Монца (Monza), Италия. Монца. Что попробовать в Монца

В пятницу мы отправились на север, и первым городом программы стала Монца. Это фактически пригород Милана - уже в 2015 г. сюда должна пройти красная ветка миланского метро. Ну а в России Монца в основном знакома любителям автоспорта, т.к. здесь проводится Гран-При Италии "Формулы-1"...


Вокзал

Население Монцы - 120 тыс. жителей. Это 4-й город Ломбардии.


Фонтан

Монца имела большое политическое значение в VII в., когда являлась столицей Королевства лангобардов.


Улица Италия (Via Italia)

В городе достаточно много церквей. Одна из них посвящена святым Марии Магдалине и Терезе (1620).


Церковь Св. Марии Магдалины и Св. Терезы (Chiesa di Santa Maria Maddalena e Santa Teresa)

Церковь Санта Мария ин Страда имеет благородный кирпичный фасад. Согласно рукописям строительство церкви началось в 1357 г.


Церковь Св.Марии Страда (Chiesa di Santa Maria in Strada)

В 1932 г. был открыт памятник павшим Монцы (скульптор - Энрико Панчера). Первоначально он был посвящён 667 жителям Монцы, погибшим в Первой мировой войне. Но затем он стал олицетворять память и о Второй мировой.


Памятник павшим Монцы (Monumento ai caduti di Monza )

В 2011 г. студия "Хелидон Ксикса" украсила Монцу целым рядом композиций с общим названием "Вспышки света в городе".


"Свет" (Luce)

Сам Хелидон Ксикса (р.1970) по происхождению албанец. А в 90-х годах перебрался в Италию, как и многие его соотечественники.


"Свет" (Luce)

Монца известна тем, что здесь 29 июля 1900 г. выстрелами из револьвера был убит второй король Италии Умберто I. Убийцей оказался анархист Гаэтано Бреши, который получил пожизненный срок, но покончил с собой (по официальной версии) в тюрьме менее чем через год.


Площадь Сан Паоло (Piazza San Paolo)

Церковь Санта Мария дели Анжели первоначально была построена в барочном стиле в начале XVII в. А уже в конце XIX в. перестроена в неоготике.


Церковь Св.Марии Анжели (Chiesa di Santa Maria degli Angeli)

Перед фасадом установлена статуя святого Карло Борромео (1538-84).


Карло Борромео (Carlo Borromeo)

Ещё один пример кирпичного зодчества - церковь Св. Петра мученика XIV в. Она посвящена Петру Веронскому, которого убили в 1252 г. по пути из Комо в Милан.


Церковь Св.Петра мученика (Chiesa di San Pietro martire )

В 1927 г. перед церковью был установлен памятник местному художнику Мозе Бьянки (1840-1904). Работу выполнял друг художника - скульптор Луиджи Секки, но он умер в 1921 г., и памятник доделывал уже его ученик.


Мозе Бьянки (Mosè Bianchi)

Главная культурная достопримечательность Монцы - это Дуомо. Собор посвящен Иоанну Крестителю.


Дуомо был построен в 1300-1681 гг. на месте старой церкви, которую возвели по приказу лангобардской королевы Теоделинды в 595 г.


Монцский собор (Duomo di Monza )

Слева стоит 79-метровая колокольня, которая была сооружена в 1592-1606 гг.


Монцский собор (Duomo di Monza )

В соборе хранится Железная корона - корона Лангобардского королевства. По преданию, она содержит гвоздь с распятия Христа. Этой короной короновались и Карл Великий (800), и Наполеон (1805).


Монцский собор (Duomo di Monza )

Аренгарио - здание старой ратуши Монцы, восходящее ещё к XIII в. В 1330 г. с южной стороны был достроен балкон, с которого зачитывали городские указы.


Аренгарио (Arengario)

Рядом стоит, пожалуй, самый известный фонтан Монцы - фонтан лягушки (1932). Скульптор Аурелио Миструцци изваял обнажённую девочку, которая давит в руке жабу.


Фонтан лягушки (Fontana delle rane)

Город стоит на реке Ламбро - это левый приток По.


р.Ламбро (Lambro)

Один из самых известных мостов через Ламбро - мост Львов (1838-40). Его украшают 4 льва из каррарского мрамора, которых выполнил скульптор Антонио Тантардини.


Мост Львов (Ponte dei Leoni)

Далее мы нашли туристический офис, чтобы узнать, как добраться до автодрома. Работница подсказала нам автобус и так растрогалась тому факту, что люди приехали посмотреть не гонки, а пустую трассу, что подарила каждому по толстой книжке об истории Гран-При Италии. Для Алекса это был, конечно, лучший сувенир за всю поездку.


"Монца" (Monza)

По доброй итальянской традиции у водителя не оказалось билетов - поэтому мы поехали бесплатно. О близости автодрома уже указывает название улицы...


Улица Энцо Феррари (Via Enzo Ferrari)

Трасса находится внутри огромного парка к северу от центра города. Парк Монцы - один из самых больших во всей Европе, его площадь 688 га.


Национальный автодром Монцы (

Нас, как специалистов пустых автодромов, удивил тот факт, что вход на территорию трассы стоит 5 евро.


Национальный автодром Монцы (Autodromo Nazionale di Monza)

Длина современного трека - 5,793 км. Но сохранился (правда, в заброшенном состоянии) и старый овал 4,25 км.


Национальный автодром Монцы (Autodromo Nazionale di Monza)

Часть старой трассы можно увидеть за поворотом "Параболика".


