Как жили в средневековых замках. Кёнигсбург и Эльзас с высоты птичьего полёта. Человек в высоком замке: как я жила в настоящем замке

В 10 километрах от города Селеста, в Эльзасе, на высоком холме стоит средневековый замок, построенный еще в 774 году на месте римского форпоста. Замок отлично виден с "винного" пути и мимо него очень не хочется проезжать. Кёнигсбург, а именно так он называется, я планировал посетить еще до поездки во Францию. Долго изучал окресные холмы Вогезов в поисках более-менее сохранившихся замков. И оказалось без вариантов - все, кроме этого, представляют из себя лишь остатки крепостных стен и башен.

Указателей на замок по дороге не особо много, либо они просто незаметны. Но, как я уже говорил, мимо него не проедешь. В деревеньке Сент-Ипполит его видно уже с дороги (на видео с 53 сек.):

Кстати, герб Сент-Ипполита весьма интересен. На нем изображена мученическая смерть (четвертование) святого, давшего имя этому местечку:

Буквально через 10 минут, преодолев довольно затяжной серпантин и поиск свободного места на бесплатной парковке, вы оказываетесь прямо у стен этого величественного сооружения:

Откуда открывается потрясающий вид на всю верхнерейнскую долину:

Мы уже привыкли, что все соборы, памятники и замки в наш приезд закрылись строительными лесами и не расстраивались по этому поводу.

У замка богатая и интересная история - её без труда можно найти в сети. Отмечу только, что после того, как его захватили и разграбили шведы во время Тридцатилетней войны (1633 год), а затем французы (в 1648 году), он немного сгорел, опустел и находился в весьма плачевном состоянии аж до конца 19 века. Потом французы вдруг воспылали интересом к средневековому искусству и восстановили замок, объявив памятником.

Замок был восстановлен по архивным документам и стал одним из самых посещаемых исторических памятников Франции.

Кстати, в 1937 году тут был снят фильм Жана Ренуара "Великая иллюзия".

Вход в замок естественно платный, но стоит не дорого. Во всяком случае, дети прошли на халяву, а я отдал что-то около 10 евро.

Внутри для осмотра доступны все помещения. Восстановлено внутренне убранство и мебель. Все это дает неплохое представление о жизни защитников крепости в те тёмные времена железных доспехов и длинных мечей.

Очень похоже на туалет, но всё же это скорее тюрьма.

Внутренний двор с колодцем:

И как всегда, одни пенсионеры вокруг:)

Еще какие-то внутренние территории:

Гид что-то объясняет на французском:

Тут сидели рыцари и пили вино.

В дальнем левом углу - печка:

Крепость не всегда была крепостью в смысле оборонительного сооружения. Еще тут просто жили.
Справа - выложенная плиткой печь. Скорее всего, это уже позднее сооружение. Подозреваю, что изначально, кроме коптящих факелов тут ничего не было из источников тепла.

Очень интересное помещение - оружейная:

Не знаю, подлинные ли это экземпляры, но размеры мечей внушают тихий ужас.

Еще комната. С драконом.
Слева над дверью - жирная морда кабана.

Видимо, какая-то молельная:

Кусочек природы в стенах крепости.

Какой калибр, интересно?

Замок, обстановка и нравы его обитателей

Замок - укрепленное жилище феодала, характерная примета средневековья. Давать очерк жизни в замке до XII в. смысла не имеет, поскольку недостаточно документальных материалов. То немногое, что осталось от жилищ X и XI вв., подтверждает, что жизнь там шла почти так же, как в укрепленном лагере. В центре обнесенного рвом и валом с частоколом пространства располагалась единственная долговременная постройка - донжон, представлявший собой вначале деревянную, затем каменную круглую или четырехугольную башню, двух- или трехэтажную. Кроме того, что донжон являлся ключевым оборонительным сооружением, он использовался как жилье: на каждом этаже имелось по одному-два зала, плохо отапливаемых и слабо освещенных. Остальные строения напоминали хутор или деревню, где люди селились как умели. Все эти постройки: склады для инвентаря и фуража, конюшня с кузницей, зал для пиршеств и кухня, а также расположенные вдоль стен жилые пристройки для гарнизона, - в случае серьезной опасности просто уничтожались, а все обитателя «замка» укрывались в донжоне, где имелся шанс выдержать долгую осаду. Лишь в XII в. замок теряет характерные черты укрепленного лагеря, обрастает более надежными каменными стенами и превращается в постоянное жилище своих владельцев, которые уже привыкли к комфорту и постарались создать для себя все бытовые удобства. Это хорошо видно на примере замка Арк (рис. 1), донжон которого был возведен еще в XI в. А в XII в., хотя ключевым оборонительным сооружением остался тот же донжон, на месте старого вала с частоколом были построены каменные стены, а все деревянные постройки внутри замка были заменены добротными строениями из камня.

В конце XII в., после начала эпохи крестовых походов, дворяне заимствуют с Востока привычку к роскоши, следовательно, - к экзотическим тканям, предметам и мебели, что в корне должно было изменить внутреннюю обстановку замков. Клюнийская реформа 16 середины XI в. и цистерцианское движение 17 XI-XII вв. способствовали обогащению церкви. Прелаты отныне подавали пример изысканной роскоши, хотя полного представления об их жизни нельзя получить из письменных источников, несмотря на многочисленные в ту пору сетования на злоупотребления. Очевидно, сеньоры не могли согласиться, чтобы рядом с кичливым богатством аббатов и епископов их быт выглядел таким же грубым, как в Х и XI вв., когда достояние владельца замка состояло из доспехов, оружия и коня, оловянной посуды, нескольких драгоценностей, слитков драгоценных металлов, причем весь этот «капитал» рыцарь предпочитал всегда возить с собой.

Чтобы люди начали строить себе жилища, где со временем сосредоточатся необходимые для жизни вещи, припасы и где будут храниться и их богатства, необходим достаточно высокий уровень цивилизованности. Владельцу замка надо было быть уверенным не только в безопасности своего жилища, но и в надежности людей, его охраняющих. Человеку нужны были гарантии безопасности и извне: соседи должны были уважать его или бояться. У того, кто не поднялся до такого уровня, было не жилище, а логово.

Следует признать, что в «окультуривании» феодальных нравов немало потрудилась «слабая половина человечества». Отношение германцев к женщине было иным, чем у римлян, которые проводили большую часть жизни за пределами дома и относились к своим женам, преданным домашнему очагу, не иначе, как к созданиям, которые должны служить лишь для развлечения. Римские женщины не могли влиять на общественную жизнь. у германских племен, расселившихся на завоеванной ими территории Римской империи, женщина, каким бы низким, близким к рабству ни являлось ее положение, все же в известной степени участвовала в делах семьи и всего племени. Христианство способствовало быстрому развитию этих тенденций: эмансипация стала почти полной. Духовенство сумело воспользоваться подобной особенностью варваров-завоевателей и сделало все, чтобы возвысить женщину в их глазах; с ее помощью было приобретено влияние на умы этих дикарей. Чем больше спутница вождя франков отходила от своего первоначального положения прислуги, тем эффективнее было это воздействие. Развитие феодальной системы вполне могло дать женщине ярко выраженное главенство в повседневном существовании. Как бы деятелен ни был сеньор, ему приходилось в течение многих дней оставаться у домашнего очага. Вынужденное уединение неизбежно приводило к такой общности интересов обоих супругов, о которой римляне не могли и помыслить. В этой изолированной, замкнутой жизни, где велась борьба всех против всех, женщине отводилась важная роль.

Сеньор вечно был настороже, не доверяя даже небольшому числу людей из своего окружения. Если он отправлялся в дальний поход, ему ничего не оставалось, как поручить самые неотложные дела кому-то, кто в его отсутствие мог бы так же, как и он сам, властно и рассудительно распоряжаться. Это могла быть только жена, которая почти всегда действовала преданно и разумно. Нравственная сила Женщины укреплялась в уединении. Коль скоро она не испытывала потребности в физической активности в той же степени, что и мужчина, и была наделена более живым воображением, то в оседлой жизни ум ее был очень к месту. И не удивительно, что во времена, когда феодализм был еще силен, роль Женщины стала значительной, и она имела больше власти и влияния на по вседневную жизнь замка, чем его владелец. Будучи больше, чем муж, привязана к дому, женщина, безусловно, не могла не беспокоиться о украшении жилища. К этому взывал и дух соперничества. Уже в XII в. многие замки были роскошно обставлены, и владельцы могли похвалиться обоями, коврами, резными деревянными панелями, драгоценностями, богатством тем более значительным, что его собирали непрестанно.

