южнее намеченного маршрута, что удлиняло и без того не малый путь. Новый курс Магеллан проложил вдоль берегов Африки. Впоследствии выяснилось, что известие о португальских эскадрах оказалось ложным. Флотилия продвигалась на юг, а не на запад, как планировалось, вызывая недоумение у испанских капитанов, и без того раздраженных самим фактом его командования. Ближе к концу октября – началу ноября недовольство достигло апогея.

Первым, у кого сдали нервы, оказался Хуан де Картахена, капитан «Сан-Антонио». По приказу Магеллана корабли его флотилии должны были ежедневно подходить к флагманскому «Тринидаду» и рапортовать об обстановке. Во время этой процедуры Картахена назвал своего начальника не «капитан-генералом», как положено, а просто «капитаном». На замечание о необходимости следовать уставу капитан «Сан-Антонио» не отреагировал. Обстановка накалилась. Через несколько дней Магеллан собрал своих капитанов на борту флагманского корабля. Картахена начал кричать и требовать от руководителя экспедиции объяснений, почему флотилия идет не тем курсом. В ответ прекрасно осведомленный о настроениях среди некоторых своих подчиненных Магеллан схватил капитана «Сан-Антонио» за шиворот и объявил его мятежником, приказав посадить того под арест. Вместо него капитаном был назначен родственник Магеллана португалец Алвару Мишкита. Впрочем, Картахену отправили под арест не на флагманский корабль, а на «Консепсьон», где условия содержания были достаточно мягкими.

Вскоре флотилия вышла из полосы штилей и двинулась к берегам Южной Америки. 29 ноября 1519 г. с испанских кораблей, наконец, заметили столь желанную землю. Стремясь избежать встречи с португальцами, Магеллан вел свои корабли вдоль побережья на юг и 13 декабря бросил якорь в бухте Рио-де-Жанейро. Дав отдых утомившимся экипажам и отпраздновав Рождество, экспедиция двинулась дальше на юг, стремясь отыскать заветный пролив в Южное море.

Мятеж

В январе нового 1520 г. корабли Магеллана достигли устья огромной реки Ла-Плата, открытой в 1516 году Хуаном де Солисом. Португалец предполагал, что искомый пролив может находиться где-то в местных водах. На разведку был послан самый маленький и самый быстроходный корабль экспедиции – «Сантьяго». Вернувшись, капитан Хуан Серано сообщил, что никакого пролива отыскать не удалось.

Не потерявший уверенности Магеллан двинулся дальше на юг. Климат постепенно становился более умеренным – вместо первоначально встреченных на южноамериканском побережье тропиков теперь с кораблей наблюдали все более пустынную местность. Изредка попадающиеся индейцы с довольно примитивным укладом жизни не знали железа и, по-видимому, впервые видели белых людей. Опасаясь пропустить пролив, флотилия двигалась вдоль берега, а на ночь становилась на якорь. 13 февраля 1520 г. в бухте Баия-Бланка корабли попали в невиданную грозу, и на мачтах были замечены огни святого Эльма. Продвигаясь дальше на юг, европейцы повстречали большие стада пингвинов, которые были приняты ими за бесхвостых уток.

Погода портилась, все чаще становясь штормовой, температура понизилась, и 31 марта, достигнув тихой бухты, названной Сан-Хулиан (49° южной широты), Магеллан принял решение остаться в ней и зазимовать. Не забывая, что настроения на его флотилии далеки от спокойных, капитан-генерал разместил свои корабли следующим образом: четыре из них находились в бухте, а флагманский «Тринидад» встал на якорь у ее входа – на всякий случай. Для этого были веские причины – поиски прохода не давали результатов, впереди была неизвестность, и недоброжелатели Магеллана начали распространять мнение о необходимости вернуться в Испанию.

1 апреля, в Вербное воскресенье, на борту флагманского «Тринидада» был дан праздничный обед, на который были приглашены капитаны судов. Капитаны «Виктории» и «Консепсьона» на него не явились. В ночь на 2 апреля на флотилии начался мятеж. Сидевшего под стражей Хуана де Картахену выпустили на свободу. Без особого труда были захвачены «Виктория» и «Консепсьон». На «Сан-Антонио» был арестован назначенный туда Магелланом капитан Алвару Мишкита. Лишь маленький «Сантьяго» сохранил верность командующему экспедицией.

