Открыть левое меню монца. Что попробовать в Монца? Как добраться до Монца

June 20th, 2013 , 10:27 pm

В пятницу мы отправились на север, и первым городом программы стала Монца. Это фактически пригород Милана - уже в 2015 г. сюда должна пройти красная ветка миланского метро. Ну а в России Монца в основном знакома любителям автоспорта, т.к. здесь проводится Гран-При Италии "Формулы-1"...

Вокзал

Население Монцы - 120 тыс. жителей. Это 4-й город Ломбардии.


Фонтан

Монца имела большое политическое значение в VII в., когда являлась столицей Королевства лангобардов.


Улица Италия (Via Italia)

В городе достаточно много церквей. Одна из них посвящена святым Марии Магдалине и Терезе (1620).


Церковь Св. Марии Магдалины и Св. Терезы (Chiesa di Santa Maria Maddalena e Santa Teresa)

Церковь Санта Мария ин Страда имеет благородный кирпичный фасад. Согласно рукописям строительство церкви началось в 1357 г.


Церковь Св.Марии Страда (Chiesa di Santa Maria in Strada)

В 1932 г. был открыт памятник павшим Монцы (скульптор - Энрико Панчера). Первоначально он был посвящён 667 жителям Монцы, погибшим в Первой мировой войне. Но затем он стал олицетворять память и о Второй мировой.


Памятник павшим Монцы (Monumento ai caduti di Monza )

В 2011 г. студия "Хелидон Ксикса" украсила Монцу целым рядом композиций с общим названием "Вспышки света в городе".


"Свет" (Luce)

Сам Хелидон Ксикса (р.1970) по происхождению албанец. А в 90-х годах перебрался в Италию, как и многие его соотечественники.


"Свет" (Luce)

Монца известна тем, что здесь 29 июля 1900 г. выстрелами из револьвера был убит второй король Италии Умберто I. Убийцей оказался анархист Гаэтано Бреши, который получил пожизненный срок, но покончил с собой (по официальной версии) в тюрьме менее чем через год.


Площадь Сан Паоло (Piazza San Paolo)

Церковь Санта Мария дели Анжели первоначально была построена в барочном стиле в начале XVII в. А уже в конце XIX в. перестроена в неоготике.


Церковь Св.Марии Анжели (Chiesa di Santa Maria degli Angeli)

Перед фасадом установлена статуя святого Карло Борромео (1538-84).


Карло Борромео (Carlo Borromeo)

Ещё один пример кирпичного зодчества - церковь Св. Петра мученика XIV в. Она посвящена Петру Веронскому, которого убили в 1252 г. по пути из Комо в Милан.


Церковь Св.Петра мученика (Chiesa di San Pietro martire )

В 1927 г. перед церковью был установлен памятник местному художнику Мозе Бьянки (1840-1904). Работу выполнял друг художника - скульптор Луиджи Секки, но он умер в 1921 г., и памятник доделывал уже его ученик.


Мозе Бьянки (Mosè Bianchi)

Главная культурная достопримечательность Монцы - это Дуомо. Собор посвящен Иоанну Крестителю.


Дуомо был построен в 1300-1681 гг. на месте старой церкви, которую возвели по приказу лангобардской королевы Теоделинды в 595 г.


Монцский собор (Duomo di Monza )

Слева стоит 79-метровая колокольня, которая была сооружена в 1592-1606 гг.


Монцский собор (Duomo di Monza )

В соборе хранится Железная корона - корона Лангобардского королевства. По преданию, она содержит гвоздь с распятия Христа. Этой короной короновались и Карл Великий (800), и Наполеон (1805).


Монцский собор (Duomo di Monza )

Аренгарио - здание старой ратуши Монцы, восходящее ещё к XIII в. В 1330 г. с южной стороны был достроен балкон, с которого зачитывали городские указы.


Аренгарио (Arengario)

Рядом стоит, пожалуй, самый известный фонтан Монцы - фонтан лягушки (1932). Скульптор Аурелио Миструцци изваял обнажённую девочку, которая давит в руке жабу.


Фонтан лягушки (Fontana delle rane)

Город стоит на реке Ламбро - это левый приток По.


р.Ламбро (Lambro)

Один из самых известных мостов через Ламбро - мост Львов (1838-40). Его украшают 4 льва из каррарского мрамора, которых выполнил скульптор Антонио Тантардини.


Мост Львов (Ponte dei Leoni)

Далее мы нашли туристический офис, чтобы узнать, как добраться до автодрома. Работница подсказала нам автобус и так растрогалась тому факту, что люди приехали посмотреть не гонки, а пустую трассу, что подарила каждому по толстой книжке об истории Гран-При Италии. Для Алекса это был, конечно, лучший сувенир за всю поездку.


"Монца" (Monza)

По доброй итальянской традиции у водителя не оказалось билетов - поэтому мы поехали бесплатно. О близости автодрома уже указывает название улицы...


Улица Энцо Феррари (Via Enzo Ferrari)

Трасса находится внутри огромного парка к северу от центра города. Парк Монцы - один из самых больших во всей Европе, его площадь 688 га.


Национальный автодром Монцы (

Нас, как специалистов пустых автодромов, удивил тот факт, что вход на территорию трассы стоит 5 евро.


