Древняя Месопотамия (Междуречье) - культура, искусство, религия. Вавилон - древний город месопотамии, считавшийся когда-то своеобразным "мегаполисом"

Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 1 Гитин Валерий Григорьевич

Двуречье (Месопотамия)

Двуречье (Месопотамия)

В южных предгорьях Кавказа берут свое начало две реки, Евфрат и Тигр, которые впадают в Персидский залив. Пространство, ограниченное их средним и нижним течением, издавна называлось Двуречьем (по гречески - Месопотамией).

В течение всего периода древней истории в долине Тигра и Евфрата образуются, развиваются и увядают три буйноцветные цивилизации, три державы: Шумер, Вавилон и Ассирия.

Шумерская цивилизация является самоей древней не только в этом регионе, но и, пожалуй, во всем обитаемом мире. И самой, пожалуй, таинственной.

Она оставила в наследство потомкам понятия о годе, который состоит из 12 месяцев или 365 дней, о зодиакальных созвездиях, о колесе и гончарном круге, о бронзе и цветном стекле, о профессиональной армии и правовом кодексе. Но вместе с тем эта цивилизация оставила и множество неразрешенных вопросов. Например, в шумерских мифах упоминаются военные действия, которые осуществляются с помощью каких-то длинных металлических стрел, несущих в себе «зарева адского пламени» (перевод может быть не совсем точным, но смысл именно таков). Боевые ракеты за шесть тысяч лет до нашей эры? А то, что шумерские воины после боя тщательно промывали каким-то особым раствором оружие и одежду? Этот процесс называется дезактивацией. Он является необходимой мерой защиты от ядерного заражения. Так что, описание этого процесса в шумерских мифах - неопределенная игра слов? Так, конечно, хотелось бы тем, кто с маниакальным упорством пытается загнать мир в узкие рамки своих жизненных стереотипов.

«На что ни посмотрит больной желтухой, все ему кажется желтоватым».

Тат Лукреций Кар

Видимо, шумеры в свое время пережили что-то невообразимо ужасающее, какую-то страшную трагедию, которой они не смогли дать исчерпывающего определения, но которая явственно отпечаталась на их мировосприятии.

Шумерская мифология пронизана леденящим ужасом и бесперспективной борьбой против злого рока, против того, что выше понимания и поэтому особенно страшно.

У шумеров напрочь отсутствуют характерные для египтян мотивы загробного благополучия в светлом царстве Осириса. Их боги жестоки и беспощадны, они не знают ни жалости, ни милосердия, а в потустороннем мире царят беспросветный мрак и страдания. Этот, живой мир, в шумерском восприятии не намного лучше, но все же допускает наличие определенных радостей, которые можно добыть ценой напряженной и жестокой борьбы, страданий и лишений.

Авторство крылатой фразы «Momento more» («Помни о смерти») принадлежит не римлянам, как принято считать, а шумерам. Именно шумеры провозгласили нормой мировосприятия постоянное ощущение угрозы смерти и при этом стремление к наслаждению каждым мгновением быстротекущей жизни.

«Смерть - это стрела, пущенная в тебя, а жизнь - то мгновение, что она до тебя летит».

Аль-Хусри

Несказанно забавляет трактовка шумерского мировосприятия, кочующая из одного академического учебного пособия в другое. Она основывается, прежде всего, на сложных природных условиях Двуречья, на разливах Тигра и Евфрата, на жарком климате и т.п. И поэтому, мол, возникла в этих суровых краях такая мрачная жизненная философия. Ну, что тут можно сказать? Если по правде, то очень хочется обратиться к ученому мужу: «Дубина, взгляни на карту!» Действительно, не на Аляске же располагалось это самое Двуречье. Плодородная почва, на которой каждое посеянное зерно давало урожай в соотношении 1 к 100; финиковые пальмы; леса, полные дичи, и реки, кишащие рыбой. Практически общий с Египтом регион. А что до жизненной философии, то природные условия если и играют какую-то роль в ее формировании, но все же далеко не решающую.

Сама же жизненная философия того или иного народа, вернее, господствующая философия того или иного народа играет, бесспорно, решающую роль в формировании его духовных ценностей.

Между прочим, шумерский миф о всемирном потопе возник если не раньше библейского, то во всяком случае вне зависимость от него. В нем фигурируют и ковчег, и ворон, нашедший земную твердь.

Самый значительный литературный памятник шумеров - эпос о Гильгамеше. Герой этого эпоса отправляется в долгий и опасный путь, желая обрести бессмертие. Его поиски мучительны и полны опасных приключений. В конце концов Гильгамеш возвращается домой. Он смотрит на высокие городские стены и утешает себя мыслью о том, что если после человека остается то, что он построил, то бессмертие вполне может заключаться в его свершениях.

Шумеры оставили после себя еще и такие символы бессмертия, как ступенчатые башни, так называемые зиккураты. Эти башни были центральными сооружениями храмовых комплексе», На вершине многоступенчатой башни располагалось святилище которое считалось обиталищем бога. Там жрецы вступали в непосредственное общение с высшими силами, и никто не может знать наверняка, были то монологи или диалоги…

Мы слишком мало знаем наверняка.

Что ж, возможно, знание вовсе не является необходимым условием прогресса цивилизации.

Может быть, именно по этой причине культурное наследие шумеров пронизано столь глубокой печалью.

А вот наследники шумерской культуры - вавилоняне - уже отличались непоколебимым оптимизмом, и вовсе не потому, что меньше знали, а потому, что по-иному относились к своему знанию, более трезво, прагматично - в известной мере. Да, если жизнь - паршивая овца, то с паршивой овцы - хоть шерсти клок!

И они брали свой клок шерсти весело, дерзко, безоглядно.

Недаром же Вавилон является символом жизнелюбия, синонимом гипертрофии любого жизненного явления. Есть такое расхожее выражение «вавилонская блудница». Никто не сможет определить точные параметры этого понятия, однако любой скажет, что здесь имеется в виду какая-то супершлюха, какая-то ниспровергательница всех приличий, всех моральных догм, всех общественных стереотипов.

А выражение «вавилонское столпотворение» само собой предполагает нечто крупномасштабное, многолюдное, потрясающее своим размахом. Согласно библейскому мифу, в городе Вавилоне началось строительство огромной башни, которая должна была достичь неба. Естественно, в осуществлении этого дерзкого проекта принимало участие немыслимое количество строителей. Строительство развивалось довольно успешно, и Вавилонская башня (столп) уже была весьма высокой, когда Бог, разгневавшись на зарвавшихся людишек, наделил их разными языками, и тогда, утратив возможность свободно общаться друг с другом, они вынуждены были прекратить строительство…

А само слово «Вавилон» является синонимом большого и величественного города, полного соблазнов и какого-то изощренного греха, во многом соответствующего расхожим представлениям о современном Лас-Вегасе.