Поворот Параболика (Curva Parabolica)

Последний раз овал использовался в Гран-При Италии 1961 г., который был омрачён самой страшной аварией в "Формуле-1". Автомобиль немецкого гонщика Вольфганга фон Трипса вылетел с трассы - погиб сам пилот и ещё 14 зрителей. С тех пор "Ф-1" на овалах не катается, но лично мне было бы интересно увидеть хотя бы одну такую гонку в календаре. Шанс был когда Индианаполис вошёл в чемпионат, но там зачем-то построили внутри трека обычную трассу. Кстати, Индианаполис - город-побратим Монцы.


Высокоскоростное кольцо (Anello alta velocita)

Автодром Монцы был построен в 1922 г. и сразу начал принимать гонки Больших Призов. С 1950 г. Гран-При Италии вошёл в официальный чемпионат "Формулы-1" и с тех пор проводится каждый год. В 1980 г. единственный раз Монцу в календаре заменила Имола.


Национальный автодром Монцы (Autodromo Nazionale di Monza)

Больше всех побед здесь одержал Михаэль Шумахер - 5.


Трибуны

14 мая 1945 г. в Монце прошёл военный парад союзников. Танки ехали прямо по стартовой прямой.


Прямая Старт-Финиш

Если в Имоле Лёха не смог сфотографироваться на поул-позишн, то в Монце ему удалось заполучить очередной поул.


Поул-позишн

Монца - самая скоростная трасса "Формылы-1". И она видела много смертей. В 1955 г. погиб 2-кратный чемпион мира Альберто Аскари. В 1970 г. - Йохен Риндт. На момент гибели австриец лидировал в чемпионате и стал единственным посмертным чемпионом. В 1978 г. произошёл завал на старте, в котором шведский гонщик Ронни Петерсон получил переломы ног. Казалось, его жизни ничего не угрожает, но ночью он скончался из-за жировой эмболии.


Прямая Старт-Финиш

Ну а кому-то здесь очень везло. Так на последнем круге в 1993 г. Кристиан Фиттипальди задел колесо другого болида, сделал в воздухе мёртвую петлю и спокойно пересёк финишную черту.


Прямая Старт-Финиш

Стартовая прямая Монцы нереально длинная - 1320 м! В 2005 г. Х.П.Монтойя на тестах установил здесь скорость 372,6 км/ч!


Прямая Старт-Финиш

Прямая заканчивается шиканой "Реттифильо" с самым жёстким торможением в сезоне - с 350 до 80 км/ч.


Я впервые вблизи увидел поребрики.


Шикана Реттифильо (Variante del Rettifilo)

А это уже пит-лейн - здесь всё должно быть с точностью до миллиметра.


Пит-лейн

Ну и расскажу о своей истории болельщика Ф-1. В школьные годы я был ярым фанатом гонок (болел за "Макларен"), с 1992 по 96 гг. не пропустил по ТВ ни одного этапа! Если бы мне тогда сказали, что через 15 лет мне Формула станет практически безразлична - я бы не поверил! Но так постепенно и произошло. Наверно, в первую очередь изменились мои интересы. Например, появилось увлечение путешествиями. Интересно, что до 23 лет я нигде кроме Москвы и не был (только в Питер в детстве отвезли разок).


Пит-лейн

Ну и сама "Формула-1" стала объективно менее интересной. В "Спорт-Экспрессе" вместо 1,5 полос ей отводят небольшой кусочек. Статью в "Википедии" писал также мой соратник - "Золотым веком" Формулы он называет период 1980-2000 гг. Даже мой компаньон Алексей хоть и смотрит гонки, но соглашается, что нынешняя "Ф-1" с керсами и прочей искусственностью - это пошлятина. Он даже дальше пошёл - называет настоящими гонками 50-70-е гг., когда не было такой коммерции, а люди рисковали жизнью за идею.


Пит-лейн

Великолепный город Монца (Италия) является одним из крупнейших в регионе Ломбардия и центром провинций Брианца и Монца. Город имеет долгую и интересную историю, насыщенную многочисленными событиями. Пик развития города пришелся на IV век. В те давние времена королева Теоделинда распорядилась построить на этой земле роскошный дворец и монастырь. В Средние века город не раз пытался получить независимость от Милана, выдерживал многочисленные атаки и осады.

Об истории Монцы напоминают многочисленные памятники и архитектурные сооружения, к которым местные жители относятся очень бережно. Предлагаем вам совершить с нами небольшое путешествие в этот солнечный и гостеприимный город. Путевки в Италию вам не потребуются. Надеемся, что описание и фото памятных мест позволят вам лучше узнать Монцу.

Монца: достопримечательности. Городской музей

Иногда туристы считают, что на посещение «скучных» музеев не стоит тратить время. Это заблуждение. В музейных коллекциях Монцы хранятся уникальные документы и предметы старины. На создание великолепной коллекции ученые, исследователи, историки потратили десятилетия. После наполеоновской кампании многие бесценные экземпляры вывезены были вывезены из города за границу.

В 1965 году музей принял своих первых посетителей. Здесь есть множество экспонатов, художественных полотен, которые относятся к XIII-XIV векам. Здесь же можно ознакомиться с предметами быта, украшениями, церковными книгами и летописями.

Ратуша

Это городское здание является символом политической автономии. Ратуша была возведена в середине XIII века как резиденция городского правления. Здание расположилось в центре средневекового города, в 100 метрах от кафедрального собора.

Местные жители нередко называют это здание "аренгарий". Это слово произошло от немецкого hari-hriggs . Его можно перевести как «круг воинов». Здание ратуши выполнено в готическом стиле, но при этом оно имеет некоторые особенности, которые были присущи архитектуре северной Италии. Сооружение имеет внешний балкон, который служил своеобразной трибуной для правителей, обращавшихся к своему народу.

