Новый украинский самолет ан 178. Отечественное оружие и военная техника


ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ АН-178
TRANSPORT AIRCRAFT AN-178

17.04.2015


16 апреля 2015 года на Государственном предприятии «Антонов» в Киеве (Украина) состоялась торжественно обставленная выкатка завершенного постройкой первого летного опытного образца транспортного самолета Ан-178 (серийный номер 001, украинская регистрация UR-EXP).
Транспортный рамповый самолет Ан-178 разрабатывался ГП «Антонов» с 2010 года и является развитием семейства региональных пассажирских самолетов Ан-148/Ан-158. Самолет оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Д-436-148ФМ разработки ГП «Ивченко-Прогресс» производства АО «Мотор Сич», со взлетной тягой 7700 кг. Максимальная грузоподъёмность Ан-178 заявлена в 18 тонн.
Первый полет выкаченного первого прототипа официально намечен на начало мая 2015 года. Ведется также постройка планера Ан-178 для статических испытаний. Неясно, станет ли Ан-178 последним самолетом КБ Антонова. bmpd.livejournal.com

08.06.2015


Согласно снимкам украинских споттеров, первый опытный образец построенного на Государственном предприятии «Антонов» (Киев, Украина) транспортного самолета Ан-178 (серийный номер 001, украинская регистрация UR-EXP) получил темно-серую «военную» окраску и бортовой номер «197″. Окраска самолета вызвана планами представить его в экспозиции 51-го Парижского международного авиационного салона, который будет проходить в Ле Бурже (Франция) с 15 по 21 июня 2015 года.
Первый опытный образец Ан-178 был выкачен ГП «Антонов» в Киеве 16 апреля 2015 года и совершил первый полет 7 мая 2015 года.
http://bmpd.livejournal.com

20.06.2015
Украина впервые представила на Парижском авиасалоне реактивный тактический военно-транспортный самолет Ан-178, машина экспонируется на статической стоянке, сообщает janes.com 15 июня. Самолет совершил первый полет 7 мая.
Разработчик самолета КБ «Антонов» полагает, что двухдвигательный Ан-178 станет конкурентоспособной машиной (полезная нагрузка 18 т) на мировом рынке средних транспортных самолетов. Его конкурентами являются американский Lockheed Martin C-130J-30 Hercules (полезная нагрузка 22 т), бразильский Embraer KC-390 (23 т) и перспективный самолет МТА совместной российско-индийской разработки (15-20 т). Военный Паритет

В ходе первых летных испытаний первого построенного ГП «Антонов» опытного образца нового транспортного самолета Ан-178 выявилась серьезная проблема с центровкой машины, вызванная существенными просчетами при проектировании.

«В результате для обеспечения нормальной центровки самолет вынужден выполнять все сколько-нибудь длительные испытательные и перегоночные полеты с дополнительным балластным грузом массой 1,32 тонны в виде пакета из 15 стальных плит весом 85–90 кг каждая, уложенного сразу за кабиной экипажа», – сообщает блог bmpd .

Ошибка с расчетом центровки Ан-178 обнаружилась на первом опытном образце самолета с серийным номером 001 и регистрацией UR-EXP.

Как отмечают эксперты, именно с этим балластом прототип Ан-178 совершал перелеты на авиасалоны в Ле Бурже, а теперь в Дубай, причем после приземления балласт оперативно выгружается для сокрытия факта его наличия на самолете. При этом постоянное наличие балласта ухудшает характеристики самолета, и без того, судя по всему, вряд ли соответствующие рекламным данным, заявляемым ГП «Антонов».

Предположительно причиной неправильной центровки машины стало принятое на этапе проектирования в 2012 году решение об увеличении размаха крыла Ан-178 на 2 метра, а также площади крыла с 88,5 до 98,6 кв. м при сохранении неизменным уже спроектированного фюзеляжа. Предполагается, что данное решение было вызвано выявившейся расчетной недостаточностью взлетно-посадочных характеристик по отношению к заявляемым.

