Тадж махал интерьер. Индия в камне: великий Тадж-Махал! История великой любви: Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

Очень многие слышали это словосочетание, даже возможно видели фотографии, но что именно представляет собой Тадж Махал, в каком городе и стране он находится, знают далеко не все. Попробуем провести небольшое путешествие и познакомить вас с величайшим произведением искусства, архитектурным шедевром и памятником вечной и настоящей любви.

Жемчужина мусульманской культуры Тадж Махал краткое описание которого, конечно, не позволит в полной мере описать величие и великолепие этого монумента, поистине прекрасное, как будто пришедшее из восточных сказок сооружение. В его архитектуре гармонично переплетаются стили Персии, Индии и ислама.

Где находится Тадж Махал? Эта мечеть находится на берегу реки Джамна, недалеко от индийского города Агра и сооружена по повелению Шах-Джахана – повелителя Великих Моголов и правнука известного завоевателя Тамерлана, в память по умершей супруге Мумтаз-Махал.

Тадж Махал это огромный комплекс из белого мрамора. Основным сооружением является мавзолей с пятью куполами, с четырех сторон окруженный изящными минаретами и имеющий высоту - 74м. Его белокаменные стены, отражаясь в неподвижных водах искусственного бассейна, создают впечатление невесомости и подобны миражу, парящему над землей. Благодаря полированной мраморной отделке архитектурный ансамбль, в зависимости от времени суток, меняет цветовые оттенки от белоснежного до лилово-розового, а при луне отливает серебром.

Часть парка, который обрамляет комплекс, представляет собой дорогу, которая ведет к входу в мавзолей. Путь, обсаженный кипарисами, символизирующими печаль, олицетворяет вход в рай, который построил для своей возлюбленной жены Шах-Джахан. Посередине этой дороги расположен водяной канал, облицованный мраморными плитами. Когда-то, во времена правителя, в нем плавали диковинные декоративные рыбки, а по дорожкам вокруг бассейна прохаживались важные павлины.

Сама усыпальница стоит на квадратном мраморном пьедестале и представляет собой симметричное восьмиугольное здание с большой входной аркой, увенчанное лукообразным куполом. Вначале венец купола был золотым, но в последствие, заменен идеальной бронзовой копией. Форму основного купола эстетично подчеркивают четыре меньшие куполообразные сооружения, которые расположены по углам над гробницей. Фасад украшен утонченными стрельчатыми арками, а к самому центру ведет величественная лестница.


Минареты

Минареты, высотой около 50 м, расположены в строгом соответствии с осевой симметрией, относительно мавзолея. Небольшой наклон в сторону обусловлен защитой главного здания от разрушения, в случае падения башен. Каждая из них разделена на трое двумя балконами, которые по кругу опоясывают строение. Все декоративные украшения покрыты позолотой и удачно дополняют общую картину.

Экстерьер

Художественный экстерьер Тадж Махала причисляют к шедеврам архитектурного искусства. Оно подобрано с учетом всех нюансов строительного материала – мрамора, его поверхность на разных участках отличается своей структурой. Применение различных видов штукатурки, инкрустаций и каменных фигур превратило декоративные элементы памятника в произведения искусства и придало неповторимый стиль.

Белый камень стен украшен сложнейшей мозаикой из драгоценных и полудрагоценных камней. Изысканный растительный орнамент и арабские цитаты из Корана, обращения к верующим, исполнены черным мрамором. Исламом запрещено в украшении мечетей упоминать символы человека, поэтому творцы экстерьера изображали абстракции, цветы, разнообразные витиеватые узоры. Все они выполнены искусно, с применением желтого мрамора, нефрита и яшмы.

Интерьер

Все четыре входа ведут в главный восьмиугольный зал усыпальницы. Внутри высокие стены плавно переходят в сводчатый куполообразный потолок, расписанный солнечными мотивами. Каменные цветы гирляндами спускаются по белому мрамору, а искуснейшая резьба и затейливая арабская вязь поражают своей доскональностью и мастерством. В центре за ажурной мраморной ширмой находятся два символических надгробия, они украшены разнообразными геометрическими узорами и драгоценными камнями.

Само захоронение Шаха-Джахана и его жены находится в подвальном помещении. Дело в том, что согласно религиозным традициям, нельзя вычурно украшать могилы, поэтому похоронили правителя и его любимую в обыкновенном склепе, а саркофаги в мавзолее являются местом поклонения и данью памяти великим чувствам.