Национальный автодром Монцы (Autodromo Nazionale di Monza)

Длина современного трека - 5,793 км. Но сохранился (правда, в заброшенном состоянии) и старый овал 4,25 км.


Национальный автодром Монцы (Autodromo Nazionale di Monza)

Часть старой трассы можно увидеть за поворотом "Параболика".


Поворот Параболика (Curva Parabolica)

Последний раз овал использовался в Гран-При Италии 1961 г., который был омрачён самой страшной аварией в "Формуле-1". Автомобиль немецкого гонщика Вольфганга фон Трипса вылетел с трассы - погиб сам пилот и ещё 14 зрителей. С тех пор "Ф-1" на овалах не катается, но лично мне было бы интересно увидеть хотя бы одну такую гонку в календаре. Шанс был когда Индианаполис вошёл в чемпионат, но там зачем-то построили внутри трека обычную трассу. Кстати, Индианаполис - город-побратим Монцы.


Высокоскоростное кольцо (Anello alta velocita)

Автодром Монцы был построен в 1922 г. и сразу начал принимать гонки Больших Призов. С 1950 г. Гран-При Италии вошёл в официальный чемпионат "Формулы-1" и с тех пор проводится каждый год. В 1980 г. единственный раз Монцу в календаре заменила Имола.


Национальный автодром Монцы (Autodromo Nazionale di Monza)

Больше всех побед здесь одержал Михаэль Шумахер - 5.


Трибуны

14 мая 1945 г. в Монце прошёл военный парад союзников. Танки ехали прямо по стартовой прямой.


Прямая Старт-Финиш

Если в Имоле Лёха не смог сфотографироваться на поул-позишн, то в Монце ему удалось заполучить очередной поул.


Поул-позишн

Монца - самая скоростная трасса "Формылы-1". И она видела много смертей. В 1955 г. погиб 2-кратный чемпион мира Альберто Аскари. В 1970 г. - Йохен Риндт. На момент гибели австриец лидировал в чемпионате и стал единственным посмертным чемпионом. В 1978 г. произошёл завал на старте, в котором шведский гонщик Ронни Петерсон получил переломы ног. Казалось, его жизни ничего не угрожает, но ночью он скончался из-за жировой эмболии.


Прямая Старт-Финиш

Ну а кому-то здесь очень везло. Так на последнем круге в 1993 г. Кристиан Фиттипальди задел колесо другого болида, сделал в воздухе мёртвую петлю и спокойно пересёк финишную черту.


Прямая Старт-Финиш

Стартовая прямая Монцы нереально длинная - 1320 м! В 2005 г. Х.П.Монтойя на тестах установил здесь скорость 372,6 км/ч!


Прямая Старт-Финиш

Прямая заканчивается шиканой "Реттифильо" с самым жёстким торможением в сезоне - с 350 до 80 км/ч.


Я впервые вблизи увидел поребрики.


Шикана Реттифильо (Variante del Rettifilo)

А это уже пит-лейн - здесь всё должно быть с точностью до миллиметра.


Пит-лейн

Ну и расскажу о своей истории болельщика Ф-1. В школьные годы я был ярым фанатом гонок (болел за "Макларен"), с 1992 по 96 гг. не пропустил по ТВ ни одного этапа! Если бы мне тогда сказали, что через 15 лет мне Формула станет практически безразлична - я бы не поверил! Но так постепенно и произошло. Наверно, в первую очередь изменились мои интересы. Например, появилось увлечение путешествиями. Интересно, что до 23 лет я нигде кроме Москвы и не был (только в Питер в детстве отвезли разок).


Пит-лейн

Ну и сама "Формула-1" стала объективно менее интересной. В "Спорт-Экспрессе" вместо 1,5 полос ей отводят небольшой кусочек. Статью в "Википедии" писал также мой соратник - "Золотым веком" Формулы он называет период 1980-2000 гг. Даже мой компаньон Алексей хоть и смотрит гонки, но соглашается, что нынешняя "Ф-1" с керсами и прочей искусственностью - это пошлятина. Он даже дальше пошёл - называет настоящими гонками 50-70-е гг., когда не было такой коммерции, а люди рисковали жизнью за идею.


Пит-лейн

Поехав путешествовать по городам Италии самостоятельно, я смог увидеть достопримечательности Монцы, изучить историю города, оценить церкви и памятники, выяснить, где находятся аутлеты Монцы; хотите знать больше - читайте отчёт про путешествие по Ломбардии самостоятельно

Монца более всего известна своим автодромом, одним из старейших в мире. Гоночная трасса Монцы используется для проведения этапов Формулы-1, и если туристы приезжают в город, то исключительно ради спортивных состязаний; достопримечательности Монцы востребованы очень слабо. Между тем, город обладает и довольно любопытными объектами, и древней историей – её основали ещё римляне. Она одной время даже была столицей государства, пусть и недолго. И хотя королевство лангобардов быстро развалилось, воспоминания о высоком статусе долго бередили души горожан.