К дворцу прилегает башня колокольни, которая была построена в XIV веке. Она имеет квадратную форму и выполнена из кирпича. Венчают ратушу гибеллинские зубцы и остроконечный шпиль. В основании строение имеет форму параллелограмма. В его нижней части расположена арочная галерея, а вверху - служебные помещения. Галерею составляют три ряда каменных опор, которые накрыты стрельчатыми кирпичными арками и украшены инкрустацией из белого мрамора. В древности эта зона использовалась для торговли.

В 1890 году архитектор Лука Бельтрам реставрировал дворец. В башне реставрационные работы прошли несколько позже (1903). Во время этих работ к башне была пристроена винтовая лестница. В наши дни здание ратуши используется как выставочный зал. Здесь постоянно проходят выставки не только старинных мастеров, но и современных художников.

Вилла Реале

Город Монца имеет на своей территории множество уникальных сооружений. Вилла Реале — одно из них. Это поместье было построено в честь сына Фердинанда. Виллу окружает великолепный парк, вход в который открыт для местных жителей и туристов круглосуточно.

Но чтобы увидеть интерьеры дворца, необходимо принять участие в экскурсии. Вначале гостям предлагают осмотреть жилище королевских персон. Затем экскурсия продолжается в театре и часовне. Здесь особого внимания заслуживают древние фрески и уникальная роспись стен.

Кафедральный собор

Центральным сооружением, которым по праву гордится Монца (Италия), является собор Иоанна Крестителя. Несмотря на то что официально храм не считается кафедральным, во главе его стоит архиепископ, что придает собору значимости.

До собора на этом месте находилась часовня, которая была построена еще во времена правления Теоделины. В VII веке было решено разобрать часовню и на ее месте построить храм. От первозданного сооружения до наших дней мало что сохранилось: слишком много реконструкций оно перенесло за свою историю. В XIII веке был полностью изменен его внешний облик, а в XVI веке на его внутренних стенах появились росписи.

Королевская вилла

Севернее на расстоянии 800 метров, находится Королевская вилла. Ее возвели по распоряжению императрицы Австрийской, после того как ее сын Фердинанд Австрийский стал правителем Ломбардии. Монца (Италия) была выбрана для строительства виллы для эрцгерцога не случайно: чистый воздух, живописные окрестности, а кроме того, город являлся символом связи между Миланом и Веной.

Декор фасада, возможно, многие сочтут излишне строгим: его составляют тимпаны, колоннады и рельефные рамы окон. Строгость и рационализм пронизывают все сооружение, включая и внутренние помещения.

Городской парк

Еще сто лет назад люди относились к паркам с особым трепетом. Богатые вельможи в их создание вкладывали состояния. Монца (Италия) обладает одним из красивейших памятников садово-паркового искусства. Основателем этого живописного участка на территории города стал Богарне. Автором проекта — знаменитый архитектор Луиджи Каноника.

Сегодня парк является любимым местом отдыха горожан и туристов. К тому же в начале XX века здесь был построен автодром (Монца) и ипподром. А чуть позже (1928 г.) было создано и поле для гольфа.

Автодром (Монца)

Не секрет, что путевки в Италию приобретают не только поклонники пляжного отдыха, любители исторических достопримечательностей, шопинга, но и поклонники автоспорта. Трасса Монца (Италия) — легендарное гоночное сооружение, расположенное в этом небольшом итальянском городке. Автодром является одним из старейших гоночных треков в мире. Он пользуется популярностью и уважением у всех спортсменов и поклонников этого захватывающего вида спорта.

Автодром был открыт в сентябре 1922 года в знаменитом городском парке и первоначально предназначался для Миланского автоклуба. Он стал третьим в мире, имеющим постоянную скоростную трассу. Изначально были построены две трассы: кольцо с семью поворотами и эллиптическое кольцо, имевшее два поворота, которое предполагало гонки на большой скорости.

После трагедии, случившейся в 1928 году, когда погибло двадцать зрителей и пилот одного из автомобилей, трассы объединили в одну, чтобы уменьшить скорость. В пятидесятые годы скоростное кольцо было забетонировано, и на нем еще некоторое время проводились соревнования, но уже в начале шестидесятых оно перестало использоваться.

В Монце проводится один из этапов международных соревнований «Формула-1». Трасса также используется для проведения менее крупных состязаний. Благодаря наличию прямолинейных участков автодром признан одним из самых динамичных в мире. Здесь установлены многочисленные рекорды скорости для мотоциклов и спортивных машин.

Тысячи туристов съезжаются в город, когда здесь стартует «Формула-1». Трасса (один круг) имеет длину 5793 метра. Скорость на треке порой превышает 372 км/ч. Трибуны автодрома вмещают около шестидесяти тысяч зрителей.

Капелла

Своими уникальными сооружениями, живописной природой туристов завораживает прекрасный город Монца (Италия). Среди его многочисленных достопримечательностей нельзя не отметить изысканную и утонченную Капеллу, которая была построена в честь убитого Умберто Первого.

Архитектором этого сооружения является знаменитый Джузеппе Саккони. Но судьба распорядилась так, что ему не довелось завершить свой проект. После его кончины дело продолжил ученик мастера — Гуидо Чирили. Открытие Капеллы произошло спустя десять лет после смерти гениального архитектора (1910 г.). Здание поражает своим величественным видом. На самой верхушке находится скульптурная группа. Она получила название "Сострадание".

Если вы посетили все самые яркие места в городе, просто погуляйте по его узким улочкам, побродите по каменным дорогам, полюбуйтесь яркими, пестрыми, словно игрушечными, домиками.

