В каком веке перестраивается акрополь. Афинский Акрополь — знакомимся с главным символом Греции

Афинский Акрополь - главная достопримечательность Афин, настоящий символ Греции, а его главный храм Парфенон - «визитная карточка» этой страны.

Афинский Акрополь возник как защитное сооружение около 6-10 тысяч лет назад. Уже тогда этот скалистый отрог, расположенный сегодня на окраине Афин, привлекал своей неприступностью - скала высотой 70-80 метров с почти ровной верхней площадкой и крутыми склонами с трех сторон уже тогда служила убежищем для местного населения в случае нападения. Но по-настоящему укрепления здесь стали строить около 1250 года до н.э., когда холм был окружен мощными стенами в 5 метров толщиной, строительство которых потом приписывали циклопам.

Но настоящий расцвет пришел сюда в 5 веке до н.э., когда греки изгнали войска персидского царя Ксеркса. После себя персы оставили только разрушения, и правитель Афинского государства Перикл решил не восстанавливать руины, а отстроить Акрополь заново. Именно во время его правления и под руководством выдающегося скульптора Фидия этот религиозный центр города превратился в ту жемчужину, которая, пусть и с многочисленными, часто невосполнимыми разрушениями, дошла до наших дней, и которую теперь знает весь мир.

С 450 года до н.э. здесь были выстроены знаменитейшие сооружения древнегреческой архитектуры, главными из которых стали Парфенон (храм богини Афины Парфенос), Пропилеи, торжественный вход на Акрополь, храм Ники Аптерос (в отличие от общепринятого изображения, афиняне сделали свою Нику бескрылой, чтобы богиня победы не улетела от них), храм Эрехтейон, посвященный царю из древнегреческой мифологии Эрехтею, а также Нике и Посейдону, и статуя Афины Промахос, поражавшая своими размерами (21 метр) и величием, с отлитым из золота шлемом и наконечником копья, служившими своеобразным ориентиром для кораблей, видевших свет великой богини издалека.

Пронесшиеся столетия не пощадили Афинский Акрополь. В 6 веке была увезена в Константинополь и там погибла во время пожара приблизительно в 12 веке статуя Афины, сильно пострадали все храмы, в том числе и Парфенон, несколько раз на протяжении своей истории менявший название, бывший и католическим храмом, и мечетью, и едва не уничтоженный страшным взрывом пороха, произошедшим 26 сентября 1687 года во время осады города войсками венецианской республики. Лишь после обретения Грецией в 1830 году независимости было остановлено разграбление и растаскивание по крупнейшим музеям мира руин Акрополя, а с 1898 года стала проводится масштабная реконструкция памятника. http://omyworld.ru/2091

В Афинах открылся ультрасовременный музей Акрополя.

В музее выставлены уникальные находки античного времени, в частности мраморные скульптуры, которые являются частями фриза главного афинского античного храма Парфенона. Некоторые представлены в виде дубликатов, поскольку самая большая коллекция оригиналов до сих пор находится в Британском музее в Лондоне. В начале позапрошлого столетия их перевез в Британию лорд Элгин, тогдашний британский посол в Греции.

Греческая сторона уже несколько десятилетий подряд пытается вернуть себе эти экспонаты. Президент Греции Каролюс Папулиас в своей речи на открытии в который раз призвал лондонцев вернуть скульптуры. Но Британский музей считает себя их законным владельцем и подчеркивает, что именно здесь экспонаты бесплатно доступны посетителям со всего мира.

Скульптуры с Афинского Акрополя в музее.

Похоже, так выглядели богини с восточного фриза Парфенона.

Смотришь на сооружения архитекторов античности и становится грустно от того, что несмотря на то, что в настоящее время пытаются сохранить все сооружения, однако время уже значительно упущено. О былом великолепии можно только догадываться или прочитать в древних рукописях. Посмотрите вокруг этих сооружений, огромное количество безликих примитивных построек современности. Что мы оставим потомка?

Греция... При звуках этого слова представляется Олимп с сонмом богов, прекрасные и мужественные герои и многолюдные полисы. Это живописная страна с богатейшей историей, каждый уголок здесь - культурное наследие, уносящее посетивших его вглубь веков. Знаменитым памятником греческой культуры считается афинский Акрополь, краткое описание которого представлено в данной статье.

