По другую сторону света. Маяк «Толбухин. «У нас было все, кроме такого дома!». Как живется на старейшем маяке России

Недалеко от острова Котлин, на насыпном возвышении, располагается строение, являющее собой прямое воплощение воли Петра I. В ноябре 1718 году государь, радея о сохранности кораблей, повелел “сделать колм каменный с фонарём на косе Котлинской”. К письму, посланному вице-адмиралу Корнелю Крюйсу, был приложен схематический эскиз маяка, выполненный лично Петром.

Так начиналась история Толбухинского маяка, являющегося одним из старейших не только в Ленинградской области, но и во всей России.

“Протчее даётся на волю архитектору”

Строительные работы начались уже в 1719 году и к августу на новом острове, возникшем на Котлинской косе, была сооружена деревянная постройка, увенчанная огромным фонарем. Строительство велось под наблюдением капитана I-го ранга Эдварда Лейна. Свое название маяк получил по месторасположению - Котлинский. В качестве источника света в фонаре использовались свечи. Они давали очень скудный огонь, который в плохую погоду был не виден на рейде. Тогда в чаше маяка стали жечь конопляное масло, но и этого свечения было недостаточно. Чтобы обеспечить безопасное движение кораблей, было решено использовать уголь и дрова, как и на Гогландском маяке.

В 1736 году маяк получает новое имя - Толбухин. Таким образом была увековечена память полковника Федора Семеновича Толбухина, начальника гарнизона и первого коменданта Кроншлота.

Строение в камне

Долгие годы маяк оставался деревянным, несмотря на то, что в 1736 году Адмиралтейская Коллегия приняла решение о возведении на острове каменного здания. Строительные работы шли крайне тяжело и медленно: в 1739 году был построен только фундамент. И лишь в 1810 году старую деревянную постройку сменила каменная башня. Автором проекта стал Леонтий Васильевич Спафарьев, директор маяков Финского залива. Генерал-майор, кавалер ордена Святой Анны, Леонтий Васильевич занимал этот пост с 1807 года и почти двадцать лет.

Теперь постройку венчал 12-гранный фонарь, имеющий 24 серебряных отражателя. В качестве источника света использовалось 40 масляных лампад. Кроме башни, на территории острова была построена баня для обслуживающего персонала и караульный дом.

В 1833 году произошла еще одна реконструкция - у караульного дома появился второй этаж и галерея, соединяющая его с башней. Эта перестройка дала возможность смотрителям обслуживать маяк в любую погоду, даже во время сильного наводнения или шторма. Прогресс не стоит на месте, и в 1867 году в чаше маяка был смонтирован современный диоптрический аппарат.

Во время следующей реконструкции, в 1970 году, рукотворный остров был укреплен бетонными блоками, рядом пристроен причал для кораблей.

Волны крутые, штормы седые...

История Толбухинского маяка неразрывно связана с историей России. Маяк видел мощь и расцвет Государства Российского, тяжелые военные годы. Он провожал корабли, уходившие в кругосветное плавание, видел восстание моряков Кронштадта, пережил фашистские налеты.

И сейчас Толбухинский маяк находится в строю. Его яркий свет, видимый за 19 миль, является ориентиром для кораблей, идущих в порты Санкт-Петербурга и Кронштадта.


В прошлый вторник мы наконец сделали то,что собирались сделать уже несколько лет-добраться до маяка Толбухин.
Маяк Толбухин построен в 1719, перестроен в 1810 году, инж. Спафарьев Л.В.
Маяк начали строить в 1719 году по указанию Петра I: «сделать Колм каменный с фонарём на косе Котлинской». К записке, адресованной вице-адмиралу Крюйсу 13 ноября 1718 года прилагался и эскиз башни маяка, «протчее даётся на волю архитектору».И, хотя, в камне маяк был построен лишь столетие спустя, в 1719 году был сооружён временный деревянный. На маяке устроили фонарь, в котором зажигали свечи. Яркость свечения этого фонаря была слабой, и с 1723 года стали сжигать конопляное масло. Но и масло не увеличивало яркость свечения маяка. Поэтому, по примеру Гогландского маяка, перешли сжигание на дров и угля.

