Лабиринт из камней. Каменные лабиринты. Каменные лабиринты в легендах, мифах, обрядах поморов

May 16th, 2015

Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты». Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?

«Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.

Наиболее заметным в среде “северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.

Взглянем на них подробнее …

Фото 2.

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Фото 3.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения. При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле. Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

Фото 4.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Фото 5.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

Фото 6.

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр . Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 )

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил. )

Фото 7.

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.

Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.

В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006 )

Фото 8.

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»

Фото 9.

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена) .

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

Фото 10.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

Фото 11.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир . О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 )

Фото 12.

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.

Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренский о Соловецких лабиринтах в 1935 году:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это - выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, - первоначально по крайней мере…»

источники

http://photo-drive.ru/Solovki-Labirinty.html

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7876

http://www.solovki.ca/old_09/labyrinth_solovki/labyrinth_solovki.php

Вот что я вам еще могу рассказать про лабиринты: вот например попробуйте пройти вот этот , а тут мы уже Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

www.сайт

Древние сооружения - каменные лабиринты встречаются только на Севере Европы и представляют собой сложные спиралевидные фигуры от пяти до тридцати метров в диаметре, сложенные из небольших природных камней.

Их можно обнаружить на берегах Балтийского, Баренцева и Белого морей.
Общее число северных лабиринтов превышает 500. Лабиринты известны в Эстонии(10 штук), Швеции (около 300 штук), Норвегии(20 штук), Финляндии(около 140 штук), Северной России(50 штук), единичные -в Англии.
Как правило, лабиринты расположены на островах, полуостровах и в устьях рек. Иногда они разбросаны поодиночке или, как на Соловецких островах, сочетаются с кучами камней, длинными стенами из валунов и другими не менее загадочными сооружениями.

На территории Карелии найдено три лабиринта: один в Чупинском заливе и два на архипелаге Кузова.

Строительство лабиринтов большинство ученых относят к пост-ледниковому периоду и датируют 3-2тыс. годами до н.э.
При строительстве лабиринта, очевидно, сначала вычерчивалась спираль против часовой стрелки, выбиралось во внешнем круге место, где должен быть вход в будущий лабиринт и затем, выполнялся лабиринт в камне. Концевые завершения линий усиливались большими валунами.

О том, кто и зачем их построил, археологи спорят уже около ста пятидесяти лет.
Несомненно, они создавались для каких-то очень важных целей. Иначе, чем объяснить тот факт, что лабиринты мы находим на столь большой северной территории?
В то же время, аналогов каменным лабиринтам севера в других культурах не существует. Принимая во внимание еще и тот факт, что для их возведения необходимо более-менее централизованное общество, умеющее работать с тяжелыми камнями, большинство ученых считают, что время их создания совпадает со временем расцвета культуры сейдов.
То есть, возможно, сейды были первичнее, а лабиринты, привязанные к побережью северных морей, возникли уже как следующая ступень развития северного мегалитостроения.

Каменные лабиринты в легендах, мифах, обрядах поморов

Население Поморья повсеместно называет лабиринты "вавилонами". Почти все Северные народы хранят предания о целях и создателях этих сооружений, так:
  • согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтов в лунном свете танцевали феи;
  • в горной Норвегии каменные гряды выкладывали ледяные великаны - "йотуны";
  • в Швеции лабиринты отмечали входы в подземные дворцы карликов - двергов, владевших драгоценными камнями, рудами, изготовлявшими волшебные мечи, щиты и копья для героев саг;
  • в преданиях Саамов говорится, что вавилоны строились в честь сеидов - божеств Лапландии и приписывали их сооружение полумифическим личностям.
  • В фольклорном наследии Скандинавии и Финляндии. Каменные лабиринты часто носят имена городов или укреплений - «Троя», «Вавилон», «Ниневия», «Иерусалим». В Финляндии, кроме того, есть названия «Забор или дорога Великанов», «Игра Святого Петра», «Девичьи пляски» и др. Подобные названия навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями.
Примером вторичного использования исторических памятников, служил обычай использовать лабиринты для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцевали.
Имеется несколько местных преданий, объясняющих происхождение лабиринтов в отдельных местах. Например, по преданию два больших лабиринта у г. Колы сооружены королем Валитом или Валентом, посаженником Великого Новгорода, разбившим мурман и норвежцев. «Возникновение лабиринтов на Соловецких островах связывают с Петром Великим. В действительности, никто из названных персонажей к строительству лабиринтов отношения не имел.