Акрополь - сердце Афин

В центре великой греческой столицы Афины возвышается холм высотой 156 метров, видимый из любой части города. Взойти на этот холм можно только со стороны моря: другие склоны обрывисты и представляют серьезное препятствие. На вершине холма находится храмовый комплекс под названием Акрополь ("Верхний город" в переводе с греческого). В Акрополь служил обиталищем городских правителей, так как был самой защищенной частью города. Сейчас же это самое популярное и знаменитое место Греции, которое так и манит к себе тысячи туристов со всего мира. Очень интересно и как памятник истории, и как памятник архитектуры. Многое повидал Акрополь за свою многовековую жизнь: и расцвет греческой культуры, и ее упадок, и завоевания римлян, и становление Османской империи, и появление современной Греции. Много раз было разрушено сердце Афин вражескими снарядами, и сейчас останки безмолвно напоминают о вечных ценностях в суете и непостоянстве этого мира.

Немного истории

Живописные постаменты и колонны с панорамным видом на столицу Греции сегодня представляет собой храмовый комплекс Акрополь (Афины), история которого начинается примерно с 16 века но нашей эры.

Основателем Акрополя считается первый афинский царь - Кекропс. В те времена это был просто холм, укрепленный огромными камнями. В 6 веке до н.э. по указанию царя Писистрата возводятся входные ворота в Верхний город - Пропилеи. В 5 веке до н.э. под руководством правителя Перикла Афины становятся центром политики и культуры Греции, а вместе с тем и в Акрополе ведется активное строительство. Построен главный храм Афин Парфенон, храм Ники Аптерос, театр Диониса, установлена статуя Афина Промахос. Останки этих сооружений и составляют афинский Акрополь, краткое описание их будет дано ниже.

Во времена на холме появился новый храм - Храм Рима и Августа. Затем начался долгий период войн, строительство больше не велось, греки пытались защитить то, что имелось.

С течением веков много бедствий испытал афинский Акрополь. Архитектура, памятники (Афины очень богаты культурным наследием) постоянно подвергались разрушениям. Византийские правители сделали Парфенон церковью, османские - гаремом. В 19 веке его почти полностью разрушили турки. Добившись, наконец, независимости, греки пытаются восстановить храмовый комплекс и вернуть ему изначальный облик.

В настоящее время каждый желающий может посетить афинский Акрополь. Краткое описание комплекса, особенности архитектуры и богатейшую историю можно узнать во время экскурсии или изучив специальную литературу.

Пропилеи - вход в Верхний город

Для посещающих афинский Акрополь краткое описание парадного входа будет очень интересным. Идея принадлежит архитектору Мнесиклу, который спроектировал парадный проход в виде портиков и колоннад, расположенных симметрично по обе стороны от тропы на холм. Вся композиция была выполнена из разных пород мрамора и включала 6 дорических колонн, 2 ионические, 5 ворот и главный коридор, а также примыкающие с западной стороны павильоны. К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько колонн и фрагменты коридора.

Великий Парфенон

Век Перикла - это архитектура классики. Афинский Акрополь построен по идеям скульптора Фидия. Ему, судя по всему, и принадлежит замысел Парфенона.

Название храма означает "дева", и задуман он в честь богини Афины. К сожалению, после взрыва венецианской бомбы в 17 веке уцелели лишь колонны, но по некоторым описаниям можно представить его облик. В центре храма располагалась статуя Афины в драгоценном убранстве, окруженная более скромными статуями различных греческих героев. Сам храм размером приблизительно 70х30 метров был окружен мраморными колоннами 10-метровой высоты.

Храм Эрехтейон и храм Ники Аптерос

Именно храм Эрехтейон, названный в честь царя Эрехтея, считался местом поклонения богине Афине, потому что здесь хранилась ее деревянная статуя, согласно легенде, упавшая прямо с небес. Здесь имелся и след от молнии Зевса, убившей вышеназванного царя, и соленый источник Посейдона, напоминающий о борьбе его с Афиной за властвование над Адриатикой. Очень много изваяний богини войны и мудрости хранит афинский Акрополь (архитектура, памятники). Афины, названные именем этой богини, - сердце Греции, и каждый храм, каждая статуя здесь проникнуты благоговением к покровительнице города.