Соотношение сил, на первый взгляд, было очень неблагоприятным для капитан-генерала и его сторонников. Двум его кораблям противостояли три корабля мятежников. Однако Магеллан не только не растерялся, но и проявил решимость. Вскоре к «Тринидаду» прибыла лодка с письмом для руководителя экспедиции. Мятежные капитаны выставили в нем целую гору обвинений против Магеллана, который, по их мнению, поставил экспедицию на грань гибели. Они готовы были вновь ему подчиниться только лишь как первому капитану из равных, а не как «капитан-генералу», и то лишь в том случае, если флотилия немедленно вернется в Испанию.

Магеллан начал действовать незамедлительно. На «Викторию» с письмом к ее капитану Мендосе был отправлен преданный Магеллану альгвасил Гонсало Гомес де Эспиноса. Добравшись до «Виктории», он вручил Мендосе письмо и просьбу Магеллана прибыть на «Тринидад» для переговоров. Когда мятежник отказался и скомкал послание, Эспиноса нанес ему смертельный удар кинжалом. Сопровождающие офицера люди овладели «Викторией», которая вскоре встала на якорь возле флагмана и «Сантьяго». Ситуация для желающих вернуться в Испанию во что бы то ни стало резко ухудшилась.

Ночью «Сан-Антонио» попытался прорваться в море, однако его ждали. По кораблю дали залп из пушек, а его палуба была осыпана арбалетными стрелами. Перепуганные матросы поспешили обезоружить разъяренного Гаспара Кесаду и сдались. Находящийся на «Консепсьоне» Хуан де Картахена решил не играть с огнем и прекратил сопротивление. Вскоре состоялся суд, который объявил главарей мятежа и их активных пособников (около 40 человек) изменниками и приговорил их к смерти. Впрочем, Магеллан тут же их помиловал и заменил казнь каторжными работами в течение всей зимовки. Гаспара Кесаду, смертельно ранившего одного из преданных Магеллану офицеров, обезглавили, а труп четвертовали. Бывшие мятежники занимались общественно полезным трудом в виде рубки дров и откачивания воды из трюмов. Помилованный Картахена не успокоился и начал вновь вести контрэкспедиционную агитацию. Терпение Магеллана в этот раз оказалось исчерпанным, и королевский контролер был оставлен на берегу бухты вместе с активно помогавшим ему в пропаганде священником. Об их судьбе ничего не известно.

Пролив и Тихий океан

Мятеж остался позади, и стоянка в бухте Сан-Хулиан продолжилась. В начале мая Магеллан послал «Сантьяго» на юг для разведки, однако в штормовую погоду тот разбился о скалы у реки Санта-Крус, при этом погиб один матрос. С большим трудом экипаж вернулся к месту стоянки. Потерявшего свой корабль Хуана Серано поставили капитаном на «Консепсьон». 24 августа 1520 г. Магеллан покинул бухту Сан-Хулиан и прибыл в устье реки Санта-Крус. Там в ожидании хорошей погоды корабли простояли до середины октября. 18 октября флотилия покинула место стоянки и двинулась на юг. Перед выходом Магеллан сообщил своим капитанам, что будет искать проход в Южное море до 75° южной широты, а в случае неудачи повернет на восток и двинется к Молуккским островам вокруг мыса Доброй Надежды.

21 октября, наконец, был обнаружен узкий проход, ведущий вглубь материка. Отправленные на разведку «Сан-Антонио» и «Консепсьон» попали в бурю, но смогли укрыться в бухте, из которой в свою очередь вел новый пролив – дальше, на запад. Разведчики вернулись с новостью о возможном проходе. Вскоре флотилия, войдя в открытый пролив, оказалась в хитросплетении скал и узких проходов. Через несколько дней у острова Доусон Магеллан заметил два канала: один шел в юго-восточном направлении, другой – в юго-западном. В первый были отправлены «Консепсьон» и «Сан-Антонио», во второй – лодка.

