Лермонтово (тарханы, никольское, яковлевское) белинского района пензенской области. Тарханы — усадьба М.Ю. Лермонтова. Как добраться и что посмотреть? История усадьбы

Тарханы ТАРХ́́АНЫ (Никольское , Яковлевское ), село Чембарского у., Пенз. губ., где прошли детские годы Л. (ныне с. Лермонтово Белинского р-на Пенз. области). М. В. и Е. А. Арсеньевы купили Т. 13 ноября 1794 за 58 000 руб. у И. А. Нарышкина. Имение было записано на имя Елизаветы Алексеевны, т. к. деньги на покупку были взяты из ее приданого. Новые владельцы перевели крепостных с оброка на барщину: крестьяне работали три дня на себя, три дня на помещика. Жители Т. издавна занимались хлебопашеством, скорняжным промыслом, скупали мед, сало, шерсть, но больше всего шкурки домашних животных. Выделанный мех продавали далеко за пределами своей округи. Таких скупщиков, разъезжавших по селам, называли тарханами. Отсюда - новое название села. Уже с 1805 оно встречается наряду со старыми - Никольское и Яковлевское, а потом становится официальным. В 1917 Т. переим. в с. Лермонтово.

Тарханы. Вид дома и домовой церкви. Литография, раскрашенная акварелью, по рис. М. Рудкевича. 1842.

Тарханы. Барский дом. Фотография. 1970-е гг.

В имении было 4081 десятина земли. На вост. окраине находились дубовые рощи, где брала начало небольшая речка Милорайка. По ее руслу были устроены пруды, окружавшие усадьбу с трех сторон, - Большой (перегороженный плотиной), Средний и Верхний, или Барский. На вост. берегу Милорайки два сада - Средний и Дальний с декоративными участками, на зап. берегу - Круглый, соединенный липовой аллеей с дубовой рощей.

Тарханы. Комната М. Ю. Лермонтова. Фотография, 1970-е гг.

В 1817 в имении было 496 крепостных «душ» мужского пола, в 1845-601. Записанные за М. М. Лермонтовой 16 «душ» мужского пола после ее смерти перешли по наследству к Л. Из них набиралась его личная прислуга. Нек-рые были отпущены Л. на волю (напр., семья Летаренковых). Остальные крепостные принадлежали Е. А. Арсеньевой. В 1817, после смерти М. М. Лермонтовой Арсеньева продала на слом старый барский дом, а на его месте в 1820 возвела небольшую, в стиле ампир, каменную церковь Марии Египетской в память дочери. Для себя же с внуком поставила в саду одноэтажный деревянный дом с мезонином, обшитый тесом, с профилированными карнизами, балконами с зап. и вост. фасадов, незамысловатыми наличниками и крылечком с парадного входа. Л. жил здесь с 1815 по 1827. Когда он подрос, в Т. были приглашены неск. мальчиков-сверстников. В 1820 приехал М. А. Пожогин-Отрашкевич. Кроме него, здесь жили Н. Г. Давыдов, два брата Юрьевы, Н. и П. Максютовы. Они учились вместе с Л. и были товарищами его детских игр. В Т. до сих пор сохранились остатки траншей, где мальчики разыгрывали сражения. Л. приезжал в Т. летом 1828, затем 31 дек. 1835. О своей жизни в Т. он писал С. А. Раевскому 16 янв. 1836. Здесь он работал над драмой «Два брата». 22 янв. ездил в Чембар в уездный суд для свидетельствования доверенности Г. В. Арсеньеву на раздел Кропотова. Получив свидетельство о болезни, Л. задержался в Т. до 13 марта. Здесь же 2 февр. 1836 написано стих. «Умирающий гладиатор». Тарханские впечатления, воспоминания детства отразились во многих произв. Л. В стих. «Как часто, пестрою толпою окружен» он писал: «...И вижу я себя ребенком; и кругом / Родные все места: высокий барский дом / И сад с разрушенной теплицей; / Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, / А за прудом село дымится - и встают / Вдали туманы над полями....» (II, 136). После гибели Л. по ходатайству бабушки гроб с телом поэта был перевезен из Пятигорска в Т. и вторично погребен 23 апр. 1842 во втором, свинцовом гробу в фамильной часовне Арсеньевых; там же были похоронены М. В. Арсеньев и М. М. Лермонтова, а в 1845 - Е. А. Арсеньева. В Т. продолжают бытовать устные предания о Л., о его добром отношении к крестьянам, о его щедрости. Особенно тепло Л. относился к своей кормилице Л. Шубениной и «дядьке» А. И. Соколову. По завещанию Арсеньевой Т. в 1845 перешли к Аф. Ал. Столыпину, после смерти к-рого имением владел его сын А. А. Столыпин, а затем М. В. Каткова. Никто из наследников в Т. не жил. Безучастное отношение владельцев поместья к памяти поэта, частая смена управляющих отразились на состоянии усадьбы. В 1867 управляющий Горчаков снял для продажи мезонин с дома (потом мезонин был снова поставлен на место). В 1908, в ночь с 13 на 14 июня, дом сгорел. В 1909 на старом фундаменте был поставлен новый дом, сохранивший внешний вид и планировку прежнего. В этом доме 30 июня 1939 был открыт дом-музей Л., преобразованный в ноябре 1944 в музей-усадьбу. В 1966 решением Пенз. облисполкома установлена охранная зона музея в радиусе от 1 до 5 км от его границ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июля 1969 на базе музея-усадьбы создан Гос. лермонт. музей-заповедник «Тарханы» общей площадью 91 га. В его состав входят усадьба Арсеньевой, церковь Марии Египетской, сел. церковь, сторожка при ней, фамильная часовня Арсеньевых, где похоронен поэт. В 1974 между часовней и церковью появилась еще одна могила: из с. Шипово Липецкой обл. был перевезен прах Ю. П. Лермонтова, отца поэта. Барский дом в 1973 реставрирован с максимальным приближением к виду лермонт. времени. В нем создана мемориально-бытовая экспозиция. В восстановленном доме ключника, одном из флигелей усадьбы, размещена экспозиция «Быт тарханских крестьян лермонтовского времени», сохранено внутр. убранство в церкви Марии Египетской. Лит. экспозиция находится в сел. церкви. В фондах музея 17 456 единиц хранения, среди них вещи, принадлежавшие Л., предметы обстановки дома, картина Л. «Военно-Грузинская дорога. Ущелье близ Коби», 3 рисунка поэта, произв. рус. и сов. художников на лермонт. темы. В музейном собрании имеются фотокопии всех рукописей Л. и осн. документов его биографии. С 1970 ведется реставрация парков и садов. С 1975 музей Л. в Т. входит в качестве головного в Объединение Гос. лит.-мемориальных музеев Пенз. области. В 1958 в сквере перед музеем установлен памятник Л. (скульптор Б. А. Зотов).

Тарханы. Памятник над могилой М. Ю. Лермонтова в часовне.

Тарханы. Свинцовый гроб с прахом М. Ю. Лермонтова.