Много храмов включал древний афинский Акрополь. Описание кратко повествует о храме Ники Аптерос. Это мраморное сооружение с четырьмя колоннами, в котором находилась статуя богини победы, в одной руке державшая шлем, в другой - плод граната, символизирующий мир. Греки умышленно лишили статую крыльев, чтобы Победа не смогла больше улететь от них и никогда не покидала их священный город.

Театр Диониса

Продолжим наш небольшой экскурс в афинский Акрополь (краткое описание). Для детей, пожалуй, самым интересным местом станет точнее, его сохранившиеся фрагменты. Изначально этот театр, построенный для выступлений во время Малых и Великих Дионисий (т. е. каждые полгода), был деревянным. Через два века сцену и большинство ступеней заменили на мраморные. Во времена Римской Империи вместо театральных представлений здесь проводились гладиаторские бои. Огромная сцена и множество мраморных кресел под открытым небом могли вместить весь город. Первые ряды предназначались для почетных горожан, остальные - для простых зрителей.

Даже сейчас, по прошествии стольких веков, театр Диониса впечатляет своими размерами и величественностью.

Что еще посмотреть в Акрополе?

Помимо названных знаменитых достопримечательностей, афинский Акрополь, краткое описание которого мы продолжаем, интересен и другими памятниками, практически не сохранившимися, но все же стоящими внимания. Это храмы, или святилища, Афродиты и Артемиды, храм Рима и Августа, небольшой по размеру храм Зевса. В 19 веке французский ученый обнаружил тайные запасные ворота в Верхний город. Они были названы в его честь - ворота Бюле.

Панорамный вид на великий город Афины, который открывается с вершины холма, тоже может считаться частью культурного наследия. Вся столица (с ее старыми и новыми постройками) как на ладони, белый город на фоне синего моря, виднеющегося вдали.

Что следует знать туристам?

Акрополь открыт для посещения круглогодично, с 8.00 до 18.30 в будни и в сокращенном режиме (с 8.00 до 14.30) в праздники. Есть установленные праздничные дни, когда музей закрыт для посещения. Следует внимательно ознакомиться с графиком работы, прежде чем планировать экскурсию. Входной билет стоит 12 евро и действителен 4 дня после приобретения (есть льготный тариф для студентов и пенсионеров и бесплатное посещение для школьников).

Посетить Акрополь можно либо с экскурсией, либо с индивидуальным гидом, либо самостоятельно. В последнем случае оплачивается только стоимость входного билета, но следует учесть, что без комментариев экскурсовода осмотр памятника не будет интересным. Лучше обзавестись аудиогидом или сопроводительным рассказом.

Июль и август - пик туристических поездок в Афины, поэтому нужно быть готовыми к очередям и большому количеству гостей храмового комплекса. Лучше планировать посещение на раннее утро, когда посетителей поменьше.

При посещении в летний период следует надеть головной убор и взять достаточное количество питьевой воды (на территории комплекса ее можно купить, но цена будет неоправданно высока).

Посещать Акрополь следует в удобной обуви, приготовиться к прогулкам на достаточно большие расстояния.

В храмовом комплексе ничего нельзя трогать руками, даже камни!

В 300 метрах от Акрополя находится новый археологический музей, где можно посмотреть интересные раскопки и находки прямо в земле, прогуливаясь по стеклянному полу. Стоимость посещения не высока.

На крыше музея есть открытое кафе, где предлагают очень вкусный кофе и недорогие блюда местной кухни. Вид на Акрополь оттуда просто потрясающий!

Можно приобрести, чтобы надолго оставить в памяти Акрополь, описание и фото: Греция, Афины, живописная природа и знаменитые достопримечательности будут напоминать о себе со страниц альбома.

Впечатления туристов

Никого не оставляет равнодушным афинский Акрополь: отзывы туристов в большинстве восторженные, наполненные яркими эмоциями. Величие храмового комплекса в Афинах поражает! Каждый камень, каждый обломок мрамора хранит многовековую историю, память о расцветах и разрушениях, о поражениях и победах, память о великих воинах и жестоких завоевателях.

Несмотря на то что сохранились до наших дней лишь обломки былого великолепия, здесь витает особая атмосфера культуры древних греков, и взошедшие на холм люди словно становятся чуточку ближе к этому наследию, словно попадают в окружение тех божеств, в чью честь были выстроены красивейшие храмы, святилища и колоннады!