В Библии Вавилон характеризуется как город, который «яростным вином блуда своего напоил все народы».

Так или иначе, но Вавилон был столицей могущественного царства и самым крупным торговым центром Двуречья, по крайней мере в период своего расцвета (первая половина II тысячелетия до н.э.).

В истории человечества Вавилон был первым из городов, соответствующих понятию «столица мира».

Известно, что в Вавилоне насчитывалось 53 храма великих богов, 55 храмов верховного бога Мардука, 300 святилищ земных и подземных богов, 600 святилищ богов небесных, 180 жертвенников богини войны и любви Иштар и 200 жертвенников, посвященных другим богам. Венцом этого огромного комплекса культовой архитектуры была так называемая Есагила - 90-метровая многоступенчатая башня (зиккурат), выстроенная в честь верховного бога Мардука.

Само собой разумеется, что все эти сооружения не пустовали.

Религиозное рвение вавилонян стимулировалось, прежде всего, могучим сексуальным инстинктом, потому что храмы служили местами массовых совокуплений.

Можно сказать, что сексуальный экстаз вавилонян мягко переходил в религиозный. И наоборот.

В то время уже была достаточно сильно развита храмовая проституция, так что мужчины имели широкие возможности вступать в контакт с теми или иными божествами посредством сношения с их жрицами.

«Начало блуда есть обращение к идолам».

Книга притчей Соломоновых. 14;12.

Вавилон считался классической страной религиозной проституции.

Геродот отмечал, что все жительницы Вавилона обязаны были хоть раз в жизни прийти в храм Милитты, чтобы там отдаться какому-нибудь чужеземцу. Разумеется, далеко не все из них обладали необходимой степенью привлекательности, тем более учитывая жестокую конкуренцию, так что некоторым приходилось ждать своего счастливого случая довольно долго. Впрочем, учитывая огромное количество «гостей столицы», положение дурнушек было не столь уж безнадежным.

А во всем остальном этот человеческий улей был таким же, как и все ему подобные торговые центры Древнего и всех прочих миров. И так было до того, как страной начал править царь Хаммурапи (с 1792 по 1750 гг. до н.э.). Во время его правления в храмах или на торжищах все продолжалось своим издавна заведенным порядком, как и в домах вавилонян, если рассматривать внешнюю сторону бытия. Но во внутренней, в истинной сути своей бытие радикально изменилось, и это изменение определило особое место Вавилона в истории цивилизации.

В начале XX века археологи нашли высокий столб из черного камня. На этом столбе убористой клинописью были высечены законы царя Хаммурапи, весьма вероятно, первые на нашей планете писаные законы.

Эти законы в определенной мере стали фундаментом для всех последующих правовых норм всех народов и государств.

«Я, Хаммурапи, - было написано во вступительной части этого кодекса, - вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские поселения, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу.

Отныне:

Если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет украденное, должно убить…»

В учебных пособиях советского периода на приведенные выше строки изливались ведра саркастической желчи. Вот, мол, как правители пеклись о сохранности своего имущества. А разве существует иной способ обеспечения сохранности имущества?

Сейчас, в начале XX века, нередки случаи хищений сотен метров медных проводов прямо с троллейбусных линий. Ночью. Утром - кроме материальных убытков, еще и сюрприз для тех, кто собирался прибыть к месту работы троллейбусом.

Так что же посоветуют делать в таких случаях с пойманными ворами ревнители абстрактного гуманизма? Пару лет в колонии общего режима, где эти субъекты будут чувствовать себя, как щуки в водоеме? Освободившись, они возьмутся за старое, возможно, и за что-то новое, более впечатляющее.

Как писал Ницше в 1887 году, немцы на протяжении многих веков прибегали к ужасающим по своей жестокости средствам, чтобы достичь элементарного порядка, чтобы «выдрессировать „народ мыслителей“.

К сожалению, иного пути нет, и лучший способ уберечь от хищений троллейбусные провода - это повесить на одном из оскверненных столбов пойманного вора, а рядом с ним - скупщика краденного.

Но вернемся к законам Хаммурапи.

Они базируются на известном законе Природы, который гласит: «Сила действия равна силе противодействия» (да-да, физика - это рупор Природы, это вам не история или социология).

По законам Хаммурапи, воровство в любом своем проявлении карается смертью, и это совершенно справедливо. Имущество человека возникает вследствие затрат его жизненной энергии, следовательно, посягая на него, вор тем самым посягает на жизнь человека. Зачастую это проявляется в самом прямом смысле, когда, к примеру, угоняют автомобиль, приобретенный ценой многолетних лишений, или крадут у старушки кошелек с ее жалкой, но жизненно необходимой пенсией. Не знаю, как господа гуманисты, а я не вижу иного выхода из создавшейся ситуации, кроме публичкой и к тому же позорной казни виновного.

Или следующее: «Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф» . Кто станет возражать против этого справедливого требования? Разве что поборники всеобщего мордобоя, который им почему-то выгоден.

А вот «если человек ударит по щеке высшего (вельможу, жреца), должно ударить его 60 раз плетью из воловой кожи» . Это очень серьезно, на грани, пожалуй, смертной казни, ну, а с другой стороны, не справедливо ли старинное изречение: «Власть нельзя трогать руками» ?

Иначе воцарится хаос.

А в заключение было написано: «Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы…»

Вот это действительно вклад в Историю.

В этом плане следует отметить и литературу Вавилона.

«Поэма о Атрахасисе» содержит яркое и образное описание всемирного потопа, наступившего вскоре после раскаяния богов в сотворении людей.

В эпосе, названном «Когда наверху», разрабатывается своя версия шумерской поэмы о Гильгамеше, который продолжает искать эфемерное бессмертие и, естественно, не находит… А проблема добра и зла нашла свое отражение в известном диалоге между рабом и его господином. Тот отдает приказание рабу, и это приказание немедленно и беспрекословно исполняется. Затем господин отдает приказание прямо противоположного смысла, и оно исполняется так же старательно. И тогда господин спрашивает: «Что же, в таком случае, считается добром, а что - злом, если и то, и другое находит себе столь беспрепятственное применение?» Раб отвечает господину: «Сломать твою и мою шею и бросить в реку, потому что нет ни добра, ни зла» .

