Как выжить в авиакатастрофе? Выжившие в авиакатастрофах

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ

ДЕКОМПРЕССИЯ - это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ В САМОЛЕТЕ

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.
После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.
В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ "ЖЕСТКОЙ" ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

Несмотря на то что современный самолет считается самым безопасным средством для передвижения, даже с ним могут случиться неполадки, которые приводят к авиакатастрофе. Но это не означает, что пассажирам следует отказаться от услуг, которые предоставляют авиакомпании, ведь именно на воздушном транспорте можно с максимальным комфортом и удобством добраться до нужного места, потратив на перелет совсем немного свободного времени. А вот как выжить при падении самолета, следует узнать до того, как вы сядете на борт, чтобы обезопасить свою жизнь и жизнь своих близких.

Пассажиры, выжившие после авиакатастрофы

Многие задаются вопросом: есть ли выжившие при крушении самолета, ведь довольно часто авиакатастрофа, которую показывают в художественном фильме указывает на то что выжить при таком инциденте просто невозможно. Разумеется, после просмотра такого ужасного сюжета можно прийти к выводу, что это действительно так. Однако на самом деле режиссеры художественных фильмов сильно искажают действительность, ведь уже имеются неоспоримые доказательства того, что пассажирам удается выжить в падающем самолете . К примеру, сравнительно недавно в интернете был опубликован случай, когда девушка упала с самолета и выжила. Или еще один пример, при крушении авиарейса TransAsia 235 больше половины пассажиров остались целыми и невредимыми, так можно ли выжить при крушении самолета и как повысить шанс на выживание? Именно эти вопросы интересуют пассажиров самолета, поэтому их мы и будем далее анализировать.

Действия пассажиров при экстренной ситуации на борту

Всего несколько правил могут поднять шансы на выживание всем пассажирам без исключения при возникновении экстренной ситуации на борту пассажирского авиалайнера:

  1. Быстрая и организованная эвакуация. В первую очередь следует понимать, что у пассажиров есть в запасе всего 90 секунд, чтобы покинуть борт самолета, который совершил аварийную посадку. Как показывает статистика, через 90 секунд пламя охватит все воздушное судно и выбраться наружу людям не удастся. Однако экстренная эвакуация должна быть правильно организованной, ведь если начнется паника, то выход просто заблокируется, что станет новым препятствием.
  2. Приобретая билет на самолет, следует отдавать предпочтение большим и надежным авиалайнерам. Объяснить этот момент можно так: чем больше будет размер самолета, тем больше он поглощает энергии при катастрофе, а это в свою очередь сможет «смягчить» падение. В итоге у пассажиров появится больше шансов остаться в живых.
  3. Выбор безопасного места. Согласно статистике авиакатастроф, чаще всего авиалайнер терпит крушение из-за повреждений в переднем отсеке, учитывая этот момент, безопаснее всего в задней части самолета. Но точно предугадать, что станет причиной аварийной ситуации, никто не может заранее, ведь уже были зафиксированы случаи, при которых повреждения имели место как в хвосте авиалайнера, так и на его крыле. Учитывая эти моменты, можно прийти к выводу – самыми безопасными местами на борту являются те, которые расположены неподалеку от аварийного выхода. Чем дальше сидит пассажир от аварийного люка, тем меньше у него шансов на выживание.
  4. Сев на свое место, обязательно нужно ознакомиться с правилами поведения при экстренных ситуациях на борту. Такая памятка вкладывается в специальное отделение на спинке кресла, которое расположено впереди. Обязательно внимательно прослушайте инструкцию, которую проводят бортпроводники, несмотря на то, сколько раз пассажир использует воздушное средство для передвижения. Согласно проведенным исследованиям именно люди, которые чаще всего пользуются услугами воздушного транспорта, меньше всего знают, как вести себя в экстренных аварийных ситуациях, так как очень уверены в себе.
  5. Чтобы знать, как выжить при крушении самолета, нужно четко понимать правила. Они относятся к самым важным моментам авиаперелета – взлету и посадке. Так как для взлета авиалайнеру требуется примерно 3 минуты, а для приземления около 8-ми минут, они исходят именно из этого времени.