Поехав путешествовать по городам Италии самостоятельно, я смог увидеть достопримечательности Монцы, изучить историю города, оценить церкви и памятники, выяснить, где находятся аутлеты Монцы; хотите знать больше - читайте отчёт про путешествие по Ломбардии самостоятельно

Монца более всего известна своим автодромом, одним из старейших в мире. Гоночная трасса Монцы используется для проведения этапов Формулы-1, и если туристы приезжают в город, то исключительно ради спортивных состязаний; достопримечательности Монцы востребованы очень слабо. Между тем, город обладает и довольно любопытными объектами, и древней историей – её основали ещё римляне. Она одной время даже была столицей государства, пусть и недолго. И хотя королевство лангобардов быстро развалилось, воспоминания о высоком статусе долго бередили души горожан.

После возвышения Милана Монца оказалась в тени могущественного соседа, предпринимая, впрочем, попытки обособиться. Во время противостояния гвельфов с гибеллинами город принял сторону императора Фридриха Барбароссы, о чём потом пожалел: в 1255 году его взяли штурмом и разграбили, а спустя 22 года местность попала под власть миланских Висконти. Мысли про возрождение былого величия Монце пришлось оставить, и единственное важное событие, которым она отличилась за следующие века, жители с удовольствием вычеркнули бы из истории – в 1900 году они стали свидетелями убийства анархистом итальянского короля Умберто I . XX век сделал Монцу по сути промышленным пригородом Милана.

Я решил проведать старинный город после того как нашёл в Интернете карту города с обозначением наиболее важных объектов. Достопримечательности Монцы меня заинтересовали, тем более во время путешествия по Ломбардии у меня образовалось свободных полдня. Конечно, можно было бы посвятить это время осмотру Милана, но лично я Милан терпеть не могу, так что жребий был брошен в пользу загородной прогулки.

Прибыв на вокзал Монцы я поначалу недоумённо озирался: здание было неуютным, сырым и холодным. Из тоннеля, соединяющего платформы, ощутимо тянуло мочой, скамейки в зале ожидания вызывали желание их помыть или хотя бы продезинфицировать. Нужная пассажирам инфраструктура была представлена одной кассой и одним билетным автоматом – если случится поспешать, велик шанс застрять в очереди и пропустить нужный поезд. Камеры хранения на вокзале Монцы, понятное дело, нет…

Прямо у выхода со станции меня ждал сюрприз: памятник, который я обозвал «Закрепощение труда». Фигура человека, подавляемого огромной шестерёнкой, должна бы по идее олицетворять трудовой подвиг, но олицетворяет она, как мне показалось, победу конвейера и потогонной системы над жалкими людьми

Хорошо, что первые впечатления были потом отчасти стёрты следующими, и уж потускнели точно. Встретившиеся мне позже достопримечательности Монцы выглядели вполне презентабельно и обладали средневековой историей. Взять хотя бы городской собор, возвышающийся над округой. Точная дата его основания неизвестна, но историки полагают, что храм начали возводить в середине XIV века; крупная конструкция заменила церковь, украшавшую центр города с раннего средневековья. Новый собор успешно простоял до наших дней, хотя исторический облик не сохранил: в XVII веке его подвергли переделкам, особенно сильно изменилось внутреннее убранство. Из-за произведённых изменений единство ансамбля здание утратило, хотя, по правде, снаружи храм смотрится сильно, потому что смешивает романские традиции архитектуры со зрелой готикой.

Стоящий на пьяцца Дуомо собор Монцы увенчан солидной колокольней, а тут же, на соседней пьяцца Рома стоит другая городская доминанта. Это башня, которой увенчан палаццо Арженарио. Лично мне здание показалось очень знакомым, потому что здания подобной архитектуры часто встречаются в Италии – можно вспомнить, например, Пьяченцу и Болонью. Многие итальянские города в средние века обрели независимость и многие строили для городской администрации стильные дворцы, чтобы похвастаться своими суверенитетом. Символ автономии Монцы планировалось сделать впечатляющим памятником городским свободам, таким он и стал. В основном палаццо выстроено в XIII веке, но ряд дополнений относится к более поздним временам; так, колокольню пристроили ко дворцу существенно позже.

Третья важная площадь в центре старого города – пьяцца Тренте и Триесте. Её ансамбль вместе с двумя другими формирует, так сказать, основное представление о городе. Его можно также дополнить, если пустить осматривать периферийные достопримечательности Монцы. Такие, как церковь Санта-Мария ин Страда на Via Italia , к югу от центра. Её внешний вид под стать городскому собору, выглядит храм серьёзно и величественно. Изначально здание не было таким, старинная постройка обрела новый облик после ряда переделок, пришедшихся на первую четверть XV века. Через двести лет церковь Санта-Мария была дополнительно изукрашена и снаружи, и внутри. По итогом этого процесса её фасад обогатился массой декоративных элементов, а внутреннее убранство стало выше всяких похвал.

Также хорошо бы сгодилась на роль собора церковь святой Марии – она находится в северной части города. Здание отличают большие габариты, и, как мне кажется, оно бы уместнее выглядело в крупном городе типа Болоньи или того же Милана, ну или хотя бы следовало возвести его на просторной площади, ибо стиснутый соседней застройкой храм воспринимается не так, как мог бы. Всё оттого, что прежняя версия церкви была куда меньше: нынешние размеры Санта-Мария приобрела в конце XIX века, после того как старинную постройку разобрали целиком. На мой взгляд, следовало бы всё же сделать новую версию более соразмерной месту…

Раз уж речь пошла о северных кварталах, то полезно будет также заглянуть к церкви святой Марты. Там, где она нынче притулилась, в прежние времена стояли аж два крупных монастыря, и каждый располагал собственным храмом. С тринадцатого столетия, когда наблюдалось всё это благолепие, много воды утекло, и от всех религиозных построек осталась только крохотная церквушка. Тем не менее, произведение архитектора Доменико Антонетти стоит гордо, вполне достойно представляя ушедших в небытие соседей.