Так-то. А размеры товарооборота на рынках Вавилона нисколько не волнуют утонченную и капризную музу Клио, как не волнуют ее ни показатели урожаев на полях этого государства, ни угрожающие телодвижения вавилонских (да и не только вавилонских) военных. Что толку? Через 232 года после смерти царя Хаммурапи Вавилон был завоеван горскими племенами, которые хозяйничали там достаточно долго, но как пришли, так и убрались восвояси, будто снег под лучами Солнца.

Вавилон снова расцвел, да таким пышным и буйным цветом, какого еще не видел мир.

Навуходоносор II , царь Вавилонии в 605-562 гг. до н.э., прославился, прежде всего, своим градостроительским рвением. Он окружил столицу мощными крепостными стенами, настолько мощными, что на них могли разминуться две боевые колесницы.

Городские ворота смотрели на все четыре стороны света, откуда неиссякаемыми потоками стекались в легендарный Вавилон торговцы, путешественники, искатели приключений, ремесленники, проститутки, странствующие воины и множество всякого иного люда, привлеченного рассказами о сказочной роскоши и столь же сказочной свободе нравов. Между прочим, главные, обращенные к восходящему Солнцу, городские ворота были посвящены богине войны и любви - Иштар (Ашторет, Астарта), а это само по себе говорит о многом.

Волею царя Навуходоносора II было создано в Вавилоне второе чудо света - так называемые висячие сады Семирамиды.

Таков реальный вклад Навуходоносора II в Историю.

А иные его действия, хоть и отличались масштабностью, однако уже не носили того личностного начала, которое так высоко ценит муза Истории. Известно, что в 605 году до н.э. этот царь захватил территории Сирии и Палестины. В 597, а затем в 587 (или в 586 г. до н.э.) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большинство его жителей. Но такое было вполне под силу любому опытному военачальнику, а вот сады Семирамиды…

Семирамида - легендарная царица Вавилона (по другим данным - Ассирии). По крайней мере, известно и ассирийское ее имя - Шаммурамат. Правила она в конце IX в. до н.э. К Навуходоносору II непосредственного отношения не имела и иметь не могла по причине явной разницы в возрасте (век IX и век VII), так что «сады Семирамиды» - название скорее традиционное, чем настоящее. О Семирамиде еще поговаривают, будто бы она разрешила кровосмесительные браки и вышла замуж за своего сына, которого спустя некоторое время сама же и убила. Как бы там ни было, но дама незаурядная, и, видимо, не случайно с ее именем связано второе чудо света.

В 538 году до н.э. Вавилон был взят персами.

Теоретически это было совершенно немыслимым предприятием, учитывая мощь крепостных сооружений и защищавшего их гарнизона, однако на практике все обстояло просто и похабно: вавилонские жрецы предательски открыли одни из четырех городских ворот. Видимо, что-то не поделили со светской властью. Что ж, на скрижалях Истории такое встречается сплошь и рядом…

Богиня со змеями XVII век до н.э.

А после недолгого господства персов в Двуречье подлинной жемчужиной этого региона становится Ассирия .

В немалой мере Ассирия может считаться наследницей вавилонской цивилизации, продолжательницей ее достижений, однако она и трансформировала их, приспособила под основные требования своей государственной идеологии. Такому воздействию подверглись и религия, и культура, и все, в принципе, социальные институции Вавилона.

Если раньше власть была средством достижения экономического могущества, сказочной роскоши и громкой славы в мишурно-восточном ее понимании, то в ассирийском варианте власть была уже целью , самоценным образом, облик которого складывался из символов державного величия.

Ассирийская культура дышала пафосом мощи, непобедимости, мудрости и справедливости царской власти. Религиозные мотивы уступили место светским. Величественным храмам бросали вызов еще более величественные дворцы, построенные на искусственных холмах и окруженные крепостными стенами. Таким был знаменитый дворец царя Саргона II , построенный в окрестностях города Ниневии. Вход в него сторожили мастерски изваянные фигуры крылатых быков с человечьими головами, внутренние стены были украшены барельефами на военные или охотничьи темы, демонстрирующие высочайшее искусство ассирийских скульпторов.

Во дворце царя Ашшурбанипала (Сарданапала) находился шедевр мирового изобразительного искусства - барельеф «Умирающая львица». Это, бесспорно, творение великого мастера, гораздо более ценного для Истории, чем его царственный заказчик.

Впрочем, Ашшурбанипал вошел в Историю не только как грозный тиран и неуемный завоеватель чужих территорий, но и как вдумчивый собиратель древних письменных памятников. Он обладал богатейшей по тем временам библиотекой, состоящей из более чем двух десятков тысяч клинописных табличек, которые отображали самые разные аспекты бытия. «Я познал самые сокровенные тайны искусства письма, - отмечал Ашшурбанипал на одной из табличек своей библиотеки,- я читал в небесных и земных сферах и долго размышлял над прочитанным» .

Что ж, совсем неплохо для самодержца.

Но стиль жизни той эпохи менее всего характеризовался благостным времяпровождением в тиши библиотек. Власти для поддержания своего имиджа требуется постоянная демонстрация силы.

Ассирийцы мастерски владели искусством войны, о чем свидетельствуют нетленные глиняные таблички:

«Смотрите, вот они подходят быстро и неудержимо, никто не задремлет и не заснет. Копыта их коней словно из камня, а колеса - как буйный вихрь. Рев их подобен львиному. Никто не в силах укрыться от них».

«По пропастям и ущельям кровь их заставил я течь, как реки; степи, равнины, высоты я окрасил, как алую шерсть; окрестные селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото. В прекрасные сады ворвались мои воины и дали греметь железному топору… ни колеса я не оставил».

А если бы спросить их, зачем, в конечном счете, совершались все эти гнусности, которыми они так гордились? Да и не только их. Подобными гнусностями буквально нашпигована История человечества. Когда читаешь такое, невольно возникает мысль о том, что одного всемирного потопа было, пожалуй, мало…

Война, если по правде, не такое уж отвратительное явление, если рассматривать ее как сшибку на огромном поле двух конфликтующих армий, а там уж как Бог решит, но такое как «свежую воду канала превратил я в болото» можно считать только преступлением, и никакая личная доблесть его участников не искупит такого жуткого греха. Да и какая здесь может быть, к дьяволу, доблесть?

Кстати о доблести. Геродот и клинописные тексты сообщают множество любопытных фактов о царствовании одного из самых доблестных властителей Ассирии, которого звали Синаххериб (годы правления 705-680 до н.э.).

Этот достойный муж начал свое правление с коренного пересмотра своей родословной. Отрекшись от родного отца, царяСаргона II , он объявил себя прямым потомком полубогов Адапы и Гильгамеша.

