Музеи ростова великогогосударственный музей-заповедник "ростовский кремль". Художественная галерея «Хорс». Застойные для кремля времена

Продолжая гулять по старинному русскому городу Ростов Великий, мы посещаем главную его достопримечательность: государственный музей-заповедник ростовский Кремль.

Получилось так, что когда мы пришли туда вечером, музей уже не работал. Сотрудники музея предложили нам просто погулять по его территории, так как все здания уже были закрыты. Конечно, прогулка эта была не бесплатной, и мы решили прийти уже завтра утром, чтобы не спеша, посетить все строения архитектурного ансамбля Кремля в Ростове.

Тем более, день сегодня был насыщен новыми впечатлениями. Мы рано утром выехали из и уже успели посетить 2 ростовских монастыря: и .

Времени впереди было ещё много, ложиться спать было рановато. Поэтому на нашем общем собрании мы приняли решение и пошли к озеру Неро. Пройдя вдоль подсвеченной закатным солнцем кремлевской стены,

Мы спустились по крутым ступенькам вниз.

Справа вдалеке над серыми водами озера Неро блестели купола .

Мы прогулялись по берегу этого водоема, любуясь окружающей красотой, пофотографировав купола Кремля в лучах заходящего солнца.

Возвращаясь обратно, мы случайно набрели на небольшой музейчик старинных вещей. Он носил громкое название: «Художественная галерея «Хорс» Михаила Селищева».

В обычном деревенском доме несколько комнат было выделено под экспозицию. Вообще, было интересно рассматривать то, что в наше время уже редко где используется.

Но за эту нашу поездку по многочисленным достопримечательностям Ярославской области мы уже много посмотрели старинного хлама. Его нам показывали в и , поэтому новых впечатлений это нам не добавило.

Зато во дворе музея было много всего интересного для наших мальчишек. После осмотра экспонатов музея моим племянникам предложили пострелять из арбалета. Вот это действо добавило новых впечатлений. 😆

А потом мальчишкам выдали ракетки, чтобы поиграть в настольный теннис.

Восторгу их не было предела! А потом еще можно было отдохнуть в гамаке на свежем воздухе.

Так что вечер прошёл очень активно, с шутками и смехом.

Необычные местные жители

Наш следующий день был посвящён осмотру архитектурного комплекса Кремля. Пришли мы к самому открытию, к 9 часам. Но оказалось, что опять немного не угадали с режимом работы музея: все храмы и выставки работают здесь только с 10.

Пришлось нам целый час гулять по территории. Но скучно нам не было — ведь всё вокруг было такое величественное и красивое!

В центре Кремля, на пруду мы увидели утиное семейство.

Они совершали утреннюю прогулку и важно, друг за дружкой, гуськом проследовали мимо нас по своим неотложным делам к небольшому прудику, чтобы поплавать и понырять. Такие забавные!

Мои московские племянники прямо-таки обалдели от возможности так близко наблюдать живых утят!

Да, что уж удивляться на школьников, даже мы — взрослые с восторгом смотрели, как забавно прогуливается и купается утиная малышня. Так что время в ожидании открытия музеев и храмов на территории Кремля пролетело для нас незаметно.

Кремль

Впечатляющие особенности

Быстро прошел час, и все музеи открыли для нас свои двери. Вообще, название «кремль» здесь не совсем подходит. Потому что в то время, когда он строился, Ростов уже находился в центре Руси и не имел такого важного оборонительного значения как раньше. Поэтому при его строительстве некоторые особенности, применяемые для защиты при осаде, не были использованы.

Например, войти в Кремль можно было через широкие ворота. Окна, как в обычных крестьянских домах, были украшены наличниками, а в башнях не было бойниц — всё это было недопустимо при обороне.

Но так или иначе, кремль стал памятником древней военной архитектуры на Руси ранних, ещё допетровских времён.

История создания “земного рая”

Ростовский оплот строился почти 15 лет. Кремль был построен в период, начиная с 1670 года и по 1683 год. Сам митрополит Иона Сысоевич был идейным вдохновителем и руководителем этого строительства.

После осуществления этой грандиозной идеи предполагалось появление настоящего земного рая, в точности такого, каким он описан в Библии: райский сад, окруженный толстыми стенами с башнями, и в центре находится пруд с зеркально чистой водой. Толщина кремлёвских стен 2 метра, а их высота около 12.

Примерно через 100 лет архиерейская кафедра была перенесена в Ярославль, и Митрополичий двор остался без внимания и должного ухода. Богослужения в храмах прекратились, а все здания стали использоваться под склады.

Ещё через 100 лет его отреставрировали, и через некоторое время будущий русский царь Николай-2 взял его под свою опеку и покровительство, а Государственная дума решила регулярно выделять достойную денежную сумму на содержание.

Уникальный памятник прошлого

Всю прилегающую кремлевскую территорию можно разделить, условно конечно, на 3 независимые друг от друга, части. Это хорошо видно на карте Кремля (ее можно увеличить, чтобы лучше разглядеть все строения).

Самая важная центральная часть — архиерейский двор. Успенский собор на площади, которая раньше называлась Соборной — это северная часть. К южной относится митрополичий сад с яблоневыми деревьями.

Кремль включает в себя 11 башен.

Храмы ростовского кремля

Великолепный Успенский собор

Надо отметить, что Успенский собор, который мы видим сегодня, построен в далёком 1512 году.

Храм стал 5 сооружением на этом месте. Его крест находится на высоте более 60 метров. А первым, как гласит история, был возведён здесь собор Успения Божией Матери. Он появился значительно раньше в 991 году, ещё при правлении князя Владимира, и стал одним из самых первых выдающихся храмов на всей Руси.

Известен такой интересный факт, и он документально подтвержден, что одно время настоятелем именно этого собора был отец легендарного Алеши Поповича, воспетого в былинах и сказах русского богатыря.

По своему архитектурному плану Успенский собор Ростовского кремля похож на одноимённый собор в близлежащей Москве. Вполне вероятно, что зодчие, строившие его, часто ездили в столицу и взяли что-то для своей работы оттуда. В период Смутного времени собор не избежал участи всего города. Он был полностью разграблен врагами из войска Лжедмитрия, а сам митрополит пленён.

