Достопримечательности сиены. Краткая история Сиены. Исторические и культурные достопримечательности города Сиены в Италии

Сиена - прекраснейший древний город, который пропитан средневековьем и очень трепетно хранит старые италийские традиции, созданные много веков назад. Располагается город, как и множество старинных населенных пунктов, на возвышениях. При изучении Сиена с высоты птичьего полета, создается ощущение, что это три разных небольших поселения, расположенные слишком близко друг к другу. Такое деление использовали и в Средние века, выделив три равномерных терции, по одной на каждый холм. Каждая часть имела по 5-7 районов, независимых между собой. Как ни удивительно, эти районы существуют и до сих пор. Мало того, у каждого района Сиены до сих пор имеется свой флаг и герб.

Достаточно посетить город Сиена в Италии единожды, чтобы понять с каким фанатизмом здесь чтят традиции страны и насколько трепетно относятся к соблюдению каждой мелочи в обрядах. Некоторые ученые-историки считают, что именно традиции сохранили готический вид построек, окрестностей улиц и уйму достопримечательностей в Сиене.

История города Сиена.

Основано небольшое поселение было древними римлянами, хотя на этой территории уже существовало когда-то этрусское поселение Сенони. Во времена правления Оттавиана Августа город был признан колонией Саена Джулия. Как известно, многим поселениям в старые времена давали символические имена в соответствии с географическими особенностями или определенными событиями, произошедшими на местности, и Сиена в Италии не является исключением. На древнеримском это слово обозначало удаленную военную колонию.

Серьезным историческим событием стала военная схватка между колонией Саена и Флоренцией, где первая одержала сокрушительную победу в 1260 году. После этого триумфального события город начал разрастаться. Спустя несколько десятилетий здесь провели первые конные соревнования, которые соблюдаются и в наше время. Проводились они ежегодно 2 июля и 16 августа и считались самым знаковым событием города Сиены. Практически все важные события с тех пор проводились только на главной площади, которая замыкается Палаццо Публико (ратуша, которая до сих пор выполняет функции администрации). Над этим зданием сейчас возвышается башня высотой в 30 этажей. Ратуша и башня были выполнены из чистого, отполированного кирпича и белого травертина.

В 1555 году город перешел во власть Флоренции, однако, гордый и свободный народ Сиены в Италии не принял это подчинение. С тех пор мало что изменилось в городе. За последнее столетие здесь построено несколько десятков домов, которые слегка портят общую картину древнего города, пропитанного готической атмосферой. Но те самые три холма по-прежнему пропитаны духом средневековья.

Символ Сиены - Рэм с волчицей и Ромулом. Согласно местной легенде, у Рэма было двое детей - Сенио и Аскио. Оба брата похитили эту картину у Ромула и пытались скрыться от преследования. Поняв, что возвращение в город сулит им смерть также, как их отцу, дети спрятались на холме и, боясь выйти на свет, умерли от голода. На этом холме вскоре и была основана Сиена.

Достопримечательности Сиены

По приезде в город создается впечатление, что город был застроен веков 3-5 назад и больше не изменялся. Здесь совсем нет следов построек ранних эпох, а здания, построенные даже в 18-19 веках сильно бросаются в глаза, хотя их здесь не более полусотни. Дороги, как и дворики, при большинстве домов выложены из камня. Зеленые насаждения и цветы красуются только в специальных горшках. Улочки очень узкие и автомобилем здесь проехать очень трудно. В самые старые районы города въезд автомобилей вовсе запрещен и при игнорировании данного закона, на вас наложат немалый штраф, который вряд ли окажется дешевле туристической поездки.

Сиен не настолько большой, как о нем говорят, но увидев его, создается ощущение, что вы прошли через временной портал. Все достопримечательности Сиены сосредоточены в одной части города, но их столько, что вряд ли все удастся посмотреть за один день.

Добираться в Сиену лучше всего из Флоренции. Эта дорога поможет в полной мере сгладить ваш переход в прошлое. Можно добраться в город Сиен в Италии и более доступным транспортом - электричкой, правда, едет она аж полтора часа. По приезде на вокзал вы можете отыскать множество автобусов, которые проезжают мимо центральной площади Пьяцца дель Кампо.

Площадь имеет свою отдельную легенду и переводится с древнего языка как полевая территория. Несколько столетий назад эта площадь была ничем иным, как полем, которое находилось прямо под главным зданием PalazzoPubblico. В былые времена здесь заседал Совет Сиенской республики. Сейчас же здесь находится мэрия города.

Пьяцца дель Кампо - очень необычное место. Достаточно даже посмотреть на ее форму. Подобную ей трудно будет отыскать в мире. Она имеет форму чаши. А некоторые экскурсоводы сравнивают ее с ракушкой. Гигантская территория площади выложена из различных тонов красного кирпича таким образом, чтобы разделить ее на девять секторов. Такое разделение площади имеет свою историю.

Как известно из истории. Сиен имел 17 районов. У каждого из них был свой герб, флаг и животное, которое являлось символом их территории. На собраниях и каких-либо мероприятиях жильцы районов выстраивались в соответствующие сектора (по 2 района на сектор). Вогнутая в землю площадь позволяла горожанам без помех смотреть на выступающего и услышать всех, кто был в центре.

Колокольни и соборы, отходящие во все стороны от центра, бросаются в глаза издалека благодаря чередующимся полосам темного и светлого мрамора. Но больше всего примечательна башня Манджа, расположенная на площади дель Кампо. Она словно горящая розовая свеча отблескивает под утренними лучами солнечного света. В вечернее время, когда солнце начинает садиться, улицы Сиены окутывает мрак и лишь она одна виднеется на горизонте.

Высота башни - 88 метров. Все желающие могу посетить башню за скромную плату. После подъема по более чем 500 ступенек вы сможете оказаться на вершине и полюбоваться окрестностями города с высоты. Если для вас такой подъем покажется трудным или не желаете тратить время, советуем пройти по узкой улочке далее по курсу и попасть прямо в собор Успения богородицы.

Увидев воочию собор, сложно удержаться от восторга. Стены храма облицованы кружевным беломраморным фасадом с примесями зеленого и розового оттенка. В солнечные дни можно наблюдать, как небесная гладь играет на огромном окне над входными дверьми в соборе.

Внутри собор не менее прекрасен, чем снаружи. Колоны, тянущиеся к потолку украшены черно-белой мраморной композицией. Пол во всех комнатах собора выложен из мозаики, купол изготовлен из чистого золота, а отдел библиотеки Пикколомини с разноцветным потолком хранит множество старинных, изумительных фресок. Названа библиотека была в честь папы римского Пия второго. Он был сыном банкира и родом из здешних мест.

