Какой архитектурный стиль выдержан при постройке кремля. Потайные ходы в Московском Кремле. Московский Кремль - история и архитектура

Архитектура Московского Кремля позволяет получить полное представление о том, как изначально был устроен центр российской столицы. включает в себя храмы, площади, палаты, здания. Сегодня все это достопримечательности, посмотреть на которые приезжают гости и туристы со всех уголков России и из-за границы.

Строительство Кремля

Архитектура Московского Кремля сформировалась в конце XV века. Основные башни и стены были построены в 1485-1495 годах. Был использован красный кирпич и белый камень на известковом растворе. Стоит отметить, что местные мастера были недостаточно квалифицированы для таких работ. Поэтому пригласили иностранных специалистов. Иван III нанял для строительства московского Кремля архитекторов из Италии.

Однако некоторые башни возвели все-таки русские мастера. Дело в том, что их форма напоминает характерные деревянные сооружения. Как известно, в то время плотничное искусство на Руси достигло своего совершенства, чему способствовал сам универсальный материал, а работа постоянно требовалась, так как периодически крупные пожары уничтожали все постройки. Чтобы избежать этого, при строительстве московского Кремля был использован камень.

Успенский собор

Одно из основных зданий этого архитектурного ансамбля - Успенский собор. Он возведен на месте первого каменного собора в еще Иваном Калитой в первой половине XIV века. Архитектуру московского Кремля во многом определяет это сооружение.

Собор начали возводить в 1475 году. За образец взяли аналогичное культовое сооружение во Владимире XII века. Таким образом, в очередной раз подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к Владимиру, который ранее считался одним из главных городов Руси.

На протяжении последующих 400 лет это был главный храм на Руси. Именно здесь венчали на царство всех правителей. Главный вход располагается со стороны Соборной площади. Вход в этот Кремля как бы охраняет архангел Михаил, фигура которого изображена над аркой. Еще выше богоматерь с младенцем.

Иконостас, который мы можем сегодня увидеть в Успенском соборе, выполнили иконописцы Троице-Сергиевой лавры в середине XVII века.

В годы Отечественной войны 1812 годы здания Московского Кремля были подвергнуты разграблению и опустошению. Не стал исключением и этот собор. Часть награбленного у французов потом отбили русские казаки.

Благовещенский собор

Архитектуру Московского Кремля нельзя представить без Благовещенского собора. Он находится в юго-западной части Соборной площади. Его построили в конце XV века. Работы выполняли псковские мастера.

В период правления Ивана Грозного была пристроена паперть с высоким крыльцом из белого камня.

Этот храм Московского Кремля построен в традициях раннего московского зодчества. Сегодня большой интерес представляет стенопись собора, которая появилась в начале XVI века. Основная заслуга принадлежит артели художников, которой руководили Феодосий и его сын Дионисий. Много сюжетов на тему Апокалипсиса. Также можно встретить и светские мотивы. Например, русских князей и византийских императоров.

Уникален пол этого собора. Его выложили специальной плиткой из драгоценной агатовидной яшмы.

Архангельский собор

Этот собор в стенах Московского Кремля появился в начале XVI века. Его возводил приглашенный итальянский архитектор Алевиз Новый. При этом он следовал традициям русского зодчества. Черты итальянского Возрождения просматриваются только в богатой отделке храма.

Его строительство велось на месте древнего Архангельского собора, который возвел Иван Калита в XIV веке, в память об избавлении столицы от повального голода. Его разобрали из-за тесноты, освободив место для более просторного храма.

Собор венчают пять куполов. Центральный позолочен, а боковые просто покрашены серебряной краской. В стиле итальянского Возрождения выполнены резные белокаменные порталы.

Во время захваты столицы Наполеоном здесь располагался винный склад. На алтаре французы устроили кухню, а все ценности расхитили.

Церковь Ризоположения

Примечательна и небольшая церковь, построенная отечественными мастерами в конце XV века. Она появилась на месте старой деревянной церкви Ризоположения, которую построили после того, как татары отступили от Москвы.

В 1451 году они подошли вплотную к городу, но не стали его штурмовать, а отступили, бросив все награбленное. Православная церковь придала этому религиозное значение, посчитав за чудо. В действительности татары отступили из-за политических разногласий между военачальниками.

Новая церковь серьезно пострадала от пожара в 1737 году. Ее восстанавливал архитектор Мичурин.

Оружейная палата

Палаты Московского Кремля сегодня представляют большой интерес для туристов. Первые упоминания о ценностях, которые сегодня находятся в Оружейной палате, можно встретить в 1339 году. Еще во времена Ивана Калиты началось формирование княжеских сокровищ. Среди них были украшения, посуда, церковные сосуды, дорогая одежда и оружие.

В конце XV века здесь разместился один из центров российских художественных ремесел. К тому же сюда свозили дары от иноземных посольств. Жемчуг, парадную конскую упряжь.

К 1485 году казна разрослась настолько, что было решено построить отдельное двухэтажное каменное здание между Благовещенским и Архангельским соборами. Оно получило название казенный двор.

Грановитая палата

Грановитая палата Московского Кремля - одна из немногих частей дворца, которые сохранились со времен Ивана III. Это был его парадный тронный зал. Это самое древнее гражданское каменное строение в Москве.

Ее построили за 4 года рус ские мастера при помощи приглашенных итальянцев - Пьетро Солари и Марко Руффо.

Палата представляет собой квадратный зал, в котором опираются на столб в центре помещения. Зал высотой 9 метров освещается за счет грамотно расположенных 18 окон, а также четырьмя массивными люстрами. Общая площадь Грановитой палаты Московского Кремля почти 500 квадратных метров.

В конце XVI века ее стены расписали церковными и библейскими сюжетами. Столетиями именно здесь отмечались самые важные события в истории Русского государства. Тут принимались иностранные посольства и делегации, заседал Земский собор. Регулярно в Грановитой палате отмечали победы русского оружия. Например, Иван Грозный праздновал а Петр I победу при Полтаве над шведами.

Красная площадь

Красная площадь Московского Кремля появилась в XV столетии. Сегодня это один из символов не только столицы, но и страны, ее визитная карточка.

Ее заложил Иван III, повелевший снести все деревянные постройки вокруг Кремля. Так как они всерьез угрожали ему пожаром. Это место, по его распоряжению, отвели под торговлю. Поэтому первоначально Красная площадь называлась Торг. Правда, это продолжалось недолго.