Роскошнейший, просто царский иконостас установили здесь ещё в 1736 году. К счастью, он сохранён в первозданном виде. Здесь похоронены основатель кремля — Иона Сысоевич, множество русских князей и представителей духовенства Ростова.

Воскресенская церковь

Одним из самых первых грандиозных зданий в Ростове Великом, появившихся при Ионе Сысоевиче была церковь Воскресения. Время ее основания относят к 1670 году.

На фасаде здания расположены пешеходные и проездные ворота. Церковь эта надвратная, и проезд под ней к дому охранялся.

Сразу же бросается в глаза её богато украшенная галерея. Стенопись храма была выполнена в 1675 году ярославскими и костромскими мастерами.

Внутрь храмового помещения ведут необычные арки. Они очень напомнили .

В церкви Воскресения ростовского Кремля нет привычного нам деревянного иконостаса. Вместо него — стена из камня, которая разделяет алтарь и остальное храмовое пространство.

Окна в церкви большие и расположены достаточно высоко. Это позволяют проникать в храм солнечному свету. Вместе всё это создаёт особенно торжественную и величественную атмосферу.

И сейчас здесь ещё существует вход на кремлёвские стены. Разве можно отказать себе в удовольствии прогуляться по древним коридорам?

Отсюда можно лучше разглядеть кремлевские постройки. Вся территория видна как на ладони.

Церковь Иоанна Богослова

Существующая церковь Иоанна Богослова ростовского кремля тоже надвратная. Она построена чуть позже остальных, и стала одной из последних в прекрасном ансамбле старинного ростовского кремля 17 века. Вероятно, к этому времени и архитекторы, и мастера набрались достаточно опыта.

Поэтому этот храм по своим пропорциям и внешнему убранству выглядит наиболее изящным по сравнению с остальными зданиями кремля. Особенно красиво смотрится он со стороны кремлёвского двора. Здесь очень чётко видно, как идёт разделение фасада — сначала идёт подклет, затем алтарь, потом храмовая часть и красивые барабаны с грациозными куполами.

Церковь Одигитрии

Двухэтажная церковь Одигитрии, построенная в 1693 году, — прямоугольная. Смотрится очень необычно и нарядно.

Сама церковь действовала на верхнем ярусе.

Внутри её своды и стены украшают 20 лепных картушей необычной формы.

Сейчас здесь размещается коллекция скульптур, икон, серебряных изделий 17 века, а также одежда священнослужителей, которая раньше использовалась при совершении литургии.

Отличия надвратных церквей

В северном углу кремлёвской ограды расположены Святые ворота. Построили их в начале 18 века, и вели они прямо на площадь перед Успенским собором.

Спасская церковь-башня

В 1675 году построена ещё одна церковь Спаса на Сенях. Она возведена на месте стоявшей здесь раньше деревянной церкви на подклете из камня. В 1671 году сильный удар молнии полностью уничтожил деревянный дом. И со временем на его месте был воздвигнут храм, который стоит здесь и сейчас.

Эта церковь замечательна тем, что в её архитектуре присутствуют черты декоративных украшений собора Успения Пресвятой Богородицы, но только без лишней помпезности.

Спасская церковь отличается от других здешних церквей — она одноглавая. Её световой барабан построен на постаменте также имеющем световые проемы. Подклет получается как бы двухэтажным. Благодаря этому виду, немного вытянутым пропорциям, золоченой главе, высоко поднятой на тонком барабане, церковь Спаса Нерукотворного на Сенях похожа на высокую прекрасную башню.

И хотя снаружи церковь имеет довольно-таки простые формы, не отличающиеся богатыми деталями, её внутренний интерьер поражает своей роскошью и удивляющим богатством. Среди всех остальных кремлёвских сооружений она не имеет себе в этом равных. Наверное, всё дело в том, что здание это было домашней церковью митрополита.

Она с самого начала была задумана для особых случаев: богослужений в присутствии большого числа духовенства и почётных гостей. Внутреннее убранство церкви просто роскошно! Особенно сильно впечатляет золоченая аркада, находящаяся там. Парапет богато украшен фресками.

Каждая церковь чем-то обязательно отличается от других храмов Ростовского кремля. Так, церковь Григория Богослова ростовского кремля 1670 года выделяется отсутствием в ней барабанов с окнами для освещения.

Изначально она строилась на «старых каменных палатах», и всё внутреннее пространство было красиво расписано художниками. Но произошедший в 1730 году сильнейший пожар уничтожил прекрасные росписи. Восстанавливая исторические памятники, их заменили лепными рамочками с росписями, но уже не такими древними.

Переливчатые звоны Ростова

Знаменитая Звонница

Знаменитая звонница Успенского собора, входящая в комплекс Ростовского Кремля, основана в конце 17 столетия.

По личному заказу митрополита почти одновременно было создано сразу 13, разных по весу, колоколов. Первый «Полиелейный» весил 16000 кг, следующий «Лебедь» — 8000 кг. Самый большой и тяжёлый колокол на звоннице ростовского кремля носит имя «Сысой». Его вес 32000 кг!

Каждый колокол отличался от других своей тональностью. Мелодии, производимые ими, поражали своим благозвучием и гармонией. Каждый из них носил своё интересное имя: Зазвонный, Баран, Красный и другие.

В конце 19 века звонница, её колокольная коллекция пополнилась ещё двумя звонкими колоколами. Все 15 колоколов радуют нас до сих пор.

Интересным фактом является не только то, что вопреки всем жизненным перепитиям все колокола сохранились, но и то, что до сих пор бережно хранятся ноты особых колокольных звонов: Георгиевский, Ионинский и многие другие. Существует даже особый «Звон с Сысоем».

Музей колоколов

Сейчас в кремле работает экспозиция колоколов и колокольчиков. В ходе экскурсии нам рассказали много нового, интересного и удивительного про колокола, бубенчики и колокольчики.

Здесь их представлено огромное множество! И почти у каждого своя история, свой голос.

Ранее на Руси у колоколов было множество разнообразных предназначений, ведь колокольные звоны сопровождали человека, практически, всю его жизнь. Они звонили на праздники и в тяжелые времена, сообщали о пожарах и нападениях неприятелей, а также созывали на службу в церковь.

А более маленькие колокольчики использовались в быту. Их крепили на конные упряжки, вешали на шею животным, чтобы они не потерялись.

А ещё нам разрешили позвонить в некоторые колокола. Красота!