История любви

Мумтаз часто сопровождала мужа в военных походах и путешествиях, была самой любимой женщиной и надежным другом. Они счастливо прожили вместе 19 лет, и за это время у них появилось 14 детей, но последние роды стали для Мумтаз смертельными. Горе императора было безутешным, и целый год после смерти жены он провел в уединении. Придя в себя, он поклялся построить усыпальницу, равной которой нет во всем мире, чтобы на века оставить память о великой любви и имени своей возлюбленной Мумтаз Махал. Так началась история создания одного из величайших творений человечества.

Где находится Тадж Махал на карте мира

Тадж Махал фото внутри и снаружи

Строительство было начато в 1632 году и продолжалось долгих 22 года. Кто построил Тадж Махал в Индии? Конечно сама идея, средства и главные распоряжения по ходу стройки принадлежат императору Хан Джахану. Но все работы производились под руководством 37 архитекторов, проект главного здания принадлежит Исмаилу Афанди, а создание общего образа комплекса приписывают турецкому зодчему Усадату Ису. Всего на строительные работы было привлечено более 25000 строителей, инженеров, художников из Индии и Центральной Азии.

Земля, купленная недалеко от Агры, была полностью заменена более густым и плотным грунтом, и поднята на 50 метров выше берега реки Джамны. С помощью вырытых и заполненных щебнем колодцев, получилась опора для фундамента, которая являлась к тому же своеобразной «подушкой безопасности» при землетрясениях. Обычные в то время бамбуковые леса заменили кирпичными, эта мера была принята, чтобы облегчить работы с тяжелым мрамором.

Для большего удобства доставки на место строительства того же мрамора и других стройматериалов, специально прорыли 15-километровую траншею. Здесь использовались особые тележки, на которых 20-ю, а то и 30 волами перетягивали непомерные тяжести. Отдельно была разработана система каналов и резервуаров, обеспечивающая стройку достаточным количеством воды.

Примерная стоимость строительства составила свыше 32миллионов рупий, что тогда представляло почти заоблачную сумму.

Основание и усыпальница были сооружены за 12 лет, еще десять ушло на строительство:

  • минаретов;
  • больших ворот;
  • мечети;
  • павильона для гостей;
  • парка и сада.

Несмотря на сложность и длительность работ, в итоге в Индии появился архитектурный комплекс, поражающий воображение и по праву являющийся одним из Новых Семи Чудес Света.

Информация для посетителей

Тадж Махал, безусловно самая посещаемая достопримечательность Индии, каждый год сюда приезжают около трех миллионов туристов со всех стран мира. Каждый сезон здесь много людей, но основной наплыв в ноябре и феврале, так как в эти месяцы немного понижается температура, что делает путешествия по этой стране более комфортными.

  • Точная информация, где находится Тадж Махал, по отношению к другим достойным посещения местам, поможет сэкономить время и сориентироваться на местности. Этот памятник архитектуры находится в 20 км от Агры (200 км от Дели) . Добраться можно поездом, который направляется в Мумбаи или в Калькутту (остановка в Агре, а оттуда на такси до мемориала).
  • Местные жители советуют приезжать сюда утром , но не особо ранним, так как из-за тумана (что не редкость в здешних местах) фотографии могут получиться не качественные.
  • Музей-усыпальница работают с 6 утра до 19 часов каждый день , кроме пятницы, когда в мечети проходит молитва. Чтобы увидеть мавзолей при луне, два дня до и два после полнолуния комплекс доступен с 20.30 до 24.00.
  • Стоимость посещения около 800 рупий , детям до 15 лет вход бесплатный, причем, нужно помнить, что плата проводится только в национальной валюте.
  • Съемка профессиональной аппаратурой здесь запрещена , но использование небольших фотоаппаратов и камер возможно. Чтобы запечатлеть Тадж Махал внутри и снаружи для себя можно сделать за небольшую плату в 25 рупий.
  • Перед входом в комплекс необходимым условием является досмотр на присутствие опасных предметов , вредных веществ и оружия. Еду также запрещено вносить на территорию. Не желательно брать с собой большие сумки и рюкзаки.
  • Обувь, заходя в храм, нужно снимать , но оставлять у порога не советуют, так как потом ее можно не обнаружить. Помня про антисанитарию и гигиену, стоит захватить с собой носочки.