Лодка вернулась через три дня с радостной вестью: была замечена большая открытая вода. «Тринидад» и «Виктория» вошли в юго-западный канал и простояли на якорях четыре дня. Перейдя на прежнее место стоянки, они обнаружили только «Консепсьон». «Сан-Антонио» исчез. Длившиеся несколько дней поиски результатов не дали. Только впоследствии вернувшиеся на родину на «Виктории» выжившие члены экспедиции узнали о судьбе этого корабля. На его борту вспыхнул возглавляемый офицерами мятеж. Преданного Магеллану капитана Мишкиту заковали в кандалы, и «Сан-Антонио» повернул в обратный путь. В марте 1521 г. он вернулся в Испанию, где мятежники объявили Магеллана изменником. Поначалу им поверили: супругу капитан-генерала лишили денежного содержания, и за ней был установлен надзор. Всего этого Магеллан не знал – 28 ноября 1520 г. его корабли, наконец, вышли в Тихий океан.

Острова, туземцы и смерть Магеллана


Хуан Себастьян Элькано

Началось долгое плавание по Тихому океану. Стремясь поскорее вывести корабли из холодных широт, Магеллан вел их сначала строго на север, а через 15 дней повернул на северо-запад. Преодоление столь обширной водной акватории длилось почти четыре месяца. Погода стояла хорошая, что и дало повод назвать этот океан Тихим. За время плавания экипажи испытали невероятные трудности, связанные с острой нехваткой провизии. Часть ее испортилась и стала непригодной. Свирепствовала цинга, от которой скончались 19 человек. По иронии судьбы флотилия прошла мимо островов и архипелагов, в том числе и населенных, лишь только два раза пристав к маленьким необитаемым клочкам суши.

6 марта 1521 г. были замечены два больших острова – Гуам и Рота. Местное население показалось европейцам дружелюбным и вороватым. На берег была высажена карательная экспедиция, уничтожившая нескольких туземцев и предавшая огню их поселение. Через несколько дней флотилия достигла Филиппинского архипелага, хорошо, впрочем, известного китайским мореходам. 17 марта корабли бросили якорь у необитаемого острова Хомонхом, где было оборудовано нечто вроде полевого госпиталя для больных членов экипажа. Свежая провизия, овощи и фрукты позволили людям быстро восстановить свои силы, и экспедиция продолжила путь уже среди многочисленных островов.

На одном из них раб Магеллана еще с португальских времен малаец Энрике встретил людей, язык которых он понимал. Капитан-генерал понял, что Острова Пряностей где-то неподалеку. 7 апреля 1521 г. корабли достигли гавани города Себу на одноименном острове. Тут европейцы нашли уже культуру, хоть и сильно отстающую от них в техническом отношении. У местных жителей были обнаружены изделия из Китая, а повстречавшиеся арабские купцы рассказали много интересного о местных землях, которые были хорошо известны и арабам, и китайцам.

На островитян испанские корабли произвели огромное впечатление, и правитель Себу раджа Хубомон, подумав, решил отдаться под покровительство далекой Испании. Для облегчения процесса он, его семья и ближайшие приближенные приняли крещение. Закрепляя успех и желая показать новым союзникам мощь европейского , Магеллан вмешался в междоусобный конфликт с правителем острова Мактан.

В ночь на 27 апреля 1521 г. Магеллан и 60 европейцев вместе с союзными туземцами отправились на лодках к непокорному островку. Из-за рифов корабли не смогли подойти близко к берегу и поддержать десантный отряд огнем. Спутников Магеллана встретили превосходящие силы – туземцы осыпали европейцев стрелами и обратили их в бегство. Сам Магеллан, прикрывавший отход, был убит. Кроме него погибли еще 8 испанцев. Престиж «покровителей» упал до опасно низкой отметки. Их авторитет просто рухнул после неудачной попытки выкупить тело Магеллана у оказавшихся не такими уж сговорчивыми туземцев. Удрученные потерей капитана, испанцы решили уходить из Себу.

К этому времени в обмен на ткани и железные изделия им удалось наторговать большое количество пряностей. Местный раджа, узнав о намерении «покровителей» уйти, гостеприимно пригласил их командующих (экспедицией командовал теперь Хуан Серано и шурин Магеллана Дуарте Барбоза) на прощальный пир. Пиршество плавно переросло в запланированную заранее резню – все гости были убиты. Такой поворот событий ускорил уход кораблей экспедиции, в рядах которой осталось 115 человек, большинство из них были больны. Обветшалый «Консепсьон» вскоре был сожжен, и на ходу у измученных путешественников остались лишь «Тринидад» и «Виктория».

