Федеральная трасса «Колыма»: красота и ужас. Самые дальние уголки Колымской трассы

Эта многострадальная дорога имеет много названий. Современное официальное — федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма». До этого — трасса М-56. Но гораздо больше она известна как Колымская трасса, Колымский тракт и «дорога на костях».

Она действительно существует — гигантская транспортная артерия длиной 2032 км, проложенная по вечной мерзлоте между Якутском и Магаданом . 1197 км — якутские, 835 км — магаданские. При этом «Колыма» даже не является рекордсменом по протяженности среди федеральных автодорог — ее на несколько десятков километров опережают трассы «Амур» и «Урал». Префикс «Р» по современной классификации означает, что дорога Р504 соединяет «всего лишь» административные центры РФ. С 2003 года нулевой километр перенесли в Якутск, но исторически трасса начинается от Магадана, в нее переходит городской проспект имени Ленина, бывшее Колымское шоссе. Именно здесь находится заасфальтированный участок дороги, первые 200 км. Покрытие на остальных сотнях и сотнях километров в основном грунтово-щебеночное. На асфальте трясет, пожалуй, даже больше, зато над многими участками грунтовки клубится черная пыль, даже зимой. На своем пути трасса пересекает множество рек, речек и ручьев, и основной проблемой остается строительство мостов (в летний период действуют паромные переправы, зимой — ледовые). Отсутствие ключевого моста через реку Алдан у поселка Хандыга уже давно притча во языцех. Его строительство планируется начать только в 2014 году.

Но те ужасы, которые еще недавно рассказывали о Колымской трассе, сегодня почти устарели. С 2008 года автодорога считается круглогодичной (когда был открыт «новый» участок дороги между Кюбюме и Кадыкчаном через Усть-Неру). Правда, межсезонье все еще трудно назвать приятным временем для поездки, но зимой и летом средняя скорость движения приближается к 80 км/ч. Конечно, «Колыма» — это не магистраль европейского уровня, как Чита — Хабаровск после визита Путина, но уже и не тот аттракцион для экстремалов, ради которого народ ехал на Колыму даже из Москвы .

Жизненно важную для всего региона дорогу медленно, но улучшают. Был отремонтирован ранее непроходимый участок Кюбюме — Селерикан, введены в эксплуатацию мосты через реки Большой Селерикан, Эльга, Брюнгадэ, ручей Диринг-Юрях и другие. Ведутся активные работы на самом сложном участке дороги — от Усть-Неры до Хандыги. Еще недавно редкие автомобили шли в середине трассы с черепашьей скоростью, а теперь даже легендарные прижимы, где с трудом могли разъехаться два автомобиля, расширены. Виды с дороги открываются просто роскошные, но отвлекаться и расслабляться нельзя, особенно зимой — на обледеневших участках трассы нередко можно увидеть разбитые фуры.

Колымская трасса, конечно, не , но по меркам столь отдаленного и сурового региона, как северо-восток России, она довольно популярна у путешественников. Летом при благоприятных погодных условиях всю «Колыму» можно проехать даже на легковушке, хоть и с приключениями. Другие варианты — автостопом, который здесь не очень сложен (останавливаются почти все), либо на общественном транспорте. От Магадана до Сусумана ходит рейсовый автобус (около 2000 руб.), на остальных участках путешественников собирают по местным гостиницам «такси», правда, за их услуги придется хорошенько раскошелиться. Так, зимой проезд от Якутска до Оймякона (старый участок дороги) или от Усть-Неры до Сусумана обойдется в 5000 рублей. Некоторый торг уместен, но перегибать палку не стоит.

Помимо трудностей, на Колымской трассе путешественника ждут многочисленные природные достопримечательности, вереницы БЕЛАЗов, следы золотодобычи, а также, особенно от реки Колыма до Усть-Неры, много заброшенных и полуживых поселков. Колоритных селений якутов и эвенов вдоль самой трассы немного, но при желании до них можно добраться, при наличии подходящего транспорта.

На 140-м километре после Хандыги есть особое место, которое упоминают все путеводители по трассе. Это так называемый «Волшебный лес». Деревья в нем увешаны разноцветными лоскутами и амулетами. Якуты считают этот лес священным и называют «Шаман-деревом». Тот, кто проезжает мимо, должен остановиться и что-нибудь пожертвовать местным божествам — хотя бы просто монетку. В этом лесу есть еще одна достопримечательность: ручей, который не замерзает даже в самый сильный мороз. Вода в нем очень вкусная и, говорят, может оставаться свежей не один месяц. Хотя других незамерзающих ручьев в этих краях довольно много.