Несмотря на длинные очереди, сложности с переездами и условности контроля огромное число туристов едут в Агру, чтобы насладиться впечатлениями и увидеть символ немеркнущей и безграничной любви, каким видел его Шах Джахан.

Тадж Махал является одним из величайших памятников Индии, построенный во имя любви и преданности к женщине необычной красоты. Не имея аналогов своего величия, он отражает богатство целой эпохи в истории государства. Здание из белого мрамора стало последним даром императора Великих Монголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал. Император повелел найти самых лучших мастеров и поручил им создать мавзолей, красота которого не имела бы аналогов в мире. Сегодня он включен в список семи самых величественных монументов в мире. Построенный из белого мрамора и украшенный полудрагоценными камнями и золотом, Тадж Махал стал одним из самых великолепных зданий в мире архитектуры. Он является мгновенно узнаваемым и одним из наиболее часто фотографируемых сооружений в мире.

Тадж Махал стал жемчужиной мусульманской культуры в Индии и одним из общепризнанных мировых шедевров. На протяжении веков он вдохновлял поэтов, художников и музыкантов, пытавшихся воплотить его невидимую магию в слова, картины и музыку. С 17 века люди путешествовали через континенты, чтобы увидеть и насладится этим удивительным памятником любви. Спустя столетия, он по-прежнему очаровывает посетителей обаянием своей архитектуры, повествующей о таинственной истории любви.

Тадж-Махал (в переводе "Дворец с куполом") на сегодняшний день считается наиболее хорошо сохранившимся и архитектурно красивым мавзолеем в мире. Одни называют Тадж "элегией в мраморе", для многих это вечный символ невянущей любви. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его "не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях", а индийский поэт Рабиндранат Тагор считал его "слезой на щеке вечности".

Создатель Тадж Махал

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира: Жемчужная мечеть в Агре, Шахджаханабад (ныне известный как Старый Дели), Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в цитадели Красный форт в Дели . Знаменитый Павлиний трон Великих Моголов, по описаниям современников, считался самым роскошным троном мира. Но самым известным из всех сохранившихся монументов стал Тадж-Махал, навсегда увековечивший его имя.

Шах Джахан имел несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с Арджуманад Бану Бегам. Юной девушке в то время исполнилось всего 14 лет. Спустя 5 лет после помолвки состоялась свадьба. Во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал своей невестке имя Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца").

Согласно официальному летописцу Казвини, отношения Джахана с другими женами "были не более, чем статус брака. Интимность, глубокая привязанность, внимание и благосклонность, которые Его Величество испытывал к Мумтаз, в тысячу раз превышали чувства по отношению к любой другой".

Шах Джахан, ""Император Вселенной"", был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Но личная жизнь могущественного императора была омрачена потерей любимой жены Мумтаз Махал во время родов в 1631 году. Легенда гласит, что он пообещал умирающей жене построить самый красивый мавзолей, несравнимый ни с чем в мире. Так было на самом деле или нет, Шах Джахан воплотил свою любовь и богатство в создание именно такого монумента.

Шах Джахан наблюдал за прекрасным творением до конца своих дней, но в качестве узника, а не правителя. Его сын Аурангзеб захватил трон в 1658 году и заключил родного отца в тюрьму Красного форта Агра . Единственным утешением стала возможность взирать на Тадж-Махал из окна своего заточения. В 1666 году, перед смертью, Шах Джахан попросил исполнить последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж-Махал, где он снова прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз Махал

Она вышла замуж спустя пять лет после помолвки, 10 мая 1612 года. Дату выбрали придворные астрологи как наиболее благоприятный день для счастливого брака. Брачные узы Мумтаз Махал и Шаха Джахана оказались счастливыми для обеих молодоженов. Даже при жизни поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала надежным спутником Шаха Джахана, путешествуя с ним по всей Империи Великих Моголов. Лишь война служила единственной причиной их разлуки. В дальнейшем, даже война перестала разделять их. Она стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа до самой смерти.

За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает, ее тело временно похоронили в Бурханпуре.