Кремлёвские Палаты

Белая палата

Белая палата — большое, почти квадратное здание с большими окнами, в которые вставлены цветные стёкла. Пожалуй, единственным внешним украшением служит массивное крыльцо перед входом.

Этот памятник архитектуры был построен в 1675 году как столовая палата архиерейского дома.

Раньше помещение было украшено фресками. Но они, к сожалению, не сохранились. Давным-давно в ней была трапезная при Спасской домовой церкви митрополита.

Сейчас здесь располагается музей церковных древностей. Среди экспонатов — кресты, распятия, изумительно красивые иконы.

Главная музейная ценность -это раритетный, 16 века запрестольный крест.

Также здесь представлены несколько видов оружия. К примеру, вот такие неуклюжие (на мой взгляд) пушки на деревянных колесах.

А также предметы мебели, старинных интерьеров

и вот такой забавный лев, непонятно кому показывающий язык. 😀

Сами палаты не отличаются какой-то особой роскошью. Их украшениями служат необычные окна, которые завершаются оригинальными арочками с гирьками и два очень красивых позолоченных дымника на крыше дома.

Под общей крышей с Белой палатой находится Отдаточная палата. Можно сказать, что она являлась как бы сенями и раньше была приёмной для посетителей. Особых излишеств здесь не было. Всё только необходимое: иконы, лавки и паникадила. Тут же находились шкафы с красиво расписанными дверцами. Видимо, их использовали для хранения разнообразной посуды и различных предметов для трапезы.

Красная — значит красивая

Интересна архитектура Красной палаты Ростовского кремля. Она двухъярусная и построена в форме буквы «Г».

Раньше на нижнем этаже находились хлебная и ещё несколько жилых комнат. Над хлебной находилась столовая. Её стены были украшены восхитительной фресковой живописью.

За красоту столовой всё здание и назвали Красной палатой. Очень красива она снаружи — ведущее на верхний этаж декорированное крыльцо, украшенные толстые столбы, фигурные наличники — всё это напоминает прекрасный дворец из сказки.

На 1 этаже открыта сейчас гостиница, где можно немного отдохнуть. А второй этаж занят выставкой уникальных предметов прошлого. Это, например, печать Ярослава Мудрого, древние кресты, меч 10 века, привезённый из Западной Европы и много другого очень-очень старинного.

Церковный долгострой

По расположению Самуилов комплекс, если посмотреть на схему ростовского кремля, занимает центральное место во всём архитектурном ансамбле.

По навесной галерее из него можно было пройти куда угодно: в любое жилое или складское помещение и в любую башню кремля.

Интересно, что его строительство растянулось на века. Как сейчас бы сказали — долгострой. В 16 веке построили первый этаж. По сохранившимся старинным документам там было 13 палат- комнат.

И только в 17 веке, через сто лет(!) появился второй этаж. Соединялись они между собой двумя узкими лестницами, которые были встроены в толстые стены. Здесь, на втором этаже находились кельи, где жили митрополиты. Имелись еще Крестовая, а также Судебная палаты, сени. Минуя первый, на второй этаж можно было подняться по высокому крыльцу.

С тех пор здесь мало что сохранилось. В 18 веке верхний этаж был полностью переделан под руководством архиепископа Самуила Миславского и ещё появился третий этаж. Отсюда и название — Самуилов комплекс.

Сейчас в нём выставлены для осмотра предметы искусства Древней Руси, такие как иконы 12 века, покровы с гробниц ростовских чудотворцев, церковные предметы — водосвятная чаша и позолоченное кадило из Успенского собора.

Ещё несколько кремлёвских палат

Двухэтажный дом на Погребах получил такое название, потому что он, действительно, стоит на погребах.

Ещё существуют Иераршие палаты, которые были обустроены специально для жилья в них иерархов. Например, здесь жил некоторое время отец первого из царей семьи Романовых. Сохранились тут фрески 15 века.

Особым украшением палат являются многочисленные трубы на крыше, которые мастера своей фантазией и умелым мастерством превратили в маленькие восхитительные башенки-дымоходы.

Известно, что Иераршие палаты построены в 1670 годах. Они служили путевым дворцом для царя Алексея Михайловича. Естественно, что внутреннее убранство отличалось особой, царской роскошью.

В дровяной башне, как уже понятно из названия, сушили и хранили впоследствии дрова.

Смотровая башня

А ещё я бы посоветовала вам подняться на смотровую площадку Водяной башни и полюбоваться изумительным видом с высоты на Кремль и его окрестности. Только хочу предупредить, что вход сюда нужно будет оплатить отдельно.

Да еще предстоит подъем по узким каменным старинным ступенькам, а далее по деревянным лестницам.

Но про физическую нагрузку сразу же забываешь, как только оказываешься НАД Кремлем! Остаются только восторг и восхищение.

Все кремлевские постройки кажутся такими небольшими. И уже удивляешься, как можно было с непривычки заблудиться на такой небольшой территории. Ох как нам так не думалось, когда мы внизу пытались понять, где же мы сейчас находимся и куда нам идти. 🙂

Только теперь, когда мы поднялись над всеми крышами, можно свободно удивляться красоте открывающейся перед нами панорамы: с огромным озером Неро и многочисленными ростовскими церквями и храмами, которые располагаются и за территорией Кремля.

Фильм, фильм, фильм

Ну а уже в наше время ростовский кремль прославился ещё и тем, что здесь были сняты эпизоды некоторых прославленных фильмов. Самый известный из них «Иван Васильевич меняет профессию», замечательная комедия, которую смотрел, наверное, каждый.

И теперь у нас тоже появилась возможность прогуляться по этим же знаменитым стенам.

Вспомнить известные фрагменты фильма.

И запечатлеть те же строения.


Сколько стоит царская жизнь

Государственный музей-заповедник ГМЗ «Ростовский кремль» — великолепный памятник истории и архитектуры далёкого прошлого в Ростове. При ближайшем осмотре он вызывает неподдельное восхищение талантом, фантазией и мастерством русских умельцев. Приезжайте, и вы сможете убедиться в этом сами.

Время работы музеев — ежедневно с 10 до 17 часов. Но территория открыта дольше: в пятницу и субботу с 9.00 до 20.00, а с воскресенья по четверг — с 9.00 до 17.00.

