Где находится остров шпицберген на карте. Шпицберген — территория стратегической важности

“Макушкой Европы” нередко именуют этот затерянный в ледяных просторах Арктики гористый архипелаг.

Некоторые его острова находятся за восьмидесятым градусом северной широты. Только север Гренландии да канадский остров Элсмир расположены еще ближе к Северному полюсу.


В утреннем тумане морякам, подплывающим с юга к архипелагу, кажется, что из дымки проступают контуры башен средневековых замков. Это темнеют сквозь серую пелену горные пики Шпицбергена, достигающие 1700 метров в высоту.


Но вот корабль подходит ближе, туман рассеивается, и перед вашими глазами открывается панорама прихотливо изрезанных черных скалистых берегов, увенчанных белыми ледниками.


Местами ледяные языки спускаются прямо к морю, обрываясь уступами прозрачно-голубого льда.


Узкие извилистые заливы расчерчены пенными полосками водопадов. А в глубине самого большого залива — Исфьорда — приветливо светятся яркими красными, зелеными и синими кубиками дома столицы Шпицбергена — поселка Лонгьир.

Больше тысячи островов входит в состав архипелага. Правда, почти все они невелики, только пять из них заслуживают эпитета “крупные”. Это Западный Шпицберген, Северо-Восточная земля, остров Эдж, остров Баренца и Земля Принца Карла.

По площади Шпицберген больше, чем Швейцария, и мог бы разместить на своих островах две Бельгии.

Издавна у архипелага было несколько названий. Голландцы именовали его Шпицберген, русские — Грумант, норвежцы — Свальбард. Современные журналисты часто называют этот край “Островами туманов”.

Действительно, Шпицберген — одно из самых “туманных” мест на Земле. Даже знаменитый африканский Берег Скелетов - пустыня Намиб и печально известное своими дождями и туманами Берингово море не могут сравниться с ним в этом отношении.

Больше 90 дней в году (четверть года!) стоят туманы над островами. А в июне-октябре ежемесячно бывает от 12 до 20 дней с туманами.


Туманы на Шпицбергене такие плотные, что уже в пяти шагах ничего не видно. Приглушаются звуки, искажаются очертания предметов, так что невозможно узнать даже привычную местность. Все постройки и крупные камни покрываются пушистой щеткой инея.

Весной во время тумана здесь можно наблюдать необычное оптическое явление, которое на языке ученых именуется “глория”. Низкое полярное солнце отбрасывает на пелену тумана и низкие облака длинные тени предметов, которые окружены радужным контуром.

Известный полярный исследователь Амундсен, совершивший вынужденную посадку на самолете во льдах к северу от Шпицбергена, так описывает глорию:

В стороне от нас, в тумане, я увидел полное отражение нашей машины, окруженное ореолом всех цветов радуги. Зрелище изумительное, красивое и своеобразное.

С борта теплохода, идущего к Шпицбергену, уже издалека можно разглядеть причудливо зазубренные остроконечные вершины гор, за которые ему и дали такое название (Шпицберген — по-голландски “Острые горы”).


Имя это присвоил архипелагу открывший его в 1596 году голландский мореплаватель Виллем Баренц. Правда, справедливости ради, надо сказать, что русские поморы еще за два века до голландца хаживали на своих лодьях к холодному Груманту (так называли они архипелаг).

Однажды четверо русских зверобоев, высадившись здесь для охоты, наутро не обнаружили своего судна, раздавленного льдами. Российские робинзоны прожили на Шпицбергене целых шесть лет, прежде чем были спасены случайно зашедшим на острова другим русским судном.




После Баренца на архипелаге побывало немало знаменитых мореплавателей и исследователей. Гудзон и Чичагов, Норденшельд и Нансен, Амундсен и Русанов прокладывали здесь свои маршруты.

Но главный вклад в изучение Шпицбергена, бесспорно, был сделан смелыми поморами, в течение пяти веков осваивавшими суровые острова.

До сих пор на карте архипелага можно найти и Русские острова и бухту Русскую, гору адмирала Макарова и мыс Ермака, долину Русанова и бухту Соловецкую.




Уникальность природы Шпицбергена определяется тем, что к его западному побережью подходит одна из ветвей теплого Северо-Атлантического течения — продолжения Гольфстрима. Нагретые воды по фьордам проникают далеко в глубь островов и согревают их.

В феврале мороз здесь не превышает пятнадцати градусов, а средняя годовая температура на островах — шесть градусов выше нуля. (И это на восьмидесятой широте!)


Поэтому побережье островов летом покрывает зеленый ковер тундры, пестреющей яркими цветами.


Пурпурные камнеломки, желтые полярные маки, голубые незабудки и лиловые гвоздики радуют долгим полярным днем глаз жителей Логьира и других шпицбергенских поселков: Баренцбурга, Пирамиды, Ню-Олесунна, Лонгиербюена и Свеагрувы.


А снежные поля на склонах в это время местами окрашиваются в розовый цвет — из-за появления на них микроскопических водорослей.

Широкие долины, уходящие высоко в горы, заполнены здесь ледниками. Их безмолвные грязно-белые реки медленно (обычно со скоростью метр в сутки, не больше) движутся к морю.


На месте впадения ледников во фьорды лед сползает в воду и отламывается. Так образуются айсберги.


В некоторых долинах, там, где ледники заканчиваются, не дойдя до берега, из-под них текут короткие, но бурные речки, самая длинная из которых всего 48 километров. Зимой все они промерзают до дна.

Источенные ледниками горные вершины островов принимают самые фантастические формы. Так, гора Скансен напоминает старинную крепость, гора Темпель — древнеиндийский храм, а гора Пирамида похожа на штабель гигантских аккуратно сложенных тюков сена.

