Испания гибралтарский пролив. Гибралтар: пролив, порт и заморская территория

Местоположение и назначение Гибралтарского пролива

Географические координаты:
Широта 36° 11′ с. ш., Долгота 5°22′ з. д.
Назначение объекта:
Судоходная связь Атлантики и Средиземного моря для обеспечения морского маневра. Гибралтарский пролив важный объект морского пространства, имеющий огромное стратегическое и экономическое значение. Недаром в районе пролива расположены испанские и марокканский порты и даже Английская крепость (военная база Великобритании).

Легенды и история Гибралтарского пролива

Легенды:
В древности о проливе существовало множество мифов. Считалось что он является вратами между миром людей и миром полной неизведанности, краем земли. И скалистые берега, наводящие страх тому подтверждение. Берега называли Геркулесовыми столбами.
История возникновения и географические особенности:
Первая (научная) гипотеза-Средиземное море это остатки единого (Атлантики и Средиземного моря) океана Тетис, который уменьшался в результате движения тектонических плит и в результате образовался узкий перешеек.
Вторая (околонаучная) гипотеза-5 миллионов лет назад, в результате некоего воздействия воды Атлантики «протаранили» себе пролив и образовали Средиземное море.
В проливе существуют два противоположных течения. Поверхностное течение из Атлантики в Средиземное море. Глубинное течение в Атлантический океан из Средиземного моря.

Проезд,визовый режим, связь

Наиболее предпочтительное место для туристов культурный город Гибралтар (территория Великобритании)- Надо иметь действующую шенгенскую мультивизу , либо стандартную 6-месячную британскую визу.
Связь
Отличный уровень сигнала всех операторов связи.

Отели Гибралтара

Sunborn Gibraltar
Rock Hotel
Callaghan Eliott Hotel
Marina Bay Gibraltar
Jasmine Coral Jay
Continental Hotel

Справочная информация о городе Гибралтар

Площадь 6,5 км²
Население 30 001 чел.
Валюта Фунт стерлингов
Гибралтарский фунт
Телефонный код 9567 (для Испании), 350
Национальный домен gi
Английский язык

Гибралтар - пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Длина - 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м).

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение, в среднем, приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре 17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре 13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3 312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря.

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами: Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар.

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предложил проект «Атлантропа» - перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой, а второй дамбой поменьше — перекрыть Дарданеллы. Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару, чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства. Европа и Африка стали бы одним континентом — Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море — Сахарское.

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш.

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала возможность построения моста через пролив. Такой мост должен был стать самым высоким (свыше 900 метров). Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая».

Берега пролива скалисты: Европа возвышается над океаном в виде находящейся на территории Испании монолитной известняковой Гибралтарской скалы (426 м), а Африка - марокканской горой Джебель-Муса. Эти возвышенности в древности воспринимались последними точками материка, и сам пролив ассоциировался у моряков с проходом между скалами.

Так в культуре появилось переходившее от народа к народу понятие гибралтарских столпов. По имени своего бога покровителя мореплавания финикийцы обозначали это место Столпы Мелькарта. Греки его же называли Столпами Геракла и считали, что таким образом их герой отметил края Ойкумены (т е. части мира, освоенной человечеством). Римляне прозвали скалы Столпами Геркулеса. Легенда гласит, что по краям пролива вершины скал венчали две колоссальные статуи, стоявшие на колоннах-стелах отсюда и слово столпы. Статуи обозначали переход в мир неизведанного.

Современное же название появилось примерно в VIII в. и связано с именем предводителя арабских войск, вторгшихся сюда в 711 г., Тарика-ибн-Зияда (670−720 гг.). Арабам приписывается разрушение легендарных статуй. Они построили крепость, которой дали имя предводителя Гора Тарика, что по-арабски звучало как Джебель-ат-Тарик. Со временем это название упростилось до варианта Джибралтар, от которого перешло к привычному нам Гибралтар. Теперь так называют пролив, гору и город.

