Экономико-географическая характеристика республики хакасия. В степных и предгорных районах Хакасии обитают крот, горностай, колонок, в горах - белка, заяц-беляк, волк, лисица, медведь и др. Из птиц - рябчик, глухарь. В реках - таймень, линь, налим и др. К

Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинскойкотловины. Протяженность с севера на юг - 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) - 200 км. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге — с Республикой Тыва, на юго-западе — с Республикой Алтай, на западе — с Кемеровской областью.

В составе республики находится 3 города республиканского подчинения: Абакан, Саяногорск, Черногорск; 8 районов: Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджонекидзевский, Таштыпский, Усть-Абаканский и Ширинский. Административный центр - г. Абакан, расположен на юго-востоке республики, на берегу р. Абакан, левого притока Енисея.

Климат Хакасии резко континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Характерны резкие колебания температуры, воздуха и осадков. Средняя температура июля + 19 C , января -20 C . Продолжительность безморозного периода от 80 до 120 дней. Годовое количество осадков колеблется от 250 до 780 мм. Преобладают ветры юго-западного направления. В апреле и мае почти ежегодно наблюдаются ветры большой силы, достигающие скорости 17-20 м/с. Зима устанавливается в конце октября - начале ноября.

По характеру рельефа выделяют горную (восточные склоны Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта, северные склоны Западного Саяна - высота до 2930 м) и равнинную (Минусинская, Чулымо-Енисейская котловины) части.

Равнинные участки приурочены к широким долинам рек и носят название степей (Абаканская, Койбальская и др.).

На территории республики имеются месторождения каменного угля, железной руды, цветных и редких металлов (медь, молибден, свинец, золото и др.), гипса, стройматериалов.

Хакасия расположена в степной и лесостепной зонах. Чётко выражена вертикальная поясность ландшафтов. В горах преобладают дерново-подзолистые, а также горно-таёжные подзолистые и горно-тундровые почвы. В межгорных котловинах и частично в предгорьях - различные типы чернозёмов. В наиболее пониженных частях котловин расположены сухие дерновинно-злаковые степи, по окраинам - разнотравные степи и лесостепь (сочетание луговых степей с лиственничными, берёзовыми и сосновыми перелесками).

Горно-таёжные леса поднимаются до высоты 1200 м на севере, 1600 м и выше на юге. На сухих склонах Кузнецкого Алатау - светлохвойная тайга из лиственницы и сосны, на склонах Абаканского хребта и Западного Саяна - темнохвойные леса с преобладанием пихты и кедра.

В степных и предгорных районах Хакасии обитают крот, горностай, колонок, в горах - белка, заяц-беляк, волк, лисица, медведь и др. Из птиц - рябчик, глухарь. В реках - таймень, линь, налим и др.

На территории Хакасии расположены заповедники Малый Абакан, Чазы.

Основные отрасли промышленности: горнодобывающая (каменноугольная шахта "Енисейская" и угольный разрез "Черногорский"; железная руда - АО "Абаканское рудоуправление"; руды цветных металлов - АО "Молибден" (г. Сорск); мрамор - АО "Саянмрамор"), лёгкая (шерстяная - АО "Ситекс"; трикотажная фабрика "Хакасия"; обувная - АО "Саяны"; кожевенная - АО "Искож"), машиностроение(производство вагонов (АО "Абаканвагонмаш"); контейнеров, автокранов), цветная металлургия (Саянский алюминиевый завод, Сорский молибденовый комбинат, АО "Туимский завод ОЦМ" (латунный прокат)), лесная и деревообрабатывающая ("Саянлес"), пищевая (мясная - АО "Мясокомбинат Абаканский"; молочная и др.). Гидролизный завод в посёлке Усть-Абакан.

Главные промышленные центры: города Абакан, Саяногорск, Черногорск, Абаза, Сорск; ПГТ - Усть-Абакан. В сельском хозяйстве ведущее место занимают земледелие (посевы зерновых (главным образом пшеницы) культур), мясомолочное животноводство, овцеводство, птицеводство.

Транспортный комплекс в Республике Хакасия представлен автомобильным, железнодорожным, авиационным и водным (речным) транспортом. Удаленность Республики Хакасия от главных экономических центров страны, необходимость преодоления больших расстояний обусловили развитие транспортной системы в республике. Главное предназначение транспортной отрасли - это грузовые и пассажирские перевозки.

