Массовый отдых. Загородные зоны массового отдыха. лесопарки и заповедные ландшафты. Государственное и муниципальное управление социально-культурной сферой



Зоны массового отдыха

К числу наиболее посещаемых для кратковременного и длительного отдыха пригородных и загородных природных массивов относятся зоны массового отдыха, создаваемые в крупнейших городах РСФСР. Особенно возросла посещаемость зон массового отдыха в связи с ростом числа личных автомобилей и развитием сети массового пассажирского транспорта. Так, по данным института Генерального плана г. Москвы, в выходные дни в зоны массового отдыха выезжает 1/3 всех отдыхающих города.

Зоны массового отдыха размещаются в радиусе от 25 до 150 км от границ города (рис. 17, 18) в наиболее благоприятных по своим природным качествам местах пригородных территорий, в большинстве случаев в лесных массивах и на берегах больших водоемов.

Для сохранения природных условий нужно, чтобы количество посетителей зеленых массивов в зонах массового отдыха не превышало 10 чел/га, в местах массового скопления (на пляжах и т. д. - 30 чел/га.

В зонах массового отдыха могут быть размещены: пляж, база отдыха, авто-, мото- и велостанции, лесные сторожки, пункты рыбной ловли, дом однодневного отдыха, база однодневного отдыха, лагерь отдыха, отель-пансионат, спортивная база (спортивный клуб), санатории, дома отдыха, пионерские лагеря.

При большом количестве возможных планировочных решений зон массового отдыха (рис. 19) можно выделить основные положения, которые необходимо учитывать при планировке этих объектов озеленения.

Существующие природные условия этих территорий сохраняют в максимальной мере и улучшают: создают новые или благоустраивают старые водоемы, расширяют ассортимент растений в лесных массивах, организуют разнообразные садово-парковые композиции (рис. 20).

По наиболее живописным местам прокладывают автомобильные и пешеходные дороги, составляющие маршруты определенной протяженности.

Различные объекты размещают на территории так, чтобы с ними была наиболее удобная связь.

При планировке объектов озеленения большое значение имеет установление количества посетителей в различных объектах зон массового отдыха.

На основе анализа опыта эксплуатации зон массового отдыха в ряде городов установлена их оптимальная емкость (% от емкости всей зоны массового отдыха):

Для кратковременного отдыха:
базы кратковременного отдыха 45
туристские базы, лагеря, привалы 10
пункты остановок 15
трейлерные парки, рыболовно-охотничьи базы, водные станции 10
плавучие базы отдыха 10
коллективные сады 10
Итого 100
Для длительного отдыха:
дома отдыха профилакторного типа 3
пансионаты 30
лагеря отдыха 30
городки отдыха 33
дачи 4
Итого 100

Разумеется, что эти показатели являются лишь ориентировочными и могут изменяться в зависимости от природных условий данной зоны, ее размеров, удаленности от города.

http://formulamotors.ru/ курсы автодиагностов и автоэлектриков.

Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-10-28

2.3.
Основные проблемы, связанные с местами массового отдыха жителей города Иркутска

Как уже было выше сказано, что местами массового отдыха являются участки территории, выделенные и закрепленные для интенсивного использования в целях массового отдыха населения. Но, при создании таких мест, возникают и проблемы у органов местного самоуправленияпо созданию благоприятных условий для отдыха жителей данного поселения.

На мой взгляд, злободневнымипроблемами молодежной среды г. Иркутска на сегодняшний день, являются:

· пробелы в законодательстве;

· большинство мест массового отдыха не за кем не закреплено и никому не принадлежит;

· отсутствие надзора за рекреационными зонами отдыха;

· плохое обустройство мест массового отдыха или его отсутствие;

· недостаточное финансирование в данной области;

· и другие.

Большинство мест массового отдыха в Иркутской области остаются бесхозными, то есть не закреплены за юридическими лицами, которые отвечают за благоустройство территорий.

В Иркутске имеются только три места отдыха, которые закреплены – это пляж на заливе Якоби (ООО «Терра»), пляж у ледокола «Ангара» (ООО «Байкал-экстрим»), пункт проката катамаранов (ИП Кокоуров Д.М.).

В основном же места массового отдыха не определены. Значительная часть мест рекреации остается бесхозной. Среди них – озера ГЭС, берега реки Ушаковка и Иркут. Пляжи не обустроены, нет оборудованных мест для парковок автомобилей отдыхающих. Не решены вопросы проведения уборки территории, сбора, хранения и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки в соответствии с санитарными требованиями, не установлены урны, отсутствуют общественные туалеты. Контроль за качеством воды и песка не проводится.