Первый маяк называли Котлинским, а в 1736 году его переименовали в Толбухин, в честь полковника Фёдора Семёновича Толбухина - первого коменданта Кроншлота, героя русско-шведской войны.12 апреля 1736 году в Адмиралтейской Коллегии было решено начать возведение нового каменного маяка. Но, к 1739 году был выложен только фундамент - работы велись очень тяжело, зачастую по пояс в ледяной воде. И деревянный маяк продолжал действовать ещё 70 лет.Первая каменная башня маяка была построена в сентябре 1810 года по проекту Леонтия Васильевича Спафарьева, который с 1807 года занимал пост директора маяков. На башне установили 12-гранный фонарь с 24-мя серебряными отражателями. Фонарь освещали 40 масляных лампад. Рядом с башней построили караульный дом и баню, соединённые с башней.В 1833 году над караульным домом построили второй этаж и галерею, соединяющую дом с башней. Это позволяло обслуживать маяк в периоды наводнений и штормовую погоду.Маяк реконструировали и позже. В 1867 году установили диоптрический аппарат. В 1970 - построили причал, укрепили остров бетонными плитами.
Координаты маяка 60°2"33"N 29°32"32"E
К сожалению,третий участник эпического заплыва не смог к нам присоединиться,и мы с Мишей,погрузив пупындру в мой пепелац,поехали в Кронштадт.Стартовали мы от форта Риф.Погода была солнечная,но ветер довольно холодный,и бедный Мишка,которого заплескивало до самого дорогого,скоро начал коченеть)


Наконец,поборов волну и свежий встречный ветерок,мы доплыли до маяка.Моряки из Ломоносова как раз привезли на маяк топливо.Нас встречали издалека:) как оказалось,мы были первыми в сезоне,кто добрался туда на веслах.



Мишке хорошо:) Земля не качается и солнце светит и греет!



маяк и жилое здание



Люда и Саша гостеприимно встретили нас,напоили чаем,накормили сигом и разрешили осмотреть маяк.
лестница наверх


йа,императорский пингвин)))


оцените толщину стены



запчасти от маяка




Мишка радостный



колокол для сигнализации в тумане


фонарь маяка



вид изнутри




сейчас идет ремонт маяка



на смотровой площадке


Люда показывает нам свой парник



вид на маяк


жилой дом



Курицы и боевой петух.От него обороняются шваброй:)

В западной части от острова Котлин, на искусственно созданном острове гордо стоит один из самых старых российских маяков – Толбухин маяк.

Строительство маяка было начато в 1719 году по велению Петра I: «сделать Колм каменный с фонарём на косе Котлинской». К записке, которую получил вице-адмирал Корнелиус Крюйс 13 ноября 1718 года, был приложен и эскиз башни маяка, «протчее даётся на волю архитектору».

Правда, в камне маяк был сооружен лишь 100 лет спустя, в 1719 году был построен временный, из дерева. На маяке был устроен фонарь, в котором зажигались свечи. Но яркость свечения данного фонаря была слишком слабой, и с 1723 года стали применять конопляное масло, его сжигали. Но и масло не смогло увеличить яркость свечения маяка. Именно поэтому, опираясь на пример Гогландского маяка, было решено перейти на сжигание угля и дров.

Первый маяк носил название Котлинский, а в 1736 году он стал называться Толбухин маяк, в честь полковника Толбухина Фёдора Ивановича. Этот человек был первым комендантом Кроншлота, героем русско-шведской войны.

В середине апреля 1736 года в Адмиралтейской Коллегии было принято решение начать строительство нового маяка из камня. Но к 1739 году удалось выложить только фундамент, так как работы велись в очень тяжелых условиях, часто по пояс в ледяной воде. Поэтому деревянный маяк действовал ещё 7 десятилетий.

Первую каменную башню маяка построили в начале осени 1810 года. Проект выполнил Леонтий Васильевич Спафарьев, занимавший с 1807 года должность директора маяков. На башне был установлен 12-гранный фонарь с 24-мя отражателями из серебра. 40 масляных лампад освещали фонарь. Недалеко от башни возвели караульный дом и баню, которые с ней соединялись.

В 1833 году над караульным домом был построен второй этаж и галерея, соединяющая дом с башней, что давало возможность обслуживать маяк во время наводнений и в штормовую погоду.

Маяк подвергался реконструкции и позже. В 1867 году здесь появился диоптрический аппарат. В 1970 году был построен причал, остров укрепили бетонными плитами.

За свою долгую историю Толбухин маяк «пережил» много разных событий: видел корабли, которые отправлялись в кругосветные плавания, видел первую в стране регату 8 июля 1847 года, при нем топили офицеров-заложников в 1918 году и кронштадтских мятежников в 1921 году с «баржей смерти», пережил обстрелы и налёты в годы Великой Отечественной войны.