Под обломками самолета, упавшего под Бешкеком 16 января 2017 года, были найдены более 10-ти выживших

Правила при взлете и посадке

К ним относят следующие:

  • в эти ответственные минуты ни в коем случае нельзя спать. Конечно, этот момент контролируют бортпроводницы, но пассажиры тоже должны проявить бдительность, и если вы заметите, что рядом пассажир спит, обязательно нужно его разбудить;
  • ремни безопасности должны быть пристегнуты, люди принимают безопасную позицию. Подробнее она указана в буклете. Пассажир должен обхватить колени руками как можно ниже и при этом наклонить голову. Такую позицию следует удерживать до дальнейших инструкций, которые поступят от экипажа воздушного транспорта. Не стоит пренебрегать этим правилом, даже если оно покажется нелепым, ведь именно безопасная позиция помогает выжить в падающем самолете, что уже было доказано при аналитических исследованиях. Верно выбранное положение предотвращает повреждение конечностей и смягчает удар, который может получить человек во время аварийной посадке;
  • обязательно нужно надеть кислородную маску и убедиться, что она надежно зафиксирована. Эта мера предосторожности поможет получить необходимый кислород, если случится разгерметизация кабины, что довольно часто случается при крушении авиалайнеров.

Не менее важно понимать, что алкоголь не рекомендуется употреблять как перед, так и во время полета, ведь только ясный разум поможет найти выход из сложной ситуации. Обязательно нужно выбирать подходящую обувь для авиаперелета, женщинам рекомендуется отказаться от высоких каблуков, а обувь на шнурках должна быть надежно зашнурована.

Выполняя несложные правила и придерживаясь инструкций, пассажиры смогут остаться в живых при аварийном приземлении самолета. А некоторые рекомендации помогут повысить шанс на выживание. Итак, пилот сумел посадить авиалайнер с пассажирами, какие действия дальше нужно предпринять пассажиру?

  1. В первую очередь, нужно организованно в порядке очереди продвигаться к аварийному выходу. Конечно, паниковать нельзя, но помните, что в запасе имеется всего 90 секунд.
  2. Дойдя до аварийного выхода, нужно открыть люк, повернув для этого ручку, а крышку выкинуть наружу.
  3. Конец спасательного каната опускается в люк, к выходу. При этом в первую очередь помогают дойти пассажирам с ограниченными возможностями, детям и женщинам.
  4. Не следует в экстренной ситуации даже думать о спасении своих личных вещей, ведь какой бы ценностью они ни обладали, это всего лишь вещи, которые всегда можно купить. А вот собственную жизнь и жизнь своих близких не купишь ни за какие деньги.

Пассажиры должны понимать, что при экстренной ситуации нужно рассчитывать именно на свои силы. Конечно, за безопасный авиаперелет отвечает экипаж воздушного транспорта, но кто знает, как повлияло на их самочувствие крушение самолета, да и в такой ситуации нуждающихся в помощи очень много, поэтому бортпроводники просто не смогут уделить всем пассажирам должного внимания. Будем надеяться, что эти рекомендации не потребуются нашим читателям, но все же ознакомиться с ними нужно каждому, чтобы точно знать, как выжить при крушении самолета.

Можно ли спастись при крушении самолета? Этим вопросом задаются не только те, кто собирается пересечь пространство на авиатранспорте, но и те, кто потерял своих родных и близких в подобных катастрофах. Ответить на него можно только теоретически. Но истории известны многочисленные случаи спасения людей. И слово «многочисленные» здесь не опечатка.

Немного истории

В интернете сегодня можно найти массу информации о выживших в авиакатастрофах. Но мы остановимся на крупных авариях, в которых число жертв превысило сотню человек.