Самая знаменитая гора — Тре Крунер — имеет три вершины. Их названия: Свеа, Нора и Дана — символизируют братство трех скандинавских стран — Швеции, Норвегии и Дании. Усеченные пирамидальные контуры трех вершин расцвечены четкими горизонтальными полосами желтых известняков и красных песчаников.


Древние скандинавские легенды представляли Шпицберген мрачной страной холода, мрака, снега и льда. Викинги считали, что это самый негостеприимный край на свете. Но это несправедливо. По сравнению с другими арктическими островами, например, Элсмиром или Северной Землей и Землей Франца-Иосифа, Шпицберген выглядит настоящим оазисом в ледяной полярной пустыне.

Его населяют три тысячи человек, по большей части ученых-исследователей Севера и, как ни странно, шахтеров. Залежи угля образовались тут сотни миллионов лет назад, когда Шпицберген составлял одно целое с Европой и климат его был несравненно теплее, чем ныне. Теперь российские горняки по договоренности с норвежцами занимаются здесь добычей угля.

Но жизнь на островах можно встретить не только в людских поселениях. Тут водятся северные олени и песцы, юркие грызуны-лемминги и белые куропатки.


Над долинами бесшумно кружит полярная сова, а на лето сюда прилетают тысячи перелетных птиц: уток, гусей и лебедей.

Больше всего шума и плеска на побережье. С теплым течением приходят к острову стаи трески и сельди, палтуса и пикши, а за ними приплывают тюлени: гренландский и морской заяц.

На галечных пляжах под скалами устраивают свои лежбища клыкастые моржи, а в открытом море нередко можно увидеть фонтаны китов.


Последних в водах Шпицбергена немало и до сих пор, хотя китобойные флотилии охотились в этих местах со времен Баренца и Гудзона. Больше всего белух и касаток, но встречается и знаменитый единорог-нарвал.

Голова этого кита заканчивается острым двухметровым костяным наростом, похожим на рог.

Говорят, что у Ивана Грозного был посох из красивого, витого рога нарвала (видимо, привезенного русскими поморами с Груманта).

Приходит на острова и главный охотник за тюленями — .

Самый крупный хищник полярного бассейна теперь находится под охраной закона и совсем не боится человека.


Порой встречи с ним заканчиваются печально для полярников, особенно на дальних островах.


И случается, что в Баренцбург или Лонгьир от работающих где-нибудь на островах Принца Карла исследователей летят отчаянные радиограммы вроде следующей:

Срочно высылайте вертолет для эвакуации. Окружены девятью голодными медведями. Не рискуем выходить из домика.


Прижился на архипелаге и завезенный сюда в 1920-е годы из Гренландии овцебык. Стадо этих могучих приземистых копытных, покрытых густой и длинной, до земли, шерстью, заметно выросло за последние годы, благо на Шпицбергене нет их главных врагов — волков.

В суровые зимы самки овцебыков прячут маленьких детенышей у себя под брюхом, где в любую пургу тепло и уютно в пологе из шерсти. Сейчас овцебыков на Шпицбергене больше сотни, а ведь вначале было всего 17.

Украшение Шпицбергена — его замечательные птичьи базары. На крохотных уступах отвесных скал, обрывающихся к морю, галдят и суетятся десятки тысяч чаек-моевок, кайр, чистиков, глупышей, тупиков и бакланов. А над скалами парят хищные чайки-бургомистры, высматривая добычу.


Рыбы в море хватает и тюленям, и чайкам, тем более что у западного берега даже зимой под действием теплого течения граница плавучих льдов образует глубокий изгиб, как бы залив с ледяными берегами, обращенный на север.

В старину его называли Бухтой Китоловов, так как именно здесь был центр китобойного промысла. В иные зимы у западного побережья льда нет совсем, а Исфьорд покрывается ледяным покровом лишь на месяц-полтора.

Однако Север есть Север, и с октября по февраль над Шпицбергеном царствует полярная ночь. Тем не менее, архипелаг не становится в это время “страной вечного мрака”. В ясную погоду его освещает луна.

Как писал великий полярник Фритьоф Нансен, “взамен солнца остается восхитительнейшее сияние луны: она день и ночь кружит по небосводу…”.

Лунный свет отражается мириадами снежных и ледяных кристаллов и позволяет не только свободно передвигаться без фонаря, но и различать дальние горы. Особенно светло бывает в полнолуние.

А в декабре-январе в морозную погоду на небе полыхают полярные сияния. На фоне пламенеющего неба возникают световые узоры самого фантастического вида, непрерывно меняющие свою форму и цвет.


Можно часами стоять, забыв надеть шапку, на трескучем морозе, не в силах отвести глаза от удивительной игры красок в холодном небе.


Слова бессильны описать это поистине грандиозное зрелище. Как жаль, что в это время на островах не бывает туристов!

И все они не могли забыть его суровой красоты, ослепительно белых горных пиков и синей глади фьордов, оглушительного гомона птичьих базаров и скромного очарования тундровых цветов, зеленовато-прозрачных стен прибрежных ледниковых обрывов и красок северного сияния…

И когда зимовщики, возвращаясь на родную землю, отплывают от берега, то с борта теплохода они по традиции бросают в воду старые сапоги — в знак того, что когда-нибудь вернутся на эту студеную, но прекрасную землю.

Архипелаг Шпицберген - суровый северный край, лежащий за полярным кругом всего в тысяче километров от северного полюса. Архипелаг находится под юрисдикцией Норвегии, однако для большинства стран, в том числе и для России, для въезда сюда не требуется виза.

Шпицберген привлекает многочисленных желающих познакомиться с первозданной природой Арктики. Значительной части архипелага придан статус национального парка. Пейзажи архипелага поражают воображение, заснеженные равнины обрываются у моря величественными фьордами, а на остроконечных горах возвышаются могучие ледники.