Летописцы императорского двора обратили необычно много внимания переживаниям Джахана в связи с кончиной жены. Император был безутешен в своем горе. После смерти Мумтаз, Шах Джахан провел в уединении целый год. Когда он наконец-то пришел в себя, волосы его стали седыми, спина согнулась, а лицо постарело. Император перестал слушать музыку, носить украшения и богато украшенную одежду, использовать парфюмерию на протяжении нескольких лет.

Шах Джахан умер спустя восемь лет с момента восшествия сына Аурангзеба на престол. "Мой отец пытал большую привязанность к моей матери, пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", заявил Аурангзеб и приказал похоронить отца рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, согласно которой Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуна. Но этим планам не суждено превратится в жизнь.

Создание Тадж Махал

В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению Тадж Махала. Его строительство стало выполнением обещания, данной Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни: построить монумент, который бы соответствовал ее красоте. Центральный мавзолей завершили в 1648 году, а строительство всего комплекса закончили спустя пять лет, в 1653.

История скрывает, кому именно принадлежит планировка Тадж Махал. В исламском мире на то время сооружение зданий приписывалось заказчику строительства, а не его архитектору. На основе источников можно уверенно утверждать, что над проектом работала команда архитекторов. Как и большинство великих памятников, Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующего комплекса зданий:

Darwaza (главный вход)
Rauza (мавзолей)
Bageecha (сады)
Masjid (мечеть)
Naqqar Khana (гостевой дом)

Мечеть и построенный для симметрии гостевой дом окружают мавзолей с обеих сторон. Мраморное здание окружено четырьмя минаретами, немного наклоненными во внешнюю сторону - конструктивная особенность, призванная предотвратить центральный купол от повреждения в случае разрушения. Комплекс находится на территории сада с большим бассейном, в котором отражается то, что ни один архитектор в мире так и не сумел повторить - копию красоты Тадж-Махала.

Тадж Махал окружает красиво разбитый сад. Сад в исламском стиле - это не просто один из составных частей комплекса. Последователи Мухаммеда обитали на огромных пространствах засушливых земель под знойным солнцем, поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Он охватывает большую часть комплекса: из общей площади 580х300 м, сад занимает 300х300 м.

Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.

Деревья сада Тадж либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке. Тадж-Махал расположен в северном конце сада, а не в центре. В сущности, в центре сада, между Тадж и его центральными воротами, располагается искусственный водоем, который отражает мавзолей в своих водах.

История Тадж Махал после строительства

К середине 19 века, Тадж-Махал превратился в место приятного времяпрепровождения. Женщины танцевали на террасе, а мечеть с гостевым домом сдавалась в аренду молодоженам. Англичане, наряду с индусами разграбили богатые ковры, полудрагоценные камни, серебряные двери и гобелены, когда то украшавшие мавзолей. Отдыхающие часто приходили вооруженными молотком и долотом, чтобы лучше извлекать кусочки агата и карнеола из каменных цветков.
Какое-то время казалось, что монумент, как когда-то и сами моголы, может исчезнуть. В 1830 году лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в то время), планировал демонтировать Тадж Махал и продать его мрамор. Говорят, что только отсутствие потенциальных покупателей предотвратило разрушение мавзолея.

В 1857 году, во время индийского восстания, Тадж-Махал еще более пострадал. К концу 19 века он окончательно пришел в упадок. Территория без ухода заросла, могилы осквернили вандалы.

После многих лет упадка, британский генерал-губернатор Индии лорд Керзон организовал масштабный проект реставрации, завершившийся в 1908 году. Здание отремонтировали, сад и каналы восстановили. Реставрация памятника помогла восстановить его былую славу.

Принято ругать англичан за пренебрежительное отношение к Тадж Махалу, но индийцы относились к своему сокровищу не намного лучше. По мере увеличения населения Агры , монумент начал страдать от загрязнения окружающей среды и кислотных дождей, обесцвечивавших его белый мрамор. В конце 1990-х, будущее памятника находилось под серьезной угрозой, пока Верховный суд Индии постановил переместить особо вредные производства за пределы города.
Тадж-Махал считается лучшим образцом могольской архитектуры, сочетающий в себе элементы персидской, индийской, и исламской архитектурных школ. В 1983 году монумент внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, назвав его "жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение".