По территории Республики Хакасия проходят железнодорожные магистрали: Абакан-Тайшет, Абакан - Ачинск, Абакан - Новокузнецк.

Орган законодательной власти Верховный Совет Республики Хакасия - высший представительный и единственный законодательный орган Республики Хакасия. Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов, избираемых гражданами Республики Хакасия на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам с примерно равной численностью избирателей.

Орган исполнительной власти Правительство Республики Хакасия - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Республики Хакасия, назначается на срок полномочий избранного Председателя Правительства Республики Хакасия и слагает свои полномочия при новом избрании Председателя Правительства Республики Хакасия, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования Правительства Республики Хакасия нового состава.

Республика Хакасия (до 3 июля 1991г. Хакасская автономная область) существует в современных границах с 20 октября 1930 года Официальные языки - хакасский и русский.

В целом экономико-географическое положение республики Хакасия очень выгодно (рельеф и климатические условия благоприятны для сельского хозяйства и для развития промышленности). Также в ЭГП республики не мало важную роль играет соседство с такими развитыми регионами как Кемеровская область и Красноярский край. Республика Хакасия обладает выгодным транспортно-географическим положением (наличие железной дороги, автодорог, воздушных и речных путей). Выгодно ее географическое положение на Южно-Сибирской магистрали, соединяющей Республику с Минусинским правобережьем, Иркутской областью, Кузбассом. По р. Енисею республика имеет выход к Центрально-Красноярскому региону и на Енисейский Север.

Исторические пути заселения и развития хозяйства.

Хакасия является частью Саяно-Алтайского нагорья. Как предполагают ученые, предки человека поселились на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины свыше 300 тысяч лет назад. Древнейшая история этого края уникальна и самобытна. Хакасия известна во всем мире своими древними историко-археологическимим памятниками. Археологи не случайно называют ее «археологической Меккой».

В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, древнетюркских народов. Определенное влияние на развитие южно-сибирских народов оказывали и древнекитайские государства: в старинных китайских хрониках мы находим упоминания о северных соседях, называемых китайцами «Хягасы». Взаимоотношения этих народовявлялись непростыми: были и бесчисленные военные столкновения, борьба за выживание, и периоды относительного затишья, когда шли оживленный торговый и культурный обмены.

С древнейших времен Хакасия имела караванные пути с Монголией, Китаем, Тибетом и Индией. В эпоху Кыргызского каганата существовала ветвь Великого шелкового пути, которая соединяла Хакасию с Тувой. Этот путь упоминался еще в древнетюркских рунических памятниках VII - VIII вв.

Письменность в бассейне верхнего течения Енисея (включая Хакасию) существовала, по предположениям профессора Л.Р. Кызласова, вплоть до монгольского завоевания, т.е. до самого ХIII века, а по последним исследованиям и до более позднего периода ХVII- ХVIIIвв.

С ХIII века народы Саяно-Алтая, в т.ч. енисейские киргизы стали испытывать все более усиливающееся давление со стороны южных соседей монголов. В результате длительных кровопролитных боев, которые продолжались несколько десятилетий, монгольские войска вторглись на территорию Кыргызского (Хакасского) государства и в 1293г. оно пало.

Монгольский период в истории Хакасии характеризуется громадными людскими потерями, упадком культуры, феодальной раздробленностью. После разрушения Хакасского государства разрозненные феодальные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз в силу внешних и внутренних причин. Определенная стабильность произошла лишь к началу ХVII в., когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества) Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргыз.

Процесс вхождения Хакасии в состав России был длительным, противоречивым.

В марте 1707 года царь Петр 1 подписал Указ о сооружении острога в Хакасии, который был построен за пятнадцать дней, с 4 по 18 августа 1707 года. Этот год и является годом вхождения Хакасии в состав России. Для окончательного закрепления Хакасии в составе России на ее южной границе в 1718 году построили еще один острог -Саянский.

Территория Хакасии интересовала царскую власть, прежде всего своими богатствами. Еще при Петре 1 Д.Г.Мессершмидт сделал первые описания природы Хакасии и ее полезных ископаемых. Это способствовало развитию здесь промышленности. К началу 30-х годов ХVIII века были открыты многие медные месторождения: Сырское, Майнское, Базинское, где организуется промышленная добыча руды. В 1740 году строится два завода: Луганский медеплавильный и Ирбинский железоделательный.