Необычайно богат и животный мир Шпицбергена. На прибрежных камнях здесь расположились шумные птичьи базары, по тундре бродят северные олени, и конечно же здесь можно встретить белого медведя - символ Шпицбергена.

На архипелаге практически нет дорог, поэтому туристам обычно предлагают совержить вокруг архипелага круиз на теплоходе.

Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан – это один из самых маленьких океанов Земли. Он расположен в северном полушарии земли в промежутке между Северной Америкой и Евразией. Океан занимает территорию общей площадью 14,75 миллионов квадратных километров. Средняя глубина океана составляет 1.225 метров, а наибольшая – 5.527 метров в Гренадском море. Объем воды в океане составляет 18,07 миллионов квадратных километров.

Визуально океан можно разделить на три природные акватории: Арктический бассейн, Северо-Европейский бассейн и Канадский бассейн. Благодаря благоприятному географическому положению в центральной части океана ледяной покров сохраняется нетронутым на протяжении всего года, при этом находясь в подвижном состоянии. Учитывая, что вода в океане очень холодная, здесь могут обитать только устойчивые к холодным температурам морские обитатели - такие, как киты, пингвины, морские котики и многие другие.

А какие достопримечательности Шпицбергена вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Лонгйир

Лонгйир - крупнейший населенный пункт на острове Шпицберген в Норвегии. Основанный в 1906 году как шахтерский поселок, город получил свое имя от владельца компании по добыче угля - Джона Лонгйира. Сегодня уголь перестал играть важную роль в жизни города, Лонгйир стал научно-исследовательским и туристическим центром.

Ряды одноэтажных домиков Лонгйира, выкрашенных в яркие цвета, выглядят почти празднично на фоне монохромной природы Шпицбергена. В городе существует Университетский центр, построена спутниковая станция, получающая и обрабатывающая данные с орбитальных спутников. Также здесь находится Всемирное хранилище семян - миллионы семян сельскохозяйственных культур содержатся здесь на случай всемирной катастрофы.

Лонгйир привлекает множество туристов, желающих ближе познакомиться с уникальной полярной природой Шпицбергена. В городе есть несколько отелей, работает городской музей.

Этот остров с потрясающим природным ландшафтом находится в восточной части архипелага Шпицберген между островами Эдж и Западный Шпицберген. Он назван в честь известного голландского мореплавателя Вильяма Баренца. Специалисты утверждают, что остров создан за счет пород палеозойского возраста с преобладающим среди других пород - известняк и сланцы.

Его общая площадь составляет в 1288 км² . Большая половина острова, это приблизительно 558 км² , покрыта ледником, а остальная часть острова представляет собой арктическую тундру. Остров Баренца представляет уникальную природную экосистему для проведения научных исследований по изменению климата и возможных движений ледников. Но, по последним исследованиям, ожидать общее таяние и изменение ледников на этом острове не стоит.

Аэропорт Свальбард

Аэропорт Свальбард – самый северный в мире гражданский аэропорт, который обслуживает Шпицберген. Аэропорт находится у подножия горы Платоберге.

За 2009 год пассажиропоток аэропорта составил около 139 тысяч человек. Из этого аэропорта можно улететь в Осло, Тромсё, Ню-Олесунн, Свеа и даже в Баренцбург, поэтому аэропорт считается международным. Поскольку Норвегия входит в Шенгенскую зону, россияне, летающие в Баренцбург, не проходят паспортный контроль.

Свальбард – крупнейшее сооружение, на территории которого располагаются 200 парковочных мест, стоянка такси и пункт проката автомобилей. Аэропорт имеет одну асфальтированную взлетно-посадочную полосу протяженностью 2 323 метра и шириной 45 метров. Под полосой находятся два кульверта, отводящие талую воду с горы.

Заброшенный шахтерский поселок Пирамида

Пирамида - это заброшенный советский шахтерский поселок, расположенный на острове Шпицберген в Норвегии. Поселок был построен во второй половине двадцатого века у самой северной в мире угольной шахты. Его население достигало тысячи человек. Но в девяностые годы добыча угля резко упала и поселок был законсервирован.

Теперь Пирамида - поселок-призрак, сохранивший не только здания, но и множество личных вещей своих обитателей, оставленных здесь как будто в спешке.Территория поселка открыта для посещения, но без сопровождения в его здания заходить не рекомендуется - во избежание несчастных случаев. Пирамида до сих пор рекордсмен по множеству самых северных вещей в мире - среди таких рекордов - памятник Ленину, бассейн и даже рояль.

Необычная тревожная и печальная атмосфера заброшенного города, а также необычайно красивая природа, окружающая поселок, в летний период притягивает сюда туристов. Специально для них в поселке устроен маленький отель и работает экскурсовод.

Баренцбург

Баренцбург - это горнопромышленный поселок на норвежском острове Западный Шпицберген,в архипелаге Шпицберген. Он был назван в честь голландского мореплавателя В.Баренца. Сейчас в этом поселении живут и работают более 300 русских и украинцев.

Поселок является обособленным, с автономным жизнеобеспечением. Производственно-социальный комплекс Баренцбурга включает в себя шахту, теплоэлектростанцию, больницу, детский сад и другие объекты. Жилой поселок, жилищно-коммунальное и подсобное хозяйство содержится компанией "Арктикуголь". Уголь, добываемый в шахте, используется для собственных нужд поселка, а также идет на экспорт. Для туристов в поселке открыта гостиница с баром и сувенирным магазином.

Здесь можно посетить музей "Помор", основанный в 1995 году. В музее, рассказывающем об истории архипелага Шпицберген с древнейших времен до наших дней, находится геологическая экспозиция,содержащая более 33 видов минералов и горных пород, возраст которых колеблется от 1-2 миллиардов лет до 5-6 тысяч лет.

Северо-Восточная Земля

Северо-Восточная земля - это необитаемый остров в архипелаге Шпицберген, в Северном Ледовитом океане. Относится к территории Норвегии. Занимает площадь 14.5 тысяч квадратных километров.