Лит.: Висковатый , с. 5-28; Мануйлов (1), с. 117-21, 128-31; Мануйлов (5); Корнилов ; Андроников (7), с. 335-47; Иванова Т. (2), с. 10-19; Вырыпаев П., Похвиснев Г., Музей-усадьба М. Ю. Л., Пенза, 1961; Вырыпаев П., Кругом родные все места, [Пенза], 1963; его же , На берегу Милорайки, Саратов, 1967; Вырыпаев (2); Лощинин Н., Дом-музей Л., «ВЛ», 1964, № 9, с. 247; Андреев-Кривич (6); Семченко А. Д., [Вступ. ст.], в кн.: Тарханы, Л., 1971; Арзамасцев В., Лермонт. музей-заповедник «Тарханы», Саратов, 1972; его же , Последний приезд, «Пенз. правда», 1975, 11 сент.; его же , Тарханы. Гос. лермонт. музей-заповедник, М., 1976; его же , Л. в Тарханах. Путеводитель по дому-музею, 2 изд., Саратов, 1977; Фролов П., Никольское - Тарханы - Лермонтово, «Пенз. правда», 1972, 30 марта; его же , «Памятная книга». Тарханские находки, «Неделя», 1979, № 16 (996); Шан-Гирей А. П., в кн.: Воспоминания; Шугаев , там же; Корсаков , там же; Кузнецов Н., Тарханы, «Гудок», 1977, 19 апр.; Дианова Л., Над могилой поэта, «Пенз. правда», 1979, 12 июня.

П. А. Вырыпаев Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Синонимы :

Смотреть что такое "Тарханы" в других словарях:

    Низший класс у калмыков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАРХАНЫ в Московском государстве люди, получавшие привилегию по подсудности (см. ТАРХАННЫЕ ГРАМОТЫ). Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Усадьба, лермонтово Словарь русских синонимов. тарханы сущ., кол во синонимов: 2 лермонтово (1) … Словарь синонимов

    Село Чембарского у., Пензенской губ. Здесь провел своедетство и погребен М. Ю. Лермонтов. Жит. ок. 1000, 2 церкви, училище,библиотека … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    См. также: Тарханы (значения) Координаты: 52°59′27″ с. ш. 43°39′17″ в. д. / 52.990833° с. ш. 43.654722° в. д. … Википедия

    Тарханы - Усадьба Тарханы. ТАРХАНЫ (с 1917 Лермонтово), село в Пензенской области Музей заповедник М.Ю. Лермонтова “Тарханы” в бывшем поместье Е.А. Арсеньевой, бабушки поэта. Могила Лермонтова (его прах был перевезен из Пятигорска в 1842). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Музей заповедник М.Ю. Лермонтова в Пензенской обл., в Белинском р не, в с. Лермонтове. Имение Е.А. Арсеньевой, бабушки поэта, приобретено ею в 1794 у И.А. Нарышкина. Называлось Никольское, Яковлевское. Тарханы с 1805; в 1917 переименовано в… … Русская история

    Тарханы - Тарханы, музей заповедник М. Ю. Лермонтова в Пензенской области, в Белинском районе, в селе Лермонтово. Имение Е. А. Арсеньевой, бабушки поэта, приобретено ею в 1794 у И. А. Нарышкина. Называлось Никольское, Яковлевское. Т. с 1805; в 1917… … Словарь "География России"

    Село Чембарского у., Пензенской губ. Здесь провел свое детство и погребен М. Ю. Лермонтов. Жит. ок. 1000, 2 церкви, училище, библиотека … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

А именно там находилась усадьба Арсеньевых Михаила Васильевича и Елизаветы Алексеевны, стала местом, где провел свои детские и юношеские годы величайший российский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Это место стало колыбелью великого стихотворца. В какую ни бросала жизнь поэта, он всегда с трепетом вспоминал свою родину - землю, которая его вырастила и на которой он провел почти половину своей жизни. Здесь Михаил Юрьевич пережил первые любовные томления, здесь он обрел свое последнее пристанище. В семейном склепе покоится прах гения, а над самим зданием возвышается часовня.

Первый экспозиционный комплекс

Музей «Тарханы» (Пензенская область), фото которого представлено в нашей статье, состоит из трех экспозиционных комплексов.

В состав первого входит барский дом. Он был построен после смерти матери Лермонтова - Марии Михайловны. К слову, она была единственной дочерью Елизаветы Алексеевны. Так, в 1818 году возвели эту усадьбу. В конце 90-х годов прошлого века дом претерпел реконструкцию. Мастера полностью воссоздали ту обстановку, которая подчеркивает влияние усадебной культуры на развитие личности поэта. Именно здесь маленькому мальчику Мише пришлось пережить ряд радостных и горестных событий: кончину матери, расставание с отцом, знакомство с азами искусства и науки, написание первых поэтических строк, первые уроки игры на рояле. Михаил Лермонтов желал, чтобы его прах похоронили только в Тарханах. В этом комплексе находятся уникальные предметы: папиросница, трубка, шкатулка и другие личные вещи поэта; предметы, которые принадлежали его бабушке и матери (праздничные носовые платочки и тому подобные). Здесь же представлены некоторые художественные работы гения.

Недалеко от барского дома находится однокупольная усадебная церковь Марии Египетской. Этот памятник полностью сохранил свою архитектуру и оказался неподвластным воздействию времени. Церковь выдержана в стиле ампир. Ее построила в честь своей дочери. Здание действовало до середины 20-х годов прошлого века, а сегодня оно просто освящено и является памятником минувшим дням.

Второй экспозиционный комплекс

Вторая часть экспозиции музея «Тарханы» Пензенской области представляет церковь Архангела Михаила. Этот архитектурный комплекс находится в центральной части села. Он был выстроен еще при жизни бабушки Михаила Лермонтова. Возведение церкви началось в 1826 году. В 1836 году, зимой, поэт проводил в поместье свои первые офицерские каникулы. Тогда он наблюдал за еще недостроенной церковью.

Третий экспозиционный комплекс

Апалиха. На расстоянии в три километра к юго-западной части от села Тарханы находится имение «милой тетеньки», принадлежавшее М. А. Шан-Гирей-Апалихе - родной тетке поэта. Современная усадьба - это шикарный парк с многовековыми липами, кроны которых видны еще издалека. Здесь созданы все условия для того, чтобы человек слился с природой, ощутил ее всей душой. Только тут можно полюбоваться прозрачными родниками, послушать шепот столетних деревьев. С конца 30-х годов ХХ века имение Тарханы превратилось в музей, а с 1969 года он обрел статус заповедника.

Могила Михаила Юрьевича Лермонтова

Усадьба «Тарханы» (ныне Лермонтово) - это место упокоения души и тела великого поэта. Первоначально его прах был похоронен в Пятигорске, но через год после захоронения его перевезли в Лермонтово. Там, рядом с могилой матери, в часовне, сын нашел свое вечное пристанище. Над могилой гения воздвигнут памятник, выполненный из мрамора черного цвета. На нем золотыми буквами сделана надпись «Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841». Вблизи от часовни разросся огромных размеров дуб. После похорон поэта его бабушка приказала вырыть в лесу несколько деревьев и посадить их напротив здания часовни, но из всего количество выкопанных дубов прижился только один.