После возвышения Милана Монца оказалась в тени могущественного соседа, предпринимая, впрочем, попытки обособиться. Во время противостояния гвельфов с гибеллинами город принял сторону императора Фридриха Барбароссы, о чём потом пожалел: в 1255 году его взяли штурмом и разграбили, а спустя 22 года местность попала под власть миланских Висконти. Мысли про возрождение былого величия Монце пришлось оставить, и единственное важное событие, которым она отличилась за следующие века, жители с удовольствием вычеркнули бы из истории – в 1900 году они стали свидетелями убийства анархистом итальянского короля Умберто I . XX век сделал Монцу по сути промышленным пригородом Милана.

Я решил проведать старинный город после того как нашёл в Интернете карту города с обозначением наиболее важных объектов. Достопримечательности Монцы меня заинтересовали, тем более во время путешествия по Ломбардии у меня образовалось свободных полдня. Конечно, можно было бы посвятить это время осмотру Милана, но лично я Милан терпеть не могу, так что жребий был брошен в пользу загородной прогулки.

Прибыв на вокзал Монцы я поначалу недоумённо озирался: здание было неуютным, сырым и холодным. Из тоннеля, соединяющего платформы, ощутимо тянуло мочой, скамейки в зале ожидания вызывали желание их помыть или хотя бы продезинфицировать. Нужная пассажирам инфраструктура была представлена одной кассой и одним билетным автоматом – если случится поспешать, велик шанс застрять в очереди и пропустить нужный поезд. Камеры хранения на вокзале Монцы, понятное дело, нет…

Прямо у выхода со станции меня ждал сюрприз: памятник, который я обозвал «Закрепощение труда». Фигура человека, подавляемого огромной шестерёнкой, должна бы по идее олицетворять трудовой подвиг, но олицетворяет она, как мне показалось, победу конвейера и потогонной системы над жалкими людьми

Хорошо, что первые впечатления были потом отчасти стёрты следующими, и уж потускнели точно. Встретившиеся мне позже достопримечательности Монцы выглядели вполне презентабельно и обладали средневековой историей. Взять хотя бы городской собор, возвышающийся над округой. Точная дата его основания неизвестна, но историки полагают, что храм начали возводить в середине XIV века; крупная конструкция заменила церковь, украшавшую центр города с раннего средневековья. Новый собор успешно простоял до наших дней, хотя исторический облик не сохранил: в XVII веке его подвергли переделкам, особенно сильно изменилось внутреннее убранство. Из-за произведённых изменений единство ансамбля здание утратило, хотя, по правде, снаружи храм смотрится сильно, потому что смешивает романские традиции архитектуры со зрелой готикой.

Стоящий на пьяцца Дуомо собор Монцы увенчан солидной колокольней, а тут же, на соседней пьяцца Рома стоит другая городская доминанта. Это башня, которой увенчан палаццо Арженарио. Лично мне здание показалось очень знакомым, потому что здания подобной архитектуры часто встречаются в Италии – можно вспомнить, например, Пьяченцу и Болонью. Многие итальянские города в средние века обрели независимость и многие строили для городской администрации стильные дворцы, чтобы похвастаться своими суверенитетом. Символ автономии Монцы планировалось сделать впечатляющим памятником городским свободам, таким он и стал. В основном палаццо выстроено в XIII веке, но ряд дополнений относится к более поздним временам; так, колокольню пристроили ко дворцу существенно позже.

Третья важная площадь в центре старого города – пьяцца Тренте и Триесте. Её ансамбль вместе с двумя другими формирует, так сказать, основное представление о городе. Его можно также дополнить, если пустить осматривать периферийные достопримечательности Монцы. Такие, как церковь Санта-Мария ин Страда на Via Italia , к югу от центра. Её внешний вид под стать городскому собору, выглядит храм серьёзно и величественно. Изначально здание не было таким, старинная постройка обрела новый облик после ряда переделок, пришедшихся на первую четверть XV века. Через двести лет церковь Санта-Мария была дополнительно изукрашена и снаружи, и внутри. По итогом этого процесса её фасад обогатился массой декоративных элементов, а внутреннее убранство стало выше всяких похвал.

Также хорошо бы сгодилась на роль собора церковь святой Марии – она находится в северной части города. Здание отличают большие габариты, и, как мне кажется, оно бы уместнее выглядело в крупном городе типа Болоньи или того же Милана, ну или хотя бы следовало возвести его на просторной площади, ибо стиснутый соседней застройкой храм воспринимается не так, как мог бы. Всё оттого, что прежняя версия церкви была куда меньше: нынешние размеры Санта-Мария приобрела в конце XIX века, после того как старинную постройку разобрали целиком. На мой взгляд, следовало бы всё же сделать новую версию более соразмерной месту…

Раз уж речь пошла о северных кварталах, то полезно будет также заглянуть к церкви святой Марты. Там, где она нынче притулилась, в прежние времена стояли аж два крупных монастыря, и каждый располагал собственным храмом. С тринадцатого столетия, когда наблюдалось всё это благолепие, много воды утекло, и от всех религиозных построек осталась только крохотная церквушка. Тем не менее, произведение архитектора Доменико Антонетти стоит гордо, вполне достойно представляя ушедших в небытие соседей.