Однако в легендах мы не находим достаточно твердой основы для построения гипотез, хотя бы из-за крайней их разноречивости.

Каменные лабиринты –версии ученых и исследователей

В науке высказано несколько точек зрения о назначении лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой магией, культом мертвых, приписывают им календарное значение и есть даже совсем фантастические. Вот некоторые из версий:
  • Некоторые исследователи доказывали, что лабиринты не что иное, как двери в параллельные или какие-то иные миры, важно лишь уметь ими пользоваться.
  • Есть такое предположение, что лабиринт – это схема приёмопередающей антенны, при помощи которой древние обитатели этих мест могли поддерживать связь друг с другом на огромных расстояниях.
  • Некоторые ученые видят в лабиринтах объекты, связанные с астральным культом, придают им календарное значение.
    Однако, противники этой версии утверждают, что конструкции лабиринтов различны, не связаны со странами света, в них не угадывается какая-либо цикличность или общие закономерности, которые можно было бы связать с движением небесных светил. К тому же, глубокие познания в астрономии, составление календарей, в древности свойственно южным земледельческим народам (Египет, Месопотамия), и в меньшей степени присуще охотникам и рыболовам таежной и тундровой зон.
  • Большинство же исследователей, отстаивают культово-религиозный характер каменных лабиринтов.
    Лабиринты использовались, по многочисленным версиям, в промысловой магии, связанной с обрядами, поверьями, церемониями смысл которых заключался в том, чтобы обеспечить древним людям благополучие в рыболовном промысле под которым могли подразумеваться не только хорошие уловы, но и благоприятная погода, безопасность и т. п.
    Покровителем рыбного промысла у древних саамов был человек-рыба Аккрува, с человечьей головой и верхней частью туловища. Возможно, каменные спирали на берегу моря служили алтарями, на которых первобытные рыболовы приносили жертвы Хозяину Воды, чтобы он загонял рыбу в поставленные ловушки.
    Известный этнограф В. Р. Кабо, предлагает толкование северных лабиринтов как сооружений, связанных с представлениями о "нижнем мире", где совершались обряды умножения промысловых рыб, и с обрядами инициации - посвящения юношей в мужчины, девушек - в женщин.
    В. Чарнолуский, исследователь Карелии в первой половине ХХ века описывал обряд, когда Шаман - Нойд становился одной ногой на дорожку и, прыгая к центру лабиринта, смотрел, какие признаки говорят за успех или против начинания.
    Лабиринты служили местом развлечений и хороводных танцев культового характера и у других северных народов: "танец журавля", "танец юных дев" у шведов, "танец Адама" у немцев и пр., а также ристалищем для военно-спортивных состязаний ("троянская игра").
  • Большая группа ученых, в основном археологов, связывают лабиринты с культом мертвых.
    Лабиринты могли символизировать трудный и извилистый проход от жизни к смерти, что находит подтверждение в этнографии некоторых народов мира.
    Видный археолог А. Я. Брюсов, много лет работавший в Беломорье, считал лабиринты могильными знаками над местами погребений (погребальный обряд).
    Историк M. H. Виноградов, исследователь соловецких лабиринтов, высказывал мнение, что ходы лабиринта служили для запутывания душ умерших, чтобы воспрепятствовать их возвращению к живым. Порой рядом с одним лабиринтом сооружался другой с целью, что если бы душа умершего, если ей все же удавалось выйти наружу, попадала бы в него.
    Исследователь Б. Ольсен также предполагает, что лабиринт мог играть роль в ритуалах, связанных с переходом от жизни к смерти с участием шаманов. При этом шаман входил в лабиринт, и это означало отделение смерти индивида от его жизни. Присутствие внутри лабиринта отмечало отделение от жизни на земле. Церемония заканчивалась тем, что шаман оставлял лабиринт как бы символизируя этим переход умершего в новую стадию.