Старая дорога на Полюс холода

О старом участке трассы «Колыма», отрезке между Кюбюме и Кадыкчаном, стоит рассказать отдельно. В поселках Кюбюме (со стороны Якутска) и Кадыкчан (со стороны Магадана) трасса «Колыма» раздваивается на новую (Северную) и старую (Южную) дороги. На карте хорошо видно, что новая дорога делает большую петлю через Усть-Неру на севере, а старая, построенная в 1940–50-е годы, кажется удобной прямой между двумя поселками. Старая дорога короче новой на 200 км, к тому же проходит через Оймяконскую впадину, где находится знаменитый «Полюс холода», самое холодное обитаемое место на планете. Оно известно как Оймякон, на самом деле это три поселка — Оймякон , Томтор и Учюгей . На обелисках в Томторе и Оймяконе указаны зафиксированные здесь минимальные значения температур: –71,2 °С. Оймякон становится все более популярным у туристов — в марте здесь проходит фестиваль «Полюс холода».

Однако короткая прямая дорога между Кюбюме и Кадыкчаном выглядит соблазнительно только на карте. С якутской стороны по ней еще можно проехать, хотя старый мост через одноименную реку разрушен, а новый обещают поставить только в 2014 году. Зато 100-километровый участок от Томтора до Магаданской области можно считать одним из самых экстремальных: дорожные службы за ним не следят уже лет пятнадцать. Заброшенный участок, размытый грунт, реки без мостов — летом здесь может застрять даже вездеход. Но чем экстремальнее, тем интереснее: любители подобных приключений очень ценят этот маршрут.

Важно

Реки Лена и Алдан летом можно преодолеть только с помощью паромной переправы, зимой — по льду. Весной и осенью переправы нет. Строительство моста через Алдан планируют начать в 2014 году. Строительство совмещенного (железнодорожно-автомобильного) моста через Лену в районе Якутска тоже запланировано — он соединит действующие и строящиеся широтные автомагистрали «Колыма», «Вилюй» и «Амга» со строящейся меридиональной железной дорогой Беркакит — Томмот — Якутск.

Пунктов медицинской помощи и постов ГИБДД на трассе «Колыма» нет. Шиномонтажные станции встречаются только на начальном отрезке Колымской трассы, от Якутска до Хандыги .

Сотовая связь сейчас есть во всех крупных поселках. Зачастую это лучший способ позвонить, поскольку проводная междугородняя связь часто не работает или работает нестабильно.

Заправки расположены в следующих поселках: Палатка, Атка, Стрелка, Ягодное, Берелех, Артык, Усть-Нера, Чурапча, Ытык-Кюель, Хандыга, Теплый Ключ, Кюбюме. В поселке Усть-Нера самая высокая стоимость топлива, поскольку его везут из Магадана.

Большой популярностью пользуются путешествия автостопом по Колымской трассе. Останавливаются почти все водители. Нужно найти ровное открытое место, где голосующего человека хорошо видно издали. В темное время придется еще и развести костер. Зимой (а зимний автостоп даже популярнее летнего) ни в коем случае не рекомендуется путешествовать в одиночку, без опыта таких путешествий и специального снаряжения. В Якутии морозы до –50 °С считаются климатической нормой, –60 °С тоже не редкость. Нужно обязательно держаться жилых селений, где никто не откажет в помощи, всегда пустят погреться, накормят и оставят ночевать. Старый участок дороги Кадыкчан — Оймякон — Кюбюме, экстремальный летом, зимой вообще непроходим.

Не стесняйтесь просить о помощи — местные помогут любому путнику, попавшему в беду. Если в пути у вас возникнут проблемы, многие проезжающие автомобили остановятся и окажут необходимую помощь, однако на некоторых участках с менее оживленным движением можно прождать час и больше.

Следует быть готовым к встрече с дикими животными — в основном медведями. Осенью в гостиницах можно нарваться на грабителей и мошенников, охотящимися за тугими кошельками артельщиков, возвращающихся с вахты.

Местные особенности

Автодорога с индексом М56 официально уже не существует — недавно ее участки разделили на Р504 «Колыма» и А360 «Лена». Последнюю часто называют Амуро-Якутской (автомобильной) магистралью. «Лена» идет от Якутска на юг, до Невера в Амурской области . При этом стыковка с трассой «Колыма» находится не в Якутске, а в Нижнем Бестяхе .