Мода тогда еще не менялась так стремительно, как это происходит в наш век. Впрочем, тогда, как и сегодня, заменить устаревшую мебель было непросто. Надо было заказать столяру резьбу по дереву, для исполнения которой требовалось немало времени; заказать слесарю врезные замки для мебели; закупить ткани в городе, находившемся довольно далеко от замка. Чтобы обить мебель, требовались и галантерейщик, и гвоздарь, и изготовитель сеток, а также чесальщик шерсти, торговец холстом для подкладки и, наконец, обойщик.

Кроме всех этих хлопот и времени нужны были еще и деньги, в которых феодальные сеньоры, владельцы замков, особенно нуждались, т. к. крестьянская повинность обычно сводилась к расчету натуральными продуктами, либо в счет ее крестьяне служили в хозяйстве феодала. Например, повинность крестьян в Нормандии называлась по-разному: regarda, regardamenta, regardationes, roarda и respectus; это был натуральный оброк, состоящий из кур, каплунов, гусей, речной птицы, яиц, а также разных видов хлеба, мучных лепешек и караваев. Иногда этот натуральный сбор дополнялся денежным сбором . До конца XV в. разновидностью барщины были и внутренние работы в замке. В Нормандии крестьян, занятых ими, называли bordiers. Их посылали на самые тяжелые работы: чистку прудов, стоков и рвов; уборку помещения в замке, двора, конюшни; а также на переноску тяжестей и в помощь каменщикам при строительстве .

Не менее хлопотной была сама доставка изготовленной на стороне мебели в замок сеньора. Эта обременительная повинность ложилась на плечи мелких вассалов либо жителей деревень и хуторов. К примеру, для такой перевозки требовалась телега, запряженная несколькими парами волов, а вассал или деревня в целом обязаны были выставить лишь одну лошадь, либо одну двухколесную повозку, либо одно вьючное животное. Из источников известно множество таких повинностей.

В картулярии Шез-Дьё записано: «...Реr servitiurn roncini ...Servicium ad sacum masculo equo (для подводной службы...мешочная повинность со своим конем)...»; а ленная книга Сен-Флоселя говорит: «В мешочную и подводную повинности вилланов входила поставка лошадей, и в общем эти повинности назывались sommage» .

Трудности в получении кредита, сложность общения с поставщиками всех видов нередко приводили к решению, что разумнее сохранить прежнюю мебель: ее меняли или докупали к ней новые предметы только в особых случаях, для праздничных торжеств. Но поскольку уничтожать старую мебель было не принято, то в резиденциях феодалов со временем скапливалось ее так много, что часть приходилось убирать в подсобные помещения, на чердаки, где она истлевала под толстым слоем пыли.

Помещения в замке были просторными, и он мало походил на современные жилища. Нередко в коробке здания делались только большие залы и несколько тайных ходов. Такое несовершенство планировки частично устранялось тем, что залы разгораживали коврами, прикрепляя их к дверным и оконным рамам. Иногда драпировками создавали нечто вроде альковов; если использовали пологи, то в залах возникали клоте (clot?ts) 18 и эспервьеры (esperviers), 19 или шатры. В рукописях XI и XII вв., на фресках, витражах и барельефах XII и XIII вв. часто встречаются сделанные из ковров временные перегородки в больших залах. Иногда в этом видят античную традицию. При необходимости все эти выгородки можно было убрать, например, во время больших приемов, празднеств или в летнее время года. Так было вплоть до эпохи Возрождения.

Другим типом жилища рыцарей были маноры (memoir)- небольшие укрепленные дома-усадьбы без донжона, мощных оборонительных стен и башен. Они, как правило, имели два зала. На первом этаже располагались зал с невысоким потолком, рядом - кухня и подвал; на втором этаже был другой зал и гардеробная рядом с ним.

В основном замковые помещения сохраняли типовую планировку которая в разных замках отличалась лишь площадью залов и количеством комнат. В зале для общего собрания находилась спальня, выделенная как отдельное помещение. Обстановку зала составляли скамья с низкими спинками, подлокотниками и подушками, легкие передвижные стулья, ковры или камышовые циновки, занавески на окнах и дверях, большой стол, прикрепленный к полу, дрессуары (dressoirs), 20 креденцы (cr?dences), 21 складные стулья и кресло хозяина. Вечером зал освещался восковыми свечами в железных бра, вделанных в стены по обе стороны камина, а также канделябрами, стоящими на столе, и люстрами, состоящими из двух железных или дeревянныx перекладин. Это освещение усиливалось отблеском пламени, горящего в камине. В спальне с кроватью под балдахином и креслом было множество подушек, стояли сундуки, одновременно служившие скамьями. Стены обтягивали фламандскими шпалерами (рис. 5) либо расписными холстами, а на полу лежали «сарацинские» (ворсовые) ковры работы французских мастеров, парижских, в частности.

В гардеробной рядами стояли сундуки с бельем, летней и зимней одеждой, доспехами хозяина. Эта комната была довольно просторной, поскольку здесь работали мастера и мастерицы, шившие одежду. Некоторые ткани в то время можно было приобрести только на ярмарках, время от времени проводившихся в городах, поэтому приходилось заблаговременно на весь сезон закупать мех, сукно, шелковые ткани. К тому же большинство сеньоров брали на себя обеспечение своих домашних одеждой, и поэтому шилась она в замке. В гардеробной также хранили восточные пряности, стоившие тогда необычайно дорого.

Одинаковая планировка в большом и в маленьком замке объясняется тем, что в них должны были находиться один и те же службы, потому что феодальный строй делал каждого вассала короны маленьким государем. У каждого был свой двор, свои аудиенции, свои архивы, свой суд, свои воины, сенешаль, эконом, ловчий, конюх и т. д.

К концу XIII в. нравы стали более утонченными. Яркий пример этого - замок Куси (рис. 2). 22 Донжон (рис. 3) перестает быть постоянным жилищем, хотя и остается самой высокой и мощной башней в системе укреплении. В замках вокруг центрального двора появились настоящие дома, среди которых выделяется дворец сеньора. Личные апартаменты начали отделять от помещений, предназначенных для аудиенций и залов, где размещались воины. Именно изменение феодальных нравов привело к модификации и частичной перестройке старинных замков XII и XIII вв. Сеньоры более не хотели жить вместе со своими слугами. Спальни отделили от апартаментов, где происходили приемы, при каждой спальне появилась гардеробная с отдельным входом. Нередко к ним примыкали кабинеты, или уединенные комнатки, как, например, в замках Куси, Пьерфон, Крей, Лош. В кабинетах стояла мебель из ценных пород дерева, стены были декорированы деревянными панелями. Как пишет Лебёф : «В замке Маркуси в старину была мебель из дуба, из кедра и ароматического дерева, равно как длинные столы либо лари для выкармливания шелковичных червей, и даже мельницы и инструменты для производства шелка..» Прялки, ткацкие станки и пяльца также находились в кабинете, в то время как женские покои обособляли от комнат владельца замка, часто размещая их в отдельном жилом корпусе. Были и комнаты для гостей, которые чаще всего располагались близ наружных стен, к ним вели отдельные лестницы и входы.

Чтобы дать представление о жизни в замке XIV в., предлагаем отрывок из «Хроники графа дона Педро Ннньо»:

«Жил близ Руана благородный рыцарь, прозывавшийся месье Рено де Три, адмирал Франции, и был он стар. И послал он гонца к капитану Педро Ниньо, дабы тот прибыл повидать его. Тогда выехал оный из Руана и приехал в Сирефонтен, где жительствовал адмирал. Тот принял его весьма любезно, пригласил отдохнуть и хорошо провести время после столь великих трудов на море. И действительно, отдыхал он там три дня. Адмирал же был рыцарь старый и недужный, израненный на службе, ведь прошла она в беспрерывных боях. Был он прежде рыцарь весьма грозный, но ныне уже негоден ни к придворной, ни к военной службе. Жил он уединенно в своем замке, где было много удобств и всевозможных вещей, необходимых для его персоны. И замок его был прост и крепок, но столь хорошо устроен и обставлен, словно стоял в самом Париже. Там жили его дворяне и слуги для всех служб, как подобает столь знатному сеньору В оном замке была весьма красиво украшенная часовня, где каждый день служили мессу Перед замком протекала река, вдоль которой росло немало деревьев и кустарников. С другой стороны замка был весьма богатый рыбой пруд со створами, что закрывались на замок, и в любой день в этом пруду можно было получить столько рыбы, чтоб насытить триста персон. И когда желали взять рыбу, спускали воду в питающем канале до такого уровня, чтобы она не могла поступать в пруд, и открывали канал, по которому вытекала вся вода из этого водоема. Тогда рыбу можно было легко выбирать, оставляя ненужное; затем канал снова наполнялся водой. И содержал старый рыцарь сорок или пятьдесят собак для охоты на дичь вместе со своими ловчими. Кроме собак было также до двадцати лошадей для верховой езды, среди них - боевые кони, скакуны и иноходцы. О мебели и припасах можно и не говорить. Замок окружали большие леса, где водились олеин, лани и кабаны. Владелец замка имел соколов neblis (сапсанов), которых французы называют gentils (благородные); соколы летали над рекой и как ловчие птицы были прекрасно выучены для охоты на цапель.