Село Тарханы Пензенской области вдохновили Михаила Юрьевича на создание таких непревзойденных шедевров, как «Черкесы» и «Тамбовская казначейша». В этом же месте свет увидели стихотворение «Умирающий гладиатор» и драма «Два брата». «Бородино», небезызвестное стихотворение, было сочинено на основе воспоминаний о Тарханах.

В начале июля каждого года музей «Тарханы» Пензенской области собирает любителей творчества поэта со всего государства на Всероссийском Лермонтовском празднике. В рамках этого мероприятия организаторы награждают участников литературной премией Лермонтова и проводят музыкальный концерт, на котором исполняются романсы. В день памяти поэта, 27 июля, возлагаются цветы на его могилу.

В этом году усадьба «Тарханы», музей Лермонтова в частности, отпраздновал 75 лет со дня основания. В честь этого события заповедник впервые для гостей открыл свое фондохранилище. Здесь собраны вещи, принадлежащие роду Лермонтова, которые не вошли в состав основной экспозиции.

Также к этой дате были отреставрированы крестьянские домики, которые находятся на территории музея. Открылась новая экспозиция под названием «Этапы короткого пути». Она представляет иллюстрации к лермонтовским произведениям, выполненные такими известными художниками как К. Коровин, М. Врубель и И. Репин.

Когда работает и как добраться

Музей «Тарханы» (Пензенская область), карта которого есть в нашей статье, работает каждый день с 9:00 до 16:00. Исключение составляют вторники и последний четверг каждого месяца: в эти дни в музее выходной. А добраться сюда можно из Пензы по трассе Пенза-Тамбов. Расстояние насчитывает приблизительно сто километров. Рейсовым автобусом или автомобилем вы преодолеете этот путь за два часа.

Если же вы собираетесь отправляться в дорогу из столицы России, то вам придется до станции «Белинская» (город Каменка) доехать поездом, а оттуда уже автобусом проехать еще 35 километров до заповедника.

Хорошее место, приятное, тихое, уютное. И несколько странное, донельзя забюрократизированное до момента входа на территорию усадьбы. Какая-то жуть строгая продавщица билетов сказала, что бесплатный аудиогид на телефоне включать в доме нельзя, только экскурсию за две с половиной тысячи заказывать, и что снимать именно на наш фотоаппарат стоит восемьсот рублей (мы-то знаем, что снимать можно вообще бесплатно, но дабы поскорее покинуть эту тетушку, заплатили пятьдесят рублей по прейскуранту). Впрочем все это мгновенно забылось, когда зашли внутрь. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Чудесный парк, дом, церковь! Странно, правда, что в доме Лермонтовых совсем нет освещения якобы из-за аутентичности, но при этом стоят «аутентичные» батареи водяного отопления. Тогда уж свечи бы зажигали и топили дровами что ль:) Так что всем посещающим рекомендация: в осенне-зимний период приезжать пораньше, дабы не бродить впотьмах. А к посещению обязательно в любом случае!

Красивый парк, большая территория, где здорово погулять, проникнуться неповторимой атмосферой этого места. Однако посещения действительно заслуживает только собственно барский дом - сюда мы брали экскурсию (дежурная экскурсия в 12.00) и не пожалели. В другие объекты можно и не ходить - там особо ничего интересного нет. Посещение Лермонтово мы совместили с поездкой в Белинский (между ними около 17 км), как раз получается на один день. Летом можно было бы успеть и в Поим, но зимой всё раньше закрывается.

Дмитрий ★★★★★

(8-03-2017)

Посетили Лермонтово 24 февраля 2017. Очень красивое место, старинная усадьба, красивый парк, два пруду, летом уверен там еще красивее.
Посетили все постройки на территории, но особенно понравился Барский дом, обстановка погружает в тот период.
Сам осмотр нужно было закончить до 16 часов, т.к. после этого времени осмотр был запрещен.

ЕВГЕНИЙ Решетов ★★★★★

(26-10-2016)

В далёком 1984 году,в конце марта месяца, я посетил ТАРХАНЫ,когда был по казённой надобности в Пензе из Москвы.Я тогда был единственным посетителем этого музея!При осмотре основного здания музея меня никто не сопровождал!Было полное доверие мне!И я оставался один на один с тем миром,в котором пребывал Михаил Юрьевич Лермонтов в те далёкие годы своего детства и юности. Но самое глубокое впечатление на меня произвело посещение фамильного склепа-часовни!Меня так же впустили одного в склеп!Спустившись по довольно крутой лестнице. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

я увидел за низенькой металлической оградкой в нише стоял темный от времени свинцовый гроб Лермонтова! Я не удержался и положил руку на холодный гроб!Это было моё прощание с великим поэтом!

Очень понравилось!
С экскурсией прошли главное здание. Дети позже сказали, что лучшей экскурсии в их жизни не было. Все вроде коротко, но по делу и рассказывают интересно, слушаешь открыв рот.
Затем отправились гулять самостоятельно. Ощущения непередаваемые, как будто отрываешься от действительности и живешь в другом измерении.
Уходить не хотелось, пообещали себе сюда вернуться.

Тарханы произвели неизгладимое впечатление, такой милой, уютной усадьбы я не видела! Нет в ней великолепия и помпезности Архангельского и проч., но есть в ней что-то такое бесконечно человеческое, она создана не чтобы поражать гостей, а чтобы жить хозяевам.
Парк ухоженный, но не вылизанный, гулять - одно удовольствие! После экскурсии гуляли до самого закрытия))

Это, конечно, не Михайловское.. Как нам сказала администратор в гостинице: «У нас все компактно».
С первых шагов понимаешь, что это федеральный музей. Лермонтов не смотря на все перипетии российской истории стал общенациональным ресурсом.
Все строго, над розетками надписи «220 », в гостиничных номерах огнетушители. Администратор зачитала нам инструкции и дала расписаться в двух журналах(!). Зато есть подъемы для инвалидов.
На входе на территорию музея-заповедника – досмотр сумок.
Хороший отдел сувенирной продукции при музее, в котором можно приобрести книги, информационные буклеты, справочники.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Территория ухоженная, красивая, уютно. Фамильный склеп и церковь находятся отдельно, и их тоже стоит посетить. Я горжусь тем, что побывала на могилах Пушкина и Лермонтова.

Посетили Лермонтово 31 июля 2015 года. К экскурсии не присоединялись, просто купили билеты и все. Стоимость указана на сайте, хотя там указано стоимость экскурсии, это и есть цена билета, просто они формируют группу 10 человек и более и проводят организованный осмотр. В доме мельника просто зашли 10 человек и смотритель включила магнитофонную запись.
Мы купили билеты и самостоятельно осмотрели все объекты. Выставочный центр и столовая были закрыты на ремонт.
Общее впечатление отличное, хорошее ухоженное место, большая территория, можно просто погулять. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Все содержится в отличном состоянии. Развлечений немного, все надо заранее заказывать, и только для групп более 10 человек. В общем типичный музей, хотя территория позволяет выделить место для проведения разных мастер-классов по изготовлению игрушек, фотографирования в национальных костюмах и т.д. Это бы привлекло посетителей.
Рекомендуем посетить.