Тадж-Махал стал самым идентифицируемым символом Индии, привлекая ежегодно около 2,5 млн туристов. Он является одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. История, стоявшая за его строительством, дает основания считать его одним из величайших памятников любви, когда-либо построенных в мире.

Видео на русском языке

Просмотр фотографий:

Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.

В 1612 году потомок Тамерлана, принц Кхуррам (Шах-Джахан) женился на Мумтаз-Махал. Принц был восхищен красотой Мумтаз-Махал, свадьба могла быть проведена только при благоприятном расположении звезд, этого момента пришлось ждать пять лет, при этом их встречи были невозможны.

В 1628 году Шах-Джахан стал править Индией, все отмечали очень нежные и близкие отношения султана и его жены, несмотря на наличие большого гарема. Это был единственный человек, которому правитель всецело доверял, он брал свою жену даже в сопровождение военных походов, так как не хотел без нее долго находиться.

Спустя год правления Шах-Джахана, на 17 году совместной жизни его любимая жена умерла во время рождения их 14-го ребенка. Султан потерял любимого человека, лучшего друга и мудрого советника. Два года султан носил траур, а его волосы стали совсем седыми от горя. Новым толчком к продолжению жизни, стала его клятва, построить уникальный надгробный памятник, достойный его жены, впоследствии ставший символом их любви.

Строительство

В 1632 году было положено Тадж-Махала, которое продолжалось больше 20 лет. Был выбран город Агра, в то время экономический и социальный центр Индии. Шах-Джахан привлек к работе более 20000 лучших мастеров и рабочих Индии и Азии. Для возведения грандиозного монумента закупались лучшие материалы. Мавзолей был построен из белого мрамора, с применением рекордного количества драгоценных и полудрагоценных камней для отделки и внутреннего декора. Двери были изготовлены из серебра, парапет был из золота, а гробница Мумтаз-Махал была накрыта ткань, усыпанной жемчугом.

В 1803 году гробница была разграблена Лордом Лейком, было вывезено 44 тола золота, много драгоценных камней было вынуто из стен. Лорд Керзон, придя к власти, принял законы, позволившие спасти Тадж-Махал от полного расхищения. В 1653 году султан начал строительство второго мавзолея, точную копию Тадж-Махал, только из черного мрамора. Строительство не удалось закончить, страна была истощена от внутренних войн В 1658 Шах-Джахана был свергнут одним из своих сыновей, и в течении 9 лет удерживался под арестом. Похоронили Шах-Джахана в одном склепе с его любимой женой в Тадж-Махале.

Особенности строения

Тадж-Махал находится в центре большого парка, попасть в который можно через ворота, которые символизируют вход в рай. Перед мавзолеем расположен большой бассейн из мрамора. Само здание выглядит невесомым, несмотря на свои внушительные размеры (высота 75 метров). Это симметричное восьмиугольное здание, увенчанное большим белым куполом. Мумтаз-Махал была захоронена в подземелье, точно под куполом, напоминающим бутон цветка. При замерах здания была выявлена четкая симметрия и много интересных геометрических совпадений.

Какая достопримечательность чаще всего приходит на ум людям, когда их спрашивают об Индии? Правильно, это легендарный и окутанный тайнами Тадж Махал. Он является настоящим символом этой страны, правда, неофициальным.

Что собою представляет

Тадж Махал – это целый мавзолей и одновременно с этим мечеть,которая находится в городе Агра, что в Индии в штате Уттар-Прадеш. Это строение по праву отнесено к лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Одновременно с этим Тадж Махал является настоящим памятников вечной любви к красивой женщине, но об этом чуть позже.

С 1983 года мавзолей-мечеть входит в состав Всемирного наследия организации ЮНЕСКО и считается лучшим представителем архитектуры индийских мусульман. Благодаря тому, что святыня находится в таком месте, где ей за все время существования не был причинен ущерб землетрясениями и другими природными катаклизмами, она сохранила свой первозданный вид и сейчас выглядит так же, как сразу после постройки.

Масштабная реставрация объекта производилась в начале XX века, а в 2002 году пришлось несколько освежить и обновить внешний облик мавзолея, так как из-за сильной загрязненности города он стал выглядеть тускло и некрасиво. После этого обновления фасадов вышел запрет на проезд неподалеку от Тадж Махала (в пределах нескольких сотен метров разрешен только экологический транспорт).