Для обеспечения сырьем металлургических заводов в 30-40-е годы ХVIII века разрабатываются рудники Карышский и Заступовский на р. Белый Июс, Ербинский на реке Ерба, Аскизский, Базинский,Сырский и Таштыпский на реке Абакан, Майнский и Уйский на реке Енисей.

Важное место в развитии хозяйства Хакасско-Минусинского края играла золотодобыча, где с 30 - 40-х годов Х1Х века в Сибири началась «золотая лихорадка». К 1860 году на территории Минусинского и Ачинского округов работало 127 приисков. Основными районами добычи золота были рудники Сарала, Богом дарованный (ныне рудник Коммунар) и Балахчино. В 1852 году в Минусинском округе на золотых приисках и рудниках работало 3800 рабочих. Началось формирование рабочего класса.

За два столетия со времени вхождения Хакасии в состав России, ее территория была заселена и освоена русским населением. Уже в 1822 году на территории Хакасско-Минусинского края насчитывалось 90 русских поселений.

В ХVIII веке в хакасских хозяйствах преобладало скотоводство. Чисто скотоводческие хозяйства земледелием не занимались, разводили скот в больших количествах. А земледельческие хозяйства наряду с хлебопашеством имели скот в умеренных размерах. Охотничьи хозяйства промышляли звероловством, держали немного скота и в небольших количествах сеяли хлеб.

Во всех скотоводческих хозяйствах табунное коневодство в структуре стада занимало первое место.

В Х1Х веке хакасы переходят от полукочевого скотоводческого хозяйства к полуоседлому с двумя перекочевками в год.

Пушной промысел в Х1Х веке становится товарным. По переписи 1890-1891 годов охотников-промысловиков в Хакасии насчитывалось 1714 человек, из них 67% приходилось на Аскизское ведомство.

Накануне Октября 1917 года характерной особенностью Хакасии была многоукладная экономика, она включала в себя патриархально-феодальный, патриархально-родовой, мелкотоварный и частнокапиталистический уклады, которые переплелись между собой и в «чистом» виде не существовали.

Абсолютное большинство хакасского населенияв то время занималось единоличным сельскохозяйственным производством, причем 93,7% не использовали наемный труд. Баи составляли только 2,5%.

ХХ век был переломным в истории Хакасии. Советская власть изменила структуру народного хозяйства Хакасии. Она из аграрной, преимущественно скотоводческой, превратилась в индустриальный регион. Здесь были построены крупные предприятия: Саянский алюминиевый завод, «Абаканвагонмаш», Сорский молибденовый комбинат, Абаканский и Тейский железные рудники и многие другие. Энергетическим сердцем Хакасии стала Саяно-Шушенская ГЭС.

Население и трудовые ресурсы. Функциональная типология городов.

Общая площадь территории Хакасии составляет 61900 кв. км. Численность населения республики - 583200 человек, в том числе 414100 проживает в городской местности и 169100 человек - в сельской. Удельный вес республики в составе России составляет 0,4% и по площади и по численности населения. Плотность населения 9,4 человека на 1 кв. км.

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, на территории республики проживали представители 108 национальностей, в том числе: русские(79.5%), хакасы(11.1%), украинцы(2.3%), немцы(2%), татары(0.8%), белорусы(0.7%), чуваши(0.6%), мордва(0.6%), шорцы(0.2%), поляки(0.1%) и другие национальности(2.1%).

Общая численность население Республики Хакасия за период 1993-2006гг. претерпеланезначительные изменения. Так в 1993 году в республике проживало 583,6 тыс. чел., внастоящее время 2006 г. - 583,2 тыс. чел., то есть число жителей уменьшилось на 400 чел. В структуре населения уменьшилось количество детей в возрасте от 1-го до 14 лет с 18,5% в 1993 г. до 16,6% в 2006 году, доля пожилых лиц увеличилась с 13,0% (1993г.) до 16,9% (2006 г.), то есть население республики за 13 лет постарело. Доля городского населения в Республике Хакасия в 2006 г. составила 72%. Ожидаемая средняя продолжительность предстоящейжизни снизилась с 67,4 года в 1993 г. до 62,4 года в 2006 г., то есть уменьшилась на 4 года. На этом фоне особенно заметна проблема сверх смертности мужчин, разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет 11-12 лет, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни мужчин не достигает 60 лет (2006 г. - 56,3). Естественная убыль населения отмечается в Республике Хакасия с 1993 года и в 2006 году составила - 5,7 на 1000 населения.