Поверхность острова представляет собой плоскогорье, высотой до 637 метров. Из всей поверхности острова 11135 квадратных километров занято ледниками. На участках, свободных ото льда, произрастают мхи и лишайники. На северном берегу Северо-Восточной земли расположено значительное количество фьордов.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Шпицберген
норв. Svalbard
Характеристики
Крупнейший остров Западный Шпицберген
Общая площадь 61 022 км²
Наивысшая точка 1712 м
Население 2642 чел. (2009)
Плотность населения 0,04 чел./км²
Расположение
78° с. ш. 16° в. д.
Акватория
Страна

Шпицберген

Шпицберген на Викискладе

Шпицбе́рген (нем. Spitzbergen ), также Сва́льбард (норв. Svalbard ), Спитсбе́рген (нидерл. Spitsbergen ), Гру́мант - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть . Административный центр - город . Архипелаг и прибрежные воды - демилитаризованная зона.

Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только , имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок , а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Этимология

Русское название «Шпицберген» заимствовано из голландского нидерл. Spitzbergen - это название дал архипелагу в 1596 году голландский мореплаватель В.Баренц, буквально оно означает «острые горы» (нидерл. spitz - «острый», нидерл. bergen - «горы»). У русских поморов употреблялось название «Грумант», которое считается искажённой передачей топонима «Гренландия», - по средневековым представлениям Шпицберген на севере соединялся с Гренландией, а её название известно в формах «Груланд, Грутланд». В самой Норвегии принято название «Свальбард» (норв. Svalbard ) - «холодный край», которое скандинавские мореплаватели XII века дали какой-то открытой ими северной земле, позже отождествленной Ф.Нансеном со Шпицбергеном.

География

Карта архипелага Шпицберген

Площадь архипелага - 61022 км².

Состоит из трех крупных островов - Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и остров Эдж; семи более мелких островов - остров Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа (Королевский остров), Медвежий, Свенскёйа, остров Вильгельма; а также групп островов, маленьких островков и шхер, общей площадью 621 км².

Наиболее крупные острова:

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов - гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² - больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами. Многолетнемёрзлые породы - мощность слоя до 200 м. Естественное оттаивание грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,6 м.

Растительность тундровая - берёза карликовая (лат. Bétula nána ), полярная ива (лат. Salix polaris ), мхи, грибы, лишайники и более 170 видов сосудистых растений.

Из млекопитающих на островах только белый медведь, шпицбергенский северный олень (самый маленький из видов северных оленей), а также песец. Попытки интродукции на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. Также около берегов Шпицбергена изредка можно встретить нарвалов. На архипелаге в изобилии присутствуют морские животные - нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, моржи, белухи, киты. Все перечисленные животные (кроме белых медведей) достаточно часто встречаются в непосредственной близости к населённым пунктам.

На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге. Единственным видом, проживающим на Шпицбергене круглый год, является полярная (белая) куропатка (лат. Lagopus mutus hyperboreus ). Остальные птицы на зиму улетают в южные страны, и возвращаются на архипелаг лишь весной для гнездования и выведения потомства.

Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.

Крупные залежи высококалорийного каменного угля - оцениваются в 10 млрд тонн. Уникальной особенностью Шпицбергена также является значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 году норвежской группе палеонтологов удалось обнаружить на архипелаге останки крупнейшего плиозавра Pliosaurus funkei . Высокое разнообразие геологических пород архипелага объясняется его длительной миграцией по мантии Земли, во время которой Шпицберген побывал в разных климатических зонах.

Климат арктический, на западе значительно смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4…+6 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Из-за влияния Гольфстрима зимние температуры на Шпицбергене в среднем на 20 градусов выше, чем в прочих местах сравнимой широты. Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4-5 баллов по шкале Рихтера, предполагается возможность землетрясений до 6-7 баллов.

Природа

Национальные парки Шпицбергена

Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.

В строении архипелага участвуют, как правило, каледониды. Но они больше похожи на каледониды Гренландии, чем Скандинавии. Однако те и другие являются порождением раннепалеозойского океана Япетус, который раскрылся примерно в начале кембрия около 550 млн лет назад. Этот древний океан располагался в приэкваториальных широтах в субмеридиональном направлении от 30° ю. ш. (древние координаты) на север, между древними континентами Балтика и Канадо-Гренландия. В состав Шпицбергена входят также и более древние породы (байкальской складчатости). По-видимому, это часть баренцевоморской плиты, которая и имеет протерозойско-раннекембрийский возраст. Большая часть фундамента Шпицбергена формировалась где-то на активной окраине древнего океана Япетус около 500 млн лет назад в раннем ордовике и представляет собой островодужные магматические формации, сильно смятые во время столкновения континентов в силуре. К началу силура океан Япетус стал сокращаться, неся Балтику навстречу Канадо-Гренландии,(450-440 млн лет назад) Британские острова, остров Ньюфаундленд и Шпицберген, который испытывал сильное поднятие и вулканические извержения к середине-концу силура. Затем произошло окончательное столкновение Балтики (Скандинавии), Британских островов, Гренландии, Ньюфаундленда и Северной Америки (Лаврентии). Остатки древних островных дуг, известняков, обломочных океанских пород океана Япетус были смяты и подняты ввысь на 9-11 тыс. метров. На месте столкновения этих частей света поднялся горный хребет выше, чем сегодняшние Гималаи. 400 миллионов лет назад Скандинавия была уже соединена с Гренландией и где-то между ними находился и Шпицберген. Британские острова, Ньюфаундленд и Северная Америка также были соединены вместе. В позднем палеозое местами происходило внедрение гранитоидов. Нынешние месторождения меди, хрома, никеля, титана, железа, цинка, урана и других металлов, которые сейчас находятся на Кольском полуострове, в Скандинавии, Гренландии, Шпицбергене, на Британских островах и на восточном побережье Северной Америки, образовались именно в ту эпоху.