Специалисты Роспортебнадзора отмечают также, что в городе неблагоприятная ситуация с водоотведением сточных вод. Канализационные очистные сооружения в большинстве случаев перегружены и устарели. Таким образом, нарушается технология и эффективность очистки, недостаточно очищенные стоки сбрасываются на рельеф и в водоемы.

Так как городе почти нет пляжей и прибрежных мест летнего отдыха иркутян, которое закреплено за организацией или обществом, то в связи с этим никто не несет ответственности за качество подготовки пляжа или за качество воды в водоемах. Практически обустройством пляжей должен заниматься комитет по городскому обустройству администрации Иркутска и нести за это ответственность, но фактически, ни одно место массового отдыха или пляж не готовы по санитарно-эпидемиологическим нормам к сезону купания. И, следовательно, наказывать тоже некого.

Полная антисанитария. Пара беседок у воды, палатка и мангал. Так выглядят почти все летние кафе на берегу Ушаковки и Ангары. Издалека они незаметны, и знают о них только местные. У городских властей проблемы именно с такими заведениями. Так как они незаконно организовываются и не имеют документов.

В таких заведения антисанитарное состояние. Продукты хранятся без холодильников, прямо на земле. Перекусив в таком заведении, можно оказаться на больничной койке.

Трудность для местных властей заключается в том, что закрытое в одном месте кафе тут же появляется в другом. И единственное, что может спасти Иркутск от стихийных пунктов общепита, - это увеличение штрафов.
Глава 3. Создание условий для массового отдыха жителей Иркутска и организация обустройства мест массового отдыха населения
3.1. Создание условий для массового отдыха жителей Иркутска
Создание условий – комплекс мер, направленный на осуществление, выполнение, организацию и управление деятельности, обеспечивающей реализацию тех или иных прав, норм, обязательств и полномочий .

Место для массового отдыха жителей города Иркутска - это участок территории Иркутского городского поселения, выделенный и закрепленный для интенсивного использования в целях массового отдыха населения, а также комплекс временных и постоянных сооружений, расположенных на этом участке, несущих функциональную нагрузку в качестве оборудования зоны отдыха.

Решение о создании зон отдыха принимается главой администрации Иркутска поселения на основании обоснованного представления комиссией по приему в эксплуатацию мест массового отдыха жителей на территории городского поселения администрации города Иркутска, в котором определяется возможность и допустимость использования той или иной территории в качестве мест массового отдыха. Место массового отдыха принимается в эксплуатацию комиссией, состав которой утверждается главой администрации Иркутска.

Полномочия органов местного самоуправления городского поселения по созданию условий для массового отдыха жителей городского поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения.
К полномочиям Собрания депутатов города Иркутска относится:

- принятие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы по созданию условий для массового отдыха жителей городского поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения;

- инятие программ городского поселения по созданию условий для массового отдыха жителей городского поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения;

- утверждение объемов финансовых средств на решение вопроса местного значения городского поселения по созданию условий для массового отдыха жителей городского поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения;

- предоставление льготы по местным налогам индивидуальным предпринимателям, организациям, осуществляющим свою деятельность по созданию условий для массового отдыха жителей городского поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения;

- осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, по созданию условий для массового отдыха жителей городского поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом городского поселения к ведению Собрания депутатов городского поселении

К полномочиям администрации города Иркутска относится:

· реализация программ городского поселения по созданию условий для массового отдыха жителей городского поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения;

· приобретение (изготовление), ремонт и установка элементов праздничного оформления в местах массового отдыха населения: флаги, лозунги, панно, стенды, трибуны, эстрады, декоративные элементы и композиции и другие элементы, демонтаж и хранение элементов праздничного оформления;

· установка в достаточном количестве урн и контейнеров для сбора мусора в местах отдыха населения;

· организация санитарной очистки территории мест массового отдыха населения;

· привлечение граждан к выполнению социально значимых работ (в том числе дежурств) на добровольной основе для обустройства мест массового отдыха населения;

· формирование муниципального заказа городского поселения в области создания условий для массового отдыха жителей городского поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

· осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, по созданию условий для массового отдыха жителей городского поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом городского поселения к ведению администрации городского поселения.
Финансовое обеспечение мероприятий по созданию условий для массового отдыха жителей города Иркутска и организация обустройства мест массового отдыха населения осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского поселения (смете доходов и расходов городского поселения) и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

3.2. опыт других городов
Создание условий для массового отдыха жителей ЗАТО Знаменск и организации обустройства мест массового отдыха населения установлено Постановлением от 3 июня 2008 г. N 1039