  1. В 1970 году рейс 502 из Куско в Лиму потерпел крушение в районе Перу, что находится неподалеку от Куско. На борту самолета находились 102 человека (8 членов экипажа и 94 пассажира). На момент крушения погибли 99 человек, трое остались живы. По пути в больницу двое из выживших скончались от полученных травм. Один человек остался в живых.
  2. 23 декабря 1984 года из Красноярска в Иркутск вылетел ту-154б-2, но до пункта назначения он не добрался. При наборе высоте в одном из двигателей был поврежден один из его элементов, что привело к пожару в третьем, а затем и во втором двигателях. На борту самолета находилось 104 человека, 103 из которых погибли. Один человек выжил.
  3. В августе 1987 года из Детройта в Финикс вылетел самолет mcdonnell douglas md-82. На его борту находилось 155 человек (149 пассажиров и 6 членов экипажа). На взлете самолет потерпел крушение, по неясным причинам (возможно, ошибка пилота — национальный совет по безопасности на транспорте). При крушении самолет задел еще три автомобиля на земле, в результате чего погибли 2 человека. В самом самолете погибло 154 человека. Маленькая девочка Сесилия Сичан, которой на тот момент было 4 года, выжила , хоть и получила многочисленные травмы.
  4. 5 октября 1991 года индонезийские бойцы спецназа возвращались рейсом из Джакарты в Бандунг. На борту самолета находилось 134 человек, 12 из которых – это члены экипажа, а 122 – пассажиры. На взлете самолет загорелся и рухнул на город, врезавшись в здание министерства труда. Из 134 человек на самолете погибло 133, также погибло двое охранников здания. Один пассажир самолета выжил .
  5. В марте 2003 года аэропорт Алжира покинул Боинг 737-200, но до конечного пункта он не долетел. На взлете один из двигателей самолета отказал, а командование не смогло своевременно устранить неполадки и выполнить экстренную посадку. На борту самолета находилось 103 человека, 102 из которых погибли. В живых остался один человек .
  6. В конце июня 2009 года из Саны в Морони совершался рейс iy 626. На борту самолета находилось 153 человека. При посадке пилоты допустили ошибку, которая стала причиной одной из крупнейших катастроф человечества и унесла жизни 152 человек. В этой трагедии выжила девочка 13 лет Байя Бакари. Она на протяжении почти 13 часов ожидала помощи в открытом океане.
  7. 12 мая 2010 года в Триполи – столице Ливии – при посадке разбился самолет, на берту которого находилось 104 человека. Причиной крушения стала ошибка пилота, который слишком поздно включил автопилот. В трагедии выжил мальчик 9 лет , который получил огромное количество травм и переломов.
  8. Еще один недавний случай, который, пожалуй, нескоро забудется – это гибель целой хоккейной команды «локомотив» города Ярославль. На борту авиалайнера як-42д находилось 45 человек. В катастрофе погибли 44 человек. Выжил только один член экипажа.

Частые причины крушения

Как утверждают специалисты, занимающиеся изучением авиакатастроф, чаще всего причиной подобных трагедий становится человеческий фактор . Его часто путают с ошибками пилотов, но это две разные категории причин. Под человеческим фактором понимают оплошности и недочеты не только пилотов, но и наземных работников аэропортов, которые также могут привести к авиакатастрофам. То есть, если диспетчер неправильно сориентировал пилота, а тот в свою очередь не смог посадить самолет, то это и будет человеческим фактором. В итоге сотни жизней и еще один печальный след в истории.

Второй частой причиной является неполадки в двигателе . Как говорит статистика, большинство авиакатастроф происходит во время взлета и во время посадки самолета. Возможно, именно поэтому среди пассажиров существует традиция аплодировать пилотам после приземления. Считается, что первые 1,5 минуты после взлета являются самыми опасными. По истечении этого времени риск крушения снижается в несколько раз. В эти секунды, в принципе, может произойти что угодно, но согласно статистике большинство трагедий случается в результате неполадок в двигателе.

Еще одна частая причина авиакатастроф – это нехватка топлива . Именно по этой причине внушительная доля крушений происходит при посадке или в последние минуты полета. Самолет просто остается в воздухе с пустыми топливными баками. Конечно, перед вылетом транспорт проходит тщательную проверку, в том числе и на наличие достаточного объема топлива. Однако неполадки в двигателе могут привести к повышенному расходу, и как следствие преждевременному опустошению баков.

Ну, и наконец, одна из самых «безобидных» причин авиакатастроф – это погодные условия . Определение «безобидное» подобрано здесь потому, как в крушениях самолетов по этой причине сложно кого-либо обвинить. Так, в 2007 году в самарском аэропорту потерпел крушение самолет ту-134. Причиной стали неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотов. В результате крушения погибло 6 человек. Пилоты остались живы и получили различные условные сроки.