Правовой статус Шпицбергена

В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключён Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным законом о Шпицбергене.

Военное значение

Географическое расположение Шпицбергена является чрезвычайно выгодным с военной точки зрения, позволяет контролировать судоходство и авиационное сообщение в Северном Ледовитом океане при условии расположения на острове необходимой военной инфраструктуры (пунктов базирования флота, аэродромов, радиолокационных и гидроакустических станций).

Советский Союз в своих переговорах с Норвегией неоднократно поднимал вопрос о совместном использовании территории Шпицбергена для обеспечения обороны острова, в частности для размещения советских военных баз на острове как в период Второй мировой войны, под предлогом необходимости защиты с суши северных конвоев, так и на заре Холодной войны, на фоне нарождающегося противостояния с США. Норвежский Стортинг неоднократно рассматривал вопрос о предоставлении территории СССР под военные нужды, но всегда отклонял эти проекты большинством голосов. Одно из последних голосований по этому вопросу относится к лету 1947 года, когда большинство парламентариев в очередной раз отказали СССР в создании военной базы на острове (из 112 голосовавших 11 проголосовали «за», 101 «против» строительства советской военной базы).

История

Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке.Свальбард впервые упоминается в «Исландских анналах» в записи под 1194 годом, сообщающей, что «найден Свальбард» (Svalbardi funnin ). Название «Свальбард» переводится как «холодные берега».

Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова считает, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Всего известно более восьмидесяти поморских памятников.

В 1596 году острова были открыты и документированы голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название «Спитсберген», что в переводе означает «острые горы». Баренц обнаружил на острове и в его сопредельных водах большое число моржей и китов, что дало старт многочисленным промысловым экспедициям. Примерно в это же время архипелаг появился на картах под названием «Santi Rustene». Через несколько лет свои претензии на эти земли заявили и .

Китобойный промысел

В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в этом регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. , наряду с и , и сегодня продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла и запрет на экспорт китового мяса.

В 1743 году на острове Эдж (Малый Брун) в юго-восточной части архипелага высадились четверо русских зверобоев из Мезени во главе с кормщиком Алексеем Химковым, судно которых затерло льдами недалеко от его берегов. Не имея практически никаких припасов, они сумели провести на острове более 6 лет, занимаясь охотой на медведей, моржей и тюленей, ловлей песцов и заготовкой шкур. В августе 1749 года трое выживших зимовщиков были обнаружены русским торговым судном и доставлены в .

В 1760 году заинтересовавшийся их историей французский ученый Пьер Людовик Леруа опубликовал на немецком языке в и сочинение, переизданное в 1766 году на французском в , а в русском переводе 1772 года получившее название «Приключения четырёх российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесенных, где они шесть лет и три месяца прожили».

В 1765-1766 Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала XX века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.

После прихода в упадок китобойного и пушного промысла в конце XVIII века, на протяжении следующих ста лет Шпицберген был фактически заброшен и считался terra nullius - ничейной территорией, то есть, несмотря на номинальные претензии на него разных стран, фактически никем не управлялся. Новая волна интереса началась лишь в конце XIX века, когда круглогодичный доступ к портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций и арктического туризма.

На архипелаге побывало множество знаменитых исследователей, включая Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и Эрнста Шеклтона. Северная часть острова Западный Шпицберген названа Земля Андре, в честь Соломона Андре, совершившего в 1897 году попытку достичь Северного полюса на воздушном шаре. В 1912 году Западный Шпицберген был также подробно описан и картографирован в рамках последней экспедиции знаменитого российского арктического исследователя и пионера Северного морского пути В. А. Русанова. Посещали Шпицберген и первые арктические туристы - состоятельные европейцы, включая представителя королевской семьи Монако принца Альберта.

С начала XX века на островах стало постепенно меняться и экономическое положение. Добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями привела к организации постоянных поселений. Суверенитет Норвегии над архипелагом был признан в 1920 году, когда , Италия, и подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные земли в отсутствие главного соперника - Российской империи, что определило беспрецедентные условия договора. По соглашению, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. 7 мая 1935 года к нему присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих посёлков. СССР интересовал не только местный уголь, но и рыба. Уже в 1934 году к Шпицбергену была отправлена экспедиция на зверобойном боте «Николай Книпович», которая обнаружила сельдь. За ней совершил рейс к островам корабль «Авангард», который вернулся в Мурманск с 25 тоннами улова после 18-дневного плавания.

С середины 1920-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярной авиации - например, полётов Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена-Эллсворта-Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

Во время Второй мировой войны, Шпицберген не мог выступать в качестве полноценной военной базы, поэтому его население было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолётов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье. Для их ликвидации в 1942 году в район Лонгйира из был заброшен небольшой норвежский отряд на двух судах Isbjørn и Selis. Несмотря на то, что оба судна были уничтожены, норвежцы сумели закрепиться на берегу. В 1943 году для уничтожения этого отряда немцы выслали к Шпицбергену отряд кораблей из линкоров «Тирпиц», «Шарнхорст» и девяти эсминцев, которые разрушили большую часть Лонгйира и Баренцбурга артиллерийским огнём (одну из подожжённых тогда угольных шахт удалось погасить лишь в 1960 году). Высадка немцев на берег была менее удачной. Норвежцы в районе Баренцбурга оказали сопротивление огнём береговой артиллерии и отошли в горы к поселку Грумант.

В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в пост-советский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей.

Также с 1949 года возобновились советские промысловые плавания к Шпицбергену за рыбой. Первая крупная экспедиция 1949 года выловила 462 тонны сельди.

Современное состояние

Канатная дорога для транспортировки угля

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske, а также по концессии российским государственным трестом Арктикуголь (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом.