Константин ★★★★★

(15-06-2015)

Определенно, юбилей пошел им на пользу. Удобный гостевой центр с кассой и wifi. Билеты на все доступные места суммарно 230 руб. Выдают карту усадьбы. Можно было сходить на экскурсию без доп. оплаты. Единственный минус - мы попали 12 июня - большой наплыв посетителей. И столовка их закрылась раньше срока - так и не узнали, хороша ли.
PS в тот же день их директор получала госпремию РФ.

Музей и усадьба очень понравились, атмосфера благоприятная, все обустроено, отреставрировано, в отличном состоянии. Но наплыв посетителей просто сверхчрезвычайный, наверное виной тому торжества приуроченные к 200-летней годовщине со дня рождения поэта.

Красиво, ухожено, хорошо следят, молодцы! Экскурсовод чуть опоздала, но впечатления о работе персонала все равно хорошие - оперативно справляются с толпами народа, формируя группы, которые не натыкаются друг на друга и не мешают друг другу смотреть и слушать.

Сама усадьба и её внутреннее убранство нового ничего не открыли, типичная такая барская. Интересна наверное лишь ценителям творчества Михаила Юрьевича.
Произвела впечатление крошечная крестьянская избёнка, в которой единовременно проживало до 15 (!) человек. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Надо показывать молодым семьям, отказывающимся от детей из-за нехватки жилой площади)

николай ★☆☆☆☆

(28-09-2011)

Место красивое, но сервис ЖУТЬ!
Участвовали в праздничной церемонии в музее «Тарханы» на свадьбе друзей.
Сотрудники музея хамили гостям. Выели за дверь одного из гостей и просто обложили матом.
Господа, необходимо уважать своего клиента, в больших организациях и за меньшее увольняют

Были в сентябре, золотая осень на мой взгляд, самое лучшее время для посещения усадеб. Было очень красиво, погуляли по парку, понаблюдали за уточками в пруду, покатались в коляске, запряженной лошадкой. Семейный склеп находится немного вдалеке от усадьбы, нужно дальше проехать по дороге. Оказалось, что для посещения необходим отдельный билет, но в результате нас пропустили без него.

Был с большой группой друзей 10 октября. На входе в парк правила поведения, состоящие из разделов "обязанности" и "запрещается", и милиционер, досматривающий вещи и проводящий инструктаж: "по газонам не ходить, на памятници не залезать и т.п. ...". Для школьников - уместно, наверное, но зачем сообщать об этом группе 30-летних граждан нормальной внешности? :) В не менее популярных Пушгорах как-то обходятся без этого, и усадьба еще цела:). Просто зайти и погулять по парку без билета, кстати, нельзя. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сама экскурсия - стандартный заученный текст и строго лимитированное время пребывания в каждой из комнат (в выходной день группы идут потоком одна за другой). Рассказывают только про детство и юность. Совершенно обойден вниманием кавказский период жизни поэта, ни слова про дуэль... А вот парк с прудами - замечательный, погулять очень приятно. Еще неприятно удивило, что для посещения могилы поэта музейная тетка в комплекте с милиционером требуют билет!

В целом, несмотря на некоторые перегибы музейного руководства, усадьба, безусловно, достойна посещения,
лучше в будний день.

ЛЕРМОНТОВО (Тарханы, Никольское, Яковлевское) Белинского района Пензенской области

Село, центр сельсовета. На 1.1.2004 – 458 хозяйств, 1283 жителя. Расположено в 15 км к востоку от г. Белинского на автомагистрали Пенза – Тамбов, на равнине в верховьях Марарайки, правого притока р. Малый Чембар, бассейн р. Вороны. Железнодорожная станция Белинская находится в 38 км в г. Каменка.

Основано на земле, отказанной в 1701 году служилым людям Верхнеломовского уезда. В 1732–1736 годах земля от них отдана князю Якову Петровичу Долгорукову, перевезшему крестьян из Костромского и других уездов. Он основал деревню, названную по его имени. Крестьяне перевезены из центральной России. В 1742 году построена Никольская часовня, в середине XIX века – церковь в честь Николая Чудотворца, отсюда церковное имя Никольское.

В 1794 помещик Михаил Васильевич Арсеньев купил селение на имя своей жены Елизаветы Алексеевны, урожденной Столыпиной, и построил усадьбу, в которой прошли детские и отроческие годы поэта М.Ю. Лермонтова.

С 1800 года начинает употребляться народное название Тарханы, поскольку многие крестьяне тарханили, торговали.

В 1800 с. Никольское, Яковлевское, Тарханы тож, имело 4 улицы: Овсянка, Бугор, Ильинка, Яшенка. На восточной окраине находилась барская усадьба.

При жизни М.Ю. Лермонтова в 1836 году в селе насчитывалось 134 двора, 1184 жителя, в том числе 120 дворовых и 1027 барщинных крестьян.

В 1860-х с. Тарханы, Яковлевское тож, стало волостным центром Чембарского уезда, имелись винокуренный завод, салотопня, 4 маслобойки, фруктовый сад. В 1877 показаны 2 церкви, школа.

В 1912 в Тарханскую волость входили 7 сел и деревень, 9 мелких поселков от 2 до 9 домов крестьян, выделившихся из общины.

С 1923 – центр укрупненной волости Чембарского уезда, с 1928 в составе Чембарского (Белинского) района.

В 1917 решением сельского схода переименована в честь М.Ю. Лермонтова. Центральная усадьба совхоза «Лермонтовский»; производство зерна, молочно-мясное животноводство, семеноводство (сеяние трав). Врачебно-амбулаторный пункт, аптека. В селе . Церковь Михаила Архистратига (действующая, памятник архитектуры, 1826–40). Туристическая база, дом культуры, 3 библиотеки, музыкальная школа, средняя школа. Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В селе живет художник, заслуженный работник культуры России Г.В. Сальков (род. в 1942), создавший серию картин, посвященных Тарханам и на другие темы. В Лермонтово работали и продолжают трудиться известные лермонтоведы В.П. Арзамасцев (род. в 1939), П.А. Вырыпаев (1905–1969), заслуженный работник культуры России Т.М. Мельникова (род. в 1940), П.А. Фролов (род. в 1930).

Численность населения: в 1864 – 787, 1877 – 891, 1897 – 1022, 1926 – 1403, 1930 – 1470, 1959 – 790, 1970 – 929, 1979 – 1178, 1989 – 1241, 1998 – 1261 житель.

Земляки:

ФРОЛО’В Петр Андреевич (р. 7.7.1930, с. Лермонтово Чембар., ныне Белинск. р-на), педагог, литературовед, зав. отд. музея «Тарханы» (с 1977). Окончил Пенз. пед. ин-т, преподавал в школе с. Лермонтово. Участвовал в орг-ции мемор. музея А. И. Куприна в с. Наровчат. Автор публ. в пенз. и центр. печати. Лаур. Всеросс. лит. премии им. М. Ю. Лермонтова (2000).

