Ангкор древняя обитель кхмерских богов. Победа Кришну над королем демонов Баной. Маршруты по Ангкору

Когда-то давно я прочитала в красивой книге с картинками про древний храм посреди джунглей. И у меня появилась мечта увидеть Ангкор – удивительный храмовый комплекс, построенный в период с IX по XIII века древними кхмерами. Это древнее архитектурное сооружение является и главной достопримечательностью Камбоджи и ее гордостью. находятся в нескольких километрах от города Сием Рип. Они популярны среди туристов со всего мира и каждый из них хочет посетить Ангкор Ват – самый большой индуистский храм в мире и настоящее сокровище Кхмерской империи. Чтобы посмотреть на них, я приезжала в Камбоджу три раза в разные , и каждый раз открывала для себя что-то новое.

Что такое Ангкор?

Ангкор (Angkor) – это область в Камбодже, в которой сосредоточены многочисленные руины храмов древней Кхмерской империи, расцвет которой пришелся на начало прошлого тысячелетия. В ней находятся целые созвездия древних кхмерских городов, которые сочетают в себе самые разные архитектурные направления. Каждый из городов-храмов связан с другим, и в то же время они самостоятельны и являются разными этапами развития империи. Какие-то храмы ( , например) забывались сразу же после свержения короля, построившего их, другие переставали иметь ценность после того, как была найдена другая форма строительства, как недостроенный Та Кео. Но каждый из них уникален.

Центральной частью территории Ангкора является город Ангкор Тхом , окруженный глубоким рвом с водой и стенами высотой 8 метров и длиной 3 километра. На ней находился огромный дворец, построенный при Джаявармане VII, в котором жил король и приближенные к нему люди, а также располагались храмы и важные государственные учреждения. Самые известные из них – храм Байон, террасы слонов и прокаженного короля, а также Королевский дворец и находящийся рядом с ним храм-гора Бапуон.

Основная информация:

Название Ангкор (англ. Angkor)
Что собой представляет Область в Камбодже, в которой находятся руины храмов древней Кхмерской империи. Также под словом Ангкор подразумевают множество индуистских храмов, построенных кхмерами с IX по XVI век и отличающихся уникальным архитектурным стилем.
Где находится В Королевстве Камбоджа, на полуострове Индокитай в Юго-Восточной Азии
Культурно-историческая принадлежность Империя кхмеров, Кхмерская цвилизация
Как добраться Прилететь на самолете в город Сием Рип в Камбодже или приехать туда на автобусах или машине. После этого взять в аренду транспорт с водителем-гидом или арендовать велосипед / мотобайк / электробайк и отправиться в храмовый комплекс Ангор, расположенный в нескольких километрах к северу от Сием Рипа.
Основные достопримечательности 1) Храм Ангор Ват, 2) Город-храм Ангор Том, 3) Храм-гора Байон, 4) Пирамида Кох Кер, 5) Храм-монастырь Та Пром и Бенг Мелиа, миниатюрный розовый храм Бантей Срей.
Цена билета На 1 день - 37 долларов, на 3 дня - 62 доллара, на 7 дней - 72 доллара. Вход в некоторые храмы Ангора оплачивается дополнительно (от 5 до 15 долларов).
Ангор в фильмах 1) Лара Крофт: Расхитительница гробниц, 2) Индиана Джонс и храм судьбы

Где находится Ангкор и как добраться

Ангкор находится в Камбодже, к северу от озера недалеко от города Сием Рип. Он расположен на равнинной местности, как и древний город , среди полей и лесов южнее плато Кулен. GPS координаты Ангкора: 13° 26′ 0″ N, 103° 50′ 0″ E. Размеры Ангкора потрясают, его протяженность составляет 24 километра с запада на восток и 8 километров с севера на юг.

Добраться до Ангкора можно несколькими способами:


Ангкор Ват на карте Юго-Восточной Азии

Что такое храмовый комплекс Ангкор?

Храмовый комплекс Ангкор (Angkor) – это уникальное по архитектуре собрание храмов из камня (в основном, песчаника и латерита), различающихся по форме: храм-гора, храм на уровне земли, Ангкор Ват (уникальное сочетание форм храма-горы и храма на уровне земли), храмы-монастыри, а также огромные города Ангкор Тхом и Кох Кер. Комплекс храмов был построен кхмерской цивилизацией в период с IX по ХII век на территории современной Камбоджи. Главной достопримечательностью храмового комплекса является храм Ангкор Ват, занимающий площадь 2,5 км 2 . А Бантей Срей, построенный в 967 году, считается самым красивым храмом Ангкора, по мнению многих путешественников, и особенно это хорошо заметно в утренних лучах восходящего солнца.

Розовый рассвет и силуэт храма Ангкор Ват

– это удивительные церемониальные сооружения кхмеров, не похожие друг на друга. Они объединены в грандиозный по размаху и исторической значимости храмовый комплекс, построенный во времена владычества Кхмерской империи (IX-XVI века).

Чтобы осмотреть все храмы Ангкора, потребуется несколько дней, так как археологический парк занимает территорию около 200 км 2 . Самым знаменитым из храмов является Ангкор-Ват, а находящиеся по соседству Ангкор Том и Байон известны как наиболее выдающиеся архитектурные памятники Кхмерской империи, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основная информация о храмах Ангкора:

Название Храмы Ангкора (англ. Temples of Angkor)
Где находятся На полуострове Индокитай в Юго-Восточной Азии. Основные храмы Ангкора сосредоточены к северу от города Сием Рип в Камбодже, но есть множество отдельно стоящих храмов в других провинциях Королевства Камбоджа, а также в Таиланде и Лаосе.
Что собой представляют Религиозные и культовые индуистские сооружения, построенные представителями Кхмерской империи в период с IX по XVI век, главной отличительной особенностью которых является уникальная архитектура.
Основные храмы Ангкора Ангкор Ват, Байон, Та Пром, Бантей Срей, Кох Кер, Бенг Мелиа, Кбаль Спеан, Преа Кхан, Пном Бакенг
1) Храм-гора; 2) Храм на уровне земли; 3) Храм-монастырь; 4) Город-храм.
Деление по географическому положению 1) Ближние храмы Ангкора (рядом с Ангор Ват); 2) Дальние храмы Ангокра
Как посмотреть Лучшим способом увидеть храмы Ангкора является самостоятельное путешествие в Камбоджу (город Сием Рип).
Количество храмов Ангора Более 1000
Основной строительный материал Песчаник, латерит

Храм-гора – это церемониальное сооружение на территории современной Камбоджи в форме ступенчатой пирамиды, олицетворяющее гору Меру и полностью воплощающее в себе космогонию индуизма. Он был посвящен богу Шиве, являлся центром религиозной жизни у древних кхмеров и хранилищем королевской линги. Такая форма храмов Ангкора была свойственна началу расцвета Кхмерской цивилизации (с IX по Х век). Ров вокруг представляет мировой океан, в котором находится земля, стены храма – это горные цепи, а второй ров считается морем. Примерами храма-горы являются Баконг, Пном Бакенг, а храм Та Кео, также входящий в храмовый комплекс Ангкор, так и не был закончен.

Храм на уровне земли – кхмерский тип храмов, посвященных предкам, характерной особенностью которых являются массивные платформы в основании, а также богатое скульптурное оформление лестниц, фасадов и переходов и мастерски выполненная резьба на каменных фронтонах. Настоящим шедевром такой резьбы стало оформление храма Бантей Срей. Такая форма строительства храмов также была характерна для первой половины существования империи кхмеров. Первым храмом на уровне земли считается Преа Ко, а затем последовали Прасат Краван и Ло Лей.