Террористические акты занимают практически последнее место в рейтинге самых частых причин крушений самолетов. В среднем около 4% всех авиакатастроф происходит по вине террористов.

Существуют и совсем необычные причины крушений, например, попадание птиц в двигатель, столкновение с наземными или воздушными объектами и т.д. И в среднем около 30 % катастроф, связанных с воздушным транспортом, так и остаются неразгаданными.

Почему погибают люди

Казалось бы, риторический вопрос: почему погибают люди при крушении самолета? На самом деле смерть приходит далеко не ко всем и далеко не сразу во время крушения. Как показывает практика пережить столкновение самолета с землей можно. Для этого необходимо принять нужное положение и строго действовать инструкции. Конечно, переломы и травмы практически неизбежны, но они совместимы с жизнью.

Часто пассажиры гибнут еще в воздухе. Это те случаи, когда в салоне возникает пожар или разгерметизация. Как утверждают специалисты Росавиации, во время падения человек чаще всего находится в бессознательном состоянии. Это обусловлено резкими перепадами давления в разных атмосферных слоях и нехваткой воздуха в салоне.

Доказано, что около 40% погибших в авиакатастрофах имели большие шансы выжить. Так что же случилось, и почему они не воспользовались этими шансами? Все просто – паника, растерянность и банальное незнание основ безопасности во время крушения самолета.

Как выжить при крушении самолета

На вопрос – можно ли выжить в авиакатастрофе, в полной мере ответила предыдущая часть статьи. Выжить можно. Но как это сделать? Конечно, каждый случай по-своему уникален, и составить четкое описание поведения пассажира при катастрофе довольно сложно. Но существует несколько золотых правил, которые помогут выжить.

  1. «Золотые 90 секунд». Этот период важен не только на взлете, но и при падении. Эксперты утверждают, что после падения самолета у пассажиров есть 90 секунд, чтобы выбраться из салона самолета. После этого салон будет полностью охвачен огнем.
  2. Правильное положение . Существует два варианта расположения тела в кресле, при которых снижается риск смерти и травматизма при падении.
  • Первый вариант: упереться руками в спинку переднего кресла, голову плотно прижать к рукам. Остальная часть тела должна находиться в обычном сидячем положении.
  • Второй вариант: полностью забраться на кресло, согнуть колени, обхватить ноги руками и прижать голову к коленям.
  1. Правильна одежда . Несмотря на то, что авиатранспорт считается самым безопасным из всех видов пассажирского транспорта, готовится к возможной аварии рекомендуется еще на этапе сбора. Следует обувать удобную обувь, без каблуков и платформы. Одежда должна закрывать максимальную часть тела. Оптимальным вариантом для полета станет джинсовый костюм — этот материал обладает огнеупорными свойствами, что позволит избежать ожогов.
  2. Спокойствие. Это, пожалуй, самое главное правило. Если податься панике, то все другие правила моментально забудутся, а действия станут хаотичными и бесполезными.
  3. Эгоизм. Именно эгоизм позволит сохранить хладнокровие и спокойствие во время падения самолета. Это касается даже пассажиров с детьми. Не стоит сразу же кидаться спасать своих детей. Даже если для них все меры безопасности будут предприняты, они, скорее всего не смогут самостоятельно предпринять попытки выбраться из салона после падения. Поэтому в первую очередь родитель или родители должны позаботиться о своей безопасности, ведь сохранив жизнь себе, они получают шанс спасти и своего ребенка.
  4. Забыть про личные вещи. Не стоит суетиться и пытаться спасти свои личные вещи. Даже если там находятся все сбережения и документы. Все это восстановится. Здесь главное – это спасти жизнь.

Порядок действий при крушении самолета

Если самолет начал терпеть крушение вследствие каких-либо неполадок, то на этот случай разработан план действий, который значительно повысит шансы выжить.