История

Дороги (тракты) существовали в этих краях еще в XVIII веке. Но строительство Колымского тракта началось только в 1932 году. Исходной точкой стал Магадан, тогда еще поселок на берегу Охотского моря. Необходимость строительства транспортной магистрали была очевидна: на Колыме и в Якутии началась промышленная разработка богатейших месторождений золота, серебра, олова и каменного угля, а вывозить ценный груз предполагалось через магаданскую бухту Нагаева — самый удобный порт на Охотском море.

Одна загвоздка: трасса должна была проходить по районам вечной мерзлоты, пересекать множество рек и ручьев, переваливать через горы и сопки. Это сейчас оймяконский Полюс холода — развлечение для хорошо экипированных туристов, а тогда это были глухие селения при той же температуре, до –70 °С. Но в сталинское время вопрос, «кто и как» будет строить в таких условиях, решался просто.

В 1931-м в Магадан прибыла первая партия будущей рабочей силы: заключенные, «враги народа». Конечно, привлекали и вольнонаемных — инженеров, строителей, — но поражают пропорции: в «Дальстрое» (организация, которая в 1931 году отвечала за строительство автомобильной трассы) числилось более 44 тысяч осужденных и 5700 вольнонаемных.

Дороги проектировались грунтовые, 3-го класса, шириной просеки 30 м, с искусственными сооружениями 2-го класса под нагрузку 8-тонного автомобиля. Уже летом 1932 года были введены в эксплуатацию первые 30 км Колымской трассы и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года.

На региональном портале Колыма.Ru есть исчерпывающее описание процесса строительства: «В 30-х гг. ХХ в. на прокладке дорог на Колыме практически отсутствовала специальная дорожно-строительная техника. Поэтому разработка грунта производилась мускульной силой заключенных — кайлом, киркой, лопатой, а откатка осуществлялась тачками и грабарками на расстояние от десятков до сотен метров. Скальные породы разрабатывались взрывом. Лес завозился на лошадях. Для перевозки грунта в зимних условиях применялись ледяные дорожки, по которым катали тачки (на место колеса ставилась лыжа). Помимо этого, использовались эстакады, сани, журавли. Но труд заключенных был каторжным. Рабочий день начинался с восходом солнца и длился 12–14 часов летом, а зимой весь световой день. Вот что писала газета «Советская Колыма» от 6 января 1936 г. о трудовом героизме заключенных: „От Стрелки до Хатыннаха, от Спорного до стана Утиный силами ударных коллективов был дан проезд в 1935 г., только подлинный энтузиазм помог ударникам преодолеть ледяные косогоры, болота, мари, вечную мерзлоту, плывуны“».

Дорожные инженеры максимально следовали рельефу местности, поэтому до сих пор на трассе много криволинейных участков. В первые годы по Колымской трассе перевозили по преимуществу грузы, пассажиров почти не брали — по инструкции 1933 года для них выделяли лишь одну машину в колонне. Людям для проезда выдавали специальное утепление — тулупы и прочее. Это касалось вольных пассажиров, а не «рабсилы».

Стройка была всесезонной, а от колымского климата буквально «кони дохли»: по документам, за одну зиму 1931–32 года погибли более 2000 лошадей, подвозивших грузы на местные прииски. К 1941 году дорогу достроили до Сусумана . Во время войны строительство шло медленнее, но не прекратилось, к тому же, в 1943-м в бассейне Индигирки нашли богатые месторождения золота. Однако тяжелейшие геологические и климатические условия позволили закончить прокладку остальных 1042 километров пути до Усть-Неры лишь к 1953 году.

Для сравнения — сейчас, при наличии современных технологий, строительной техники и оборудования, строительство и ремонт ведутся черепашьими темпами. И это почти нормально, с учетом условий. Ненормальна как раз та скорость, с которой прокладывали трассу в сталинское время. Колымскую дорогу еще долго будут называть «дорогой смерти», «дорогой на костях». Забыть об этом не дают многочисленные памятники, к которым местное население относится с непоказным уважением, и подлинные остатки лагерного прошлого: полуразвалившиеся деревянные погрузчики и ветхие заборы вдоль дороги. В 2008 году, по завершении строительства нового участка дороги Кюбюме — Кадыкчан, на сопке при въезде в Усть-Неру открыли памятную стелу «Колыма из слез восстала».