Уже в XVI веке ее переименовали в Троицкую. Из-за расположенной поблизости церкви Святой Троицы. Позже на ее места появился собор Василия Блаженного. Судя по документам, в XVII веке площадь называлась Пожар. При этом стоит не забывать интересную топонимическую особенность Древней Руси. В то время один и тот же объект одновременно мог иметь несколько официальных названий.

Красная площадь официально так стала называться только в XIX веке. Хотя в некоторых документах это название встречается еще в XVII веке. Смысл этого названия, согласно словарю Владимира Даля, состоит в том, что у наших предков слово "красный" обозначало красивый, превосходный.

На протяжении веков на примере Красной площади можно проследить, как изменялся московский Кремль. В XV веке здесь появилась со знаменитыми башнями - Сенатской, Спасской и Никольской. В XVI веке храм Василия Блаженного и Лобное место. В XIX веке - Исторический музей, Верхние торговые ряды, которые сейчас называются ГУМом, памятник Минину и Пожарскому. XX век принес на Красную площадь Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены.

Храм Василия Блаженного

Этот храм построили в середине XVI века. Возвели его в честь взятия русскими войсками Казани. Здание представляет собой грандиозное сооружение из 9 столпов, которые возвышаются над цокольным этажом, соединяясь между собой галереей. Объединяет композицию центральный столп, который увенчивают шатры с декоративной главкой наверху. Многие специально приезжают в Москву, чтобы своими глазами увидеть этот храм.

Восемью столпами окружен центральный шатер. Все остальные завершаются главами в форме луковиц.

Со стороны Спасской башни два крыльца ведут на террасу храма. Оттуда же можно попасть на обходную галерею. Туристов и жителей столицы до сих пор впечатляет расцветка храма, даже несмотря на то, что она была выполнена несколько столетий назад. Расписали храм Василия Блаженного настоящие мастера. Они применяли исключительно естественные цвета в сочетании с белым камнем и красным кирпичом. Из последних выполнены самые мелкие детали. Яркая роспись была выполнена в XVII веке. Когда появились более поздние пристройки, то в них поместили колокольню и придел храма на северо-востоке. До нашего времени дошли имена зодчих, которые возводили это знаковое культовое сооружение. Их звали Посник и Барма.

Статья, опубликованная в сборнике "Архитектурное наследство" № 47 (М., URSS, 2007). Написал я ее в 2005-м, с тех пор матералов по данной теме существенно прибавилось. По большому счету, статью бы переделать и дополнить, но это целая отдельная работа. Так что пусть пока будет так, как есть.

Церковь Воскресения Христова в Тезине (г. Вичуга). Фото автора, 2001 г.

А.В.Слезкин
Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля

Роль соборов Московского Кремля как образцов для возведения крупных городских и монастырских храмов в XVI - XVII вв. общеизвестна. Это отвечало средневековому методу ориентации на иконографический прототип. С переносом столицы в Петербург кремлевские святыни лишь на короткий период утеряли былую значимость. Уже при Елизавете, на волне подъема национальных чувств, петербургская архитектура вновь обращается к традиционным формам русского храмостроения, ориентируясь прежде всего на образ Успенского собора. Творение Аристотеля Фиораванти воспринималось культурой Нового времени в качестве духовного и государственного символа, ценнейшей реликвии, продолжавшей выполнять свою историческую миссию. Как известно, Успенский собор, будучи сокровищницей особо почитаемых святынь, оставался местом коронации российских монархов. Под его сводами власть обретала высшую легитимность. К тому же главный собор Москвы был памятником становления централизованного Русского государства.

Соединение этих функций сделало собор своеобразным архитектурным идеалом, узнаваемые черты которого интерпретировались на протяжении XVIII - XIX вв. сообразно господствующим художественным стилям. Так, ориентация на пятиглавие Успенского собора стала программной для барочного храмостроительства елизаветинского периода. В эпоху историзма подражание образцу обретает более конкретные формы - не только на типологическом уровне, но и по линии воспроизведения характерных архитектурных особенностей. В контексте кремлевской темы представляет интерес один из больших храмов главного творца николаевского «русско-византийского стиля» К.А.Тона – собор Владимирской иконы Богоматери Задонского Богородицкого монастыря (1845 - 1853 гг.). В целом его архитектурный облик близок к храму Христа Спасителя в Москве, однако шестистолпная структура, проявленная на северном и южном фасадах четырьмя пряслами и соответствующими им закомарами, явно восходит к Успенскому собору Кремля.

Со второй трети XIX в. тема московских святынь начинает активно звучать в архитектурном пространстве Петербурга. Оторванность европеизированной столицы от коренной России болезненно ощущалась именно в этот период напряженных поисков национального стиля. С николаевского времени в Петербурге начинается масштабное строительство храмов, призванных придать городу на Неве выраженный «русский» колорит. Некоторые очень важные в градостроительном и архитектурном плане сооружения программно уподоблялись знаменитым московским прототипам. Таким способом северная столица словно стремилась компенсировать свою историческую молодость.

Комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря показателен вдвойне – помимо названия, отсылавшего к известной московской обители, в его облике присутствовали многочисленные цитаты из допетровского зодчества. Построенная в 1892 - 1895 гг. по проекту Л.Н.Бенуа и В.П.Цейдлера колокольня усилила конкретно-исторические ассоциации с Московским Кремлем, довольно близко копируя столп Ивана Великого. С обретением колокольни постройки монастыря образовали цельный ансамбль с живописной игрой разновеликих куполов и узнаваемой «московской» доминантой [i] . Своеобразный силуэт и оригинальное многоцветие собора Василия Блаженного, композиционно неразрывно связанного с Кремлем, воспроизведены в соборе Воскресения Христова, более известном как «Спас на Крови» (1883 - 1907, арх. А.А.Парланд). Мемориальный храм, отмечающий место гибели императора Александра II , играет заметную роль в градостроительном пространстве центральной части Петербурга.

В целом концепция русского стиля конца XIX в. предполагала археологический подход к стилизации древнерусских образцов. Заимствование носило компилятивный характер и возводило повышенную декоративность в разряд главных и неоспоримых достоинств. Увлеченность частностями не позволяла в полной мере передавать образную сторону средневековой архитектуры. Принципиально иной метод интерпретации наследия допетровской Руси был положен в основу неорусского стиля. Первые опыты «абрамцевского кружка» 1880-х гг. во главе с В.М.Васнецовым обозначили новый, «художнический» взгляд на родную старину. Рационалистическое изучение, «архитектурное препарирование» памятников сменилось поэтически возвышенным и глубоким переживанием их образной сущности. Эту перемену в сознании убедительно выразил Н.К.Рерих в 1903 г.: «Мы признали значительность и научность старины, - писал он, – мы выучили пропись стилей… Посмотрим же <на нее> не скучным взором археолога, а теплым взглядом любви и восторга».