В настоящем Положении приводятся следующие основные понятия:

1) места массового отдыха населения - территории, выделенные в Генеральном плане города, а также определенные решениями органов местного самоуправлении ЗАТО Знаменск как места массового отдыха населения;

2) массовый отдых - привлечение населения к участию в мероприятиях, снимающих усталость, восстанавливающих физические и духовные силы человека;

3) обустройство мест массового отдыха - комплекс технических и организационных мер, проводимых органами местного самоуправления ЗАТО Знаменск, направленных на поддержание необходимого уровня санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия, безопасности и благоустройства мест массового отдыха.

Органами местного самоуправления ЗАТО Знаменск в целях создания условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и организации обустройства мест массового отдыха осуществляется следующий комплекс мероприятий:

Мониторинг потребностей населения ЗАТО Знаменск в массовом отдыхе;

Пропаганда здорового образа жизни;

Принятие программ в области создания условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха;

Создание, реорганизация и ликвидация предприятий, учреждений, осуществляющих организацию массового отдыха и обустройство мест массового отдыха;

Придание территориям статуса мест массового отдыха;

Разработка Генерального плана ЗАТО Знаменск с учетом сохранения и развития мест массового отдыха;

Формирование и размещение муниципального заказа в сфере обустройства мест массового отдыха;

Содействие привлечению инвестиций в обустройство мест массового отдыха;

Проверка мест массового отдыха на их соответствие установленным санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям и нормам;

Проведение комплекса противоэпидемических мероприятий;

Обеспечение общественного порядка в местах массового отдыха;

Создание условий для организации торгового обслуживания, общественного питания и оказания иных услуг в местах массового отдыха;

Организация транспортного обслуживания населения ЗАТО Знаменск в местах массового отдыха;

Организация сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов в местах массового отдыха;

Установление преференций для предприятий, учреждений, обеспечивающих организацию массового отдыха населения и обустройство мест массового отдыха;

Осуществление иных мероприятий.

Реализация указанных мероприятий осуществляется посредством деятельности структурных подразделений администрации ЗАТО Знаменск, муниципальных предприятий и учреждений, функционирующих в сфере создания условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха, посредством деятельности иных организаций.

Благоустройство и содержание мест массового отдыха производятся с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.

Граждане имеют право беспрепятственного посещения мест массового отдыха на территории ЗАТО Знаменск, за исключением случаев, когда определен режим платного использования таких объектов.

К компетенции органов местного самоуправления ЗАТО Знаменск в сфере создания условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей относится:

1) принятие нормативных правовых актов в целях создания условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей;

2) утверждение в рамках бюджета ЗАТО Знаменск расходов на создание условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей;

3) разработка, принятие и реализация программ по созданию условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей;

4) обеспечение и координация мероприятий по созданию условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей;

5) развитие системы предприятий и учреждений в сфере создания условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей;

6) информационное и методическое обеспечение в сфере создания условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей;

7) организация переподготовки и повышения квалификации работников в сфере создания условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей.

Если рассматривать финансовые основы создания условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей, то можно отметить то, что рганы местного самоуправления ЗАТО Знаменск осуществляют реализацию вопросов местного значения по созданию условий для массового отдыха населения ЗАТО Знаменск и обустройства мест массового отдыха жителей в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых в бюджете ЗАТО Знаменск на указанные цели.

Так же, хотелось бы рассмотреть опыт обустройства мест массового отдыха в городе Пензе.

Работа по созданию условий и обустройству мест для массового отдыха населения проанализирована в Пензе. В скверах и бульварах было установлено более 400 скамеек в комплекте с урнами для сбора мусора. Создано 73 вертикальные цветочные конструкции, 40 подвесных кашпо, цветочные композиции «Лебеди» и «Плетеная машина».