О Колымской трассе писали многие. Ярче других — Варлам Шаламов, бывший колымский зэк: «Трасса — артерия и главный нерв Колымы. В обе стороны беспрерывно движутся грузы техники — без охраны, продукты с обязательным конвоем: беглецы нападают, грабят. Да и от шофера и агента снабжения конвой хоть и ненадежная, но все же защита — может предупредить воровство… Тут же везут заключенных чистенькими стройными партиями вверх, в тайгу, и грязной кучей отбросов — сверху, обратно из тайги. Тут и сыщики-оперативники, которые ловят беглецов. И сами беглецы — часто в военной форме. Здесь едет в ЗИСах начальство — хозяева жизни и смерти всех этих людей».

Чтобы посмотреть, как строится Усть-Среднеканская ГЭС.

2. Аэропорт Сокол. Начало нашего путешествия в центр Магаданской области. В самом Магадане побывать не удалось - он расположен в стороне от аэропорта Сокол и вдалеке от нашего маршрута.
Чтобы добраться до станции, нам нужно было преодолеть 500 км. по федеральной автомобильной дороге М56 "Колыма".

3. У большинства людей упоминание Колымы ассоциируется исключительно с местами лишения свободы.
На самом деле в Магаданской области сегодня всего одна тюрьма.
Расположена она в посёлке Уптар, а это даже не Колыма.

4. Федеральная автомобильная дорога М56 "Колыма" соединяет Магадан и Якутск.
Историческое название — Колымская трасса, или Колымский тракт.

5. В народном сознании Колымская трасса — дорога многострадальная, построенная заключенными на краю земли, и одновременно экстремально романтическая.

6. Она возникла благодаря двум обстоятельствам: открытию на Колыме и в Якутии богатейших месторождений золота, серебра, олова, каменного угля и созданию системы ГУЛАГ.

7. Белаз на привале.

8. Есть отрезки с асфальтом, обычно возле городов.

9. Тракторам асфальт не нужен. След от трактора, оставленный на сопке.

10. Колымская трасса входит в десятку самых тяжелых трасс мира.

11. Помимо трудностей, на Колымской трассе путешественника все-таки ждут живописные пейзажи и многочисленные природные достопримечательности.

12. Некоторых из населенных пунктов, отмеченных на карте, уже нет.

13. Крутые перевалы, заброшенные участки, размытые ливнями, реки без мостов, мертвые, разрушающиеся поселки, необычайно суровый климат — это Колыма.

14.

15.

16.

17. По дороге встречаются интересные названия населенных пунктов и перевалов.

18. А ведь если тут посидеть, можно и золотишка намыть)))

19. Ау! Люди!...

20. Грейдера ровняют дорогу.

21. Дорожников охранял верный пес.

22. Местами укатанная грунтовка не хуже асфальта.

23. А вот к этому объекту близко лучше не подходить, золотишко моют, стреляют без предупреждения.

24.

25. Поворот на Усть-Среднеканскую ГЭС.

26. Ручей, который весной превращается в реку.

27. Спуск с перевала.

28. Опоры ЛЭП и колея от трактора, который их туда затащил. Я поначалу подумал, что вертолетом.
Но трактор дешевле, как мне потом объяснили

29. Погода менялась через каждые сто километров.

30. Через сорок минут как мы свернули с трассы М-65, мы увидели реку Колыму во всей красе.

Пожалуй, одна из самых запоминающихся командировок за мою журналистскую деятельность. А состоялась она благодаря невероятной авантюре, которую задумала и тщательно спланировала команда телевизионной производственной компании LAV Productions при поддержке Русского географического общества и фирмы Skoda. Цель - побить рекорд Гиннесса в номинации «Самый протяженный незакольцованный маршрут в границах одной страны». В первоначальном варианте участники должны были проехать 35 000 км, превзойдя, таким образом, достижение китайских путешественников. Но пока готовились, пальму первенства захватили индийцы, перекрывшие это расстояние на пару тысяч километров. И маршрут пришлось удлинять.

Автомарафон «Сокровенная Россия» стартовал в городе Никель, на границе Мурманской области с Норвегией. Участникам на автомобилях Skoda Yeti предстояло пересечь нашу страну с запада на восток, через восемь часовых поясов и 61 регион. К последнему этапу - от Якутска до Магадана - мне и посчастливилось присоединиться.

