Кто строил акрополь. История афинского акрополя и описание его достопримечательностей

В далекие, ставшие легендарными времена, когда ахейские цари возводили «крепкостенные» дворцы, сложенные из громадных каменных глыб, а их дружины нападали на Крит и побережье Эгейского моря, в Аттике, на Акрополе - скалистом холме высотой 156 м. расположенном в ценфе равнины, орошаемой рекой Илиссом и его притоком Эриданом, - возник город Кекропия, будущие всемирно известные Афины…
На руины Акрополя лучше всего смотреть ранним летним утром или вечером. На рассвете первые лучи солнца, скользя по склонам гор Парнета и Эгалея, окрашивают в розовато-фиолетовый цвет скалы Саламина, пробегают по вершинам Пникса и Ареопага и надолго задерживаются на Акрополе. Вечернее солнце золотит и воспламеняет Парфенон; ясный воздух придает живые движения теням, и кажется, что руины так же прекрасны, как некогда были прекрасны только что построенные храмы. В середине дня Акрополь залит ярким светом, удлиняя черные тени капителей и перекрытий колонн. В этот час солнце горит как расплавленный металл, слепя глаза. А в те редкие в Афинах дни, когда небо темнеет, как перед бурей, храмы на горе становятся тусклыми и серыми, как пепел ушедших столетий…

По преданию Афины основал легендарный царь Кекроп. Ему греки приписывали установление моногамного брака, основание 12 городов, запрещение человеческих жертвоприношений и установление культа Зевса- Громовержца, Зевса Олимпийского. С именем другого легендарного царя - Эрихтония (или Эрехтея. хотя в отождествлении двух этих имен есть большая путаница), сына бога-кузнеца Гефеста и богини Земли Геи, связано установление в Аттике культа богини Афины и переименование Кекропии в ее честь, начало монетной чеканки, введение состязаний на колесницах. Потомком Эрихтония был царь Эгей, сын которого. Тесей, убил Минотавра и освободил Афины от тяжелой дани Криту. Тесей, ставший после своего возвращения с Крита царем Афин, считается основателем афинской демократии.
В далекие легендарные времена уводят нас предания о том, как возник.
…град велелепный Афины,
Область царя Эрехтея, которого в древние века Матерь Земля родила, воспитала Афина Паллада.
И в Афины ввела, и в блестящий свой храм водворила. Гомер. Илиада

Еще во II тысячелетии до н.э. территория Акрополя совпадала с первоначальной территорией Афин и была обнесена оборонительными стенами. Особенно мощные укрепления были устроены с западной, пологой стороны холма. Здесь был воздвигнут Эннеапилон - «Девятивратие», бастион с девятью воротами. За стенами находился древний дворец афинских царей - «дворец Эрехтея». Позднее в этом дворце появилось святилище богини Афины, а еще позднее все постройки светского характера нашли себе другие места, и Акрополь превратился в средоточие религиозной жизни древних Афин. За ним закрепилось название Священной скалы - здесь располагались многочисленные святилища, посвященные богине Афине, покровительнице города.
Афины, названные по имени дочери Зевса Афины, служили главным центром культа этой богини. Согласно греческой мифологии, Афина вышла в полном вооружении из головы Зевса. Это была любимая дочь бога-громовержца, которой тот ни в чем не мог отказать. Вечно девственная богиня неба, она вместе с Зевсом посылала гром и молнии, но также - тепло и свет. Афина - это богиня- воительница, отражающая удары врагов; покровительница земледелия, народных собраний гражданственности; воплощение чистого разума, высшей мудрости; богиня наук и искусства. Поднимаясь на холм Акрополя, древний эллин словно вступал в царство этой многоликой богини.

Создание величественного ансамбля Акрополя связано с победой греков в греко-персидских войнах. Представители всех греческих городов, собравшиеся в 449 г. до н.э., приняли план застройки Священной скалы, предложенный Периклом. Грандиозный архитектурно-художественный ансамбль должен был стать достойным памятником великой победе. Богатство Афин и их главенствующее положение предоставляли Периклу широкие возможности в задуманном им строительстве. Для украшения знаменитого города он черпал средства по своему усмотрению и в храмовых сокровищницах, и даже в общей казне государств Афинского морского союза.
Целые горы белоснежного мрамора, добываемого поблизости, доставлялись к подножию Акрополя. Лучшие греческие зодчие, ваятели и живописцы считали за честь работать во славу общепризнанной столицы эллинского искусства. В строительстве Акрополя участвовало несколько архитекторов. Но, согласно Плутарху, всем распоряжался Фидий. Во всем ансамбле чувствуется единство его замысла и единое начало, наложившее свою печать на детали всех главнейших памятников.
Холм, на котором воздвигались памятники Акрополя, неровен по своим очертаниям. Строители не стали вступать в конфликт с природой, но, приняв ее такой, какая она есть, облагородили ее своим искусством, создав ансамбль, в своей стройности более совершенный, чем природа. Гармоничные постройки Акрополя царят над бесформенной глыбой скалы, словно символизируя победу разума над хаосом. На неровной возвышенности ансамбль воспринимается постепенно. Каждый памятник живет в нем собственной жизнью, каждый глубоко индивидуален, и красота его открывается взору по частям, без нарушения единства впечатления.

Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилей - торжественного входа на Акрополь, с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилей сразу же вводила посетителя в мир красоты, утверждаемый человеческим гением. По ту сторону Пропилей вырастала стоявшая на площади Акрополя гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины- воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь Зевса олицетворяла военное могущество и славу своего города. От подножия статуи взору открывались обширные дали, а мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копье богини-воительницы.
За площадью поднимались колонны Парфенона, великого храма, под сенью которого некогда стояла другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием: статуя Афины-девы, Афины Парфенос. Как и Олимпийский Зевс, это была хризоэлефантинная статуя, то есть сделанная из золота и слоновой кости. На ее изготовление пошло около 1200 кг драгоценного металла. Сегодня лишь свидетельства древних авторов, дошедшая до наших дней уменьшенная копия, да монеты и медальоны с изображением Афины дают нам представление об этом шедевре Фидия.

Некогда блиставшие белизной пентеликонского мрамора колонны Парфенона за прошедшие столетия словно покрылись благородной патиной. Окрашенные в коричневато-золотистые тона, они рельефно выделяются на фоне синего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады (Градохранительницы) и обычно назывался просто «Храм» или «Большой храм».
Парфенон был построен в 447-438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. В согласии с Периклом он пожелал воплотить в этом главнейшем памятнике Акрополя идею торжествующей демократии. Проект храма был тщательно продуман. Книга о работе Иктина и его помощника Катликрата, к сожалению, утеряна, но сам факт ее существования указывает на большую предварительную теоретическую работу. Этим в значительной степени объясняется быстрота постройки, граничившая, по мнению Плутарха, с чудом: храм был построен всего за 9 лет. Отделочные же работы продолжались до 432 г. до н.э.
Вершина античного зодчества, Парфенон уже в древности был признан самым замечательным памятником дорического стиля. Невооруженным глазом практически невозможно заметить, что в его облике… практически отсутствуют прямые линии Колонны Парфенона (восемь по фасадам и семнадцать по бокам) слегка наклонены внутрь при небольшом выпуклом искривлении горизонталей цоколя и перекрытия. Эти едва уловимые для глаза отступления от канона имеют решающее значение. Не изменяя своим основным закономерностям, тяжеловесный дорический ордер приобретает здесь непринужденное изящество, что и создает могучий архитектурный образ безупречной ясности и чистоты.

Эрехтейон - второй по значению памятник Акрополя. В древности он был главным храмом, посвященным богине Афине. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон скорее храм жреческий. Здесь совершались главные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.
Все главные святыни Афин были сосредоточены в стенах Эрехтейона. Сам храм построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. По преданию, боги предоставили право решить этот спор старейшинам Афин. Судьи присудили отдать победу тому из богов, чей дар окажется более ценным для города. Посейдон ударил трезубцем и из скаты Акрополя забил соленый источник. Афина ударила копьем - и на Акрополе выросло оливковое дерево. Этот дар показался афинянам более полезным. Таким образом Афина вышла победительницей в споре, а оливковое дерево стало символом города.
В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время его спора с Афиной. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым небом, в перекрытии портика были устроены отверстия, сохранившиеся до сих пор. Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением легендарного царя и героя, покровителя Афин Эрехтея (или Эрихтония - этих двух мифологических героев иногда разделяют, иногда отождествляют), по имени которого храм получил свое название.
Под северным портиком храма сохранялась могила Эрехтея, а в западной части - колодец с соленой водой. Он считался тем самым источником, который создал Посейдон, и. по преданию, сообщался с морем. Перед Эрехтейоном со времен глубокой древности росла священная олива, выросшая от удара копья богини Афины, а в углу у западного фасада храма располагался Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним сегодня возвышается всемирно известный портик кариатид - архитектурный символ Эрехтейона. Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры - служительницы культа Афины, избиравшиеся из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрех- тейоне.
Богиня Афина выступает на Акрополе и еще в одной своей ипостаси - Афины Ники, богини победы. Первое святилище Ники на Акрополе было разрушено персами во время греко-персидских войн. В 448 г. до н.э., по случаю мира, закончившего войну с персами. было принято решение о постройке на Акрополе нового храма Афины Ники, или, как его еще называли, храма «Бескрылой Победы»: хотя богиня победы Ника всегда изображалась крылатой, Афина Победительница не могла, да и не должна была иметь крыльев.
Стоявшие рядом Пропилеи и храм Афины Ники взаимно дополняли друг друга. Их архитектурная связь создавала неповторимый ансамбль входа на священную скалу Акрополя. Храм построил архитектор Калликрат в 427-424 гг. до н.э. Это изящное небольшое сооружение, построенное из мрамора, имеет размеры 5,6×8,3 м. Перед храмом Афины Ники стоял алтарь под открытым небом, предназначенный для жертвоприношений.
Во времена турецкого владычества храм Ники был разобран и использован для строительства укреплений. В 1830-х гг., после обретения Грецией независимости, турецкое укрепление было аккуратно разобрано, и храм Ники сложили заново. В 1935-1940 гг. его снова реконструировали, и теперь он предстает во всей своей красе - разумеется, с поправкой на всеразрушаюшее действие времени. А оно, как известно, неумолимо, и сегодня памятники Акрополя, пережившие войны, перестройки и человеческий вандализм, подвергаются техногенным опасностям: уже несколько десятилетий кислотные дожди и ядовитый смог разъедают белый мрамор древних храмов. Существует множество планов спасения Акрополя, но пока ни один из них не реализован, так что реставраторы, вероятно, еще долгое время не останутся без работы.