По мнению экспертов, дефект является «органическим» и трудно устранимым конструктивно. Высказывается предположение, что средством исправления дефекта центровки может стать увеличение длины фюзеляжа самолета в районе центроплана и носовой части, однако это потребует серьезного перепроектирования, постройки нового опытного летного образца, и, по сути, новой программы испытаний перепроектированного самолета.

В сентябре Украина представила Ан-178 на авиасалоне Dubai Airshow 2015 в ОАЭ. Однако, как заявил замминистра экономического развития и торговли Украины, Ан-178 не смог участвовать в демонстрационных полетах, поскольку был «не готов к этому», передает РИА «Новости-Украина» .

Напомним, давно обещанную и много раз откладывавшуюся презентацию нового самолета марки «Ан» в апреле провели в Киеве. Ан-178, как заявляется, должен стать заменой старой, еще советского времени модели Ан-12. Самолет был представлен с большой помпой, однако существуют сомнения, есть ли для него рынок сбыта.

В июне текущего года Украина производить самолеты, в том числе Ан-178, совместно с Польшей.

Госпредприятие «Антонов» (Киев) предложить рынку перспективный транспортный самолет Ан-178, построенный на базе пассажирского Ан-158. Дстоинством Ан-178 генконструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива назвал возможность перевозки морских контейнеров и определенных видов военной техники.

На авиасалоне в Ле-Бурже Украина представила военно-транспортный самолет Ан-178, первый полет которого состоялся 7 мая 2015 года. Ан-178 позиционируется на рынке как замена транспортным самолетам Ан-12. Новая машина будет перевозить до 18 т груза и работать на тех же аэродромах, что и Ан-12, в том числе на грунтовых ВПП. ГП "Антонов" считает, что рынок сбыта самолета Ан-178 может составить около 800 штук в течение 10-12 лет. Его приблизительная стоимость составит 40-70 млн. долларов.

По основным характеристикам и транспортным возможностям Ан-178 превосходит Ан-12. По сравнению с предшественником Ан-178 будет иметь большую по габаритам, в том числе по высоте, полностью герметичную грузовую кабину, где могут перевозиться морские контейнеры и контейнеры IATA; два реактивных двигателя вместо четырех турбовинтовых; более высокую (на 225 км/ч) максимальную крейсерскую скорость и большую дальность полета (на 800 км) с грузом 10 т. Практический потолок Ан-178 - на 3000 м выше. В целом он будет обладать существенно лучшими экономическими показателями.

Попиариться на фоне Ан-178 из Киева прибыла делегация во главе с первым заместителем секретаря СНБО Олегом Гладковским, заместителем министра экономического развития и торговли Русланом Коржом, а также генеральным директором ГК «Укроборонпром» Романом Романовым.

В Ле-Бурже по поводу Ан-178 выступил командующий Воздушными силами Украины генерал-полковник Юрий Байдак. По его словам, пока рано говорить о серийном производстве, поскольку на выставке представлен лишь опытный образец. "После завершения испытаний планируется подготовить техническое задание на изготовление военно-транспортного самолета, и уже тогда можно говорить о размещении заказа", - сказал украинский генерал.

По его мнению, в целом самолет Ан-178 имеет очень большие перспективы. "Это как раз та ниша, которая не заполнена. Воздушные силы Украины имеют на вооружении устаревшие типы самолетов военно-транспортной авиации, это самолеты Ан-26 и Ил-76. В настоящее время потребность в таком самолете составляет минимум 20 самолетов, которые должны прийти на смену старым модификациям ", - отметил Байдак. Понятно, что при производстве только для ВСУ Ан-178 окажется в буквальном смысле на вес золота, нищий украинский бюджет это не потянет.

По словам генерального конструктора ГП «Антонов» Дмитрия Кивы, на Ле Бурже−2015 представители предприятия ведут очень интенсивный переговорный процесс, направленный на расширение международного сотрудничества и продвижение самолетов «Ан» на мировой рынок. В числе таких проектов – создание нового транспортного самолета Ан−188 на базе Ан−70, дальнейшая модернизация Ан−124−100 «Руслан», развитие программы легкого транспортного самолета Ан−132.