Согласно историческим сведениям, собор собрались расширять в 14 веке, чтобы быть наравне с конкурирующей Флоренцией и затмить своим собором Санту-Марию деи Фиори. Однако, эпидемия чумы, которая спустилась на земли Сиена в 1348 году разрушила все планы. Об этом даже до сих пор говорит недостроенная часть фасада с южной стороны.

Посещение собора также платное. Купив билет, вы можете посетить не только сам собор, но и музей при соборе. В музее можно увидеть знаменитый алтарь «Маеста», который стоит здесь со времен средневековья.

Помимо посещения множества достопримечательностей Сиены обязательно стоит выбраться сюда на культурные события, праздники или театральные представления, которые происходят в городе. Настолько активного народа, который с радостью и доброжелательностью приветствует всех туристов в эти дни, сложно отыскать.

Посетить этот мрачный, готический город полный средневековых ценностей, обрядов и обычаев можно с компанией сайт. Мы предлагаем вам отправиться в полноценное путешествие по узким улочкам древнего Сиена, от которого так и веет рыцарскими поединками и древними сооружениями. Не отказывайте себе в удовольствии посетить Сиен, если вы поклонник средневековья.

Сиена сохранила свой старинный облик лучше других итальянских городов. Даже жители новых кварталов, раскинувшихся вне средневековых стен, тяготеют к старому центру. А в нем все как было в XIII—XIV веках.

Кажется, что Сиену застроили сразу, «в одночасье»: очень мало следов ранних эпох, здания более позднего периода не бросаются в глаза. Каменные дворики, где если и есть зелень, то только в горшках... Узкие улицы, над которыми нависают потемневшие дома... Лишь кое-где старая брусчатка заменена современным асфальтом... Колокольни, громада собора, в котором чередуются горизонтальные полосы темного и светлого мрамора... В самом центре города, на площади дель Кампо, будто розовая свеча, высится башня Манджа... Прихожане молятся в церквах, расписанных шесть-семь веков назад.Автомобилям въезд в старые кварталы запрещен.

Современная Сиена — небольшой город, центр провинции в области Тоскана, но наплыв туристов здесь такой, что он составил бы проблему и для признанных очагов итальянской культуры — скажем, Флоренции или Милана. Тысячи людей приезжают сюда ежегодно со всей Италии, чтобы полюбоваться удивительным "заповедником" средневековья. Сиена лежит в холмистой местности, которую испокон веков населяли трудолюбивые крестьяне. Поколение за поколением орошали каменистую землю Тосканы, труд людей, помноженный на столетия, напитал почву плодородием, и теперь это один из ведущих сельскохозяйственных районов Апеннинского полуострова.

Сиена была основана римлянами, которые на месте этрусского поселения Сенони, построили во время правления Оттавиана Августа военную колонию Саена Джулия. На развитие Сиены большое влияние оказали два фактора: удаленность города от основных дорог и близость соперницы - Флоренции. Кульминацией войны с Флоренцией стала знаменитая битва при Монтепеарти (4 сентября 1260 года), где Сиена одержала триумфальную победу. В это же время город значительно разросся. Это был свободный город - коммуна, город - республика, где до сих пор сохранилась традиция проведения конных состязаний между представителями районов города - Контрады и Палио.

Полную гармонию в разнообразном стилистическом исполнении своих дворцов, которые в течение веков изменялись, предлагает Пьяцца дель Кампо - одна из самых очаровательных площадей Европы. В центре - мостовая, выложенная "в елочку" и разделенная полосами из травертина (известкового туфа) на девять секторов, расходящихся веером, в память о Правительстве Девяти Синьоров, которое управляло судьбой города с 1285 по 1355 г. На ней разворачивались почти все самые важные события, радостные или грустные, в истории Сиены, сначала в период существовании Республики, потом, с 1555 года, под властью Флоренции Медичи. Это неожиданное подчинение так никогда и не было принято гордыми и свободными сиенцами.
Наиболее ярким событием, в котором эта площадь бывает главным действующим лицом города, остается Палио - скачки, проходящие на этой площади 2 июля и 16 августа каждого года - традиция, глубоко пустившая корни в сердце каждого сиенца.
Замыкает площадь Палаццо Публико (Палаццо Коммуны), построенный в 1297-1342 годах. Здание, сооруженное для городской управы, по сей день служит ратушей. Над ним возвышается 100-метровая башня Торре-ди-Манджа. Все здание и башня выполнены из кирпича и белого травертина.

Волчица с Ромулом и Рэмом - символ Сиены. Легенда гласит, что братья Аскио и Сенио, дети Рэма, спасаясь от преследований Ромула, привезли с собой это изображение из римского дома, которое символизировало потерянное отечество, и спрятались на этом тосканском холме, где позже был основан город Сиена.

От площади Кампо по Виа ди Читта можно придти к Кафедральному собору. Но нельзя пройти мимо громады Палаццо Киджи-Сарачини, каменного, с отделкой кирпичом. Это здание в стиле сиенской готики было построено в XIV веке. В начале ХХ века палаццо преобразовали в концертный зал. Рядом возвышается грандиозное Палаццо Пикколомини, где располагается Банк Италии. Это наиболее совершенный пример архитектуры флорентийского Возрождения.
Сиенский собор потрясает. Его величественный западный фасад, спроектированный Джованни Пизано, являет великолепный образец итальянской готической архитектуры. Он прекрасно дополняет более строгий романский неф и высокую кампанилу (колокольню). Собор стоит на открытой площади и господствует над окружающими постройками. К нему с трех сторон ведут марши лестниц.

Закладка собора относится к 1220-м годам. На его месте находилась более древняя постройка. В 1245 году Николо Пизано пригласили для строительства западного фасада, который по непонятным причинам был разрушен 40 лет спустя, и сын Николо Джованни Пизано приступил к воплощению своего варианта фасада. Он успел завершить лишь его нижнюю часть. Строительство шло полным ходом, когда в конце 1340-х годов на Европу обрушилась эпидемии черной оспы, унесшая жизни около трети горожан, и возведение собора было отложено на 20 лет.

В 1360-х годах были приглашены художники для завершения витражей в алтаре. Одновременно начались работы над мозаичным полом нефа. К концу XIV века были увеличены трансепты, расширена алтарная часть и завершен красивый купол. Собор в плане имеет форму латинского креста.

Кампанила, построенная в XIII веке, - один из самых запоминающихся элементов собора. Полосы темного и светлого мрамора чередуются на поверхности ее объема. В Тоскане, в отличие от северных областей Италии, много этого строительного материала, и тосканцы широко его использовали. Узкая, квадратная в плане башня кажется тоньше, чем на самом деле. В толщу стен многоярусного объема кампанилы врезаны прямоугольные проемы, увеличивающиеся в ширину по мере подъема вверх. В них вставлены тонкие колонки, число которых растет с высотой - от одной до шести в верхнем ярусе. Завершает кампанилу пирамидальный купол, окруженный четырьмя башенками по углам, над карнизом верхнего яруса.