Вполне закономерно, что для архитектуры неорусского стиля значимость образов кремлевских святынь не просто сохранилась, но и возросла. Монументальность и лапидарность архитектурного языка Москвы XV - XVI вв. оказалась созвучна эстетике нового направления, правда, не в той степени, что стилисика новгородско-псковского средневекового зодчества. Балансирование неорусского стиля на грани между модерном и ретроспективизмом сказалось в том, что стилизация новгородско-псковских прототипов велась преимущественно сквозь призму модерна, любившего гротеск и скульптурность форм, а довольно статичные и «правильные» московские образцы трансформировались более прямолинейно.

Отношение к Кремлю как к оплоту российской государственности и выдающемуся ансамблю национальной культуры на рубеже XIX - XX вв. приобрело качественно новый оттенок. Приближение 300-летнего юбилея правящей династии активизировало интерес общества к отечественным древностям. Образ Первопрестольной столицы, былинного града с его традициями и неповторимостью архитектурного облика стал остро переживаемой темой. На волне этого «поэтически-художественного» открытия московской старины возникла, например, знаменитая серия акварелей А.М.Васнецова, колоритно запечатлевшая ушедшую жизнь Москвы XII - XVII столетий. Сохранявшиеся в начале XX в. и потому хорошо знакомые храмы и монастыри на акварелях словно оживали в своем некогда естественном окружении. Яркий художественный образ древнерусской столицы становился фактом современной культуры рубежа веков.

Возросший интерес к кремлевским святыням носил и более конкретные проявления. В 1894 - 1895 гг. производилась реставрация Успенского собора, усилившая внимание специалистов к этому памятнику архитектуры XV в. Работы производились под руководством К.М.Быковского. Были восстановлены первоначальные формы оконных проемов, сделаны первые расчистки древних фресок. Следующий этап реставрации собора пришелся на 1913 - 1917 гг., когда удалось восстановить цоколь, базы полуколонок порталов и базы столпов в интерьере. Была продолжена расчистка стенописи. Начало второго этапа работ совпадает по времени с проведением торжеств по случаю 300-летия Дома Романовых. В связи с этим представляется знаменательным тот факт, что в 1913 г., непосредственно во время торжеств, Николаю II было сделано подношение от свиты - позолоченная модель Успенского собора. Ее разместили в петербургском соборе Феодоровской иконы Божией Матери, возводившемся по проекту С.С.Кричинского в честь данного юбилея.

Модель Успенского собора - подношение Николаю II от свиты. Хранилась в Федоровском соборе Петербурга. Фото К.Буллы, 1913 г.

В конце XIX - начале XX в. архитекторами разрабатывается новая модификация типологии пятиглавого соборного храма. Это уже не крестообразный объем ампирных пропорций с большим центральным световым барабаном и четырьмя малыми, часто служившими звонницами (тип храма Христа Спасителя), а стройное кубическое сооружение с монументальным пятиглавием поверх полуциркульных (а не «тоновских» килевидных) закомар. Барабаны глав поставлены достаточно тесно, и, как правило, все они световые. С востока – три мощных полукруглых апсиды, с запада – пониженный притвор. В процессе эволюции идея пятиглавого собора приобретала все более конкретные очертания древнерусских соборов XII - XVI вв., восходящих к линии Успенского во Владимире, продолженной другим знаковым сооружением – Успенским собором Московского Кремля.

Первым в ряду постепенного отхода от тоновской традиции стоит Спасо-Преображенский собор подмосковного Николо-Угрешского монастыря, возведенный в 1880 - 1894 гг. по проекту А.С. Каминского. [v] Его сильно заглубленные между лопатками прясла стен и хорошо собранное пятиглавие отсылают к кремлевским прототипам, или, скорее к обобщенному типу собора XVI века (времени Василия III и Ивана Грозного), в свою очередь также ориентированному на Успенский собор.

Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря. Фото автора, 2002 г.

Собору Николо-Угрешского монастыря во многом подражает спроектированный владимирским архитектором П.Г.Бегеном Успенский собор Воскресенско-Федоровского монастыря в селе Сергеево под Шуей (1897 - 1905). Несмотря на то что боковые главы у него декоративные, сходство с главным собором Московского Кремля усилено введением аркатурно-колончатого пояса между окнами первого и второго света. Этот мотив, как известно, Москва восприняла от владимиро-суздальского зодчества XII в. В приведенных примерах обращает на себя внимание обобщение и укрупнение форм и деталей. Это совершенно новая черта для отечественной архитектуры конца XIX столетия, любившей многоречивое «узорочье XVII века», высочайше одобренное Александром III .

Еще дальше в направлении творческой интерпретации древнерусских образцов пошел Л.Н.Бенуа, проектируя собор Александра Невского в Варшаве (1894 - 1912) . Его замысел отвечал имперской идее утверждения российской власти на мятежных польских землях. Формы этого внушительного храма вышли пластичнее, а детали изысканнее, чем у собора Каминского. К юго-западу от храма располагалась отдельно стоящая столпообразная колокольня, близкая другой уже упоминавшейся работе Бенуа – колокольне петербургского Новодевичьего монастыря и также подробно воспроизводившая архитектуру кремлевской колокольни Ивана Великого (но значительно богаче прототипа декорированная). Общую композицию ансамбля, когда на расстоянии друг от друга располагались монументальный пятиглавый храм и столпообразная колокольня, несомненно, следует считать кремлевской аллюзией. В декоративном же отношении архитектура варшавского собора ближе владимирскому Успенскому собору, нежели московскому. Разнообразие отделочных материалов, широкое применение мозаик, «стильность» силуэта – совершенно новые качества, позволяющие отнести собор Александра Невского к кругу сооружений¸ этапных для сложения неорусского стиля.


Собор Александра Невского в Варшаве. Фото около 1920 г.


Собор Александра Невского в Варшаве. Фото 1910-х гг.