При строительстве Ангкор Вата в XII веке инженерная мысль кхмеров попыталась воплотить обе этих формы храма в одном сооружении, и в результате получился храм-гора на уровне земли . Это время считается золотым веком кхмерской архитектуры. Были и другие попытки построить подобный инженерно-архитектурный шедевр, в результате которых в храмовом комплексе Ангкора появились Бенг Мелия и Бантей Самре.

Храмы-монастыри – это огромные церемониальные сооружения, занимающих обширную территорию в составе храмового комплекса Ангкор в Камбодже. В основном они были построены при короле Джаявармане VII (стороннике буддизма-махаяны) и были окружены многочисленными постройками, богато украшенными барельефами и скульптурами. Самые известные храмы-монастыри – это Та Пром и Преа Кхан.

Ангкор Ват в Камбодже

Ангкор Ват (Angkor Wat) – это главный храм огромного комплекса Ангкора. Он был построен в XII веке и стал жемчужиной кхмерского архитектурного стиля — наконец-то был найден баланс между космологией, между политикой, архитектурой и возможностями людей. И сейчас Ангкор Ват до сих пор поражает людей своей утонченностью и именно его пять башен-лотусов красуются на гербе Камбоджи.

Ангкор Ват находится рядом с Сием Рипом, и через него проходят все маршруты, которые предлагают туристам водители тук-туков. Так что, приехав в Сиемреап, вы обязательно его увидите!

Ангкор Ват на карте

Основная информация об Ангкор Ват в Камбодже:

Название Ангкор Ват (англ. Angkor Wat)
Где находится В 6 км от города Сием Рип в Камбодже на территории храмового комплекса Ангкор
GPS координаты 13° 24′ 45″ N, 103° 52′ 0″ E
13.4125, 103.866667
Что собой представляет Индуистский храм, посвященный богу Вишну, построенный во времена расцвета империи кхмеров. Является самым большим в мире культовым сооружением, охраняется ЮНЕСКО
Как добраться Приехать в город Сием Рип в Камбодже, а затем отправиться на экскурсию в Ангкор самостоятельно или наняв транспорт с персональным водителем в городе. Также можно купить место в организованном туре в Ангкор Ват с гидом-экскурсоводом
Время работы С 5:00 до 18:00
Стоимость посещения Цена билета на 1 день - 37 долларов с человека. Билет на три дня стоит 62 USD, а на неделю - 72 доллара.
Когда и кем построен XII век. Строительство Ангкор Ват было начато Сурьяварманом II, а завершено Джаяварманом VII
Архитектурный стиль Кхмерский
Площадь 200 га
Высота центрального прасата 65 метров
Размеры стены 1,5 х 1,3 км (прямоугольная)
Ширина водного рва вокруг 190 метров
Лучшее время для посещения С ноября по февраль (во время сухого сезона)
Посещаемость (количество туристов) Более 2,5 миллионов человек в год
Страница на сайте ЮНЕСКО http://whc.unesco.org/en/list/668

Маршруты по Ангкору

Посещение Ангкора должно быть тщательно подготовлено, ведь храмов много, и все на свой лад интересные. В первую очередь необходимо составить маршрут, решив, какие из храмов огромного храмового комплекса войдут в него, а какие нет. К счастью, путешественники и тукеры в Сиемреап уже давно решили эту проблему.

Что такое большой и малый круг Ангкора

— это осмотр главных достопримечательностей храмового комплекса, построенного во время могущества Кхмерской империи. Во время организованной экскурсии туристов, приехавших в город Сием Рип, который находится недалеко от Ангкор Вата, размещают в отелях, а днем они посещают древние храмы. Самостоятельная экскурсия в Ангкор более популярна среди путешественников. Нет ничего сложного в том, как ее организовать. Для этого нужно нанять транспорт с водителем в Сиемреапе, который будет вас возить от одного объекта осмотра до другого, или можно взять в аренду велосипед или мотобайк в городе и ездить самому.

Есть возможность приехать в Ангкор и из соседних стран. Очень популярная у туристов экскурсия из Паттайи в Камбоджу, во время которой организованную группу с русскоговорящим гидом привозят на автобусе в Сием Рип на 1-2 дня, чтобы показать главную достопримечательность — Ангкор Ват. Есть также экскурсии из Хошимина и Сиануквиля.

Самое интересное, что вас ждет во время экскурсии в Ангкор:

  • Отправляйтесь смотреть рассвет в храм Ангкор Ват
  • Полюбуйтесь многоликим храмом Байон, лики которого при разном освещении то улыбаются, то грустят
  • Посетите развалины Та Пром из фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли
  • Поднимитесь над Ангкором на воздушном шаре
  • Можете заехать на слоне на гору Бакенг и встретить там закат
  • Купите на рынке сувениры, трикотаж и черный перец
  • Сходите на вечернее танцевальное шоу Апсар

Отели в Сием Рип

По прибытию в прежде всего нужно разместиться в заранее забронированном отеле или же найти его с помощью тукера, который наверняка предложит свою помощь в обмен на обещание возить вас по достопримечательностям Ангкора. Отелей в Сием Рипе очень много – на любой вкус и кошелек: дешевые гестхаусы за $10 и дорогие виллы за $100 и более.

  • Важно: все подробности о городе Сием Рип и о том, какие там есть отели,

Сравнить цены на отели Сием Рипа и выбрать наиболее подходящий вы можете прямо здесь:

Как смотреть Ангкор — все варианты

Помимо организованной поездки на автобусе в Ангкор или найма тук-тука с водителем в Сиемреап, существует несколько других вариантов. Начиная с 2016 года, храмовый комплекс стало возможным осматривать на арендованном мотобайке или электробайке. Это самое главное нововведение и касается оно в основном самостоятельных путешественников.

  • Первое, что бросается в глаза, когда гуляешь по Сием Рипу – ряды новых мотобайков. Теперь их сдают в аренду всем желающим! Так что появилась возможность самостоятельно осматривать храмы Ангкора на мотобайке . Прежде гильдия тук-туков была против того, чтобы туристы передвигались по храмовому комплексу самостоятельно (разве что велосипедистов никто не трогал, на них просто махали рукой!). Но теперь тукеры потеряли часть своей аудитории. Снять мотобайк можно на любой улице – цены от 12 до 20 долларов. У предприимчивого китайца, владельца магазина сувениров, мы взяли мотобайк, на котором удобно ездить вдвоем. Изначально он сдавался за $15 (в других конторах он шел за $20) но мы сторговали за $13. Причем байк был хороший, японский, новый и мощный. А номер на этом байке был столичный. Мотобайк – это, конечно, настоящая свобода для самостоятельных путешественников, которые либо уже были в Сием Рипе и примерно представляют территорию археологического парка, или для независимых и смелых, которым для приключений нужна только карта или навигатор.
  • Велосипеды тоже сдаются в аренду – цена от доллара до двух в день, в зависимости от места. Мы брали у себя в отеле, и за один день заплатили $1,5, а если бы катались два дня или больше, то цена упала бы до доллара в день. Кроме того, сейчас в моду вошли вело-прогулки по храмам Ангкора с гидом. Ведь в Европе принято ездить на велосипедах, чего же отказывать себе в этом на отдыхе? И вся компания, человек по 5-10, нанимает себе гида, усаживается на велосипеды и дружно ездит между храмами. Сколько платят гиду за его мучения, я не представляю даже.
  • Появилась и новая опция – электробайки . Но, говорят, они тут еще маломощные, медленные и у них слабые аккумуляторы. То есть сгодятся чтобы прокатиться по городу Сием Рип. А вот к храмам на них лучше не ездить, иначе кто знает, кто кого еще будет возить… Цена на электробайки – $10. На дорогах мы даже иногда встречали зеленые знаки, где можно бесплатно заряжать свой электробайк. Как это работает в реальности – на себе не испытано. Мы катались на электробайке по Багану во время , и решили, что при соблюдении некоторых правил электробайк весьма полезен при осмотре бесчисленных пагод Багана. О нашем опыте аренды e-bike в Багане .
  • Тук-тукеров по-прежнему очень много и они рады предложить свои услуги и повозить вас по храмам Ангкора. О том, как важно выбрать хорошего тукера, читайте . Кстати, как мы выяснили, тук-тук - это название для туристов. А вот сами камбоджийцы называют свои повозки с мотоциклом - реморк.
  • Ангкор Ват на воздушном шаре . Есть также возможность осмотреть главный храм Ангкора с высоты птичьего полета. Подняться на воздушном шаре можно за $20.