Колокольня подавляет красивый купол в романском стиле над средокрестием, несмотря на его внушительные размеры: 54 метра в высоту и 16 - в диаметре. Фонарь, опоясанный черными и белыми полосами, венчает купол. Фигуры святых в полный рост, относящиеся к XV веку, расположены по периметру крыши на полосатых полуколоннах.

Мощные полосатые колонны протянулись на всю длину центрального нефа и соперничают по красоте с инкрустированным полом, покрывающим всю площадь восьми нефов базилики. Инкрустированный пол в соборе является гордостью Сиены. Помимо разнообразного геометрического орнамента на нем представлены более 50 сцен из Библии и классической литературы. Наибольшее впечатление производят "Смерть Авессалома" и "Избиение младенцев". Инкрустированный пол был завершен в 1547 году.

Колонны высотой 18 метров несут мощные романские арки и своды потолка, где на синем фоне светятся серебряные звезды. Витражи в огромной розе окна в восточной и западной частях здания отбрасывают яркие блики на красочный пол.
С левой стороны площади Кафедрального собора тянется длинная перспектива Палаццо Арчивесковиле (Дворца Архиепископа). Раньше, до 1660 года, это был дом Ректора Музея Собора и каноников.

Напротив собора расположился такой же длинный фасад Больницы Санта Мария делла Скала. Основание этого мощнейшего благотворительного учреждения, одного из самых старых в Европе, восходит к IX веку. Основателями его были каноники Кафедрального собора.

Внушительная громада церкви Сан Агостино, которая особенно в апсиде сохранила простоту форм романского стиля, была заложена в середине XIII века. В XV веке храм расширялся и реконструировался. Интерьер церкви поражает многочисленными алтарями, расписанными сиенскими художниками XIV - XVIII веков.

Фонтебранда - место, название которого происходит от наиболее известного источника Сиены; но еще более известно оно в каждом уголке католического мира тем, что здесь родилась Екатерина Бенинказа, сиенская святая, чей вдохновляющий религиозный пыл вызвал удивление даже у папы Григория XI.

Родилась она в 1347 году в семье Якопо ди Бенинказа, красильщика тканей, и Монны Лапы Пьядженти. Имя Екатерины особенно связано с историей папского престола, центр которого находился в Авиньоне, и сиенская святая пыталась сделать все возможное, чтобы возвратить его в Рим. Всемирно известны ее "Собрание писем", полные пылающей мистической страсти, обращенные как от равной к равным, - к папам, королям и правящим династиям Европы. Умерла Екатерина 29 апреля 1380 года в Риме. Была канонизирована в 1461 году, а в 1939 году провозглашается Святой покровительницей Италии. Родной дом Екатерины был приобретен Коммуной Сиены в 1466 году.

Приобретение это было сделано по просьбе жителей Фонтебранда, которые просили дом своей Святой для превращения его навсегда в место всенародного поклонения. Позже Братство Святой Екатерины превратило дом в настоящую святыню, полную памятных вещей Святой Екатерины и изумительных произведений искусства.

Строительство базилики Сан Доменико и доминиканского монастыря было начато на небольшом холме Кампореджо около 1225 года. В середине следующего века церковь была значительно расширена, как об этом свидетельствует готическая структура центрального нефа и трансепта. Интерьер церкви предстает с деревянным перекрытием на стропилах и только одним большим нефом, согласно монастырским канонам Ордена проповедников, чтобы ничто не разделяло верующих и проповедника.
Палаццо Толомеи на одноименной площади (которая помнит знаменитое семейство Толомеи, постоянно отстаивающее свое господство в городе) - тип укрепленного жилища, появившегося после исчезнувшего к тому времени укрепленного замка, где в 1290 году произошло объединение почти 120 семей и организовалась так называемая "Клика Толомеи". Несмотря на разрушительный пожар 1277 года, чудесное здание, несомненно одно из самых благородных строений во всей Сиене, хорошо сохранилось.

Строительство базилики Сан Франческо на холме Кастеллачча ди Овиле началось в 1228 году. С 1326 года церковь неоднократно расширялась. От старой романской постройки сохранился только фасад и правое крыло. Алтарная часть была сооружена заново.

Городские ворота Порта Каммолия - наиболее укрепленные ворота Сиены. Они были построены в 1604 году по проекту Алессандро Казолани. Над аркой с внешней стороны ворот знаменитое изречение в честь входа в Сиену Фердинанда I Медичи: "Больше, чем ворота, Сиена открывает тебе свое сердце". Это изречение стало символом вежливости и гостеприимства Сиены.
Римские Ворота - самые большие среди всех ворот Сиены. Грандиозное защитное укрепление, украшенное двумя каменными волчицами на консолях, было построено в 1467 году.

Сений спасался от преследования Ромула, убившего Рема, и нашел приют в этих краях. С тех пор римская волчица стала символом Сиены.
Живописные территории приглянулись этрускам, которые заложили здесь свой город. Позже его завоевали римляне, основав при императоре Октавиане Августе колонию Saena lulia .
Дорога, ведущая через Сиену в Рим, способствовала развитию коммерческих и торговых связей. В X веке город стал важным центром. В последующие столетия Сиена росла, строились новые здания, заключались выгодные альянсы. Город всегда находился в отличных отношениях с Папской областью, что хорошо сказывалось на экономической ситуации. Единственным препятствием, мешающим дальнейшему процветанию Сиены, был сильный сосед в лице вечной соперницы Флоренции.
В XII веке Тоскану разрывали разборки между гвельфами и гибеллинами. И Сиена тоже становилась театром военных действий и интриг.
XIII век принес максимальный пик культурного и экономического развития города.
Но в 1348 году разразилась страшная эпидемия чумы, которая скосила большую часть населения. От этого удара Сиенская Республика не смогла оправиться, начался ее медленный закат.
В 1472 году в Сиене был образован самый старый действующий банк Италии и мира – Banca Monte dei Paschi di Siena.
21 апреля 1555 года стал последний днем Сиенской Республики. Больше года Сиена держалась на осадном положении, но из-за голода была вынуждена сдаться Флоренции и войти в состав Тосканского герцогства.
В 1624 году в Сиене открылся Университет, который считается одним из старейших в Италии.
В 1737 году умер Жан Гастон де Медичи, он не оставил после себя наследников, и власть перешла к Габсбург-Лотаринскому дому.
1799-1800 гг. вошли в историю, как наполеоновский период.
В 1859 году Сиена вошла в состав объединенной Италии , став первым тосканским городом примкнувшим к молодому государству.