Единый входной билет стоит 550 рублей. Но сюда входит посещение не всех выставочных экспозиций. Можно купить просто входной билет за 50 руб. Ну а далее докупить в те места, куда интересно попасть.

Вы можете заранее ознакомиться с ценами на осмотр достопримечательностей Кремля, чтобы заранее понять стоимость предстоящей поездки. Все данные актуальны на лето 2016 года.

Очень порадовало, что дети до 16 лет могут посещать многие выставки и объекты бесплатно. А еще можно заказать экскурсионные программы. Это актуально для тех, кто приезжает в Кремль самостоятельно.

Адрес Кремля: Ярославская область, город Ростов Великий, Соборная площадь. Координаты: 57.18445, 39.41517.

Вы можете посмотреть, где находится Кремль и постройки его территории на карте (нажмите «+», чтобы приблизить, а «-«, чтобы отдалить объекты).

В эту нашу поездку в Ростов Великий мы остановились в гостинице: . На сайте можно найти много других вариантов размещения в городе. А еще комфортные и недорогие условия проживания ищите на сайте . Здесь представлено множество квартир и комнат в разных уголках Ростова. Вам остаётся только выбрать!

Мы гуляли по Кремлю и рядом с ним 18 и 19 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

А посмотреть эту и другие достопримечательности Ростова Великого можно вместе с профессиональным гидом, заказав экскурсионную программу.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий
Начало строительства: 1670 год
Окончание строительства: 1683 год
Количество башен: 11 шт.
Основные достопримечательности: Успенский собор, звонница Успенского собора, надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса Нерукотворного (на сенях), церковь Григория Богослова, Красная палата, Белая столовая палата
Координаты: 57°11"05.2"N 39°24"59.6"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Возведение кремля в Ростове велось в период с 1670 по 1683 годы. Заказчиком строительных работ был местный митрополит Иона Сысоевич. По его замыслу постройка должна была передавать рай в полном его соответствии библейскому описанию. В религиозной литературе рай представляется в виде сада с прудом в центре, а сам сад находится в окружении стен с башнями.

Кремль с высоты птичьего полёта

В 1787 г. митрополия переместилась в Ярославль, поэтому Ростовский митрополичий двор (другое название кремля) утратил свое предназначение и постепенно пришел в упадок. Богослужения в здешних храмах больше не проводились, и архиереи планировали продать весь митрополичий комплекс на слом.

Однако кремль избежал такой незавидной участи благодаря просвещенному городскому купечеству – на выделенные им средства архитектурный ансамбль был отреставрирован (работы проводились в 60-е и 80-е годы XIX столетия).

Вид на Ростовский кремль с озера Неро

Осенью 1883 г. в кремлевской палате под названием «Белая» был открыт Ростовский музей церковных древностей. Инициаторами такого решения стали Титов А.А. и Шляков И.А. С 1886 г. музей попал под покровительство наследника императорского престола царской России – это был Николай II, ставший впоследствии царем. В 1910 г. Государственная дума окончательно закрепила за учреждением общероссийский статус и постановила выделять из казны определенную сумму на его содержание. В 1953 г. из-за сильного смерча большинство памятников ансамбля пострадало, но несколько позднее все они подверглись реставрации.

Слева направо: Одигитриевская башня, церковь Иоанна Богослова, главный вход, касса

Территория Ростовского кремля представлена тремя зонами. Это архиерейский двор, Митрополичий сад и соборная площадь. Здесь же расположена и старейшая постройка города – пятиглавый Успенский собор, выстроенный в далеком XVI веке. Величественное здание святыни заняло место другого, более древнего храма, в свое время возведенного из камня. Внешняя часть Успенского собора отделана разнообразными декоративными деталями, придающими зданию особую выразительность.

Архитектурные особенности Ростовского кремля

Помимо Успенского собора и звонницы, на территории Митрополичьего двора находились и здания административного назначения. Одним из них было здание Судного приказа.

Слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор, церковь Воскресения

Двухэтажная постройка появилась здесь в середине XVII столетия. Спустя некоторое время рядом с ней возвели надвратную церковь Воскресения с парой крепостных башенок. Прямо под церковью располагались Святые ворота, которые выступали в роли парадного въезда во двор. Из-за малого количества архитектурных изысков в верхней части церкви она кажется грозной подобно сторожевой башне. Зато нижняя часть, перетекающая в арку Святых врат, благодаря киоту, изразцам и кирпичному узору кажется просто роскошной.

Также по замыслу Ионы для его проживания и сохранения немалых денежных накоплений были возведены митрополичьи хоромы.

Церковь Воскресения

Изначально они представляли собой 2-этажный корпус, но в конце XVII века к ним пристроили 3 этаж, а еще через столетие все здание украсили классицистическим декором. Сегодня митрополичьи хоромы опознаются по узким окнам на первом этаже и орнаментальному поясу.

Государственные хоромы, или Красная палата – еще одна солидная постройка, являющаяся достопримечательностью Ростовского кремля. Особая красота сооружения достигается за счет крыльца, завершенного двумя шатрами. Не менее ценным историческим памятником на территории Архиерейского двора остается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа.

Церковь Иоанна Богослова вид со двора кремля

Нижний этаж этого здания, возведенного в 1675 г., занимали хозяйственные службы, на верхнем этаже располагалось само церковное помещение, Отдаточные палаты и Трапезная. Эта святыня считалась домашним храмом Ионы.

Надвратная церковь Иоанна Богослова с пятью главами строилась в последнюю очередь. Она стала лучшим сооружением того времени – от предыдущих построек ее отличал богатый декор на всей внешней поверхности здания. Вытянутость основной части святыни в совокупности с барабанами визуально делают ее более высокой. Строительство церкви Одигитрии стало окончательной точкой в формировании ансамбля Ростовского кремля.

Церковь Одигитрии

Что касается кремлевских стен и башен, их возведение обычно осуществлялось после построения большинства зданий. Как подобает настоящим крепостным стенам, они были оборудованы бойницами. В то же время, в кремлевских башнях были прорублены широкие оконные проемы, что нехарактерно для крепости. По общему декору башен также становится понятно, что никакой защитной роли ни башни, ни стены не играли, а бойницы служили данью традициям.