Соч.: Белинский. Саратов, 1979; Мгновения и вечность: К истокам творчества М. Ю. Лермонтова. Саратов, 1982 (в соавт. с А. Д. Семченко); А. И. Куприн и Пензенский край. Саратов, 1984; Лермонтовские Тарханы. Саратов, 1987.

[О. М. Савин. ФРОЛО’В Петр Андреевич / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 654.]

Церкви

.Михайло-Архангельский храм
.Часовня
.Церковь Марии Египетской
.Кладбищенская церковь во имя свт. и чуд. Николая, деревянная, без колокольни. Построена и освящена 12 июня 1842 г., в 1866 (1869) г. за ветхостью исправлена и покрыта железом. МУЗЕЙ - ЗАПОВЕДНИК ТАРХАНЫ (ЛЕРМОНТОВО)

… И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

Край лермонтовского детства - Тарханы, легко узнать в этих строках и сейчас.

МУЗЕЙ В ЦИФРАХ И ДАТАХ

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.
Второй комплекс - это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс - имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова.

Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова.

Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га. Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед., из них основного фонда - 14 тыс. ед. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту. В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).
"Тарханы" - богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.

"Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи...

С момента открытия музей стал крупнейшим в стране научно-исследовательским и просветительским центром лермонтоведения; в музее проводятся научные конференции, материалы которых, а также изыскания сотрудников музея, публикуются в научном сборнике.
В музее постоянно совершенствуются формы работы с посетителями:
- театрализованные экскурсии,
- литературно-музыкальные вечера,
- фольклорные праздники,
- викторины,
- день последнего звонка и день знаний,
- последний урок литературы для выпускников,
- театрализованное представление "Минувших дней очарованье" с элементами бала лермонтовского времени.

Сейчас "Тарханы" заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания. С 1971 в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.

ИЗ ИСТОРИИ УСАДЬБЫ

Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповденик «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова.
Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку - «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» - в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях - прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку.
На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви.
19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила здесь и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах, когда она жила с внуком в Москве и Петербурге.

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

В 1914 году в селе была построена школа в память о Лермонтове, к 100-летию со дня его рождения.
5 октября 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, по которому все памятники старины объявлялись народным достоянием. В сентябре 1918 года А.П. Луначарский, нарком просвещения, пригласил к себе на беседу председателя Чембарского уездного комитета РКП(б) Е.Н. Барышева и поручил ему взять под охрану усадьбу Тарханы и навести в ней порядок. В октябре того же года по инициативе Барышева Чембарский исполком объявил усадьбу Тарханы достоянием Советского государства.
Несмотря на то, что в октябре 1918 года Тарханы были объявлены достоянием Советского государства как памятник культуры, владельцем усадьбы оставался сельский совет. В 1925 году Лермонтовский совхоз с усадьбой и всем имуществом был передан в арендное пользование Лермонтовскому коневодческому товариществу «Лермонтовский рысак». В очень короткое время были снесены почти все хозяйственные постройки, а в барском доме расположилась контора. С 1928 по 1930 годы в лермонтовском доме размещалась школа колхозной молодежи, а потом нижний этаж стали использовать для хранения зерна, а верхний (мезонин) - для содержания домашней птицы.
В книге отзывов тех лет встречаются записи, пронизанные болью за судьбу памятных мест. «Век во времени и форма бытия нас отдаляют от гения, пророка жизни... Людская алчность истребила твое жилище, невежество и тупоумие твоих сограждан покрыло паутиной запустения надгробный памятник. Но мысль твоя жива, живы бессмертные образы и краски, а вместе с ними вечно будет жить твое имя и память о тебе!» - такая запись сделана в памятной книге на могиле поэта в 1923 году.
Пензенская музейная комиссия била тревогу, во все инстанции направляя тревожные письма, доказывая, что над лермонтовскими святынями «нависла угроза целостности и сохранности».
Только в 1934 году Президиум Средне-Волжского крайисполкома (куда относилась тогда Пензенская область) объявил усадьбу Тарханы заповедником. И опять прошли годы, прежде чем были предприняты практические меры по реализации этого постановления. В Памятной книге в 1930-е годы такие записи: «...могила находится в забытом состоянии, окна без стекол, само помещение полно снегу...», «как местные власти допустили столь ужасно обезобразить часовню, в которой покоится прах Лермонтова? Разваленная церковь, опустевший сад, поломанная ограда...»
На фотографии 1932 года барский дом - в самом неприглядном виде: разрушены балконы, нет печных и водосточных труб, окна выбиты, облицовка выщерблена.
Только в 1936 году начались ремонт и реставрация, сбор экспонатов, работы по организации лермонтовского музея. Для детального обследования склепа Лермонтова и барского дома была создана специальная комиссия, в ее состав вошел Александр Иванович Храмов - первый директор музея Лермонтова.

Создателями первой экспозиции в доме Лермонтова стали сотрудники Гослитмузея: М.Д. Беляев - главный хранитель фондов, Т.А. Иванова, Н.П. Пахомов - консультант, Е.К. Рылова - художник-оформитель.
1 мая 1939 года был открыт доступ к гробу Лермонтова, а 30 июля 1939 года был торжественно открыт дом-музей Лермонтова. На площади перед часовней состоялся торжественный митинг в честь открытия музея, на котором присутствовали более 2 тысяч человек. 31 июля 1931 года газета «Вечерняя Москва» сообщала: «Вчера село Лермонтово пережило радостный день. Здесь торжественно открыт музей Лермонтова».
В первые годы существования музея М.Ю. Лермонтова единственным экспозиционным зданием на усадьбе был барский дом, обстановка которого рассказывала о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.
В 1944 году дом-музей Лермонтова преобразовали в музей-усадьбу; директором назначили В.А. Корнилова (А.И. Храмов стал директором музея В.Г. Белинского). Сразу же В.А. Корнилов поднял вопрос о признании музея-усадьбы Государственным заповедником. В марте 1948 года было принято решение Совета Министров СССР «об отводе музею-усадьбе М.Ю. Лермонтова для организации Лермонтовского заповедника 9,6 га земли».
В 1960 году музей был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения, в 1969 году он был преобразован в Государственный Лермонтовский музей-заповедник.
В состав музея-заповедника сейчас входят барская усадьба в Тарханах с комплексом мемориальных памятников начала XIX века, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых и усадьба Апалиха близ Тархан, где М.Ю. Лермонтов часто бывал в семье своей тетушки М.А. Шан-Гирей.
В 1997 году Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 70-80-е годы в музее-заповеднике «Тарханы» был проведен первый этап капитальной реставрации заповедных объектов, создан комплекс музейных экспозиций. В 90-е годы были проведены масштабные работы по завершению восстановительных мероприятий, расширению инфраструктуры музея.