Он часто воевал с соседями, опустошая их города и селения, жестоко подавляя восстания в оккупированных областях.

Он покорил практически всю переднюю Азию, и лишь только Вавилон долгие годы оставался белым пятном на карте победоносных приобретений доблестного Синаххериба. Все эти годы он коршуном кружил вокруг прославленного города, наиболее чтимого культового центра Месопотамии, выжидая свой звездный час.

И этот час настал. В 689 году до н.э. Синаххериб, предварительно обескровив всех возможных союзников Вавилона, окружил его и взял штурмом.

После «героического» разграбления великого города его жителей частью переселили, частью отдали в рабство.

Несметные сокровища вывез Синаххериб из Вавилона, но это акция была, как оказалось, лишь малой частью комплексного плана попрания святынь. После вывоза сокровищ Синаххериб приказал снести все жилые кварталы Вавилона, все административные и культовые сооружения, то есть стереть город с лица земли. Но и это не все. Запрудив часть русла Евфрата, он пустил воды реки по разрушенному городу, превратив его в болото. И в завершение операции образцы вавилонской земли были торжественно развеяны по ветру…

А через семь лет Синаххериб стал жертвой дворцового переворота. Он был убит в храме двумя своими сыновьями, которые, правда, вынуждены были вскоре бежать, спасаясь от мести своего брата - третьего сына доблестного ассирийского царя Синаххериба.

Вот такими, по преимуществу, и были исторические реалии, в которых действовали персонажи этого героического фарса.

Право слово, уж лучше и, без сомнения, неизмеримо более нравственно служить ненасытным богам таким образом, как это описал Геродот: «Каждая женщина в стране должна раз в жизни сесть у храма Афродиты и отдаться какому-нибудь чужестранцу Многие женщины, не желающие смешиваться с другими потому, что, имея деньги, много воображают о себе, приезжают в святилище в закрытом экипаже, и их сопровождает многочисленная прислуга. Но большинство поступает следующим образом: они сидят в священной роще Афродиты с венками из веревок на голове - их много, потому что одни уходят, а другие приходят.

Из круга, образуемого женщинами, по всем направлениям расходятся прямые дороги, по которым проходят чужеземцы, чтобы выбрать себе одну из сидящих. Раз женщина пришла и села здесь, она не может вернуться домой, пока не получила денег с чужеземца и не вступила с ним в сношение вне святилища. Бросая ей деньги, он должен сказать: во имя богини Милитты. Милиттой называется у ассирийцев Афродита. Сколько бы он ни дал ей денег, она не должна отвергать. Это запрещено, потому что деньги посвящены божеству. Она должна пойти с первым встречным, кто дал ей деньги, и не должна никому отказывать» .

Лучше бы История хранила в памяти вот такое, а не моря крови, пролитые, помимо всего прочего, совершенно напрасно.

Покрытый лаврами разбой,

И сухопутный и морской,

Не стоит славословья.

Готов я кровь отдать свою

В том жизнетворческом бою,

Что мы зовем любовью.

Я славлю мира торжество,

Довольство и достаток.

Приятней сделать одного,

Чем истребить десяток!

Роберт Бернс

Даже при беглом знакомстве с древней Историей создается впечатление, что делать-то, конечно, делали, но вот истребляли людей гораздо больше и с неизмеримо большим рвением.

Из книги 100 великих богов автора

ДВУРЕЧЬЕ (ШУМЕР, АККАД, АССИРИЯ, ВАВИЛОН) Этот обширный регион оспаривает пальму первенства у Египта как первоначальный центр цивилизации. И если первые крупные государственные объединения сначала возникли в долине Нила, а не в Двуречье, то первые очаги производящего

автора Бадак Александр Николаевич

Глава 4. Двуречье источники и историография Двуречья Вплоть до середины прошлого века историки в своем распоряжении имели только отрывочные и противоречивые, а иногда и искаженные сведения о народах, которые в древности населяли территорию в бассейне Тигра и

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие поселения в Двуречье Влияние условий географической среды на ход исторического развития народов Двуречья имело весьма относительный характер. Географические условия Двуречья за последние 6–7 тысячелетий почти не изменились.Однако если в настоящее время

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Переселение в двуречье семитов Об очень ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами говорят несколько семитических слов, обнаруженных в древних шумерских текстах.Вскоре и сами семитические племена стали появляться на территориях, где проживали

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Глава 5. Двуречье в период господства Аккада и Ура Возвышение Аккада Было, по крайней мере, несколько причин необходимости политического объединения Двуречья.Потребность в более эффективном использовании уже существовавших местных ирригационных систем, а также в

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Двуречье при правлении Саргона Объединив Аккад и Шумер, Саргон тут же принялся закреплять победу через упрочение государственной власти.Впервые в мировой истории Саргон создал постоянное войско, которое насчитывало 5 400 человек. Это были воины профессионалы, они

автора

Двуречье и Древний Восток «Эпос о Гильгамеше» - самое древнее литературное произведение мира. Джордж Смит и другие исследователи показали, что библейское предание о потопе лишь местная, израильская версия этого мифа. Но быть может, великий эпос «о видавшем все до края

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Двуречье и долина Нила Шумер или Египет - кто раньше? Так ставился вопрос, когда сенсационные открытия археологов в долине Нила и в Двуречье как будто соперничали друг с другом. Первоначально цивилизация Египта казалась самой древней на нашей планете; затем находки в

Из книги Адрес - Лемурия? автора Кондратов Александр Михайлович

Индостан - Бахрейн - Двуречье Находки археологов в протоиндийских городах убедительно показывают, что торговые контакты создателей древнейшей цивилизации Индостана охватывали огромную территорию, от Каракумов на севере до Малабарского берега на юге, от степей

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Господство амореев в Двуречье Бок о бок с коренными жителями Двуречья на ее территории обитали полукочевые скотоводческие племена пришельцев-амореев; их вождей в Месопотамии прозвали «живущими в шатрах». Рядовые амореи практически не селились в городах, а занимали

Из книги История Древнего Востока автора Деопик Дега Витальевич

ДВУРЕЧЬЕ ПРИ III ДИНАСТИИ УРА Именно из этой среды ушел Аврам, бывший городским жителем. Это очень важно помнить; Аврам пришел в Святую Землю с пешим караваном, но прошлое у него было не просто городским, а - столичным, и жил он в столице - долго; да и предки его жили где-то

Из книги Тайны трёх океанов автора Кондратов Александр Михайлович

На трассе «Двуречье - Бахрейн - Индостан» Среди многих сотен цилиндрических печатей жителей Двуречья археологи нашли и несколько квадратных печатей, выполненных протоиндийцами. Это говорило о том, что между двумя древнейшими цивилизациями существовали контакты. В