    В подтверждением этой версии служит соседство лабиринтов с древними могильниками в южной Швеции, северной Норвегии и на Соловецких островах. В южной Швеции лабиринты соседствуют с могильниками эпохи бронзы и времени викингов, в северной Норвегии в районе Финмарка - с саамскими кладбищами XII-XVII вв. На большом Заяцком острове археологами А. Я. Мартыновым и А. А. Куратовым под тремя каменными кучами обнаружены пережженные кости человека и каменные орудия. А. А. Куратов предполагает, что лабиринты являлись родовыми святилищами, где древние погребали умерших, совершали магические обряды умножения добычи, инициации и т. п.. Подобное предположение для северных лабиринтов высказывал и известный русский этнограф В. П. Кабо, который исследовал назначение лабиринтов у аборигенов Австралии. Изображения лабиринтов на камнях, деревьях. Земле были связаны у аборигенов Австралии с представлениями о «нижнем мире». Около них совершались обряды умножения добычи, инициации и другие культовые действия.

  • Однако, далеко не везде лабиринты сопровождаются захоронениями. Например, на Красной Луде, Терском берегу Белого моря и многих других местах следы могильников не обнаружены.
    Известные местонахождения лабиринтов связаны не только с морем вообще, но и с определенными его участками, наиболее богатыми рыбой, с рыбацкими тонями.
    Отсюда появилась точка зрения, что лабиринты носили промыслово-рыболовный характер. По версии исследователя И.М. Мулло, лабиринты представляют собой план сложных орудий лова (рыболовных ловушек), выложенный камнями на земле для облегчения их дальнейшего сооружения в местах лова. Сопоставление конструкции лабиринтов с рыболовными сооружениями типа "вентерь" или "тайник", устройство которых практиковалось населением Мурманского побережья заставило также Н. Н. Гурину высказать предположение о том, что лабиринты связаны с магическими обрядами, целью которых было обеспечение морского промысла.
    Архиологи, в местах расположения карельских лабиринтов, находят древнюю асбестовую керамику. По мнению Н. Н. Гуриной, точку зрения которой разделяет большинство исследователей, племена, производившие асбестовую керамику, следует считать предками саамов, то есть возможными строителями лабиринтов.
  • Но местоположение лабиринтов далеко не всегда совпадает и с местами скопления и миграций рыбы. Удивляет отсутствие лабиринтов на пресных водоемах, в том числе и таких значительных, как Ладожское и Онежское озера, которые в сознании древнего населения вполне могли ассоциироваться по своей величине с морями. У вепсов, например, Онежское озеро именовалось морем. Существенным отличием морей от пресноводных водоемов помимо состава воды, флоры и фауны, являются приливно-отливные колебания уровня воды, достигающие, к примеру, в горле Белого моря 6 м, а местах нахождения большинства лабиринтов 1,5-2 м.
    Отсюда некоторые исследователи делают выводы, что лабиринты связаны с этими колебаниями воды.

Разные версии ученых дают основание полагать, что значение лабиринтов трудно определенно связать с какой–либо одной идеей. Возможно, в разных частях Северной Европы их функции отличались. Назначение памятников могло изменяться с течением времени. Первоначально их могли использовать для промысловой магии, затем связывать с культом мертвых и погребальными церемониями, а в современности использовали для проведения народных праздников. Магическая фигура лабиринта вызывала и вызывает самые разные ассоциации и формы осмысления.

Соловецкие острова — архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Он состоит из шести крупных островов и занимает площадь 347 км2.

С древних времен Соловки считались местом с сильнейшей энергетикой. Здесь находятся древние рукотворные лабиринты , которые представляют собой спиральные насыпи из камней и земли. По одной из версий, это ловушки душ умерших, чтобы они не беспокоили мир живых и отправлялись туда, где им суждено находиться.

Каменные лабиринты на Большом Соловецком острове

Сооружения были построены так давно, что никто не знает, кто их возводил и с какой именно целью. Считается, что центр каждого лабиринта является энергетически активной точкой. Однако пробираться внутрь него нужно лишь по одной ветке спирали, не заходя за ее границы.

Берега островов усыпаны камнями разной величины. Еще в XIX веке монахи построили из них дамбу, которая и поныне связывает между собой два острова.