В настоящее время Толбухин маяк представляет собой не только маяк-символ Кронштадта, но и его важный ориентир. Огонь маяка виден на расстоянии 19 миль. На его траверзе берет начало Большой Кронштадтский рейд, который ведет в порты Кронштадта и Санкт-Петербурга.

К:Википедия:Ссылка на Викисклад непосредственно в статье Координаты :  /   / 60.0423889; 29.5420389 (G) (Я)

Мая́к Толбу́хин (Толбу́хин маяк ) - (60°02′32″ с. ш. 029°32′31″ в. д.  /  60.0423889° с. ш. 29.5420389° в. д.  / 60.0423889; 29.5420389 (Я) , установлен на искусственном каменистом островке , лежащим в 2,8 мили к WNW от западной оконечности острова Котлин , один из старейших российских маяков, построенный по приказу Петра I .

История

: неверное или отсутствующее изображение

Построен по личному указанию Петра I , 13 ноября 1718 года в письме вице-адмиралу Корнелию Крюйсу царь написал: «... сделать колм каменный с фонарём на косе Котлинской» .

Строительство первого, деревянного сооружения было закончено 7 августа 1719 года , под руководством капитана I-го ранга Эдварда Лейна (англ. Edward Lane , 16??-1729) .

Первоначальное название маяка - «Котлинский». В 1736 году переименован в «Толбухин», в честь полковника Федота Семёновича Толбухина начальника гарнизона Кроншлота , первого коменданта Кронштадта , отличившегося при обороне Котлина во время Северной войны .

Примечательные факты

Напишите отзыв о статье "Маяк Толбухин"

Литература

  • Бестужев Н. А.
  • Комарицин А. А., Корякин В. И., Романов В. Г. Маяки Финского залива и восточного побережья Балтийского моря // . - СПб: ГУНиО МО РФ, 2001. - С. 284. - 518 с. - 500 экз.
  • Корякин В. И., Романов В. Г., Сысоев Ю. П. Маяки Балтийского моря // . - СПб. : ЦКП ВМФ, 2006. - 193 с. - 500 экз.

Примечания

  1. Николаева Тамара (рус.) // «АРДИС: Архитектура. Реставрация. Дизайн. Инвестиции. Строительство»: журнал. - Санкт-Петербург: ООО «Издательский Дом Ардис», 2007. - № 4 (36) .
  2. (рус.) . Сайт о световых маяках мира. Проверено 17 марта 2014.
  3. Невская губа и остров Котлин // . - СПб. : , 2009. - 236 с.
  4. . - СПб. : Управление навигации и океанографии МО РФ , 2007. - С. 48. - 656 с.
  5. // = Русскiй бiографический словарь / под ред. Н. Д. Чечулина и М. Г. Курдюмова. - СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1914. - Т. X «Лабзина – Ляшенко». - С. 174. - 846 с.
  6. // / Под редакцией Г. А. Леера. - СПб. : Тип. В. Безобразова и Комп., 1895. - Т. VII «Русско-турецкая война 1828-29 гг. - Тяжущиеся». - С. 497. - 641 с.
  7. Аксентьев Сергей (рус.) // «Север» : журнал. - Петрозаводск: Издательство «Север», 2006. - № 11-12 . - С. 16 .
  8. (рус.) . Из истории Кронштадта . Проверено 17 марта 2014.
  9. Дыгало В. А. // . - М .: ООО «Издательский дом «Вече», 2007. - 408 с. - (Классическая история). - 3000 экз. - ISBN 978-5-9533-1735-1 .
  10. Манько А. (рус.) // «Морской флот»: журнал. - М .: АНО Редакция журнала «Морской флот», 1997. - № 6 .
  11. Бестужев Н. А. // / Сост., вступ. статья п примеч. Я. Л. Левкович.. - М .: Советская Россия, 1983. - 336 с. - 300 000 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Маяк Толбухин