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Двуречье В южной части долины рек Тигра и Евфрата уже в V тысячелетии до нашей эры жил удивительный народ - шумеры, отличавшиеся от других народов языком и одеждой. Шумеров считают основателями вавилонской цивилизации, но откуда они произошли, - неизвестно. Трудно было

Из книги Тайны Всемирного потопа и апокалипсиса автора Баландин Рудольф Константинович

Древнее Двуречье Первые классовые государства возникли в Двуречье примерно тогда же, когда и в долине Нила. Однако тут были свои особенности, которые определялись во многом природными условиями.Долина Тигра и Евфрата очень широка, открыта на запад и окружена нагорьями,

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Двуречье Между Тигром и Евфратом Две великие реки Тигр и Евфрат текут с южных отрогов Кавказа к Персидскому заливу. Они окаймляют мёртвую, выжженную солнцем долину - Месопотамию (в переводе с греческого - Междуречье). Во все стороны здесь тянутся бесконечные пески и

Из книги Первоистоки Русов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Северное Двуречье и Ярохеттия На юг Месопотамии, в классическое Двуречье русы, по всей видимости, пришли из Северного Двуречья.Весь север, как мы писали ранее, ввиду более пригодных климатических условий был заселен значительно раньше.Одно из ранних поселений – Калат

Хотя кумиров и не велено себе творить, но у меня они всё же есть… и второй по значению – Агата Кристи. Оснований для этого достаточно, но главным образом я прониклась, когда прочитала у неё вот это:

Я никогда не обладала профессиональным взглядом на вещи, не могла точно запомнить даты жизни ассирийских царей, но меня всегда страшно интересовал человеческий аспект того, что открывает археология.

Мне никогда не хватало археологической учености, чтобы оценить пласты, планы раскопок и тому подобное, обсуждаемое современными научными школами с таким жаром. Я безо всякого смущения признаю, что меня интересуют только ремесленные поделки и предметы искусства, которые достают из-под земли. Понимаю, что первое, быть может, и важнее, но для меня самое большое очарование всегда таится в изделиях рук человеческих: маленькие дарохранительницы из слоновой кости, на которых по кругу вырезаны музыканты со своими инструментами, фигурка мальчика с крыльями, замечательная головка женщины - уродливой, но полной жизненной силы и характера…

Это было как озарение, точнее я не могла бы высказать свои собственные взгляды на историю вообще, и на археологию в частности. Для меня точно так же не представляют особого интереса и важности различные конкретные события типа переделов власти и территорий, смены династий, религиозных реформ и течений и т.п. Но зато неизменным обаянием для меня обладают истории про человеческие судьбы, взлёты, драмы и достижения в том или ином временном отрезке. Так вот, мне хочется начать составлять свою нетипичную историческую классификацию. А именно, мне хочется собрать по разным векам и эпохам возможно не самые судьбоносные, но самые удивительные, отважные, популярные истории и события. Сегодняшний пост положит начало. И будет это начало про Месопотамию.

Меня давно будоражит такое вопиющее несоответствие: едва ли не самые малопривлекательные в современном мире регионы, которые занимают сегодня Сирия и Ирак в прошлом были загадочной Месопотамией. А уж Месопотамия с её шумерскими традициями и вавилонскими царями имеет непререкаемые заслуги в становлении человеческой цивилизации. Как по мне, она затмила в этом все другие «сверхдержавы» древности. Я приведу сейчас просто списком некоторые достижения и удивительные факты, думаю, они убедят и вас.

  • Наиболее внятные упоминания о применении, а фактически об изобретении колеса относятся к 4-му тысячелетию до н.э.! И упоминания эти, как вы понимаете, нашли на территории Месопотамии.
  • Знаменитая клинопись Шумера – это, собственно, зачатки человеческой письменности вообще.
  • Современные историки обычно называют три самых древних города мира, заселение которых не прерывалось на протяжении веков и тысячелетий. Один из этих трёх – сирийский Дамаск.
  • Один из вавилонских царей – Хаммурапи издал самые первые в мире юридические законы.
  • Другой повелитель Вавилона – Навуходоносор помимо прочих своих качеств, отличался любовью к искусству. Он устроил первые в человеческой истории музеи древностей.
  • Металлические монеты и цилиндрические печати – это тоже изобретения Месопотамии.
  • Реально существовавший зиккурат Вавилона под названием Этеменанки (высота 91 метр) увековечен в библейском предании о вавилонской башне.

Увы! как вавилонская башня, так и другие строения не дожили до наших дней в силу применения не такого уж долговечного строительного материала, как кирпичи из глины. А современные революции и войны в этом регионе и вовсе по-варварски расправились с наследием общечеловеческого значения. Где и что всё же можно увидеть из остатков культуры Месопотамии за пределами горячих точек Ирак и Сирия?

  • Ворота богини Иштар, построенные в Вавилоне в 575 г. до н.э. – единственное архитектурное сооружение того периода, остатки которого дожили до наших дней. Эти отдельные фрагменты можно увидеть в разных музеях мира (Стамбул, Париж, Детройт и Чикаго, Лондон). Но самая полная реконструкция находится в музее Пергамон , г. Берлин
  • В Британском музее, г. Лондон, хранятся экспонаты, найденные археологическими экспедициями в Сирии, Иране, Ираке. Участницей этих экспедиций была Агата Кристи…
  • Вавилонская башня служила источником вдохновения для многих европейских художников. Самым знаменитым произведением с таким сюжетом являются работы художника Питера Брейгеля Старшего. Две картины с установленным авторством Брейгеля хранятся в музеях Вены и Роттердама, одна, предположительно кисти нидерландца – в Дрезденской галерее.
  • Стела с законами Хаммурарапи находится в Лувре. На фото внизу – копия, которую я видела в Берлине

Вавилон – одна из древнейших цивилизаций, корнями уходящая в царство Шумер. Тема чрезвычайно обширная и интересная. Достаточно упомянуть о Вавилонской башне, мифе, вошедшем в христианскую религию, или миф о Всемирном потопе, впервые встречающийся в шумерских клинописных табличках. Поскольку нельзя объять необъятное, рассмотрим корни этой цивилизации, а именно - царство Шумер.

Шумер – самая древняя и самая таинственная, по мнению ученых, цивилизация на Земле. Как мне представляется – это не совсем так. Согласимся с тем, что это самая древняя из известных и корректно датируемых цивилизаций.

Все дело в том, что в качестве «носителя информации» древние шумеры использовали весьма долговечный материал – глиняные таблички, да еще и обожженные. Такому материалу не страшно время, огонь и вода. Плюс сухой климат.