Там же, на севере, только с уклоном в запад находится церковь святого Петра Мученика. Даже местные историки не знают точно, когда именно её построили, то ли в XIV , то ли всё же в XIII веке. Известно точно, что тот старинный храм заменили в середине семнадцатого столетия другим, но тоже выдержанным по средневековым канонам; если не знать о замене, при осмотре церкви непременно ошибёшься. Не знаю, как выглядела первая версия церкви, однако новый вариант смотрится гармонично – тут и стиль соблюдён, и украшения кстати, и башня удачно пристроена. Лично мне очень нравятся такие сооружения!

Достопримечательности Монцы перечисленными зданиями, конечно, не исчерпываются, но я из-за нехватки времени все интересные места осмотреть не сумел – пришлось волей-неволей брать курс на вокзал. На обратном пути мне удалось увидеть кое-какие занятные постройки, и среди них церковь Сан-Маурицио. Так, чтобы храм менял своего патрона, бывает очень редко, и эта редкая вещь произошла в Монце. Здание возвели на том месте, где в XIII веке был основан монастырь. Обитель монахов просуществовала почти половину тысячелетия, пока её не разогнали наполеоновские войска. После того как страсти революционных времён улеглись, горожане решили построить взамен уничтоженного храма новый здание. Вот только освятили они его в честь святого Маурицио, чьё святилище им пришлось разрушить в конце XIX века из-за прокладки новой магистрали. Вот так и вышло, что церковь сменила покровителя.

Рассказ про основные достопримечательности Монцы надо бы дополнить практической информацией. Симпатичные рестораны мне, сожалению, не попались на пути, и сказать, где можно недорого поесть в Монце, я не могу. Зато могу указать отличное кафе под названием "Gelateria Barbieri "; оно занимает дом 52 по Via Italia , это прямая дорога от вокзала в центр города. Большинство посетителей приходит туда выпить кофе, однако мне понравилось тамошнее мороженое по 0.90 евро за шарик. Опять-таки атмосфера приятная, равно как и антураж.

Есть мороженица и в самом центре, на Via Carlo Alberto , но там не нашлось ни одного столика, так что посидеть с комфортом посетителям не суждено. "Arengario " наверняка носит имя в честь запоминающейся ратуши, и остаётся пожалеть, что владельцы заведения не удосужились поставить столики с видом на достопримечательность – по-моему, в таком случае их доходы бы сильно выросли.

Шоппинг в Италии требует предварительной разведки: мои друзья знают, где в окрестностях Милана находятся аутлеты известных фирм и удачно там затовариваются. В Монце я тоже нашёл аутлет, однако ожидаемых сказочно низких цен не встретил. «Goldstyle », как называлась лавочка, расположен рядом с церковью святой Марии, и там представлены такие марки, как "Burberry ", "Diderot ", "Moschini Mare ". Выбор неплохой, а вот ценники так себе, и самая дешёвая рубашка стоит 39 евро, про итальянские костюмы я уж не говорю, купить их можно только выложив 400 и более евро.

Единственный найденный мной аутлет Монцы соседствует с конторой «Cotton Store», где можно купить качественные джинсы. Они тоже стоят немало, под сотню евро – итальянское качество и итальянский дизайн приходится оплачивать сполна.

Недорогая одежда из Италии нашлась в торговом центре "UPIM ", это почти по соседству с Дуомо, Via Antonio Passerini Gambacorti 2. Торговый центр продаёт и женские, и мужские вещи, обувь, бижутерию. Я присмотрел неплохие полуботинки за 20 евро, жаль что колодка не подошла.

На Via Italia также обнаружилась неплохая торговая точка "Sold Out " с рубашками-поло за 29 евро, Via Cavour порадовал магазином «Gate 21», где можно купить недорого итальянскую одежду. Словом, если подойти к делу всерьёз, возможности шоппинга в Монце представляются вполне достойными. Во всяком случае, другие города Ломбардии аутлетами и бутиками мне не запомнились. Может быть потому, что я обращал внимание на их многочисленные достопримечательности, как это было, к примеру,

June 20th, 2013 , 10:27 pm

В пятницу мы отправились на север, и первым городом программы стала Монца. Это фактически пригород Милана - уже в 2015 г. сюда должна пройти красная ветка миланского метро. Ну а в России Монца в основном знакома любителям автоспорта, т.к. здесь проводится Гран-При Италии "Формулы-1"...

Вокзал

Население Монцы - 120 тыс. жителей. Это 4-й город Ломбардии.


Фонтан

Монца имела большое политическое значение в VII в., когда являлась столицей Королевства лангобардов.


Улица Италия (Via Italia)

В городе достаточно много церквей. Одна из них посвящена святым Марии Магдалине и Терезе (1620).


Церковь Св. Марии Магдалины и Св. Терезы (Chiesa di Santa Maria Maddalena e Santa Teresa)

Церковь Санта Мария ин Страда имеет благородный кирпичный фасад. Согласно рукописям строительство церкви началось в 1357 г.


Церковь Св.Марии Страда (Chiesa di Santa Maria in Strada)

В 1932 г. был открыт памятник павшим Монцы (скульптор - Энрико Панчера). Первоначально он был посвящён 667 жителям Монцы, погибшим в Первой мировой войне. Но затем он стал олицетворять память и о Второй мировой.