От Сахи

Трасса «Колыма» начинается не в Якутске, а на противоположном берегу Лены, в поселке Нижний Бестях. В теплое время года сюда из столицы Республики Саха (Якутия) ходит паром, зимой намораживают зимник. В межсезонье, пока не прекратится ледоход, автомобильное сообщение прерывается, и близлежащие населенные пункты оказываются отрезанными от большого города. Уже давно существует проект 19‑километрового моста через Лену. Поговаривают, что даже деньги на его строительство в бюджет закладывали… Но случился Крым - и все силы и средства бросили на строительство другого моста .

Через несколько десятков километров после переправы асфальт заканчивается. И появится он уже только перед Магаданом. Две тысячи километров трассы «Колыма» - это грейдер, укатанная смесь щебня и глины с песком. Причем на протяжении всей дороги покрытие меняется от идеального - близкого к асфальту, на котором можно смело идти под сотню, - до непроходимого, где скорость падает до пешеходной, а Yeti, несмотря на 180 мм дорожного просвета, начинают жалобно скрести днищем.

Ужасно! И дело не в состоянии дороги. Наоборот, надо отдать должное местным дорожникам. При скромных средствах, которые выделяет федеральный бюджет на содержание этой трассы, и в сверхсуровых климатических условиях они ухитряются поддерживать дорогу в проезжем, рабочем состоянии, а на все катаклизмы реагируют с космической быстротой. Не по себе становится от другой мысли - что едешь… по человеческим костям. К черту образы - в буквальном смысле! Когда в тридцатые годы прошлого века силами заключенных прокладывали Колымский тракт, людей тысячами закапывали в насыпь. Закапывали их же товарищи по кайлу и лопате. Закапывали, чтобы остаться в живых. Ведь за неучтенного умершего продолжали выдавать пайку, которая позволяла выжить тем, кто еще продолжал бороться за жизнь.

Стоп! На одной из машин пробито колесо. Поначалу даже в радость - можно отвлечься от тяжких мыслей и размяться. Но когда на ста километрах вынужденный пит-стоп случается трижды, такая развлекуха быстро перестает доставлять удовольствие. Тем более что в число тех, кто тормозил караван, попал и я, причем дважды. Недаром многие частные перевозчики активизируются, когда ложится снег: он и неровности сглаживает, и летающие камни стреноживает.

Острые камни, угрожающие шинам, не единственная трудность для покорителей Колымы. Куда неприятнее пыль, которую поднимает идущий впереди автомобиль. В этом шлейфе видишь в лучшем случае на несколько десятков метров вперед. Такая езда выматывает. Пару сотен этих кошмарных километров я с удовольствием променял бы на тысячу по обычному асфальту.

Через реки, горы и долины

Еще одна водная преграда на пути - Алдан. Это правый приток Лены, и в том месте, где устроена паромная переправа, эта река тоже довольно широкая. Когда тут появится мост, неизвестно. А ведь эта федеральная трасса - единственная ниточка, которая связывает два крупных города и является фактически дорогой жизни для немногочисленных, но все-таки населенных пунктов между ними.

Таких, например, как Хандыга, где наша группа останавливалась на один из ночлегов. Не ждите красочного описания этого поселка, основанного в конце тридцатых годов прошлого века как лагерный пункт для нужд большой стройки. В день нашего приезда тут праздновали День города, и нам настоятельно рекомендовали не совершать вечерний променад. Поэтому мои впечатления ограничились маленькой комнатой жилой квартиры (о гостинице даже разговор не шел), где мы ночевали втроем с коллегами. В голове всплыли детские воспоминания о том, как мы ютились на девяти метрах в коммуналке. Вернулся в прошлое.

В 70 километрах от Хандыги расположен поселок Теплый Ключ. В нем находится аэродром, который использовали во время войны в качестве перевалочной базы для перегона американских бомбардировщиков, поставлявшихся по ленд-лизу, с Аляски к месту боевых действий. Долгое время аэродром не работал, но недавно отсюда стали летать пассажирские самолеты. Из-за отсутствия конкуренции билеты дорогие - полет до Якутска, на расстояние меньше 500 км, обойдется в 8000 рублей. А не так давно просили в полтора раза больше.