В это время позади Кутузова послышались вдали звуки здоровающихся полков, и голоса эти стали быстро приближаться по всему протяжению растянувшейся линии наступавших русских колонн. Видно было, что тот, с кем здоровались, ехал скоро. Когда закричали солдаты того полка, перед которым стоял Кутузов, он отъехал несколько в сторону и сморщившись оглянулся. По дороге из Працена скакал как бы эскадрон разноцветных всадников. Два из них крупным галопом скакали рядом впереди остальных. Один был в черном мундире с белым султаном на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире на вороной лошади. Это были два императора со свитой. Кутузов, с аффектацией служаки, находящегося во фронте, скомандовал «смирно» стоявшим войскам и, салютуя, подъехал к императору. Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему.
Неприятное впечатление, только как остатки тумана на ясном небе, пробежало по молодому и счастливому лицу императора и исчезло. Он был, после нездоровья, несколько худее в этот день, чем на ольмюцком поле, где его в первый раз за границей видел Болконский; но то же обворожительное соединение величавости и кротости было в его прекрасных, серых глазах, и на тонких губах та же возможность разнообразных выражений и преобладающее выражение благодушной, невинной молодости.
На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул и оглянулся на такие же молодые, такие же оживленные, как и его, лица своей свиты. Чарторижский и Новосильцев, и князь Болконский, и Строганов, и другие, все богато одетые, веселые, молодые люди, на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях, переговариваясь и улыбаясь, остановились позади государя. Император Франц, румяный длиннолицый молодой человек, чрезвычайно прямо сидел на красивом вороном жеребце и озабоченно и неторопливо оглядывался вокруг себя. Он подозвал одного из своих белых адъютантов и спросил что то. «Верно, в котором часу они выехали», подумал князь Андрей, наблюдая своего старого знакомого, с улыбкой, которую он не мог удержать, вспоминая свою аудиенцию. В свите императоров были отобранные молодцы ординарцы, русские и австрийские, гвардейских и армейских полков. Между ними велись берейторами в расшитых попонах красивые запасные царские лошади.
Как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невеселый Кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи.
– Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович? – поспешно обратился император Александр к Кутузову, в то же время учтиво взглянув на императора Франца.
– Я поджидаю, ваше величество, – отвечал Кутузов, почтительно наклоняясь вперед.
Император пригнул ухо, слегка нахмурясь и показывая, что он не расслышал.
– Поджидаю, ваше величество, – повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа, в то время как он говорил это поджидаю). – Не все колонны еще собрались, ваше величество.
Государь расслышал, но ответ этот, видимо, не понравился ему; он пожал сутуловатыми плечами, взглянул на Новосильцева, стоявшего подле, как будто взглядом этим жалуясь на Кутузова.
– Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, – сказал государь, снова взглянув в глаза императору Францу, как бы приглашая его, если не принять участие, то прислушаться к тому, что он говорит; но император Франц, продолжая оглядываться, не слушал.
– Потому и не начинаю, государь, – сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, – выговорил он ясно и отчетливо.
В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянувшихся друг с другом, выразился ропот и упрек. «Как он ни стар, он не должен бы, никак не должен бы говорить этак», выразили эти лица.
Государь пристально и внимательно посмотрел в глаза Кутузову, ожидая, не скажет ли он еще чего. Но Кутузов, с своей стороны, почтительно нагнув голову, тоже, казалось, ожидал. Молчание продолжалось около минуты.
– Впрочем, если прикажете, ваше величество, – сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала.
Он тронул лошадь и, подозвав к себе начальника колонны Милорадовича, передал ему приказание к наступлению.
Войско опять зашевелилось, и два батальона Новгородского полка и батальон Апшеронского полка тронулись вперед мимо государя.
В то время как проходил этот Апшеронский батальон, румяный Милорадович, без шинели, в мундире и орденах и со шляпой с огромным султаном, надетой набекрень и с поля, марш марш выскакал вперед и, молодецки салютуя, осадил лошадь перед государем.
– С Богом, генерал, – сказал ему государь.
– Ma foi, sire, nous ferons ce que qui sera dans notre possibilite, sire, [Право, ваше величество, мы сделаем, что будет нам возможно сделать, ваше величество,] – отвечал он весело, тем не менее вызывая насмешливую улыбку у господ свиты государя своим дурным французским выговором.
Милорадович круто повернул свою лошадь и стал несколько позади государя. Апшеронцы, возбуждаемые присутствием государя, молодецким, бойким шагом отбивая ногу, проходили мимо императоров и их свиты.
– Ребята! – крикнул громким, самоуверенным и веселым голосом Милорадович, видимо, до такой степени возбужденный звуками стрельбы, ожиданием сражения и видом молодцов апшеронцев, еще своих суворовских товарищей, бойко проходивших мимо императоров, что забыл о присутствии государя. – Ребята, вам не первую деревню брать! – крикнул он.
– Рады стараться! – прокричали солдаты.
Лошадь государя шарахнулась от неожиданного крика. Лошадь эта, носившая государя еще на смотрах в России, здесь, на Аустерлицком поле, несла своего седока, выдерживая его рассеянные удары левой ногой, настораживала уши от звуков выстрелов, точно так же, как она делала это на Марсовом поле, не понимая значения ни этих слышавшихся выстрелов, ни соседства вороного жеребца императора Франца, ни всего того, что говорил, думал, чувствовал в этот день тот, кто ехал на ней.
Государь с улыбкой обратился к одному из своих приближенных, указывая на молодцов апшеронцев, и что то сказал ему.

Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами.
Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего трактира) подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска.
Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему.
– Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы!
Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами.
– Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса.
Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.
«Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать.
Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.
Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.

По другую сторону света. Маяк «Толбухин»

В 2019 году «Толбухин» отметит своё 300-летие. В преддверии юбилея ИНСТИТУТ ПЕТЕРБУРГА побывал на маяке и побеседовал с маячниками об их работе.

Наконец химия и механика соединились к пользе человечества; силы природы восстали противу ней самой и маяки, не взирая на бури и дожди, вооружённые удивительными Аргантовыми лампами, в хитрых параболах вмещёнными, простёрли неизменный, светлый отличительный луч во сретение кораблям на неимоверное расстояние, и мореходцы, обнадёженные безопасностью своей, так же смело плывут ночью, сопровождаемые светом маяков, как и днём при всём блеске и величии солнца.

Толбухин — один из старейших действующих маяков в Балтийском море и самый старый в России. Он занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (номер 540-003a5). Установлен на маленьком искусственном островке на оконечности Котлинской косы, отходящей к северо-западу от острова Котлин.

«Как мал островок, на коем поставлена башня! Кажется, она не имеет основания! Волны бьются; — плещут; — взбегают по отлогости до самой башни и с рёвом скатываются назад».
Н. А. Бестужев «Толбухинский маяк»

Как и другие первые маяки страны, он был построен по личному указанию Петра I. В одной из записок вице-адмиралу Корнелию Крюйсу 13 ноября 1718 г. царь писал: «Сделать колм [маяк] каменный с фонарем на косе Котлинской».

Документ из ролика "Маяк Толбухин"

Выполняя это указание, К. Крюйс 2 декабря отдал письменное распоряжение капитану Эдварду Лейну. К письму прилагался эскиз башни маяка, составленный собственноручно Петром I. На эскизе давались основные размеры башни маяка, а в нижней части сделана рукой императора приписка: «протчее даётся на волю архитектору».

Однако сооружение каменного маяка потребовало значительных материальных затрат и, прежде всего, большого числа квалифицированных каменщиков. Кронштадтский порт, которому было поручено строительство маяка, ими не располагал. Поэтому, с согласия Петра I, было решено построить временный деревянный маяк и в то же время начать заготовку материалов для каменной башни. И 7 августа 1719 г. маяк, получивший название «Котлинский», приступил к «несению службы».

Котлинский маяк был первым в России, огонь которого зажигался постоянно в определённое время. На башне установили фонарь, в котором поначалу использовались свечи. Но это не удовлетворяло мореплавателей, так как видимость такого света была ничтожно мала. В 1723 г. маяк перешёл на освещение конопляным маслом, которое сжигалось в светильниках. Однако эта мера очень мало повлияла на дальность видимости. Поэтому (по примеру Готландского маяка) было принято решение перейти на освещение дровами и углём.

12 апреля 1736 г. Адмиралтейская Коллегия приняла решение приступить-таки к строительству каменного маяка, которое было поручено Главному адмиралтейскому архитектору Ивану Коробову. И. Коробов, побывав на Котлинской косе, определил первоочередные работы и предложил вначале возвести новый деревянный маяк, постепенно ведя подготовку к строительству каменного. В 1737 г.второй деревянный маяк был построен и получил название в честь Федора Семёновича Толбухина — первого коменданта Кронштадта, командовавшего полком, разбившим в 1705 г. шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу [по другим данным, переименование произошло на год раньше].

Адмиралтейская Коллегия не оставляла попытки возвести каменный маяк. Строительство было связано с огромными трудностями: материалы привозили лодками, а строителям зачастую приходилось работать по пояс в ледяной воде. Однако важность этого маяка была настолько велика, что работы продолжались. К 1739 г. удалось выложить только фундамент, а основное строение по-прежнему оставалось деревянным.