Арабы удерживали свою власть над проливом вплоть до 1309 г., когда испанцам ненадолго удалось освободить эти земли. После поражения испанцев в 1333 г крепость опять попала в руки мавров. Вплоть до 1462 г испанцы не могли изменить ситуацию, и европейцы попали в зависимость: арабские и берберские (африканские) пираты основали порт Тарифа и требовали дань со всех проходивших через пролив. По одной из версий, от названия этого городка и произошло слово тариф.

Учитывая значение Гибралтара для испанцев, есть и другая версия происхождения его названия. Слово делится на две части: Хибер, т е. Иберия (будущая Испания) и алтар, означающий жертвенник, алтарь. В этом варианте значение названия приобретает иную символику: Иберийский (т е. испанский) жертвенник.

В 1704 г крепость Гибралтар захватывают англичане в ходе войны за испанское наследство (1701—1714 гг.). По подписанному в 1713 г. Утрехтскому миру Гибралтарская крепость отошла Великобритании. Четырнадцать раз Испания пыталась вернуть крепость, но это не удалось. Самой же громкой британской победой стала битва в 1805 г у мыса Трафальгар при входе в Гибралтарский пролив. Тогда получивший в битве смертельное ранение адмирал Горацио Нельсон (1758—1805 гг.) привел британские войска к победе над объединенным Наполеоном I (1769—1821 гг.) франко-испанским флотом.

О важности этой победы для англичан можно судить по многим фактам: легендарный адмирал как истинный герой нации похоронен в Вестминстерском аббатстве, центральная площадь Лондона названа Трафальгарской.

У британцев есть примета: пока на Гибралтарской скале обитают редкие обезьяны породы магот, владычеству Англии тут не придет конец. После замечания британского премьера Уинстона Черчилля (1874—1965 гг.) об опасном уменьшении популяции обезьян учредили должность офицера, отвечающего за безопасность обезьян.

Сегодня англичане позиционируют свою базу как общеевропейскую, которая просто находится на содержании Англии. Здесь размещается западное звено цепи средиземноморских военно-морских баз НАТО.

Столица скалы-государства город Гибралтар, похожий на типичный средиземноморский порт, живущий смешением разных культур: в архитектуре здания в георгианском и викторианском стилях перебивают постройки с чертами испано-португальских, генуэзских и мавританских влияний, а свой язык местные жители иронично называют спэнглиш. Гибралтар - офшорная зона. О британском присутствии напоминают названия улиц и разных заведений, обилие пабов, полицейские в английской униформе и валюта - гибралтарский фунт.

На противоположной от британского Гибралтара стороне - территория Марокко. Наиболее значимое поселение в этой части страны это, безусловно, Танжер. У города не менее примечательная история, чем у соседей по ту сторону пролива. В течение полувека он составлял международную зону Танжер. Территория с особым статусом, которая в 1912—1956 гг. управлялась несколькими европейскими государствами (Францией, Испанией и Великобританией). Но в ходе Второй мировой войны расстановка сил поменялась. Оккупированная немцами Франция не могла более контролировать свой участок Танжера, его оккупировала Испания. А по окончании войны арабское население зоны начинало приобретать вес и проявляло недовольство присутствием европейцев.

В итоге, в 1956 г. марокканцы аннексировали Танжер. Сейчас это крупный портовый город, сохранивший за собой автономию и стратегическое значение. Он остается наиболее европеизированным в стране, в нем постоянно проживают французы, испанцы, немцы, итальянцы, англичане и другие европейцы (в том числе и небольшой русскоязычный анклав). На городском силуэте заметны не только мечети, но и католические, протестантские (англиканские и лютеранские) церкви, синагоги и другие культовые сооружения.

За свою историю Гибралтарский пролив закрывался и открывался не менее 11 раз. Так произошло, например, 6 млн лет назад. Закрытие пролива привело к увеличению солености в Средиземном море и образованию слоя эвапоритов (продукт испарения соленой воды) толщиной в 2 км. Примерно 5,3 млн лет назад пролив вновь открылся, это позволило Средиземному морю ожить. Движение литосферных плит приведет к очередному закрытию пролива через несколько млн лет.