Симпатичные велосипеды в аренду

Мотобайки тоже теперь можно взять напрокат

Цены на тук-тук в Сием Рим

Вот примерно на эти цены можно ориентироваться в 2016-2017 годах на экскурсии в Ангкор Ват

Билеты в Ангкор

Стоимость билетов для посещения храмов Ангкора не меняется уже много лет.

  • 1 день – $37
  • 3 дня – $62 (билет действует 10 дней)
  • 7 дней – $72 (действует месяц)

Билеты – именные, точнее «лицевые». На них есть ваше мгновенное фото, которое делает кассир при продаже, их нельзя передавать другим людям.

Наличие билетов проверяют нынче у каждого храма, причем смотрят не только их срок действия, но и частенько сверяют вашу внешность с фотографией на билете. Смотрители на въезде каждый день ставят метку о том, что сегодня вы уже посетили парк, чтобы нельзя было обмануть и ходить по трехдневному билету большее количество дней.

Дни можно пропускать и посещать храмы Ангкора удобным для себя разом. В течение дня можно заезжать и выезжать из парка сколько угодно раз. При первом посещении работники археологического парка все равно отметят, что в этот день вы уже были.

Что еще нужно знать об Ангкоре

Правила посещения Ангкора:

  • Время работы. Все храмы открываются в 7.30 утра, а закрываются к 17.30. До и после туристов не пускают на территорию храмов. Исключения составляет Ангкор Ват, который открывается в 5 утра, чтобы путешественники имели возможность встретить тут рассвет, а Пре Руп и Пном Бакенг открыты с 5.00 до 19.00. Тут есть возможность наблюдать и рассвет, и закат. Но на деле, рассвет практически все едут встречать в Ангкор Ват, а на закат собираются на холме Бакенг. Стоит добавить, что около каждого из храмов дежурят охранники, так что беспроблемно проникнуть в неположенное время вряд ли удастся.
  • Дресс-код. Храмы Ангкора не являются действующими, поэтому по территории можно ходить в обуви, которая должна быть удобной, ведь на жаре камни становятся очень горячими. Однако в шлепанцах ходить по лестницам будет крайне неудобно. Одежду лучше подобрать легкую и удобную, но не чрезмерно открытую.
  • Осторожно на лестницах. Некоторые храмы, в особенности такие как Та Кео, с крутыми и высокими лестницами, стоит посещать осторожно. Пусть руки будут свободными, когда вы на лестницах, чтобы всегда можно было ухватиться. Будьте максимально бдительны и смотрите под ноги!
  • Мины в Камбодже. Не забывайте, что Камбоджа всего несколько десятков лет назад пережила страшную гражданскую войну, и не все ее земли освобождены от мин. Территории рядом с горой Пном Кулен, рекой Кбал Спеан и пирамидой Кох Кер по-прежнему заминированы. Не сходите с туристических троп и не игнорируйте таблички «Danger! Mines!» Это не шутки и не розыгрыш.
  • Пейте воду. Всегда берите с собой достаточное количество питьевой воды!

Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

КАК ВОЗНИК АНГКОР?

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм. Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве. Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу. Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом . По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды. Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты. По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото: деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. .

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала. Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями. Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Тысячи людей со всего мира едут в Королевство Камбоджи, чтобы увидеть уникальный храмовый комплекс Ангкор Ват. Мы не стали исключением и с удовольствием посетили Ангкор. Масштабы сооружений, а также то обстоятельство, что его строили как конструктор «лего» впечатляют. Сегодня мы вкратце расскажем, что увидели, что почувствовали и покажем наши фото Ангкор Ват. Для осмотра храмового комплекса Ангкор можно взять автомобиль, тук-тук или велосипед. Мы выбрали второй вариант, наняли тукера на весь день за 20$ с условием, что он покажет и большой и малый круг.

Сколько стоит вход в Ангкор Ват — 20$ за человека. Можно купить абонемент на 3 дня (40$) и на неделю (60$).



Приехали к кассам около 9 утра. Народу не много. Заплатили по двадцатке. Нас сфоткали веб-камерой и выдали билеты. Водитель тук-тука и его колесница проезжает бесплатно

До храма от кассы ехать не более 5 минут вдоль озера



Исторический храм Ангкор Ват

Первая остановка на нашему пути — главный храм Ангкора — Ангкор Том (Angkor Thom).


Angkor Wat Cambodia


Храм Ангкор в Камбодже выглядит так


Исторический храм Ангкор Ват

Перед входом можно оглянуться на аллею и представить, как много веков назад по ней ходили гордые кхмеры в национальной одежде и монахи.

Заходим в главное здание.


Ангкор Ват Камбоджа фото внутри храма

Мы подслушали одного из гидов и узнали, что это бассейны, в которых омывались королевские особы при входе в храм.








Храмовый комплекс Ангкор

Пройдя вереницу коридоров и переходов, мы наконец-то оказываемся в сердце этого чудесного храма.


Так выглядит Ангкор Ват

Зрелище потрясающее! Кстати, в этом углу хорошая фото-точка. Надо запечатлеться вместе. Мы поймали какого-то туриста с большим объективом на шеё, посчитав, что он разбирается в фотографии и сделает удачный снимок. Думаю, мы не ошиблись. Совет: при возможности просите сфотографировать вас кого-нибудь с большим фотоаппаратом. Больше шансов получить удачный кадр, чем просить тетеньку с мыльницей, фотографирующую всё вокруг себя.

Как хорошо, что мы приехали в Ангкор Ват самостоятельно без экскурсии. Нам не нужно никуда спешить, можно посидеть в любом месте столько времени, сколько тебе хочется. Любуясь храмом, очень забавно было наблюдать за русской парочкой, которая пришла с гидом. Он им пару минут рассказывал что-то из истории, а затем произнёс коронную экскурсионную фразу: « так, теперь быстро фотографируемся и п-о-б-е-ж-а-л-и».



С этой точки открывается отличный вид.

Жаль, нельзя залезть по лестнице. Проход на третий этаж открыт только в определенные дни лунного календаря.