Несколько месяцев блуждая в неизвестных для них водах, в ноябре 1521 г. испанцы достигли, наконец, Молуккских островов, где в изобилии смогли закупить пряности, благо товары для обмена уцелели. Достигнув цели после долгих мытарств и трудностей, оставшиеся в живых участники экспедиции решили для верности разделиться, чтобы хоть один из кораблей добрался до испанской территории. Отремонтированный на скорую руку «Тринидад» должен был отправиться в Панаму под командованием Гонсало Эспиносы. Второму, «Виктории» под командованием баска Хуана Себастьяна Элькано, предстояло вернуться в Европу, идя маршрутом вокруг мыса Доброй Надежды. Судьба «Тринидада» оказалась трагичной. Наткнувшись по пути на полосу встречных ветров, он был вынужден вернуться на Молуккские острова и оказался захвачен португальцами. Лишь немногие из его экипажа, пережив тюрьму и каторгу, вернулись на родину.


Реплика каракки «Виктория», построенная чешским мореплавателем Рудольфом Краутшнайдером

Путь «Виктории», начавшийся 21 декабря 1521 года, был долгим и драматичным. Первоначально на ее борту было 60 человек экипажа, включая 13 малайцев. 20 мая 1522 г. «Виктория» обогнула мыс Доброй Надежды. К моменту нахождения в уже знакомой Атлантике личный состав «Виктории» сократился до 35 человек. Ситуация с провиантом была критическая, и Элькано был вынужден зайти на принадлежавшие Лиссабону Острова Зелёного Мыса, выдав себя за португальцев. Тут выяснилось, что, путешествуя с запада на восток, моряки «потеряли» один день. Обман был раскрыт, и на берегу остались арестованными 13 матросов.

6 сентября 1522 года «Виктория» достигла устья Гвадалквивира, совершив кругосветное путешествие. Некоторое время рекорд Магеллана оставался непобитым, пока это не сделал один джентльмен, подданный королевы Елизаветы, чья экспедиция вовсе не походила на торговую или научную.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Вопреки распространенному мнению, лично Фернан Магеллан не обогнул земной шар, хотя очень старался. И тем более он не ставил перед собой цели осуществить кругосветное путешествие. Фернан целенаправленно шел за пряностями – золотом 16 века, а все остальное ему было неинтересно. Он хотел добраться до них самым коротким путем, и, по его мнению, направление на Америку было именно таким.

Сначала Фернан пытался заинтересовать португальцев. В качестве основного аргумента фигурировали Молуккские острова, где было много дешевых пряностей. Магеллан бывал там два раза и не понаслышке знал о коммерческой выгоде этого рейса, причем он предлагал добираться к ним со стороны новооткрытой Америки. Но португальский король предпочел не вдаваться в авантюры и продолжать использовать классический, хоть и опасный маршрут через Атлантический и Индийский океаны. Фернан в поисках более сговорчивого короля отправился в Испанию.

Испанец оказался восприимчивым к аргументам морского волка и дал добро на снаряжение экспедиции. 20 сентября 1519 года – историческая дата старта кругосветной регаты под руководством Фернана Магеллана – из порта Санлукар-де-Баррамеда вышла флотилия из пяти кораблей и 256 человек.


Реконструкция каравеллы “Виктория”

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается «Конспесьон», но от «Сан-Антонио» нет известий. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад, а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Не готовая к такому переходу экспедиция испытывала огромные лишения.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а возможно он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен ещё один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха.

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился. На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю.

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Места были цивилизованные, и с европейцев даже попытались взять торговую пошлину. Испанцы отказались платить, а оказавшийся в городе мусульманский купец посоветовал радже не воевать с европейцами, и требование было снято.

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей.

Смерть Фернана Магеллана. Рисунок 1860 г.

Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть Хумабона. Магеллан организовал против него военную экспедицию. Он хотел наглядно продемонстрировать местным жителям мощь Испании. Сражение оказалось неподготовленным. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём. Во время нахождения европейцев на Себу местные жители имели возможность изучить европейское оружие и его слабые стороны. Они быстро двигались, не давая европейцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами ноги. Когда испанцы начали отступать, Магеллан был убит.

Памятник Фернану Магеллану, остров Макатан

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весть командный состав. Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии.

«Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым количеством островитян-малайцев (почти все они погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились»), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Но после ареста 13 человек, отправившихся за продовольствием, «Виктория» в спешном порядке направились дальше.