Действует аэропорт Свальбард с регулярными рейсами в Норвегию ( , ) и нерегулярными (чартерными) рейсами Арктикугля в Москву. Один из таких рейсов стал причиной крупнейшей трагедии в истории Шпицбергена - 29 августа 1996 года при заходе на посадку прямо напротив потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует полярный музей и Свальбардский международный университет, ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT , а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

Население

Население архипелага - около 2600 человек (на 1 января 2009 года). Из них 69,9 % - норвежцы, 18,3 % - русские и украинцы, 0,4 % - поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года. С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работников сферы обслуживания и туризма. После распада СССР некоторое количество бывших сотрудников «Арктикугля» переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

Самое большое поселение - , около 2000 человек, большинство - норвежцы. Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

  • российские шахтёрские посёлки: (470 человек), Пирамида (3-4 человека зимой, около 15 - летом, большей частью законсервирован) и Грумант (законсервирован);
  • норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100);
  • норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300);
  • польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

Религия

В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге - православная часовня. По согласованию с Русской православной церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.

Экономика

С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. Такая геологическая формация привела к возникновению многочисленных небольших шахт и угольных разрезов вдоль береговой линии, которые открывались и закрывались по мере исчерпания и разведки пластов. Размер поселений на Шпицбергене обычно соответствовал мощности близлежащих угольных разрезов.

По мере истощения угольных запасов власти Норвегии старались диверсифицировать экономику острова путём развития туризма, с целью уменьшения дотационности региона, и расширения научно-исследовательского сектора. В связи с распадом СССР аналогичная диверсификация российского сегмента экономики из-за финансовых трудностей началась с опозданием.

См. также

  • Рубль Шпицбергена
  • Земля Франца-Иосифа

Примечания

  1. Поспелов, 2002, с. 475.
  2. Kovacs K.M., Lydersen Ch. Birds and mammals of Svalbard. Polarhandbok № 13. - Oslo, 2006, 203 p.
  3. В.В. Славинский. Тепловой режим литосферы пассивных континентальных окраин на примерах Северо-Западного Шпицбергена и Юго-Восточной Австралии // Материалы XLII Тектонического совещания. - Москва: Геологический институт (ГИН) РАН, 2009. - Т. 2 . - С. 191-195 .
  4. А.И. Конюхов. Сколько было Атлантических океанов?. Проверено 11 февраля 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
  5. О Шпицбергене. История. Сайт посольства России в Осло, Норвегия.
  6. Norway: Spitsbergen Decision. // Military Review . - July 1947. - Vol. 27 - No. 4 - P. 68.
  7. Очерки истории освоения Арктики. Том I. Шпицберген. Добаренцевый период в истории Шпицбергена
  8. Поморы с острова Грумант // Журнал «Вокруг света». Сентябрь, 1983
  9. Abraham Ortelius: Septentrionalium Regionum Descrip. (англ.) . Barry Lawrence Ruderman Antique Maps Inc.. Проверено 5 января 2015.
  10. Цетлин М. Заполярные Робинзоны // Наука и жизнь. - 1973. - № 2.
  11. Петр-Людовик Ле Руа. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных.
  12. Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946-1952 гг.) // Арктика и Север. - 2015. - № 18. - С. 97
  13. Svalbard"s history - the cruise book from Svalbard. Norsk PolarInstitute. Проверено 2 ноября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  14. С. Патянин // Операция “Цитронелла”. цусима.org.ru. Проверено 10 ноября 2010. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  15. Присутствие Российской Федерации на архипелаге Шпицберген: политико-правовые, экономические и гуманитарные аспекты // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации: научно-информационный бюллетень / Совет Федерации, Ком-т по делам Севера и малочисл. народов / отв. за вып. В. Я. Стрельцов. - М. : Изд. Совета Федерации, 2007. - Вып. 6 . - С. 127 . Архивировано 17 февраля 2012 года.
  16. Порцель А. К. Первые советские рыбопромысловые экспедиции к Шпицбергену и Исландии (1946-1952 гг.) // Арктика и Север. - 2015. - № 18. - С. 102
  17. РФ продолжит своё присутствие на норвежском Шпицбергене. Взгляд (24 марта 2009). Проверено 5 января 2015.
  18. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 4 апреля 2011 г. N 142 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию Государственный трест Арктикуголь» Российская Газета
  19. Николай Непомнящий, Михаил Курушин. [Кн. 4: Катастрофы в воздухе, Ч. 2: Хроника последних десятилетий] // Великая книга катастроф. - М. : Олма медиа групп, 2007. - 255 с. - ISBN 978-5-373-01023-8.
  20. Population in the settlements. Svalbard