Туристов много. Интернационал. Как обычно доминируют азиатские лица, но и русские тоже не редкость.

А этот товарищ был звездой Ангкора. С ним фоткались туристы всех национальностей


Фото: Ангкор Камбоджа

Фотографов с профессиональными камерами в этот раз не увидели, поэтому попросили сфоткать проходящего мимо паренька, который оказался русским. Получилось тоже неплохо.

По дороге в этом месте бегают обезьяны. Можно прихватить что-нибудь с завтрака в отеле, чтобы покормить их.

Кстати, приятно удивило, что в таком месте нет разводил и торговцев, которые предлагают купить у них корм для мартышек.

Затем мы пошли в сторону выхода, где нас ожидал наш тук-тукер, чтобы отвезти к другим храмам. В целом прогулка по территории основного храма у нас заняла около 2-х часов.

На обратном пути мы любовались древними барельефами. Часть из них хорошо сохранилась

Найти нашего тукера было непросто. Мы условились, что он будет нас ждать на стоянке тук-туков напротив выхода. Мы обошли её трижды и посмотрели все соседние кафе. Нигде нет нашего водителя. К нам несколько раз подъезжали другие туки, предлагали свои услуги. Мы отказывались. Уже в головы закрались мысли, вдруг это такой развод на экскурсии в храм Ангкор, смысл которого в том, что ты не находишь своего водителя и едешь с другим, а потом первый приходит к тебе вечером в отель и просит деньги, типа, я стоял где договорились, ты меня не нашел… В какой-то момент встретили французскую пару, которые так же не могли найти водителя. Посмеялись вместе и пошли искать дальше. Плохие мысли отгоняли. А через 20 минут водитель сам нас нашёл. Сказал, что ездил кушать. Ну ок, давай дальше!

Ангкор Ват в Камбодже — храмовый комплекс, а не отдельный храм. Город Ангкор занимает огромную территорию, все храмы удалены друг от друга на несколько километров. Именно поэтому, помимо билетов, нужно брать транспорт. Экускурсию проведет любой таксист (тук-тукер) в Сиемрипе. Пешком за один день можно пройти разве что главный храм.

Миновав мост с головами Будды и северные ворота, мы подъехали к еще одному большому храму. Он находится в паре километров от храма Ангкор Том.



Самое приятное, что везде можно полазить и всё потрогать. Никто не шикает на тебя, как в музее.



На башнях изображены лица Будды



Наверное, заблудиться ночью в лабиринте коридоров и переходов было бы очень страшно




За 1$ можно зажечь арома-палочку и повязать красную ниточку на запястье

Побродили по храму и выходим на улицу.



На барельефах этого храма преимущественно женщины.



Спускаемся через боковой выход



До следующего храма нам нужно дойти пешком. Он в 5 минутах. Оглядываемся, чтобы еще раз полюбоваться на этот храм

А вот уже и следующий. К нему люди проходят по мосту



Здесь можно подняться на второй и третий этажи



Если боитесь высоты, то подниматься не советую. Лестница очень крутая, а высота внушительная. Спускаться будет очень страшно.

Затем мы отправились на стоянку тук-туков. Наш водитель нашелся сразу. Прямо на стоянке купили воду — 2 бутылки по 0,5 за 1$. Цена весьма демократичная

Теперь мы направляемся еще к одному храму в джунглях

Судя по тому, что туристов здесь гораздо меньше, мы поняли, что это храмы большого круга Ангкор Ват.







В этих краях деревья растут прямо на стенах. Зрелище незабываемое





И опять бесконечные переходы

Далее по пути мы посмотрели еще несколько небольших храмов, а также один средних размеров, который нам запомнился тем, что в нём тоже растут деревья прямо на сооружениях и постепенно разрушают их своими огромными корнями.







От такого количества мистических древних развалин голова уже шла кругом. Поэтому последние храмы мы смотрели быстро. Всё-таки за один день осилить храмы большого круга очень тяжело.





В отель мы возвращались счастливые, но уставшие, грязные, пыльные и голодные.

Наше средство передвижения выглядело как-то так:

Наши расходы за 1 день в Ангкор Ват

На экскурсию мы потратили всего 61$. Осматривали храмы Ангкора: с 8.30 утра до 17 вечера.

  • Входные билеты: 20$ х 2 = 40$
  • Тук-тук на весь день по большому кругу: 20$
  • 2 бутылки воды: 1$

Положительные моменты

  • Очень приятно удивило, что в такой знаменитой на весь мир достопримечательности нет никаких разводил, приставал, бедуинов, торговцев и попрошаек. Кто бывал на , тот меня поймет. Максимум, при входе могут спросить, нужен ли вам гид.
  • В храмах Ангкор Вата нет ни одной точки торговли. Исключением были самые дальние храмы, в которых можно было увидеть 1-2 торговцев с магнитами или картинами. Но они не хватали никого за руку и не кричали на всю улицу. Купить сувениры, воду или что-то поесть можно только снаружи возле стоянки тук-туков.
  • Цены на воду и продукты довольно низкие для такого туристического места.
  • Стены храмов не расписаны надписями и рисунками. Хотя, за посетителями никто не смотрит, охранники стоят только на входе для проверки билетов.
  • Мне показалось, что Ангкор Ват это одно из тех мест, которое еще не испорчено туристами. А может быть, контингент отдыхающих в Камбодже немного другой, чем мы привыкли.

Как добраться в Ангкор Ват

Ангкор находится в 5 минутах езды от города . Чтобы посетить Ангкор, необходимо нанять таксиста. В городе на каждом шагу предлагают такси и тук-туки в Ангкор, на улицах можно найти различные турфирмы с табличками в окнах «экскурсия в Ангкор Ват». Надежнее всего заказывать тук-тук на ресепшене своего отеля.

Отели в Сиемрипе

  • Tropical Breeze Guesthouse

    Где находится храм Ангкор Ват

    Ангкор Ват находится в городе Сиемрип, Камбоджа. В самом городе для посещения Ангкора нужно нанять таксиста или взять экскурсию. Так как храмовый комплекс находится за пределами города. Также можно взять велосипед, но по жаре ездить на большие расстояния не доставит особого удовольствия. Приехать в Сиемрип можно, как по земле, например, на автобусе из Бангкока или Пномпеня, так и прилететь на самолёте. В Сиемрипе есть аэропорт.

    Ангкор Ват на карте

Ангкор-Ват был внесен в Список чудес света

Ангкор-Ват не имеет себе равных по красоте и степени сохранности. Его величие и великолепие превосходят величие Фараонов, производимое им впечатление сильнее, чем впечатление от Пирамид, а художественная выразительность сравнится разве что с Тадж-Махалом. Ангкор Ват располагается в 6 км (4 мили) к северу от Сиемреапа, к югу от Ангкор-Тхома . Вход в Ангкор-Ват и выход из него осуществляется только через западные ворота.

"Можно найти множество фотографий и видеофайлов об Ангкор Вате, но наверное лучшее из всего виртуального это панорама Ангкор Вата, сделанная airpano.ru "

Ангкор-Ват был построен в первой половине 12 века в период правления короля Сурьявармана II в честь индуистского бога Вишну. Строительство храма длилось около 30 лет.

История Ангкор-Вата

Ангкор-Ват является самым крупным и хорошо сохранившимся объектом Ангкорской группы. Совершенство его структуры, баланса, пропорций, рельефа и скульптур делают его одним из величайших архитектурных памятников в мире.