Афинский Акрополь — главная достопримечательность Греции. Все туристы сконцентрированы вокруг него. Как у любой топовой европейской достопримечательности, тут не стоит появляться в высокий сезон. Окрестные районы разительно отличаются от . Тут достаточно безопасно, работает огромное количество магазинчиков, кафе и ресторанов.

Афинский Акрополь — Пантеон, Эрехтейон, Пропилеи, Одеон Герода Аттического.

Комплекс совсем небольшой. Все знаковые достопримечательности Афин сконцентрированы вокруг него. Все их можно спокойно посмотреть за один день.

Афинский Акрополь — 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (~300 м в длину и 170 м в ширину)

Глупо считать что всем этим строениям, колоннам и статуям за две тысячи лет. Все что могли, тут давно растащили и повзрывали. Сегодняшний акрополь — почти полностью реконструкция. Длиться она давно и закончится еще не скоро.

Парфенон — главный храм в древних Афинах. Построен в 447-438 до н. э.

В 560-527 гг. до н. э. на месте царского дворца был построен храм богини Афины. В V веке Парфенон стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма. В начале XIX века английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории.Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Я пол часа крутил фотографии Парфенона, а он все так и оставался заваленным. Разгадка оказалась проста — в контурах нет почти ни одной строго прямой линии.

  • Ступени имеют небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось бы, что пол прогибается;
  • Угловые колонны наклонены к середине, а две средние - к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми;
  • Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше;
  • Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми;

У Афинского Акрополя очень яркая и контрастная подсветка. В темное время суток получить нормальные фотографии почти невозможно. Лучшее время — сумерки.

Одеон Герода Аттического (165 г. н.э) — здание для проведения певческих и музыкальных состязаний, построенное в Афинах при Перикле. Впоследствии оно использовалось для различных общественных целей. Одеон имеет классическую форму древнего театра на 5000 мест, в котором до нашего времени сохранилось почти всё от времени постройки, за исключением статуй в нишах и разноцветной мраморной облицовки. Внутрь не пускают, туда можно попасть только во время концертов и спектаклей, заплатив за билет. На сцене Одеона выступал балет Большого театра.

Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Около 326-325 г. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан. Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении

Театр Диониса. Афины.

Эрехтейон - один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421-406 годами до н. э. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

Среди Афинских достопримечательностей отдельное место занимают первые современные олимпийские объекты — стадион Панатинаикос и олимпийская деревня. Поскольку стадион в современном виде построен лишь в начале возрождения Олимпийских игр, он был построен по старой модели (в частности, его беговые дорожки не соответствуют современным принятым стандартам). Стадион из 50 горизонтальных мраморных рядов вмещает около 80 000 болельщиков.

Стадион Панатинаикос. Афины. Вход — 3 евро.

Я уже писал о том что Афины в целом, и район Акрополя — два разных мира. Ниже фотографии приакропольских районов — Плака и Тисио.

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69, 5 м в длину и 30, 9 м в ширину, высота колонн - 10, 5 м; построен в 447 году - освящен в 438 году; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450 год). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326 году), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Парфенон

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как культовый центр, но и как памятник искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

Афинский акрополь – древнейший архитектурный памятник Греции, который является уникальным объектом античной культуры, мировым наследием, сохранившим величественность и органическую составляющую.

Греческое слово «Акрополь» состоит из двух частиц: «acro» и «polis», что переводиться, как «верхний город». В других источниках можно встретить несколько иные, однако, схожие по смыслу трактовки – «укрепленный город», «крепость».