Главная проблема Ан-178 заключается в том, что около трети его комплектующих - российского производства, и теперь предстоит искать им замену. В целом Ан-178 - это, по сути, последний шанс авиапрома Украины остаться на плаву (при условии что данным проектом заинтересуется Китай), но сумеет ли он им воспользоваться? С нынешней властью в Киеве - едва ли.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

15.

16.

Ан-178 является перспективным украинским транспортным ближнемагистральным самолетом, созданным на базе Ан-158, с грузоподъёмностью до 20 тонн.

На сегодняшний день ГП «Антонов» представлен крупным авиаконцерном. Устаревший морально и физически Ан-12 требует замены поэтому антоновцы решили спроектировать новый грузовой многоцелевой самолет Ан-178.

Преимущества украинского аппарата

По планам инженеров модель оснастят двумя турбореактивными двигателями, задачей которых является обеспечение высокой скорости полета, снижение уровня шума и увеличение рейсовой производительности. Среди особенностей самолета выделяется увеличение габаритов грузовой кабины, что решает проблему с возможностью перевозок любых грузов упаковочного вида непосредственно на поддонах и в морских контейнерах.

Ан-178, как и все самолеты, производимые в ГП «Антонов», унаследует самые главные качества транспортной авиационной машины: автономность, всеаэродромность (возможность осуществить посадку на любых видах ВПП), неприхотливость, высокая надежность и отказоустойчивость.

Для снижения себестоимости транспортника самолет унифицировали с уже созданными моделями. Основной причиной этого решения является стоимость гражданского самолета. В случае выбора между двумя самолетами со схожими характеристиками, естественно, покупатель выберет тот, который дешевле как по цене, так и в эксплуатации. Состав планера и оборудования Ан-178 унифицирован на 50-60% с вариантами Ан-148 и Ан-158, которые на практике доказали все необходимые качества для самолетов этого типа. Благодаря унификации снизится не только цена, но и срок постройки воздушной машины. На данный момент работы ведутся очень быстро. В 2014 году построили фюзеляж опытного экземпляра.

По проекту конструкторы решили заменить стандартную четырехмоторную турбовинтовую схему на уникальную двухмоторную турбореактивную. Дело в том, что конструкция самолета опирается на мировые потребности. Были проведены специальные расчеты, которые показали, что при одинаковом часовом расходе топлива двухмоторные турбореактивные экземпляры имеют повышенную производительность. Это возможно благодаря увеличенной крейсерской скорости.

Ан-178 проектировали по плану многоцелевого транспортника со специальной возможностью в случае необходимости переоборудования как под гражданский, так и под военно-транспортный. Первый заказ на самолет поступил от Министерства Обороны Украины, но руководство ГП уверено, что в скором времени появятся заказы и от гражданских авиакомпаний.

Поскольку 178-й имеет уникальную способность перевозить практически любые виды пакетированных грузов, только он является достойной заменой для Ан-12, который, хоть и создали в 60-х годах, все же до сих пор широко используется во многих странах Азии, Африки и СНГ. Также Ан-178 составит отличную конкуренцию франко-германскому «Трансаль» С-160.

Ан-178 появился не по инициативной программе, его идея в большей степени зародилась в военном ведомстве Украины. Оно же является основным заказчиком.

История самолета

В конце февраля 2010 года АНТК имени Антонова огласило начало проектировки нового самолета грузового типа Ан-178. По проекту, благодаря двум турбореактивным двигателям, транспортник будет иметь крейсерскую скорость 800 км/ч, а практический потолок превысит потолок базовой единицы на 3000 м. Завершение работ по опытному образцу было намечено на конец 2014 года. В начале 15 года планировали подняьт его в воздух. В ноябре 2014-го АНТК приступило к наземным испытаниям опытной машины. Конец испытаний был запланирован на март 2015 года. Также в ноябре 2014-го начали сборку второго опытного экземпляра. По предварительным договорам, помимо Министерства Обороны, первыми заказчиками самолета станут авиакомпания ОАЭ MaximusAir.