/ Афинский Акрополь

Афинский Акрополь

(греч. Ακρόπολη Αθηνών; англ. Acropolis of Athens)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Как добраться: ближайшая станция метро Akropolis . Афинский Акрополь невозможно не заметить, он находится в самом сердце города, и виден, практически, из любой точки Афин. Большая часть Афин весьма плоская, и над городом доминируют всего две скалы, на одной из которых и расположился Акрополь. Добраться до Акрополя из центра города можно и пешком. Для этого надо выбрать, в качестве ориентира, большую пешеходную улицу – Dionysiou Areopagitou. Нужно идти по ней прямо и никуда не сворачивать, постепенно поднимаясь в гору, в результате упретесь в наиглавнейшую греческую достопримечательность.

Афинский Акрополь является не только древнейшим культурным памятником Греции, но и всей мировой цивилизации, в целом. Слово «Акрополь» состоит из двух основ: «acro» – «верхний» и «polis» – «город». «Верхний город» расположен на природной известняковой скале высотой 156 м, с плоской вершиной, откуда открывается восхитительный вид на Афины, и имеет крутые склоны со всех сторон, кроме западной. Это была укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города. Акрополь, олицетворяющий архитектурный и художественный дух древних Афин, занимает площадь, приблизительно, в 3 га.

Акрополь весь был поделен на священные участки, на которых располагались храмы, святилища и жертвенники, посвящённые различным богам. Он, также, был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя.
В середине VII века до нашей эры, на Акрополе, появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новыми были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). После победы под Марафоном в 490 году до нашей эры было решено создать на Акрополе, рядом с древним храмом Полиады, новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон, и имел всего 6 колонн. Однако, постройки так и не были завершены, так как персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя.

Карта Афинского Акрополя

В 450 году до нашей эры, при Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе, по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447 - 438 года до нашей эры), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь (437- 432 года до нашей эры), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, между 449 - 420 годами до нашей эры), храм Эрехтейон (421 - 406 года до нашей эры). Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.


Фидий – афинский скульптор (около 490 - около 430 года до нашей эры), выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководил всеми работами на Акрополе, строительством Парфенона, по его наброскам, а часто его руками, создаются 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией, скульптуры фронтонов Парфенона, статуя Афины Парфенос (Девы). Он подвергся суду, за якобы присвоенные, во время строительства Акрополя, драгоценные материалы и безбожие, и был вынужден покинуть Афины, и перебраться на Пелопоннес, где создал ещё ряд знаменитых творений.


В последующие столетия Акрополь сильно страдал от различных войн и буйной истории, разворачивающейся на этой территории. В 1205 году Афинами овладевают франки (крестоносцы), и герцоги Делароши устраивают в Пропилеях и в Пинакотеке свою резиденцию. Парфенон в это время становится кафедральным собором Notre Dame d"Athenes. В 1456 году Афины завоёваны оттоманской армией Омара Турахана, полководца Мухаммеда Завоевателя. Парфенон превращается в мечеть, Эрехтейон – в гарем турецкого коменданта. В 1687 году, после попадания ядра с венецианского корабля, взрыв уничтожил почти всю центральную часть Парфенона, а при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры с храма, несколько статуй были разбиты. Но несмотря на то, что произведения искусства Акрополя пережили многие природные катастрофы, они не смогли перенести акты вандализма лорда Элджина, посла Британии в Константинополе. Он разграбил, практически, всю коллекцию статуй, ваз, памятников и бесценных артефактов и вывез из Греции.


Сегодня культурные ценности Акрополя тщательно берегут и охраняют, и, пожалуй, главный враг этого мирового сокровища – загрязнение атмосферы, которое негативно сказывается на мраморе. В результате же выбросов в атмосферу выхлопных газов, произошло повышение содержания серы в воздухе, что привело к превращению мрамора в известняк. Железные конструкции, которые использовались для соединения и укрепления мраморных частей, и которые прилегали к нему, разрушали камень. Чтобы предотвратить разрушения, часть железных конструкций была извлечена и заменена латунными. Но противодействовать химическому разрушению не представляется возможным, поэтому часть скульптур Акрополя была заменена копиями, а подлинники хранятся в Музее Акрополя.