Большинство зданий и построек Сиены датируются XII-XIV вв. Дуччио, братья Лоренцетти и Симоне Мартини украсили улицы прекрасными архитектурными сооружениями. В XV веке, когда роль Сиена стала менее значимой, а экономическая ситуация ухудшилась, строительство сбавило обороты, новые здания практически не возводились, что сыграло современным туристам на руку – Сиена сохранила свой средневековый облик, сложенный из узких улиц, каменных домом и мрачных палаццо.
Город можно назвать музеем под открытым небом, где легко и увлекательно изучать историю по архитектурным элементам, значимым строениям и урбанистическому плану.

Центральной площадью Сиены является знаменитая пьяцца дель Кампо (piazza del Campo) . Огромный веер расходится девятью сегментами, образуя ракушку характерной формы.

В одном из исторических документов 1169 года говорится, что площадь используется в качестве «поля для проведения Палио» . Campo переводится с итальянского как «поле». До конца XIII века на площади устраивали ярмарки и праздники, шла буйная торговля, и ее внешний вид мало напоминал тот, что мы видим сейчас. В 1287 году власть Правительства Девяти решила благоустроить Сиену, под план реконструкции попала и площадь, которую разбили на две части – piazza del Campo и piazza del Mercato. Возвели Городской дворец (Палаццо Коммунале), который стал резиденцией мэра, пристроили к нему башню. В 1346 году установили фонтан.
Правительство Сиены выпустило эстетически важный закон, согласно которому все фасады должны быть выполнены в едином стиле, иметь заданные промежутки и расстояния, сочетаться в архитектурном оформлении.
В тот период сложилась необычная форма площади, на которой сходились три главные улицы Сиены. Площадь разделена на девять секторов, в честь Правительства Девяти, и отделили друг от друга белыми полосами. Диаметр площади составил 333 метра.
В наше время на piazza del Campo проходит знаменитое сиенское Палио, т.е. скачки, в которых участвуют все кварталы (контрады) Сиены. Кстати, сама площадь является «нейтральной» территорией и не входит ни в одну из контрад.

Взгляд привлекает красный палаццо с высокой башней. Это городской дворец, возведенный в 1288-1309 гг., в котором заседало правительство Девяти. Власть правительства Девяти длилась с 1287 по 1355 гг., несмотря на то, что его называли «хорошим правительством», этот период закончился экономическим кризисом.
Внутри палаццо обустроен городской музей, в котором собрана художественная коллекция местных творцов.
Башню, которая называется Torre del Mangia , пристроили в 1325 году. Она считается одной из самых высоких в Италии. Точнее занимает третье место и имеет высоту 88 метров. (См. «Самые высокие колокольни Италии»).
На самом деле башня является колокольней. Исторически сложилось так, что сиенский колокол называют mangia , от глагола mangiare , т.е. «есть». Потому что первый звонарь славился своей любовью к вкусной еде. И, несмотря на то, что он проработал недолго, название сохранилось до наших дней.
В 1798 году в Сиене произошло разрушительное землетрясение, но башня осталась невредимой.

В 1349 году на башню водрузили первый колокол, в 1666 году его заменили на новый, посвятив Деве Марии. Огромный колокол весит почти 7 тонн. Обычным способом он только тогда, когда начинается Палио, что является сигналом приближающихся скачек. В остальное время в колокол ударяет механический молоточек.
До 1425 году молоточек был металлический, а потом его заменили каменным, который сейчас хранится в Палаццо Комунале. Нынешний молоточек используют с 1780 года.


Не будем спешить уходить с площади, среди многочисленных баров, ресторанов и винотек, здесь находится еще некоторые достопримечательности.
У подножия башни стоит Мраморная часовня , возведенная в 1352 г. в знак благодарности Деве Марии от избавления от чумы, той, что уничтожила большую часть населения Сиены.
Привлекает внимание фонтан «Источник Радости» , установленный в 1386 году. Он стал первым городским фонтаном Сиены. Его название происходит от эмоций, которые испытали жители. В 1409-19 г. фонтан украсили великолепными статуями и рельефами работы Якопо делла Куерча. Сейчас мы видим копии, выполненные в 1868 г. Тито Сарроки.


Фонтан "Источник Радости".

Пройдем по Via del Porrionee .
В квартале, который очерчивают Via del Porrionee и Via di Salicotto , в XVI веке располагалось еврейское гетто . Характерной особенностью являются узкие темные переулки, наклонные улицы и вереницы лестниц.


Сиена. Тоскана.


Сиена. Тоскана.

В1929 году в эру фашизма некоторые улицы были перепланированы, вследствие чего получилась смесь архитектурных противоположностей.

Войдем в гетто по Vicolo delle Scotte , которая представляет собой узкий и крутой спуск, вдоль которого стоят старые здания, соединенные арками и сводами. В доме № 14 располагается Синагога .
Продолжим маршрут по Via degli Archi (Улица Арок) , направляясь к городскому саду по длинному и узкому переулку Vicolo della Fortuna (Переулок Удачи) . Полюбуемся симпатичным видом на башню Манджа и сиенские крыши.
Далее преодолеем крутой Vicolo di Codaci , который приводит на Via di Salicotto – длинная улица, соединяющаяся с piazza del Campo, но мы пойдем в противоположную сторону.
На этой улице открываются панорамы на Сиену и зеленую долину .

Сейчас мы находимся в контраде Башня (Torre). На одной из маленьких площадей можно увидеть символ – слон с башней на спине.


Контрада Башня

Сиена разбита на 17 контрад, т.е. кварталов. В XIII веке их насчитывалось 23, каждая из них должна была обеспечивать продовольствием войска. В настоящее время контрады остались в качестве административных единиц, внутри которых отмечаются значимые события, например, ребенка, свадьбу или похороны. Каждая контрада имеет свой музей, символ, флаг, фонтан, церковь и площадь.

Выходим на Via Pagliaresi , ее название происходит от фамилии знатного семейства, проживающего здесь в XIV веке.


Примерно по середине улицу пересекает тупиковый переулок Ювелиров (Vicolo degli Orefici) . Он утопает в зелени и цветах, укрывает от солнца каменными арками и старыми домами, но самое интересное находится в конце переулка. Здесь сохранилась средневековая система трубопровода.


Средневековый трубопровод Сиены (на фото слева сверху).

Вернем из переулка на улицу Via Pagliaresi.
От улицы Via Pagliaresi повернем вправо на via Roma и дойдем до Римских ворот , строительство которых началось в 1327 году.
Рядом находится ограда бывшей психиатрической больницы, построенной в XIX веке на основании монастыря Святого Николая.


Бывшая психиатрическая больница и Римские ворота (слева).

Больница росла очень быстро, количество больных становилось все больше и больше, поэтому скорее появился настоящий «город сумасшедших» с улицами, ремесленными мастерскими, прачечными и тратториями. Трудотерапия была основополагающим фактором лечения. До сих пор сохранились старые вывески и указатели, поржавевшие от времени.