Афинский Акрополь часто называют сердцем Афин, главную туристическую достопримечательность Греции ежегодно посещают миллионы туристов, приезжающих со всего мира. В разные исторические периоды, территория укрепления многократно подвергалась разрушениям, возведенные сооружения превращались в руины, страдали от безжалостных ограблений. Афинский акрополь служил своеобразной крепостью, о неприступности которой казалось, позаботилась сама природа. «Верхний город» расположен на природном известняковом холме с плоской вершиной, его высота составляет 156 м. Возвышенная площадка имеет крутые, обрывистые склоны, поэтому оставалась неприступной для вражеских войск. Афинский акрополь не нуждался в дополнительной защите, подъем на равнину был открыт только с западной стороны, в том направлении, где берег омывается морем. Дополнительной обороной служили густо растущие оливковые деревья.

В 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО был добавлен Афинский Акрополь.

По уцелевшим развалинам Акрополя ученные по крупицам восстанавливают целые исторические периоды греческого государства, его культурные особенности, в частности, становление его столицы. Основание первых поселений берут свое начало в столь древних временах, которые многие считают мифическими.

Первые поселения
Начальные упоминания об уникальной крепости датируются задолго до наступления классического периода. Во времена архаики были возведены величественные храмы, необходимые предметы культа, скульптуры. При раскопках найдены культурные образцы соответствующие эпохе раннего и среднего бронзового века.

Согласно легенде основателем Акрополя считают первого царя Афин — Кекропса, в его честь возвышенную территорию укреплений часто называли «Кекропия» или «Кекропс» (cecropia). В микенский период стены резиденции правителя были обложены крупными камнями. По одной из версий сделали это «циклопы», поэтому и стены называли «циклопическими».

Эпоха Средневековья и Архаический период


В VII веке до н.э. в Акрополе получил широкое распространение культ богини Афины, которая стала покровительницей города. Местность заняли правители – эвпатриды. Активное строительство развернулось ближе к VI веку до н.э. в период правления Писистрата. Были построены Пропилеи, возле которых позже происходили народные собрания. В районе холма Ареопага собирался Совет старейшин. Первому храму, возведенному в честь богини Афины, как и другим божественным сооружениям, удалось просуществовать недолго, они были разрушены во времена греко-персидских войн.

Строительство под руководством Перикла

Около 495-429 гг. до н.э. власть в Афинах принадлежала Периклу, великолепный стратег и вождь демократической партии стремился превратить город в политический и культурный центр всей Греции, в дальнейших планах было распространение демократического строя на остальные греческие полисы. В экономический и культурный период расцвета, между Персидскими и Пелопоннесскими войнами, были созданы великие шедевры, являющиеся образцами искусства для многих стран Европы. Этот период получил название Классического, от слова «classicos» — образец. Руководителем и автором художественной программы застройки стал знаменитый скульптор Фидий.

Работы осуществлялись по предварительно намеченному плану:

— Парфенон – главный храм Афины Парфенос (447-438 до н.э);

— Пропилеи – торжественные ворота, центральный вход (437-432 до н.э.);

— Храм Ники Аптерос (449-420 до н.э.);

— Храм Эрехтейон (421-406 до н.э.);

— Статуя Афина Промахос.

Памятники Афинского Акрополя на протяжении 20 веков пережили различные стихийные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения, многочисленные войны и вражеские вторжения.

Эллинистический и Римский период

Во времена Эллинистического и Римского периодов, многие из существующих построек были отремонтированы, устранялись преимущественно возрастные разрушения и повреждения от военных артобстрелов.

В этот период были возведены несколько памятников прославляющих честь иностранных царей. Чуть позже началось строительство Храм Рима и Августа, сооружение располагалось поблизости Парфенона и имело круглую форму. Здание стало последним древним объектом, созданным на вершине холма и имеющим культурное значение.

В 3 веке возникла угроза нового вторжения, поэтому возобновились работы по укреплению стен и главных ворот. Акрополь снова использовали в качестве крепости.

Византийский, Латинский и Османский периоды

В более поздние периоды на территории Афинского акрополя происходили частые перемены. В Византийскую эпоху главный храм Парфенон был преобразован в церковь Девы Марии. Во времена Латинского периода правительство использовало возвышенные укрепления, как административный центр города. Парфенон выполнял функцию собора, на территории Пропилеи был расположен Герцогский Дворец.

После османского завоевания Греции, Парфенон использовался как гарнизон штаба турецкой армии, храм Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя. В 1687 году здания Акрополя повсеместно пострадали от пожаров и обстрелов во время Веницианско-турецкой войны. Наиболее серьезные повреждения получил главный храм, на территории которого находился пороховой склад. В Парфенон попал один из снарядов, от здания остались одни руины.

В 1821 году греки, сражаясь за независимость с Османской империей, в одной из битв осадили Афинский Акрополь. Когда у турецких военных начали заканчиваться боеприпасы, они решили вскрывать колонны Парфенона, чтобы добыть свинцовые укрепления, затем порезать их на пули. Узнав об этой новости, греки отправили противоположной стороне партию свинца, желая уберечь памятник от разрушений.