Женой старого рыцаря была прекраснейшая из дам, когда-либо живших во Франции, происходила она из стариннейшего рода Нормандии, была дочерью сеньора де Беланжа. И обладала она всеми достоинствами, надлежащими столь благородной даме: умом великим, и править домом умела лучше любой из дам своей страны, и богата была соответственно. Жила она в доме рядом с домом господина адмирала, и между домами находился подъемный мост. Окружала же оба дома одна стена. Мебель и обстановка в обоих домах были столь редкостны, что рассказ о них занял бы слишком много места. Держали в домах до десяти родовитых девиц, изрядно упитанных и одетых, не имевших никаких забот, кроме как о собственном теле и об угождении своей госпоже. Представьте, сколько же там было горничных.

Я перескажу вам распорядок и правила, которых придерживалась госпожа. Поднималась она утром одновременно со своими девицами, и шли они в ближайший лесок, каждая - с часословом и с четками, и усаживались в ряд и молились, раскрывая рты лишь для молитвы; затем собирали фиалки и другие цветы; вернувшись в замок, в часовне слушали короткую мессу По выходе же из часовня нм подносили серебряный таз, наполненный едой, - было много кур, и жаворонков, и других жареных птиц; и они их ели либо отказывались и оставляли по своему желанию, и подавали нм вино. Госпожа же редко ела по утрам, разве для того, чтобы доставить удовольствие тем, кто был с нею. Тотчас госпожа с девицами-фрейлинами садились верхом на иноходцев в самой добротной и красивейшей сбруе, какую только можно представить, а с ними - рыцари и дворяне, пребывавшие там, и все отправлялись на прогулку в поля, рассыпавшись, как четки по зелени. И слышалось там пение лэ, вирелэ, рондо, помпиент, баллад и песен всех видов, что известны труверам Франции, на разные и весьма созвучные голоса. Направлялся туда капитан Педро Ниньо со своими дворянами для участия во всех празднествах, и равным образом возвращались оттуда в замок в обеденный час; сходили все с коней и входили в пиршественный зал, где были расставлены столы. Старый рыцарь, который уже не мог ездить верхом, ждал и принимал их столь учтиво, что просто чудо, ибо был он рыцарь весьма учтивый, хоть и немощный телом. Когда адмирал, госпожа и Педро Ниньо садились за стол, дворецкий приглашал и остальных к столу и усаживал каждую девицу рядом с рыцарем или оруженосцем. Мясо было весьма разнообразное и в изобилии, с добрыми приправами; мясо же, и рыба, и фрукты различались в зависимости от дня недели. Во время обеда тот, кто умел говорить, мог, храня учтивость и скромность, толковать о сражениях и о любви, уверенный в том, что найдет уши, которые его услышат, и язык, который ответят ему и оставят его удовлетворенным. Были там и жонглеры, игравшие на славных струнных инструментах. Когда прочитывали ”Benedicite“ и снимали скатерти, прибывали менестрели, и госпожа танцевала с Педро Ниньо, и каждый из его рыцарей - с девицей, и длился этот танец около часа. После танца госпожа целовалась с капитаном, а рыцарь - с девицей, с которой танцевал. Потом подавали пряности и вино; после обеда все отправлялись спать. Капитан шел в свою комнату, что находилась в доме госпожи и называлась башенной (chambre touraine). Едва поднимались после сна, как все садились в седла, и пажи приносили соколов, заблаговременно же бывали выслежены цапли. Госпожа сажала благородного сокола себе на руку, пажи вспугивали цаплю, и дама выпускала сокола так ловко, что лучше и не бывает. И тут начиналась прекрасная охота и было великое веселье: плавали собаки, били барабаны, взлетали в воздух вабила, а девицы и дворяне столь радостно резвились на берегу реки, что и не описать. По окончании охоты госпожа сходила с коня, остальные спешивались и доставали из корзин цыплят, куропаток, холодное мясо и фрукты, и каждый ел, после расходились в разные стороны, - рассыпались, как четки по зелени, - и возвращались в замок, напевая веселые песенки. Вечером ужинали, и госпожа направлялась пешком в поле забавляться, и дотемна играли в мяч. При факелах возвращались в зал, потом приходили менестреля, и все танцевали до глубокой ночи. Тогда же приносили фрукты и вино, и, откланявшись, каждый уходил спать.

Таким образом проходили дни всякий раз, когда приезжал капитан либо другие гости. Всем этим управляла и распоряжалась госпожа: и своими землями, и прочим имуществом управляла она, ибо адмирал был богатым, имевшим земли и немалую ренту, но он ни во что не вмешивался, коль скоро его жена со всем справлялась. И, как принято у учтивых людей, Педро Ниньо столь полюбился госпоже за достоинства, которые она увидела в нем, что она, поговорив с ним о своих делах, пригласила его навестить ее отца, благородного рыцаря, что был известен как Беланж и жил в Нормандии».

Среди изложенного в этом отрывке, конечно, наиболее интересны сведения о владелице замка, апартаменты которой отделялись от других жилых корпусов подъемным мостом. Она в точности играет роль, как сказали бы теперь, хозяйки дома, которая осуществляет и всю власть в домене. Таким образом, в XIV в. роль женщины в феодальном замке была немалой. Не только отрывок из романа о доне Педро Ниньо освещает это: и Фруассар, и другие авторы XV в. неоднократно говорят о владелицах замков, управлявших делами сеньора. Легко понять, что под влиянием женщин замки сеньоров не только наполнялись необходимыми вещами, но и становились средоточием предметов роскоши, которой окружает себя любой, живущий богато и праздно. За одни век нравы феодалов в корне изменялись. Романы XIII в. содержат истории о женщинах, чье положение далеко от независимости, какой располагали дамы в XIV в. И прежде к ним относились с вниманием и почтением, но все-таки они были в подвластном положении. Нет такой хитрости, которую бы поэты не придумали для дам, желающих избавиться от абсолютной власти супруга: эти хитрости, разумеется, всегда полностью удавались. Когда читаешь об этом во многих романах, написанных в XIII и XIV вв., то становится ясно, что нравы той эпохи были весьма далеки от варварства. В этих литературных произведениях ощутим аромат изысканной учтивости; в каждой странице видны утонченность обычаев, любовь к роскоши и комфорту. Как мало это похоже на дикие нравы, грубость, фанфаронство и бесцеремонность, которые большинство современных авторов считают уместным приписывать дворянам и бюргерам той эпохи. Скорее есть основание упрекнуть общество XIII и XIV вв. в чрезмерной изысканности, доходившей до жеманства.

Карл V (1364 - 1380) предоставил королеве Жанне Бурбонской, своей жене, великолепную свиту. он окружил ее самыми благородными дамами Франции: «...родовитыми, учтивыми, достойными и изрядно воспитанными, ибо в противном случае они не заслуживали бы такого места. И одеты они были в подобающие наряды, - каждая по своему вкусу и в соответствии с торжественностью праздника... Украшены были залы и комнаты для приезжих богатой вышивкой, выполненной шелком и крупным золотым бисером по разным тканям; золотая и серебряная посуда и прочая благородная утварь были не менее чудесны...» Дом королевы был прекрасно устроен и мог быть примером безукоризненного управления, «ибо иначе не потерпел бы мудрейший король, без указа и распоряжения коего не начинали никакого нового дела. И, как подобает учтивому государю, к радости баронов, счастливых государевым присутствием, пировал с ними в зале мудрый король Карл. Равным образом нравилось ему видеть королеву в окружении принцесс и дам, ежели тому не препятствовали ее беременность либо иные неудобства. Прислуживали же ей дворяне, королем назначенные, разумные, верные, добрые и учтивые. Во время же сей трапезы, по старинному королевскому обычаю, во избежание лишних и пустых слов и мыслей, в конце стола сидел достойный человек, который неустанно читал о добродетельных деяниях кого-либо из уважаемых усопших. Так мудрый король управлял своей верной супругой, с коей пребывал в добром мире и любви и в непрерывных забавах, посылая ей занятные и красивые вещи, приносившие радость, как и другие дары, которые он получал, либо, полагая, что эта вещь понравится королеве, сам приобретал и покупал ее. И лица вокруг него всегда были веселыми, и слышны были учтивые, забавные и острые слова...»