Сад де" Печчи когда-то принадлежал больнице. Сейчас здесь находится огород и мини-зоопарк, в котором живет вечно голодный ослик. Он с удовольствием ест морковку и траву, поэтому захватите с собой угощение, если решите заглянуть в зоопарк.


Сад де"Печчи.

Покинем территорию бывшей психиатрической больницы и чуть вернемся по улице, по которой пришли до первого поворота налево (Via Val di Montone) . Крутой подъем с лестницей приводит нас к базилике Сан Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви (Basilica di San Clemente in Santa Maria dei Servi) .


Сервиты, т.е. монахи ордена служителей Девы Марии появились в Сиене около 1250 года. Сначала они селились на окраинах, за городскими стенами, но храм возвели внутри стен на месте нынешней церкви Сан Клементе. Постройка базилики длилась три века, в результате получился архитектурный микс из разных стилей. Внутри сохранились фрески XIV века и художественные полотна XIII-XIV вв.

От церкви начинается via del Sole (Солнечная улица) , которая спускается вниз. Она приводит ко второму входу в сад де" Печи, но мы пройдем дальше, преодолев небольшой подъем и выйдем на Рыночную площадь (Piazza del Mercato) .


От площади нас ждет крутой подъем по Via del Casato , которая является одной из главных улиц древней Сиены. Она делится на две части – Sotto (нижняя) и Sopra (верхняя), в месте деления улица сворачивает налево. Вокруг расположены типичные средневековые дома.


Сиена. Италия.

В переулке Vicolo dei Percennesi можно найти характерные для гибеллинов зубцы в виде ласточкиных хвостов, украшающие стены. Это единственное место в Сиене.

Via Casato di Sopra выводит на via P. A. Mattioli .
На перекрестке можно увидеть фонтан контрады Черепаха . За время нашего маршрута мы прошли через несколько контрад. Но наблюдательный путешественник заметит, что в каждая контрада отличается фонарями и маленькими табличками на стенах домов.

Справа по улице находится Сиенская Пинакотека .
А слева - церковь Святого Августина (Prato di Sant"Agostino) на одноименном лугу. Когда-то луг назывался «Дорога плюща» (Via della Lellera) , так как все здания были обвиты плющом – “леллера» на местном диалекте. Луг Святого Августина – площадь, засаженная деревьями, которая выходит на долину Вальдимонтоне.
В церкови Святого Августина хранятся ценные художественные работы, среди которых фрески Амброджио Лоренцетти, Франческо ди Джиорджио Мартини и один из самых старых органов Сиены.

Вернемся по Via P. A. Mattioli , перед Пинакотекой свернем налево, via Castelvecchi приведет на via Stalloreggi , здесь налево.
Пройдем по длинной Via del Fosso di Sant"Ansano .


Сиена. Италия.

Канава Святого Ансана, так переводится название улицы с итальянского. Согласно легенде святой покровитель Сиены Ансан спасся здесь от мученичества. Святого приговорили к смерти и должны были сварить в кипящем масле, но он вышел невредимым из котла. Язычники на этом не остановились и обезглавили святого Ансана.
Из земли, куда упала его голова, забил источник со святой водой.

Отсюда мы уже видим колокольню Кафедрального собора, к которому и направляемся.
Piazzetta della Selva , лестница вверх Vicolo di San Girolamo , направо Via dei Fusari и выходим на площадь Piazza del Duomo .

На площади Дуомо сразу привлекает внимание Кафедральный собор .


Он был возведен в XII в., хотя вполне возможно, что церковь на этом месте существовала и раньше. В 1313 году пристроили колокольню высотой 77 метров. Чуть позже собор расширили.
Фасад Кафедрального собора покрыт белым мрамором с декоративными элементами, выполненными из красного и зеленого мрамора по проекту Джованни Пизано в романо-готическом стиле.
Сейчас собор является музеем, который поражает богатством и великолепием.
Не будем останавливаться на каждом шедевре, их слишком много, отметим лишь некоторые.


В левом нефе в алтаре Пикколомини находятся работы молодого Микеланджело : Святой Петр и Святой Пий – слева, Святой Павел и Святой Григорий Великий – справа. Микеланджело в это время стал получать более важные заказы, поэтому алтарь остался незаконченным.
В правом нефе в капелле Сан Джованни Батиста – скульптура Святого Иона Батиста работы Донателло . Капелла Мадонна дел Вото выполнена по проекту Бернини , здесь также находятся статуи работы великого скульптура – Святая Мария Магдалена и Святой Иероним.
Особый интерес представляет пол собор, выполненный в техники инкрустация. На нем хочется остановится подробнее.

«Самый великолепный и роскошный пол, когда-либо выполненный», - так сказал о поле Кафедрального собора Сиены Вазари.
Но пол поражает не только красотой, но и загадочностью своих эзотерических символов , напоминающих карты Таро. Сразу оговоримся, что речь идет не обо всех квадратах.
Пол состоит из 56 инкрустированных панелей: мраморные плитки разных цветов, на которых изображены фигуры, относящиеся к христианству и язычеству. Неизвестно, почему все это поместили на пол собора. Но точно ясно, что сделано это с большой любовью к символам.
Работы происходили в период с 1369 по 1547 гг. Над ними трудились 40 мастеров. Пол был сильно поврежден ногами миллионы посетителей. Панели были полностью отреставрированы (читаем, переделаны) в 1839 г.

Маршрут осмотра:

Центральный неф : примечательны 5 квадратов: Гермес Трисмегист (1488,Giovanni di Stefano); Сиенская волчица с символами союзных городов (автор неизвестен, переделан Леопольдо Маккари в 1864-65); Императорский Орел (оригинал датируется XIV в. , автор неизвестен, переделка после 1865); Аллегория Холма Мудрости (1505, Бернардино ди Бетто, названный Пинториккьо); Колесо Фортуны.

В большом квадрате изображен лабиринт, на черном фоне находится фигура Мудреца в шляпе с желтой каймой. Квадрат датируется 1488 г. работа Джованни ди Стефано.
В это время увлекались произведениями греческих и латинских гуманистов. Мудрец – это Гермесе Трисмегисте (Меркурии) . Это подтверждает и надпись: HERMIS MERCURIUS TRIMEGISTUS.

Правой рукой он передает открытую книгу варвару в тюрбане в одежде с красной каймой (символ восточной мудрости?). За ним стоит другой персонаж, завернутый в белую тунику (символ Запада?).