В XV веке преподобный Савватий и его ученик Герман выбрали холодное побережье Белого моря для вознесения своих молитв. Они возвели на безжизненном острове скит, который позднее разросся в большой монастырь. С 1923 по 1939 годы на Соловках была одна из тюрем ГУЛАГа. Тысячи людей нашли здесь свою гибель.

Однако за всю историю существования лагеря здесь было около 150 явлений Божией Матери. Например, в пещерном храме сами собой зажигались свечи. Иногда сквозь мерцание свечей проступал лик Спасителя, а воздух вокруг наполнялся благоуханием.

Несуществующие, фантомные свечи загорались и над Белым Морем, и над болотами. Тогда становились видны тела тысяч погибших, упокоившихся в расстрельном рву и на морском дне. И у каждого из них вместо сердца будто горела свеча.

Монахи, которые служили в те страшные времена на Соловках, будто бы умирали и воскресали по нескольку раз. Некоторые из них пропадали неведомо куда, а потом вновь возвращались: кто — через час, а кто — через несколько лет.

Каменные лабиринты на о. Большой Заяцкий

Одной из главных достопримечательностей Соловецких островов являются древние лабиринты. По мнению ученых, они имели важное религиозное и обрядовое значение. Согласно верованиям местных жителей, лабиринты строились на границе двух миров — «нижнего» и «среднего».

Вот что пишет в своей книге «Острова Соловецкие» Г. Богуславский:

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями...

Н. Турина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения.

Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб».

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (1-2) и о. Анзер (3)

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (4-5) и о. Олешин (6)

Писал о загадочных сооружениях и философ П. А. Флоренский:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке “вавилонами”.

Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр, обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда, и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место.

Форма лабиринтов различная — круглая, эллиптическая, подковообразная. В середине лабиринта бывает сооружение из камней, напоминающее маленькую гробницу... Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и к временам примерно V-VI века до нашей эры; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие эти постройки от германцев.

Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально, по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, — дело темное.

Кромлехи, менгиры, кэрки и, наконец, древний Критский лабиринт, вероятно, родственны между собою и с лабиринтами Соловков и Мурмана, хотя различаются между собою размерами, начиная с огромного дворца-лабиринта Кносса (на Крите) и кончая клумбами или постройками в несколько метров поперечником, а затем — узорами и вышивками на тканях. Мурманские лабиринты измеряются несколькими десятками метров. Соловецкие — меньше».

Местные жители и туристы иногда видят в Соловецких лабиринтах призраков. Обычно это бесплотные, белесые тени, перемещающиеся всегда в одном направлении — в центр лабиринта. Они не представляют опасности для людей, однако встречи с ними иногда сопровождаются паническими атаками.

Соловецкие острова и по сей день притягивают людей. Говорят, что здесь можно обрести бессмертие. Иногда человек, приехавший на Соловки на день, остается тут на долгие годы.

«Лабиринты и есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор»

Н.Н. Виноградов, Соловки. Конец 1920-х годов

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов до сих пор не решен окончательно – да и как его решить?

Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписывают им практическое назначение – макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения.

Большинство же исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения. Н.Виноградов связывал их с культом мертвых. Вавилоны – как еше называют каменные лабиринты – связывают с обрядом инициации и «нижним миром», с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших.

Это были обряды погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу (»солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья». Построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров – «среднего» и «нижнего» – лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний – потусторонний – мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него.

Таким образом, одна из функций лабиринта состояла, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

С другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия.

Ряд прогрессивных ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями…

Некоторые считают лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» - в море. Но это уже действительно бред

Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб.

Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера.

Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?

Пять основных особенностей древних северных лабиринтов

  1. Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
  2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
  3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
  4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
  5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки.Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, – это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

Источники

Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927.