К началу XIII в. нравов дворянства уже коснулась романтическая и деланная галантность, что будет особенно почитаться в XIV в. От почтительности и уважения к женщине переходили к проявлению слепой преданности; это подлинный культ, о размахе и чрезмерности которого дают представление романы той эпохи. В повседневной жизни это выражается в непомерной роскоши одежд, украшений, оружия и мебели; в расходах на все это сеньоры старались превзойти друг друга. Постепенно искренность в желании нравиться женщинам вырождается в тщеславие; страсть начинают ценить по роскоши, выставленной на турнирах, на праздниках, пирах и в жилище.

Мебель была не только ценна по обработке и материалам, по тканям, которыми ее обтягивали, она была необычайно разнообразна по форме. Дома просто заполнялись предметами, которые в том изысканном обществе считались необходимыми. Когда говорят о простоте нравов наших предков, то не следует искать эту черту в период от царствования святого Людовика (1226 - 1270) до Карла VI (1380 - 1422). Следует либо обратиться в глубь веков, либо не заходить далее конца XVI в., когда часть дворянства, проникнутая идеями Реформации, ввергнутая в гражданскую войну не имела ни досуга, чтобы предаваться роскоши, ни средств на ее приобретение. В конце XII в. большинство дворян побывало на Востоке, откуда они вынесли вкус к пышным одеяниям и драгоценной мебели. И по мере того, как ремесленники в царствование Людовика IX Святого делались все более искусны и их становилось все больше, замки заполнялись роскошными коврами, резной, инкрустированной, расписанной и позолоченной мебелью. Тяжелые сундуки, романские стулья и кровати уступили место более удобным и элегантным. Но этим не ограничились: теперь нужно было, чтобы комнаты лучше обогревались и надежнее запирались. Начали завешивать окна шторами, покрывать стены резными деревянными панелями и коврами. В XIII в. в просторных помещениях замка отгораживали дощатыми стенами или драпировками небольшие комнатки - клоте, где ставились кровати; «В комнате, хорошо проконопаченной, парчой и шелком прекрасно драпированной» .

Перед скамьями и креслами делали ступеньки, ставили скамеечки для ног, чтоб не касаться холодного каменного пола. На полу расстилали шерстяные ковры, меха или циновки (иногда - надушенные), разбрасывали цветы и ароматные ветки: «Она идет впереди, и он за нею; так миновали они башню и вступили в большой зал, устланный мелким тростником; и так это все благоухало, будто здесь расстелили все пряности мира» .

В замках постоянно увеличивалось количество скамей, кресел и стульев: одни - массивные, обильно украшенные, оснащенные балдахинами, стоящие на одном месте (рис. 6); 23 другие - переносные, отличавшиеся разнообразием размеров и форм. Сохранился и старинный обычай сидеть на полу, и, учитывая это, в комнатах было приготовлено много подушек, мехов, ковриков. В «Истории святого Людовика» Жуанвиля читаем: «Он (король) велел расстелить ковер, дабы усадить нас вокруг себя» .

Своеобразный вид апартаментам в замках ХIII-XIV вв. придавали перегородки - нечто вроде палаточного лагеря, по мере надобности устраиваемого в гигантских по размеру залах. Приехавшего гостя укладывали в комнате хозяев, куда ставилась кровать, завешанная так, что в большом помещении появлялся своеобразный маленький шатер. Поэтому в больших комнатах рядом с элегантной мебелью стоял сундук, в котором лежали сукно и шесты для подобных работ.

С предметами изысканной обстановки соседствовали обычные вещи, необходимые для домашнего обихода. Перекладины, на которые вешали белье или одежду, часто встречаются в тексте романов и хроник: «...Мантии беличьи и шубы серые, что на перекладины брошены...» В «Романе о рыцаре Телеги», написанном в XII в., говорится : «И когда прибыл туда рыцарь Телеги (Ланселот), поднялся он по ступеням в башню и нашел налево белую красивую комнату; и войдя в нее, обнаружил прекраснейшее в мире ложе, пребывавшее там. Закрыл он окна, которые открыли, дабы проветрить комнату; начал снимать с себя доспехи. Но тотчас вошли двое слуг, каковые его раздели. И увидел он плащ, висевший на перекладине, взял его и надел, и закутал голову, дабы его не узнали».

Изменение жизненного уклада привело к появлению новых типов мебели. С середины XIV до середины XV в. головные уборы знатных дам были замысловатыми, процесс надевания их требовал массу усилий и времени, поэтому было естественно иметь в гардеробной специальную утварь и мебель для этой цели. Таким предметом стали круглые столики с вращающимися на штыре деревянными или металлическими (иногда даже серебряными) подставками для зеркала, головного убора и других мелких предметов туалета (рис. 8). Название «барышня» (damoiselle) было дано этому предмету потому, что он имел две «руки» и венчался головкой, на которую вешали головной убор.

Роскошь в XIV в. стала настолько привычной, что для дворянина среднего достатка жениться было делом нелегким. И Эсташ Дешан (ок. 1346 - ок. 1407), шталмейстер королей Карла V и Карла VI, бальи Санлиса и владелец замка Фим, дает сатирический перечень расходов на свадьбу дворянина. Начинает он следующими словами :

Так знай, что почтенным матронам нужны

Роскошные троны, большие дворцы,

А те, что лишь замуж собрались идти,

Желанья свои слишком часто меняют, учти:

Им надо, чтоб было хозяйство у них,

Чтоб дом свой украсить не хуже других,

А знаешь ли, что это значит, бедняк?

Доходов твоих ведь не хватит никак!

Далее идет перечень требований дамы к жениху. Ей необходимо огромное количество предметов туалета: одежды из парчи и шелка, диадема и пояс из золота, шпильки из серебра и т. д. Потом она требует повозку, иноходца, чтобы «не посрамить честь своего господина»; впрочем, разве она не из хорошего дома? Может ли она вовсе не иметь выезда, который есть и у обычных горожанок? Но этим ее требования не исчерпываются, она желает постоянного внимания...

Я, вижу, мой милый, она говорит,

Что если мужья ездят часто в Париж,

Иль в Реймс, иль в Руан, иль в Труа,

То женам они привозят всегда

Перчатки, шубы и пояса,

Кольца, аграфы, шелка и меха,

Чаши и кубки из серебра,

И огромные, роскошные головные уборы...

Невеста все же подчеркивает, что знает о своих обязанностях, но поскольку она настоящая дама, то для рукоделья ей нужны вещи изящные: расшитые каменьями кошельки, ножи, украшенные красивой резьбой, резные игольницы с эмалью. Дама напоминает будущему супругу, что когда она будет ждать ребенка, ей понадобится красивая занавешанная пологом кровать, убранная белым камлотом и парчой; а также:

Гребень получше мне нужен еще,

Зеркало, чтоб я смотрелась в него,

Из кости слоновой ты мне подари;

С футляром, красивым снаружи, внутри

И на цепочке из серебра...

В конце дама замечает, что ей нужен еще и часослов, с богатыми миниатюрами, в переплете из золотого сукна.

Далее идет перечисление необходимой домашней прислуги: прежде всего нужна камеристка, сопровождающая госпожу при выходах, и конюший, в обязанности которых входит идти сп^эеди и сзади от дамы и прокладывать ей дорогу в толпе; клирик и капеллан, чтобы служить по утрам мессу; горничная и повара. Но это еще не все...

Когда в результате счастливой совместной жизни хозяйство супругов разрастется, то даме непременно понадобятся дворецкий и эконом. А уж какое это будет хозяйство! В подвалах дома должен быть огромный запас зерна, появятся птичники, хлева и амбары, заполненные овсом и сеном, в конюшнях будут стоять крепкие рабочие лошади, кони для выезда и иноходцы! Такой благополучный дом, конечно же, будет посещать множество гостей, а поэтому залы и покои в нем должны быть достойными:

Чтоб гостей принимать в них заморских;

А коль заночевать им захочется

Ложа добрые были чтоб в комнатах,

И пускай господам тем запомнятся

Наши скатерти и полотенца.