Там же, на севере, только с уклоном в запад находится церковь святого Петра Мученика. Даже местные историки не знают точно, когда именно её построили, то ли в XIV , то ли всё же в XIII веке. Известно точно, что тот старинный храм заменили в середине семнадцатого столетия другим, но тоже выдержанным по средневековым канонам; если не знать о замене, при осмотре церкви непременно ошибёшься. Не знаю, как выглядела первая версия церкви, однако новый вариант смотрится гармонично – тут и стиль соблюдён, и украшения кстати, и башня удачно пристроена. Лично мне очень нравятся такие сооружения!

Достопримечательности Монцы перечисленными зданиями, конечно, не исчерпываются, но я из-за нехватки времени все интересные места осмотреть не сумел – пришлось волей-неволей брать курс на вокзал. На обратном пути мне удалось увидеть кое-какие занятные постройки, и среди них церковь Сан-Маурицио. Так, чтобы храм менял своего патрона, бывает очень редко, и эта редкая вещь произошла в Монце. Здание возвели на том месте, где в XIII веке был основан монастырь. Обитель монахов просуществовала почти половину тысячелетия, пока её не разогнали наполеоновские войска. После того как страсти революционных времён улеглись, горожане решили построить взамен уничтоженного храма новый здание. Вот только освятили они его в честь святого Маурицио, чьё святилище им пришлось разрушить в конце XIX века из-за прокладки новой магистрали. Вот так и вышло, что церковь сменила покровителя.

Рассказ про основные достопримечательности Монцы надо бы дополнить практической информацией. Симпатичные рестораны мне, сожалению, не попались на пути, и сказать, где можно недорого поесть в Монце, я не могу. Зато могу указать отличное кафе под названием "Gelateria Barbieri "; оно занимает дом 52 по Via Italia , это прямая дорога от вокзала в центр города. Большинство посетителей приходит туда выпить кофе, однако мне понравилось тамошнее мороженое по 0.90 евро за шарик. Опять-таки атмосфера приятная, равно как и антураж.

Есть мороженица и в самом центре, на Via Carlo Alberto , но там не нашлось ни одного столика, так что посидеть с комфортом посетителям не суждено. "Arengario " наверняка носит имя в честь запоминающейся ратуши, и остаётся пожалеть, что владельцы заведения не удосужились поставить столики с видом на достопримечательность – по-моему, в таком случае их доходы бы сильно выросли.

Шоппинг в Италии требует предварительной разведки: мои друзья знают, где в окрестностях Милана находятся аутлеты известных фирм и удачно там затовариваются. В Монце я тоже нашёл аутлет, однако ожидаемых сказочно низких цен не встретил. «Goldstyle », как называлась лавочка, расположен рядом с церковью святой Марии, и там представлены такие марки, как "Burberry ", "Diderot ", "Moschini Mare ". Выбор неплохой, а вот ценники так себе, и самая дешёвая рубашка стоит 39 евро, про итальянские костюмы я уж не говорю, купить их можно только выложив 400 и более евро.

Единственный найденный мной аутлет Монцы соседствует с конторой «Cotton Store», где можно купить качественные джинсы. Они тоже стоят немало, под сотню евро – итальянское качество и итальянский дизайн приходится оплачивать сполна.

Недорогая одежда из Италии нашлась в торговом центре "UPIM ", это почти по соседству с Дуомо, Via Antonio Passerini Gambacorti 2. Торговый центр продаёт и женские, и мужские вещи, обувь, бижутерию. Я присмотрел неплохие полуботинки за 20 евро, жаль что колодка не подошла.

На Via Italia также обнаружилась неплохая торговая точка "Sold Out " с рубашками-поло за 29 евро, Via Cavour порадовал магазином «Gate 21», где можно купить недорого итальянскую одежду. Словом, если подойти к делу всерьёз, возможности шоппинга в Монце представляются вполне достойными. Во всяком случае, другие города Ломбардии аутлетами и бутиками мне не запомнились. Может быть потому, что я обращал внимание на их многочисленные достопримечательности, как это было, к примеру,

Монца - это красивый и интересный город в Италии, богатый на сотни культурных ценностей и давних легенд. Сейчас это пригород Милана и один из наиболее крупных городов Ломбардии.

История Монцы насчитывает много долгих веков, наполненных разнообразными событиями. Активное развитие города припадает на IV век. Именно тогда королева Теоделинда приказала построить на этой территории шикарный дворец и монастырь.

В Средневековье город часто пытался стать независимым от Милана, выдерживал разные атаки и осады. Он пережил опустошение во время Итальянских войн.

Сегодня же мы имеем возможность узнать нечто новое, осмотреть уникальные места и сблизиться с культурой Италии.

Жители Монцы очень ценят свои архитектурные, художественные шедевры. Ведь они являются хранилищами их истории. К счастью, каждый турист или гость имеет полное право любоваться этой красотой. Достопримечательности Монцы довольно тонко передают главные черты Италии. Поэтому просто нельзя пройти мимо следующих уголков города.

Центральным зданием Монцы является собор Иоанна Крестителя. И хотя церковь не считается кафедральной официально, но во главе стоит архиепископ, что придает храму большей весомости.

Прежде чем была построена церковь, на ее месте возвышалась часовня. Она была сохранена еще со времен правления Теоделины. В VII веке часовню разобрали и построили храм. Мало что осталось от того здания. Слишком много реконструкций было проведено позже. В XIII веке внешний вид был полностью изменен, а в XVI были добавлены росписи.