Памятник павшим Монцы (Monumento ai caduti di Monza )

В 2011 г. студия "Хелидон Ксикса" украсила Монцу целым рядом композиций с общим названием "Вспышки света в городе".


"Свет" (Luce)

Сам Хелидон Ксикса (р.1970) по происхождению албанец. А в 90-х годах перебрался в Италию, как и многие его соотечественники.


"Свет" (Luce)

Монца известна тем, что здесь 29 июля 1900 г. выстрелами из револьвера был убит второй король Италии Умберто I. Убийцей оказался анархист Гаэтано Бреши, который получил пожизненный срок, но покончил с собой (по официальной версии) в тюрьме менее чем через год.


Площадь Сан Паоло (Piazza San Paolo)

Церковь Санта Мария дели Анжели первоначально была построена в барочном стиле в начале XVII в. А уже в конце XIX в. перестроена в неоготике.


Церковь Св.Марии Анжели (Chiesa di Santa Maria degli Angeli)

Перед фасадом установлена статуя святого Карло Борромео (1538-84).


Карло Борромео (Carlo Borromeo)

Ещё один пример кирпичного зодчества - церковь Св. Петра мученика XIV в. Она посвящена Петру Веронскому, которого убили в 1252 г. по пути из Комо в Милан.


Церковь Св.Петра мученика (Chiesa di San Pietro martire )

В 1927 г. перед церковью был установлен памятник местному художнику Мозе Бьянки (1840-1904). Работу выполнял друг художника - скульптор Луиджи Секки, но он умер в 1921 г., и памятник доделывал уже его ученик.


Мозе Бьянки (Mosè Bianchi)

Главная культурная достопримечательность Монцы - это Дуомо. Собор посвящен Иоанну Крестителю.


Дуомо был построен в 1300-1681 гг. на месте старой церкви, которую возвели по приказу лангобардской королевы Теоделинды в 595 г.


Монцский собор (Duomo di Monza )

Слева стоит 79-метровая колокольня, которая была сооружена в 1592-1606 гг.


Монцский собор (Duomo di Monza )

В соборе хранится Железная корона - корона Лангобардского королевства. По преданию, она содержит гвоздь с распятия Христа. Этой короной короновались и Карл Великий (800), и Наполеон (1805).


Монцский собор (Duomo di Monza )

Аренгарио - здание старой ратуши Монцы, восходящее ещё к XIII в. В 1330 г. с южной стороны был достроен балкон, с которого зачитывали городские указы.


Аренгарио (Arengario)

Рядом стоит, пожалуй, самый известный фонтан Монцы - фонтан лягушки (1932). Скульптор Аурелио Миструцци изваял обнажённую девочку, которая давит в руке жабу.


Фонтан лягушки (Fontana delle rane)

Город стоит на реке Ламбро - это левый приток По.


р.Ламбро (Lambro)

Один из самых известных мостов через Ламбро - мост Львов (1838-40). Его украшают 4 льва из каррарского мрамора, которых выполнил скульптор Антонио Тантардини.


Мост Львов (Ponte dei Leoni)

Далее мы нашли туристический офис, чтобы узнать, как добраться до автодрома. Работница подсказала нам автобус и так растрогалась тому факту, что люди приехали посмотреть не гонки, а пустую трассу, что подарила каждому по толстой книжке об истории Гран-При Италии. Для Алекса это был, конечно, лучший сувенир за всю поездку.


"Монца" (Monza)

По доброй итальянской традиции у водителя не оказалось билетов - поэтому мы поехали бесплатно. О близости автодрома уже указывает название улицы...


Улица Энцо Феррари (Via Enzo Ferrari)

Трасса находится внутри огромного парка к северу от центра города. Парк Монцы - один из самых больших во всей Европе, его площадь 688 га.


Национальный автодром Монцы (

Нас, как специалистов пустых автодромов, удивил тот факт, что вход на территорию трассы стоит 5 евро.


Национальный автодром Монцы (Autodromo Nazionale di Monza)

Длина современного трека - 5,793 км. Но сохранился (правда, в заброшенном состоянии) и старый овал 4,25 км.


Национальный автодром Монцы (Autodromo Nazionale di Monza)

Часть старой трассы можно увидеть за поворотом "Параболика".


Поворот Параболика (Curva Parabolica)

Последний раз овал использовался в Гран-При Италии 1961 г., который был омрачён самой страшной аварией в "Формуле-1". Автомобиль немецкого гонщика Вольфганга фон Трипса вылетел с трассы - погиб сам пилот и ещё 14 зрителей. С тех пор "Ф-1" на овалах не катается, но лично мне было бы интересно увидеть хотя бы одну такую гонку в календаре. Шанс был когда Индианаполис вошёл в чемпионат, но там зачем-то построили внутри трека обычную трассу. Кстати, Индианаполис - город-побратим Монцы.


Высокоскоростное кольцо (Anello alta velocita)

Автодром Монцы был построен в 1922 г. и сразу начал принимать гонки Больших Призов. С 1950 г. Гран-При Италии вошёл в официальный чемпионат "Формулы-1" и с тех пор проводится каждый год. В 1980 г. единственный раз Монцу в календаре заменила Имола.


Национальный автодром Монцы (Autodromo Nazionale di Monza)

Больше всех побед здесь одержал Михаэль Шумахер - 5.


Трибуны

14 мая 1945 г. в Монце прошёл военный парад союзников. Танки ехали прямо по стартовой прямой.


Прямая Старт-Финиш

Если в Имоле Лёха не смог сфотографироваться на поул-позишн, то в Монце ему удалось заполучить очередной поул.