Самая старая плитка та, на которой изображена сиенская Волчица в окружении символов союзных городов (1373).
Волчица кормит близнецов Сено и Аскьо, изображенных на красном фоне. Римское наследие Сиены.
На черном фоне изображены города-союзники, которые были заложены во временя Тушии: Перуджа (аист), Витербо (единорог), Орвьето (гусь), Ареццо (лошадь), Флоренция (лев), Лукка (пантера), Пиза (заяц), Рим (слон).
Весь сюжет заключен в большой квадрат, в четырех углах которого находятся животные-символы: грифон – Гроссето, орел – Вольтерра, дракон – Пистойя, лев с лилиями – Масса Мариттима.

Квадрат с императорским Орлом : огромное белое колесо на черном фоне, вписанный в красный квадрат. В центре Орел, который символизирует максимальную власть в средние века.

Аллегория холма Мудрости . Здесь большую роль играют цвета. Белый – путь, серый – волнующиеся море, черный – земля, красный – холм Знаний.
Пилигримы, поднимающиеся на холм, застыли в разных позах. В желто-черном тюрбане спит, прижимая к себе закрытую книгу. Другой в желтой шапке со странным предметом в руках поворачивается к Фортуне.
Один принес палку, которая напоминает тау-крест – Антониевский крест. Первый в очереди ползет на коленях, он уже почти у цели и видит женскую фигуру на троне, которая олицетворяет Знания.
«Мудрецы» тоже проходят этот путь, они должны помогать Фортуне, которая изображена в виде обнаженной женщины справа с раздувающимся парусам в руках. Слева – рог изобилия.
Так же по пути следуют змеи, черепахи, разные зверушки.
Смысл квадрата: путь к добродетели труден и тяжел, то кто настойчив, тот будет вознагражден.

Квадрат Колесо Фортуны изображено на красном фоне, вписанном в ромб. Король в белых одеждах на троне со сферой в руках, которая символизирует власть над миром и скипетром в другой руке. В шестиугольниках вне зоне действия колеса изображены 4 античных философа.

В боковых нефах можно найти десять изображений Сивилл, среди них Сивилла из Кумы со своими знаменитыми книгами.

Проследуем дальше:
Охота Ирода (1485,Benvenuto di Giovanni); Дорога Невинных (1482,Matteo di Giovanni); История Юдифь (1473,Francesco di Giorgio Martini); История Самсона (возможно 1426, Stefano di Giovanni называемый detto "il Sassetta").
Прямо под куполом, символизирующим небо, находится огромный шестиугольник, который является символом земли.

Выйдя из Кафедрального собора, увидим длинный фасад из красного кирпича – это бывший госпиталь Санта Мария делла Скала , один из старейших в Европе. Сейчас здесь расположен музейный комплекс, в котором хранятся археологические и художественные экспонаты.
Рядом баптистерий Сан Джованни Батиста , возведенного в первой половине XIV в. Здесь хранятся скульптурные работы великих мастеров итальянского Возрождения - Донателло, Лоренцо Гиберти и Япоко делла Куерча.

От центрального входа в собор повернем направо на via Pellegrini , далее Via delle Terme , где в эпоху Древнего Рима находились термы.
Дойдем по указателям до сантуария Святой Екатерины , который находится на Costa di Sant"Antonio .


Здесь в 1347 г. родилась Екатерина Бенинказа, причисленная к лику святых в 1461 году папой Пием II. Святая Екатерина Сиенская одна из самых почитаемых католических святых и главная покровительница Италии , известная тем, что в мистическом экстазе написала более 400 писем, обладала «божественной отметкой» - «незримыми» стигматами, летала во время молитвы и имела значительное влияние на церковную политику.

Стена дома напротив украшена изображением Мадонны с Гусем. Все верно, мы находимся в контраде Гуся.


Сиена. Италия.

Отсюда совсем близко до базилики Святого Доминика (Basilica di San Domenico) , расположенной на одноименной площади, от сантуария к ней ведут указатели. Это одна из самых важных церквей Сиены .


Базилика Святого Доминика. Сиена. Италия.

Базилику возвели в XIII в., в ней хранится важная реликвия – голова святой Екатерины Сиенской . (Мощи святой находятся в Риме в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва).
Доминиканские монахи появились в Сиене в 1220 году. Несколькими годами позже им была дарована земля для строительства церкви. Позже базилику расширили и придали ей готические черты.
В церкви хранятся многочисленные художественные работы представляющие интерес.
Портрет Екатерины Сиенской, написанный ее другом Андреа Вани, работы Содома, Джованни ди Стефано и другие.

Зона вокруг базилики богата водными источниками. В средние века здесь селились мастера, работающие с тканями – прядильщики, красильщики. Например, отец святой Екатерины, дом которых находился рядом, был красильщиком. Обилие воды – необходимое условие для их работы. Спускаясь вниз от базилики Святого Доминика, можно увидеть фонтан Фонтебранда (на фото выше у подножия холма видна красивая постройка с тремя арками и стрельчатым украшением сверху) , построенный в XIII веке в стене, отделяющий контрады города.
Джованни ди Стефано возвел фонтан из травертина, который сохранился до наших дней. Но на этом месте фонтан существовал и раньше, о нем есть упоминания в «Божественной комедии» Данте.
Вода собирается в три ванны, закрытые арками. Из первый ванны воду можно было пить, вторая ванна служила для утоления жажды животных, а третья – самая низкая – для стирки. Кроме этого, воду из фонтана использовали для мельниц и окраски тканей. Сейчас каждые полчаса фонтан «говорит», издавая звуки Сиены XIV в.

Если вы спускались к фонтану, то поднимитесь обратно к базилике святого Доминика, отсюда широкая аллея viale dei Mille вдоль стадиона приводит к крепости Медичи (Fortezza Medicea) .
Крепость Медичи известна как Форт Святой Варвары была возведена в 1561-63 гг. по приказу флорентийского герцога Козимо I Медичи.
Цитадель, которая находилась на этом месте прежде, выдерживала многочисленные атаки неприятелей, в 21 апреля 1555 г. после годовой осады сдалась. Козимо I приказал возвести новую крепость, проект разработал архитектор Бальдасар Ланчи. До XVIII в. крепость выполняла военную роль, после этого ее открыли для посещений. В 1937 г. цитадель отреставрировали и переделали в городской парк. Сейчас здесь находятся винотека, проходят выставки и концерты (например, Сиена Джаз).
Расположенная в крепости винотека – Энотека Итальяна – одна из крупнейших в Италии. В древних погребах находится музей, где представлены значимые вина всех регионов Италии (вход в музей бесплатный), в баре можно продегустировать вина, в винотеке постоянно проходят семинары и мастер-классы. (PS: в 2017 году энотека была закрыта.)


Если вы сможете оторваться от великолепных тосканских вин, то нам осталась последняя точка маршрута – базилика Святого Франциска и ее евхаристическое чудо.