Зайдя в собор, остается лишь удивляться той роскоши и величию. Как мы знаем, в этом особенность всех центральных храмов.

Вилла Борромео

Долгое время Монца пыталась заполучить это поместье. Недавно вилла была полностью выкуплена городом. Теперь там идут ремонтные работы и разные реконструкции. Большую часть комнат и зданий решили оставить в прежнем виде.

Сегодня доступен парк, который окружает виллу. В нем есть много тропинок и беседок. Место действительно изумительное. Закончили работу и с конюшнями.

Современные люди понимают красоту парков, но не ценят ее, как это было раньше. Еще сто лет назад к паркам относились с особой осторожностью. Богатые вельможи вкладывали в них целые состояния. Вот и парк Монцы стал достоянием города.

Он был основан королем Италии Богарне. Заказ на проект парка был передан знаменитому архитектору Луиджи Каноника. После поражения Наполеона какое-то время парк был собственностью Австрии. Но скоро ее вернули. В начале XX века здесь были построены автодром и ипподром. В 1928 году появилось и поле для гольфа.

Именно эти новшества сделали Монцу популярной. Тысячи туристов каждый год отправляются именно в этот парк, что погулять в красивых местах и развлечься.

Это место является мечтой для многих автогонщиков. Первая трасса была открыта в 1922 году. Именно тогда прошли первые гонки Гран-при. До сегодняшнего дня трасса не сохранилась. Вернее, ее часто переделывали. Теперь это современная площадка для профессиональных гонок.

Из-за огромной популярности автодром стал местом не только для опытных гонщиков, но и для любителей. При желании можно пройти автокурсы и поучиться ездить на настоящих гоночных машинах. Кроме того, при наличии своей машины можно смело опробовать трассу.

Многие считают, что туристам не стоит тратить время на скучные музеи. Они ошибаются. Именно в музеях хранятся самые интересные вещи. Чтобы собрать эту коллекцию пришлось много работать. Ведь после наполеоновской компании были вывезены многие шедевры за границу.

Вопрос решил Венский Конгресс. Часть коллекции вернули на родину. В 1965 году двери музея были впервые открыты. Здесь есть огромное количество памяток и картин, которые датируются еще XIII–XIV веками. Также в коллекции находятся разные бытовые вещи, церковные книги, украшение и т. д. Все эти вещи были собраны благодаря тому, что короли Италии вкладывали большие деньги в их хранение.

Вилла Реале - это поместье, построенное в честь сына Фердинанда. Как и полагается, вокруг виллы расположен парк. Вход открыт для посетителей круглосуточно. Но чтобы походить в самом доме, нужно записаться в очередь на экскурсию.

Сама экскурсия не даст заскучать. Сначала гости могут осмотреть жилище королевских персон. Потом можно пойти в театр и часовню. Экскурсовод обращает внимание на известные фрески и росписи.

Среди множества достопримечательностей Монцы стоит отметить прекрасную Капеллу, построенную в честь убитого Умберто Первого. Главным архитектором был знаменитый Джузеппе Саккони. Но он не смог закончить проект. После его смерти за дело взялся его ученик Гуидо Чирили. Открытие произошло в 1910 году, через 10 лет после смерти Умберто.

Здание имеет величественный вид. Все изгибы и линии передают переживание по поводу смерти важного человека. А на самой верхушке расположена скульптурная группа. Она называется Сострадание. Капелла стала особенным местом для жителей, так как она показывает, насколько в Монце люди ценят друг друга.

Посетив все яркие места, стоит просто прогуляться по городу. Так как Монца является одним из городов Италии, то он наполнен узкими проулками, каменными дорогами, пестрыми домами и деревянными табличками.

Интересно просто ходить по мостам и вглядываться в камни, где люди уже столетиями стараются оставить память о себе. На самом древнем мосту Монцы уже почти стерлась надпись - 1715 год.

Стоит посетить это место, чтобы на мгновение окунуться в совсем другой мир.

Известный в кругах любителей литературы, благодаря истории, поведанной всему миру гениальным итальянским писателем Алессандро Мандзони в романе "Обрученные", и среди любителей спорта, благодаря Национальному автодрому, одному из самых быстрых в мире, где ежегодно проходит Гран-при Италии Формулы-1, Монца , прежде всего, является городом с богатой историей, художественным наследием, буквально утопающим в зелени. Этому городу, настоящей "сокровищнице" архитектуры, однако, не повезло с соседями, ведь, зачастую, туристы сюда не заглядывают, предпочитая подольше задержаться в славном деловом и модном .

Сегодня мы постараемся развеять стереотипы и уберечь всех вас от часто повторяющейся ошибки: итак, едем в Монца!

Монца (итал. Monza, местн. диалект Monscia) - административный центр провинции Монца-э-Брианца, считающийся северным пригородом - город полный жизни, истории и великолепия. Подумать только, в городе, расположенном всего в 15 минутах езды от столицы Ломбардии, царит совсем немиланская, если можно так выразиться, атмосфера: атмосфера "slow city", где нет места вечной спешке и хаосу мегаполиса.