Из построек хозяйственного значения особого внимания заслуживают собственная пивоварня и пекарня. Их оформление было довольно примитивно, что и выделяло оба здания на фоне богатой резиденции митрополита.

Слева направо: Успенский собор, звонница

Современная жизнь Ростовского Кремля

Сегодня Ростовский кремль существует как музей-заповедник государственного значения. Также он является хранилищем крупнейшей коллекции произведений финифти – древнейшего искусства росписи по эмали. Придя в Ростов в XVII веке, оно осталось востребованным в городе и по сей день.

Картинная галерея музея представлена несколькими залами. В них экспонируются портреты местного дворянства и купечества, знатных в XVIII – XIX столетиях. Здесь же хранятся и произведения русских художников, знаменитых в конце XVIII – начале XX веков. Среди их работ встречается и авангард.

Красная палата

Внутри Белой палаты кремля, ранее служившей для ростовских владык столовой, развернута экспозиция церковных древностей. Частично она воспроизводит первую экспозицию 1883 г. В Красной палате, сооруженной для великих государей, сегодня выставлены напоказ фрезы бисера, фарфора, керамики. Здесь же находится ценная выставка под названием «Археология земли Ростовской».

Удивительна история небольшого города – центра древнего княжества, на окраинах которого родилась сама Москва. В старинном Ростове Великом сохранилось немало уникальных реликвий и замечательных народных промыслов. Поэтому гостям, приехавшим посмотреть город на берегу озера Неро , есть из чего выбирать. В одном только Кремле существует около десятка музейных экспозиций. Кроме того, несколько интересных музеев есть также в ближайших окрестностях Ростова: Художественный музей-мастерская семьи Топорковых в городе Петровск, Музей баклуши и «Библиотека варенья» в поселке Семибратово, а также Музей «Пореченский огородник» в поселке Поречье - Рыбное.

Музеи Ростовского Кремля

На территории Ростовского Кремля находится несколько музейных коллекций. Сориентироваться в огромном потоке информации, найти нужные объекты, рассмотреть карты города и его окрестностей посетителям Кремля помогает музейная гостиная с мультимедийными экранами. Она расположена на первом этаже Красной палаты. Отсюда можно совершить виртуальные туры в любой музей, монастырь или исторический объект Ростова Великого и области.

В залах Самуиловского корпуса размещена постоянная экспозиция, посвященная древнерусскому искусству. Здесь демонстрируются древние иконы, искусное литье, изящная вышивка, резьба по дереву и кости, а также ценные предметы для церковных богослужений. Но это далеко не все! Самая богатая и полная коллекция церковной утвари, скульптур и икон находится в храме Одигитрии Кремля и называется она «Сияет злато и лазурь». Кроме того, в Белой палате воссоздана экспозиция старого Музея церковных древностей, который существовал в Ростове с 1883 года по начало 20-х годов прошлого века.

О древнейшем прошлом Ростовской земли рассказывают два зала специально созданной исторической экспозиции. Это собрание уникальных археологических находок, сделанных на территории Ростова и области, – костей и черепов доисторических животных и орудий труда первобытных людей. А о более позднем развитии региона можно узнать на втором этаже Красной палаты. Здесь размещены почти 1,5 тыс. экспонатов, рассказывающих об истории Ростова и Ростовской земли VII – XV вв.

Одна из самых популярных коллекций Кремля – Музей финифти, открытый более 15 лет назад. Много посетителей привлекают также собрание ямских колокольчиков и бубенцов, и медальерный кабинет, где выставлены редкие монеты и памятные медали.

График работы

Музеи Кремля открыты ежедневно с 10.00 до 17.00.

Адрес

От железнодорожного вокзала в Ростове до территории Кремля за 15-20 минут не сложно дойти пешком.

Музей ростовского купечества

Представить себе, как выглядела городская купеческая усадьба XIX века можно, посетив экспозицию, которая рассказывает о членах рода уважаемых ростовских купцов Кекиных. Представитель этой династии Алексей Леонтьевич Кекин в свое время немало способствовал реставрационным работам в Ростовском Кремле и созданию Музея церковных древностей. Гостей Музея ростовского купечества встречают мастерски воссозданные интерьеры усадьбы, предметы быта, старые гравюры с видами города и портреты ростовских купцов.

График работы

Усадьба принимает посетителей с 10.00 до 17.00. Понедельник и вторник – выходные дни.

Адрес

Музейная экспозиция размещена в доме 32 по ул. Ленинская.

Музей фабрики «Ростовская финифть»

Ростов издавна славится финифтяным промыслом. Качество декоративных глазурей, выполненных местными мастерами, очень высоко ценится по всему миру. В музее, организованном при городской фабрике, представлены изделия лучших художников и дизайнеров, созданные в разные годы. Интересно, что здесь проводятся мастер-классы по обучению уникальной технике живописи по эмалевым пластинам.

График работы

С вторника по пятницу с 9.00 до 16.00, с перерывом с 12.00 до 13.00.

Адрес

Музей расположен в доме 3 на Борисоглебском шоссе.

Художественная галерея «Хорс»

Частная выставка работ талантливого художника Михаила Селищева завораживает всех посетителей. Здесь экспонируются высокохудожественные панно и миниатюры, выполненные в сложной технике эмали. Кроме того, в галерее выставлена коллекция предметов повседневного быта ростовчан XIX – начала XX веков.

График работы

Ежедневно с 15.00 до 20.00.

Адрес

Галерея находится в старом деревянном доме, неподалеку от Кремля, на ул. Подозерка, 31.

Музей «Лукова Слобода»

Современный интерактивный музей особенно понравится родителям с детьми. Он посвящен луку – традициям его выращивания и хранения, народным суевериям и обрядам. Всех гостей музея обязательно угощают ароматным чаем с луковой булочкой. А для желающих здесь проводят мастер-классы по плетению красивых луковых кос, изготовлению кукол и оберегов, а также росписи в технике батик.

График работы

Ежедневно с 9.00 до 18.00.

Адрес

Музей «Щучий двор»

Игровая театрализованная программа музея рассчитана для детей , хотя не оставит равнодушными и взрослых посетителей. В музее знакомят с легендами и преданиями озера Неро, рыбацкими байками, а также показывают кукольное представление «По щучьему велению».

График работы

Ежедневно с 9.00 до 18.00.

Адрес

Музей находится в доме 39 по улице Достоевского.