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблём флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля Тринидад были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму в 350 тысяч золотых дукатов. В 1523 году был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции - венецианца Антонио Пигафетты.

Тестовые задания.

1. Фернан Магеллан был

а) испанцем на службе у короля Португалии

б) португальцем на службе у короля Испании

в) итальянцем на службе у короля Испании

г) французом на службе у короля Португалии

2. Пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим, Фернан Магеллан назвал

а) проливом Дрейка

б) Магеллановым проливом

в) проливом Всех Святых

г) Беринговым проливом

3. Экспедиция Фернана Магеллана обогнула земной шар, двигаясь всё время

а) с запада на восток

б) с востока на запад

в) справа налево

г) слева направо

4. Первое кругосветное плавание продолжалось

а) 3 года

5. Капитана, который первым провёл свой корабль вокруг света, звали

а) Фернан

г) Альварес

6. Перечислите географические объекты в порядке их достижения экспедицией Фернана Магеллана. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу.

а) Индийский океан

б) Филиппинские острова

в) экватор

г) Тихий океан

Тематический практикум.

Перед вами пять отрывков из записей спутника Магеллана Антонио Пигафетты, которые он сделал в виде письма своему покрови-телю синьору Филиппу де Вилье Лиль Адану. Расставьте их в нуж-ном порядке и ответьте на вопросы.

а) В среду 28 ноября 1520 года мы выбрались из этого пролива и по-грузились в просторы Тихого моря. В продолжение трёх месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы пи-тались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, сме-шанная с червями. Мы часто питались древесными опилками.

б) Мы добрались до Мактана за три часа до рассвета. Как только на-ступило утро, сорок девять человек наших бросились в воду, ко-торая доходила им до бёдер. Пришлось проплыть расстояние свы-ше двух выстрелов из самострела, прежде чем добраться до бере-га. Из-за подводных скал лодки не могли подойти к берегу ближе. Когда мы добрались до берега, туземцы числом свыше 1500 чело-век выстроились в три отряда. Увидев нас, они кинулись на нас с невероятными криками, два отряда обрушились на наши фланги, а один — с фронта.

в) Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бам-буковыми копьями и начали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили истинного вождя. Он всё время оборачивался на-зад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться на лодки. По-лагая, что он умер, мы, раненные, отступили, как только было воз-можно, к лодкам, которые сразу же двинулись в путь.

г) Ваше сиятельство, слава о столь благородном капитане не изгла-дится из памяти в наши дни. В числе других добродетелей он отли-чался такой стойкостью в величайших превратностях, какой ни-кто никогда не обладал. Он переносил голод лучше, чем все другие, безошибочнее, чем кто бы то ни было в мире, умел он разбираться
в навигационных картах. И то, что это так и есть на самом деле, оче-видно для всех, ибо никто другой не владел таким даром и такой вдумчивостью при исследовании того, как должно совершать кру-госветное плавание, каковое он почти и совершил.

д) Услыхав, что в городе Севилье снаряжён отряд в составе пяти ко-раблей для добычи пряностей на Молуккских островах под началь-ством капитан-генерала Фернана ди Магальянша (Магеллана), я от-правился туда из города Барселоны, везя с собой много благожела-тельных писем. Целых три месяца я провёл в Севилье в ожидании, пока упомянутый флот готовился к плаванию, и, когда наконец наступил срок отправления, путешествие началось при чрезвычайно счастливых предзнаменованиях.

д а б в г

1. Сколько раз экспедиция Магеллана пересекла экватор?

Плавание было кругосветным, экватор пересекал 4 раза.

2. Что в приведённых отрывках даёт основание считать оценку, ко-торую дал Пигафетта Фернану Магеллану, справедливой?

Был известным военным и моряком. Португалец, сумел завоевать расположение испанского короля. Который разрешил собрать кругосветную экспедицию. Деньги на экспедицию дали испанские купцы, поверив Магеллану, что путешествие будет прибыльным. Подавил бунт испанских капитанов. Имел авторитет среди всех моряков экспедиции. Сумел рассчитать путь через океан. Нашел пролив соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Отважно сражался и погиб в битве с туземцами. Экспедиция принесла огромную прибыль, во много раз превышающую затраты.