Линию собора Бенуа продолжает новый собор Серафимо-Дивеевского монастыря (освященный ныне как Спасо-Преображенский). Выстроенный в 1905 - 1917 гг. по проекту А.Е.Антонова, он стоит ближе к Успенскому собору во Владимире, нежели к одноименному московскому. В декоративном оформлении фасадов этого крупного храма превалирует мотив аркатурного пояса. Мелкий масштаб аркатуры подчеркивает массивность собора, а усложнение его композиции обширными притворами придает постройке динамичность. При этом решение пятиглавия, когда боковые главы намного меньше центральной, характерно для храмостроения 1830 – 1890-х гг. (проекты К.А.Тона, В.А.Косякова), а вовсе не для неорусского стиля. Наглядным подтверждением тому служит силуэтное сходство рассматриваемого собора со стоящим рядом Троицким, спроектированным А.И.Резановым всецело в духе своего учителя Тона.

Спасо-Преображенский собор Серафимо-Дивеевского монастыря. Фото автора, 2005 г.

Более простой композицией при схематизме декора отличается Успенский собор Пюхтицкого монастыря в Эстонии (1907 – 1910, арх. А.А.Полещук). Эклектическая условность и жесткость форм заметны также в проекте церкви св. князя Владимира в г. Дальнем (Китай), относящемся к началу 1900-х гг. Широко расставленные пять глав заставляют вспомнить, опять же, некоторые произведения К.А.Тона (Екатерининская церковь в Петербурге, храмы в Царском Селе и Петергофе). Симптоматично и то, что аркатурный пояс «сполз» к основанию здания, превратившись в сугубо декоративное продолжение его цоколя.

Стройный по пропорциям Успенский собор общины «Отрада и Утешение» в подмосковном селе Добрыниха (1900 - 1904, арх. С.У.Соловьев) уже без каких-либо оговорок принадлежит к неорусскому стилю. Очертания закомар стали более плавными, появились обширные поверхности гладких стен и детали, почерпнутые из столь любимого в начале ХХ века новгородско-псковского зодчества. Небольшой западный притвор имеет килевидное завершение, что является распространенным мотивом неорусского стиля. Вместе с тем архитектурный образ здания лишен гротеска, что характерно для всех произведений С.У.Соловьева.

Успенский собор общины "Отрада и утешение" в с. Добрыниха. Фото нач. ХХ в.

К примерам развитого неорусского стиля, в которых звучит тема кремлевской соборной архитектуры, относится проект церкви в имении А.М.Мальцева Балаково Самарской губернии, выполненный И.И.Нивинским в 1908 г., который не был реализован [x] . В образе монументального храма соединены черты двух главных пятиглавых соборов древности – Успенского московского и Успенского владимирского. Ориентация на последний более определенна, и в общей композиции, и в характере декора.

И.И.Нивинский. Проект церкви в Балакове. 1908 г.

Необходимо упомянуть и собор Александра Невского на Миусской площади в Москве (проект 1899, строительство 1914 - 1917, арх. А.Н.Померанцев)

Расположен Московский Кремль. История нашей Родины отражена в каждом его строении. Это старинные пушки и колокола, соборы и дворцы, музеи и резиденция Президента России. Высокие стены и бойницы говорят нам о том, что это мощное и величественное сооружение является крепостью. Вместе с тем, это строение отражает и духовную жизнь России. Кремль в Москве - общерусская национальная святыня, символ России.

Ансамбль Кремля в Москве включает в себя саму крепость с ее мощными стенами и башнями, а также храмы и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Это ансамбли площадей - Соборной и Ивановской, Сенатской и Дворцовой, Троицкой, а также улицы - Спасская, Боровицкая и Дворцовая.

Башни Московского Кремля

Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых. История Москвы началась у Боровицких ворот. Здесь находится одна из юго-западных башен Кремлевской стены - Боровицкая . Она выходит к Александровскому саду и Боровицкой площади. По легенде ее имя произошло от бора, который покрывал один из семи холмов, на которых стоит Москва.

Соборы Московского Кремля

В архитектурный ансамбль Московского Кремля входят восемь соборов. Один из главных храмов русского государства – Успенский . В нем проходила коронация императоров, венчание на царство, избрание глав русской православной церкви и погребение митрополитов и патриархов. Сейчас здесь можно видеть моленное место Ивана Грозного, особо ценные иконы, некрополь и величественный иконостас.

Благовещенский собор служил личным храмом великих князей и царей Москвы. Считается, что часть икон храма создана Андреем Рублевым, а также Феофаном Греком.

Архангельский собор был родовой усыпальницей великих князей и царей. В нем 47 надгробий и 2 раки. Здесь покоятся великие князья Иван Калита и Дмитрий Донской, Иван III и Иван Грозный, царевич Дмитрий и цари Михаил и Алексей Романовы. Созданный во время Куликовской битвы образ "Архангела Михаила с деяниями" можно увидеть в иконостасе храма.

Домовый храм русских митрополитов и патриархов – небольшая церковь Ризоположения . В нем в едином ансамбле представлены четырёхъярусный иконостас в серебряном окладе и настенная живопись.

К северу от Успенского храма и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый храм Двенадцати апостолов , построенный русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым.

Десятиглавый собор Василия Блаженного много раз подвергался опасности сноса. Наполеон в 1812 году мечтал его увести в Париж, а позже хотел взорвать. В Советское время собор мешал прохождению демонстраций и его также хотели уничтожить.

К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви : св. Екатерины и Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего.

Московский Кремль - история и архитектура

Первое упоминание о Москве встречается в летописи и относится к 1147 году. В 1156 году на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Русь в то время была разъединена на отдельные княжества, поэтому не смогла в 1238 году устоять от нашествия татаро-монгольского ига. Москва была разорена, а Кремль сожжен.

В период правления Ивана Калиты Московское княжество было укреплено и Кремль перестроен. Сооружены каменные церкви, соборы и крепкие дубовые стены. По указу князя Димитрия Донского, внука Ивана Калиты, в 1367 году возводятся белокаменные стены и башни. Москву стали называть белокаменной. При великом князе Иване III расширяется территория Кремля, был вырыт ров вокруг стен. Совместно с иностранными зодчими строятся Успенский и Благовещенский храмы, Грановитая палата и колокольня Ивана Великого (дозорная башня). Был заложен Архангельский храм . С расцветом культуры и архитектуры в 17 веке преображаются и постройки Кремля. На Кремлевских башнях появились высокие кирпичные шатры с черепичными покрытиями и позолоченными флюгерами.

В начале 18 века по указу Петра I заложено здание Арсенала. С переносом столицы в Петербург Кремль оставался в заброшенном состоянии. Почти все деревянные строения были уничтожены пожарами и не восстанавливались.