Древняя Модиция, существовавшая в период расцвета Римской Империи, получила наибольший расцвет во время седьмого века, когда город был избран в качестве летней столицы Королевства лангобардов. Именно с периодом правления лангобардов связанны самые интересные и захватывающие исторические свидетельства, которыми до сих пор возможно полюбоваться и восхититься, прогуливаясь по улочкам Монца.

Предлагаем прямо сейчас отправиться в виртуальный тур по этому славному городу с богатой историей!

Вечерняя Монца. Фото pinterest.com

Как добраться до Монцы?

На самолете

Аэропорт Линате

Аэропорт Линате находится на восточной окраине города , в около десяти километрах от центра Милана и в 25 км от Монцы. Он связан частыми шаттлами с Центральным железнодорожным вокзалом Милана, откуда ходят поезда до Монцы.

Аэропорт Мальпенса

Аэропорт Милан Мальпенса расположен в 50 км от Монцы. До ж/д вокзала Милана из Мальпенсы можно добраться на автобусе Мальпенса Экспресс, оттуда необходимо пересесть на электричку до Монцы.

Или же из Мальпенсы до Монца можно добраться на прямом шаттле Alimonza.

Аэропорт Орио-аль-Серио

Международный аэропорт Орио-аль-Серио находится примерно в 5 км от Бергамо, 45 от Милана и 40 от Монцы. Оттуда необходимо доехать до ж/д вокзала на такси или автобусе линии ATB, а затем сесть на прямой поезд Бергамо-Монца.

На поезде

Железнодорожный вокзал Монцы расположен на улице Виа Арозио, 14

Билетные кассы открыты с понедельника по субботу.

Вилла Реале. Монца. Фото thinkstock

На автомобиле

Из Милана : Milano Strada V.le Zara до Монцы

Из Турина (A4): A4 Турин-Милан, а затем переместиться на ветвь Милан-Венеция и выехать на Cinisello Balsamo-Sesto San Giovanni-Milano Viale Zara, далее см. выше

Из Бергамо и Брешии : A4 Милан-Венеция, Северная КАД (Tangenziale Nord) до Svincolo Monza Centro.

Из Лекко : шоссе SS 36 до Монцы.

Из Генуи (A7) : автомагистраль A7 до Милана, затем Западная кольцевая дорога по направлению Венеции, после Восточная кольцевая дорога и выход на Монцу.

Где остановиться в Монце?

Аренгарио или городская ратуша

Аренгарио-ди-Монца или городская ратуша является одним из важнейших исторических зданий, символом автономии политической власти города. Ратуша была возведена в 1293 году, чтобы стать главной резиденцией городского совета, в около 100 метрах от кафедрального собора Монцы. Необычное название, Аренгарий, происходит от германского выражения "hari-hriggs", "круг воинов": действительно, зал, где собирались городские правители, имел форму кольца.

Здание Аренгария выполнено в готическом стиле, с балконом для вещания речей перед народом. К палаццо примыкает колокольня, которую добавили к плану Аренгария в XIV веке. Здание имеет галерею под арочными сводами, где в древности размещались торговые ряды.

В настоящее время в здании ратуши проводят значимые художественные выставки.

Аренгарий. Фото pinterest.com

Королевская вилла в Монца

Построенная по заказу императрицы Марии Терезии Австрийской для ее сына Фердинанда между 1776 и 1780 г.г. в непосредственной близости от средневекового города, Королевская Вилла служила в течение многих лет летней резиденцией Габсбургов.

Между 1806 и 1808 г.г. Фердинанд заказал обустройства парка вокруг виллы: зеленая зона площадью 750 га предназначалась для королевской охоты. Несколькими десятилетиями позже к вилле были пристроены великолепная ротонда и театр, построенный при Наполеоне архитектором Луиджи Каноника. В 1790 г. около резиденции появились оранжереи и огромный розарий.

Парк Королевской виллы. Фото pinterest.com

После свержения Габсбургов, вплоть до 1859 года. Королевская вилла принадлежала Савойской династии. Особенно любил резиденцию сын короля Витторио Эммануэле II, Умберто I, который был убит анархистами именно в Монце, в 1900 в течение церемонии закрытия спортивных игр. После инцидента новый король приказал закрыть виллу и переместить большинство ее сокровищ в Палаццо Квиринале, в Рим. В 1934 году король подарил виллу городу.

Проект Королевской виллы был разработан знаменитым архитектором Пьермарини по канонам Королевского дворца в Казерте и, следовательно, французского Версаля.

Декор фасада виллы довольно строг: рационализм пронизывает весь проект виллы и проявляется также в организации внутренних помещений.

Королевская вилла. Фото Thinkstock

В интерьерах виллы возможно полюбоваться представительскими залами, апартаментами Умберто I и королевы Маргариты Савойской. Напротив Королевской виллы находится английский сад, также спроектированный Джузеппе Пьермарини.

Капелла искупления (Cappella Espiatoria)

Капелла искупления, расположенная неподалеку от Королевской виллы, была построена королем Италии Витторио Эммануэле III в память об убийстве анархистами его отца Умберто I архитекторами Джузеппе Саккони и Гуидо Чирилли. Работы по возведению монумента были завершены в 1910 году, в десятилетнюю годовщину со дня смерти Умберто I. Капеллу поставили на том самом месте, где убили короля.