«В 2009 году проведена большая работа по подготовке пляжных зон отдыха. Были покрашены домики на Засеке, АПЗ-24, Ахунах, Маяке, частично заменено пляжное оборудование. Регулярно производился вывоз мусора, при этом кратность вывоза повысилась по сравнению с 2008 годом в 3 раза. На пляж в микрорайоне АПЗ-24 завезено 150 кубометров песка. Кроме того, на этом пляже вырубили дикорастущий кустарник, что привело к увеличению площади пляжа на 20%. На протяжении всего лета проводились лабораторные исследования качества песка и воды», - сообщили ИА «PenzaNews» в пресс-службе администрации города Пензы.
В летнее время организован массовый отдых горожан на берегу водоема в зоне отдыха «Светлая поляна». На берегу водохранилища построены домики, навесы со столами для отдыха, установлены столики и скамейки по всему побережью, мостики для ныряния, раздевалки. Для отдыха на воде имеются лодки и катамараны. По всей территории зоны отдыха размещены мусорные контейнеры и туалеты, проводится ежедневная уборка территории. Для обеспечения безопасности отдыха имеется медицинский пост и спасательная станция.«Для улучшения качества отдыха на городских пляжах планируется продолжить завоз намывного песка, установить металлические разборные навесы, на зоне отдыха ГПЗ-24 построить детскую площадку. Кроме того, на территории городских пляжей будет организован цикл детских праздников - День Нептуна, День физкультурника», отметили в пресс-службе.

Большое внимание уделяется отдыху горожан в местах, предназначенных для занятия спортом. На Олимпийской аллее проводится ежедневная уборка асфальтовых покрытий, вырезка сухих и нависших ветвей у деревьев и кустарников. На территории, прилегающей к стадиону «Первомайский», установлены вертикальные цветочные конструкции, выполнены цветочные композиции со спортивной тематикой.
В первом полугодии 2009 года проведена большая работа по кронированию, омоложению и сносу аварийных деревьев, корчевке пней: омоложено 1,2 тыс. деревьев, кронировано 4,5 тыс. деревьев, снесено 1,4 тыс. аварийных деревьев, выкорчевано 348 пней. Также было посажено 574 деревьев, 650 кустарников.

Организованы и обустроены 10 мест отдыха для горожан в городских лесах. Установлены лавочки, пеньки, урны, столики, навесы.
«В настоящее время разработан план мероприятий реконструкции «Тропы здоровья», где предусмотрено восстановление асфальтового покрытия, освещение тропы, укрепление подпорных стенок, очистка дорожек, тротуаров, расстановка садовых скамеек и урн для сбора мусора, очистка газонов», - сообщили в пресс-службе.

Заключение

В итоге хочу сказать следующее, конечно, нет предела совершенству, все проблемы решить невозможно, но тем не менее, к этому нужно стремиться. В целом ситуация в городе Иркутске в сфере отдыха довольно неплохая, особенно, если учесть, что это не какой-нибудь курортный город Сочи.

В своей работе я выявил самые явные проблемы по обеспечению условий отдыха. Я предложил к ним решение. Вариантов выхода из этих довольно сложных ситуаций предостаточно, и этопозволяет сказать мне, что вскоре ситуация наладится, если к ней оказать должное внимание.
Используемая литература
1. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ;

2. Устав г. Иркутска;

3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ";

4. Постановление мэра ЗАТО Знаменска от 3 июня 2008 № 1039" О создании условий для массового отдыха жителей ЗАТО Знаменск и организации обустройства мест массового отдыха населения ".

5. Решение городской Думы города Иркутска от 04 августа 2008 г. N 206 "О создании условий для массового отдыха жителей муниципального образования «Иркутское городское поселение»
и организации обустройства мест массового отдыха населения";

6. Жаркова Л. С.Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2003. – 225 с.

  1. Отчет по практике в администрации сельского поселения (1)

    Отчет по практике >> Государство и право

    В границах поселения ; обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; оказание...

  2. Государственное и муниципальное управление социально-культурной сферой

    Реферат >> Государство и право

    И развитии народных художественных промыслов; 7) создание муниципальных музеев; 8) создание условий для массового отдыха жителей поселений и организация обустройстве мест массового отдыха ; 9) организация предоставления дополнительного образования; 10 ...

  3. Шпаргалка по Муниципальному праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право

    1. Понятие местного самоуправления Необходимо отметить, что как в нашей стране, так и за рубежом, трудно сегодня найти какое-либо универсальное определение понятия местного (муниципального) самоуправления. Так, в законе бывшего Союза ССР, принятого в 1990 ...

  4. Шпаргалка по Муниципальному праву (2)

    Шпаргалка >> Государство и право

    Культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения ; 15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения...

  5. Компетенция органов местного самоуправления (2)

    Реферат >> Государство и право

    ... условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 11) Организация библиотечного обслуживания населения. 12) Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха ...