Музей «Золотой улей»

Экспозиция, посвященная развитию пчеловодства в России , находится и в помещении, и под открытым небом. В музее можно увидеть разные типы ульев, предметы пчеловодческого инвентаря, а также попробовать мед нескольких сортов, ароматные медовые пряники и приготовленный на меду квас.

График работы

Ежедневно с 10.00 о 17.00.

Адрес

Музей расположен на Советской площади Ростова, в городском парке.

Дом ремесел

Удивительные по красоте выставки чернолощенной керамики, берестяных изделий, работ кружевниц, изделий из лозы и резной деревянной скульптуры представлены в Доме ремесел, который находится на берегу озера Неро. Помимо готовых изделий в музее можно воочию увидеть работу мастеров-ремесленников, а также научиться у них технике лепке из глины и теста, изготовлению кукол, созданию сувениров из кожи и бересты, а также росписи деревянных поделок.

График работы

Ежедневно с 11.00 до 19.00. Понедельник и вторник – выходные дни.

Адрес

Музей расположен в доме 16 по 2-му Толстовскому проезду, сразу на рестораном «Славянский».

Ремесленный двор «Жар-птица»

Если есть желание узнать секреты кузнечного ремесла, нужно отправляться в на экскурсию в ростовский ремесленный двор «Жар-птица». Здесь не только показывают инструменты, которыми традиционно пользуются в русской кузнице, но и дают возможность гостям музея самим принять участие в нелегком процессе ковки.

График работы

С 10.00 до 17.00. Понедельник и вторник – выходные дни.

Адрес

Улица Ленинская, 32, в помещении хозяйственного двора усадьбы Кекиных.

Музей Оружия

Прямо напротив Кремля находится музей, в котором выставлена коллекция оружия времен Великой Отечественной войны. В экспозиции можно увидеть вооружение, используемое и воинами СССР, и солдатами вермахта.


Всего 66 фото

В истории Руси было лишь два Великих города - Великий Новгород и Ростов Великий. Сегодня мы окажемся в Ростове Великом - древнем русском городе, оставившим славный след в нашей с вами истории. Именно Ростовский кремль является одним из самых красивых в мире, определенно вызывающий из глубин бессознательного образ сказочного былинного русского города.

Это историческое место и, захватывающее не только своим древнерусским колоритом, но и чем-то особенным, что заставляло чаще биться сердце от самого осознания, где ты находишься и, что ты видишь. Всем нам с детства знаком образ Ростовского кремля по уже отечественной киноклассике «Иван Васильевич меняет профессию» да и не только. Его величественные стены, башни, храмы вызывают у русского человека архетипный образ светлой, могучей Руси и наполняют безраздельной любовью к своему Отечеству. Озеро же Неро, на берегах которого стоит Ростовский кремль, достойно отдельного упоминания, поскольку оно побудило в моей душе массу самых разных волнующих эмоций, в том числе и при обработке этих фотографий.

На четвертый день моего путешествия по Золотому Кольцу погода стала портиться, с утра начал накрапывать мелкий, противный дождик, так, что белёсые небеса - это фактически те самые, что я и видел в то время. Поскольку в каждом событии всегда есть и позитивная составляющая - такой мрачноватый контекст только способствовал моему торжественному и строгому восприятию этого удивительного архитектурного сооружения в Ростове Великом, равного которому, пожалуй, нет и вовсе.

Одно замечание. Поскольку разного по эмоциональной составляющей визуального материала накопилось как минимум на два поста - я встал перед дилеммой - рассказывать о Ростовском кремле, уделяя выбророчно внимание его архитектурным шедеврам, давая четкую сжатую информацию о них, выкладывая целевые фотографии или попробовать передать Вам, как происходило это моё посещение Ростовского кремля в мельчайших деталях и выложить фото в хронологической последовательности. В конце концов, я решил использовать второй вариант, поскольку для читателя, возможно, важна цельность рассказа, его логическая канва и получаемые в этом непрерывном процессе впечатления.


Сейчас Ростовский кремль - государственный музей-заповедник. Чувствуется, что это святое место сейчас находится как будто в долгом летаргическом сне, но у нас всегда есть возможность услышать и почувствовать его, понять и принять ту информацию и его чувства, что оно нам трогательно и шепотом стремиться передать. Для начала и впоследствии - немного исторической информации без которой будет трудно сделать подобную попытку полностью охватить тот посыл, что несет эта древняя земля.

Еще в самые отдаленные времена здесь - на впадении реки Сары в озеро Неро было основано финно-угорское городище, названное сейчас «Сарским». Четыре высоких вала, разделяли тогда это поселение на три части. Позднее, в X-XI веках в этом месте проживало смешанное население со значительной долей славян (словен и кривичей). Более 20 лет с 988 года в нём княжил Ярослав Мудрый. В конце своей недолгой жизни городом управлял и его младший брат князь Борис, ставший одним из первых русских святых. Здесь был крещен Сергий Радонежский, а одним из настоятелей был отец легендарного русского богатыря Алеши Поповича. Однако, обо всем по порядку.

Столицей северо-восточных владений русских князей Ростов оставался до 1125 года, пока князь Юрий Долгорукий не перенёс центр своих владений в Суздаль. В 1207 году Ростов Великий стал главным городом небольшого удельного княжества. Здесь действовала своя иконописная школа. Местные монастыри - Петровский, Иоанно-Богословский - были центрами книжности. Особенно славился Григорьево-Богословский монастырь под названием «Затвор», в котором учились знаменитые монахи, в том числе Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Несмотря на присоединие в XV веке Ростовского княжества к Московскому, значение города сохранилось.


Святые врата Ростовского кремля. Здесь кассы и вход для посетителей.
02.

Центром архиепископии, а затем и митрополии Ростов оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев, который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре и других местах. Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это «Архиерейский дом», строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

Возведение кремля было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы III Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном, считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное их строительство. Замысел Ионы предполагал создание на этом месте рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.
04.


По словам заведующего архитектурным отделом Ростовского кремля А.Г.Мельника, «по замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град - горний Иерусалим». А согласно Апокалипсису небесный Иерусалим «имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот». Резиденция митрополитов представляет собой почти прямоугольную в плане крепость со стенами толщиной 2 метра, высотой до 12 метров и 12 башнями.