Поул-позишн

Монца - самая скоростная трасса "Формылы-1". И она видела много смертей. В 1955 г. погиб 2-кратный чемпион мира Альберто Аскари. В 1970 г. - Йохен Риндт. На момент гибели австриец лидировал в чемпионате и стал единственным посмертным чемпионом. В 1978 г. произошёл завал на старте, в котором шведский гонщик Ронни Петерсон получил переломы ног. Казалось, его жизни ничего не угрожает, но ночью он скончался из-за жировой эмболии.


Прямая Старт-Финиш

Ну а кому-то здесь очень везло. Так на последнем круге в 1993 г. Кристиан Фиттипальди задел колесо другого болида, сделал в воздухе мёртвую петлю и спокойно пересёк финишную черту.


Прямая Старт-Финиш

Стартовая прямая Монцы нереально длинная - 1320 м! В 2005 г. Х.П.Монтойя на тестах установил здесь скорость 372,6 км/ч!


Прямая Старт-Финиш

Прямая заканчивается шиканой "Реттифильо" с самым жёстким торможением в сезоне - с 350 до 80 км/ч.


Я впервые вблизи увидел поребрики.


Шикана Реттифильо (Variante del Rettifilo)

А это уже пит-лейн - здесь всё должно быть с точностью до миллиметра.


Пит-лейн

Ну и расскажу о своей истории болельщика Ф-1. В школьные годы я был ярым фанатом гонок (болел за "Макларен"), с 1992 по 96 гг. не пропустил по ТВ ни одного этапа! Если бы мне тогда сказали, что через 15 лет мне Формула станет практически безразлична - я бы не поверил! Но так постепенно и произошло. Наверно, в первую очередь изменились мои интересы. Например, появилось увлечение путешествиями. Интересно, что до 23 лет я нигде кроме Москвы и не был (только в Питер в детстве отвезли разок).


Пит-лейн

Ну и сама "Формула-1" стала объективно менее интересной. В "Спорт-Экспрессе" вместо 1,5 полос ей отводят небольшой кусочек. Статью в "Википедии" писал также мой соратник - "Золотым веком" Формулы он называет период 1980-2000 гг. Даже мой компаньон Алексей хоть и смотрит гонки, но соглашается, что нынешняя "Ф-1" с керсами и прочей искусственностью - это пошлятина. Он даже дальше пошёл - называет настоящими гонками 50-70-е гг., когда не было такой коммерции, а люди рисковали жизнью за идею.


Пит-лейн

С одной стороны Монца - только лишь пригород королевски пышного Милана. С другой - один из крупнейших городов региона. Если вы хоть немного увлекаетесь автомобильным спортом, побывать в Милане и не заехать в Монцу - нонсенс. Если вы ничуть им не увлекаетесь, вам всё равно обязательно стоит сгонять сюда из Милана хотя бы на денёк. Так как Монца - это всё же Италия, обилие объектов исторического наследия здесь не так удивляет, как, к примеру, во французском Ле-Мане , но, как минимум, здешний Дуомо стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе.

Ценнейшее сокровище не только города, но и региона и страны вообще - Железная корона Ломбардии. Согласно преданию, её внутренний обруч сковали из гвоздя, которым Иисус был приколочен к кресту.

Как добраться до Монцы

За 15 минут из Милана от вокзала «Порто Гарибальди» на поезде (поезда ходят каждые полчаса). Или на автомобиле. К северному аэропорту Милан-Мальпенса Монца находится даже ближе самого Милана.

Поиск авиабилетов в город Милан (ближайший а/п к Монце)

Немного истории

Основана Монца была в древние времена, и сейчас уже никто не вспомнит, когда именно. В 6 веке, при лангобардах, здесь был выстроен королевский дворец с монастырём, и с этого момента Монца из деревни стала превращаться в настоящий город. Превращение пошло настолько успешно, что в период Средневековья город нет-нет, да и порывался отделиться от Милана и зажить самостоятельной жизнью.

Популярные отели Монцы

Развлечения и достопримечательности Монцы

Две главные исторические достопримечательности города - это кафедральный собор и королевская резиденция с парком. Дуомо Монцы, названный в честь Иоанна-Крестителя, начали возводить в конце 6 века, но нынешняя постройка гораздо новее. Строительство последней версии собора начали в 1300 г., а полностью завершён он был только к середине 18 века. Главный фасад базилики, отделанный бело-зелёным мрамором, ныне выглядит достаточно характерно, напоминая Дуомо в Сиене. Романский по своему типу и совершенно готический в смысле отделки, он воздушен, изящен и богато декорирован. Рядом с ним особенно контрастно смотрится суровая прямоугольная башня из красного камня, выстроенная в начале 17 века.

Необычной старинной привилегией Дуомо Джованни Баттиста в Монце было и остаётся право нанимать собственную вооруженную гвардию для проведения церемоний, наподобие ватиканских швейцарцев. Гвардейцев зовут «алабардьери» из-за типа их вооружения, и они носят характерную униформу в стиле 18 века из синей шерсти с золотым шитьём и изображением железной короны.

В правом трансепте собора расположен вход в музей Серперо, где размещена сокровищница. Там хранится ценнейшее сокровище не только города, но и региона и страны вообще - Железная корона Ломбардии. Согласно преданию, её внутренний обруч сковали из гвоздя, которым Иисус был приколочен к кресту. Внешний же обруч короны - чистое золото и крупные драгоценные камни. Примечателен и диптих времён поздней античности, изображающий Поэта и Музу - ему уже более 1 500 лет. Также в соборе можно осмотреть значительную коллекцию античных предметов и работ художников раннего Средневековья, изрядная часть которых была собрана самой королевой Теодолиндой, основательницей Дуомо. В особенности примечательно собрание ладанок - металлических флакончиков, в которых паломники везли из Святой Земли освящённое миро. Подобная коллекция ладанок есть только в Боббио. Часовня Теодолинды примечательна фресками 15 века и фигурами святых и апостолов 14 века.