Литература

  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. - Л. : Гидрометеоиздат, 1977. - 144 с.: ил. с.
  • Шокальский Ю. М. -. Шпицберген // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Наталья Козлова. Остров арестованных кораблей // Российская газета: газета. - 2005. - № 3904 .
  • Надежда Сорокина. Москва не ослабит позиций на Шпицбергене // Российская газета: газета. - 2006. - № 4024 .
  • Ле Руа П. Л. Приключения четырёх российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных / Пред. М. И. Белова. Прим. В. Ю. Визе. - 4-е изд. - М.: Мысль, 1975. - 56 с.: ил.
  • Зингер Е. М. Страна гор и ледников // Природа: журнал. - 1997. - № 8 .
  • Саватюгин Л. М., Дорожкина М. В. Архипелаг Шпицберген: Российские имена и названия. - Санкт-Петербург: Наука, 2009. - 272 с.
  • Гнилорыбов Н. А. Угольные шахты на Шпицбергене. - Москва: Недра, 1988. - 191 с.
  • Зингер Е. М. Шпицберген - ледовый архипелаг. - М. : Пента, 2006. - 302 с.
  • Наука на Шпицбергене: история российских исследований. - СПб. : ГАМАС, 2009. - 408 с.
  • Чернышев Ф. Н. Русская экспедиция на Шпицбергене. - Мир Божий. - 1901. - 261 с.
  • Н. Е. Королёва, Н. А. Константинова, О. А. Белкина, Д. А. Давыдов, А. Ю. Лихачёв, А. Н. Савченко, И. Н. Урбанавичене. Флора и растительность побережья залива Грен-фьорд (архипелаг Шпицберген). - Апатиты: Изд. К & М, 2008. - 132 с.
  • Михайлов И. А. Архипелаг Шпицберген: перекрёсток событий и судеб. - М. : Научный мир, 2004. - С. 226. - 1000 экз. - ISBN 5-89176-256-0.
  • Кокин О. В. Рельеф и отложения краевых зон ледников Западного Шпицбергена.
  • С. В. Радзиевская. Остров мужества.
  • Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь / отв. ред. Р. А. Агеева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Русские словари, Астрель, АСТ, 2002. - 512 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-17-001389-2.
  • David Roberts. Four Against the Arctic: Shipwrecked for Six Years at the Top of the World. (2003). Simon & Schuster. ISBN 0-7432-2431-0.
История картографирования и археологическое изучение
  • Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики. Том 1: Шпицберген / Ред. д-р ист. наук А. К. Станюкович; Рецензенты: д-р ист. наук В. П. Даркевич, канд. ист. наук В. И. Завьялов. Институт археологии РАН. - Изд. 2-е. - М. : Научный мир, 2009. - 96 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-91522-101-6.

Ссылки

  • Шпицберген // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Шпицберген в «Современной энциклопедии»
  • Шпицберген в БЭС
  • Шпицберген // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • Sysselmannen.no - веб-сайт губернатора Шпицбергена
  • Svalbard Tourism - веб-сайт официального туристического совета
  • TopoSvalbard - интерактивная карта, Норвежский Полярный Институт
  • История одного города: Лонгийербюен (Шпицберген) на «Эхе Москвы»
  • Русскоязычный сайт - Шпицберген. Ру
  • В. Н. Анчишкин. Арктический роман
Судебная система Правовая система Экономика Норвегии Статистика Экология Статьи о Норвегии Религия и церковь Норвегии Внешняя политика Лицом к лицу События Владения Норвегии Политические партии Норвегии и политики Норвежский бизнес Королевский Дом Норвежский язык Cаамы Профсоюзное движение

Шпицберген - Свальбард

Шпицбе́рген (нем. Spitzbergen), др.-русск. Гру́мант, норв. Svalbard (Сва́льбард) - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть королевства Норвегии. Административный центр – Лонгьир. Архипелаг и прибрежные воды – демилитаризованная зона.
Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге, помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет также и Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт – город Баренцбург.

География

Наиболее крупные острова:
Западный Шпицберген - 37 673 км²
Северо-Восточная Земля - 14 443 км²
Эдж (остров) -0 5 074 км²
остров Баренца -0 1 288 км²
Белый остров -000682 км²
Медвежий остров -000178 км²

Общая площадь, занимаемая островами, приблизительно 64 200 км² (по другим данным 61 723 км²)

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов – гора Ньютон (1 712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² – больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами. Вечная мерзлота – мощность слоя до 200 м.

Растительность тундровая – берёза карликовая, ива карликовая, мхи, лишайники. Из млекопитающих на островах только белый медведь, северный олень, песец, полевая мышь и переселённый из Гренландии овцебык; морские животные – нерпа, гренландский тюлень, киты. Около 90 видов птиц, в сезон перелётов – более 110 видов.

Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.

Крупные залежи высококалорийного каменного угля – оцениваются в 10 млрд тонн.

Арктический климат, на западе смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4,4 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4−5 магнитуд по шкале Рихтера, допускается возможность землетрясений до 6−7 магнитуд.

Предположительно был обнаружен викингами или поморами в XII веке. Был известен поморам под названием Грумант, сейчас так называется один из посёлков на островах. Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова доказала, что в середине XVI в. на Шпицбергене существовали поселения поморов. Открытие архипелага приписывают голландцу Виллему Баренцу в 1596 году, однако примерно в это же время архипелаг появился на русских картах под названием «Святые русские острова». Через несколько лет свои претензии на острова заявили Англия и Дания.
Китобойный промысел

В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в данном регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. Норвегия, наряду с Исландией и Японией, продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла.

В 20-x годах XIX века Норвегия заявила права на остров, где уже проводилась добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями. В 1920 году, 9 февраля, США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский трактат. В 1935 году к нему присоединился и СССР. Все страны, участвующие в договоре (39 стран), имеют право свободно осуществлять там хозяйственную деятельность. Но только норвежские и советские поселения пережили Вторую мировую войну и именно Россия и Норвегия в большей части осуществляют экономическую деятельность, в основном на острове Западный Шпицберген.

Отсюда также осуществлялись полярные экспедиции, например, полёты Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена – Эллсворта – Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

29 августа 1996 года при заходе на посадку у города Лонгйир потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 130 пассажиров и 11 членов экипажа.

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется королевством Норвегия и является его частью (официально с 1925), существуют ограничения, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка – норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. Добыча угля в шахтах осуществляется по концессии российским концерном «Арктикуголь», ранее – советский трест.

На архипелаге существует небольшой туристический бизнес. В 2000-е годы на острове было выстроено Всемирное семенохранилище.

Население

Население архипелага – около 2 400 человек (на 2005 год), в том числе:

* 1 645 норвежцев;
* 747 русских
* 8 поляков.

Самое большое поселение – Лонгйир, 2 075 человек, большинство – норвежцы. Оно же является административным центром архипелага.