Ну и, конечно, не обойтись без добротной мебели: красивых кресел, длинных скамей с подлокотниками, столов, козел для столов, экранов каминных и шкафов для посуды. Посуды должно быть великое множество: блюда серебряные; миски лучше тоже серебряные, но если уж жених хочет сэкономить, то можно оловянные и свинцовые надо; кружки по пиите, горшки, кувшины для умывания, солонки; всякую утварь кухонную - котлы и горшки, обязательно сковороды, крюки для котлов, жаровни, соусники, вертела и железные и деревянные, «особые крючки для горшков» (ухваты), потому что:

Можно обжечь руку, вытаскивая

Мясо из горшка, если не подцепишь его крюком...

Как видно, кухня - предмет особого внимания будущей хозяйки, здесь она знает все до мелочей. Муженек должен побеспокоиться, чтобы на кухне были подставки в камни, шпиговальные иглы, ступка с пестиком, лук и чеснок, необходимы также сито волосяное и шумовка, чтобы ускорить готовку пюре, ложки большие и ложки маленькие и...

Нужен шпиг, чтобы противни смазывать.

Хозяйственная дама продолжает, что ей необходимы: печные лопаты, миски, кухонные ножи, дрова, уголь, соль, уксус, пряности разнообразные, доски для разделки мяса, сахарная пудра для добавления в ипокрас, белый сахар для пирожных, фрукты, консервы, драже, салфетки, полотенца и в конце:

Я еще не сказала тебе,

Что нужны сундуки и ларцы,

И они не должны быть пустыми.

Далее идет описание гардероба будущего мужа, потом - своего, дамского. По этому внушительному перечню различных одеяний можно сделать вывод, что туалеты современных дам не более причудливы и роскошны, чем те, что носили модницы XIV в. 24 Автор заканчивает свое любопытное сочинение следующим трехстишием:

Каких расходов требует брак,

Я записал, чтоб тот прочел дурак,

Кто вдруг жениться вздумал.

С XIV в. роскошь проникла и в бюргерскую среду, теперь жилища богатых торговцев по излишествам и изысканности не уступали обстановке в домах дворян. Жены горожан, как и жены сеньоров, по мнению романистов и поэтов, тратили деньги, не считаясь с состоянием дел мужа.

Подлинная роскошь разорительна. Ткани были очень дороги; их тогда еще не научились делать дешевыми, обеспечивая и приемлемый внешний вид. Резьба, обильно украшавшая мебель, превращала каждый предмет в ценное произведение искусства, но средневековую мебель характеризует не столько роскошь, сколько вкус и здравомыслие в выборе форм, смело выраженное назначение предмета, нескончаемое разнообразие форм и отделки, внушительный внешний вид, а также умелое использование материала в зависимости от его качества и свойств.

Поэтому дерево, медь, железо сохраняли естественные для каждого материала формы; композиция всегда была достаточно определенна, как бы ни был сложен орнамент. Деревянная мебель внешне всегда в чем-то близка примитивным плотницким изделиям; но в XV в. это маскировали изощренными украшениями. До того времени мебель простых форм покрывали тканями, в основном для богатых дворян. Такой вывод напрашивается, если перелистать описи и рассмотреть миниатюры в рукописях.

Завершая главу, предоставим читателям описания интерьеров замковых комнат XII, XIII, XIV и XV вв.

Архитектура середины XII в. (рис. 9) отличается простотой: ряд соединенных прогонов опирается на мощные столбы, на балки положены лаги, которые и служат опорой для перекрытия, выполненного из бруса. Камни круглый; его вытяжной колпак украшен росписью. Подобный камни сохранился в зале детской хоровой капеллы близ собора в Пюи-ан-Веле. Рядом с камином - статуя, изображающая покровителя хозяина комнаты; под ней прикреплен к стене железный подсвечник. Шторы крепятся на подвижных железных кронштейнах так, чтобы можно было днем закрывать окна В комнатах замков ХII и XIII вв. до сих пор встречаются вдоль окон железные скобы, куда вставлялись подвижные кронштейны. Кровать (рис. 10) покрывают два полога, которые держатся на железных штангах, прикрепленных к стене скобами, а к потолку - веревками. В ногах ночью зажигалась лампа. Мебель составляют скамеечки (escabeaux), складные и простые деревянные стулья, шкафы и скамьи (bancs), служащие также сундуками. Стены украшены простыми двух-трехцветными фресками, где доминируют желтый и коричнево-красный. Ткани побогаче украшены вышивкой либо аппликацией. Пол - из мелких поливных плиток.

В замках середины ХIII в. размер окон в комнатах значительно увеличился (рис. 11); оконные шторы прикреплены к штангам веревками, которые используются для перемещения их полотнищ; окна - со ставнями; потолок имитирует балочное перекрытие, он выполнен тщательно и элегантно, декорирован резьбой и украшениями. Обычные скамьи покрыты подушками и задвинуты в оконные проемы. Камни просторнее, вытяжной колпак украшает скульптура. Кровать (рис. 12) - за невысокой перегородкой, напоминающей стационарную ширму; над кроватью - балдахин, подвешенный к потолку, с пологами с трех сторон, передний днем обычно поднимают и подвязывают. Сбоку от кровати - массивное кресло (chaire), почетное место с двумя ступенями, покрытыми подушками. Стены обтянуты коврами, которые перед дверными проемами прорезаны. Всю мебель составляют: скамья со спинками либо скамьи-сундуки, маленькие скамеечки и складные стулья; шкаф, стоящий между окон, украшенный железными оковками, резьбой и росписью; на полу и сиденьях - подушки и ковры.

В комнатах замков начала ХIV в. можно было увидеть значительно больше мебели, и она стала гораздо роскошнее и удобнее, чем в предыдущие периоды. В углу у окна, на расстоянии от стен обычно стояла кровать (рис. 13), покрытая широкими пологами. На рисунке скамья со спинкой придвинута к кровати так, что спинка заменяет ширму. Обстановку также стал дополнять роскошный шкаф - дрессуар, с парадной дорогой посудой (ряс. 7). Вытяжной колпак камина (ряс. 14) украшен большим гербовым щитом с двумя щитодержателями. Балки и брусья на потолке покрыты искусной резьбой.

Стены комнаты начала XV в. (ряс. 15) облицованы деревянными резными панелями, даже постель помещена в клоте (ряс. 16), покрытом искусной резьбой. Окна широкие, и потолочные балки расположены так, что образуют ряд кессонов. Пол покрыт коврами. Мебель становится все более изящной.

В замке Пьерфон сохранялись остатки гардеробных XV в. с деревянными панелями и отделкой из плитки. В таких комнатах обычно был стул с отверстием, или стульчак (siege d’aisance), что не мешало принимать близких друзей в этой гардеробной, пристроенной к спальне. В гардеробных замка Пьерфон были камины и встроенные в стены стульчаки, с выходящими наружу сливными отверстиями. По периметру комнаты (ряс. 17) - шкафы и сундуки для одежды, оружия, украшений, тканей. В центре - низкий помост, за которым работают портные, швеи и т. д.

Главный - большой зал замка никогда не казался слишком просторным, хотя на планах замков, возведенных после XII в., видно, что залам отводилось больше места, чем другим комнатам. Это объясняется тем, что жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте, проходила в главном зале. Там сеньор творил суд, собирал своих вассалов, устраивал праздники и пиры. На рис. 4 изображен главный зал донжона замка Куси.

Грандиозность дворцовых залов и залов в замках не удивляет, если помнить, сколько там должно было поместиться людей. Вильгельм I Завоеватель (1066-1087) по возвращении в Англию созывает весь двор :

Как в Англию воротился король,

Устроил в Вестминстере пир он большой;

В зале, что лишь недавно был построен,

Богатый, роскошный был праздник устроен.

Много там было графов, герцогов знатных гостей;

И тысяча и триста привратников у дверей,

Каждому мех был беличий дан

И доброе платье из дальних стран.

И чем знатней был норманнский барон,

Тем с большею свитой являлся он.

Пускали привратники в ход жезлы

Епископам путь расчищали они,

Чтобы слуга не лез вперед,

Покуда привратник не позовет.

Английский король Вильгельм Рыжий (1087-1100) велел построить зал рядом с Вестминстерским аббатством, где часто жили норманнские короли; этот зал был одним из роскошнейших в мире, как свидетельствует хроника : «Когда был он (зал) готов, пришел (Вильгельм) и столь жестоко хулил (зал), что люди спросили, за что он порицает сделанную работу, не находит ли помещение чересчур большим. ”Клянусь Богом! - отвечал король. - Он (зал) ни на что негоден: он слишком велик для комнаты и слишком мал для зала“...»