Капелла являет собой 35-метровую каменную стеллу на высоком пьедестале, которую украшают два прозрачных креста, выполненных из алебастра, добытого в пещерах Алжира. У подножия капеллы находится бронзовая скульптурная группа, воспроизводящая скульптуру "Пьета" Микеладнджело, а на ее вершине возлегает урна с подушкой, на которой находятся скипетр, Высший орден святого Благовещенья и корона Савойских правителей.

Капелла искупления. Фото pinterest.com

Внутри пьедестала монумента находится крипта, стены которой покрыты разноцветным мрамором и мозаиками византийского типа.

Каждый год 29 июля в капелле поминают погибшего правителя: в эту ночь алебастровые кресты будто светятся изнутри.

Парк Монцы (Parco di Monza)

Роскошный зеленый парк Монцы окружает не менее прекрасную Королевскую виллу. Площадь парка составляет около 688 га, что делает его крупнейши в мире парком, заключенным в стены.

Парк Монцы был заложен в начале XIX века по волеизьявлению пасынка Наполеона, Эжена Богарне, который на то время был первым вице-королем Италии. Разработку проекта зеленой зоны поручили знаменитому архитектору Луиджи Каноника.

Парк Монца. Фото Thinkstock

После изгнания Наполеона из Италии, вилла и парк перешли к австрийцам, а потом к Савойцам. Больше всех правителей виллу и парк любил Король Умберто I, здесь монарх любил отдыхать и охотиться. После гибели отца король Витторио Эммануэле III забросил резиденцию в Монце, передав имущество и парка государству.

В течение последующего десятилетия коммуны Милана и Монцы распорядились о сооружении в парке различным спортивных сооружений - полей для гольфа, автодром и ипподрома (впоследствии он был упразднен).

К историческим постройкам парка относятся водяные мельницы и мост через реку Ламбро, построенный Каноника в 1820 году. Кроме Королевской виллы к территории парка примыкают виллы Мирабелло и Мирабеллино, имения знатного миланского рода Дурини, которые мы также рекомендуем не обойти вниманием.

Церковь Санта-Мария-ин-Страда (Chiesa di Santa Maria in Strada)

Всего в 150 метрах от Дуомо Монцы расположена еще одна прекрасная церковь 14 века с бросающимся в глаза терракотовым фасадом, в архитектуре которой гармонично сочетаются готика и романский стиль. Храм Богородицы на дороге возник на месте древнего францисканского монастыря и представлял собой строгое однонефное религиозное строение вплоть до 1756 г., когда знaмeнитый итальянский архитектор Джованни Батиста изменил церковь, перестроив алтарь в мраморе и позолоченной бронзе, добавив декоративные колонны, густо украшенные лепниной, и несколько внутрихрамовых капелл.

Фото Thinkstock

Церковь святого Петра Мученика (Chiesa di San Pietro Martire)

К северу от Кафедрального собора Монцы возвышается величественный собор святого Петра Мученика, построенный в стиле поздней готики в конце 14 века.

Особа интересна данная церковь своим интерьером, где можно полюбоваться красивыми фресками 14 века и, под алтарем, увидеть урну с останками святого мученика Просперо, которые были перевезены в храм Монцы из римских катакомб святой Агнессой Римской.

Фото Thinkstock

Национальный автодром Монцы

Крупнейший и старейший автодром Италии расположен примерно в 2-х километрах от Королевской виллы Монцы. Здесь регулярно проводятся несколько важнейших авто- и мотогонок, включая Гран-при Италии и Чемпионат мира по супербайку.

Автодром Монцы был возведен в 1922 году на территории парка Королевской виллы Монцы для Миланского автомобильного клуба. Первоначально автодром располагал двумя постоянными трассами для гонок на большой скорости, однако, после инцидента в 1928 году, когда пилот врезался в трибуну, что привело к гибели 20 зрителей, две трассы объедили в одну для уменьшения скорости.

Автодром Монцы "помнит" еще несколько страшных аварий, вошедших в историю: в 1961 году здесь разбился легендарный гонщик из команды Феррари, Вольфганг фон Трипс: инцидент унес жизни еще двенадцати зрителей. Спустя 9 лет, в 1970 году, здесь погиб автогонщик Карл-Йохен Риндт, который на момент своей гибели лидировал по очкам. Этот случай стал уникальным событием для Формулы 1: Риндту посмертно присудили чемпионский титул.

Фото Thinkstock

Безусловно, все вышеперечисленные достопримечательности Монцы - всего лишь малая часть сокровищ, которые вы откроете для себя, неспешно прогуливаясь по улочкам города. Любителям религиозной архитектуры советуем, кроме вышеупомянутых соборов, посетить и другие прекрасные храмы Монцы, такие как церковь Санта-Мария-аль-Карробьоло и, особенно, монастырская церковь Сан-Маурицио, где скрывалась Марианна де Лейва, известная поклонникам творчества Мандзони, как Монахиня из Монцы.

Что попробовать в Монца?

Традиционные блюда провинции Монца-э-Брианца можно попробовать в любом ресторанчике и любой таверне: здесь свято чтут и хранят собственные обычаи, всегда предлагая посетителям вкусные специалитеты Ломбардии, приготовленные из типичных продуктов области.