И именно поэтому мы можем что-то узнать о том, что в за 4 тысячи лет до р.х. в дельте Тигра и Евфрата существовала высокоразвитая цивилизация. Если предположить, что другие, не менее развитые цивилизации использовали менее долговечные носители информации, скажем – натуральный продукт – бересту, а постройки были уничтожены ледником, то нас ждет открытие еще нескольких подобных цивилизаций. Как пример – Хараппское царство в долине Инда, по времени существования сопоставимая с Шумерским. По площади превосходящая его в разы, по уровню культуры, скорее всего, превосходящая последнюю, но дошедшие до нас письменные источники не поддаются дешифровке и поэтому об этой цивилизации мы и знаем очень и очень мало и в современном обществе о ней мало говорят.

Но это в будущем, а сейчас...

Цивилизация шумер, возникшая прямо ниоткуда примерно за 4 тысячи лет до н.э. одна из самых таинственных. Во-первых, совершенно непонятно, откуда они пришли. Если судить по уровню технологий, то они пришли оттуда, где эти технологии уже были развиты. Учитывая место проникновения шумер в Междуречье, пришли они со стороны моря, а, следовательно, они уже должны были овладеть судоходством и навигацией, а следовательно, иметь представление об астрономии. Другие косвенные признаки указывают на то, что родина шумер была расположена в горах. Об этом говорит то, по мнению ученых, что свои культовые сооружения шумеры строили на искусственных возвышениях.

Но, так или иначе, придя в Междуречье, по мнению ученых, сравнительно немногочисленной группой, они сначала очень быстро освоили дельту Евфрата, построили там свои города и двинулись колонизировать север Междуречья.

Вызывает некоторое удивление чрезвычайно высокий уровень технологий древних шумер. Придя в Междуречье, они почти сразу же занялись ирригацией, а места там – болотистые. Создав систему каналов, и, поддерживая ее в работоспособном состоянии, они имели избыток продуктов. Следующий технологический прорыв – обожженная глина. Следует отметить, что тростник, в изобилии произраставший в тех местах – топливо никудышное. Но там есть нефть, вернее битум, буквально сочившийся из земли. И это топливо посерьезнее будет, и именно оно, по мнению ученых, и позволило древним шумерам в большом количестве производить строительные материалы из обожженной глины и строить хорошо укрепленные города и культовые сооружения. Руины, которых ученые и изучают до сих пор.

Вероятнее всего именно наличие нефти и стало тем конкурентным преимуществом, которое позволило древним шумерам создать столь высокоразвитую цивилизацию.

Следующей загадкой шумер является то, что, по мнению ученых, они не являются родственниками населявших эту местность семитских племен. Оговорюсь, что термин – «семитские» не обозначает евреев. Арабы тоже – семиты! Это отличие шумер вытекает из лингвистики и других косвенных признаков. Судя по всему, к моменту прибытия шумер в Междуречье, письменность у них уже была.

Максимум информации ученые почерпнули из глиняных табличек, дошедших до нас в изобилии. Тут есть и хозяйственные документы, и детские, школярские «пробы пера», есть и эпические произведения, такие как «Эпос о Гильгамеше», дающие отчетливое представление и об общественном укладе и о верованиях древних шумеров.

Стоит упомянуть, что именно древним шумерам ученые приписывают изобретение денег. Вернее не само изобретение денег, а их включение в некую довольно затейливую экономическую конструкцию. И именно там, впервые, деньги стали терять свою собственную потребительную стоимость, как, например – золото, и стали заменяться некими «суррогатами». Условно это можно выразить так, шумеры изобрели «номинальную стоимость» денежных знаков.

Ну и говоря о Шумерской цивилизации трудно не упомянуть об исследованиях Захарии Сетчина, доказывающего, что под именами шумерских богов – Энке, Энлиль, Иштар и т.д. выступают совершенно конкретные живые существа, но инопланетяне. И там же, в шумерских табличках, Сетчин разглядел технологию создания человека, как существа, полученного методом генной инженерии.

Почитайте на досуге, очень убедительно, бестия, излагает!

Все что дальше происходило на территории Междуречья, это логическое развитие цивилизации шумер, но уже не совсем самими шумерами. В древнем Вавилоне мы видим тех же богов, те же технологии, ту же письменность, вернее клинопись, но на другом языке.

«Все сойдутся в Междуречье,
Здесь Эдем и здесь начало
Здесь когда-то общей речью
Слово Божие звучало...»

(Константин Михайлов )

Пока по территории древней Европы бродили дикие кочевники, на Востоке вовсю происходили очень интересные (порой необъяснимые) события. О них красочно написано в Ветхом Завете и в других исторических источниках. Например, такие известные библейские истории, как и Всемирный Потоп, случились как раз на территории Месопотамии.

Древнее Междуречье без всяких прикрас можно назвать колыбелью цивилизации. Именно на этой земле примерно в 4-м веке до нашей эры зародилась первая восточная цивилизация. Такие государства Месопотамии (Древнее Междуречье по-гречески), как Шумер и Аккад, подарили человечеству письменность и удивительные храмовые постройки. Отправимся же в путешествие по этой полной секретов земле!

Географическое положение

Какое название имела Месопотамия? Двуречье. Второе название Месопотамии - Междуречье. Также можно услышать слово Нахараим - это тоже она самая, только на иврите.

Месопотамия - это историко-географическая территория, расположенная между и Евфрат. Сейчас на этой земле находятся три государства: Ирак, Сирия и Турция. История Месопотамии развивалась именно на этой территории.

Расположенный в самом центре Ближнего Востока регион ограничен с запада Аравийской платформой, с востока - предгорьями Загроса. На юге Месопотамия омывается водами Персидского залива, а на севере возвышаются живописные Араратские горы.

Междуречье представляет собой плоскую равнину, тянущуюся вдоль двух великих рек. По форме она похожа на овальную фигуру - такова удивительная Месопотамия (карта подтверждает это).

Деление Междуречья на регионы

Историки условно делят Месопотамию на:


На территории Древнего Междуречья в разное время существовали четыре древних царства:

  • Шумер;
  • Аккад;
  • Вавилония;
  • Ассирия.

Почему именно Месопотамия стала колыбелью цивилизации?

Около 6 тысяч лет назад на нашей планете произошло удивительное событие: примерно в одно время зародились две цивилизации - Египет и Древняя Месопотамия. Характер цивилизации одновременно и похож и не похож на первое древнейшее государство.