В белом море, на маленьком конгломерате дальних островов России сконцентрировано самое большое на земле количество лабиринтов. Несмотря на обилие теорий их возникновения, археологи и историки всё ещё не могут прийти к единому мнению о том, зачем и с какой целью они были созданы

Лабиринт - это один из самых загадочных символов планеты земля - почему тысячи лет назад идея лабиринта одновременно появилась на всех населённых континентах мира? Слово "Лабиринт" восходит к греческому слову "лабрис", обозначающему знаменитый обоюдоострый топор минойцев с острова Крит, и "интос", что значит "место". Так что изначально лабиринт - это "дом Обоюдоострого Топора". Так называли кносский дворцовый комплекс на острове Крит. В соответствии с греческой мифологией, критский царь минос поручил ремесленнику Дедалу построить лабиринт для минотавра - наполовину быка, наполовину человека, которого жена миноса пасифая родила от связи с быком. По какой-то неизвестной причине Дедал и его сын Икар тоже были заточены в этом лабиринте. Соорудив из воска и перьев крылья, они смогли освободиться улетели из места своего заточения. Но молодой Икар решил подняться слишком близко к солнцу. Воск в его крыльях расплавился, а сам он упал в икарийское море и утонул. Легенда о минотавре долгое время считалась мифом, пока археолог сэр Артур Эванс не нашёл остатки кносского лабиринта в начале XX века. Несмотря на то, что на протяжении всей истории человечества встречаются разные модели лабиринтов, такие как лабиринт из семи, одиннадцати и двенадцати кругов, в Греции и по всему Средиземноморью с этими легендами ассоциировался только лабиринт из семи кругов. Сегодня критским лабиринтом называют одноходовой лабиринт, который в семи концентрических изгибах формируется в направлении центра. Удивительно то, что семь оборотов лабиринта повторяют ход движения планеты Меркурий по звёздному небу. Вопрос в том, мог ли астроном древности записать ход мекрурия и создать на его основе замкнутый символ? Понятно, что точного ответа на этот вопрос нет. Первое известное использование символа лабиринта из семи кругов было найдено на глиняной табличке в микенском дворце города пилос, Греция. Сам дворец был утрачен при пожаре примерно в 1200 году до н. э. для изучения осталась только глиняная табличка, которая спеклась в том пожаре. Хотя лабиринт крепко связан с историей и мифологией Греции, как факт культуры он появился намного раньше легенды о кноссе и минотавре. 4000. Лет назад был сооружён знаменитый древний лабиринт среди комплекса пирамид аменемхета III в Хаваре (12 ая династия, 1844-1797 гг. до н. э. . лабиринт соединял двенадцать просторных камер, которые были связаны коридорами, коллонадами и шахтами. Центральная похоронная камера пирамиды царя была надёжно скрыта с помощью пересечения ходов и запечатанных камнями фальш - дверей.

Однако лабиринты Греции и Египта - это только вершина айсберга. Лабиринты почти во всех мировых религиозных традициях присутствуют. Они сформировали неотъемлемую часть многих культур и встречаются на всех заселённых континентах. Примерно одновременно с греческим лабиринтом в традиционной индейской культуре папаго появился предельно идентичный ему лабиринт тохоно одхам, символизирующий иитои - "Человека в Лабиринте". Такой же узор имеет доисторический петроглиф на берегу реки в гоа а также пещерные рисунки северной Индии и петроглифы дольменов в горах нилгири. На древних археологических монументах по всему миру найдено около 300 изображений различных лабиринтов. На вопросы о том, как одинаковый рисунок мог одновременно появиться в явно не связанных культурах, ответ пока не дан.

Хотя письменная история последние 4000 лет упоминает лабиринты, наиболее ранние из них намного старше и относятся к неолиту, со времён которого по всей Европе, Скандинавии и России остались наскальные рисунки и каменные конструкции.

Сегодня слово "Лабиринт" используют для обозначения любой запутанной структуры. Однако у лабиринта есть важная ключевая характеристика. В отличие, например, от структуры пазлов или мозаики, в которой есть выбор хода и направления (многоходовость), лабиринт имеет лишь один не прерывающийся ход (одноходовость), который ведёт в центр. Соловецкие острова (или соловки) - это архипелаг в белом море на входе в онежскую губу, Россия. Здесь обнаружено 35 лабиринтов эпохи неолита. Местные жители им название "Вавилоны дали". Время их сооружения - около 3000 лет до н. э. наиболее интересны каменные лабиринты большого заяцкого острова - это группа из 14 лабиринтов, расположенных на площади 0, 4 км 2. они очень хорошо сохранились и были детально описаны, но споры об их функции ведутся до сих пор.