Организация мест массового отдыха поселения является одной из важнейших социальных задач, решаемых в поселениях. Особенно важно создание зон рекреации в естественных природных условиях. В большинстве случаях, территории отдыха современных поселений является лесопарковые массивы. Важным природоохранным мероприятием является определение показателей предельной вместимости зон отдыха с учетом устойчивости естественных ландшафтов к рекреационным нагрузкам. Для этого применяются специальные нормативы, на основании которых определяются площади, необходимые для организации мест массового отдыха населения (таблица 6, 7). Для решения рекреационных проблем проектом предусмотрено создание парка многофункционального использования с выделением зон тихого и активного отдыха. В зоне активного отдыха, предусматривается строительство клуба и спортивных площадок. Зона тихого отдыха, включает затененные участки, поляны, лужайки и предназначена для спокойного отдыха, прогулок, чтения, тихих игр.

Таблица 6 – Расчет площади для организации мест массового отдыха населения.

Вид зоны рекреации

Перспективная численность населения, чел.

Процент посещаемости парка населением, %

Норма на 1отдыхающего, га/чел.

Площадь проектируемой парковой зоны, га

Удельный вес отдыха различного целевого назначения, %

Лесопарковая зона, в т.ч.

Зона активного отдыха

Зона тихого отдыха

Для повышения эстетической ценности ландшафта, а также улучшения рекреационных условий с. Фролы, проектом предусмотрено устройство пляжа по берегам реки.

Размеры территории пляжей, размещенных на землях, курортных зон и зонах отдыха, следует принимать 1 кв.м. на одного посетителя.

Размеры речных и озерных пляжей, размещаемых на землях пригодных для сельскохозяйственного использования, следует принимать из расчета 5 кв.м. на одного посетителя.

Размеры территории специализированных лечебных пляжей для лечащихся с ограниченной подвижностью следует принимать из расчета 8-12 кв.м. на одного посетителя.

Минимальную протяженность береговой полосы пляжа на одного посетителя следует принимать не менее: для морских пляжей 0,2м, речных и озерных 0,25м.

В связи с тем, что купание, солнечные ванны, катание на лодках и прогулки у водоемов являются наиболее привлекательными видами массового отдыха, это необходимо учитывать при планированном решении и инженерном благоустройстве прибрежной полосы.

На береговой полосе следует предусматривать три зоны, различные по своему функциональному назначению. Вблизи уреза воды шириной до 30-40м расположена первая зона или непосредственно пляж. Она представляет собой открытое пространство с необходимым оборудованием для принятия солнечных ванн. Эта зона имеет наибольшую плотность затопления.

Вторая зона примыкает к пляжу и отводится для активного отдыха.

На ней размещаются площадки для волейбола, баскетбола, настольного тенниса, бадминтона и других игр. В зависимости от планировочного решения всей береговой полосы она может иметь ширину от 15 до 40м. Эта зона имеет меньшую плотность отдыхающих, чем предыдущая.

Третья зона – зона тихого отдыха, которая предназначена для прогулок и отдыха в тени. Она оборудуется площадками и имеет наименьшую плотность отдыхающих.

Территория пляжа выбирается вне санитарной зоны, источников водоснабжения и вдали от участков возможного загрязнения воды.

Пляжи могут быть травяные, песчаные, гравийные. Территория пляжа должна быть ровной с уклоном к воде в пределах 0,01-0,03. При неблагоприятных грунтах создают искусственное покрытие из привозного материала. На территории пляжа устанавливают зонты, навесы, кабины для переодевания, в ряде случаев душ, а также туалеты и мусоросборники.

Таблица 7 – Расчет площади для организации пляжа.

Таблица 8 – Определение площади территории учреждений длительного отдыха.

Вид учреждения

Количество отдыхающих в смену, чел

Норма площади на 1 место, м 2 /чел

Площадь территории учреждения отдыха, га

Количество смен

Общее количество отдыхающих, чел.

Уд.вес отдыхающих в определенных учреждениях от общего количества отдыхающих, %

1. Санатории

2.Дома отдыха

3.Детские оздоровительные лагеря

В контрольной работе предусмотрено создание водоохранных зон водоемов, расположенных на территории населенного пункта. В пределах водоохранных зон запрещены распашка земли, применение ядохимикатов, строительство животноводческих комплексов, устройство автостоянок для ремонта техники, складирование удобрений.

Площадь водоохранных зон определяется в таблице 9 и зависит от протяженности береговой полосы в границах плана и ширины водоохранной зоны, которая дается в задании и зависит от протяженности рек от их истока или площади акватории замкнутых водоемов (озер, водохранилищ).

Таблица 9 – Определение площади водоохранных зон.

Вид водоема

Протяженность рек от их истока, км

Площадь акватории озера, км 2

Ширина водоохранной зоны, м

Протяженность береговой полосы, м

Площадь водоохранной зоны, га