"Ват" в переводе с кхмерского означает "храм". Вероятно, это слово было добавлено к слову "Ангкор" , когда в 16 веке его заняли последователи Тхеравады. После 1432 года, когда столицей королевства стал город Пномпень , за Ангкор-Ват стали отвечать буддистские монахи.

Ангкор-Ват был построен для захоронения в нем короля Сурьявармана II.Проводя параллель между заходящим солнцем и смертью, храм обращен на запад. Также в пользу этой теории говорят барельефы, расположенные слева направо в соответствии с индуистским погребальным ритуалом.

Архитектурный план Ангор-Вата

Когда идешь по самому Ангкор-Вату, определить его архитектурный план очень тяжело из-за огромных размеров храмового комплекса. Такая сложность и красота и привлекают, и отвлекают внимание. Издалека Ангкор-Ват кажется колоссальным каменным массивом , к которому ведет длинная мощеная дорога.

Высота Ангкор-Вата от земли до вершины центральной башни больше, чем может показаться: 65 метров. Храм состоит из трех треугольных или квадратных уровней (1-3). Каждый последующий меньше и выше предыдущего.

Первый и второй уровень окаймляются крытыми галереями с колоннами. Третий уровень поддерживают пять башен - четыре по углам и одна в середине. Эти башни являются наиболее выразительным архитектурным элементом Ангкор-Вата. Иногда такая форма расположения называется квинканс. Возвышающиеся один над другим уровни придают башням коническую форму.

Символизм

Ангкор Ват это миниатюрная каменная копия вселенной и представляет собой земную модель космического устройства. Центральная башня возвышается в центре храма, символизируя мифическую гору Меру, находящуюся в центре вселенной. Пять башен соответствую пикам горы Меру. Внешняя стена символизирует горы на краю света, а ров, окружающий храмовый комплекс, - океаны.

Расположение Ангор-Вата

Несмотря на то, что Анкгор-Ват является наиболее фотографируемым кхмерским архитектурным памятником , фотографии не могут передать всего его величия. Об этом писал еще 100 лет назад Франк Винсент: "Вид этого чуда производит неизгладимое впечатление: красота, романтика, величие - все это нужно понимать и ценить. На этот храм невозможно взглянуть без трепета, без чувства, будто ты взмыл в небеса. Это, наверное, самое впечатляющее строение в мире".

Ангкор-Ват занимает территорию прямоугольной формы площадью в 208 гектар (500 акров). Территория храмового комплекса огорожена латеритовой стеной. Комплекс окружен рвом, который можно пересечь по длинной мощеной дороге из песчаника (длина - 250 м (820 футов), ширина - 12 м (39 футов)). Дорога служит главным проходом в комплекс. Ширина рва составляет 200 м (656 футов), периметр рва - 5,5 км (3,4 мили).

Западный вход начинается с лестницы, ведущей на террасу из песчаника в форме креста у основания длинной мощеной дороги. По обеим сторонам террасы сидят, охраняя храм, огромные каменные львы. Впереди можно увидеть конец мощеной дороги и ворота с тремя башнями различной высоты. Эти башни у входа частично закрывают вид на пять башен в центральной области храма. Длинный проход с квадратными колоннами и изогнутой крышей простирается вдоль рва слева направо от расположенной у входа башни. Это великолепный фасад Ангкор-Вата и образец классической кхмерской архитектуры.

Почти 70 лет назад, побывав на террасе Ангкор-Вата, Хелен Черчилль Канди написала: "Любой архитектор пришел бы в восторг от гармоничности фасада - непрерывный ряд колонн, ведущий от дальних углов к центральному входу, где располагаются три башни с разрушенными верхушками ". Первоначально фасад представлял собой другой ряд колонн с крышей. Об этом свидетельствуют круглые отверстия в колоннах.

"Перед тем, как идти по мощеной дороге, поверните направо, спуститесь на пару ступеней террасы и пройдите пару метров по дорожке. Так вы сможете насладиться видом всех пяти башен Ангкор-Вата. Вернитесь в центр террасы и пройдите по главной мощеной дороге по направлению к главной части храма. Левая сторона мощеной дороги изготовлена из более древнего песчаника, чем правая сторона, которая была отреставрирована французами."

В 20-х годах XX века, когда Кейзи шагал по этой мощеной дороге, он заметил одну особенность ее строения. Плиты, из которых она состояла, были неправильной формы, что означало, что они должны были быть обработаны долотом, чтобы подходить друг к другу. При полуденном освещении дорога кажется длинной полоской муара. С левой стороны дороги, чуть не доходя до ее середины, находятся две ступни из песчаника. Они принадлежат одной из статуй, которая располагается у входа в Ангкор-Тхом, и были привезены в Ангкор-Ват в этом веке, когда мощеная дорога ремонтировалась.

Верхние части трех секций этой башни - одна в центре и две по бокам - обвалились. Подходы по обеим концам галереи, возможно, служили проходом для слонов, лошадей и повозок, поскольку они размещаются на самом нижнем уровне.

Когда в 1920 году Хелен Черчилль Канди увидела эти проходы, она отметила, что идея создания строения, предусматривающего проходы для слонов, была очень необычной. Статуя стоящего Вишну (с восемью руками) находится справа от башни у входа. Слева, на потолке башни видны следы первоначального цвета. Продолжайте идти на запад вдоль второй дорожки (длина 350 м (1148 футов), ширина 9 м (30 футов)).

По обеим сторонам расположена низкая балюстрада, напоминающая тело змеи. Балюстраду поддерживают небольшие колонны. Если посмотреть на запад, то можно увидеть знаменитую панораму Ангкор-Вата, изображенную на Камбоджийском флаге. Стоя в этой точке, хочется сфотографировать пять чудесных куполов - друзей неба, сестер облаков?и понять, находишься ли ты в реальном мире или в выдуманной фантазии. Шесть пар торжественных лестниц с платформами по обеим сторонам дороги ведут во внутренний двор.

Лестницу обрамляет продолжающаяся балюстрада в виде змеи. Такую структуру иногда называют посадочной платформой. В конце балюстрады змея под прямым углом устремляется к небу и грациозно расправляет свои девять голов в форме веера. Во внутреннем дворе, прямо за серединой мощеной дороги, находятся два здания, в которых расположена библиотека. Эти "драгоценные шкатулки кхмерского искусства" имеют идеальную форму.

Большая центральная область, колонны и ступени расположены в форме креста. Для прочности некоторые колонны были заменены на цементные. Первоначальная колонна располагается перед левым зданием библиотеки. Перед зданиями библиотеки находятся два водоема (длина - 65 м (213 футов), ширина - 50 м(164 фута)). Водоем слева заполнен водой, а второй обычно пуст.

"Пройдя библиотеку, но не доходя до водоемов, поверните налево и пройдите по дороже около 40 м (131 фут) до большого дерева. С этой точки открывается отличный вид на пять башен Ангкор-Вата, особенно на закате. Дорожка ведет к крестообразной террасе, известной как "Терраса ужаса". Эта терраса располагается прямо перед главной башней у входа в Ангкор-Ват. "


Терраса характеризуется поддерживающими колоннами и вырезанными рисунками у ее основания. С трех сторон террасы располагаются лестницы, по обеим сторонам которых сидят львы. Здесь проводились ритуальные танцы. Возможно, что именно с этой точки король наблюдал за процессиями и принимал иностранных гостей. В 20-х годах Кейзи отмечал: "Невозможно не почувствовать, что лишь несколько часов назад в этом месте пульсировала жизнь. Над алтарями горели факелы. Священники шептали ритуальные молитвы. По лестницам порхали танцующие девушки…Это было лишь час или два назад, не более…".