Вильгельм задумал устроить пир в новом зале, но помещение еще не было подведено под крышу. «И слушайте, что он сказал: велел собрать в Лондоне все шелка и покрыть ими зал; и пока длилось празднество, зал находился под шелковыми тканями».

В XIII в. еще случалось, что для многолюдных собраний с трудом подыскивали помещение; именно тогда и начали при строительстве замков и резиденций сеньоров предусматривать огромные залы. Когда Людовик IX незадолго до восстания графа де ла Марша прибыл в Пуатье, он созвал большое собрание дворян в Сомюре. Жуанвиль , очевидец этого, оставил подробное описание многочисленного общества, собравшегося там. Празднество проводилось в залах крытого рынка Сомюра; «...и говорили о нем, что великий король Генрих Английский (1154 - 1189) построил его для больших празднеств. И был рынок построен на манер монастыря белых монахов; но я полагаю, что не был он для них слишком велик». Король и королева-мать Бланка Кастильская поместились на одной из галерей вместе с двадцатью епископами и архиепископами, окруженные большим числом рыцарей и оруженосцев. В противоположной галерее находились кухни, хлебохранилища, склады бутылок и кладовые. Два других крыла и внутренний двор были заполнены сотрапезниками; «и говорят, что было там добрых три тысячи рыцарей».

Фруассар подробно описывает пир , который в 1386 г. дал герцог Джон Ланкастерский (1351 - 1399) в честь короля Португалия Жоана I (1357 - 1433): «И были во дворце герцога все палаты и залы украшены гербами и шпалерами и герцогским шитьем, столь богато и столь обильно, словно бы в Лондоне». Столы были расставлены следующим образом: высокий стол, за которым сидел король Португалии, четыре епископа и архиепископа, герцог Ланкастерский, «...один прислужник подле короля и один подле герцога - это были соответственно граф де Новарр и граф Ангусский, португальцы». Два стола, вероятно, расположенные П-образно, для великих магистров орденов, знатных баронов, сановников, аббатов и послов. Остальные - по отдельности - столы предназначались «...для рыцарей и оруженосцев португальских, ибо ни один англичанин не сидел в тот день за столом в зале, где про исходила трапеза; служили же за столом лишь рыцари и оруженосцы английские, а мессир Джон Холленд сидел за королевским столом; и подавали в тот день вино: королю Португалия - Галоп Ферранд Персек, португалец, а герцогу Ланкастерскому - Тьерри де Сумен из Эно. Трапеза была обильна и прекрасна, и было там все необходимое в избытке; и великое множество менестрелей показывало свое искусство. И дал нм герцог сто ноблей и герольдам тоже, когда во все горло они стали взывать к его щедрости...» После трапезы: «Вы увидели бы слуг, спешащих снять сукна и унести их, и не прекращали они это всю ночь; и в воскресенье все было увезено...»

Во время пиров место государя обычно находилось под балдахином (рис. 6), а его стол ставился выше, чем другие. Сотрапезники, как правило, сидели только с одной стороны стола, довольно узкого, чтобы удобнее было обслуживать сидящих. Но в XV в. имелись уже двойные столы, очень широкие, - на них даже можно было разыгрывать сценки. Церемониал праздничных трапез целиком описай Оливье де ла Маршем (ок. 1426 - 1502) в «Журнале дома герцога Карла Бургундского» . Когда сидящих за столом возглавлял сюзерен, прислуживали дворяне, часто - конные. В перерывах между блюдами разыгрывались представления на сюжеты басен (fables) - диалоги в стихах либо пантомимы; их называли интермедиями (entremets). Все присутствовавшие, кроме сюзеренов, сидели на скамьях (или bancs, откуда происходит французское слово «banquet» -пиршество), покрытых коврами и подушками, на полу лежали листья и цветы. Мягкими скатертями, т. е. сложенными вдвое, накрывали стол. Основное освещение составляли свечи, которые держали в руках слуги. В пиршественном зале специально выставляли напоказ дрессуары, заполненные посудой из чистого и позолоченного серебра, стеклянной посудой и изделиями, покрытыми эмалями. Для каждого вида посуды был свой отдельный шкаф. По старинному обычаю на столах лежали цветы, и пирующие надевали венки из цветов и увенчивали ими чаши, из которых пили. О начале трапезы возвещали, протрубив в рог; это называлось «позвать воду» (corner l’еаu): перед трапезой слуги вносили кувшины с водой и специальные тазики для мытья рук (рис. 18 и 19). После еды скатерти снимали; начинались игры, и в это время подавали пряности, которые не входили в трапезу, а воспринимались подобно современному кофе. Фрукты после мяса стали подавать пирующим только в XVI в.; прежде их нередко приносили в начале трапезы. Легран д’Осси в «Истории частной жизни французов» описал это, приводя массу подробностей, которые здесь не имеет смысла воспроизводить.

На рис. 20 изображен большой пир принца второй половины XIV в. В центре под балдахином - кресло сюзерена, более высокое, чем у других. оно стоит у особого стола, за которым восседают члены семьи хозяина и люди, которым он оказывает эту честь. Позади стола - дрессуары, где выставлена лучшая посуда; вина в сосудах также расставлены вне стола - на креденцах. Конные дворяне привозят блюда, которые сначала один из дворян, преклонив колено, показывает пирующим, а затем передает их стольнику (eсuуеr trancbant), прислуживающему сеньору. Перед столом принца разыгрывают интермедию.

На переднем плане в центре зала установлены два больших буфета (buffets), 25 на которые ставятся принесенные из кухни блюда - здесь разрезают мясо, расставляют тарелки и приборы. Слуги, взяв нарезанные кушанья с буфетов, подают пирующим; те выбирают и кладут себе на серебряные и оловянные тарелки. Подачей блюд распоряжается дворецкий.

ЛИТОВСКИЙ ЗАМОК Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ЛИТОВСКИЙ ЗАМОК За комплексом кирпичных зданий Морских казарм Крюков канал пересекается с рекой Мойкой. В этом месте по оси набережной левого берега Мойки в 1782–1787 годах построили деревянный Тюремный мост, находящийся вблизи обширного земельного участка, на котором

Из книги Альгамбра автора Ирвинг Вашингтон

Замок с флюгером На возвышенном уступе Альбайсина, самой высокой горы в Гранаде, на склоне ее, обращенном в узкую долину Дарро, прямо напротив Альгамбры находятся руины былого царского дворца. Все о них позабыли, и мудрено было отыскать их даже при помощи понятливого и

Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

Феодальный замок XI–XII вв Первые укрепленные усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся еще к VIII–IX вв. По скудным следам древней жизни археологам удается установить, что обитатели усадеб жили несколько иной

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Шамборский замок Через самое сердце Франции несет свои воды тихая, спокойная Луара. Когда-то на ее берегах гремели битвы Столетней войны и бушевали крестьянские войны. Сейчас в «Долине любви», как называл берега Луары Бальзак, радуют глаз живописные деревни, а между

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Эдинбургский замок Основная достопримечательность столицы Шотландии, величественного и древнего города Эдинбурга, – это замок, расположенный на огромной скале в непосредственной близости от навсегда потухшего вулкана. Не каждый замок может соперничать с

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Египет в картине мира его древних обитателей С цветом аллювиальной (образованной наносами ила) почвы Египта связано одно из названий этой страны в древности - Кемет («Черная [земля]», в отличие от Джешерет - «Красной [земли]» сопредельных пустынь). Другим

Из книги Сокровища и реликвии Британской короны автора

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Михайловский замок Из «Записок» Николая Александровича Саблукова:Его величество со всем августейшим семейством оставил старый дворец и переехал в Михайловский, выстроенный наподобие укрепленного замка с подъемными мостами, рвами, потайными лестницами, подземными

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Сокровища британской монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Виндзорский замок А может быть, воспеть нам королей, Которым Виндзор был всего милей, А может быть, воителей, чей прах Покоится на здешних берегах? В своих стихах воспой, британский бард, То, что свершил великий Эдуард, И в песнопеньях ты превознеси Прославленную битву при

Из книги Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках автора Шахмагонов Федор Федорович

Замок XV века Князь Василий, по-прежнему занятый ордынскими делами, был не против, чтобы во взаимной борьбе Орден и польско-литовский союз друг друга ослабили. Едигей, ощущая в Орде давление Москвы, не прочь был на какое-то время заручиться поддержкой Витовта. Орда не

Из книги История Петербурга в преданиях и легендах автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги За семью печатями [очерки по археологии] автора Успенский Лев Васильевич

«ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК» Труд архитектора начинается с мечты. Мастер мечтает с карандашом в руках, и ход его творческой мысли можно проследить по этим еще неясным наброскам. Вот первый смутный намек на будущее творение: очертания высокого здания, что-то вроде колоннады,

Из книги У истоков древнерусской народности автора Третьяков Петр Николаевич

По следам обитателей древнейшей Русской земли 1Выводы археологического раздела работы Б. А. Рыбакова «Древние русы», как уже указывалось, представляли собой, конечно, не более чем гипотезу. Убедительность ее отдельных частей была далеко не равноценной. Наиболее близким к

Стиль жизни

Не новости

Ленка, расскажи сначала, как вышло, что ты стала смотрительницей замка? Я знаю, что это очень интересная и непростая история.