Остальные поселения:

* российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (850 человек), Грумант и Пирамида (законсервированы)
* норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100)
* норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгьира более 300)
* польская исследовательская станция Хорнсунд (9 человек).

Население по годам
Год Всего норвежцы русские поляки
1990 3 544 1 125 2 407 12
1995 2 906 1 218 1 679 9
2000 2 376 1 475 893 8
2005 2 400 1 645 747 8

Шпицберген, он же Сва́льбард - полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане на расстоянии 1 050 км от Северного полюса, самая северная часть королевства Норвегии. Здесь находится самое северное круглогодичное поселение на Земле (2 200 человек).

Прогуляемся по полярному архипелагу Шпицберген.

1. Закат на леднике Конгсфьорд, Шпицберген, Норвегия, 9 апреля 2015. А вообще, самая высокая точка островов - гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. (Фото Jens Büttner | dpa | Corbis):

3. Шпицбергенский северный олень - самый маленький из видов северных оленей. (Фото Paul Souders | Corbis):

4. Красочные домики в Лонгйире - самом северном в мире поселении с населением свыше тысячи человек. (Фото Chris Jackson):

5. Солнечное затмение на Лонгйире, Свальбард, 20 марта 2015. (Фото Jon Olav Nesvold | NTB scanpix | Reuters):

6. Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

А вот и российский караульный возле законсервированного шахтерского посёлка Пирамида. Своё название посёлок получил из-за пирамидальной формы горы, у подножия которой он основан на берегу бухт Петунья и Мимер. Посёлок находится на расстоянии около 120 км от Баренцбурга. Местность в районе Пирамиды - горы, долины, ледники. Напротив Пирамиды находится крупный ледник Норденшельда, громадные глыбы которого, зависнув над водой, время от времени откалываются с грохотом, чтобы начать свое путешествие в виде айсбергов. (Фото Dominique Faget):

С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. (Фото Michael Narten | dpa | Corbis):

8. Дедушка Ленин в заброшенном российском поселке Пирамида на Шпицбергене, 19 июля 2015. (Фото Dominique Faget):

9. Красивый ледник Кронебрин, расположенный в западной части острова Западный Шпицберген (архипелаг Шпицберген). (Фото Dominique Faget):

10. Есть на полярном архипелаге Шпицберген и песцы двух видов (обыкновенный и голубой). Попытки переселения на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. (Фото Paul Souders):

11. На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге.

Это остров Медвежий в западной части Баренцева моря, к югу от острова Западный Шпицберген. Принадлежит Норвегии, но, как и весь архипелаг Шпицберген, чьей южной частью является остров Медвежий, имеет особый статус внутри королевства.(Фото Michael Nolan | Robert Harding | Corbis):

12. Сложенные останки кита на западном побережье Шпицбергена, 3 августа 2013. (Фото Juan-Carlos Muñoz | Biosphoto | Corbis):


13. Угольный поезд. На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. (Фото David Lomax | Robert Harding):

14. Местный житель - морж. (Фото Steven Kazlowski | Nature Picture Library | Corbis):

15. Ледник Норденшельда. И бухта, и ледник названы в честь Адольфа Эрика Норденшельда, шведского ученого геолога, исследователя и мореплавателя. Он известен тем, что первым прошёл по Северному морскому пути из Атлантики в Тихий океан ещё в 1878—1879 годах. (Фото Dominique Faget):

16. Любопытный белый мишка. (Фото Michael S. Nolan | Robert Harding | Corbis):

Шпицберген - место встречи холодного полярного воздуха с мягким и влажным морским воздухом с юга. Это создает области низкого давления и способствует резкому изменению погоды и резким порывам ветра, в особенности зимой. Зимой 17 % всего времени на архипелаге дует сильный ветер. (Фото Chris Jackson):

18. Знакомьтесь, Всемирное семенохранилище на Шпицбергене, так называемое «хранилище Судного дня». Это туннель-хранилище на острове Шпицберген, в который помещаются для безопасного хранения образцы семян основных сельскохозяйственных культур.

Всемирный банк-семенохранилище посадочного материала создан в 2006году под эгидой ООН для сохранения посадочного материала всех сельскохозяйственных растений, существующих в мире. Проект осуществлялся на средства Норвегии и стоил ей 9 млн долларов. Собственный отсек в этом банке растений получила каждая страна. Задача такого хранилища семян - не допустить их уничтожения в результате возможных глобальных катастроф, таких как падение астероида, ядерная война или глобальное потепление. Места внутри достаточно для 4,5 млн образцов семян. (Фото John McConnico):

19. Радар Европейской системы исследования некогерентного рассеяния. (Фото Anna Filipova | Reuters):

20. Исфьорден - второй по длине фьорд в норвежском архипелаге Шпицберген. Это находится на западной стороне Шпицбергена, острова в Северном Ледовитом океане на полпути между Норвегией и Северным полюсом и самым большим в архипелаге. (Фото Juan-Carlos Muñoz | Biosphoto | Corbis):

21. Третий млекопитающий на островах, кроме шпицбергенского северного оленя и песца - белый медведь.

22. Российский населённый пункт Баренцбург - второй по величине населённый пункт на архипелаге Шпицберген - 435 жителей. Своё название Баренцбург получил в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, посетившего Шпицберген в 1596-1597 гг. В настоящее время Россия - единственная страна, кроме самой Норвегии, поддерживающая своё экономическое присутствие на Шпицбергене. В Баренцбурге находится консульство Российской Федерации. (Фото Svalbardposten):

23. Старое деревянное судно. (Фото Ho New | Reuters):

24. Знак, предупреждающий об опасности встречи с белыми медведями. (Фото John McConnico):

25. И опасность эта реальна. Правда, белые медведи предпочитают на ужин гренландских тюленей. (Фото Peer von Wahl | NIS | Minden Pictures | Corbis):