Освободив Афинский Акрополь, новое греческое правительство активно занялось восстановительными работами. Культурные объекты были взяты под контроль, ликвидировались сооружения более поздней застройки. Целью реконструкций заключалась в возвращении местности ее первоначального вида.

Архитектурный Ансамбль Акрополя

Главной составляющей, формирующей городской силуэт Афин является Акрополь. Не зря в древности эту территорию называли святилищем, знаменитый культовый центр стал уникальным памятником искусства.

Соединяясь в единое целое, сооружения и храмы образуют общий ансамбль, композиция имеет характерную пропорциональность. Представленная архитектура и многочисленные скульптуры являются лучшим образцом достижений древнегреческой культуры, здесь можно наблюдать тончайшую лепку, сложные архитектурные детали и рисунки.

Мало кто знает, что на территории Афин запрещено строительство многоэтажных зданий. Это решение напрямую связано с Акрополем, который сотни лет подряд служит незаменимым ориентиром для передвижения по городу. Достопримечательность видна с любого уголка и переулка. Люди старательно берегут эту традицию, ведь высотные постройки за считанные месяцы способны изменить чарующий и вдохновляющий панорамный вид.

Гордо возвышающийся над холмом Парфенон доступен для обзора даже с таких удаленных точек, как острова Саламин и Эгина. Одно из первых, что видели мореплаватели, подплывая к берегам, был блеск копья и шлема статуи Афины-Воительницы.

Выдающийся ансамбль-памятников мирового искусства наглядно демонстрирует величие древнегреческой культуры, и одновременно, зарождение и становление европейской цивилизации. Спустя тысячелетия сохранившиеся остатки сооружений не утратили своей исторической ценности, а с точки зрения художественного значения — получили статус «недосягаемого» образца искусства.

План местности и характеристика культурных объектов Акрополя

Композиционный ансамбль Афинского Акрополя построен с размахом, историческая территория имеет уникальные особенности. Просторную местность трудно охватить одним взглядом. До наших дней в первозданном виде сохранилась лишь небольшая часть исторических экспонатов, находящихся под открытым небом.

План местности Афинского Акрополя

1. Парфенон
2. Гекатомпедон
3. Эрехтейон
4. Статуя Афины Промахос
5. Пропилеи
6. Храм Ники Аптерос
7. Элевсинион
8. Бравронейон
9. Халькотека
10. Пандросейон
11. Аррефорион
12. Афинский алтарь
13. Святилище Зевса Полиея
14. Святилище Пандиона
15. Одеон Герода Аттического
16. Стоа Эвмена
17. Асклепион
18. Театр Диониса
19. Одеон Перикла
20. Теменос Диониса
21. Святилище Аглавры

Во времена древних греков подняться в Афинский Акрополь можно было по единственной узкой дороге. Исходя из оборонительных целей, вход был сделан с западной стороны. На проходе были построены торжественные ворота Пропилеи, план конструкции принадлежал архитектору Мнесиклу. Врата были выполнены из мрамора, облагорожены широкой лестницей, двумя портиками, которые поочередно устремлялись в сторону холма или города. На потолочной части Пропилеи были нанесены золотые звезды и синее небо. Первоначально подъемом на вершину служила 80-ти метровая тропа, ступени были сделаны в 1 веке римлянами при правлении императора Клавдия. Ближе к возвышению склона находилась поперечная стена, в ней строители предусмотрительно сделали пять входов. Центральный проход предназначался для торжественных шествий, в остальное время он закрывался бронзовой дверью. Врата являлись своеобразными границами святилища.

За Пропилеей следует Храм Бескрылой Ники, стены небольшого мраморного сооружения имеют четыре колонны. Строительство здания планировалось начать в 450 году, но реально приступить к возведению получилось лишь в 427 году, на строительные работы ушло около 6 лет. Архитектор Калликрат украсил храм изящной скульптурной лентой фриза, на ней были изображены эпизоды сражения греков с персами, образы олимпийских богов. Внутри храма была размещена деревянная статуя богини победы. Древние греки изобразили Нику в необычном образе, девушка была без традиционных крыльев, чтобы победа не смогла «улететь» от них. В руках статуя держала шлем и плод граната, который символизировал победоносный мир.

Величайшим памятником искусства, главным элементом Акропольского ансамбля является храм богини Афины, который более известен как Парфенон. Длина сооружения составляет около 70 м, ширина – чуть больше 30 м, по периметру размещены колонны высотой 10 м.