История создания

Наверное, сегодня практически каждый знает, что Тадж Махал был отстроен во времена правления Шаха Джахана в память о своей любви к третьей законной супруге Мумтаз Махал. А начиналось все так…

В 1612 году, еще не будучи великим шахом, а называясь принцем Кхуррамом, будущий правитель Индии берет в законные супруги 19-летнюю девушку из бедной семьи, руководствуясь лишь чувством любви к ней.

В 1628 году принц Кхуррам восходит на престол и становится великим Шахом Джаханом. За время его жизни и правления он имел огромный гарем, как и положено великому правителю, но, как отмечают путешественники и знатные люди того времени, любил он только свою супругу, а та в свою очередь отвечала ему взаимностью. Мумтаз Махал стала правителю не только верной женой, но и лучшим советником и сопровождающим во всех битвах и походах.

В браке они прожили 19 недолгих, но очень счастливых лет, после чего судьба решила, что этому союзу следует прекратиться. За время совместной жизни у супругов родилось 13 детей, но вот 14-х родов Мумтаз не пережила и в 1631 году скончалась. На то время ей было 38 лет, что считалось довольно солидным возрастом для своей эпохи, а частые роды так изнашивали женский организм, что мало кто мог похвастаться более продолжительной жизнью. Произошло это трагическое для всей Индии событие в военном лагере неподалеку от Бурханпура, который был разбит в этом месте при возвращении из победоносного похода на город Декан. Смерть жены настолько повлияла на Джахана, что у него даже возникали мысли о самоубийстве. Город Декан любезно принял тело обожаемой супруги шаха, но примерно через полгода, так и не оправившись от своего горя, Джахан решил построить мавзолей для своей любимой женщины.

Почему для постройки был выбран город Агра? Все довольно просто и вполне логично: в то время Агра, как и Дели, имел статус столичного полиса, а также считался одним из самых развитых городов страны.

Тадж Махал строился 22 долгих года. Считается, что главное здание было возведено за первых 8 лет строительства. Для воплощения в жизнь великой задумки правителя было привлечено около 20 тысяч рабочих азиатского происхождения, а также лучшие архитекторы и специалисты по камню из Европы. Главным архитектором был назначен Устад Иса Кхан (так гласят некоторые источники, но доподлинно это не известно). Он полностью оправдал свое доверие и полученные неограниченные возможности в рамках строительства этого мавзолея.

Строительство закончилось только в 1653 году. Незадолго до окончания возведения Тадж Махала Джахан был свергнут с трона своим сыном и заключен в тюрьму Агры. Здесь он находился до своей смерти, наблюдая из окна своей темницы на воздвигнутый по его приказу мавзолей дражайшей Мумтаз Махал.

В 1666 году Шах Джахан был похоронен рядом со своей супругой в стенах Тадж Махала. Так распорядился его сын, сказав, что его отец так любил мать, поэтому должен быть похоронен рядом с ней.

Расположение

Тадж Махал находится в очень живописном месте. С трех сторон строение окружает красивая, зеленая и очень ухоженная парковая зона, спланированная некогда таким образом, что представляет собой дорогу к главной индийской святыне, в средней части которой располагается водный канал.

С четвертой стороны протекает река Джамна и здесь ничего не должно заслонять красивую архитектуру от взора людей. Правда, река в этом месте очень редко бывает спокойной, поэтому увидеть отражение здания в ней практически невозможно. Это еще больше дополняет иллюзию нереальности объекта архитектуры, что украшает и восхваляет город Агра.

Сегодня многие путешественники приходят рано утром на противоположный берег Джамны, чтобы увидеть Тадж Махал словно в парящем состоянии сквозь утреннюю дымку. Зрелище поистине потрясающее, тем более что с восходом солнца можно поминутно наблюдать происходящие изменения цвета и игру солнечных лучей на стенах мечети.

Архитектура

Весь комплекс состоит из пяти отдельных строений:

— дарваза (главные ворота к святыне);

— багееча (сад вокруг построек);

— мастжид (мечеть);

— наккар зана (дом отдыха);

— рауза (здание мавзолея, где расположены саркофаги с мощами шаха и его супруги, а также некоторых других родственников и членов семьи).

Архитектура Тадж Махала включает в себя гармоничное соединение казалось бы несочетаемых между собой стилей оформления: персидский, исламский, среднеазиатский и европейский.