Только со 2-ой половины 18 века началось его возведение. По проекту архитектора М. Ф. Казакова строится здание Сената. Под руководством архитектора Ивана Еготова было сооружено первое здание для Оружейной палаты . Во время войны 1812 года Наполеон при отступлении решил взорвать Кремль. Только благодаря мужеству москвичей, он был чудом спасен. Вскоре все поврежденные его постройки были восстановлены.

В 1917 году взятием Кремля была завершена революция в Москве. Сюда в марте 1918 года из Петрограда переехало Советское правительство. В наши дни здесь находится резиденция Президента России.

На территории Кремля Москвы создан Государственный музейный комплекс, включающий в себя Оружейную палату и храмы (Успенский , Архангельский и Благовещенский), церковь Ризоположения и Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов , ансамбль колокольни Ивана Великого , а также коллекции артиллерийских орудий и колоколов . Комплекс Кремля и Красной площади в 1990 году были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как один из выдающихся исторических памятников планеты.

Его Величество –Московский Кремль.Часть 13.Стены и башни

Кремлёвская стена — кирпичная стена, окружающая Московский Кремль. Возведена на месте белокаменной стены Дмитрия Донского в 1485—1516 годах итальянскими («фряжскими») зодчими. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник.

Верх стены по ломбардской традиции украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружней стороны стены гладкие, с внутренней оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочить конструкцию сооружения.



Существующие стены и башни были построены в 1485—1516 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м.


В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней — оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочнить конструкцию сооружения.



Кившенко Алексей д. (1851-96). Иван Великий

При Иване III и его преемнике Василии III строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый.



Московский Кремль в начале XVII века.

Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башни, территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Примерно через 20 лет после возведения Кремлёвской стены к ней была пристроена Китайгородская стена, обнимавшая весь Китай-город.






Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда



Федор Алексеев. Вид в Кремле у Спасских ворот. Около 1800 г.
Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений



Вид на Замоскворечье из-за стены в 1848 году

В начале XVIII века река Неглинная была отведена дальше от западной стены, вдоль которой она текла изначально.



Тогда же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1702—1736 годах для постройки здания арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная.



Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Буденоп в 1851—1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России «Боже, царя храни», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».

В 1771—1773 годах для строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. Подрыв Кремля французами(1812) нанёс стенам тяжёлый урон, особенно пострадали стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление укреплений проводились с 1817 по 1822 годы.



В 1866—1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым,Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. Вместе с тем многие аутентичные детали были тогда утрачены и заменены неточными копиями



Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931—1936 годах. Следующая реставрация стен и башен Кремля прошла в 1946—1953 годах. В её ходе были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты. В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы: И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. Д. Корин, Д. П. Сухов и другие



«Нестыковка» Кремлёвской стены. 2012 г.



«Нестыковка» Кремлёвской стены междуБлаговещенской (дальняя) и Тайницкой(ближняя) башнями. 2012 г.

Кремлёвская стена между Благовещенской и Тайницкой башнями имеет вертикальный уступ и уменьшенный шаг двух зубцов, как если б при строительстве с разных сторон ошиблись в стыковке. Эта «ошибка» делит стену между башнями в примерном соотношении 1 к 2, считая от Благовещенской.



Северо-восточный отрезок стены, выходящий на северную часть Красной площади, служит колумбарием для урн с прахом деятелей коммунистического движения иСоветского государства. Многие из них также захоронены в земле вдоль этого отрезка стены. В постсоветский период неоднократно поднимался вопрос о необходимости переноса некрополя в другое место из политических, религиозных и иных соображений.





Московский Кремль имеет 20 башен. Три башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное.
Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена вготическом стиле

Перечень составлен, начиная от юго-восточного угла Кремлевской стены, против часовой стрелки.
3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.
,



Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см.) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда

Всходы на стены имели Спасская, Набатная, Константино-Еленинская, Троицкая, Боровицкая, Благовещенская и Петровская башни. Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений.



В начале XVIII века Неглинная была отведена дальше от стен. Для установки новых пушек на башнях были растёсаны бойницы. Тогда же сгорели изначально существовавшие тесовые кровли стен.

В 1702—1736 годах для постройки Арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная. В 1771—1773 годах для строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена.



Подол Московского Кремля в XVII веке Картина Сергея Глушкова

В 1802—1805 годах осуществлялся капитальный ремонт башен, в ходе которого почти все отводные стрельницы были разобраны. Война 1812 года нанесла стенам тяжёлый урон, особенно пострадали Никольская башня, башни и стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление уреплений проводились с 1817 по 1822 годы. В ходе ремонтных работ к внешнему облику Боровицкой и Водовзводной башен были добавлены псевдоготические детали декора



В 1866—1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым, Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. В процессе реставрации с Боровицкой башни исчезли псевдоготические декоративные детали, однако многие элементы подлинных деталей стен и башен Кремля были утрачены и заменены неточными копиями. Ущерб башням и стенам был нанесён в ходе переделок второй половины XIX века в ходе приспособления их помещений под хозяйственные нужды


Пострадавшие в ходе революции Никольская и Беклемишевская башни были отремонтированы в 1918 году. Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931—1936 годах. В 1935—1937 годах на пяти башнях были установлены рубиновые пятиконечные звёзды.



Примерно таким Кремль застал Наполеон



Следующая реставрация стен и башен Кремля проводилась в 1946—1953 годах, в ходе которой были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты, раскрыты детали на ряде башен, верхи Спасской, Троицкой и Никольской башен обиты листовой медью. В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы: И. Э. Грабарь,В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. Д. Корин, Д. П. Сухов и другие.

Беклимишевская




Ттакже известна как Москворецкая — башня стены Московского Кремля. Расположена в юго-восточном углу кремлёвского треугольника, около Москвы-реки и Москворецкого моста. Название происходит от двора боярина И.Н. Беклемишева, который был расположен внутри Кремля поблизости от башни. После казни Беклемишева Василием III двор вместе с башней использовался как тюрьма для опальных бояр. Расположенная возле соединения Москвы-реки со рвом, башня выполняла важную оборонительную функцию, прикрывая, среди прочего, брод и переправу через Москву-реку.

Высокая круглая башня была построена в 1487—1488 годах по проекту итальянского архитектора Марко Руффо. Основной цилиндр расположен на белокаменном цоколе с полукруглым валиком в месте сочленения.



Башня имеет четыре яруса с возможностью кругового обстрела: три яруса круглых сводчатых помещений и верхний ярус, где расположены машикули и боевая площадка. В башне был устроен колодец и тайник-слух для предотвращения подкопа. В 1680 году над основным цилиндром был надстроен восьмерик с узким шатром и двумя рядами слухов. Шатёр башни не имеет внутренних перекрытий.