Общие сведения о проливе Гибралтар

Страны: Испания, Марокко и Гибралтар (заморская территория Великобритании).

Крайние точки: мысы Трафальгар и Карнеро (Европа), мыс Спартель и г.Джебель-Муса (Африка).

Языки: Гибралтар - английский (а также янито или лья-нито/жанито андалусский диалект испанского в сочетании с английским и элементами итальянского, мальтийского, арабского и иврита); Испания - испанский; Марокко - марокканский диалект арабского и берберский.

Этнический состав: Гибралтар -англичане 27%, испанцы 24%, генуэзцы и другие итальянцы около 20%, португальцы 10%, мальтийцы 8%, евреи 3%, прочие (марокканцы, французы, австрийцы, китайцы, японцы, поляки, датчане и нелегальные мигранты индийцы, пакистанцы) 8%. Гибралтарцами себя считают более 83% населения; Испания- преимущественно испанцы; Марокко- марокканцы (арабы и берберы) и европейцы (французы, испанцы, португальцы).

Религии: Гибралтар- католицизм 70%, ислам 8%, англиканство 8%, прочие (в т. ч. иудаизм, атеизм) 11%; Испания - преимущественно католицизм; Марокко - ислам (суннизм).

Денежные единицы: гибралтарский фунт (Гибралтар), евро (Испания), марокканский дирхам (Марокко).

Важнейшие порты: Гибралтар (Великобритания), Ла-Линеа, Сеута, Альхесирас (Испания), Танжер (Марокко).

Аэропорты: международный аэропорт Гибралтар (Гибралтар), международный аэропорт Ибн-Батута (Танжер).

От Европы до Африки через Гибралтарский пролив ходит паром (35 мин).

Средняя температура января: + 13С.
Средняя температура июля: +24С.
Среднегодовое количество осадков: 767 мм.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Природный парк Гибралтарского залива (Тарифа, Испания), искусственные тоннели разных времен в Гибралтарской скале и смотровая площадка на ней ж, пещера Святого Михаила (Гибралтар);
■ Город Гибралтар: мавританский замок (с XI в.), храм Богоматери Европы (сер. XV е.), католический собор Святой Марии Коронованной, англиканский собор Святой Троицы (1825 г.). Андреевская церковь (1854 г.), Большая синагога (1724 г.), музей Гибралтара;

■ Город Танжер: Старый город, дворец Дар-эль-Махзен (XVII в.), здание американской миссии, Гран Сокко и Пти Сокко (большая и малая площади), большая мечеть Танжира, мечеть Касба, англиканский собор св. Андрея, отель Континенталь.
■ Ландшафт: гроты Геракла (в пещерах у мыса Спартель), пляжи от мыса Спартель (протяженностью 47), парк Ремилла, терраса Слукья.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ По одной из версий Геркулесовы столбы стали прототипом двух вертикальных черт в символическом изображении доллара, а обвивавший их мифологический змей Пифон мог превратиться в извилистую S-образную линию.
■ Во время Второй мировой войны все немецкие подводные лодки, вошедшие в Средиземное море через этот пролив, были подорваны там. Кроме одной- U-26.
■ Еще во времена путешествий финикийцев Гибралтарская скала стала как бы обширным алтарем под открытым небом: здесь совершались жертвоприношения перед выходом в воды Атлантики.
■ Один амбициозный проект энергетиков XX в. предлагал искусственным образом понизить уровень Средиземного моря на 200 м для установки в проливе плотин с несколькими электростанциями.
■ В Гибралтарском проливе течения направлены в разные стороны: поверхностное на восток, а глубинное на запад.
■ В Гибралтаре на площади Казематов до сих пор проводится церемония передачи ключей, ведь раньше ворота крепости действительно запирались на ключ.
■ Последний мировой рекорд в женских заплывах принадлежит 49-летней Пенни Палфи, которая в 2010 г. переплыла Гибралтарский пролив за 3 часа и 3 минуты.
■ Гибралтарский пролив открыт для гражданских и военных судов всех стран. А также для пролета всех гражданских летательных аппаратов.
■ Периодически возникает идея создания либо тоннеля под проливом, либо моста через него и тогда подобный мост стал бы самым высоким (более 900 м) в мире.
■ Геракловыми (или Геркулесовыми) столбами скалы Гибралтарского пролива прозвали за то, что в разных вариантах мифа о подвиге, связанном с его путешествием за чудесными коровами великана Гериона, Гераклу приписывается либо создание этих столбов, либо их обнаружение на краю западного мира.
■ Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.