Схожесть заключается в том, что обе возникли на территориях с благоприятными для жизни человека условиями. Не похожи тем, что каждую из них отличает уникальная история (первое, что приходит в голову: в Египте были фараоны, а в Междуречье - нет).

Тема статьи, все же, государства Месопотамии. Поэтому не будем отклоняться от нее.

Древнее Двуречье - это своего рода оазис в пустыне. С двух сторон местность огорожена реками. А с севера - горами, которые предохраняют оазис от влажных ветров со стороны Армении.

Такие благоприятные природные особенности сделали эту землю привлекательной для древнего человека. Удивительным образом здесь сочетаются комфортный климат с возможностью заниматься земледелием. Почва настолько плодородна и богата влагой, что выращенные фрукты получаются сочными, а взошедшие бобовые - вкусными.

Первыми это подметили древние шумеры, которые заселили эту территорию около 6 тысяч лет назад. Они научились мастерски выращивать различные растения и оставили после себя богатую историю, загадки которой по сей день решают увлеченные люди.

Немного конспирологии: о происхождении шумеров

Современная история не отвечает на вопрос, откуда появились шумеры. Есть множество предположений по этому поводу, но к единому мнению ученое сообщество до сих пор не пришло. Почему? Потому что шумеры сильно выделялись на фоне остальных племен, населяющих Междуречье.

Одно из явных отличий - это язык: он не похож ни на один из диалектов, на котором разговаривали жители соседних территорий. То есть у него нет схожести с индоевропейским языком - предшественником большинства современных языков.

Также внешность обитателей Древнего Шумера совсем не типична для жителей тех мест. На табличках изображены люди с ровными овалами лиц, удивительно большими глазами, тонкими чертами лица и роста выше среднего.

Еще один момент, на который обращают внимание историки, - это необычная культура древней цивилизации. Одна из гипотез гласит о том, что шумеры - это представители высокоразвитой цивилизации, прилетевшей из Космоса на нашу планету. Такая точка зрения довольно странная, но имеет право на существование.

Как оно было на самом деле - неясно. Но одно можно сказать с точностью - шумеры дали очень много для нашей цивилизации. Одно из их неоспоримых достижений - это изобретение письменности.

Древние цивилизации Месопотамии

Разные народы населяли протяженную территорию Междуречья. Мы выделим два основных (история Месопотамии без них не была бы такой насыщенной):

  • шумеры;
  • семиты (если быть точнее, то семитские племена: арабы, армяне и иудеи).

Отталкиваясь от этого, мы будем рассказывать о наиболее интересных событиях и исторических личностях.

Шумер: краткая историческая справка

Это была первая письменная цивилизация, возникшая на юго-востоке Месопотамии с 4-го по 3-й век до нашей эры. Сейчас на этой местности находится современное государство Ирак (Древняя Месопотамия, карта снова помогает нам сориентироваться).

Шумеры - это единственный несемитский народ на территории Междуречья. Подтверждают это многочисленные лингвистические и культурные исследования. Официальная история говорит, что шумеры пришли на территорию Месопотамии из какой-то горной азиатской страны.

Они начали свое путешествие по Междуречью с востока: селились вдоль устьев рек и осваивали ирригационное хозяйство. Первым городом, в котором остановились представители этой древней цивилизации, был Эреду. Далее шумеры двинулись вглубь равнины: они не подчиняли себе местное население, а ассимилировали; иногда даже перенимали какие-то культурные достижения диких племен.

История шумеров - это увлекательный процесс борьбы между различными группами людей под предводительством того или иного царя. Своего расцвета государство достигло при правителе Умме Лугальзагессе.

Вавилонский историк Берос в своем труде разделил шумерскую историю на два периода:

  • до Потопа (имеется в виду именно Великий Потоп и история с Ноем, описанная в Ветхом Завете);
  • после Потопа.

Культура Древней Месопотамии (Шумера)

Первые поселения шумеров отличались оригинальностью - это были небольшие города, окруженные каменными стенами; проживали в них от 40 до 50 тысяч человек. Важным городом на юго-востоке страны был Ур. Центром шумерского царства был признан город Ниппур, расположенный в центре страны. Известен крупным храмом Бога Энлиля.

Шумеры были довольно развитой цивилизацией, перечислим, в чем они достигли высот.

  • В земледелии. Об этом говорит дошедший до нас земледельческий альманах. В нем подробно рассказывается, как правильно выращивать растения, когда их нужно поливать, как правильно вспахивать почву.
  • В ремесле. Шумеры умели строить дома и знали, как пользоваться гончарным кругом.
  • В письменности. О ней пойдет речь в нашей следующей главе.

Легенда о возникновении письменности

Большинство важных изобретений происходят довольно странным образом, особенно когда речь идет о древних временах. Возникновение письменности не является исключением.

Поспорили два древних шумерских правителя между собой. Это выражалось в том, что они загадывали друг другу загадки и обменивались ими через своих послов. Один правитель оказался очень изобретательным и придумал настолько сложный ребус, что его посол не смог его запомнить. Тогда пришлось изобрести письменность.

Писали шумеры на глиняных досках тростниковыми палочками. Вначале буквы изображались в виде знаков и иероглифов, потом - в виде связных слогов. Назывался этот процесс клинописью.

Культура Древней Месопотамии немыслима без шумерской. Соседние народы заимствовали навык письменности у этой цивилизации.

Вавилония (Вавилонское царство)

Возникло государство в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Месопотамии. Просуществовав около 15 веков, оставило после себя богатую историю и интересные памятники архитектуры.

Семитский народ амореи населяли территорию Вавилонского государства. Они переняли более раннюю культуру шумеров, но разговаривали уже на аккадском языке, который относится к семитской группе.

Возник на месте более раннего шумерского города Кадингир.

Ключевой исторической фигурой являлся В ходе своих военных походов он подчинил себе множество соседних городов. Также написал дошедший до нас труд - «Законы Месопотамии (Хаммурапи)».

Расскажем более подробно о записанных мудрым царем правилах общественной жизни. Законы Хаммурапи представляют собой написанные на глиняной табличке фразы, регламентирующие права и обязанности среднестатистического вавилонянина. Историки выдвигают предположение, что и принцип «око за око» впервые были сформулированы как раз Хаммурапи.

Какие-то принципы правитель придумал сам, какие-то - переписал с более ранних шумерских источников.

Законы Хаммурапи говорят о том, что древняя цивилизация была действительно развитой, поскольку люди соблюдали определенные правила и уже имели представление о том, что хорошо, а что плохо.

Оригинал труда находится в Лувре, с точной копией можно ознакомиться в каком-то московском музее.