Кремль не был предназначен для обороны. Его машикули (навесные бойницы), бойницы и варовые щели, наличники, декоративные пояски и жгуты выполняют декоративную функцию. А многие повторяющиеся элементы традиционной церковной архитектуры - пятиглавие, колончатые пояса (декоративный мотив из небольших арок), щипцовые фронтоны - создают впечатление древности и единства ансамбля, отражающего величие Русской Церкви.


Немного оглядимся вокруг. Это Церковь Одигитрии.
05.

На фото справа от церкви Одигитрии - Успенский собор за высокой каменной стеной и Церковь Воскресения, а под ней - переход к Соборной площади. Церковь очень красива, но в то время когда я там был ее почти полностью закрывали строительные леса.
06.

В центре кремля - открытая площадь с квадратным прудом посередине, рядом с которым красовался в старые времена яблоневый сад. По периметру живописной асимметричной композиции гражданские и церковные постройки.
07.

Первым в 1650-1660-е годы был построен корпус Судного приказа. Он был центром общего управления епархией, а также несло на себе роль судебных функций.
08.

Уже около 1670 года рядом с ним возвели характерную постройку в «стиле Ионы Сысоевича» - северные Святые ворота с надвратной пятиглавой церковью Воскресения, окружённой галереей. Фрески с изящными, стройными фигурами и обилием архитектурных и пейзажных фонов были написаны около 1675 года под руководством Дмитрия Плеханова и Гурия Никитина. Они подробно изображают евангельские события, в том числе страдания Христа. Галерея храма расписана сценами из Ветхого завета и Апокалипсиса.

Церковь Воскресения - справа. "Судный приказ" - виден еще немного правее от церкви Воскресения.
09.

На противоположной, южной стороне двора расположен корпус митрополичьих хором. Первый его этаж был построен ещё в XVI веке, а второй - в начале 1670-х годов. Через 100 лет, в 1770-е - при архиепископе Самуиле Миславском - надстроили третий этаж, здание получило новый классицистический облик и было переименовано в "Самуилов корпус". Рядом расположены Государские хоромы, которые были предназначены для встречи государя. Они построены в 1670-е, частично разобраны в 1840-м и реконструированы в 1968-1969 годах.
10.

За Самуиловым корпусом "спрятано" сложное здание Белой столовой палаты, возведённой в 1672 году. Её одностолпный интерьер восходит к московской Грановитой палате. В 1675 году к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса на Сенях. Ее мы тоже еще осмотрим.

Левее от Самуилова корпуса - двухэтажный корпус красного цвета так называемый "Дом на Погребах".
11.

«Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он как раз на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 года, сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.
12.


13.

К южной и восточной стенам кремля примыкают хозяйственные постройки XVI- XVII веков: поварня и приспешня, пивоварня, сушила на леднике и кладовых палатах, а также Иераршие палаты, в которых, по преданию, в начале XVII века жил ростовский митрополит Филарет - отец царя Михаила Фёдоровича. Почти все постройки кремля объединялись переходными и «висячими» галереями.
14.

Иераршие палаты на дальнем плане.
15.

Церковь Спаса на Сенях со стороны Иеарарших палат.
17.

18.

В 1683 году были построены западные ворота с двумя башнями и стройной надвратной пятиглавой церковью Иоанна Богослова на высоком подклете. Четыре нижних яруса фресок посвящены житиям Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенный интерес представляет расписной каменный иконостас, редко встречающийся в других городах. Кроме церкви Иоанна Богослова, такие иконостасы сохранились в церквях Воскресения и Спаса на Сенях.

Левее на фото - церковь Иоанна Богослова
19.

Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании неповторимого облика ансамбля владычной резиденции, в воплощении грандиозного замысла заказчика и создателя этого ансамбля - ростовского митрополита Ионы. Среди храмов Архиерейского дома церковь Иоанна Богослова выделяется изысканной гармоничностью своих пропорций и нарядностью оформления фасадов. Еще Ю. Шамурин считал ее лучшей в архитектурном плане из всех кремлевских церквей.
20.

После перевода в 1788 году архиерейской кафедры в Ярославль церковь Иоанна Богослова, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения. Помещения под ней стали использоваться под винные и соляные склады. При этом были заложены наружные проемы ворот, повреждены конструкции сводов, выпилены железные связи. Стены церкви стали давать осадку, здание в целом получило наклон и к началу XIX века пришло в аварийное состояние.
21.

В 1698 году преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф Лазаревич закончил строительство последнего в ансамбле Ростовского кремля храма - церкви Одигитрии. Он пытался продолжить строительную политику своего предшественника, но лучшие времена ростовского митрополичьего дома уже миновали: реформы Петра I подорвали его экономическое могущество.
22.

Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII века.
23.


24.

Уже при преемнике митрополита Ионы - Иоасафе в 1692-1693 годах была построена отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери. Своим чуть более поздним оформлением - раскраской в «шахмат», 20-ю лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко - это сооружение выделяется из общего ансамбля кремля.

Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя.

Красная палата - слева.
25.

Красная палата имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 кв.м. существовала «Хлебная», а также восемь жилых палат.
26.

Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX веке) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже - восемь жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.
27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.

34.

35.


36.

В 1675 году, на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671 году, была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.
37.

38.


39.

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома. В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.
40.

41.


42.


43.


44.

В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.
45.

Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.
46.

Сейчас мы отправляемся к Соборной площади к Успенскому собору.
47.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII века была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной.

Это Святые Врата с надвратной церковью Воскресения.
48.

В ходе археологических раскопок, проведённых Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954-1955 годах, обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161-1162 годах почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 года и бронзовые ручки дверей.
49.
Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие.

57.

Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения.
58.

Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.
59.

На первом этаже магазинчик сувениров...
60.

...с довольно традиционным ассортиментом.
61.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь».
62.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
63.