УСТРОЙСТВО УСАДЬБЫ

«… Тарханы. Барский дом, одноэтажный, с мезонином, окружен был служебами и строениями. По другую сторону господского дома раскинулся роскошный сад, расположенный на полугоре. Кусты сирени, жасмина и розанов клумбами окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду. С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше тянулись поля, уходя в синюю глубь тумана». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»

Усадьбы, созданные на территории России, отличались друг от друга. Ближе к столицам теснились увеселительные резиденции: Останкино, Кусково, Архангельское - близ Москвы; Гатчина и Павловск - близ Петербурга. Это высокохудожественные усадьбы, со сложной планировкой, роскошью и богатством отделки, стилистическим единством общего замысла.
Чем дальше от обеих столиц в глубь России, тем все более появлялось «экономических» поместий, архитектура и парки которых сравнительно просты. Таких усадеб было большинство. Как правило, средняя усадьба свободно сочетала в себе несколько функций: она была и увеселительной резиденцией, и местом тихого уединения, и хозяйственным предприятием владельца. Летом в ней веселилась молодежь, устраивались балы и спектакли, тихо коротали свои дни старики; предприимчивый хозяин устраивал здесь свои мануфактурные затеи.

Именной такой типичной средней усадьбой была усадьба бабушки поэта Е.А. Арсеньевой. Помещица екатерининской закалки, Арсеньева строила тарханскую усадьбу в полном соответствии со своим положением в обществе. На некотором отдалении от крестьянских изб, на крутом берегу стоял большой барский особняк в тридцать с лишним комнат, с террасами и белыми колоннами.
Спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного строительства сады, пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, липовые аллеи, розарий - все это окружало дом и входило в понятие «русская усадьба». На месте первого барского дома, в память о рано умершей дочери Марии Михайловне, Арсеньева выстроила небольшую церковь Марии Египетской, а новый дом был отстроен в двадцати шагах от церкви, гораздо меньших размеров, чем прежний.

С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной - хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальние за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары.
Время изменило и барскую усадьбу. После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по ее духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы.

В том же 1867 году, на смену управляющему Горчакову пришел П.Н. Журавлев, человек достаточно образованный и, вероятно, понимающий значение тарханской усадьбы. П.Н. Журавлев восстановил барский дом в прежнем виде. О том, как выглядел дом в это время, рассказывает А.П. Кузнецова, служившая горничной у Журавлева: «Барский дом был с мезонином, как и теперь. Стены его были бледно-желтые, крыша зеленая, а колонны белые... Комната Михаила Юрьевича была оклеена желтыми обоями, и в ней был камин; мебель в ней стояла желтого цвета, обитая желтым шелком. Стояла кровать с откидными стенками вроде дивана. В гостиной были две печи из белого изразца, а пол был разделан под паркет... В чайной комнате стоял шкаф с дорогой посудой, оставшейся после Арсеньевой».
Оригинальность усадебному ансамблю в Тарханах придает сохранившаяся с начала XIX века интересная по архитектурному решению церковь, которую Е.А. Арсеньева построила в 1819 году на месте старого дома в память о дочери. Церковь была «придельной», не имела своего штата, на что указано в клировых ведомостях Нижнеломовского духовного правления за 1841 год: «...придельная, теплая, каменного здания, на особом месте, построена и освящена в 1820 году во имя святой Преподобной Марии Египетской».

В лермонтовское время в центре села стояла еще одна церковь «деревянного здания, во имя Николая Чудотворца, построена в 1775 году, освящена в 1776 году». Церковь Николая Чудотворца была разобрана «за ветхостью» и перенесена на сельское кладбище в 1826 году Вместо нее на средства Е.А. Арсеньевой была построена новая, кирпичная, престол освятили в 1840 году во имя Михаила Архистратига, считавшегося святым покровителем поэта. Исторически, сложилось так, что с 1826 по 1840 годы все обряды совершались в церкви Марии Египетской. На барскую усадьбу по большим праздникам на торжественные богослужения стекались прихожане со всей округи. Церковь была одним из главных социальных институтов в жизни народа. Рождение, крещение, присутствие у исповеди, венчание, смерть - все важнейшие вехи судьбы русского человека были освящены церковным обрядом. Лермонтов, как и все обитатели дома его бабушки, особенно часто посещал церковь Марии Египетской.

«Лермонтов рос в Тарханах, как богатый барчук – бабушка делал все, чтобы он мог учиться, хорошо развиваться физически. У него было несколько комнаток в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресло, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась как фонарик. Окна выходили в сад… Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. В усадьбе подолгу жило несколько мальчиков и девочек – близких и дальних родственников. Все вместе они играли, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались зимой с ледяных гор, устраивали детский театр». В.В Афанасьев. Из кн. «Люблю отчизну я… Лермонтовские места»

Музейная экспозиция в этой церкви, основанная на подлинных материалах и документах эпохи, расширяет представление о культурной среде, в которой проходили детство и отрочество поэта.
Интерьер церкви восстановлен в соответствии с фотографией иконостаса 1923 года и описью имущества, составленной в 1925 году. Иконостас сделан из дуба, с позолотой на резных деталях. Заняли свое прежнее место иконы конца XVIII - начала XIX века. Образы Богоматери, Николая Чудотворца, Михаила Архангела находились здесь и в лермонтовское время. Среди предметов церковного обихода - чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, потир (чаша для причастия), дароносица. На престоле - Евангелие, изданное в конце XVIII века.
Недалеко от барского дома в 1968 году на прежнем фундаменте был восстановлен маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили две семьи привилегированных слуг тарханской барыни: семья ключницы и семья конторщика. Сейчас во флигеле размещена экспозиция, посвященная крестьянскому окружению М.Ю. Лермонтова.

«ЕСТЬ МЕСТО, ГДЕ Я БУДУ ОТДЫХАТЬ …»

Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три мемориальные здания XIX века: церковь Михаила Архангела, часовня и сторожка - обнесены кирпичной оградой (восстановлена в 1967 г.).
В «Ведомостях о церкви Архистратига Михаила Чембарского уезда села Яковлевского Тарханы тож за 1831 год» записано:
«1. Строится с 1826 года тщанием означенного села помещицы гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вместо деревянной, за ветхостью уничтоженной.
2. Зданием каменная с такою же колокольнею, вчерне строением окончена и покрыта железом, как церковь, так и колокольня, но известью не оштукатурена еще, полов и оконниц еще не имеет.
3. Престол в ней назначен один в настоящей холодной во имя Архистратига Михаила.
4. Утварью достаточна».
М.Ю. Лермонтов видел церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск. Вероятно, строительство церкви в вотчине бабки, да еще возводящейся во имя его святого покровителя, не было оставлено им без внимания. На 1836 год сохранилось описание строящейся церкви: в «Ведомости» отмечено, что «церковь известью внутри оштукатурена, полов и «оконниц» еще не имеется, но «иконостас с местными иконами в готовности». Строительство церкви было завершено в 1839 году, и Е.А. Арсеньева рассчитывала приехать на ее освящение, но, как пишет Е.А. Верещагина, «сдалась на просьбы внука, отложила отъезд из Петербурга в Тарханы на освящение церкви».