Вавилонская Башня

Города Месопотамии - это тема для отдельной работы. Мы остановимся на Вавилоне, том самом, где происходили интересные события, описанные в Ветхом Завете.

Сначала расскажем интересную библейскую историю про Вавилонскую башню, потом - точку зрения научного сообщества по этому поводу. Предание о Вавилонской Башне - это история о появлении разных языков на Земле. Первое упоминание о ней можно найти в Книге Бытия: событие произошло после Всемирного Потопа.

В те незапамятные времена человечество было единым народом, следовательно, все люди разговаривали на одном языке. Они двигались на юг и пришли к нижнему течению Тигра и Евфрата. Там решили основать город (Вавилон) и построить башню высотой до неба. Работа кипела вовсю… Но тут в процесс вмешался Бог. Он создал различные языки, поэтому люди перестали понимать друг друга. Понятно, что очень скоро строительство башни было прекращено. Финалом истории стало расселение людей по различным уголкам нашей планеты.

Что думает научное сообщество по поводу Вавилонской Башни? Ученые предполагают, что Вавилонская Башня являлась одним из древних храмов для наблюдения за звездами и проведения религиозных обрядов. Подобные сооружения назывались зиккуратами. Самый высокий храм (в высоту достигал 91 метра) находился в Вавилоне. Его название звучало, как «Этеменанке». Дословный перевод слова - «Дом, где сходятся небеса с Землею».

Ассирийская империя

Первые упоминания об Ассирии датируются 24-м веком до нашей эры. Государство просуществовало две тысячи лет. А в седьмом веке до нашей эры прекратило свое существование. Ассирийская империя признана первой в истории человечества.

Государство распологалось в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Отличалось воинственностью: очень много городов подчинили и разрушили ассирийские военачальники. Они захватывали не только территорию Месопотамии, но и территорию Израильского царства и острова Кипр. Была попытка подчинить древних египтян, но она не увенчалась успехом - через 15 лет жители этой страны вновь обрели независимость.

К захваченному населению применялись жестокие меры: ассирийцы обязывали выплачивать ежемесячную дань.

Крупными ассирийскими городами были:

  • Ашшур;
  • Калах;
  • Дур-Шаррукин (Дворец Саргона).

Ассирийская культура и религия

Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).

Религия Междуречья

Древние цивилизации Месопотамии неотъемлемо связаны с местной религией. Более того, их жители свято верили в богов и обязательно совершали определенные обряды. Если говорить очень обобщенно, то именно политеизм (вера в различных богов) отличал Древнее Двуречье. Чтобы лучше понять религию Месопотамии, нужно читать местный эпос. Одно из наиболее ярких литературных произведений того времени - это миф о Гильгамеше. Вдумчивое чтение данной книги наводит на мысль о том, что гипотеза о неземном происхождении шумеров не беспочвенна.

Древние цивилизации Месопотамии подарили нам три основные мифологии:

  • Шумеро-аккадскую.
  • Вавилонскую.
  • Ассирийскую.

Рассмотрим более подробно каждую из них.

Шумеро-аккадская мифология

Включала все верования шумероязычного населения. Также сюда входит религия аккадцев. Боги Месопотамии едины условно: каждый крупный город имел свой пантеон и свои храмы. Все же, схожести найти можно.

Перечислим важных для шумеров богов:

  • Ан (Ану - аккад.) - бог неба, ответственный за Космос и звезды. Был очень почитаем у древних шумеров. Считался пассивным правителем, то есть не вмешивался в жизнь людей.
  • Энлиль - владыка воздуха, второй по значимости бог для шумеров. Только, в отличие от Ана, являлся активным божеством. Его почитали как ответственного за плодородие, урожайность и за мирную жизнь.
  • Иштар (Инанна) - ключевая богиня для шумеро-аккадской мифологии. Сведения о ней весьма противоречивы: с одной стороны, она покровительница плодородия и хороших отношений между мужчиной и женщиной, а с другой - свирепая воительница. Подобные несостыковки возникают из-за большого количества разных источников, в которых содержатся упоминания о ней.
  • Уму (шумерский вариант произношения) или Шамаш (аккадский вариант, говорящий о схожести языка с ивритом, поскольку «шемеш» означает солнце).

Вавилонская мифология

Основные идеи для своей религии переняли от шумеров. Правда, со значительными усложнениями.

Вавилонская религия строилась на вере человека в его бессилие перед богами пантеона. Понятно, что такая идеология держалась на страхе и ограничивала развитие древнего человека. Подобную структуру удалось построить жрецам: они проводили в зиккуратах (величественных высоких храмах) различные манипуляции, в том числе и сложный обряд жертвоприношения.

В Вавилонии почитаемыми были следующие боги:

  • Таммуз - являлся покровителем земледелия, растительности и плодородия. Прослеживается связь с аналогичным шумерским культом воскресающего и умирающего бога растительности.
  • Адад - покровитель грозы и дождя. Весьма властное и злое божество.
  • Шамаш и Син - покровители небесных светил: солнца и луны.

Ассирийская мифология

Религия воинственных ассирийцев очень схожа с вавилонской. Большинство обрядов, традиций и преданий пришли к народу Северного Междуречья от Вавилонян. Последние заимствовали, как говорилось ранее, свою религию у шумеров.

Важными богами являлись:

  • Ашшур - главный бог. Покровитель всего Ассирийского царства, создал не только всех остальных мифологических героев, но и самого себя.
  • Иштар - богиня войны.
  • Рамман - ответственен за удачу в военных сражениях, приносил удачу ассирийцам.

Рассмотренные боги Месопотамии и культы древних народов - увлекательная тема, уходящая корнями в очень давние времена. Напрашивается вывод, что основными изобретателями религии были шумеры, чьи идеи переняли остальные народы.

Богатое культурное и историческое наследие оставили нам проживающие в Междуречье.

Изучать древние цивилизации Месопотамии одно удовольствие, поскольку они связаны с интересными и поучительными мифами. А все, что касается шумеров, - это вообще одна сплошная загадка, ответы на которую до сих пор не найдены. Но историки и археологи продолжают «рыть почву» в этом направлении. Любой человек может присоединиться к ним и тоже изучать эту интереснейшую и очень древнюю цивилизацию.

Месопотамия


Как выглядели жители Междуречья, какую одежду носили, любили ли слушать музыку? Ответы на эти вопросы можно найти, внимательно присмотревшись к дошедшим до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских владык.

Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан.

Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой.

Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой.

Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми.

Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили.

Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины.

Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений.

Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами.

Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране.

Правители возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе.

Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы - зиккураты (что означает "дом горы").

Один из таких храмов - зиккурат бога луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.) - стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65x43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами.

В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.