За Теплым Ключом заливные луга сменились пейзажами Верхоянского хребта. Эта горная цепь простирается по Якутии на 1200 км и состоит из десятков хребтов, из которых иные выше 2000 метров. Путь через горы начинается с перевала Заячья Петля. Пожалуй, одно из самых красивых мест на земле. А чуть дальше расположены два самых опасных места на этой трассе - Желтый и Черный прижимы. Это участки трассы, вырубленные в скале на высоте 120 метров над рекой Восточная Хандыга. И вырублены они кирками заключенных, без применения техники. Дорога здесь чрезвычайно узкая - не шире четырех метров, а этого недостаточно для разъезда двух автомобилей. С одной стороны - гора, с другой - пропасть. Разминуться со встречным можно, лишь сдав назад до ближайшего кармана. Кроме того, из-за сходов грунтовых вод и гололеда машины нередко соскальзывали в пропасть. Видимо, местная аура настолько привыкла к постоянным смертям, которыми она питалась во время строительства трассы, что жаждала новых и новых жертвоприношений.

Впрочем, опасными прижимы остались в прошлом веке - уже в 2000‑е годы эти участки расширили. На всем их протяжении легко разъезжаются два грузовика, установлены отбойники и новые знаки. А мы так и вовсе ехали по уже реконструированному участку - одному из наиболее комфортных и безопасных на трассе «Колыма».

Прогноз погоды

«Колыма» - трасса, на которой время прибытия в заданную точку нельзя рассчитать с точностью до часа. Нам повезло, что не выбились из графика, хотя предпосылки к этому были. Могли зависнуть на день в поселке Усть-Нера, примерно посередине между Якутском и Магаданом. В 300 километрах от него размыло трассу, и в сторону поселка не могли пройти бензовозы. Поэтому бензин на заправках отпускали строго по 20 литров на машину - а с таким запасом отправляться в путь опасно.

Спасибо местным - выручили. И мы, пускай и с двухчасовым опозданием, двинулись дальше. Если не брать в расчет этот коллапс, с топливом на всем протяжении трассы особого дефицита нет. Заправки, конечно, находятся на приличном отдалении друг от друга - между некоторыми по нескольку сотен километров. Удобных раздаточных колонок и придорожных магазинчиков, как на других федеральных трассах, не ждите. Цены на бензин ненамного выше средних по стране: за литр АИ‑95 просят от 45 до 55 рублей.

В дождь ехать лучше: нет пылевой завесы. Правда, из-под колес начинает лететь грязь - через час-два езды машины становятся однотонными. Даже стоп-сигналов не видно. Приходится останавливаться, чтобы помыть стекла и светотехнику. Но вести машину в таких условиях все равно намного комфортнее.

В эдакой «защитной раскраске» мы прибыли в Сусуман, расположенный на берегу реки Берелёх (бассейн Колымы). В тридцатые годы тут в местных реках обнаружили рассыпное золото, а в 1937‑м силами заключенных ГУЛАГа началось активное строительство поселка. Сейчас тут проживает около 5000 человек, и численность населения постоянно уменьшается. Берелёхский микрорайон на окраине Сусумана почти полностью вымер - жилыми остались всего несколько домов.

Пока коллеги увлеклись съемкой построек с зияющими глазницами окон, я забежал в местный магазин. Разговорился с продавщицей. Она оказалась преподавателем химии. В 2004-м за несколько дней до начала учебного года поступило распоряжение местных властей о закрытии школы. Детишек перевели в другую - в центре Сусумана, а преподавательский состав распустили. Кто-то уехал на материк, кто-то нашел другую работу... На прощание она угостила меня местными тепличными огурцами. Вкусные!

Берелёх не единственный мертвый город на трассе «Колыма». За последние годы их число увеличилось. Люди уезжают в поисках лучшей жизни, а строения остаются на растерзание местным ветрам и морозам. Кстати, один из наиболее известных на трассе городов‑призраков - Кадыкчан. Он возник в годы войны как рабочий поселок при предприятии по добыче угля. Шахту и жилые строения, естественно, возводили заключенные, в рядах которых был писатель Варлам Шаламов.

На подъезде к Магадану становится необъяснимо грустно. Хочется развернуться и проехать еще раз всю трассу. И не только потому, что многие интересные объекты остались неохваченными. Колыма обладает аномальной притягательной силой. Побывав в этих местах, обязательно сюда вернешься. Причем по собственной воле.

Колымская трасса - это, собственно говоря, то, из-за чего создавался Магадан. Магадан сам по себе, как город именно в этом углу карты, был нафиг никому не нужен - там отсутствовали даже стойбища аборигенов.

Но в нескольких сотнях километров от Охотского побережья была открыта целая золотоносная првинция, которая требовала масштабного промышленного освоения. А промышленное освоение предполагало снабжение и ремонтную базу.