При Петре I в 1707 году башня была переоборудована для обороны против шведов. В частности, бойницы башни были растёсаны для установки в них более мощных пушек (восстановлены в исходном виде при реставрации в 1949 году).


Вид Беклемишевской (Москворецкой) башни 1890-1900

Беклемишевская башня — одна из немногих башен Кремля, которые практически не перестраивались. После нашествия Наполеона Беклемишевская башня была отремонтирована. Также, во время штурма Кремля большевиками в 1917 году верхний шатрик был сбит снарядом (в 1920 году восстановлен архитектором И.В. Рыльским).
Восточная стена Восточная стена Кремля проходит вдоль Красной площади

Константино-Еленинская башня



Ранее Тимофеевская — башня стены Московского Кремля. Расположена на восточной стороне Кремля, выше Беклемишевской башни.


Башня была построена в 1490 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари (Петром Фрязиным) на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Современное название башня получила после постройки неподалёку в Кремле в XVII веке церкви Константина и Елены (церковь была разобрана в 1928 году).



Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)

Башня была предназначена для защиты подъездов к пристани на Москве-реке и близлежащих улиц Великого посада, идущих в сторону Зарядья: Всехсвятской (ныне Варварка) и Великой (позднее ставшей Мокринским переулком, а ныне и вовсе исчезнувшей). Первоначально Константино-Еленинская башня была проездной, с подъёмным мостом через ров и отводной стрельницей (дополнительной башней, соединённой с основной мостом). После 1508 года была достроена вторая отводная стрельница.

В 1680-х годах над основным квадратным четвериком надстроен арочный четверик со стройным шатровымверхом. После утраты в конце XVII века Великой улицей своего значения ворота были закрыты, а отводную стрельницу и нижний ярус башни превратили в тюрьму. В 1707 году бойницы Константино-Еленинской башне были растёсаны для более мощных пушек. В XVIII веке были снесены отводные стрельницы и мост.


Константино-Еленинская башня 1882-1996 фотограф Барщевский И.Ф.

Арка заложенных ворот, частично закрытая поздними наслоениями, до сих пор хорошо видна на фасаде башни со стороны Васильевского спуска, как и углубление для надвратной иконы и следы вертикальных щелей для рычагов подъёмного моста.



На верхней площадке основного четверика расположены машикули, внутри он разделён на два яруса, перекрытых кирпичными сводами. Первый ярус ранее служил для проезда, а второй использовался под служебные помещения. Подъём на верхнюю площадку башни — по расположенной в толще стены узкой лестнице.



Константино-Еленинская башня со стены Кремля

Башня реставрировалась в 1950-х и 1970-х годах.
Через Тимофеевские ворота, расположенные в древности на месте Константино-Еленинской башни, Дмитрий Донской





Набатная башня



Набатная башня — башня стены Московского Кремля. Расположена на склоне кремлёвского холма напротивхрама Василия Блаженного. Название происходит от висевшего на ней Спасского набатного колокола, служившего для пожарной сигнализации.


Эта сохранившая старинные формы башня была построена в 1495 году. Основной четверик завершаетсямашикулями с парапетом. Его внутренность состоит из двух ярусов: нижнего с плоским перекрытием и многочисленными помещениями, с лестницами и проёмами, обеспечивающими выход на стены, и верхнего с сомкнутым сводом.



Набатная башня Московского Кремля. 1882-1896

В 1680 году на башне был надстроен верхний арочный четверик и шатёр со смотровой вышкой. Четверик открыт в полость шатра. Детали и отделка верхнего четверика и шатра (кирпичные полуколонки четверика и смотровой вышки с белокаменными капителями и поясками) напоминают завершение Арсенальной башни.
Всего в Кремле было три набатных колокола: Спасский (на Набатной башне), Троицкий и Тайницкий.



По указу Алексея Михайловича от 1668 года набатные сигналы были регламентированы:
. в случае пожара в Кремле «бить во все три набата в оба края, поскору»
. при пожаре в Китай-городе «бить в один Спасский набат в один край, скоро же»
. при пожаре в Белом городе — «бить в Спасский в оба края и в набат, что на Троицком мосту в оба же края потише»
. при пожаре в Земляном городе бить в набат на Тайницкой башне «тихим обычаем»
В 1771 году, во время Чумного бунта, восставшие ударили в Спасский набат и таким образом собрали москвичей в Кремль. По окончании бунта Екатерина II распорядилась удалить язык у колокола. Свыше 30 лет колокол провисел на башне без языка. В 1803 году колокол был перемещён в Арсенал, а в 1821 году — в Оружейную палату, где и ныне висит в вестибюле.
Надписи на колоколе сообщают: «1714 года июля 6 день вылил сей набатной колокол из старого набатного ж колокола которой розбился Кремля города к Спасским воротам. Весу в нем 150 пуд», «Лил сей колокол мастер Иван Моторин».
В 1970-х годах Набатная башня начала крениться из-за потери грунтом плотности и треснувшего фундамента. После стяжки основания башни металлическими обручами и укрепления почвы крен удалось остановить. Однако башня по-прежнему отклоняется от вертикали на один метр.
Царская башня



Царская башня — самая молодая и самая маленькая башня Московского Кремля, сооружена в 1680 году.
Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, — отсюда и название башни.
Белокаменные пояски на столбах, высокие пирамидки по углам с позолоченными флажками, шатер, завершающийся золочёным изящным флюгером, — всё это придаёт башне вид сказочного терема





Небольшая башенка поставлена прямо на стену в 80-х годах XVII века (то есть почти на два столетия позже остальных башен) между Спасской и Набатной башнями Кремля. Ее восьмигранный шатер на кувшинообразных столбах напоминает распространенные в это время рундуки крылец каменных жилых хором.

Название башни связано с легендой, по которой она служила своеобразной сенью над царским троном, откуда государь всея Руси мог со стен Кремля наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади (отсюда название башни).

Сенатская башня



Сенатская башня — одна из башен стены Московского Кремля. Расположена на восточной стороне Кремля междуСпасской и Никольской башнями.