А это - Церковь Спаса на Торгу - за пределами Соборной площади - мы ее еще увидим во второй части со смотровой площадки Ростовского кремля.
Сайт vidania.ru Музей-заповедник "Ростовский кремль"
Сайт Русская История
Сайт Туризм в России
«Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.
Википедия

Большая редкость - сохранились имя и фамилия мастера, который, судя по всему, играл видную роль в процессе проектирования и строительства. Его звали Петр Досаев. Известно о нем мало, только то, что он был первоклассным каменщиком из рода переселенцев и происхождение имел восточное. Строительство началось в 1650 году с возведения административных помещений и жилой зоны, затем строители перешли к церковным сооружениям. Искусствоведы выделяют четырнадцать отдельных памятников, которые сохранились до наших дней и входят в ансамбль Ростовского кремля: Успенский собор, звонница Успенского собора, Святые ворота, Надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса на Сенях (или, как ее еще называют, Спаса Нерукотворного), церковь Григория Богослова, Красная палата, Дом на погребах, Самуилов корпус, Белая (Столовая) палата и башни кремля.

В архивных документах историки то и дело находили упоминания о фресках внутри Успенского собора, но сами фрески отсутствовали. Только в 1950 году ученые обнаружили, что под верхними слоями масляной росписи сбора есть еще один - те самые фрески, упомянутые в архивах и воспоминаниях очевидцев. Частично фрески начали «проявляться» из-под потрескавшегося верхнего слоя в куполах, барабанах и подпружных арках. Фрагменты первоначальной росписи реставраторам удалось «извлечь» в алтаре, а за иконостасами были обнаружены участки, даже не скрытые под поздними слоями росписи. Почему фрески в итоге было приказано «закрасить» и чья это была воля - пока остается загадкой.

Центральной точкой исторического ансамбля, конечно же, является Успенский собор - он стоял тут еще до того, как митрополит Иона начал масштабное строительство. Это фактически визитная карточка музея-заповедника. Место, на котором воздвигнут собор, можно назвать поистине «намоленным», хотя без странных и даже трагических событий не обошлось. Успенский собор - не первое храмовое сооружение, построенное на этой территории. Первая деревянная церковь была возведена в 991 году, еще при князе Владимире. Но всякий раз с постройками что-то случалось: то пожар, то вдруг ни с того ни сего крыша рухнет.

Доподлинно известно, что в одном из прежних храмов, стоявших на этом месте, был крещен Сергий Радонежский, а также то, что одним из настоятелей в свое время был отец знаменитого русского богатыря Алеши Поповича. Нынешний Успенский собор появился в начале XVI века. Будь то случайно или намеренно, но сооружение получилось очень похожим на Московский Успенский собор. Правда, есть детали, характерные именно для Ростовского собора. Особенно красив и самобытен узорчатый аркатурно-колончатый пояс, уникальный для архитектурного наследия того времени.

Звонница Успенского собора прославилась на всю страну после того, как на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Съемки проходили на территории кремля, и именно внутри звонницы снималась знаменитая сцена погони. Потомкам в прекрасном состоянии достались 15 колоколов, из которых самые большие - колокол «Полиелейный» весом в 1000 пудов и колокол «Сысой», который весит 2000 пудов (кстати, митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца).

Последним, завершающим сооружением стала церковь Одигитрии, строительство которой, согласно отчетам, завершилось в 1693 году. На этом была поставлена точка. Но даже когда строительные работы еще шли, кремль заслужил многочисленные похвалы высшего духовенства и знати, сюда постоянно приезжали, как на экскурсию, высокопоставленные гости.

Самыми приближенными людьми к митрополиту были дворецкий, приказной и, конечно же, казначей. У каждого из этих «менеджеров высшего звена» были свои ведомства: казенный приказ, судный и домовый. В каждом из подразделений трудились чиновники различных рангов. Штат у митрополита был немаленький - вместе с домашней прислугой, церковными служителями и подручными боярами набиралось под двести человек. Однако в пределах митрополичьих палат жили только самые высокие чины. Остальные (простые служащие, прислуга и «черное духовенство») проживали за пределами стен кремля, в многочисленных слободах, которые тоже подчинялись власти митрополита.

Владимирская икона Богоматери

Одна из главных святынь Успенского собора хранится в Ростовском музее.

Коллекция ямских колокольчиков и бубенцов

Забавная и уникальная коллекция исключительно национальных русских атрибутов, которые уже давно ушли в прошлое, хранится в музее личных коллекций. Этот подарок сделал бывший директор музея-заповедника Вячеслав Ким - он собрал больше 2000 экспонатов, которые после своей смерти завещал выставить на всеобщее обозрение.

Запрестольный крест XVI века

Поступил в Ростовский музей церковных древностей в 1886 году. В 1995 году был похищен и два года назад «всплыл» в частной коллекции в Германии, был выкуплен российским благотворителем и возвращен в Ростовский музей.

Коллекция финифти

Крупнейшая в России. Всего в экспозиции представлено порядка двух с половиной тысяч миниатюр. Экспонаты датируются XVIII‒XX веками.

Судя по летописям, местную казну нельзя назвать бедной. Помимо денег в активах были ценные бумаги, редкие для той эпохи книги, запасы дорогих тканей, из которых шились парадные одежды для выхода в свет, роскошная посуда, мебель, иконы и оружие. Однако не успел митрополит Иона как следует обжиться на новом месте, как по «воле свыше» митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Он был вынужден вновь переехать. Без хозяина тут все изменилось: свита разбежалась, хоромы пришли в упадок, даже богослужения прекратились. Был момент, когда архиереи подумывали о том, чтобы пустить кремль на слом, ведь содержать его было слишком дорого, да и незачем. Памятник помогли сохранить меценаты - богатые купцы пожертвовали средства, на которые кремль был отреставрирован, а вскоре после реставрации в Белой палате был открыт Ростовский музей церковных древностей.

В ХХ веке вновь настали трудные времена: революция, советская власть, борьба с церковными институтами и религиозными настроениями в обществе. Тем не менее, богослужения здесь проводили вплоть до 1935 года, а потом было принято решение партийного руководства страны о том, чтобы всю религиозную деятельность прекратить, а Успенский собор передать под склад кофе-цикорной фабрики. Почти два десятилетия спустя по Ростову прокатился мощнейший смерч, который частично разрушил купола отдельных церквей, снес кровлю многих зданий и повредил звонницу. После этого весь комплекс, включая Успенский собор, передали Ростовскому музею-заповеднику, но его состояние оставалось плачевным вплоть до 90-х годов прошлого века. В 1991 году начались первые богослужения и реставрационные работы, и к настоящему времени усилиями общественных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен.

В наши дни Ростов - один из главных городов Золотого кольца, а Ростовский кремль находится под охраной государства. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.