В 1744 г. маяк сгорел вместе со служебными помещениями, караульным домом, пристанью и всем запасом дров и угля. Пожар вызвал ещё несколько постановлений Адмиралтейской Коллегии о необходимости постройки каменного сооружения. Но лишь в 1807 г., с введением в Адмиралтейском департаменте должности директора маяков, которую занял деятельный капитан 2-го ранга Л. В. Спафарьев, дело сдвинулось с мёртвой точки. Леонтий Васильевич разработал проект и смету на постройку маяков в Финском и Рижском заливах. Документы отправили на заключение Главному адмиралтейскому архитектору А. Д. Захарову, который внёс много изменений как в конструкцию маяка, так и в смету на его строительство. Наконец, в 1809 г. началось сооружение каменного Толбухинского маяка.

К сентябрю 1810 г. были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. В верхней части башни установили металлический 12-гранный фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Фонарь имел 24 платинированных серебряных отражателя, что значительно увеличило дальность действия маяка. 22 сентября 1810 г. каменный корпус вступил в строй.

Вскоре на маяке была установлена аргантовая (кинкетовая) лампа, параболические реверберы (вогнутые зеркала, полированные серебром), в фокусе которых помещалась сама лампа, что позволяло параллельно отражать лучи на далеком расстоянии.

В 1819 г. (по другим данным — 15 июня 1820 г.) помощником директора балтийских маяков был назначен молодой лейтенант Н. А. Бестужев. В этой должности он пребывал до 1824 г. В 1821 г. будущий декабрист установил на «Толбухине» маячный аппарат, дававший цветопеременный огонь. В память о пребывании на маячном острове Бестужев написал рассказ «Толбухинский маяк». Этот очерк — единственная его работа по описанию островов и маяков Финского залива. В письме из ссылки в Селенгинске к своему другу, основоположнику русской гидрографии, адмиралу М. Ф. Рейнеке 8 мая 1852 г. Николай Александрович рассказывал: "Благодарю Вас за сведения о островах морских Финского залива. — Некоторые я знаю и люблю, оттого-то и интересовался знать, будет ли о них что-нибудь написано и напечатано Вами. Вообще эти острова terra incognita (неведомая земля) для всех, даже для моряков. — И я, если б не служил помощником директора маяков, то не видал бы ни одного. Спафарьев обещал беспрестанно, но никак не мог сдержать своего слова, дать мне время и способ объехать и описать порядочным образом маяки наши и острова"…

Н. А. Бестужев

Вот как описывает Н. А. Бестужев маяк того времени: «Я всхожу на высокую башню {Во 100 футов каменная башня}, девяносто пять ступеней возводят к пространному фонарю. Шесть шагов поперечника и шесть шагов высоты образуют его пространство. На средине утверждён железный постав, обращающийся с двумя кругами, носящими двадцать четыре лампы, в стальных, же реверберах утверждённые. Частые стекла окружают фонарь сей и пропускают спасительный свет лампад, увеличенный вогнутыми параболическими зеркалами {По Финскому и Рижскому заливам таковых маяков находится 22 и все они зависят от правительства Российского.}. Выхожу на окружающий помост, на коем сторож во время ночи бдит орлиным оком для подания помощи несчастному пловцу, ежели судьба или неосторожность приведёт его к подводным камням, маяк окружающим».

После того, как на маяке установили телеграф, было решено построить второй этаж над караульным домом. В 1833 г. второй этаж был надстроен и заодно проведена галерея, соединявшая дом с башней. Последнее нововведение значительно улучшило условия обслуживания маяка, особенно в штормовую погоду, когда вода почти полностью заливала остров.

Техническое оснащение продолжало пополняться: в 1867 г. был приобретён диоптрический аппарат. В 1900-1905 гг. появился туманный колокол и телефон. В 1957 г. "Толбухин" оснастили радиолокационным маяком и первой в СССР автоматической ветровой электростанцией.

В 1960-70 гг. был построен причал, а сам остров укреплён бетонными плитами.

Маяк многое видел за свою долгую историю. Видел корабли, уходящие в кругосветные плавания. Видел первую в России регату 8 июля 1847 г. Видел он и "баржи смерти", с которых топили офицеров-заложников в 1918 г. и кронштадтских мятежников в 1921 г. Превращался в наблюдательный пункт в годы Крымской войны, пережил налёты и обстрелы в Великую Отечественную войну…

Воды Финского залива таят в себе множество опасностей. Обширные отмели, сильные течения, переменчивые ветра — всё это не раз становилось причиной кораблекрушений. И маяки ставили именно там, где катастрофы происходили чаще всего, чтобы предупредить об опасности, указать путь, спасти от смерти. И даже сейчас, в век высоких технологий, море остаётся грозной своенравной стихией, ежегодно уносящей человеческие жизни.