Построена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Название башня получила после окончания строительства на территории Кремля в 1787 году Сенатского дворца. До этого времени особого названия не имела. В 1680 году над башней был надстроен каменный шатёр, завершающийся золотым флюгером. Внутри башня имеет три яруса сводчатых помещений. Высота башни 34 метра





В 1918 году на башне была установлена выполненная скульптором С. Т. Конёнковым доска «Павшим за мир и братство народов». В 1920-х годах доска была снята и перенесена в Русский музей. В 1924 году перед башней на Красной площади был сооружён Мавзолей Ленина. В 1948 году от башни был сделан проход к Мавзолею, чтобы члены ЦК КПСС могли проходить на трибуны прямо из Кремля, минуя Красную площадь.
НИКОЛЬСКАЯ БАШНЯ



Надвратная икона святителя Николы Можайского

Построена в 1491 году по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Наиболее вероятно, что название башня получила по иконе святого Николая Чудотворца, размещавшейся на восточном фасаде. Ряд исследователей считает, что башня была названа по монастырю Николы Старого, находившемуся неподалёку на древней Никольской улице.


Никольские ворота Кремля и Алевизов ров.Алексеев,ученики.1800-е годы.

В 1612 году именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым 1 ноября торжественно вступило в Кремль (27 октября был подписан договор о капитуляции польского гарнизона). В древности на башне помещались часы, последнее упоминание о которых относится к 1614 году.



В пожаре 1737 года Никольская башня сгорела и после восстановления под руководством И. Ф. Мичуринаприобрела барочный декор, как и первоначальное оформление Арсенала. К 1780 году башня была надстроенаК. И. Бланком круглым верхом с низким шатром.


В 1805—1806 годах башня была капитально перестроена архитекторомА. И. Руска, совместно с А. Н. Бакаревым: прежняя надстройка над четвериком была заменена готическим верхом-восьмериком с высоким белокаменным шатром и ажурными украшениями. Готический облик является главным отличием Никольской башни от других башен Кремля.



В 1812 году Никольская башня пострадала при взрыве, уходившими из Москвы французами, Арсенала: обрушился шатёр, пострадала часть проездных ворот, однако часть четверика с надвратной иконой Николы Можайского оказалась не тронута



Никольская башня, 1883 год

Весть о чуде скоро дошла до императора. Приехав в Москву, Александр I лично убедился в сохранности иконы и повелел прежде всего восстановить башню, а под иконой повесить мраморную доску, слова для которой написал сам: «В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих»



Восстановливалась башня в 1816—1819 годах по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове. При восстановлении были внесены некоторые изменения, как в конструкцию, так и в архитектуру башни.
По предложению архитектора Ф. К. Соколовабелокаменный шатер был заменен железным на каркасе, а по углам четверика установлены четыре белокаменных башенки-фиала для дополнения готического облика. В восстановлении башни участвовал архитектор В. А. Бакарев. Башня была покрашена в белый цвет.


Рядом с Никольскими воротами находились одноглавые часовни. Слева находилась часовня Николая Чудотворца, справа — часовня Александра Невского. Изначально деревянные, затем каменные часовни неоднократно перестраивались, последний раз в 1883 году. Часовни принадлежали Казанскому собору.



Разрушение Кремля в 1812 году. Никольская башня, руины Арсенала, Арсенальная башня

В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Николы Можайского. Над входами в часовни находился образ Казанской Иконы Божьей матери. Обе часовни были снесены в 1925 году.


Акварель.И.А.Вейс. 1852

В конце октября 1917 года башня и ворота сильно пострадали в результате артиллерийского обстрела, восстановлена в1918 году архитектором Н. В. Марковниковым. Во время восстановления 1918 года была перекрашена из белого в общий кирпичный цвет кремлёвской стены.


Мраморная доска со словами Александра I была демонтирована. 26 октября 1935 года над шатром Никольской башни вместо двуглавого орла была установлена самоцветная звезда. В 1937 году самоцветная звезда была заменена на современную рубиновую. Звезда Никольской башни имеет самое большое количество граней на один луч — 12.




Никольские ворота, ноябрь 1917 г.



Во время реставрации башни в 1919 году с надвратного образа сняли поновления до самого древнего рисунка и заделали следы от пуль и осколков. В 1920—1922 годах по инициативе Отдела реставрации позднейшие росписи ангелов по сторонам центрального образа были ликвидированы; фреска же Николая Можайского как указывалось в 1925 году в одном из документов «сохраняется только частично»



До 2010 года надвратная икона считалась утраченной
.
11 мая 2010 года председателем фонда Андрея Первозванного Владимиром Якуниным было сообщено об обнаружении древних икон на Спасской и Никольской башнях Кремля, скрытых штукатуркой в своих киотах в советское время



5 июля 2010 года на Никольской башне начались реставрационные работы. В будущем для защиты надвратной иконы от дождя, снега и других негативных воздействий предполагается сделать остекление с системой естественной вентиляции или киот.
28 октября 2010 года реставрационные работы наконец были завершены.


Угловая Арсенальная башня



Угловая Арсенальная башня (Собакина) — самая мощная башня Московского Кремля. Она завершала оборонную линию со стороны Красной площади и контролировала переправу через реку Неглинную к Торгу



Возведена в 1492 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари (около 1450—1493). С момента постройки долгое время башня именовалась Собакиной по близлежащему к ней двору бояр Собакиных; современное название получила после возведения в XVIII веке здания Арсенала. Первоначально Собакина башня была самой высокой башней Кремля



В прошлом она выполняла не только оборонные функции. В башне был выкопанколодец, которым в случае осады мог пользоваться гарнизон крепости. Из Угловой Арсенальной башни шел тайный ход к реке Неглинной, а её шестнадцатигранный объём имел семь рядов бойниц; ход и бойницы заложили, вероятно, в 1670—1680-х годах при устройстве расширяющегося книзу цоколя, приложенного полукругом к первоначальной стене



В 1672—1686 годах над башней возвели восьмигранный шатер на ступенчатом основании, который заканчивался ажурным восьмериком с шатриком и флюгером. В 1707 году Пётр I в ходе подготовки Москвы к обороне от шведов отдал приказ растесать оставшиеся незаложенными пять ярусов башенных бойниц для установки артиллерии.



В 1812 году при взрыве французскими войсками Арсенала в стенах башни образовались трещины и рухнула дозорная вышка.



Вскоре башня была восстановлена в прежних формах архитектором О. И. Бове. В 1894 году был произведён ремонт башни, переделка интерьеров и её приспособление для размещения Московского губернского архива. В 1948—1950-х годах в ходе реставрации башни были восстановлены в первоначальных формах расположенные в шести уровнях амбразуры



Средняя Арсенальная башня



Средняя Арсенальная башня — башня Московского Кремля, расположенная на северо-западной стороне Кремлёвской стены, протянувшейся вдоль Александровского сада.