Широкая зигзагообразная дорога идёт от подножия холма к единственному входу. Это знаменитые Пропилеи – парадный вход в Акрополь, представляющей собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом, боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему – проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437 - 432 годах до нашей эры. Как и прочие сооружения Акрополя, ворота Пропилеи были разрушены персами и восстановлены в эпоху Перикла, хотя окончательно стройка так и не была завершена из-за угрозы Пелопонесской войны.


Слева к Пропилеям примыкает здание Пинакотеки – картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. В Пинакотеке были развешаны ковры, на которых уставшие, после подъема на холм, люди могли отдохнуть.


К юго-западному крылу Пропилей примыкает необыкновенно изящный мраморный храм – Храм Ники Аптерос , построенный архитектором Калликратом. Его возведение проводилось в 427 - 421 годах до нашей эры. Стоящий на трёхступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, а также, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон).


Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон – самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты».


Парфенон (от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Он был возведен по приказу Перикла в 447 - 438 годах до нашей эры, на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер с 17 колоннами по длинным сторонам, и с 8 – по торцевым.


Недалеко от северо-западной стены Акрополя располагался царский дворец, а после его разрушения, почти на этом же месте был воздвигнут храм Гекатомпедон, посвящённый покровительнице города – Афине. Греки так высоко почитали эту богиню, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в возведении этого храма. Но во время греко-персидских войн (480 - 479 года до нашей эры) Гекатомпедон был разграблен и сожжён по приказу персидского царя Ксеркса.


Северную сторону Афинского Акрополя украшает мраморный красавец храм Эрехтейон , который является прекраснейшим творением классического искусства. Он был построен на месте дворца правителей Микен в 421 - 406 годах до нашей эры, и стал местом поклонения афинян. Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин – Эрехтею, давшему название храма.


Самый большой интерес в Эрехтейоне вызывает Портик Дочерей, состоящий из шести скульптур прекраснейших девушек, которые, исполняя роль колонн, поддерживают крышу храма. В византийские времена их прозвали Кариатидами – женщинами из небольшого городка по названию Кария, которые славились своей исключительной красотой. Турки, захватившие в своё время Афины и не допускавшие, по своим мусульманским убеждениям, изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Ограничились тем, что стесали лица девушек.

На вершине флагштока, расположенного на самой высокой точке холма, стоит греческий национальный флаг. В период 2-й Мировой войны, когда немцы захватили Грецию и Афины, Константиносу Кукидису, эвзону, охранявшему флаг, был дан приказ снять его. Константинос подчинился, снял флаг, и, обернувшись в него, сбросился вниз со скалы, и насмерть разбился. А в ночь на 31 мая 1941 года пара восемнадцатилетних афинянин, Манолис Глезос и Апостолис Сантас, пробрались на вершину Афинского Акрополя и сорвали висевший там флаг с немецкой свастикой. В наши дня, ежедневно, в 6:30 утра специальный отряд греческих солдат осуществляет подъём флага над Афинским Акрополем, а на закате на холм поднимается другой отряд пехотинцев, который спускает флаг на ночь.


У подножия Афинского Акрополя стоит древний многоуровневый театр, в котором, каждый летний и осенний вечер, раздаются звуки пения и музыкальных инструментов, так как, в это время там проходят представления классических драм, игры симфонических оркестров, танцевальные программы и оперы. Одеон Ирода Аттика , более знаменитый под названием Иродейон, был сделан в форме полукруга, радиус которого составляет 80 метров, а его вместительность настолько высока, что там может уместиться до 5 тысяч человек.


Колоннада Эвмена была одним из самых больших сооружений, находившихся на южном склоне Афинского Акрополя. Её длина составляла 162 метра. Данное сооружение было возведено могущественным царём Пергама – Эвменом II (198 - 160 годы до нашей эры). Колоннаду построили из сложенных друг на друга камней, привезённых с острова Порос, а также, из пергамского и гиметтского мрамора. Она простирается от прекрасного Театра Диониса, и на сегодняшний день достигает Одеона Ирода Аттика.