Поэтому в настоящее время значение маяка-ветерана возрастает. Он вновь становится важным навигационным ориентиром при плавании на подходе к морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы. Несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остаётся важнейшим средством ориентации. Приборы могут отказать, а огонь маяка виден за 19 миль. На его траверзе начинается Большой Кронштадтский рейд, ведущий в порты Кронштадта и Санкт-Петербурга.

Схема из фильма "Маяки Ленинградской области" RTG PRODUCTION STUDIOS

Люди неморских профессий проявляют всё больше интереса к маякам, поскольку видят в них не только инженерные сооружения, но и архитектурно-исторические памятники. А для моряков же башня, увенчанная сигнальным огнём, была и остаётся символом надежды, морской святыни.

Маяк — что может быть романтичнее? Маякам посвящают стихи и прозу, о них снимают фильмы и пишут картины. Насколько романтична жизнь на маяке в реальной жизни, мы отправились обсудить со смотрителями.

Прежде всего, необходимо отметить, что «Толбухин» — это закрытый военный стратегический объект. Его посещение без специального разрешения строго запрещено. Территория охраняется собаками. И если Фрам выглядит добродушным (а разве может по-другому выглядеть пёс, которого назвали в честь Макса Фрая?),

то к чистокровному немцу Боре (полное имя трудновоспроизводимое) страшно подходить, даже когда он надёжно заперт в клетке.

В последние годы на «Толбухине» начальниками маяка были:

с ноября 1990 по сентябрь 2010 — Александр Олегович Козлов,
с 1октября 2010 по март 2014 — Александр Иванович Дуплищев.

С 2014 г. по настоящее время на «Толбухине» живут и работают три человека: начальник маяка Николай Васильевич Силантьев и два техника: Людмила Силантьева (супруга) и Константин Матвеев (сын Людмилы). По штату положен ещё один техник, но трудности пребывания на посту не всем даются. Например, Роман смог продержаться восемь месяцев, а до него Валерий — всего три.

Одной из их обязанностей является ведение вахтенного журнала, куда записываются все события, пусть даже незначительные. Прибытие на остров нового человека тоже отмечается в журнале.


Фотография из фильма "Маяки Ленинградской области" RTG PRODUCTION STUDIOS

В сопровождении Константина проходим в башню через ту самую галерею, построенную в 1833 г.

Прежде всего обращает на себя внимание лестница — она не винтовая каменная или железная, как на многих маяках, а деревянная.


Также бросается в глаза толщина стен.

В 1898 г. в Кронштадте проходили первые успешные испытания радиосвязи. Но прошло немало времени, прежде чем радиопередатчики появились на всех кораблях и позволили им ориентироваться в любую погоду. А до изобретения радио найти маяк в тумане можно было по звуку его колокола. На «Толбухине» его сохранили как часть истории.


Рядом красуются солнечные батареи, ждущие своего подключения.

Старая линза давно снята. Её части лежат на балконе.

Вместо неё установлены светодиодные лампы.


Маячники должны поддерживать чистоту стёкол, чтобы свет был хорошо виден.

Полюбовавшись окрестностями, спускаемся в машинное отделение.

Затем осматриваем двор.

Здесь особенно бросается в глаза тот факт, что маяку требуется повышенное внимание: от стен отслаивается штукатурка, разваливается причал. Смотрители опасаются, что шпунт Ларсена скоро догниёт, и тогда «поползут» причальные плиты. В первый год работы маячники натаскали 30 телег камней для его укрепления. Но привезённых пяти мешков цемента хватило только на две плиты… Например, северная сторона уже висит в воздухе. Если она рухнет, то не будет преграды для льда. Впрочем, и этой зимой лёд накидало по всему двору (кстати, когда на комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений опускают затворы, то на «Толбухине» двор заливает водой).