При самокоронации Наполеона I как императора Италии в 1805 г. Бонапарт не пожелал, чтобы корону возлагал ему на голову кто-то, кроме него самого. Собственноручно надев корону, император заявил, что сам Господь дал её ему, и потенциальным покусителям стоит поостеречься.

3 вещи, которые нужно сделать в Монце:

#Попробовать традиционный десерт Монцы - фирун, сделанный из запечённых в печи каштанов.
  1. За сравнительно небольшую плату порядка 50 EUR прокатиться по знаменитейшей трассе F1 на собственном авто.
  2. Пресытившись автомобилями, отправиться на лоно природы - к Комо.

Резиденция в Монце была построена в 18 веке и носит явный отпечаток классического стиля. Возводили её для австрийского эрцгерцога Фердинанда, по совместительству являвшегося Миланским герцогом. Позднее в резиденции жил вице-король Эжен Роз (Евгений Богарне, приёмный сын Бонапарта), и именно после этого дворец стали звать королевским. Сегодня вилла Реале открыта для публичного посещения: вход внутрь возможен лишь по записи, но осмотреть прилегающий прекрасный парк можно совершенно свободно. В интерьере дворца до сих пор сохранились старинные фрески и предметы искусства. На вилле расположен художественный музей Монцы. А в первый день лета на вилле Реале запускают фейерверки, потрясающе зрелищные.

Городской парк Монцы, спроектированный Богарне, с его виллами, водоёмами, рощицами и лужками считается одним из крупнейших и красивейших в Европе. По площади он в два раза превосходит большой Центральный парк в Нью-Йорке, и в выходной день народу здесь видимо-невидимо. В хорошую погоду парк становится гигантской лужайкой для пикника.

Ещё одна значительная средневековая постройка в Монце - это Аренарий, прежде Паласио Коммунале; говоря проще - Ратуша. Аренарий на Римской площади был выстроен в 13 веке по подобию римского палаццо делла Раджоне, хотя внушительная зубчатая башня была пристроена к нему веком позже. С южной стороны к зданию пристроили небольшую каменную лоджию, «ла Парлеру», то есть место для того, чтобы держать речь. Сейчас в Ратуше открыта библиотека, и здесь же проходят разные выставки и культурные события.

Ежегодно 6 июня в Монце проходит праздник черешни. Центральной ареной его является маленький старый мостик Святого Джерардино через речку Ламбро.

Помимо собора в городе есть ещё немало старинных и красивых церквей, из которых выделяется «терракотовая» церковь Санта-Мария ин Страда. Предположительно, она была выстроена в середине 14 века с добавленной столетием позже колокольней. Конечно, впоследствии постройку не раз улучшали, а с середины 19 века конвент служил детским садиком. Фасад церкви из красного камня украшен множеством геометрических элементов, а портал образуют каменная арка и мраморный архитрав; в фальш-нишах поверх него до сих пор можно видеть следы средневековых фресок. Подобные же росписи, только гораздо лучше сохранившиеся, можно увидеть и в интерьере церкви.

Другие интересные церкви Монцы - это, например, старая доминиканская церковь Сан-Пьетро Мартире, построенная в середине 14 века. Сегодняшний её вид, правда, относится к 19 веку, в начале которого к церкви пристроили колокольню. Но в интерьере всё равно сохранились фрески начала 14 века. Ещё старше церковь Санта-Мария дель Карробио, заложенная в первой половине 13 века. От конструкции того времени осталась к сегодняшнему дню церковная колокольня.

Нельзя обойти вниманием и памятную часовню Капелла Эспиатория, построенную после убийства короля Умберто I его сыном, Виктором Эммануилом II. Строительство заняло 10 лет, зато теперь часовня на улице Маттео да Кампионе представляет собой уникальную конструкцию со стелой в виде каменного креста высотой более 30 м. На верхушке стелы водружена скульптурная аллегория сострадания.

Считается, что на трассе в Монце - самое жёсткое торможение. На финишной прямой в конце маршрута пилотам надо скинуть скорость с 350 км/ч меньше чем до сотни. Это приводит к пятикратным перегрузкам.

Конечно, говоря о Монце, невозможно ограничиться перечислением архитектурных красот. Национальный автодром этого города очень стар и овеян легендами. Именно здесь проводится Гран-при Италии в рамках гонок F1: дорога эта довольно прямая, и поэтому гоняют по ней, что называется, без тормозов - трассы быстрее на сегодняшний день в F1 просто нет. Её строили прямо «поверх» королевского парка, на основе существующих там дорожек, вырубая часть деревьев, и открыли в 1922 г. Правда, вскоре выяснилось, что трасса не слишком подходит к реалиям времени; её взялись реконструировать, но грянула Вторая мировая война, и о гонках пришлось временно забыть. В послевоенный период трассу восстановили и использовали по назначению: именно на ней были установлены рекорды максимальной скорости и самого быстрого прохождения круга.

Окрестности Монцы

За 10 минут от города можно доехать до Орено или Вимеркате. Орено знаменит своими двориками и сельскими домами, которые перемежаются с роскошными виллами - например, виллой Галларати Скотти, что в историческом центре, или виллой Борромео с фресками второй половины 15 века. В Вимеркате стоит осмотреть неоклассическую виллу Соттокаса, историческую резиденцию Барбароссы и Бернабо Висконти.