Внутри храма была расположена знаменитая скульптура Афина-Дева, ее создателем был главный архитектор Акрополя — Фидий. Фигура Афины составляла 12 метров. Статуя стояла на небольшом постаменте, в ее правой руке находился образ богини победы Ники, а в левой – копье. Победный дух и величественность скульптуре придавали дополнительные элементы, а именно щит, шлем, эгида, роскошное одеяние, символичная маска Медузы Горгоны. Лицо и руки богини были изготовлены из слоновой кости, оружие и элементы одежды вылиты из золота, натуральный блеск глаз был достигнут с помощью драгоценных камней.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником эпохи древней Греции является Храм Эрехтейн, его автор остается неизвестным до настоящего времени. Здание расположено поблизости Парфенона. Происхождение храма связано с интересной легендой, которая глубоко переплетается с историей названия города. Древняя святыня посвящена Афине, Посейдону, знаменитому царю Афин – Эрехтею. Первые двое боролись за право покровительства городом, тогда Боги Олимпа предложили каждому сделать подарок для жителей и крупного греческого полиса.
По условиям, покровителем становился тот, чей подарок будет признан лучшим. Посейдон омыл берега города морской водой, а богиня Афина подарила оливковое дерево. Последний дар был признан более ценным, в честь новой покровительницы полис был назван Афинами.

Храм Эрехтейн выполнял своеобразную функцию хранилища, здесь были собраны самые ценные предметы: деревянная статуя богини-воительницы, священный пеплос, алтари Ифеста и Эрехтея. В этом месте совершались главные культовые обряды. Постройка объединяла несколько святилищ, однако ее размеры были небольшие. Уникальность храма заключается в том, что при строительстве намеренно западная часть здания сделана ниже на 3 метра восточной стороны. Данный прием был предпринят, чтобы скрыть неровность земной поверхности.

Акропольский комплекс кроме названных выше главных исторических объектов включает в себя следующие сооружения:

— Ворота Бюле. Запасной вход в Афинский Акрополь, который был сделан в крепостных стенах после сражений с герулами в 267 году. Раскопками этой местности в 1825 году занимался французский архитектор Эрнест Бюле, в его честь были названы тайные врата.

— Святилище Афродиты Пандемос. Храм Афродиты находился по правую сторону от ворот Бюле. В современное время от сооружения остались одни развалины и архитрав, который почетно украшен гирляндами и голубями.

— Святилище Артемиды Бравронии. Здание расположено с восточной стороны, вблизи развалин микенских стен. Создателем считается Писистрат, на его родине был распространен культ Артемиды. Храм выполнен в форме дорийской колоннады, к которой примыкали два «П» образных крыла. В боковых колоннадах размещались две статуи Артемиды, одну из них создал великий скульптор Пракситель, а вторая была изготовлена из дерева, автор остался неизвестен.

— Халкотека. Прямо за храмом Артемиды находилось здание, предназначенное для хранения предметов необходимых для культовых обрядов и поклонения богини Афины. Халкотеку предположительно строили в середине 5 века до н.э., здание было реконструировано в римский период.

— Храм Августа. В 27 году до н.э. с восточной стороны от Парфенона был возведен небольшой круглый храм с 9 ионическими колоннами. У подножья здания имелась надпись: «храм посвящен Роме и Августу от благодарных афинян».

— Святилище Зевса Полиея. В маленьком храме имени Зевса проводился ритуал Дииполии, сегодня от постройки остались завалы камней. Территория здания состояла из прямоугольной ограды, которой разделяла небольшой храм и зал даров.

— Театр Диониса. Достаточно большую площадь с южной стороны занимает самый древний театр, созданный в честь бога виноделия. Одна из легенд гласит, жители Афин лишили жизни Диониса, так как ошибочно считали, что он желает отравить их вином. В этот день было решено отмечать праздник Дионисса, в честь убитого бога. Массовые гулянья привели к созданию первого театра. Именно здесь впервые были показаны театрализованные представления Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Пройдя через целые эпохи, современный Афинский Акрополь не утратил былого величия. Знаменательное сооружение покоряет туристов своими масштабами, здесь каждый камень хранит многовековые тайны, пропитан историческими событиями.

Современный проект реставрации Афинского Акрополя.

Восстановление древнего облика и масштабные реставрационные работы на территории Афинского Акрополя начались лишь в конце XIX века, но в целом попытки первых реконструкций можно было назвать безрезультатными. В 70-е года XX века потребовалось немедленное вмешательство архитекторов и строителей для сохранения многовекового наследия. В этот период было принято решение о перенесении большей части скульптур и барельефов на территорию музеев, одной из главных причин, послуживших тому являлось – растущий уровень загрязнения окружающей среды.

Во время «спасательных» работ возникали новые, непредвиденные проблемы, фундамент многих построек был неустойчив. Большое количество уникальных архитектурных деталей находилось среди обломков, которые остались от былых пожаров, взрывов, землетрясений и прочих катаклизм. Сохранившиеся культурные образцы нуждались в бережном отношении, создании камерных условий, консервации.

Современный вид Акрополя лишь отдаленно похож на существовавший в «золотые» времена небольшой город. Многие культурные экспонаты уже не восстановить, они были безвозвратно уничтожены. Например: В XIII веке была вывезена в Константинополь восхитительная статуя Афины–воительницы, несколько позже она была сожжена и уничтожена. Для других сооружений реставрационные работы имеют настолько масштабный характер, что после их окончания здание теряет былую эксклюзивность и уникальность, в частности это касается Храма Бескрылой Ники.