С террасы открывается прекрасный вид на галерею первого уровня, которая называется "Галерея барельефов" (215 x 187м (705x614 футов)). Внешняя сторона, которая ближе к посетителям, представляет собой ряд из 60 колонн. Внутренняя сторона представляет собой непрерывную стену, украшенную барельефами.

"В этой точке вы можете или продолжить движение прямо к центральным башням, или повернуть направо, чтобы посмотреть Галерею барельефов. Крестообразные галереи представляют собой связующее звено между первым и вторым уровнями. Этот уникальный архитектурный дизайн состоит из двух крытых галерей с квадратными колоннами в виде креста. Внутренний двор разделен на четыре равные части и декорирован водоемами и лестницами. Несколько декоративных элементов в этих галереях - это окна с балюстрадами, розетки на сводах, бордюр из апсар под карнизами и аскеты у основания колонн. "

"Некоторые колонны в галереях этого внутреннего двора имеют надписи на кхмерском языке и санскрите. По обеим сторонам двора расположены две библиотеки, которые по размеру уступают библиотекам около входа в комплекс. В правой библиотеке - Галерее 1000 Будд - когда-то хранилось множество изображений, относящихся к периоду упадка Ангкор-Вата. До наших дней дошло лишь несколько таких изображений. Левая библиотека - Зал Эхо - получила такое название благодаря своей необычной акустике."

"Чтобы услышать эхо, нужно пройти в конец галереи, встать в левый угол спиной к стене, ударить себя по грудной клетке и внимательно прислушаться. Если вы хотите побывать в библиотеке, пройдите в дверь в конце галереи. С этой библиотеки открывает хороший вид на верхний уровень Ангкор-Вата."

"Вернитесь в центр крестообразных галерей и продолжите движение к центральным башням. Вам предстоит подниматься по лестнице. Внешняя стена галереи второго уровня - та, что ближе к посетителям (100 x 115 м, 328 x 377 футов) - сплошная и недекорированная. Возможно, это было сделано для того, чтобы создать подходящую обстановку для медитаций священников и короля."

Строгость внешней стены галереи второго уровня компенсируется ее внутренним убранством. Стены галереи украшены более 1500 апсарами (небесные танцовщицы). Эти красивые грациозные создания приводят посетителей в восторг.

Когда впервые входишь во двор, то такое множество танцующих женских фигур может показаться однообразным. Но если подойти ближе и присмотреться, то видно, что все они разные и отличаются прическами, одеянием и украшениями. Эти эфирные обитательницы небес изображены в Ангкор-Вате по две или три.

В 17 веке камбоджийский поэт Панг писал об апсарах: "Миллионы грациозных существ наполняют тебя такими эмоциями, что твои глаза не устают, душа обновляется, а сердце насыщается! Они не были вырезаны руками человека! Они были созданы богами - живые, прекрасные женщины! ". На третий уровень Ангкор-Вата допускались лишь высшие священники и король. На третьем уровне нет крытых галерей, как на двух других, но этот уровень является основой для пяти центральных башен, на одной из которых расположен самое священное изображение храма.

Высота квадратной основы (длина - 60 м) верхнего уровня составляет 13 м и возвышается над вторым уровнем на 40 м. В центре каждой стороны расположены двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая. По углам имеются еще две лестницы с углом наклона в 70°, обеспечивающих доступ на этот уровень.

Третий уровень представляет собой пространство в форме креста и характеризуется крытыми галереями и четырьмя мощеными дворами. На верху каждой лестницы расположены башня и колонны. Башня у входа соединяется с центральной структурой при помощи коридоров, которые с двух сторон поддерживаются двойными рядами колонн. В углах верхнего уровня расположены четыре башни. Ступени одновременно и соединяют, и разделяют различные части структуры. Верхний уровень опоясывается узкой крытой галереей с двойным рядом колонн, а на внешней стороны расположены окна и балюстрады. Центральное святилище возвышается над верхним уровнем на 42 м. Высота самой большой из пяти башен равна высоте собор Нотр-Дам в Париже. В центральном святилище хранится священное изображение храма. Первоначально там было четыре прохода, обращенные на четыре стороны света, однако они были закрыты через некоторое время после разграбления Анкгор-Вата в середине 15 века. Почти 500 лет спустя французские археологи обнаружили вертикальное углубление в центре верхнего уровня на глубине 27 м, в котором находилось множество изделий из золота. С верхней точки храма наконец-то можно увидеть весь архитектурный план Ангкор-Вата. Открывается вид потрясающей красоты, подтверждающий гениальную способностью кхмерской архитектуры к созданию гармоничных пропорций.

"Пройдитесь по всему периметру внешней галереи верхнего уровня, чтобы насладиться видом окружающей вас местности, мощеной дороги на западе и центральной группы башен. Галерея не настолько высока, чтобы предоставить полноценный вид окружающей местности. Но все же вы сможете увидеть достаточно, чтобы осознать, какая смелость потребовалась архитекторам, чтобы воздвигнуть этот храмовый комплекс. Вам будет видна северно-западная часть рва до высящейся вершины в виде лотоса, принадлежащей центральному святилищу. С этой точки Ангкор-Ват кажется таким необъятным, что трудно осознать, что такое грандиозное строение было воздвигнуто людьми."

Галерея барельефов

"Они привлекают внимание своей красотой и удерживают его своей необычностью ", - писала Хелен Черчилль Канди в барельефах в 1920 году. Галерея барельефов, опоясывающая первый уровень Ангкор-Вата, представляет собой 1200 м 2 изображений, вырезанных из песчаника. Барельефы покрывают большую часть внутренней стены со всех четырех стороны галерей. Их высота составляет 2 м.

Детали, качество композиции и исполнения дают им право относиться к величайшим образцам мирового искусства. Колонны, расположенные вдоль внешней стены галереи, создают на рельефе интересную игру света и тени. В результате получается эффект текстурных обоев, которые похожи скорее на работу художников, нежели скульпторов. Барельефы отличаются невероятно богатым убранством - творение, обладающее мощью, спокойствием, воображением и силой фантазии, и производящее впечатление "высочайшего достоинства", как писал один посетитель 50 лет назад.

Барельефы разделяются на 8 частей - по две на каждой стене квадратной галереи. Каждая часть отражает определенную тему. Более того, по углам восточной Галереи имеются два павильона, в которых также изображены различные темы.

Панели с барельефами расположены горизонтально и обычно состоят из двух или трех частей. В некоторых местах края панелей тоже декорированы. Темы для барельефов брались их двух основных источников - индийский эпос и священные книги и военные предметы Ангкорского периода. Некоторые ученые предполагают, что расположение барельефа зависело от темы, отраженной в нем. Например, барельефы на восточной и западной стенах изображают темы, связанные с восходом и закатом солнца. Слово "ба" означает "низкий" или "мелкий" и означает степень проекции рельефа. Метод создания рельефов в Ангкор-Вате заключался в том, что мастера вырезали фон, оставляя таким образом само изображение в рельефе. Поверхность некоторых рельефов кажется отполированной.