От крепости через зеленую площадь со скульптурой двух лошадей (а в Сиене все «кричит» о Палио) , находим via Montenini , по ней идем до пересечения с via Rossi , которая приводит к базилике Святого Франциска Сиенского (Basilica di San Francesco a Siena) на площади piazza San Francesco .
Базилика Святого Франциска – одно из самых важных религиозных сооружений Сиены. Базилику возвели в XIII в. в романском стиле, позже ей придали готические черты.
С базиликой Святого Франциска связано евхаристическое чудо.
В 1730 году воры украли из церкви Святого Франциска в Сиене серебряную дароносительницу, в которой хранился литургический хлеб (просфора). Поиски продолжались три дня, после этого похищенное было найдено в церкви Санта Мария ди Провендзано в Сиене в ящике для сбора милостыни. На следующий день процессия доставила просфоры обратно в церковь Святого Франциска, где они находятся и по сей день.
В 1780 году провели экспертизу, чтобы убедиться, что это те самые настоящие просфоры. Тогда и зафиксировали чудо, заключающееся в необычной сохранности освященного хлеба, который за 50 лет никак не изменился и оставался свежим.
Надежная и неподкупная комиссия проверяла просфоры и в 1789, 1889, 1815, 1854, 1914, 1922 гг. И каждый раз она убеждалась, что 223 просфоры находились в отличном состоянии, изначально было 351 просфора.
В 1950 г. просфоры поместили в новый драгоценный ковчег.

Палио
С XII века была разделена на три части, терции, сходившиеся на центральной площади. В свою очередь, терции подразделялись на 17 контрад, автономных районов, по сути имеющих статус отдельных городков, каждому был присвоен свой флаг и герб с изображением животного-покровителя.
Такое разделение существует до сих пор, вместе с традициями, пришедшими из далёких веков. Жители разных контрад издревле соперничают друг с другом, а преданность своей контраде достигает порой фанатизма.
Основное событие, при котором соперничество районов достигает своего пика – это проходящие в Сиене 2 июля и 16 августа ежегодные конные соревнования - Палио .
Каждой контрада выставляет свою лошадь с наездником в средневековом костюме, но к гонке отбираются только десять контрад, соревнования проводятся на площади Пьяцца дель Кампо , специально засыпанной по такому случаю песком.
Два раза в год Сиену охватывает лихорадка, местные жители и туристы ждут решающего момента. Перед Палио в церкви каждой контрады проходит служба, на которой присутствуют наездники вместе с лошадьми, в конце службы священник провозглашает: «Идите и вернитесь с победой!»
Но с победой вернется лишь один из них, обеспечив славу своей контраде до следующего Палио. До и после скачек проходят различные мероприятия, такие как ужины, накрытые на длинных столах прямо вдоль улиц, костюмированные шествия и маскарады.

Что попробовать в Сиене:

Паста – самое универсальное и популярное блюдо итальянской кухни. Но в каждом регионе Италии есть своя паста, в Сиене это пичи (pici) – большие спагетти, которые подают с различными соусами. Ценятся пичи ручной работы, обычно их производят на севере провинции Сиена.
Овощной суп – риболлита (ribollita) , отличное блюдо для вегетарианцев. Вместе с тем много и мясных блюд, особенно дичи – кабан, заяц, косуля.
Особая часть – сиенские сладости, которые уступают, наверно, лишь сицилийским.
Знаменитый Панфорте (panforte) – пряник из сухофруктов, орехов и специй. В классическом варианте Маргарита - белый, но может быть с шоколадом, острыми специями и множеством других вариаций.
Ричарелли (Ricciarelli) - миндальные пирожные, которые появились в XIV в. при тосканском дворе. Легенда упоминает кавальера Ричардетто Делла Герардеска, который привез рецепт из Крестового похода. Ричарелли прямо созданы для сладкого десертного вина Вин Санто, которое сделано из заизюмленного винограда.
Также хочется упомянуть и о тирамису – самом известном итальянском десерте. Существует версия, что впервые тирамису приготовили в XVII в. в Тоскане при дворе Козимо II Медичи.
Не стоит забывать, что Сиена находится практически в зоне производства самых престижных вин не только Италии, но и мира – Брунелло ди Монтальчино, Нобиле ди Монтепульчано, Кьянти, Верначча ди Сан Джиминьяно .

Как правило, каждая местность в Италии славит не только своей собственной кухней, но и ремеслом.
В Сиене – это майолика . Производство керамики здесь существовало уже в 1265 году. Было много мастерских, которые делали бокалы на ножках, украшенные растительными и зоологическими мотивами. А в 1510 году стали производить майолику, которая отличалась изяществом и богатством декора. Так керамический сосуд из Сиены , датируемый 1510 г. хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Потрясающе красивая вещь.

Сиена Италия — вид на город

Cиена – старинный средневековый город на севере Италии, расположившийся в самом сердце региона Тоскана, в 70 километрах от и в почти 200 километрах от . Этот населенный пункт, входящий в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО, сразу же погружает туристов в атмосферу прошлых столетий. Дома из терракотового кирпича и местной красной глины, узкие извилистые улицы и масса архитектурных шедевров именитых итальянских мастеров Средневековья, делают Сиену уникальной и привлекают огромное количество гостей из разных стран мира. На протяжении нескольких сотен лет в городе 2 июля и 16 августа проводятся знаменитые лошадиные скачки, именуемые «Сиенское Палио». Попасть на это масштабное мероприятие очень трудно, однако оно того стоит – скачки сопровождаются грандиозным праздничным фестивалем.

Транспортная доступность

В 10 километрах от города имеется аэропорт, используемый преимущественно для частных полетов. Ближайший международный воздушный порт находится во Флоренции. Добраться оттуда до города можно на поезде, автобусе или такси. Имеется также возможность взять машину в аренду.

Являясь крупным туристическим центром, Сиена имеет хорошее железнодорожное и автобусное междугороднее сообщение со многими городами страны.

Общественный транспорт в населенном пункте представлен автобусами, однако наибольшей популярностью пользуются такси.

Туристам стоит помнить, что в центре города, где сосредоточена основная масса архитектурных достопримечательностей, движение автомобилей запрещено.


Климатические особенности

В регионе преобладает умеренный климат, для которого характерна мягкая погода в течение всего года, без жары и морозов, присутствующих во многих областях Италии. Летом воздух прогревается до +27…+30⁰C, а в зимние месяцы столбики термометров опускаются до +10…+13⁰C, заморозки бывают очень редко. Весна как правило в Сиене теплая, но на апрель и май приходится половина годовых осадков. Остальная часть дождей выпадает в период декабрь-февраль.

Для того, чтобы неспешно прогуляться по городу и оценить всю его красоту, наиболее подходят лето и осень – на это время приходится максимальное количество солнечных дней.