На южном склоне Акрополя располагается древнейший из известных, на сегодняшний день, театров – театр Диониса . Легенда гласит, что афиняне убили Диониса, когда тот впервые прибыл в Аттику и угостил местных жителей вином. Изначально театр был деревянным, а спустя век, ступени для сидения зрителей заменили на каменные, и построили постоянную сцену.


Почти 60 лет велись раскопки на Одеоне Перикла, открывшие миру прекрасное большое здание с огромным количеством колонн Афинского Акрополя. Работы в этом месте проводили Кастриотис (1914 - 1927 годы) и Орландос (1928 - 1931 годы), а результатом этих раскопок стало появление северной части здания и пяти колонн, которые находились на юго - восточном углу.

Реставрация уникальных ценностей Афинского Акрополя и вмешательство в структуру их материала, требует высочайшей ответственности. Здесь требуется опыт полевых работ, очень глубокие знания данной области, знание основ консервации и основ реставрации, постоянное внимание, в проведении технических работ с предметами архитектуры, умение правильной демонстрации своих находок на музейных площадках. Ещё много лет пройдёт до того момента, когда все работы буду закончены, но именно тогда, Афинский Акрополь, со всеми своими древними памятниками, предстанет перед нашими потомками во всей своей эллинской красоте.


Акрополь стал доступен и людям с физическими ограничениями! В соответствии с требованиями Международного Олимпийского Акрополькомитета и Европейского союза, разрешениями Греческого министерства культуры, Центрального совета по археологии и распоряжении министра, подняться на холм можно при помощи лифта, построенного над музеем Канеллопулоса, на северном склоне. К северу от основного входа находится особый вход, через который человек в инвалидном кресле, и его сопровождающий могут добраться до лифта. С тротуара до уровня лифта поднимает специальная движущаяся платформа.


Акрополь возвышается над всеми Афинами, поднимающийся, над холмом, Парфенон, в древности, можно было видеть из любого конца Аттики, и даже с островов Саламин и Эгина. Акрополь был известен как знаменитый культовый центр, и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин, как самого прекрасного города на земле. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры, и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Для того чтобы насладиться красотой Афинского Акрополя, вы обязательно будете проезжать по району Монастираки. Начиная с северного склона холма Акрополя в Афинах и до юго-западного склона, тянется улица Теориас. По правой стороне в начале улицы есть место, с которого открывается прекрасный вид на холм со всеми его сооружениями. Чуть подальше, с левой стороны, расположена церковь Преображения. Начиная подъем по склону, в скором времени вы увидите справа небольшой скальный холм Афинского Акрополя - Ареопаг. В древности на нем проходили заседания Верховного афинского суда.

Поднимаясь на эту скалу по ступеням, вырезанным в камне, нужно быть очень осторожным, так как они также, как и большая часть вершины Ареопага, очень скользкие. Для такого подъема лучше всего подойдет обувь на резиновой подошве. А вот в ботинках на кожаном низе вы быстрее попадете в травмопункт, чем на плоскую площадку горы. Есть еще один подъем на Ареопаг, расположенный неподалеку от уже указанного. На нем металлические ступени. В самую жару днем лучше не подниматься на гору, так как долго находиться на вершине вы не сможете и в поисках тени будете вынуждены вернуться обратно вниз.

Пропилейон стал входом в Афинский Акрополь. Его строили в 438-432 гг. до нашей эры. В переводе с греческого языка «пропилэа» - это впечатляющая парадная башня, в которую входили массы народа. Безусловно, вход в Акрополь Афин, которому поклонялись, должен был быть монументальным. Пропилейон, о котором греки рассказывали с огромным восторгом, был назван Блестящим Лицом Акрополя.

Однако Акрополя храм Пропилеон так и не был до конца достроен – некоторый его участки остались не отшлифованными, а во время устроенного турецкими солдатами в 1646 г. взрыве на пороховом складе Пропилейон довольно сильно пострадал.

С правой стороны от Пропилейона располагается храм Акрополя - Ники Аптерос (храм Бескрылой Победы). У этого довольно изящного сооружения удивительно маленькие размеры – всего 8,27 х 5,44 метра. В самом храме Афинского Акрополя стоит деревянная скульптура богини. Как гласит легенда, первоначально богиня Победа имела крылья, которые были отрезаны афинянами, чтобы она навсегда осталась в их городе.