■ По преданию бутылочную почту изобрел в III в. до н э. греческий философ Теофраст, бросив ради опыта несколько запечатанных сосудов с посланиями за Гибралтарским проливом. Так этот естествоиспытатель убедился, что вода в Средиземное море попадает из Атлантики: месяцы спустя один из сосудов был обнаружен на Сицилии.
■ Еще одно название пролива: арабское Баб-эль-Закат, означает Ворота милосердия.

Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании (в 1973 году Великобритания присоединилась к ЕС вместе с Гибралтаром (но без Нормандских островов и Острова Мэн) в соответствии со статьёй 299 (4) Договора о Европейском сообществе. После ратификации и вступления в силу Лиссабонского договора 2007 года данный Договор стал именоваться Договором о функционировании Европейского союза). На него не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому здесь нет НДС.

C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Граждане Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС.

С 2011 года в Гибралтаре прекратили свое существование освобождённые компании (exempt companies). Действующая ставка корпоративного налога с 1 июля 2009 года снижена до 10 %, что вполне позволяет ему конкурировать с Ирландией, а возможно и с Кипром, в отличие от которого у Гибралтара нет обязательств перед Россией в сфере налогового сотрудничества.

Гибралтарский пролив или Гибралтар - международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Течения

В Гибралтарском проливе, так же как и в Мессинском проливе и Босфоре, наблюдается сильное поверхностное течение; вызванное тем, что уровень воды в Средиземном море ниже, чем в Атлантическом океане. Дело в том, что Средиземное море вмещает за счет впадающих в него рек лишь небольшую часть тон влаги, которую оно теряет в результате испарений, еще часть воды оно получает из Черного и Мраморного морей через Босфор и Дарданеллы, но основная масса воды поступает в Средиземное море из Атлантического океана через Гибралтарский пролив со скоростью 2 узлов (1 узел - 1,852 км/ч).

При этом Гибралтарский порог, перегораживая пролив, препятствует проникновению в Средиземное море холодных атлантических глубинных вод, что способствует возникновению явления гомотермии, которое усугубляется тем, что средиземноморские воды из-за высокой солености тяжелые (соленость вод Средиземного моря в восточной части составляет 39%, а в западнойв районе Гибралтарского пролива, она падает до 37%).

В свою очередь Средиземное море сбрасывает свои воды в Атлантический океан, образуя второе, подводное течение со скоростью 1,5 узла. Воды юго-восточной части бассейна, в которых концентрация соли больше на 2,5%, опускаются и, возвращаясь на запад, образуют промежуточный слой на глубине 200— 500 м, часть которого выходит через Гибралтарский пролив в океан.

Ситуацию осложняют сильные ветры, замедляющие скорость течения или увеличивающие ее почти в 2 раза в зависимости от направления, а также от приливов (два прилива в сутки), и туманы.

Международный статус пролива

До сих пор остается открытым вопрос о международно-правовом статусе Гибралтарского пролива.