Магелланов пролив- пролив, разделяющий архипелаг Огненная Земля и континентальную Южную Америку.

4. Сколько дней продолжалось плавание через Тихий океан?

Почти 4 месяца, около 111 дней. 28 ноября вышел с 3 кораблями в неизвестный океан (назвал его Тихим из-за погоды), а 15 марта экспедиция подошла к большому Филиппинскому архипелагу.

Картографический практикум.

Проследите по карте путь экспедиции Фернана Магеллана и назо-вите географические объекты, через которые он проходил.

2 - Атлантический океан.

4 - Пролив всех Святых.

5 - Тихий океан.

6 - Филиппинские острова.

9 - Индийский океан.


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.


Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое.
Магеллану удалось пройти только половину пути.

Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье.

В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия «Возвращение «Виктории». Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди - их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии - небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» - вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, - в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам - и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью.в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии - «Консепсьоне».

20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира - капитана «Консепсьона» Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова - уже в который раз - пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому «Консепсьон» сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна - «Викторию» и «Тринидад». Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из «островов Пряностей» - Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле - «Виктории», капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а «Тринидад» оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же «Виктория» 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом - земной шар с латинской надписью: «Ты первый обогнул меня». И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог «поделить» между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне «земного яблока». И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором «могли бы разместиться все флоты мира». Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд - он уже видел себя адмиралом армады - и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел «высочайший отказ» на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим «земное яблоко», не пропадешь и у дьявола в пасти - рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца «Ла мунейра». Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

3. Несчастья главного кормчего

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано - главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным - лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты - пажа Элькано и летописца экспедиции, - у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

Точная копия корабля «Виктория»
.

Ночью на флотилию обрушился страшный шторм. Разбушевавшиеся волны заливали судно до середины мачт, и оно едва держалось на четырех якорях. Элькано понял, что все потеряно. Его единственной мыслью было теперь спасти команду. Он приказал посадить судно на мель. На «Санкти-Эспиритус» началась паника. Несколько солдат и матросов в ужасе бросились в воду; все утонули, кроме одного, который сумел добраться до берега. Затем на берег переправились остальные. Удалось спасти часть провизии. Однако ночью буря разыгралась с прежней силой и окончательно разбила «Санкти-Эспиритус». Для Элькано - капитана, первого кругосветного мореплавателя и главного кормчего экспедиции - крушение, тем более по его вине, явилось большим ударом. Никогда еще Элькано не находился в столь тяжелом положении. Когда буря окончательно стихла, капитаны других судов послали за Элькано лодку, предложив ему вести их по Магелланову проливу, поскольку он здесь бывал и раньше. Элькано согласился, но взял с собой только Урданету. Остальных моряков он оставил на берегу…

Но неудачи не оставляли измученную флотилию. С самого начала один из кораблей чуть не наскочил на камни, и лишь решимость Элькано спасла судно. Через некоторое время, Элькано послал Урданету с группой матросов за оставленными на берегу моряками. Вскоре у группы Урданеты иссякли запасы провизии. Ночью стояли сильные холода, и люди вынуждены были зарываться по горло в песок, что тоже согревало мало. На четвертый день Урданета и его спутники подошли к погибающим на берегу от голода и холода морякам, и в тот же день в устье пролива вошли корабль Лоайсы, «Сан-Габриэль» и пинасса «Сантьяго». 20 января они присоединились к остальным судам флотилии.

ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО
.

5 февраля снова разразился сильный шторм. Судно Элькано укрылось в проливе, а «Сан-Лесмес» было отброшено бурей дальше на юг, до 54° 50′ южной широты, то есть подошло к самой оконечности Огненной Земли. Южнее в те времена не заходил ни один корабль. Еще немного, и экспедиция смогла бы открыть путь вокруг мыса Горн. После шторма выяснилось, что адмиральский корабль сидит на мели, и Лоайса с командой покинул судно. Элькано немедленно отрядил на помощь адмиралу группу лучших моряков. В тот же день дезертировала «Анунсиада». Капитан судна де Вера решил самостоятельно добираться до Молукк мимо мыса Доброй Надежды. «Анунсиада» пропала без вести. Несколько дней спустя дезертировал и «Сан-Габриэль». Оставшиеся суда вновь вернулись в устье реки Санта-Крус, где моряки занялись ремонтом изрядно потрепанного бурями адмиральского корабля. В иных условиях его пришлось бы вообще оставить, но теперь, когда флотилия потеряла три крупнейших корабля, этого уже нельзя было себе позволить. Элькано, который по возвращении в Испанию критиковал Магеллана за то, что тот задержался в устье этой реки на семь недель, теперь сам вынужден был провести здесь пять недель. В конце марта кое-как подлатанные корабли снова направились к Магелланову проливу. В составе экспедиции были теперь только адмиральский корабль, две каравеллы и пинасса.