Среди главных достопримечательностей комплекса можно назвать четыре минарета (по одному на каждый угол мавзолея) высотой 40 метров, купол главного строения, а также шахматный мраморный пол.

Мавзолей на первый взгляд кажется мистическим местом: везде присутствуют оптические иллюзии, способные заставлять людей верить в чудеса. Чего только стоят суры Корана, что кажутся одинаковыми и легко читаемыми независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся. Стены здания выполнены из полупрозрачного мрамора белого цвета, на котором вырезаны цветы и узоры, украшенные драгоценными камнями. Если вы начнете рассматривать рисунки и детали, то увидите всю уникальность и непревзойденность мастерства тех, кто стал творцом этого шедевра: например, некоторые элементы инкрустированы драгоценными камнями вплоть до 3 см в диаметре, но если не всматриваться, то этого можно даже и не заметить.

Главные ворота – это уже шедевр архитектурной мысли того времени. Если издалека смотреть на весь комплекс именно через них, то создается красивое обрамление всей картинки с Тадж Махал в самом сердце.

По обе стороны от центрального здания мавзолея располагаются мечеть (на западе) и гостевой дом (на востоке). Если первое строилось осознанно и первоначально предполагалось к возведению, то второе строение было создано лишь для того, чтобы обеспечить абсолютную симметричность всему зданию.

Само здание гробницы располагается в центральной части чуть приподнятой мраморной платформы. Такое расположение имело свой сакральный смысл: «выше тебя может быть только небо». Каждый угол мавзолея украшен 40-метровым минаретом. Сегодня они несколько наклонены, но доподлинно неизвестно была задумка такой первоначально или это произошло с течением времени. Возможно, что минареты были расположены так специально, чтобы в случае землетрясения разрушительной силы они не упали на здание мавзолея.

Мифы и легенды Тадж Махала

  1. Индуистский храм.

Существует теория о том, что нынешний мавзолей – это не дань памяти Мумтаз Махал, а настоящий храм Шивы, что был воздвигнут в XII веке. Уже после он принял в себя тело супруги Шаха Джахана. Данная теория принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку, который в доказательство своих слов просил открыть подвальные комнаты строения, но в 2000 году Верховный суд страны отверг его прошение. Этот человек также заявляет о том, что Стоунхендж и Кааба также имеют индуистское происхождение.

  1. Черная копия.

Существует история о том, что Шах Джахан еще при жизни планировал дополнить белый мраморный Тадж Махал его черным двойником на противоположной стороне Джамны и даже начал работы по его строительству. Масштабные раскопки не подтвердили данной теории.

  1. Устранение строителей и мастеров.

Совсем дикое предположение встречается в некоторых источниках, где идет повествование о Тадж Махале: Джахан после окончания этого масштабного строительства приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, трудившимся над его созданием, чтобы они больше никогда не смогли повторить подобный шедевр. Исторически и документально это никак не подтверждено.

  1. Изменение угла наклона Тадж Махала.

Некоторые ученые не так давно утверждали, что из-за усыхания реки Джамны строение начало несколько клониться в сторону русла. Археологи и эксперты Индии провели масштабные работы и опровергли эти данные, указав, что колебания высоты здания незначительны, а каких-либо изменений структуры почвы под мавзолеем не установлено.

Информация для туристов

Каждый, кто планирует посетить Тадж Махал, должен знать, что он открыт для посещения туристами в период с 06.00 до 19.00 часов ежедневно, за исключение пятницы (этот день выделен для пятничной службы в мечети).

За два дня до полнолуния и два дня после него мавзолей открыт до полуночи, чтобы туристы смогли полюбоваться святыней в лунном свете.

Вход для взрослых обойдется в сумму около 12 долларов, а дети до 15 лет могут посетить Тадж Махал бесплатно.

Фото- и видеосъемка профессиональной аппаратурой запрещена, но из-за популярности зеркальных фотоаппаратов и видеокамер они не считаются таковыми. Проблемы могут возникнуть только в том случае, если у вас очень большой объектив. Съемка на территории Тадж Махала платная.

Несмотря на то, что город Агра находится в 200 километрах от столицы Индии, сообщение между ними налажено очень хорошо из-за большого потока туристов, что ежедневно проезжают по этому маршруту.