Фотография Юрия Томина

Ещё одна проблема — покосившаяся печная труба, которую необходимо демонтировать. Для этого нужно привезти хотя бы полсотни кирпичей. Кирпичи, фанера пригодятся и на тот случай, если выбьет окно. Ведь во время штормов, когда скорость ветра доходит до 27 метров, вокруг порой летают огромные брусья…

Фотография Юрия Томина

Продолжаем обход острова. Видим небольшое подсобное хозяйство. Дело в том, что маячники два раза в год получают паёк (на 8 и на 4 месяца). Вначале, помимо основных продуктов (картошки, тушёнки), им выдавали витамины, горошек, кукурузу, салаты, кабачковую икру. Теперь этого нет, поэтому что-то докупается, что-то выращивается. Дополнительно смотрители держали живность, но в этом году отказались.


Заглядываем в колодец. О нём, кстати, тоже упоминал Н. А. Бестужев, отмечая, что один из служителей «выплёскивал соленую воду, затопившую колодезь» после шторма.

Маячники любезно разрешают осмотреть и жилые помещения.

Кое-что из мебели, кстати, они сделали сами. Но в последний раз, по их словам, привезли доски, которые разваливаются на три части. А хорошие доски очень нужны, т.к. полы поел жучок. Необходимо срочно менять, чтобы не дошло до башни…

От вида из окон захватывает дух! С удовольствием бы читала книжку в этом кресле у окна!


Однако особо рассиживаться времени нет! Надо и хлеб испечь (ведь магазина поблизости не наблюдается),

и икорку из собственноручно выловленной рыбки на него намазать))

Но если серьёзно, дел хватает: звонки дежурному утром и вечером с докладом, ежедневная заправка дизелей, замена масла в дизеле каждые десять дней, замена фильтров и ремней, проверка двигателей… Ночью ведётся наблюдение за средствами навигационной обстановки: Шепелевским маяком и Красной горкой. Если какой-то из них погаснет, информация об инциденте заносится в журнал и сообщается дежурному. Те же действия полагается совершать и в случае серьёзной поломки на «Толбухине». Ну и круглосуточный разгон туристов (зимой — до 50 человек в день) с объекта, которые начинают отколупывать себе чего-нибудь на память…

Мы ещё долго сидели за чаем и обсуждали особенности профессии и жизни на маяке.

Всегда интересует размер заработной платы. У начальника маяка самая высокая — 13000р. (включая удаленность, морские и выслугу лет). У техников — 8500р.

Проживание на маяке бесплатное. Но у Силантьевых в Петербурге есть квартира. И раньше были льготы в оплате коммунальных услуг, однако сейчас их отменили.

Самая сложная ситуация с медикаментами. Получается замкнутый круг. Ведь чтобы, к примеру, получить ампициллин, нужен рецепт. Чтобы получить рецепт, нужно заболеть. А если заболеть на маяке… Куда идти за рецептом на острове посередине залива? К тому же ял, который должен быть по штату, разбит лет 8-10 лет назад… Поэтому почти всю годовую зарплату Силантьевы потратили на резиновую лодку и мотор.

Особенно тяжёлое время - с ноября и примерно до середины января, пока не встанет лёд. Ведь на остров во время штормов ничего не сможет подойти по воде, а вертолётной площадки нет. Да и связи, по большому счету, тоже нет: старая радиостанция не работает.

А если пожар? На «Толбухине» есть старые огнетушители и пять новых. Но на зиму загружают 30 тонн топлива, и пять огнетушителей тут мало помогут. Да и противогазы сгнили…

Что же заставляет людей продолжать работать на маяке? Стиль жизни. Здесь нет суматохи, пробок, офисных дрязг… А какие здесь потрясающие закаты и рассветы…

«Прощайте, отшельцы мира! Жизнь ваша безмятежна: посреди бурь вы наслаждаетесь совершенным спокойствием, дни ваши посвящены благотворению и невинным радостям; прощайте! я отъезжаю туда, где при ясном небе свирепствуют бури, где при всех напряжениях к блаженству — мы несчастны; — прощайте, отшельцы мира!»
Н. А. Бестужев «Толбухинский маяк»



Фотография Юрия Томина

Жизнь смотрителя маяка в чём-то схожа с жизнью отшельника или монаха. Кстати, в фильме «Маяки Ленинградской области» утверждается, что в Императорской России все маяки освящались, а над фонарными помещениями устанавливали православные кресты. Их ставили особым образом, т.к. кресты ещё служили и навигационным ориентиром. Эта традиция ушла в прошлое. Но в образе маяка, который оберегает своим светом жизни моряков, действительно есть что-то священное…

Надеемся, что накануне знаменательной даты заслуженный ветеран маячной службы залечит все свои раны и во время юбилейных торжеств предстанет во всем блеске и великолепии.