Место, на котором возведен храм, связано в Афинском Акрополе с драматическим событием, описанным в древней мифологии, - властитель столицы Афин - Эгей лицезрел с этого места на море, ожидая корабли своего сына Тесея, который должен был приплыть с известиями о важном событии. Тесей двинулся на о. Крит для расправы с Минотавром и освобождения своего города от страшной дани, в случае своего успеха, он должен был сменить черный парус траура на белый парус победы, но, радуясь своему успеху, Крит забыл об уговоре. Черный парус ввел в заблуждение Эгея. Несчастный правитель подумал, что сын погиб, и бросился в море, которое затем получило название Эгейское. Храм во времена турецкой оккупации был разрушен, его обломки послужили материалом для возведения бастиона. К великому счастью, основная часть блоков все же уцелела, и храм в Афинском Акрополе был практически полностью восстановлен.

Северную сторону Афинского Акрополя украшает мраморный красавец храм Эрехтейон, который является прекраснейшим творением классического искусства. Он был построен на месте дворца правителей Микен в 419-405 гг. до нашей эры и стал местом поклонения афинян. Именно на этом месте был разрешен спор двух божеств за покровительство над городом. С целью их примирения афиняне построили два храма, один из которых посвящен Афине, а другой Посейдону, причем оба храма находятся под одной крышей. Данное сооружение называется Эрехтейон. Восточную часть храма посвятили Афине – здесь хранится древнейшая статуя богини, которая как верят афиняне, упала с небес. Храм Посейдона в Акрополе располагается на 12 ступеней ниже. В полу этого храма, в месте, где нет плиточного покрытия пола, виднеется три отверстия, которые считаются следами от трезубца Посейдона. Ровно в этом месте на крыше храма виднеется отверстие от рукоятки трезубца, которое было сделано при его подъеме, во время удара. Видимо, древних греков временной парадокс совсем не смущал.

Самый большой интерес в Эрехтейоне вызывает Портик Дочерей, состоящий из шести скульптур прекраснейших девушек, которые, исполняя роль колонн, поддерживают крышу храма. В византийские времена их прозвали Кариатидами, то есть женщины из небольшого городка по названию Кария, который славился своей исключительной красотой. В начале XIX века одна из Кариатид вместе с фронтонами и фризами с разрешения турецкого правительства была вывезена в Англию послом Константинополя лордом Элджином. Афиняне настолько были взволнованы поступком Элджина, что в скором времени была придумана легенда о ночном плаче пяти Дочерей, оставшихся в храме, о своей украденной сестре. Лордом Байроном было написано стихотворение «Проклятие Афин», посвященное мародерам этих бесценных сокровищ. Британский музей и по сей день хранит знаменитые Элджинские мраморы, на место, где стояла статуя, поставили копию.

На холме Ареопага или Верховного суда проходили судебные заседания во времена древних Афин. У подножия горы находятся захоронения микенских царей эпохи их царствования в Афинах. Они представляют собой длинные туннели, которые уходят в толщу камня. Справа от лестницы расположена скала, на которой выбиты проповеди и слова Апостола Павла, проповедывающего тут в 50 г. н.э. Неподалеку находиться усыпальница Св.Дионисия Ареопагита – первого новообращенного Павлом.

Поднявшись на Ареопаг, вы сможете вдоволь насладиться великолепным видом площади Синтагма, Омония, Монастираки, Плаки, Древней Агоры и большей части Афин. Это незабываемое зрелище. Множество людей приходит сюда на закате, чтобы полюбоваться городом в свете солнца, уходящего за . Ночами здесь можно встретить много влюбленных пар, любующихся светящимся городом и друг другом.

Без своей священной горы Акрополь Афины не были бы Афинами. Если встать посреди современной улицы с магазинами, на которой нет машин, то вашему взору откроется вид на Афинский Акрополь. Сидя в один из теплых летних вечеров на уютной террасе за столиком под открытым небом, вы вновь увидите освещенный огнями Афинский Акрополь. Как бы это не навязчиво звучало, но вы обязаны посетить Афинский Акрополь, который является душой и сердцем Афин! Лучше всего для этого выбрать утренние часы, когда еще нет сильной жары, а подъем по крутым улицам заменит полноценную утреннюю зарядку.