  1. В первую очередь необходимо вооружиться кислородной маской. Даже если разгерметизация салона еще не произошла, она должна быть всегда наготове.
  2. Ручную кладь рекомендуется поместить под сиденье впереди сидящего пассажира. Это снизит риск во время тряски оказаться зажатым между сиденьем и полом.
  3. Выполнять команды бортпроводника или электронного табло. Ремни должны оставаться пристегнутыми, даже если табло погасло.
  4. В момент падения необходимо надеть кислородную маску и зафиксировать ее на голове.
  5. При возникновении пожара или задымления в салоне необходимо по возможности опуститься ниже и накрыться плотной тканью.
  6. Держать в поле зрения все доступные выходы. После приземления самолета необходимо сразу же начинать двигаться к нему, стараясь избегать толпы и заваленных проходов.
  7. После выхода из салона необходимо максимально быстро и далеко удалиться от самолета.

Что делать если самолет захватили террористы

При захвате самолета террористами не существует определенных порядков действий. Каждая подобная ситуация уникальна, и никто из пассажиров не может знать о намерениях террористов. Эксперты утверждают, что в этом случае необходимо сохранять спокойствие. Однако многие помнят фильм «Рейс-93», основанный на реальных событиях, в котором рассказывается о пассажирах, которые помешали террористам и, возможно, спасли тысячи жизней, изменив курс самолета.

Для случаев террористических актов существует также несколько правил, которые направлены на сохранение жизни и здоровья заложников:

  1. Не вступать в диалог с захватчиками. Не вести с ними переговоры и дискуссии, не провоцировать их, не кричать, не плакать, не делать резких движений и не создавать резких шумов.
  2. Если при захвате кто-то пострадал, постараться оказать ему первую помощь. Если террористы не позволяют этого сделать, то прекратить попытки.
  3. Все движения должны быть плавными. Если террористы заставляют перемещаться заложников, то делать это необходимо в строгом соответствии с их указаниями.
  4. Если начался штурм, то следует занять лежачее положение, закрыть руками голову и уши. По возможности следует отодвинуться поближе к стенам или углам.

Что делать если самолет упал на воду

При падении самолета в открытую воду необходимо соблюдать те же правила, что и при падении на сушу. После падения необходимо сразу же выбраться из салона и постараться отплыть подальше от самолета. Не рекомендуется прыгать в воду, если нет трапа. Лучше скатиться по крыльям ногами вперед, предварительно набрав в спасательный жилет воздух. Если вблизи нет суши, то ожидать помощи придется на воде. Здесь могут пригодиться обломки самолета, которые послужат временным плотом. Если нет обломков, то необходимо постоянно двигаться в воде, чтобы избежать переохлаждения организма.

Все эти советы и правила разрабатывались годами. Многие из них уже спасли жизни. Так правила поведения при падении в воду помогли в 2009 году выжить 13-летней девочке Байе Бакари.

Страх перед полётом на самолётах присутствует у многих людей, даже у тех, кто никогда не поднимался на борт воздушного судна. Новости о крушениях и гибели сотен пассажиров наталкивают на не самые приятные мысли, да и кинематограф подкидывает пищу для размышлений. Учёные пытаются доказать, что чисто статистически вероятность данного события не так уж велика, но это слабое утешение для тех, кто погиб в авиакатастрофе.

Реально ли выжить во время крушения?

Среди населения распространён миф о том, что любая катастрофа, произошедшая с самолётом, подразумевает гибель всего экипажа и всех пассажиров в полном составе.

На самом деле:

  • В 95.7% случаев на борту остаются выжившие люди;
  • Почти все ЧП происходят при посадке или взлёте - рядом всегда есть наземные службы, готовые прийти на помощь;
  • Поведение пассажира во многом определяет, спасётся он или погибнет;
  • Даже самые ужасные крушения не всегда сопровождаются пометкой «никто не выжил».

Резкое падение на водную гладь или земную твердь - настоящая редкость, свидетельствующая о неисправности оборудования. Куда чаще пилоты допускают ошибку во время посадки или, выполняя взлёт, именно первые и последние 5 минут самые опасные - на них приходится максимальное количество авиакатастроф.

Никаких эффективных способов борьбы с этим ещё не придумали, так что остаётся лишь заботиться о собственной безопасности всеми подручными средствами.

Какая часть самолёта безопаснее?