В соответствии с конвенцией, выработанной III Конференцией ООН по морскому праву, судам предоставляется право транзитного прохода через проливы, входящие в систему международного судоходства’. По этому договору, открытому для подписания в 1982 г., Испания и Марокко претендуют на 12-мильную зону территориальных вод, т. е. они фактически выступают за то, чтобы поделить Гибралтарский пролив приблизительно пополам. Однако некоторые страны, в том числе Великобритания и США, не признают такого деления и считают середину пролива открытым морем. При этом они активно используют фарватер пролива для военных перевозок. В частности, в 1973 г. США осуществляли через Гибралтарский пролив военные поставки Израилю вопреки протестам правительств Испании и Марокко. Подобная настойчивость Лондона и Вашингтона вполне объяснима: ведь Средиземное море — зона действия подводного флота НАТО, в его глубинах курсируют подводные лодки США, Италии и Франции, оснащенные ядерными ракетами.

Грузоперевозки через пролив

Ежегодно через Гибралтарский пролив, ширина которого колеблется от 14 до 44 км, проходит около 70 тыс. крупных судов. В среднем по проливу проходит восемь судов в час в обоих направлениях. В основном это нефтеналивные танкеры, идущие из стран Персидского залива, Ливии и Алжира в промышленно развитые страны Западной Европы и в США. Через пролив осуществляется около 5% мировых перевозок нефти.

Кроме нефти суда, проходящие через Гибралтарский пролив, перевозят и другие сырьевые материалы в европейские страны и в Соединенные Штаты, а из них в свою очередь промышленные товары в Африку и далее на восток. В среднем пропускная способность Гибралтарского пролива составляет около 200 судов в день, т. е. он является второй по величине нагрузки «морской трассой» после Па-де-Кале (330 судов ежедневно). Через пролив осуществляется вывоз большей части египетского хлопка, около 80% экспортной продукции Турции, 90% — Греции, 60% — Италии и 60% — Испании.

Связь Европы и Африки

С помощью паромных перевозок по Гибралтарскому проливу осуществляется связь между Европой и Африкой. Эксперты ООН рассматривают также варианты сооружения моста для железнодорожных и автомобильных перевозок, который соединит берега Испании и Марокко. Решение о строительстве этой переправы через Гибралтарский пролив было принято на II сессии Экономического и социального совета ООН.

Гибралтарский пролив
исп. Estrecho de Gibraltar , англ. the Strait of Gibraltar , араб. مضيق جبل طارق

Африка (справа, на горизонте) и Европа (слева) из Гибралтара .
Характеристики
Ширина 14-45 км
Длина 59 км
Наибольшая глубина 1184 м
Расположение
35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д. H G Я O L
Связывает Средиземное море , Атлантический океан
Разделяет южную оконечность Пиренейского п-ова и северо-западное побережье Африки
Страны
Аудио, фото и видео на Викискладе

Длина 65 км, ширина 14-44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м) .

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение в среднем приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре в +17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре в +13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря .

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами - Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение . В районе пролива расположены испанские порты Сеута , Ла-Линеа , Альхесирас , марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар .

Название

История образования

По одной из гипотез, 5 млн лет назад воды Атлантического океана пробили Гибралтарский пролив и затопили Средиземноморье . По другой теории, более распространённой, Средиземное море является остатком древнего океана Тетис , который постепенно сокращался ввиду движения литосферных плит : это подтверждается областями горной складчатости и современным направлением движения литосферных плит: Африканская литосферная плита (весь континент Африка и прилегающие области под океанами) движется на север-северо-восток со скоростью 1,9 см/год .

Гибралтарский пролив является частью «Гибралтарской Дуги», состоящей из горной системы Баетик на юге Пиренеев, Гибралтарского пролива и северной части Марокко. Университет Гранады в 2017 году создал модель движения каменных блоков (300х150км), которые суммарно повернулись на 53 градуса по часовой стрелке со скоростью 6 градусов в 1 млн лет. Таким образом, «Гибралтарская Дуга» начала образовываться около 9 млн лет назад.

Проекты мостов, тоннелей, плотин через Гибралтарский пролив

Проект «Атлантропа »

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предлагал перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой , а второй дамбой поменьше - перекрыть Дарданеллы . Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару , чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства . Европа и Африка стали бы одним континентом - Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море - Сахарское.