Вообще-то, это еще и очень долгая история. К моменту, когда это все происходило, то есть к 2007 году, я уже много профессий попробовала в жизни: работала учителем английского, несколько лет водила экскурсии в Праге, Париже и Лондоне, даже продавала женское белье в бутике моего друга.


Замок Хотовины, 2008 г.

Случилось все совершенно внезапно. Я около 10 лет руководила группой по историческим танцам. И однажды, отправляясь на один из фестивалей в Румынию, познакомилась с водителем, который часто колесил из Румынии в Чехию и обратно. Это был разговорчивый парень. Мы болтали, и вдруг он сказал: «А знаешь, у тебя такой отличный английский, у меня есть клиентка, я всегда забираю ее из аэропорта. Она — настоящая баронесса из замка в посёлке Хотовины. Живет в США, а когда сюда приезжает, все время одна. Никого не знает из поселка. Она прилетит через месяц, я должен вас познакомить!»

Популярное

Так в августе 2007 года я встретила Джейми Надгерны(Jamie Nadherny). Она была без преувеличения самой красивой женщиной, которую я когда-либо видела. Ей было 28, мне — 32. Мы очень быстро подружились.

Что это был за замок и как он оказался в руках Джейми?

Замок Хотовины(Zámek Chotoviny) был возведен в 1770—1780 годах кардиналом Каспаром Мигацци(Kašpar Migazzi). Он перестроил старую крепость XIV века. Замок несколько раз менял владельцев, пока его не купил далекий предок Джейми Ян Надгерны, который позже получил титул барона.


Замок Хотовины, фото 1900 г.

Печальная история замка началась с прапрадеда Джейми Эрвина и его прекрасной жены Леопольдины(Динки). Она была потрясающей женщиной: стреляла лучше любого мужчины, курила сигары и много жертвовала церкви.

В 1938 году обе дочери Эрвина приняли немецкое гражданство, за что Динка и Эрвин лишили их наследства. Так замок перешел к их младшему сыну Вацлаву Эрвину. Он и его жена София никогда не причиняли никому вреда, но после войны Хотовины стало« гнездом коммунистов» и замок у семьи отобрали. Супругам пришлось отправиться в Зальцбург, а позже — в США, где и родилась Джейми, пятый ребенок барона.

Когда ее отец вернулся в Чехию в 1992 году, ему удалось вернуть собственность семьи и даже немного восстановить замок, который был в совершенно ужасном состоянии. Джейми была единственной его дочерью, кто захотел оставить себе замок. Остальные ее братья и сестры предпочли наследовать что-то более рентабельное и практичное: леса, пруды и поля…

Расскажи немного о Джейми, ты очень тепло о ней всегда отзывалась. Какой была баронесса?

Может быть, из-за того что Джейми была очень добрым и сердечным человеком, всякий хотел ее обдурить.


Слева направо: Петр, баронесса Джейми, Ленка

Первой она наняла женщину из США, назовем ее С. Она должна была присматривать за замком, пока Джейми была в Штатах. Несмотря на титул, жизнь Джейми местами не не отличалась от нашей. Ее сыну было семь лет, она была матерью-одиночкой, постоянно конфликтовала со своим кошмарным бывшим и заканчивала университет. Из-за этого Джейми и не могла переехать в Чехию.

Я стала помогать С. заботиться о замке, но закончилось тем, что С. совсем умыла руки. Так, когда Джейми вернулась из США, она вышвырнула ее с работы…

После этого Джейми предложила мне ее место. Я, честно говоря, не чувствовала, что готова была взвалить на себя такую ответственность: у меня не было экономического образования. С другой стороны, у меня был огромный организаторский опыт: я могла проводить экскурсии в замке, помогать с организацией свадеб и торжеств… Я так и сказала Джейми: что с радостью возьму на себя культурную часть, но финансовыми вопросами должен заниматься кто-то другой.

Джейми сказала, что у нее есть такой человек — приятный образованный парень из США К., назовем его так. Забегая немного вперед, скажу, что К. ни пальцем не пошевелил ради Джейми или замка. Через год он покинул замок, разорив его окончательно и оставив нам« на память» неподъемный долг в размере $85 тысяч.

Какое у тебя было первое впечатление от замка Хотовины?

О, я влюбилась! Нет, мы совершенно не были готовы ни к объему работы, который нас ждал, ни к образу жизни, но мы готовы были пойти на все ради Джейми.

Каково жить в замке? Много ли работы? Что было самым тяжелым?

То, чего не понимают большинство людей о замке — как бы великолепно он ни выглядел, это, так или иначе, просто огромный дом. У нас даже пословица есть: «Маленький дом — мало проблем, большой дом — много проблем».




Петр, мой бойфренд, переехал со мной в замок, чтобы помочь справиться с хозяйством. Мы проводили экскурсии, организовывали свадьбы, корпоративные мероприятия, цветочные выставки — все, что нужно было, чтобы можно было заработать хоть немного денег для Джейми. Сами мы не получали за нашу работу ни копейки.

Кроме работы, связанной с культурной жизнью замка, приходилось выполнять и банальную бытовую работу. Каждую весну и осень мы мыли все 86 окон замка, каждую зиму чистили снег. Каждый понедельник нам приходилось мыть полы и пылесосить в каждой из 69 комнат замка… Я уж молчу о саде и 26 га парка. Работы было просто море: 12−16 часов в сутки. И так в течение трех лет.

А призраки в замке были?

Нашим призраком была баронесса Динка — та самая Леопольдина. Временами по ночам она прогуливалась по спальне, которая когда-то была ее салоном. Нам часто приходилось слышать ее, не только нам.


В той комнате лежал красивый ковер овальной формы. Он лежал на другом ковре, и сдвинуть его было очень тяжело, мне не удавалось — приходилось звать Петра. Но каждый раз, когда туристы покидали замок, а мы запирали комнаты до утра, утром обнаруживали этот ковер закатанным — Динка бродила.

А когда мы мыли замок в последний раз перед его продажей, вдруг почувствовали, что она ушла. Ковер больше не закатывался, а здание казалось пустым и незнакомым. Нам стало не по себе и очень грустно. Но когда приехал Сергей М. с женой, мы показывали им все, и, когда вошли в эту комнату, обнаружили, что ковер снова сложен! Она вернулась — я уверена, что Динка ни за что бы не вернулась, если бы думала, что замок в плохих руках.

Она была добрым духом замка.

А злые духи были? Или то, что напугало вас?

Как-то в 2010 году Петр рассказывал, он был один в замке и уже паковал вещи в своей комнате на первом этаже. Было уже очень поздно, он как раз готовился переезжать в мою квартиру на зиму — зимой мы ночевали в другом месте, электричества в замке не было, освещать себе дорогу приходилось масляными лампами по ночам.

И вдруг он услышал, как звонит замковый колокол — в замке была башня с часами и колоколом. Только через несколько мгновений Петр осознал, что электричества нет, а колокол звонит именно от электричества. Так что-то, что происходит, просто невозможно! К тому же время было« неровное» — не половина, не четверть и не час, два или три, то есть не то время, когда звонит колокол.

Он выбежал в холл и увидел, что все пять люстр раскачивались, как будто под порывами ветра, а в конце холла Петр заметил темный силуэт. Петр, вообще-то, очень логичный мужчина, но тот случай по‑настоящему его потряс.

Ну, а смешные истории с вами происходили?

Как-то раз мы принимали туристов, и вот одна пожилая леди выглянула из окна и сказала: «У вас там какая-то цыганка сидит возле фонтана, надо бы прогнать ее!» «Нет-нет, — быстро сказал Петр, — это наша баронесса». А это просто Джейми переоделась, чтобы почистить фонтан.