Кроме этих лабиринтов на острове найдено 850 каменных валов, многие из которых использовались как курганы. Также на острове есть сложенные из камней и помещённые в замкнутый контур солярные символы. Считается, что эти древние каменные лабиринты связаны с духовными практиками и древними верованиями и могут символизировать границу между материальным миром и миром духов - мифическим пристанищем смерти.

Лабиринты из расставленных по земле булыжников сложены. Установлено, что булыжники были собраны поблизости. Самый маленький лабиринт имеет около 6 метров в диаметре, самый крупный - до 25. 4 метра. Ряды камней имеют спиралевидную форму, в некоторых случаях они сложены в две спирали. В этом случае узор лабиринта описывается как сплетение двух стремящихся к центру змей. Входы в лабиринты преимущественно расположены с южной стороны, и, хотя различают пять вариантов лабиринтов, у всех них есть только одна точка входа/выхода. Лабиринты большого заяцкого острова расположены с западной стороны, в то время как восточную часть острова занимают исключительно каменные валы. Хотя лабиринты поросли жёсткой островной растительностью, их формы отчётливо выделяются на земле. Зачем на большом заяцком острове были сооружены лабиринты?

Для объяснения бурной деятельности жителей соловецких островов, которые построили каменные лабиринты ещё в эпоху неолита, выдвинуто много гипотез.

В 1970-е годы основной гипотезой считалось предположение Н. Гуриной о том, что лабиринты служили ловушками для рыбы. В пользу этого свидетельствует тот факт, что все лабиринты данной местности были сооружены вблизи берега, а уровень воды 5000 лет назад (а это их примерная датировка) был намного выше. Рыба заплывала в лабиринт, и рыбак просто собирал её из ловушки. Однако опровержением этой гипотезы может быть то, что в мире существует множество лабиринтов, расположенных на удалении от водоёмов.

Исследователь Л. ершов выдвинул другую теорию. Ершов считал, что линии лабиринтов повторяют орбиты солнца и луны, таким образом, они использовались как календари. Однако это спорное утверждение, так как лабиринты различаются по расположению входа и ориентации.

Сегодня, в частности - в эзотерических кругах, популярна теория о том, что лабиринт представляет собой древний символ целостности. Он форму круга и спирали в запутанную тропу объединяет. Она символизирует путешествие к центру нашего духа и последующее возвращение в реальный мир. Переход по лабиринту может быть представлен как инициация для пробуждения знания. Считается, что проход через лабиринт способствует достижению изменённого состояния сознания и изменению восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследовавший лабиринты большого заяцкого острова, описывал сюрреалистические опыты, пережитые им при прохождении запутанных ходов лабиринтоа.

"Ступив в лабиринт и пройдя несколько раз по кругу к центру, вы выходите через его вход. После нескольких проходов вы забываете, сколько именно раз их совершали, и сколько раз вам осталось пройти. Субъективное время останавливается, но часы показывают, что вы гуляете по лабиринту уже 15 минут. Становится сложно думать о чём-то связно; тропа узкая, и вы постоянно должны смотреть себе под ноги. Ход лабиринта поворачивается то вправо, то влево. И вот, наконец, выход; и вы рады тому, что маленькое путешествие закончено".

Помимо приведённых теорий имеется множество других. Сейчас особенно выделяется теория карла шустера и Эдмунда карпентера. Суть её в том, что сооружение лабиринтов сопряжено с религиозными верованиями. Доисторические лабиринты, скорее всего, выполняли функцию ловушек для злых духов, задавали паттерн для ритуальных танцев и/или обозначали границу между этим и потусторонним миром. Обсуждается вопрос использования этих лабиринтов в ритуалах перехода душ умерших людей в загробный мир. Археолог а. Л. Никитин предполагает, что лабиринты, как это упоминалось в легендах, указывают "Входы" и "выходы" в подземное царство, а они могли открыться только тем, кому дан "волшебный ключ" от их дверей.

Это предположение вызвано широким распространением в доисторических культурах верований в "три Мира", в соответствии с которыми наши предки считали, что вселенная разделена на нижний мир, куда попадают души умерших, средний мир, включающий в себя физический план существования, и вышний мир звёзд, небес и богов.

До сих пор удалённые северные острова России привлекают путешественников и учёных, которые хотят разрешить их загадку и познать смысл лабиринтов.