Это можно объяснить двумя теориями. Наличие и расположение отполированных участков в важных частях рельефа дает основание предположить, что это дело рук посетителей, которые постоянно прикасались к поверхности. На некоторых рельефах также видны следы позолоты и краски, в частности - черной и красной. Это, возможно, остатки грунтовки или закрепляющего вещества. На некоторые барельефах изображены самые обычные предметы и явления. Река изображена в виде двух параллельных вертикальных линий, между которым плавает рыба. Как и в египетском искусстве, ранг человека определяется размером его изображения: чем выше ранг, тем больше размер. В сценах сражений сломанная рукоятка на зонтике вождя означает поражение. Временная отдаленность сцены определяется по количеству планок, размещенных одна над другой: чем выше такая "стена", тем древнее изображенное событие. Фигуры с разведенными ногами и согнутыми коленями означает пребывание в полете.

Посещение Галереи барельефов

Те, кто захочет подольше остаться в этой замечательной Галерее барельефов, обязательно откроют для себя что-то новое, ведь Ангкор-Ват предлагает посетителям множество приятных сюрпризов.

"Помните, что барельефы Ангкор-Вата следует смотреть слева направо. Зайдите с западного входа, заверните направо и войдите в галерею, а потом продолжайте движение против часовой стрелки. Если вы начнете осмотр с другой точки галереи, то следите за тем, чтобы храм оставался по левую сторону от вас. Если ваше время в Анкгор-Вате ограничено, мы советуем вам посмотреть следующие барельефы."

Эта сцена является главной темой, описанной в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". В сцене изображена последняя битва в Курукшетре - одной из индийский провинций - между двоюродными братьями, которые враждовали между собой. Армии Кауравов и Пандавов приближаются друг к другу, направляясь к центру панели. Принадлежность воинов к тому или иному клану можно определить по их головным уборам. Сцена начинается с того, что в битву вступает пехота, а музыканты в это время играют ритмичную мелодию. Этот барельеф изображает рукопашный бой, в котором погибло множество воинов.

Старшие офицеры и генералы, изображенные в большом масштабе, наблюдают за ходом битвы из колесниц или восседая на слонах и лошадях. Напряжение сцены постепенно возрастает и достигает кульминации в рукопашном бою. Бисма (изображенный в начале панели), один из героев "Махабхарата" и предводитель кауравов, был поражен стрелой и теперь умирает, окруженный своими верными воинами. Арджуна (человек со щитом, на котором изображено лицо демона раху) пускает стрелу в своего единокровного брата Карну и убивает его. После смерти Кришна (с четырьмя руками) становится возничим на колеснице Арджуны.

"В настоящее время готовятся к публикации фотографии галерей."

Угловой павильон (юго-запад)

Зайдите в павильон и осмотрите сцены, изображенные перед вами. Затем продолжите движение по павильону по часовой стрелке. Барельеф в этом павильоне изображает сцены из древнеиндийского эпоса "Рамаяна".

Восток

А - Слева, Праздник воды; два корабля с апсарами, игроки в шахматы (верхний корабль)
В - Центр, над дверью: Бог принимает дары

Юг

С - Слева, сверху вниз. Битва между Вали и королем обезьян Сугрива; Рама пронзает Вали стрелой, Вали умирает на руках своей жены (трехконечный головной убор); обезьяны оплакивают его смерть
D - Центр, над дверью: убийство демона; Кришна гасит огонь
E - Слева: Шива сидит со своей женой Паравати на горе Кайлас
F - Центр, над дверью: Кришна вырывает деревья при помощи камня
G - Справа: Равана в обличье хамелеона является во дворце Индры

Север

H - Левая сторона: Взбивание Молочного моря
I - Центральная часть, над дверью: Рама убивает Марику, который в обличье золотого оленя помогал похитить Ситу
J - Правая сторона: Кришна поднимает холм Говардхана, чтобы пастухи и овцы могли укрыться под ним от шторма, посланного разгневанным Индрой.

Южная (историческая) галерея - армия короля Сурьявармана II

В этой галерее изображена великолепная триумфальная процессия воинов, возвращающихся после битвы между кхмерами и их врагами. На рельефе изображены использовавшиеся боевые методы, преимущественно рукопашный бой, поскольку в те времена люди еще ничего не знали о технике и огнестрельном оружии.

На заднем фоне невероятно правдоподобно и натуралистично изображены деревья и животные. В качестве центральной фигуры этой галереи выступает император Сурьяварман II, по приказу которого был построен храмовый комплекс Ангкор-Ват. Сурьяварман II изображен в галерее дважды. Он подписан своим посмертным именем, что дает основание предполагать, что надпись была нанесена уже после его смерти. В треугольных отверстиях, беспорядочно вырезанных в галерее, могли находиться ценные предметы, хранившиеся в Ангкор-Вате. На верхнем ярусе император, на теле которого видна позолота, проводит собрание на вершины горы, окруженной лесом.

Вся армия собирается вместе для проведения осмотра, и командиры, восседающие на слонах, объединяют свои войска, которые начинают маршировать навстречу врагу. Ранг командира можно определить по надписи около его изображения. Император Сурьяварман II сидит верхом на слоне (головной убор конической формы, меч через плечо). Его окружают слуги, держащие 15 зонтиков. Вишну восседает на Гаруде, которая сидит на флагштоке неподалеку от слона короля. В оживленной и шумной процессии Священного огня участвуют знаменосцы, музыканты и шуты. Брахманы поют под аккомпанемент цимбал. В паланкинах несут королевские жертвоприношения.

Ближе к концу панели: к процессии присоединяются войска тайских воинов (в гофрированных юбках с цветочным рисунком; волосы заплетены в косы; головные уборы с перьями; короткие усы), возглавляемые командиром верхом на слоне. Вероятно, тайские войска были наемниками из провинции Лоуво (нынешняя провинция Лопбури), укрепившими кхмерскую армию. На кхмерских воинах шлемы, украшенные рогами различных животных (оленей, лошадей). На некоторых щитах изображены чудовища.

Суд ямы. Небеса и ад.

На трех ярусах изображен проводимый Ямой суд над человечеством, а на других двух ярусах - небеса и ад. Судя по надписям, тут изображено 37 небес, где можно бродить по прекрасным дворцам, и 32 ада со сценами наказания и страдания. Небеса и ад отделены друг от друга портьерами и апсарами. В низу нижнего яруса изображен ряд Гаруд. Крыша галереи была разрушена молнией в 1947 году, но затем потолок был восстановлен усилиями французов. На всадниках, изображенных в начале панели, видны следы позолоты. Нижняя часть панели была серьезно повреждена, и трещины были замазаны цементом.

Нижний ярус: Верховный судья Яма (многорукий, имеет посох и ездит верхом на буйволе) указывает своим помощникам на верхнюю дорогу, представляющую Небеса, и нижнюю дорогу, представляющую Ад. Духи умерших людей ожидают его приговора. Помощники Ямы толкают злодеев в дверцу, ведущую в Ад, где они несут различные наказания. Например, тех людей, которые при жизни постоянно передали, распиливают пополам, а у преступников переламывают кости. На одних наказуемых надеты железные кандалы, в головы других воткнуты гвозди. Верхний ярус: Гаруды и апсары поддерживают небесный дворец, парящий в воздухе.