Удавалось заработать сколько-нибудь денег?

Тут я должна пояснить. Нам всем было очевидно, что единственная возможность для Джейми была продать его. Это просто была гонка наперегонки со временем: нам нужно было заработать денег для Джейми, чтобы расплатиться с должниками. В противном случае замок пришлось бы продать с молотка, выручив за него сущие гроши.

Хотовины был продан в 2011 году русскому по имени Сергей М. На вырученные деньги Джейми купила ферму, о которой всегда мечтала. Она обожала лошадей, преподавала рисование в школе и писала картины в собственной студии.

Повторила бы этот опыт, если бы предложили?

Безусловно, если бы нужно было помочь другу. У нас с Джейми была удивительная связь: мы безусловно доверяли друг другу, никогда у нас не вставал вопрос денег, и почти 4 года мы помогали Джейми безвозмездно. Фактически мы жили на средства, которые получал Петр за свои представления. Не очень много, но нам хватало.

Мы действительно очень хотели помочь Джейми всем, чем можем. Мы чувствовали, что ее бросили, обманули и некому было ей помочь. А если есть кто-то, кому никто не может помочь, ты просто обязан это сделать, чего бы это ни стоило. Хотя не скажу, что это было легко.

Это был чудовищный стресс, мы потеряли кучу нервов, и нам до сих пор приходится очень много работать, чтобы заткнуть дыру в бюджете…

Но, знаете, это был действительно удивительный опыт. И если бы нужно было повторить все, что мы сделали, я бы не сомневалась.



Пост родился под впечатлением посещенных уже немало средневековых замков. После посещения таких замков лично у меня, однозначно, не возникает никакого желания там жить…

Существует мнение, что в средние века роскошно жилось европейским маркизам и графиням. Рыцари, замки, балы, лакеи, кареты, шикарные платья… Подождите закатывать глаза от восторга. Так ли уж роскошно им жилось на самом деле? Не случайно ведь дамы в обморок падали регулярно!

Рай тот средневековый изрядно попахивал… Вы хоть в одном средневековом замке видели ванную комнату или туалет? Вот, вот… Под роскошными кроватями с балдахинами стояли ночные вазы, которые выливались из окон прямо на улицу или в лучшем случае в окружающий замок ров с водой. Туда вообще все подряд выливалось. Наверно, окна в замке лучше было не открывать…

И мылись прекрасные дамы и рыцари порой пару раз в жизни, не принято было. Могли ведь и ведьмой назвать за частое мытье…

Представляю себя, любимую, затянутую в корсет в средневековой Испании так, что дышать невозможно. Было принято, чтобы приличная дама ела маленькими кусочками, как птичка. Ясное дело, большой кусок ей при всем желании было не проглотить! Модный тогда бледный цвет лица при таком питании и постоянном сидении внутри замка заполучить было совсем не трудно!

А как внутри таких замков, окруженных рвами с водой, жилось? Сыро, тухло и с плесенью! И никаких серенад под окном от рыцаря не захочется! Кстати, вполне понятно, почему так долго они уговаривали дам к ним на улицу выйти… Латы не снимались месяцами…

Целоваться с таким красавцем? Бррррр… Даже если он и убрал во время поклона подальше от дамского носа облитую кем-то из окна шляпу…. Широкополые шляпы потому и появились, что надо было как-то спасаться… Духи, впрочем, появились по той же причине.

Впервые задумалась о жизни в средневековом замке, когда оказалась посреди тех замков на . В современной мальтийской жизни средиземноморский климат и каменные дома без отопления вполне имитируют средневековые условия, особенно зимой.

Сегодня, к счастью, традиция регулярно принимать душ в Европе прижилась. Да вот принимать тот душ в современной квартире, где зимой температура около +15 — удовольствие не из самых приятных. Популярные на Мальте газовые обогреватели недалеко ушли от средневековых жаровень. Там на телегах по улицам дрова и угли развозили, а по современной Мальте — машины с газовыми баллонами разъезжают.

В Средние века к прелестям комфортной жизни в домах добавлялись каноны Священной инквизиции. В таких условиях никакие культурные достижения того времени радовать не будут. Честно, говоря, с трудом представляю себе завшивевшую даму, играющую на клавесине.

Чтобы уж совсем отбить у всех желание возвращаться в Средневековье, авторитетно, на основании диплома Академии легкой промышленности заявляю, что технология пошива тех роскошных платьев при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики. Да и всеми любимые джинсы и трикотажные свитера 21 века гораздо лучше подчеркивают дамские прелести! Наш цивилизованный век куда лучше!

Чаще всего знакомство со средневековой историей Европы мы начинаем не с учебников, а с романов и Александра Дюма. В нашем представление Европа в средние века была немыслима без величественных и неприступных замков, доблестных в великолепных доспехах, сражающихся на турнирах за честь своей дамы. Верность к избраннице собственного сердца они могли хранить вечно, несмотря на ее безответную любовь. Верные пажи и оруженосцы, готовые бескорыстно отдать жизнь за своего господина. Прекрасные менестрели, распевающие любовные песни и прославляющие честь и доблесть благородных рыцарей. Именно такой виделась нам сквозь туман веков Европа со страниц рыцарских романов, и мне кажется, немало было желающих оказаться в одном из таких замков, чтобы почувствовать всю прелесть и романтику средневекового колорита. И какой, однако, удар по романтическим мечтаниям оказала бы прозаическая реальность жизни в средневековом замке, если бы современный человек мог туда перенестись!

Проблема безопасности стояла в средневековье очень остро и место для замка выбирали на естественном возвышении. При постройке, прежде всего, думали не о комфорте, а о прочности и неприступности. Средневековье, особенно в начале эпохи, буквально кишело бандами вооруженных разбойников и чтобы защитить себя, свою семью и своих поданных не достаточно было только железных доспехов и мужества. Средневековый замок это внушительное сооружение из камня, окруженное мощными крепостными стенами с бойницами и сторожевыми башнями. Непременно широкий крепостной ров, заполненный водой, окружал все сооружение. Попасть в замок можно было только через подъемный мост, который для дополнительной страховки был снабжен еще и железной решеткой. Внутри замок представлял собой целое поселение. Помимо основного жилища владельца замка имелись все службы: конюшни, погреба, кухня, жилища простолюдинов, а иногда даже кузница и мельница. Обязательно имелся либо источник воды – родник, колодец, либо резервуары с ее запасами на случай осады.

Любой замок имел собственного священника и специальное место для проведения богослужения, а замковый капеллан частенько выполнял еще и обязанности писаря или учителя. Жилые строения возводили из камня, полы частенько были земляными, устланными соломой. В более позднее время полы выкладывали каменными плитами и так же застилали соломой, чтобы было теплее и впитывалась излишняя влага, которой всегда было в избытке в каменных сооружениях. Шли года, каменные стены и полы стали украшать, одновременно утепляя, коврами, привезенными из крестовых походов. Свет едва проникал в узкие окна со свинцовыми переплетами, в которые вставляли вначале пергамент, потом мутное слюдяное стекло и уже с 14 – 15 веков разноцветные витражи. Они были, конечно, красивые, но света пропускали мало. Внутри помещения освещались факелами, свечами, которые добавляли смрад и копоть. Мебель была тяжелой и прочной, хотя и неказистой. Вещи хранили в объемных сундуках и ларях, которые служили и скамьями. Кстати, по высоте спинки стула определялась знатность владельца. Кровати имели балдахины, но не для красоты, а как средство от холода и сквозняков.

Частые рыцарские турниры, оканчивавшиеся застольями, собирали большое количество пирующих. На них присутствовали музыканты, шуты, а дамы и господа могли не вставать из-за стола больше суток. Сохранилось много свидетельств того, что за столом не только ели, но частенько засыпали и справляли нужду. Поэтому и запахи средневекового замка были не для слабонервных, но люди средневековья не были слишком брезгливыми. Рядом с пирующими вечно находились собаки, которым люди бросали объедки. Присутствовали они и в постели хозяина. довольно редко, тем более что в замке никогда не было излишков воды, чтобы тратить их на ежедневные омовения. В первую очередь воду использовали, чтобы напоить животных – лошадей и прочую живность, и для приготовления пищи. Нравственность в современном понятии, была не слишком высока в средневековье, не смотря на все кодексы рыцарской чести. Мужчины не слишком ограничивали свои сексуальные аппетиты, хотя на измену жен смотрели очень строго, особенно из-за законности потомства. Но после того как ввели в моду куртуазную любовь, дама из высшего общества могла иметь официального любовника.