Освятили церковь всего за один год до гибели поэта, в 1840 году. Причем, как свидетельствует П.К. Шугаев, «оригинальным образом: так, было приурочено, что в день ее освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника».
Церковь функционировала как культовое здание до 1930-х годов, а после закрытия использовалась сначала как складское помещение, затем ее приспособили под сельский клуб и библиотеку.
В 1947 году по просьбе верующих церковь вновь была открыта для богослужений, но ненадолго, а в 1963 году здание церкви и сторожка перешли в собственность музея. Передача церкви из одних рук в другие сказалась на ней отрицательно: утрачена большая часть росписей, сделанных еще при жизни Е.А. Арсеньевой (в трех люнетах сохранилась живопись середины XIX в.), и лишь очень небольшую часть церковного убранства удалось спасти. В 1980-х годах была проведена серьезная реставрация памятника: восстановлена медная кровля, изменены в соответствии с самым ранним фотоизображением архитектурные завершения, отремонтированы крыльца, паперти и т.д. Взамен первой музейной экспозиции «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» после окончания реставрационных работ в церкви была открыта новая литературная экспозиция «Лермонтов в памяти поколений».

С 1992 года сельская церковь Михаила Архангела была вновь открыта для прихожан. Однако, исходя из того, что памятник имеет не только культовое, но и историко-литературное значение, церковь оставлена на балансе музея; музей занимается реставрацией икон, росписей, подготовкой проекта восстановления иконостаса и внутреннего убранства. Ежегодно в день гибели М.Ю. Лермонтова, 27 июля, служится панихида и заупокойная литургия.
Вероятно, в церкви Михаила Архангела 21 апреля 1842 года, на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с прахом поэта для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:

Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

В то время захоронения занимали всю площадь от часовни до предалтарной части церкви и восточной стороны ограды. Могилы Михаила Васильевича Арсеньева и Марии Михайловны Лермонтовой расположены были у восточной стены церкви Николая Чудотворца. Когда взамен Никольской церкви построили новую, захоронения оказались в стороне от церкви. Лермонтова похоронили рядом с дедом и матерью. Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: «Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841». Среди юношеских записей Лермонтова есть такая: «Мое завещание... положите камень; и - пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие!» Слева от него памятник матери поэта, сломанный якорь на кресте символизирует ее трагическую судьбу, на памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней».
Справа - обнесенный узорчатой оградой памятник деду, М.В. Арсеньеву (1768-1810).
В 1843 году над дорогими ей могилами Е.А. Арсеньева выстроила часовню. Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была похоронена через четыре года после гибели внука. Надпись на мраморной плите, установленной в часовне под окном, гласит: «Елизавета Алексеевна Арсеньева, рожденная Столыпина, скончалась 16 ноября 1845 года. 85 лет». (Возраст указан неверно, Арсеньева умерла на 73 году жизни.)

Могильный памятник Лермонтова был высечен из черного мрамора, в виде небольшой четырехсторонней колонны, на одной стороне которого был приделан бронзовый вызолоченный лавровый венок, а на двух других было выгравировано время рождения поэта и смерти, с обозначением, что он жил 26 лет и 10 месяцев. Серебряная лампада висела в часовне, а в стене на востоке были вделаны несколько образов. Вот все, что было на могиле величайшего поэтического гения...»
В 1891 году, 15 июля (27 июля по новому стилю), в день 50-летия со дня смерти, на могиле поэта была отслужена торжественная панихида и заупокойная литургия.

5 декабря 1936 года специальная комиссия в ходе подготовки к открытию музея вскрыла и обследовала склеп Лермонтова. 1 мая 1939 года к гробу Лермонтова был открыт доступ, могилу поэта превратили в мавзолей.
В 1973 году сотрудники Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской провели реставрацию росписей в часовне. Они сделали промывку, очистку старинных росписей от позднейших записей и закрепление первоначальных композиций (в 1997 г. те же специалисты сделали повторную реставрацию росписей).
В 1974 году вблизи часовни захоронили останки отца поэта. Могила обнесена чугунной оградой и отмечена плитой серого мрамора.
У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: «Старая барыня как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть из лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один...»
Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин заметил: «Осуществилось отчасти и заветное желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном стихотворении-молитве «Выхожу один я на дорогу...»:

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной, чтоб, вечно зеленея.
Темный дуб склонялся и шумел.

САДЫ И ПАРКИ УСАДЬБЫ

На расстоянии версты на восток в излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание новой усадьбе, которая устроена по всем правилам тогдашнего усадебного строительства и в настоящее время представляет собой памятник садово-паркового искусства того времени. На обрыве над Большим прудом построили барский дом. От него открывались близкие и дальние живописные виды на пруды, поля, рощу, церковь. Из-за богатства окружающего ландшафта не было нужды в благоустройстве большой территории.
Новая усадьба была разделена на две части: парадную (с домом и парком) и хозяйственную (с различными подсобными постройками). При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поля, обрамляя небольшой ухоженный парк, подчеркивали его стройность и строгость. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов. Верхний, или Барский, пруд держит плотина у въезда в усадьбу. Самый значительный по площади назвали Нижним, или Большим, он тянется через все село к сельской церкви. Между этими двумя образовался Средний. Таким образом, искусственные декоративные элементы усиливались естественными. На юге Круглый сад соединялся с Дубовой рощей и образовывал единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастировала с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. По западному склону от барского дома террасами пролегали аллеи парка.

Оформление усадьбы имело еще одну особенность. Художественные элементы сочетались с практической необходимостью: декоративные кустарники (жасмин, шиповник, желтая акация, жимолость) выступали в ансамбле с фруктовыми насаждениями - яблонями, вишнями, грушами, смородиной, крыжовником, сливами, малиной, барбарисом.

Мемуарные свидетельства, а также специальные исследования послужили материалом для создания проекта реставрации зеленых насаждений, разработанного в 1969-1971 годах (Московское предприятие «Леспроект», автор - В.А. Агальцова). К 1990 году проектные работы были в основном осуществлены. В результате восстановлены главные особенности усадьбы: парк стал «открытым», светлым, он теперь состоит, как в лермонтовское время, из декоративных кустарников и нескольких аллей, обсаженных соснами, липами, ветлами. Живописная группа деревьев между домом ключника и церковью Марии Египетской, и старый вяз у барского дома украшают парк. Восстановлены фруктовые сады, цветники, элементы парковой архитектуры (беседка, дерновая скамья и др.), Дубовая роща, пасека.
От бывшего Чембарского тракта к усадьбе ведет прямая дорога. Въезд на усадьбу проходит по плотине Барского пруда, обсаженной ветлами. На восточном берегу пруда в зарослях сирени просматриваются строения: старый арсеньевский амбар и восстановленная конюшня. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом.

По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное, такого не встретишь в других дворянских усадьбах, - «траншеи» - место военных игр будущего поэта. Лермонтов в детстве особенно увлекался этой забавой по возвращении из Пятигорска, куда бабушка возила его для поправки здоровья и где он много слышал о войне с горцами. Был у него даже свой «полк», который состоял из его сверстников.