Жители Греции возмущены, нежеланием Британского музея возвращать мраморные статуи Парфенона, которые были вывезенные в начале XIX века Лордом Элджином на территорию Англии. Британский музей заплатил за экспонаты Лорду 35 000 фунтов.

Крупные работы были посвящены проблеме разрушения мрамора. Со временем соединительные железные конструкции стали оказывать негативное влияние на натуральный камень, процесс был ускорен активными выбросами выхлопных газов в атмосферу. Мрамор постепенно стал превращаться в известняк. Для устранения проблемы понадобилось полностью извлечь железные конструкции и заменить их латунными. В некоторых случаях остановить химическое разрушение было невозможно, часть таких экспонатов была отправлена в музей, на их место установлены аутентичные копии.

Сегодня в Афинском Акрополе параллельно с техническими работами ведутся научные и археологические исследования. Целью работы ученных является обеспечение максимального соответствия проводимых работ строгим международным требованиям, которые предъявляются для реконструкции самых значимых исторических памятников. Проводимыми работами руководит Комитет по Сохранности Памятников Акрополя, финансирование обеспечивает Евросоюз и греческое государство.

Памятка туристу

Стоимость входного билета в Афинский Акрополь составляет 12 евро, 6 евро для студентов и пенсионеров из Евросоюза, бесплатно для детей и школьников. В эту цену дополнительно входит бесплатное посещение Агоры, Храма Зевса, театра Диониса, Библиотеки Адриана, Кладбища Древних Афин. Билет действует 4 дня с момента покупки.

Посещать Афинский Акрополь лучше с самого открытия, в 8 утра, ибо после 9 часов приезжают многочисленные экскурсии, и толпы туристов все заполоняют. Экскурсия по Афинскому Акрополю в среднем занимает 4-6 часов. Рекомендуется осматривать исторический ансамбль достопримечательностей в группе с экскурсоводом. В летний период обязательно наличие головного убора и достаточного количества воды. Обувь для посещения территории должна быть удобной, даже в сухую погоду протоптанные тропинки являются очень скользкими. Уделите время посещению нового современного музея Акрополя. Он находится в 300 метрах от достопримечательности. Стеклянное здание заметно выделяется на фоне общей панорамы, уникальный музей построен на месте археологических раскопок. Посещение музея оплачивается дополнительно, цена символическая – 1 евро.

Бесплатный вход:
6 марта (день памяти Melina Mercouri, актрисы, певицы, министра культуры)
5 июня (международный день окружающей среды)
18 апреля (международный день памятников)
18 мая (международный день музеев)
последние выходные сентября (дни европейского наследия)

Выходные: 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье, День святого духа, 25, 26 декабря.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Афинский Акрополь (Греция) – самая популярная и интересная достопримечательность, которую каждый год приезжают посмотреть несколько миллионов путешественников. Она просматривается с различных точек города, ведь правительство запретило строить поблизости высотные здания, способные загородить эту достопримечательность. Люди, плохо знакомые с картой Афин, могут использовать Акрополь как ориентир, чтобы не заблудиться в узких улочках города.

История Акрополя

В Древней Греции термин «акрополь» означал хорошо укрепленное место или поселение. Несколько тысячелетий назад здесь располагался основной город, защищенный надежными укреплениями от врагов. Еще до начала Микенской эпохи Акрополь являлся величественным городом. На территории находилось множество храмов с необходимыми предметами культа и другие важные государственные постройки. Из-за монументальности сооружений предполагается, что в строительстве Акрополя принимали участие мифические циклопы. Только им под силу было поднять огромные валуны.

В период с XV по XIII век до нашей эры в Акрополе располагалась царская резиденция. Если верить в реальность мифов, именно здесь находилась резиденция Тесея, которому принадлежит победа над Минотавром.

К VII в. до н.э. главной покровительницей Акрополя стала Афина. Её культ получил широкое распространение, и в честь богини воздвигли прекрасный храм. Столетием позже Писистрат начал активно застраивать Акрополь, появились новые здания Пропилеи и Ареопага.












Увы, но в период войны с персами Акрополь сильно пострадал. Большая часть построек была полностью разрушена. Греки не смирились с падением любимого города и поклялись возродить его величие. С наступлением мира в 447 году до н.э. строители, под руководством известного скульптора и архитектора Фидия, приступили к возрождению Акрополя. Они восстановили его полностью, некоторые храмы Акрополя того периода сохранились и до наших дней. Среди них Эрехтейон, храм богини Ники, статуя Афины, а также Парфенон.

До III в. н.э. Акрополь существовал в относительном мире, поэтому жители смогли значительно приумножить архитектурное богатство города. Появились статуи царей и новые храмы, однако опасность очередного вторжения заставила переключиться на укрепление стен.