Тоннель

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш . В была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.

Мост

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала [когда? ] возможность построения моста через пролив. Такой мост мог бы стать на тот момент самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая ».

Гибралтарский пролив в культуре

В фильме «Лодка » («Das Boot», 1981 г.) экипажу U-96 командование Кригсмарине приказывает пройти через пролив, чтобы проникнуть в Средиземное море и прибыть в Ла-Специю в Италии . Пролив имел очень мощную противолодочную оборону, англичане прекрасно понимали всю его важность, данную самой природой. По сюжету лодка была обнаружена противником, получила прямое попадание авиабомбы и после экстренного погружения провалилась на дно пролива (на глубину 280 м), превысив расчётную глубину погружения. Корпус выдержал огромное давление, после ремонта на дне моря лодка всплыла и смогла вернуться на базу.

В книге американского писателя-фантаста Пола Андерсона «Гибралтарский водопад» (Gibraltar Falls , 1975) из цикла «Патруль времени » действие происходит во времена формирования Средиземного моря.

Это пролив международного значения. Находится между северо-западным побережьем Африки и Соединяет со Средиземным морем. На северном берегу находится Испания и Гибралтар (владение Великобритании), на юге Сеута - (испанский город) и Марокко.

Длина пролива составляет шестьдесят пять километров, ширина - от 14 до 44 километров, наибольшая глубина - до 1181 метра. На разной глубине пролива есть течения, направленные в противоположные стороны. Это течение поверхностного типа, приносящее воду из океана Атлантического в Средиземное море, и глубинное, приносящее воды из Средиземного моря в Атлантику. По берегам пролива находятся обрывистые скалы. В древности моряки называли их


Благодаря своему удобному расположению, Гибралтарский пролив имеет важнейшее стратегическое и экономическое значение. В настоящее время он контролируется военно-морской базой Гибралтар и английской крепостью. Также в районе пролива расположены марокканский Танжер и испанские порты Ла-Линеа, Сеута и Альхесирас. Каждый день через пролив Гибралтар проходит около трехсот торговых и других судов. Специально для защиты морских млекопитающих испанским правительством установлено ограничение скорости для всех судов - 24 километра в час (13 узлов).


Построят мост или тоннель ли через Гибралтарский пролив?

Проект "Анлантропа" был создан 1920 году германским архитектором Зергелем. Он предложил перегородить пролив электрической дамбой, а Дарданелы - второй дамбой, но меньшего размера. Также существовал вариант, где вторая дамба в проливе соединяла Африку с Сицилией. При этом уровень воды в Средиземном море ориентировочно понизился бы на сто метров. Таким образом, Герман Зергель хотел не только получать в изобилии электрическую энергию, но и подавать пресную воду в пустыни Африки, чтобы они стали пригодными для сельского хозяйства. В результате создания подобного сооружения, Африка и Европа стали бы одним континентом, а вместо моря Средиземного появилось бы другое, искусственного происхождения. Его бы назвали Сахарским.

Долгое время Марокко и Испания совместно изучали вопрос строительства тоннеля - автомобильного или железнодорожного. В 2003 году началась новая программа исследований. Группа британских и американских строителей рассматривала вопрос постройки моста через Гибралтарский пролив. Он должен был стать самым высоким в мире (свыше 800 метров) и самым длинным (около пятнадцати километров). Писатель-фантаст описал такой мост в своем романтическом произведении "Фонтаны Рая".


Гибралтар - территория Великобритании. Находится на юге Пиренейского полуострова. Включает в себя песчаный перешеек и Гибралтарскую скалу. Является военно-морской базой НАТО. Для поездки в Гибралтар необходимо оформить в Гибралтар оформляется в посольстве и Понадобятся цветные фотографии, заполненное заявление, пакет документов (паспорт заграничный, копия билетов, бронь номера в гостинице, справка из банка и с места работы).