Башня построена в 1493—1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, на месте угловой башни времени Дмитрия Донского. В XV—XVI веках около башни на реке Неглинной были плотины. В 1680-годах она получила завершение — открытый четверик с четырехгранным шатром, законченным сквозной смотрительной вышкой с шатриком.







Свое нынешнее название башня получила при возведении здания Арсенала в начале XVIII века. Раньше она называлась Граненой — от расчлененного на грани фасада. В 1821 году при разбивке Александровского сада у подножия башни по проекту О. И. Бове был сооружен увеселительный грот.



Кремль утром
2007

Использованы фото Ильи Варламова"Прогулки по Кремлевской стене",Викимедии
(Продолжение следует)

Вид дворца со стороны реки Москвы

Длинный 125-ти метровый фасад дворца протянулся вдоль набережной реки Москвы. Его внешний вид узнают практически все россияне, даже те, кто ни разу не был в столице. Огромный дворец появился в Кремле в середине XIX века, во времена правления императора Николая I. А автором архитектурного проекта дворцового здания стал известный русский зодчий Константин Андреевич Тон.

Идея построить в Москве новый дворец родилась после победы России в Отечественной войне 1812 года. Погоревший город отстраивался заново, и русский царь хотел, чтобы в нем появилось новое здание, которое могло бы подчеркнуть связь Москвы с народными традициями. Николай I мечтал, чтобы дворец превратился в памятник всем русским воинам. В соответствие с пожеланиями государя, архитектор подготовил проект здания в так называемом псевдорусском стиле. Строительство заняло 10 лет и было завершено в 1849 году.

Величественный дворец поднимается на 47 м, а общая площадь его помещений составляет 25 тысяч кв. м. Это - не одиночное строение, а целый архитектурный комплекс, куда входят девять храмов и палат XVI-XVII вв., Теремной дворец, 700 залов и комнат, а также длинный вестибюль.

Главные дворцовые залы поименованы в честь российских орденов. В пяти самых роскошно оформленных залах вручают государственные награды и верительные грамоты. Кроме того, здесь проходят официальные торжества.

Хотя в наши дни этот дворец считается резиденцией Президента страны, попасть внутрь него можно. При условии предварительной записи, экскурсии по дворцовым помещениям разрешены организованным группам.

Теремной дворец

Вид на южный фасад дворца

В комплекс Большого Кремлевского дворца входит уникальная пятиэтажная постройка, появившаяся в сердце города в начале XVI века. Это необычный Теремной дворец, автором первоначального проекта которого стал знаменитый итальянский мастер архитектуры Алевиз Фрязин. Окончательный облик здание получило в 1630-е годы, когда Россией правил государь Михаил Федорович.

В первой половине XVII века большинство городских построек были деревянными. Когда в Кремле возвели каменное пятиэтажное здание, москвичи восприняли это как настоящее чудо! Особенно впечатлял жителей самый верхний этаж - златоверхий Теремок, в котором тогда заседала Боярская дума.

Теремной дворец выполнен из камня в традициях русского деревянного зодчества, а его интерьеры богато украшены красочными настенными росписями. В дворцовые окна вставлены цветные стекла, а в помещениях находятся изразцовые печи и резная деревянная мебель.

Арсенал

Здание Арсенала

Первое здание арсенала построили в начале XVIII века. В 1737 году в Москве произошел так называемый Великий или Троицкой пожар, в результате которого городской центр почти полностью выгорел. Сильно досталось от огня и кремлевскому арсеналу.

В конце XVIII века арсенал восстановили под руководством знаменитого зодчего Матвея Казакова. Однако, во время войны 1812 года здание пострадало вновь. Отступавшие из Москвы французские войска взорвали кремлевский цейхгауз. То двухэтажное строение, которое сохранилось до наших дней, возвели в традициях классицизма в 1815-1828 годах.

Здание-каре стоит недалеко от Никольской башни . Попасть внутрь него нельзя. Сегодня в исторической постройке разместились службы комендатуры и помещения, где проживают военнослужащие Президентского полка. Это те солдаты, которые охраняют Кремль и участвуют в почетных караулах у Могилы Неизвестного Солдата и возле Вечного огня.

Государственный Кремлевский дворец

Вид Кремлевского дворца со стороны Сенатской площади

Самое «молодое» дворцовое здание на кремлевской территории появилось в 1961 году. До распада СССР его называли «Кремлевским дворцом съездов». Новый просторный дворец построили для массовых и официальных мероприятий. Его светлые фасады впечатляют. Они облицованы красивым уральским мрамором и анодированным алюминием.

В 1960-1980-е годы сюда съезжались участники съездов партии. В наши дни в большом здании показывают спектакли и театральные постановки, а на Новый год дворец собирает детей на главную елку страны.

Сенатский дворец

Вид на купольный зал Сената из внутреннего двора

Красивый дворец для заседаний Правительствующего сената возвели по распоряжению Екатерины II в 1770-1780-е годы. Российская императрица поручила строительство дворца Матвею Казакову, и именитый зодчий подготовил блестящий проект треугольного здания в лучших традициях классицизма.

В этом дворце побывало немало известных государственных мужей России, и в нем заседали разные органы российской власти. В 1920-е годы здесь располагался рабочий кабинет В.И. Ленина, а позже в величественной постройке Казакова проводило свои заседания правительство СССР.

Округлый купол Сенатского дворца отлично видно со стороны Красной площади . Под ним расположен просторный Екатерининский зал, где проходят все основные мероприятия с участием Президента страны. Ко входу в зал проложена богато оформленная мраморная лестница.

Купол поднимается над полом Екатерининского зала на 29 м. Участки стен между оконными проемами выглядят очень торжественно. Их украшают барельефы, на которых изображены портреты русских князей и царей. В наши дни в Сенатском дворце находится рабочий и представительский кабинеты Президента, а также президентская библиотека.

Грановитая палата

Вид Грановитой палаты с Соборной площади

К старинным кремлевским дворцам относят выразительное здание Грановитой палаты. Его построили в конце XV века Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин) - итальянские архитекторы, работавшие на царя Иоанна III.

Свое название дворец получил из-за отделки фасада с восточной стороны граненым или «бриллиантовым» рустом. Именно так декорировали богатые итальянские дворцы в эпоху Ренессанса. Грановитая палата играла роль приемных покоев великих князей. В ней заседала Боярская дума и проходили Земские соборы. В этом дворце не раз праздновали победы русской армии. А по Красному крыльцу государи проходили на церемонию коронования к Успенскому собору.