5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

Началась паника, многие матросы бросились к лодке, не обращая внимания на Лоайсу, осыпавшего их ругательствами. Пожар все же удалось потушить. Флотилия шла дальше через пролив, по берегам которого на высоких горных вершинах, «таких высоких, что казалось, они простираются до самого неба», лежали вечные голубоватые снега. Ночью по обоим берегам пролива горели костры патагонцев. Элькано уже были знакомы эти огни по первому плаванию. 25 апреля суда снялись с якоря со стоянки Сан-Хорхе, где они пополнили запасы воды и дров, и вновь отправились в трудное плавание.

И там, где с оглушительным ревом встречаются волны обоих океанов, на флотилию Лоайсы снова обрушился шторм. Корабли стали на якорь в бухте Сан-Хуан де Порталина. На берегу бухты возвышались горы высотой несколько тысяч футов. Было страшно холодно, и «никакая одежда не могла нас согреть», - пишет Урданета. Элькано все время находился на флагманском судне: Лоайса, не имея соответствующего опыта, всецело полагался на Элькано. Переход через пролив продолжался сорок восемь дней - на десять дней больше, чем у Магеллана. 31 мая подул сильный северо-восточный ветер. Все небо было затянуто тучами. В ночь с 1 на 2 июня разразилась буря, самая страшная из бывших до сих пор, разметавшая все суда. Хотя погода потом улучшилась, им уже не суждено было встретиться. Элькано с большинством команды «Санкти-Эспиритус» находился теперь на адмиральском корабле, где было сто двадцать человек. Две помпы не успевали откачивать воду, опасались, что судно в любую минуту может затонуть. В общем океан был Великим, но отнюдь не Тихим.

4. Кормчий умирает адмиралом

Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, - пишет Урданета, - мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, - пишет Урданета, - из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда - Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала - должность, которой он безуспешно добивался два года назад, - был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

«Понедельник, 6 августа. Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян де Элькано». Так отметил Урданета в своем дневнике смерть великого мореплавателя.

Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.

МОНУМЕНТ В ЧЕСТЬ ЭЛЬКАНО В ГЕТАРИИ
.

Источенный червями, истерзанный бурями и штормами одинокий корабль продолжал свой путь. Команда, по словам Урданеты, «была страшно измучена и истощена. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из нас не умирал.

Поэтому мы решили, что лучшее для нас - идти к Молуккам». Тем самым они отказались от смелого замысла Элькано, собиравшегося осуществить мечту Колумба - достичь восточного побережья Азии, следуя кратчайшим путем с запада. «Я уверен, что если бы Элькано не умер, мы не достигли бы так скоро Ладронских (Марианских) островов, потому что его всегдашним намерением были поиски Чипансу (Японии)», - пишет Урданета. Он явно считал план Элькано слишком рискованным. Но человек, впервые обогнувший «земное яблоко», не знал, что такое страх. Но не знал он также и то, что через три года Карл I уступит за 350 тысяч золотых дукатов свои «права» на Молукки Португалии. Из всей экспедиции Лоайсы уцелели лишь два судна: «Сан-Габриэль», после двухлетнего плавания добравшийся до Испании, и пинасса «Сантьяго» под командой Гевары, прошедшая вдоль тихоокеанского берега Южной Америки до Мексики. Хотя Гевара видел только один раз побережье Южной Америки, его плавание доказало, что берег нигде не выступает далеко на запад и Южная Америка имеет форму треугольника. Это было самым важным географическим открытием экспедиции Лоайсы.

Гетарии, на родине Элькано, у входа в церковь стоит каменная плита, полустершаяся надпись на которой гласит: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле «Виктория». В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве и Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света». А на глобусе в музее Сан-Тельмо обозначено место, где умер Элькано, - 157º западной долготы и 9º северной широты.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.