Вот так была в кратчайшее время построена Колымская трасса, соединившая наиболее пригодную для создания глубоководного морского порта бухту; и золотопромышленный район верховий Колымы.

Сегодня трасса ветвится на четыре части - основную - которая идёт на Усть-Неру-Якутск - то есть, по сути, связывает Магадан с материком (там, кстати, есть ещё один отворот - через Алдан, он функциониовал гораздо раньше); Тенькинскую (на Усть-Омчуг); Омсукчанскую (на серебряный рудник "Дукат") и Сеймчанскую - которая раньше и была основной.

Сейчас несколько фото с трассы, где мы, в итоге поворачиваем на Сеймчан.

Дорога начинается от таможенного поста. Да, блять, Магадан воплотил в жизнь мечту черноморских пикейных жилетов и был объявлен вольным городом. Но заплатил за это таможенным отгорожением от основной страны, каковое иногда склонно причинять жителям города и посещающим его людям значительные неудобства.


Это - брошенный рудник Карамкен.

Это кафе "Донышко" за брошенным рудником Карамкен. Снаружи.


Обратите внимание - грузовик, застеленный полосатым тканем везёт снаряжение для группы из четырёх человек.

А вот оное "Донышко" внутри.

Бетонка тянется на 100 км от Карамкена, потом начинается неплохая двухполосная грунтовка.

Встречка.

Типичные картины по дороге.

Яблоневый перевал. Отсюда начинается бассейн Колымы.

Отстой машин на Яблоневом.

Перевал Дедушкина Лысина.

Посёлок Атка. От сокращённого АТК - автотранспортная колонна. Колонна ушла, посёлок остался. Потом ушёл и посёлок. Почти.

Столовая в Атке.

Когда земля становится твёрдой. Часть вторая. April 10th, 2016

Федеральная трасса «Колыма». Р504.

Подавляющее большинство жителей центральной России и особенно жители основных мегаполисов имеют крайне слабое представление о жизни удалённых регионов страны. Отдельная тема этой жизни транспортная доступность или точнее будет сказать недоступность. Особенно это касается Северо-Востока страны. Сейчас говорю только о наземных автомобильных дорогах, которых практически нет, хотя и другие виды транспорта здесь не развиты должным образом и стоимость местных перевозок крайне высока. Самая важная дорога здесь - трасса Якутск-Магадан. Связующей хордой протягивается она на две тысячи километров. От неё отходит не так много дорог, ведущих к удалённым посёлкам и большинство из них зимники, то есть дороги, которые существуют только зимой. Ещё эту дорогу называют Колымской трассой, в её истории есть очень мрачные страницы, связанные с гулаговскими временами. Времена сейчас, к счастью, другие, но и теперь дорога эта требует свои жертвы. Хотя, в последние несколько лет дорожное строительство здесь развёрнуто и многие проблемные места, которые раньше были откровенно опасными, теперь уже не так страшны. Но мощностей строительства явно не хватает и многие участки так и остаются сложными. Мне уже несколько раз приходилось здесь проезжать по всем участкам, начиная от Якутска и заканчивая Магаданом, особенно хорошо знакома теперь якутская часть от Якутска до Усть-Неры, которую испытал на себе и в летнее и в зимнее время. Вполне возможно когда-то я приглашу и вас прокатиться по этой дороге и увидеть всё своими глазами, к тому же здесь потрясающая природа и ландшафты, но пока покажу только в фотографиях.

Большая часть населённых пунктов Якутии доступна по дорогам только зимой и вот эта трасса даёт возможность хотя бы некоторую часть территории обслуживать круглогодично. Но даже это относительно, пока нет моста через Лену. Весной, когда лёд уже не держит, а паромы ещё не ходят и в начале зимы, когда лёд ещё не держит, а паромы уже не ходят, Якутск отрезан от Колымской трассы. Это более чем насущная потребность для республики и разговоры о строительстве ведутся уже давно, но пока ничего реального не происходит. Особенно это актуально учитывая, что железная дорога уже практически пришла в Бестях, который расположен напротив Якутска на правом берегу Лены, а Якутск на левом. Да и дорога на Нерюнгри и дальше на юг, к основным транспортным магистралям страны, тоже на другом берегу. Мост жизненно необходим Якутску и республике в целом. Кстати, Лена не единственная большая река, которую пересекает Колымская трасса, есть ещё Алдан. Там тоже есть период межсезонья, когда дорога закрыта. Но разговоров по поводу моста через Алдан даже пока и не ведётся. Построить бы через Лену.