Рождаемость в Республике Хакасия на протяжении последних лет снижалась с 15,2 на 1000 населения в 1993 году до 11,2 в 2006 году, темп снижения составил26,3%, но по-прежнему показатели рождаемости в республике остаются выше показателей по Российской Федерации на 11,5%. Территории компактного проживания хакасов - Таштыпский и Аскизский районы - всегда отличались высокой рождаемостью. Большие многодетные семьи - национальная особенность коренного населения Хакасии. Но и в этих территориях наблюдается снижение рождаемости на 18-36% за последние десять лет.

Продолжается рост показателя общей смертности как в целом по республике, так и в местах компактного проживания коренного населения. В данных территориях показатель общей смертности превышает республиканский уровеньна 6-14%. За период 1993-2006 гг. произошел рост показателя общей смертности по Республике Хакасия на 33%, но по сравнению с Российской Федерацией в Республике Хакасиясмертность ниже на 10% (РХ - 16,0; РФ -16,3 на 1000 нас. в 2005 г.). Структура общей смертности в республике представлена следующим образом: I место - болезни системы кровообращения (48%); II место - травмы и отравления (18%); III место - злокачественные новообразования 12,5%. Изменения в структуре смертности (увеличение доли умерших от травм и отравлений) отмечается с 1993 года, когда данный класс занял второе место среди причин общей смертности населения республики.

Особую тревогу вызывает анализ структуры смертности трудоспособного населения. Первое место среди потерь в данной группе населения занимают травмы и отравления. Умершие от несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортных травм в 74 % - это люди в трудоспособном возрасте, в том числе по 10-12% приходится на насильственную смерть (убийства) и автодорожные аварии, в 2 раза чаще умирают от отравлений алкоголем 20% и самоубийств 22%. Лица трудоспособного возраста составили 16% от всех умерших от заболеваний системы кровообращения и 28,5% - в классе новообразований.

Главной причиной сокращения численности по-прежнему остается естественная убыль населения. Миграционный прирост, составивший за январь - ноябрь 2005 года 172 человека, только на 6,2% компенсировал естественную убыль. Если в целом по Восточной Сибири наблюдается отток населения, то в Хакасии наблюда¬етсяприток населенияпри средних показателях денежного дохода и уровня безработицы. Он связан с устойчивостью экономики благодаря крупным промышленным предприятиям (Саяно-Шушенская ГЭС и алюминиевый завод). Положительное сальдо миграции сохранялось за счет притока населения из других регионов России и стран СНГ и Балтии.

Эмиграция в страны дальнего зарубежья составила 494 человека, что на 228 человек, или на 31,6% меньше, чем в январе - ноябре 2004 года. Основная часть эмигрантов (470 человек) выехала в Германию.

В январе - ноябре 2005 года по сравнению с соответствующим периодом 2004 года было отмечено увеличение миграционного прироста в обмене с большинством государств-участников СНГ и стран Балтии. Исключение составили Казахстан, Грузия и Латвия, по которым отмечено сокращение миграционного прироста.

Численность экономически активного населения Республики Хакасия в первом полугодии 2006 года увеличилась на 1,7% и достигла 261 тыс. человек. Общая численность занятого населения на начало второго полугодия составила 231,6 тыс. человек, она варьировалась в течение полугодия от 229,2 до 239 тыс. человек. Пик занятости пришелся на май-июнь. Общая численность безработных на начало второго квартала — 29,5 тыс. человек, или 11,2% от общего числа трудоспособного населения. По сравнению с первым полугодием 2005 года эта цифра выросла на 45%. Количество зарегистрированных безработных — 9,1 тыс. человек, или 3,2% от общего числа экономически активного населения. Произошло снижение относительно прошлогоднего показателя на 3,5%. Напряженность на рынке труда — 3 человека на одну вакансию. По республике самой проблемной территорией является Боградский район, где на одну вакансию претендуют 70 человек. Самый проблемный город — Саяногорск. Там на одну вакансию претендуют 11 человек. В Абакане количество вакансий превышает спрос на 30%. В ближайшие годы не ожидается увеличения численности работающего населения. Сокращение работников прогнозируется в агропромышленном комплексе, промышленности, ЖКХ и строительстве. Сейчас наибольшее количество вакансий в малом бизнесе. Численность занятых в крестьянских хозяйствах индивидуальным трудом и домашним хозяйством увеличилась на 15%. Работающих по договорам гражданско-правового характера — на 26,7%. Значительные сокращения работников происходят в сфере торговли, сельского хозяйства, транспорта и строительства

Согласно статистическим данным уровень жизни населения Республики Хакасия в последние годы стабильно повышается. Так, средняя заработная плата занятых в экономике республики в ноябре 2006 года составила 9193,3 рубля, что на 18,3 процента выше средней заработной платы в 2005 году и в 2 раза выше уровня заработной платы 2002 года.