Планируя перелёт, мы всегда сталкиваемся с необходимостью выбрать билет. По этой части, американские и британские учёные провели ряд исследований, включая сбор статистических данных и опрос выживших пассажиров. Пришли они к диаметрально противоположным выводам.

Американцы утверждают, что лучше всего покупать билеты в хвостовой части - шансы на выживание увеличиваются на 40% по сравнению с другими пассажирами. А вот англичане непреклонны - чем ближе к кабине пилота , тем лучше.

Даже теоретически, предугадать ситуацию невозможно. Если самолёт выедет за взлётно-посадочную полосу и протаранит ограждение - для пилотов и пассажиров, расположенных неподалёку от носа, всё может закончиться трагично.

С другой стороны, истории авиационных катастроф знакомы случаи, когда у самолёта попросту отваливался хвост. Впрочем, шансы на выживание кого-либо, в таком случае, резко падают - независимо от того, в какой именно части судна вы заняли место.

Расположение мест в самолете: какие выбрать?

Куда важнее - наличие рядом аварийных выходов:

  1. Необходимо выбирать места прямо перед этими люками;
  2. Максимально допустимая удалённость - 5 рядов;
  3. Места возле прохода куда безопаснее тех, что расположены у иллюминатора;
  4. На пути к выходу не должно быть никаких препятствий.

Главная задача любого выжившего - максимально быстро добраться до места, с которого можно осуществить эвакуацию. Теоретически, всем процессом должны руководить стюардессы, но надеяться на других в условиях катастрофы не приходится, лучше рассчитывать только на свои силы.

Запомните расположение ваших мест и самый короткий путь к спасительному выходу. Неизвестно, в каких условиях вы будете до него добираться - отсутствие света, застилающая глаза кровь и крики паникующих пассажиров совсем не помогают ориентированию в пространстве. Если необходимо преодолеть всего несколько рядов - даже в таких ужасающих условиях ‒ сделать это вполне реально .

Приятно наблюдать за полётом в иллюминатор, наслаждаясь видом под крылом самолёта. Только не в тех случаях, когда воздушное судно отправится на незапланированную посадку. Спасать свою жизнь, предварительно пробравшись через целый ряд сидений, куда сложнее - уйдут драгоценные секунды на то, чтобы растолкать или продвинуть всех тех, кто станет на пути между вами и спасением.

Правильная одежда для полётов

Казалось бы, огромные металлические конструкции не особо склонны к горению. Проблема в наличии огромного количества горючего, которое способно превратить фюзеляж самолёта в горящий и смертельно опасный факел.

Конечно, так далеко дело не заходит, в большинстве случаев, но ситуации с возгоранием встречаются при многих катастрофах. Поэтому необходимо правильно подобрать одежду :

  • Синтетика хорошо горит и плавится, что делает её крайне небезопасной для полётов;
  • Шорты и мини-юбки оставляют ноги незащищёнными от языков пламени;
  • Футболки и топики могут стать причиной ожога рук и туловища;
  • Обувь на каблуке не рассчитана для бега, особенно в условиях повсеместной паники;
  • Резиновые шлёпанцы не только быстро плавятся, но ещё так и норовят слететь с ноги во время преодоления препятствий.

Оптимальный вариант - одежда из натуральной ткани, скрывающая большую часть тела. Довольно консервативно, зато поможет избежать увечий, боли и многих месяцев в ожоговом отделении.

Что касается обуви - двигаться придётся быстро и в ужасных условиях. Это будут самые тяжёлые и опасные метры в вашей жизни, преодолевать их на шпильках или в шлёпках - не лучшая идея.

Как выжить во время катастрофы?