Что посмотреть

Приехав в старинный средневековый город, обязательно стоит пройтись по его историческому центру и увидеть главные архитектурные шедевры великих мастеров. Начать осмотр Сиены рекомендуется с ее главной площади, мелькающей на фото каждого туриста — Пьяцца-дель-Кампо, выполненную в оригинальной форме морской раковины, от центра которой лучами расходятся 11 основных городских улиц. Облик этого места не изменялся на протяжении нескольких столетий, именно здесь проводятся знаменитые на всю страну лошадиные скачки– Палио.

Пьяцца-дель-Кампо примечательна и массой памятников архитектуры – фасады основных старинных зданий выходят на площадь. Первое, на что туристы обращают внимание — Палаццо Публико или Дворец Коммуны, служивший в XII — XVI столетии королевской резиденцией, затем переделанной в Ратушу, в которой и до настоящего времени находится администрация города. Слева возвышается одна из высочайших башен Италии – стометровая Торре-дель-Манджа. Главное назначение этой постройки — ознаменование значимых для Сиены событий колокольным звоном. Строительство башни было начато в 1328 году и завершилось спустя 20 лет. При возведении Торре-дель-Манджа над проектом работало несколько архитекторов, поэтому внешний вид башни не имеет единого оформленного стиля. По преданиям, во время постройки башни в ее фундамент на счастье вставляли монеты, а у основания каждого угла находятся охраняющие камни с молитвами на латыни и иврите, защищающие ее от стихийных бедствий.

В самом центре Пьяцца-дель-Кампо красуется фонтан Радости Гайя, который обрел свой современный вид в начале XV столетия. Фонтан украшают мраморные барельефы и скульптуры, а в середине, среди ангелов, на троне, расположена статуя Девы Марии с Иисусом. В XIX веке оригинальные статуи были помещены в музей Санта-Мария-делла-Скала, а на их месте размещены точные копии.

Основной религиозный символ Сиены — Кафедральный Собор Девы Марии, расположенный на Соборной площади. Его строительство было начато в 1220 году, а закончилось почти через полтора столетия. В основании храма находится латинский крест. Величественный фасад выполнен из белого, черного и розового мрамора и украшен многочисленными скульптурными композициями. Собор представляет собой настоящий архитектурный шедевр, в котором смешалось несколько различных стилей готики – римская в нижней части, поздняя в верхней, а порталы представлены французской. При Кафедральном Соборе открыт музей «Опера-дель-Дуомо» со старинными витражами и знаменитым полотном «Маэста», написанным Дуччо ди Буонисеньо в 1311 году.

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:

Итальянский город Сиена (иногда произносят и пишут Сьена, что на самом деле ближе к оригинальному произношению на итальянском) — один из самых знаменитых и посещаемых туристами городов Италии. В этот раз мы приехали в Сиену в обычный день и имели возможность ознакомиться с городом получше. В прошлый раз помимо мы в общем ничего не увидели.

Сиена существует со времен этрусков, красивейший и интереснейший город переполнен достопримечательностями и событиями. Есть данные, что поселение на этом месте было уже в IX веке до нашей эры.

Легенда гласит, что Сиена была основана Сением и Аскием - сыновьями Рема, одного из знаменитых близнецов, вскормленных Капитолийской волчицей. По имени Сения и был назван город на холме в Тоскане, где укрывались братья. На гербе Сиены изображены Ромул и Рем, которых кормит волчица.

В Средние века Сиена процветала и являлась столицей могущественной Сиенской республики. Созданные в то время шедевры архитектуры великолепно сохранились и сегодня находятся под защитой ЮНЕСКО.

После эпидемии чумы в 1348 году, когда город потерял большую часть жителей, Сиена утратила свое могущество.

Район Старого города в Сиене носит название Фонтебранда. Здесь немыслимое количество церквей, осмотр которых займет не один день.

Самое высокое место города — соборная площадь (Piazza del Duomo), на которой расположен знаменитый Сиенский собор.

На улицах Сиены всегда очень оживленно. На первых этажах зданий располагаются бутики, туристы активно совмещают шоппинг с осмотром достопримечательностей.

Все улицы в Сиене ведут к Пьяцца дель Кампо — главной площади города, имеющей необычную форму, напоминающую створку раковины.

Площадь считается первым в Европе ансамблем, созданным как центр светской жизни города. Специальный указ от 1297 года предписывал одинаково оформлять окна зданий, выходящих на площадь.

На площади дель Кампо находится роскошное здание из кирпича и белого травертина — дворец Публико (palazzo Publico), построенный в XIV веке, в котором нынче находится городской муниципалитет. Фасад здания уникален и имеет вогнутую форму. Во дворец разрешен вход туристам, на первом этаже расположены театр и музей. Это мы оставили на следующий раз.

В следующий же раз непременно влезем на башню Обжорства (Torre del Mangia), называемую так в память о ее первом звонаре Джованни ди Балдуччо, прославившемуся своей любовью покушать. Жители Сиены прозвали ди Дуччо «mangiaguadagni» (съедающий заработанное). Иногда башню также называют башней Обжоры. Башня считается приносящей удачу городу, так как согласно традициям того времени в ее основание были вмурованы монеты. На углах башни обжорства есть надписи на латинском и еврейском языках, которые призваны защищать ее от попадания молний. Однако, надписям не слишком доверяют, на башне также установлен огромный громоотвод.

Гордые Сиенцы всегда указывают высоту башни обжорства с громоотводом (чтобы было повыше) — 102 метра, это официально вторая по высоте средневековая башня Италии (хотя первая — реконструкция, и ее можно вообще не считать). Советуют побывать на башне ближе к закату, чтобы увидеть Сиену в золотом свете.

С 1240 года существует Сиенский университет, что делает город вечно молодым, ведь в нем всегда полно студентов со всего Света, которые вечерами изучают науки, сидя прямо на мостовой площади дель Кампо.

Сиена знаменита своими скачками Палио, на которых мы побывали несколько лет назад. В этот раз мы увидели лишь оставшиеся после скачек стяги победившего контрадо. Платки с символикой контрад продаются в Сиене на каждом углу.

Давно порываюсь купить такой платок, но никак не выберу, какой мне больше нравится…

А еще в Сиене очень красивая расписная керамика, которая продается на каждом углу. А еще в Сиене потрясающие сладости, готовящиеся по старинным рецептам, которыми мы объелись в кондитерской Наннини. А еще в Сиене дворцы на каждом углу… А еще…

В Сиене много всевозможных музеев, набрели в этот раз на музей пыток, но внутрь не заходили. Вот это то место, где побывать мне совсем не хочется, хотя туристы в подобные музеи всегда валом валят…

Наверняка в Сиене масса гораздо более интересного, чего мы пока не знаем.

Сиена для нас — место куда мы возвращаемся постоянно за новыми открытиями, поэтому не прощаемся.