Восточная галерея - Взбивание молочного моря

Это наиболее известный барельеф Ангкор-Вата, основывающийся на древнеиндийском эпосе "Бхагавата-пурана". В этой сцене ангелы и демоны взбивают Молочное море, чтобы получить амриту - эликсир жизни. Они хотят вернуть потерянные сокровища - источник бессмертия, богиню богатства Лакшми, молоко белого слона Индры и нимфу красоты. Эти объекты символизируют благополучие и процветание. Это событие происходит во время второго пришествия Вишну, когда он вернулся в образе черепахи.

Сцена занимает три яруса. В нижнем ярусе представлены различные морские животные - как настоящие, так и мифические. Нижний ярус окаймляет змея. С одной стороны среднего яруса изображен ряд из 92 демонов (круглые выпученные глаза, шлемы с гребнями), а с другой стороны - ряд из 88 богов (миндалевидные глаза, головные уборы конической формы). Демоны и боги взбивают море телом змея Васуки. Им помогает Хануман - бог обезьян. Вишну в обличье черепахи держит на своем панцире гору Мандара, вокруг которой и происходит взбивание. Вишну находится на дне Моря. Демоны держат змея за голову, а боги - за хвост. Ритмично вращая длинное тело змея, они взбалтывают им море.

Боги и демоны подчиняются трем богам (их изображения больше по размеру). Индра стоит над Вишну, а справа союзник богов Хануман щекочет змея Васуки. Верхний ярус: во время взбивания моря появляются различные женские духи. В этой сцене снова изображен Вишну, однако уже в образе человека. Он управляет взбиванием моря, которое, согласно легенде, длилось более тысячи лет.

Здесь изображены и другие существа - например, трехглавый слон Индры, апсары и богиня красоты Лакшми. На морских волнах виден смертельный яд, который изрыгнул змей Васуки. Опасаясь, что яд может погубить богов и демонов, Брахма просит Шиву выпить яд, который оставит незаживающий след в его горле. Шива повинуется, и в результате производит амриту. Демоны бросаются, чтобы перехватить элексир. Вишну спешит на помощь, приняв образ обворожительной красавицы Майи. Вишну удается спасти драгоценную жидкость.

Надпись

В середине Восточной галереи имеется интересная надпись, относящаяся к началу XVIII века - времени, когда Ангкор-Ват был буддистским монастырем. В надписи рассказано об управляющем одной из провинций, который построил небольшую гробницу, чтобы хранить там кости своей жены и детей. Гробница находится в плохом состоянии, однако она четко видна. Она расположена прямо перед надписью в галерее.

Победа Вишну над Демонами.

Барельефы в Восточной галерее и в южной части Северной галереи, должно быть, были завершены позже, в XV или XVI столетии. Об этом свидетельствуют некая скованность, церемонность в изображении фигур и невысокий уровень мастерства. Армия демонов направляется к центру панели. В центре изображен четырехрукий Вишну, сидящий на Гаруде.

Затем следует сцена битвы. Вишну поражает своих врагов, наступающих со всех сторон, отбрасывая от себя их тела. Предводители демонов (сидящие верхом на животных или едущие в колесницах, запряженных чудовищами) окружены воинами. К ним присоединяется другая группа воинов (с луками и стрелами) под предводительством своих вождей, которые едут на колесницах или сидят верхом на огромных павлинах.

Победа Кришну над королем демонов Баной

В начале панели Вишну в образе Кришны восседает на Гаруде. Агни, многорукий бог огня, сидит верхом на носороге позади Вишну. Эта сцена изображена несколько раз. Окружающая город стена пылает, что мешает Кришне и его армии богов проникнуть в город. Эта сцена с Кришну также повторяется на панели несколько раз. Гаруда тушит пожар водой из священной реки Ганг. Многорукий демон Бана (верхом на носороге) приближается к армии богов с другой стороны. Правая область панели: Кришна (1000 голов, руки скрещены на груди) становится на колени перед Шивой, который восседает на троне на горе Кайлас со своей женой Парвати и сыном Ганеса (с головой слона). Они просят Шиву помиловать Бану.

Битва между Богами и Демонами

21 бог Брахманского пантеона шагает в процессии, неся свои классически атрибуты и восседая на традиционных для них животных. Изображены сцены противостояния одного бога одному демону. На заднем плане изображена битва между армиями, выступающими на стороне богов и на стороне демонов. Бог богатства Кубера (с луком и стрелами) предстает верхом на яке, бог войны Сканда (многоголовый и многорукий) - на павлине, Индра? на слоне, четырехрукий Вишну - на Гаруде. Бог смерти и правосудия (с мечом и щитом) Яма стоит в колеснице, запряженной лошадьми. Бог воды Вариан запряг и оседлал пятиглавого змея.

Угловой павильон (северо-запад)

Зайдя в павильон, двигайтесь против часовой стрелки. Несколько сцен в этом павильоне сохранились в хорошем состоянии.

Север

А - Справа: женская часть дворца.
В - Центр, над дверью: попытка похищения Ситы в лесу
С - Слева, изображение серьезно повреждено: сцена из "Рамаяны"
Сверху: ярус с обезьянами и погребальный костер

Запад

D - Справа: Рама в своей колеснице, запряженной гусями, возвращается с победой в город Айодхья
E -Центр, над дверью: Рама и Лакшмана окружены обезьянами
F - Слева: Беседа между Ситой и Хануманом в лесу; Хануман дает Сите кольцо Рамы.

Юг

G - Справа: Сидящий четырехрукий Вишну окружен апсарами
H - Центр, над дверью: Рама и Лакшмана сражаются с чудовищем (без головы, лицо на животе)
I - Слева: Рама побеждает в соревновании среди лучников; Рама и Сита сидят вместе.

Восток

J - Справа: Четырехрукий Вишну верхом на Гаруде; Кришна (верхом на Гаруде) возвращает обратно гору Манипарвата, которую он отнял у убитого им демона; его армия несет остатки демона.
K - Центр, над дверью: обсуждение союза
Слева: Рама и его брат Лакшмана
Справа: Король обезьян Сугрива
L - Слева: Вишну склоняется к змею Внизу: Группа из девяти богов верхом на своих животных
(1) Сугрива в колеснице, запряженной лошадьми
(2) Кубера на яке
(3) Брахма на гусе
(4) Сканда на павлине
(5) Неизвестный бог на лошади
(6) Индра на трехглавом слоне
(7) Яма на буйволе
(8) Шива на быке
(9) Неизвестный бог на льве

Западная галерея - битва на ланке

Эта сцена из "Рамаяны" представляет собой долгую и жестокую битву между Рамой и королем демонов Раваной (10 голов и 20 рук), изображенную в центре галереи. Это один из самых впечатляющих барельефов Ангкор-Вата. Сражение, происходящее на Ланке (остров Шри-Ланка), заканчивается поражением Раваны, который похитил прекрасную жену Рамы Ситу. Центральными фигурами выступают обезьяны-воины, сражающиеся на стороне Рамы.

Жестокость войны сопоставляется с грациозностью и проворностью обезьян. Около центра: Рама стоит на плечах Сугривы под градом стрел; около Рамы стоят его брат Лакшмана и старый демон. Неподалеку король демонов Равана (10 голов и 20 рук) едет в колеснице, запряженной мифическими львами.

Между ними изображен Нала, опирающийся на головы двух львов. Нала это обезьяна, которая построила мост Рамы до Ланки. Нала швыряет через плечо тело побежденного им воина. Принц обезьян вытаскивает бивень слона из своего трехконечного головного убора и швыряет бивень и демона на землю.