В стрессовой ситуации не получится действовать по заранее намеченному плану. Все знания испарятся из головы и останутся лишь инстинкты. Впрочем, у небольшой части населения выходит сохранить трезвость ума и действовать согласно заготовленным инструкциям:

  1. Застегните ремень, чтобы не летать по всему салону;
  2. Упритесь лбом в переднее сидение и обхватите голову руками - снизит риск черепно-мозговой травмы;
  3. Подожмите ноги под себя, а вперёд поставьте ручную кладь, чтобы не проскользнуть под впереди стоящее сидение и не сломать ноги;
  4. Надевайте кислородную маску сперва на себя , а потом уже на других, если не сможете позаботиться о собственной персоне, не получится помочь и никому из окружающих;
  5. Пытайтесь как можно быстрее покинуть салон - статистика говорит, что у вас на это не более 90 секунд;
  6. Слушайте инструкции от членов экипажа;
  7. Удаляйтесь от места авиакатастрофы на 200 и более метров;
  8. Самостоятельно оказывайте первую помощь себе и окружающим, если кареты скорой ещё не приехали на место.

Большая часть действий кажется довольно логичной, предугадать их можно чисто инстинктивно - группироваться, как можно быстрее выбираться из самолёта и бежать как можно дальше от обломков. Но объятые страхом мы не особо задумываемся о логичности своих поступков.

Крушение лайнера в Тайбее 4 февраля 2015 года, когда часть пассажиров осталась жива и невредима, вновь вызвало вопрос: почему кто-то погиб, а кто-то все-таки сумел остаться в живых? Значит, есть-таки шансы выжить. Осталось только понять, как их увеличить. Pravda . Ru изучила историю вопроса, побеседовала с опытными экспертами-практиками, и оказалось, что главное, что помогает пилотам в случае чего спасти ситуацию, а пассажирам остаться в живых, -- отсутствие паники на борту.


Страшно летать: в небе появится больше частных самолетов

Упустим из виду, так сказать, однозначно катастрофичные "летальные" ситуации. Тем более, что они достаточно редки - авиационный транспорт, по статистике, гораздо безопаснее любого другого технического средства перемещения в пространстве. Да и никто ничего не успеет предпринять, если, скажем, в лайнер угодит ракета, выпущенная какими-нибудь, извините, непутевыми украинскими ракетчиками, как это было, скажем, в случае с "Ту-154" 4 октября 2001 года над Черным морем.

Но есть ли, действительно, шансы выжить в авиакатастрофе, где есть хоть какой-то контроль над происходящим -- к примеру, аварийная посадка, разгерметизация кабины, небольшой пожар на борту? Есть ли какие-то особенные правила для пассажиров, которые могут снизить риск гибели при авиакатастрофах?

"Конечно, шанс всегда есть, и на него надо надеяться, - прокомментировал ситуацию в интервью Pravda. Ru заслуженный пилот СССР . - Я приведу такой пример. В 60-х годах наш самолет "Ан-24" на высоте шести тысяч метров нечаянно сбили ракетой наши же. Это было в районе между Кемеровом и Новосибирском. Все погибли, к сожалению, но одна молодая девушка осталась жива, поскольку ее кресло с частью фюзеляжа самолета отвалилось и упало на огромную сосну над тайгой. Затем она упала в глубокий сугроб под этой сосной и жива до сих пор. Представляете, с шести тысяч метров без парашюта. Вот это к вашему вопросу. Что касается катастрофы в Тайбее, то все зависит от того, кто и где находился во время удара самолета".

Корреспондент сайт поинтересовался, значит ли это, что есть шансы выжить. Есть ли какие-то правила для пассажиров, которые могут снизить риск гибели при авиакатастрофах?

"Да, правила есть, и их перечисляет стюардесса, объясняя, что надо делать. Летая пассажиром, я отмечаю, что на эти правила никто не обращает серьезного внимания, никто не вслушивается. Это легкомыслие. Никто не знает, что и когда произойдет. Поэтому надо всегда слушать и быть готовым к этому. Предположим, вы летите через водное пространство, отказывают какие-то системы, самолет приземляется на море. И человек, готовый к этому, внимательно прослушавший инструкцию, понимающий, как работать с аварийным сюртучком и надувной лодкой, имеет больше шансов выжить", — отметил Олег Смирнов.

Корреспондент сайт поинтересовался, зависит ли от места в самолете личная безопасность.