Здесь от Колымской трассы отходит дорога на Батагай, а дальше можно доехать до Усть-Куйги и Депутатского. Развилка находится примерно на пятисотом километре трассы от Якутска, когда дорога окончательно входит в горную часть. Относительно равнинная часть лежит в промежутке между Леной и Алданом и затем чуть дальше посёлка Хандыга входит в горы.



Православие пришло в Якутию уже очень давно, но это никак не мешает сохраняться традициям, связанным с древними верованиями народа. Такие места для жертвоприношений можно встретить не только где-нибудь в горах, но и просто даже на дороге. Положил оладушек, сигарету или что-то ещё, можешь ехать спокойно.



Вот ещё одно святое место на дороге. Этот ручей не замерзает даже в самые сильные морозы, видите монетки на его дне, это тоже жертвоприношения. Конечно, поблизости организована стоянка для автомобилей и здесь дальнобойщики часто ночуют.





Тут же можно и ленточку повязать.



Дорога длинная и поломки не редкость, пробитое колесо как один из вариантов.



А у нас вот бак по шву разошёлся, пытаемся спасти солярку сколько можно. Хорошо ещё бак не единственный.



Но колесо или бак жертвы невеликие, дорога берёт и гораздо крупнее.



Чёрный прижим - был когда-то одним из самых опасных участков дороги. Сейчас его очень хорошо сделали и здесь теперь довольно безопасно.



Но даже сейчас на Чёрном прижиме гибнут люди. Вот эта авария случилась не так давно.



Многое здесь зависит от погоды. Чуть выпал снежок и всё, на перевал грузовики уже не могут заползти, выстраиваются в очередь, надевают цепи на колёса. Это вот очередь на Брюнгандинский перевал.



Ольчанский перевал недалеко от Усть-Неры, тоже опасный участок.



Помнится в прошлом году мы после ночёвки у развилки на пятисотом километре попали в мощный снегопад и тогда за день смогли проехать только лишь двадцать километров. Полно было машин вот так вставших поперёк дороги. Не смог подняться на горку, попятился назад, прицеп в сторону и ситуация готова.


Естественно, всем кто рядом, приходится помогать.



Взаимовыручка на трассе обычное явление.



Улыбается парень из Армавира, но понимает, что надолго он здесь застрял. Прицеп его, конечно, в сторону сдвинули, но придётся подождать когда погода улучшится и кто-то его на эту горку затянет. Хотя и дальше будут горки, так что лучше и не соваться пока дальше.



Вот этот тоже не забрался, но уже в другой раз по гололёду и не повезло ему ещё больше.



Здесь полно коварных мест, где дорога узкая и чуть взял лишнего в сторону, когда разъезжаешься со встречным, тут же и в кювете. Потом начинаются развлечения по вытаскиванию, бывает машина и целиком на бок ложится.



Не так много мест на трассе, где можно заправиться. Это знаменитая заправка на Кюбюме. Здесь цена ещё почти как в Якутске. В этом году солярка здесь стоила 48 рублей, а в Усть-Нере уже 55 рублей, поэтому все кто едет в сторону Магадана стараются залиться здесь. Кроме того, у каждого есть дополнительные баки. Слышали когда-нибудь такой термин "Колымбак", так это в этих краях придумали. Позади кабины делают специальную ёмкость очень большого объёма, в которую можно залить столько солярки, что может хватить целиком на очень длительный рейс.



Усть-Нера - ключевой населённый пункт на трассе. Посёлок находится практически посередине трассы между Якутском и Магаданом и отсюда отходит зимник по Индигирке к северным посёлкам Хонуу, Белая Гора, Чокурдах.



Зимой, конечно, Колымская трасса сложнее, но и летом бывает не проехать. Помнится, в мы от Якутска до Томтора ехали трое суток. Наводнение размыло трассу в нескольких местах.



Пришлось тогда искать обходные пути.

Колымская трасса, конечно, не подарок для водителей, но другой тут нет. А вот для туристов или фототуристов это очень даже привлекательный объект может быть. Учитывая, что и в ландшафтном плане здесь всё очень фактурно, от дороги и в сторону отъехать можно к ещё более фактурным объектам, да и в населённых пунктах найдётся много привлекательного. Вот мне интересно, если организую здесь тур, кто-нибудь поедет? Можно и летний вариант и зимний придумать.