Храмы Акрополя: Аррефорио, Эрехтейон, Парфенон, Храм Афины-Победы, Пропилеи и другие прекрасные древние сооружения перенесут вас во времена греческих Богов, Перикла, Иктина, Фидия, и строителей и архитекторов этого непревзойденного храмового комплекса. К огромному сожалению, посетить музей Акрополя, расположенный за Парфеноном, в настоящее время нельзя, так как всю его экспозицию перевели в ультрасовременный Новый Акропольский музей.

Многие источники содержат различные переводы слова «Акрополь», среди которых есть даже самые невероятные и смешные. В действительности в древние времена существовало всего два перевода: «город на возвышении» и «край города». В настоящее время более широкое распространение получил второй вариант перевода.

Священная гора наконец-то стала доступна и людям с физическими ограничениями! В соответствии с требованиями Международного олимпийского Акрополькомитета и Европейского союза, разрешениями Греческого министерства культуры, Центрального совета по археологии и распоряжение министра, подняться на холм можно при помощи лифта, построенного над музеем Канеллопулоса на северном склоне.

К северу от основного входа на Афинский Акрополь находиться особый вход, через который человек в инвалидном кресле и его сопровождающий могут добраться до лифта. С тротуара до уровня лифта поднимает специальная движущаяся платформа. На самой вершине от лифта до обзорной зоны, расположенной на северо-западе от Эрехтейона, ведут платформа и наклонная дорожка. Дорожка со специальным покрытием, идущая от Эрехтейона до северо-западного угла Парфенона, позволяет добраться до места, откуда можно полюбоваться восточным фасадом Пропилея. От северо-восточного угла прекрасного Парфенона дорожка поворачивает к музею Афинского Акрополя, где отлично видно восточную сторону Парфенона и руины Рима и Храма Августа. В Афинском Акрополе при помощи небольшого вертикального лифта вы опуститесь до уровня входа в Музей Акрополя, который в настоящее время закрыт.

Для того чтобы людям в инвалидных колясках избежать обычного дневного столпотворения лучше распланировать свой день таким образом, чтобы посмотреть Афинский Акрополь в период с 8 до 10 часов в утреннее время и с 13 до 17 часов в дневное. Ни в коем случае не забудьте, что в летний полдень на вершине холма очень жарко!

Акрополь

АКРО́ПОЛЬ -я; м. [греч. akropolis от àkros - вверх и polis - город]. Центральная укреплённая часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме; крепость. Афинский а.

акро́поль

(греч. akrópolis), возвышенная и укреплённая часть древне-греческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен акрополь в Афинах.

АКРОПОЛЬ

АКРО́ПОЛЬ, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (см. ПИСИСТРАТ) (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 по инициативе Перикла (см. ПЕРИКЛ) на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию (см. ФИДИЙ) , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Священная дорога, по которой от агоры (см. АГОРА) к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней (см. ПАНАФИНЕИ) процессия афинян, ведет к Пропилеям (см. ПРОПИЛЕИ (в Афинах)) , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат (см. КАЛЛИКРАТ) ).
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (см. ЭРЕХТЕЙОН) (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м; 447 - освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер (см. ПЕРИПТЕР) . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.
В самом храме, в наосе (см. НАОС) , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп (см. МЕТОПЫ) по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.
В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "акрополь" в других словарях:

    - (греч. akrуpolis, от бkros верхний и pуlis город), возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божественных покровителей… … Художественная энциклопедия

    - (греч. akropolis) возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах. АКРОПОЛЬ в Афинах укрепленная часть древних Афин, где находились главные… … Большой Энциклопедический словарь Каталог отелей

    Акрополь - (Феодосия,Крым) Категория отеля: Адрес: Песчаная Улица 1 А, 98100 Феодосия, Крым … Каталог отелей

    Акрополь - в Афинах. АКРОПОЛЬ (греческое akropolis верхний город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств покровителей данного… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греческое akropolis верхний город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств покровителей данного города. Наиболее… … Современная энциклопедия

    АКРОПОЛЬ, акрополя. муж. (греч. akropolis) (ист.). В древнегреческих городах центральная укрепленная часть, кремль. Афинский акрополь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (Acropolis, Αχρόπολις). Вообще верхний город, цитадель, кремль. Обыкновенно этим именем называется афинский Акрополь, служивший сокровищницей города. (