Если учитывать необходимость подобного самолета для военных и гражданских структур, отсутствие серьезных конкурентов (российский Ил-214 и бразильский Embraer KC-390) и относительно низкую рыночную стоимость Ан-178 (20-25млн долларов), первоначальный рынок сбыта самолета составит около 800 единиц с общей стоимостью в более чем 14 млрд долларов.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Разрешившийся накануне тянувшийся кадровый кризис на государственном предприятии "Антонов" — единственном в Украине научно-техническом комплексе, который разрабатывает, производит и модернизирует военно-транспортные, транспортные и пассажирские самолеты, казалось, позволил с новыми силами заняться профильной деятельностью.

Действительно, на выставке дебютировали сразу три новых разработки : две, пока еще "бумажные", разработки — Ан-132 и Ан-188 , и впервые продемонстрированный за рубежом опытный образец военно-транспортного самолета Ан-178 . Причем, по мнению заместителя министра экономического развития и торговли Руслана Коржа , также побывавшего на выставке, "единственной новинкой Парижского авиасалона был наш Ан-178 ".

Правда, мнение высокопоставленного украинского чиновника не разделили французские авиапроизводители фирмы Dassault, которые не только презентовали новый Falcon 8X — роскошный бизнес-джет стоимостью 58 млн. долл., на статической экспозиции, но и выполнили на нем в рамках летной программы авиасалона несколько демонстрационных полетов, к которым отечественный самолет даже не заявлялся. Впрочем, в связи с недавними изменениями в структуре управления госпредприятиями, Корж уже не является куратором украинской авиапромышленности, что в некотором роде оправдывает его высказывание.

Не более оптимистично встретили украинский военно-транспортный самолет и иностранные профильные издания. Простейший анализ показывает, что внутреннего украинского спроса в самолетах линейки Ан-148, —158 и, теперь уже, —178 нет , так как размеры и географические особенности страны не делают авиаперевозки безальтернативными. Не способствуют росту внутренних авиасообщений и низкие доходы населения, обширная сеть автомобильных и железных дорог, а также отсутствие регулярных значительных грузопотоков, требующих использования дорогостоящего авиатранспорта. Не стоит забывать и о том, что даже внутренний пассажирский авиарынок переполнен имеющейся техникой, а грядущая перспектива "Открытого неба" сделает украинских операторов, рискнувших приобрести антоновские машины, окончательно неконкурентоспособными по сравнению с западными лоукостерами. Перевозка же грузов внутри Украины - задача еще более экзотическая, и для коммерсантов абсолютно непривлекательная. Внешний рынок для коммерческих грузовых перевозок возможной гражданской версии Ан-178 также не кажется перспективным.

Для эксплуатации на нем необходимо пройти сертификацию, причем, если раньше путь через Межгосударственный авиационный комитет (г. Москва) был прекрасно освоен украинскими конструкторами, то после известных событий, остается лишь европейский вариант - через структуры EASA. КБ Антонова имеет опыт получения необходимых документов для грузового Ан-26, небольшое количество которых эксплуатируется различными восточноевропейскими авиакомпаниями, ставшими инициаторами подобных работ. Вместе с тем, сертификацию в Европе другой более новой модели - самолета Ан-74 "антоновцы" выполнять не стали по финансовым соображениям. Количество желающих проспонсировать эти работы оказалось меньше, чем в предыдущем случае, а выполнять их за "свои" никто не пожелал. Кроме того, как показал опыт последних десятилетий, эксплуатация грузовых рамповых самолетов на гражданских авиалиниях рентабельна лишь при условии исключительных возможностей самолета (как это было с Ан-124-100 "Руслан") или при условии получения этих самолетов по бросовым ценам или безвозмездно.