"Нет, это миф. Некоторые говорят — задние кресла. Все зависит от того, каков характер катастрофы и каким местом самолет коснется при ударе о землю. Но, как правило, в самых тяжелых катастрофах погибают все. Для меня, как командира корабля, все одинаковы, мы все в одной лодке, независимо от того, вы в бизнес-классе или в эконом. При любых отказах я думаю о том, чтобы посадить лайнер так, чтобы сохранить жизнь всем. И каждый командир корабля обязан быть подготовлен к этому. У меня один начальник при этом — Всевышний, в виде гроз, болтанок и струйных течений. Но мы с этим справляемся так, что пассажир даже этого не замечает", — подчеркнул пилот.

"Давайте сначала развеем несколько мифов, которые распространены в первую очередь не среди летного состава, а среди пассажиров, — поделился своим мнением по этому поводу в телефонной беседе с корреспондентом Pravda. Ru заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин , который уже не раз выступал в нашем издании по разным вопросам воздушной безопасности. — Я несколько десятилетий пилотировал авиалайнеры исключительно на дальних маршрутах и с такими мифами, увы, сталкивался не раз.

Главный миф — что пассажир в случае каких-то "непоняток" сможет как-то сам повлиять на полет самолета, выровнять его своими криками и беготней по салону. Поможет только пилот! Летчиков отбирают, в том числе и по тесту на психологическую устойчивость. По своим психофизиологическим данным только один из шести совершенно здоровых молодых людей может стать пилотом. В этой профессии нельзя быть трусом, нужно уметь принимать верные решения, брать на себя ответственность. Всегда нужно оценивать ситуацию таким образом, чтобы не загнать ни себя, ни воздушный корабль, ни пассажиров в какую-то ситуацию, из которой уже нет выхода…

Увы, самое опасное на борту — это паника . В случае чего необходимо молча пристегнуться, вжаться в кресло, закрыть голову руками и положиться на опыт пилотов. Никаких самостоятельных действий предпринимать не надо! Хотя если человек верующий, может вполне (про себя) прочитать любую молитву, чтобы успокоиться".

Безусловно, авиационные происшествия бывают разные. И далее Николай Лужин очень популярно перечислил основные мифы, которые вредят безопасности .

Первый (о нем, кстати, говорил и наш предыдущий эксперт): нужно стараться занимать места ближе к хвосту самолета или напротив аварийного выхода . На самом деле в большинстве аварийных случаев это не играет особой роли. Гораздо важнее, чтобы все пассажиры не паниковали и в случае чего покидали борт организованно, не толкаясь и не мешая другим.

Второй: стюардессы зачитывают информацию по безопасности перед полетом для того, чтобы покрасоваться перед пассажирами . Ничего подобного! Это делается именно для безопасности. Поэтому лучше не разглядывать фигурку стюардессы, а слушать и вникать, что она говорит, даже если летали уже тысячу раз. Говоря языком психологов, приобщаясь к этой информации, вы участвуете в формировании так называемого победного эгрегора, как бы сулящего удачу. Будьте серьезнее!

Третий: схема-инструкция по безопасности служит только для того, чтобы ей обмахиваться, если вдруг вам стало жарко в салоне . На самом деле, это ваша карта выживания. Где аварийный выход, как надуть жилет или плот, откуда стоит ожидать появление кислородной маски — все это вы найдете именно там.

Четвертый: в случае чего нужно расслабиться и плюнуть на все . Наоборот! В аварийной ситуации необходимо сгруппироваться. Иногда на это у вас может быть всего несколько секунд. Кстати, умение быстро сгруппироваться поможет не только при аварийной посадке, но и просто во время очень сильной турбулентности.

И, наконец, пятый миф: "откушавшему" алкоголя перед посадкой или прямо на борту всегда больше везет , типа "пьяному море по колено". Ничего подобного! Даже статистика показывает, что нетрезвые люди в авиационных происшествиях, не связанных с полными катастрофами, когда гибнут все одномоментно, получают травмы гораздо чаще. Причина — рассеивание внимания в стрессовой ситуации. Так что "на трезвянку" преодолевать трудности проще.

И напоследок наш эксперт признался, что пошутил: вообще-то, таких мифов не пять, не 25, а гораздо больше , тут уж кто во что горазд — он перечислил лишь самые основные… И еще раз добавил, что пассажирам в первую очередь следует быть внимательными к инструкциям экипажа и четко выполнять все без исключения указания . И это главное!