«Когда Михаил Юрьевич подрос и вступил в отроческий возраст, - рассказывают старожилы села Тарханы, - были ему набраны однолетки из дворовых мальчиков, обмундированы в военное платье, и делал им Михаил Юрьевич учение, играл в воинские игры, в войну, в разбойников». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»

Еще одной любимой детской забавой мальчика были качели, которые устраивались на старом вязе. «Среди двора, - писал Лермонтов в неоконченной повести «Я хочу рассказать вам», - красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску, висящую меж двух сомнительных веревок, и двое из самых любезных лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната, взбрасывали скромную чету под облака: мальчишки били в ладоши, когда пугливые девы начинали визжать, - и всем было очень весело». Вяз рос у юго-западного угла барского дома. Летом 1941 года буря переломила его ствол, и он рухнул. Каким могучим был вяз, можно судить по рисунку П.А. Висковатого да по остатку дерева, который помещен в доме ключника.

На южном склоне парка у пруда почти два столетия простоял дуб, который, по преданию, еще ребенком посадил Лермонтов. В 1995 году буря с корнем вырвала могучее дерево. Его остов сохранен, а рядом уже растет дубок, родившийся из желудя старого дерева.
Здесь же, в южной части парка, по склонам холма рассажен фруктовый Средний сад. Он спускается от старой сосновой аллеи до самой воды.
С холма, где расположилась вишневая часть Среднего сада, от места «разрушенной теплицы» открывается вид на холмистую долину речки Марарайки.

Экспозиция музея-усадьбы

Экспозиция барского дома воссоздает атмосферу дворянской культуры лермонтовского времени, раскрывает биографические, творческие связи поэта с Тарханами.
Хозяйка Тархан, бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, была дочерью богатого пензенского помещика Алексея Емельяновича Столыпина, губернского предводителя дворянства и владельца известного в конце XVIII-начале XIX века в Москве и провинции крепостного театра.
О ней вспоминали, что она была «женщина замечательная по уму и любезности», и в то же время «деспотичного непреклонного характера, привыкшая повелевать».

«Горячо любила Михаила Юрьевича воспитавшая его бабка Елизавета Алексеевна Арсеньев, и память о ней тесно связана с именем поэта… По рассказам знавших ее в преклонных летах, она была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная неторопливая речь подчиняли ей общество и лиц, которым приходилось с нею сталкиваться. Она держалась прямо и ходила, слегка опираясь на трость, всем говорила «ты» и никогда никому не стеснялась высказать, что считала справедливым». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»

Муж ее, отставной поручик Михаил Васильевич Арсеньев, дед М.Ю. Лермонтова, был страстным театралом. При жизни его в тарханском барском доме часто устраивались домашние любительские спектакли.
В классной комнате экспонируется экземпляр 3-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин», изданной в 1827 году, принадлежавший лично Лермонтову, привезенный им из Москвы весной 1828 года. Здесь же находится альбом Нарышкиных с двумя оригинальными юношескими рисунками Лермонтова, а также представлены в копиях несколько его детских акварельных работ. В шкафу и на полке много книг русских и зарубежных авторов из круга чтения Лермонтова-мальчика.
До наших дней сохранились некоторые вещи, окружавшие его: два глубоких четырехугольных кресла, обшитых желтым штофом, вытканным растительным орнаментом; туалетный стол-комод его матери; парадные носовые платки его матери и бабушки, обшитые французскими кружевами и искусно вышитые белым шелком; небольшое старое зеркало в скромной прямоугольной раме из красного дерева. Все эти мемории представлены в экспозиции барского дома. В комнате Лермонтова сейчас находится и икона Богоматерь «Споручница грешных», поступившая в музей недавно. По легенде она находилась в доме Е.А. Арсеньевой именно в мезонине.

Эффект «присутствия» поэта усиливают его личные вещи: дорожная шкатулка, портсигар, пеньковая трубка с янтарным мундштуком, фарфоровая чернильница в виде сидящей львицы с чашей у лап, печатка с выдвижным ножичком для разрезания бумаги (на основании печатки монограмма Лермонтова: «ML»), его рисунки в альбомах, оригинальная картина «Кавказский вид близ селения Сиони», подаренная бабушке после возвращения из первой кавказской ссылки. В шкафах собраны книги русских и иностранных авторов из круга чтения Лермонтова.
Описание экспонатов

Альбом
В сафьяновом переплете светло-коричневого цвета с тисненым цветочным орнаментом. На верхней крышке украшение из золоченой бронзы в виде щита, на фоне акантовых листьев застежка также золоченой бронзы с узором выше букета цветов. В альбоме было 54 листа, из них 2-вырезаны, 42-чистые. Его размер 25,8x20,9x1,8 см.

Дорожная шкатулка
Сделана из орехового дерева, темно-коричневого цвета. Украшена скромно. На крышке остались две розетки, к которым крепилась бронзовая ручка. По бокам тоже имелись небольшие бронзовые ручки в виде львиных головок с кольцами в зубах (одна из них сохранилась). Прямоугольная, длина - 25, ширина - 17 и высота - 12 см. Внутри несколько отделений для хранения писем, документов, денег, а также потайной замок, который закрывался ключом.

«Евгений Онегин»
Книга представляет собой первое (отдельное) издание третьей главы романа (С.-Петербург, 1827 г.). Она в мягком переплете сероватого цвета. Размер 18х.11,5 см., в ней 51 страница.

Курительная трубка
Пенковая, в золотой оправе с мундштуком из янтаря. Футляр, в котором она помещается, картонный, обклеенный сверху тонкой золотисто-коричневой замшей, внутри - подкладка белого атласа. На внутренней стороне крышки фабричное клеймо: тисненное золотом изображение крылатых львов, поддерживающих медальон с двумя скрещивающимися трубками, герб и надпись по-английски: «Finest quality» (лучшее качество).
По заключению специалиста Останкинского музея А. Ф. Червякова, трубка изготовлена в 1820-1830 годах.

Печатка
Печатка изготовлена из бронзы, датируется первой третью XIX века. Сделана она весьма изобретательно: на конусообразном стержне длиной 6,8 см плоский круг с вырезанными латинскими буквами «ML», к стержню прикреплен Складной ножичек, который укладывается внутрь полости стержня, стержень вставляется в бронзовый же футляр.

Портсигар
Портсигар металлический, плоский, размером 18x12 см, на верхней крышке изображение (маслом) собаки - черно-белого сеттера. Внутри находятся три длинные - одиннадцатисантиметровые - папиросы.
На внутренней стороне крышки царапанная подпись по старой орфографии: «Лермонтов убит Мартыновым в Пятигорске 1841-го года июля 15-го. Грустное воспоминание».
Ниже орешковыми чернилами: «Подарена Лермонтовым А. Г. Рема».

Четъи-Минеи
Книга в переплете (крышки деревянные, корешок утрачен) с металлическими застежками. Печатная. Москва, 1754 год. Четъи-Минеи на август месяц.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.