Среди первых блюд хотелось бы выделить суп по-брианцски (minestrone alla brianzola), который готовят долгие часы, в результате чего получается очень аппетитное и аромарное варево, а также ризотто со свиной колбасой луганега (risotto con la luganega).

Любителям мясного, вероятно, очень понравится "cassoeula", жаркое на основе свиных ножек, ребер и колбасок "verzitt". Все это обязательно подается с горячей полентой. Гурманам предлагаем оценить местное жаркое из кролика, свиные ребрышки с колбасой и форель на гриле, выловленную на озере Комо. Лучшие вина, которые подадут к вашему заказу, вероятно будут родом с плодородных склонов Монтевеккья.

Фото flickr.com

Сладкоежки обязательно должны продегустировать сладкие "firun", типичное печенье из Монцы, сделанное из каштанов.

События в Монца

Праздник святого покровителя - Сагра-ди-Сан-Джованни

Каждый год 24 июня жители Монцы отмечают праздник святого покровителя города, Иоанна Крестителя. Город восхваляет своего святого покровителями серией культурных и спортивных мероприятий (Регата на реке Ламбро, марафон Монца - Резегоне), которые начинаются за 2 недели до праздника. В день покровителя по улицам Монцы проходит процессия в исторических костюмах, а на главной площади раскидывает шатры Средневековый рынок. Празднования завершаются грандиозным фейерверком в садах Королевской виллы.

Монца (Monza) - один из пяти самых больших городов , столица провинии Монца и Брианца, примерно в 20 км на северо-восток от . Город больше всего известен своими автогонками Grand Prix , которые проводятся на Autodromo Nazionale Monza.

История города Монца

Первое древнее поселение - Модиция (Modizia) оставалось глухой деревней вплоть до VI века. Именно тогда королева лангобардов Теоделинда построила здесь дворец и основала монастырь, заложив строительство кафедрального собора.

В Средние века Монца периодически становилась независимой от соседнего Милана. Во время Итальянских войн город смог пережить несколько осад, нобыл разорён войсками императора Карла V.

В 1900 году в Монце погиб король Умберто I; это событие увековечено «искупительной часовней» (1910).

Достопримечательности города Монца

Кафедральный собор Монцы (Дуомо)

Кафедральный собор был заложен в 595 году королевой лангобардов Теоделиндой. Первая постройка не сохранилась. Нынешнее здание Дуомо было заложено во времена герцогов Висконти в 1300 году. Строительство грандиозного храма завершилось только в 1741 году. Собор легко узнать по колокольне - кампаниле (1592 - 1606 гг) и фасадом, сделанным из белого и зеленого мрамора, работы Маттео да Кампионе (1390-96 гг).

При Дуомо сделан музей, в коллекции которого - драгоценные реликвии времен Теодолинды и других средневековых правителей. Среди жемчужин коллекции - железная корона Италии. В ней в 1805 году в Милане короновали Наполеона Бонапарта.

Церковь Санта-Мария-ин-Страда

Церковь с живописным терракотовым фасадом датируется 1393 годом.

Мэрия Монцы - Arengario

Старая ратуша города Монца - Arengario - представляет из себя архитектурный памятник 13-го века. Башню при ней возвели столетие спустя.

Arengario был построен в 1293 году. На нижнем этаже сделаны большие ворота. На втором этаже расположен большой зал ассамблеи, откуда открывается доступ к так называемому «Parlera» - балкону, откуда обращались к народу на улице.

Королевская вилла

Это здание в стиле раннего классицизма, построенное в 1777 - 80 гг по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини для австрийского эрцгерцога Фердинанда (он такде носил титул герцога Миланского).

Когда Евгений Богарне, маршал Наполеона, стал вице-королем Италии, он обосновался в этом дворце. С тех пор вилла эрцгерцога стала называться Королевской. Сейчас дворец превращен в музей, где проводятся временные художественные выставки.

Карта Монцы

Добраться в город Монца

Монца хорошо связана с Миланом поездами (с вокзалами Garibaldi и Центральным вокзалом Милана), а также автобусами ATM - маршруты 723, 724 и 722.

На поезде:

С центрального вокзала :

  • Медленные пригородные поезда S11 (в дороге -1:01, отправление в 39 минут ежечасно, иногда в 09 минут).
  • Региональные поезда в направлении Tirano FS - в 20 минут почти каждый час. Всего 12 минут в пути, первая же остановка после центрального вокзала Милана в городе Монца.
  • Региональный поезд в Лугано, Беллинцону или Castione-Arbedo (в сторону Швейцарии) - в 7:10, 8:10, 14:10, 16:10, 18:10. В пути - 11 минут.
  • Поезда в сторону Цюриха 11:21, 13:21, 15:21, 17:21, 19:21.

Из города Lecco:

  • Региональные поезда в направлении на . В пути 26 минут, отправление в 7:59, 9:01, 11:01, 13:01, 14:01, 15:01, 17:01, 18:01, 19:01, 21:01.

На автобусе:

  • Стоимость билетов на автобусы (от 1,30 € за разовую поездку по городу, 1 час)

На машине:

В окрестностях города Монцы

  • 18 км на юго-запад от Кремы
  • 22 минуты на машине

  • 44 км на юг от Кремы
  • 44 минуты на машине

  • 42 км на север от Кремы
  • 53 минуты на машине