Несколько следующих веков власть над Акрополем менялась. В храмах поклонялись другим святым, а основные сооружения изменяли назначение. Вернув власть, греки начали активно восстанавливать Акрополь. Главной задачей строителей было вернуть месту его первоначальный облик.

Архитектура Акрополя

Сегодня Акрополь является крупнейшим храмовым комплексом. Благодаря работе реставраторов, многие сооружения предстают практически в первозданном виде. Они поражают белоснежными колоннами, лабиринтами коридоров и высокими стенами. Вход на территорию осуществлялся через ворота. Одни из них названы воротами Бюле по имени нашедшего их археолога. Ворота построены в мощной крепостной стене в 267 г. до н.э.

Сразу за воротами начинались Пропилеи – здания, которые погружали путников в мир Акрополя. Они состояли из длинной колоннады с портиками. Пройдя через коридоры, путники представали перед статуей Афины – покровительницы города. Статуя была настолько большой, что её шлем и копье были видны с проплывавших рядом кораблей.

За Пропилеями туристы видят Храм Ники Аптерос (Бескрылой Ники). Это небольшое здание с четырьмя колоннами и скульптурами, которые разместились на ленте фриза. Бескрылой Богиню победы сделали специально, чтобы она не смогла улететь от греков.

Самый главный храм Акрополя – Парфенон – расположен почти в сердце древнего города. Это величайшее сооружение построено в честь Афины. Длина храма превышает 70 м, а в ширину он равен 30 м. Периметр украшен огромными десятиметровыми колоннами.

Многие сооружения Акрополя принадлежат архитектору Фидию. Он же создал прекрасную статую Афины, которая в высоту достигала 12 м. Статую украшали множество декоративных элементов, символизирующих непобедимость. Часть одеяния и украшения были изготовлены из золота.

Недалеко от Парфенона находится еще один красивый храм – Эрехтейон. Он посвящен царю Эрехтею, Афине и Посейдону. Здание также служило хранилищем, сокровищницей и местом проведения культовых обрядов. Из-за неровности земной поверхности, западная часть имеет меньшую высоту, чем остальные стороны.

Сооружения афинского Акрополя очень разнообразны, кроме перечисленных можно выделить следующие постройки:

  • Святилище Афродиты. До наших дней дошли развалины храма с красивым архитравом, покрытым фигурами голубей с гирляндами.
  • Святилище Артемиды. Строение времен Писистрата украшено большой колоннадой и статуями Артемиды.
  • Храм Августа, построенный в честь римского императора, имеет компактные размеры и круглую форму. Его диаметр равен 8,5 м, а периметр украшен девятью колоннами.
  • Святилище Зевса. Небольшой храм, который был разделен низким бортиком на зал самого храма, где проводились ритуалы, и местом для даров.
  • Халкотека. Специальное помещение, где хранились все необходимые атрибуты для проведения ритуалов в честь Афины. Оно расположено недалеко от храма Артемиды.
  • Театр Диониса. Красивое сооружение на юге Акрополя. По легенде, жители города убили Диониса, решив, что он хочет отравить их. Чтобы искупить свою вину, они стали устраивать шумные праздники в день его смерти в театре Диониса.

Процесс восстановления Акрополя еще не закончен. Существует несколько программ по реконструкции, которые финансируются как государством, так и независимыми благотворительными обществами. Ученые уверены, что Акрополь пока не раскрыл всех своих тайн, поэтому исследовательские работы и археологические раскопки продолжаются.

Музей Акрополя

Кроме развалин древних построек, стоит посетить музей Акрополя. Сначала он располагался в небольшом помещении поблизости от Парфенона. Первые экспозиции были выставлены в нем еще в 1878 году. Постепенно количество экспонатов увеличилось и было решено построить современное здание. Сегодня музей находится на расстоянии 300 метров от стен города.

В галереях представлены археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них Фризы Парфенона и скульптуры мастеров V в. до н.э. Есть много изваяний из храмов, на которых изображены сцены сражений богов, гигантов, Геракла, фигуры Кариатид и Мосхофороса. Для некоторых статуй требуется строгий температурный режим, за которым внимательно следят работники музея.

Экскурсии по Акрополю

Комплекс работает ежедневно с 8:00 до 18:30, за исключением государственных праздников. Вход на территорию платный, он составляет 12 евро. Гражданам Евросоюза предлагаются скидки: стоимость входа для пенсионеров и студентов равна 6 евро, а школьники посещают достопримечательности бесплатно. По одному билету турист имеет право осматривать достопримечательности в течение четырех дней. Чтобы попасть в Музей Акрополя, необходимо дополнительно оплатить 1 евро.

Для подробного изучения многочисленных храмов понадобится от 4 до 6 часов, поэтому следует запастись водой и средствами для защиты от солнца. Приветствуется удобная одежда и обувь. Хотя дожди здесь бывают редко, но мраморные ступени могут быть скользкими и в сухую погоду.