Таким образом, единственным оставшимся вариантом применения остается военная служба . Присутствовавший на авиасалоне командующий Воздушными силами Украины генерал-полковник Юрий Байдак заявил, что Воздушные силы Украины имеют потребность в самолетах типа Ан-178: "Это как раз та ниша, которая не заполнена. Воздушные силы Украины имеют на вооружении устаревшие типы самолетов военно-транспортной авиации, это самолеты Ан-26 и Ил-76. В настоящее время потребность в таком самолете составляет минимум 20 самолетов, которые должны прийти на смену старым модификациям ". Однако, по его же словам, речь о приобретении пока не идет: "после завершения испытаний планируется подготовить техническое задание на изготовление военно-транспортного самолета, и уже тогда можно говорить о размещении заказа ". Кроме того, генерал посетовал на отсутствие необходимых средств даже на текущие нужды военных. О необходимости завершения испытаний он также упомянул далеко не случайно.

Во-первых , хотя опытный образец уже отлетал около 40 часов программы летно-конструкторских испытаний, на нем по-прежнему установлены двигатели его пассажирских предшественников, а не более мощный штатный Д-436-148ФМ.

Во-вторых , государственный летный испытательный центр, имеющий необходимые кадры и инфраструктуру, остался в г. Феодосия. Переведенные в Чернигов остатки едва ли готовы к проведению полноценных государственных испытаний даже на базе летно-испытательной и доводочной базы ГП "Антонов" на аэр. Гостомель.

В-третьих , военному ведомству не нужен даже новый самолет Ан-70, который хоть и принят на вооружение в январе 2015-го, после скоропостижного завершения государственных совместных испытаний без участия России в апреле 2014, однако до сих пор "давит бетон" в цехе окончательной сборки серийного завода "Антонов", а вопрос о завершении производства двух его серийных собратьев "завис". Не последнюю роль в столь "эффективном" использовании новейшей техники играет разрыв военно-технического сотрудничества с РФ, что лишает перспектив практически все летательные аппараты марки Ан, значительную часть комплектующих, запчастей и ремкомплектов для которых поставляли российские предприятия.

Именно это стало причиной еще одной инициативы, высказанной руководством ГП "Антонов" в Ле Бурже: планируется разработать "вестернизированную" модификацию самолета Ан-178 , оснастив его полностью западным оборудованием и двигателем General Electric CF34-10 или Pratt Whitney PW1500, чтобы полностью заменить российские комплектующие европейскими. Объем предстоящей работы чрезвычайно велик, но, самое главное, что получившийся в результате самолет Ан-178-111 придется испытывать заново . Правда, тот же Руслан Корж продемонстрировал несколько иное мнение по данному вопросу: "Я уже успел убедиться в первый день выставки, что усилия по импортозамещению у нас идут реально очень высокими темпами. Тот же самолет Ан-178 почти полностью состоит из украинских, или импортных, не российского производства, узлов и агрегатов ". Чем предполагается заменить хотя бы титановые детали, которые даже американский Boeing закупает в России, Корж не подсказал.

Вероятно, именно с учетом всех перечисленных проблем, западная авиационная пресса, в основном, ограничилась констатацией факта прилета и без комментариев привела оценку генерального конструктора ГП "Антонов" предполагаемой потребности рынка в самолетах типа Ан-178 до 2035 года в 1100 единиц. О степени реальности этих оценок можно судить, приняв во внимание тот факт, что примерно такое количество самолетов каждого типа Ан-12, Ан-24 и Ан-26 было выпущено в СССР, при этом производство продолжалось не один десяток лет при наличии твердого государственного заказа. Близкий же даже по внешнему виду к Ан-178 военно-транспортный самолет Kawasaki C-1 производился в Японии около 45 лет назад в количестве не более 30 единиц.15 лет назад почти было принято решение о замене используемых люфтваффе самолетов С-160 Transall транспортниками фирмы "Антонов", а не моделью A400M. Эксперты из Министерства обороны выступили тогда за приобретение разработанного российскими и украинскими специалистами транспортника. Однако решение было политическим, и оно оказалось в пользу разработки модели A400M, так как Европа хотела сохранить свою независимость в области производства транспортной авиации ". Неудивительно поэтому, что вывод, сделанный Die Welt, более чем сдержан: "Украинская самолетостроительная фирма "Антонов" использует авиасалон в Париже для громких заявлений ".