Среднегодовые денежные доходы населения в январе-ноябре 2006 года составили 5821,7 рублей в месяц и выросли по сравнению с предыдущим годом на 14 процентов, а 2002 годом - на 85,2 процента.

Вместе с этим, из года в год происходит рост величины прожиточного минимума. Если в 2002 году его уровень был равен 1859 рублям, в 2005 году - 2844 , в 2006 году- 3243 рубля на человека.

В связи с опережающими темпами роста денежных доходов населения над темпами роста инфляции в республике происходит стабильное снижение числа жителей, проживающих за чертой бедности. Так, в 2002 году имели денежные доходы ниже уровня прожиточного минимума 31,8 процента населения республики, в 2005 году - 28,7 процента, а в 3 квартале 2006 года - 22,4 процента или 120 тысяч человек.

Среди регионов Сибирского федерального округа по этому показателю Республика Хакасия занимает 10 место. Из 16 субъектов самый низкий процент жителей, имеющих доходы ниже уровня прожиточного минимума, - в Кемеровской области (13%), самый высокий (76,1%) - в Усть-Ордынском Бурятском округе, Иркутской области.

Природные условия и ресурсы как один из важнейших факторов экономического развития и территориальной организации производительных сил.

Климат резко континентальный, с сухим жарким летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура воздуха июля +17,9оС, января -18,9оС. Среднегодовое количество осадков 300- 700 мм в год в степной зоне и до 1500 мм в год в горно-таежной.

Преобладающий рельеф местности - степи, горы и тайга. Саянские горы, высота которых порой превышает 2000 м, занимают две трети территории и располагаются на западе и юге республики.

В республике имеются практически все виды водных объектов - горные реки, каровые озера, реки предгорий, водные объекты с равнинным типом режима (малые степные реки и озера замкнутых котловин). Большая часть территории Республики принадлежит среднему течению бассейна р. Енисей, которая в настоящее время зарегулирована гидротехническими сооружениями Красноярской, Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС. Его водные ресурсы используются в первую очередь для выработки электроэнергии.

В Хакасии находится известное в Сибири озеро Шира слечебными водами и грязями, значительное количество озер, воды которых обладают лечебными свойствами.

В формировании объема стока рек Енисея и Оби участвуют более 320 малых рек. Кроме того, малые реки играют значительную роль в формировании эксплуатационных запасов подземных вод в степной части Республики, а также большую роль в сельскохозяйственном комплексе. Поверхностные водоемы представлены целым рядом водохранилищ, (наиболее крупные из которых Красноярское, Саяно-Шушенское, Майнское), естественными озерами, которых в Республике более 500.

Республика Хакасия - один из старейших горнорудных районов на востоке России. На ее территории ведется добыча железа, молибдена, золота, угля, минеральных и радоновых вод, неметаллических полезных ископаемых: барита, бентонита, облицовочного мраморов и гранитов, строительных материалов. Разведаны месторождения меди, полиметаллов, фосфоритов, асбеста, гипса, нефрита, жадеита.

Всего государственным балансом по Республике учитывается 166 месторождений.

В разведанных месторождениях Хакасии сосредоточено (в процентах от запасов Российской Федерации): угля - 3%, железных руд - 1%, молибдена - 11%, барита - 27%, бентонитов - 6,5%, облицовочных камней - 13%. Высоки перспективы выявления месторождений марганца, вольфрама, сурьмы, кобальта, высоко декоративных облицовочных и поделочных камней, промышленных скоплений углеводородного сырья.

Леса Хакасии являются одним из основных видов природных ресурсов ииграют важнейшую роль в развитии экономики и особую роль - в охране окружающей среды.

Лесной фонд Республики Хакасия составляет 3988,2 тыс. га, занимая две трети ее территории. Около 96% лесного фонда приходится на горные леса, имеющие повышенное водорегулирующее и почвозащитное значение.

Особую ценность в Хакасии представляют кедровые леса, которые составляют 29% общего лесного фонда. 20% территории Хакасии занимает степной пояс.

Общий запас древесины основных лесообразующих пород составляет 438 млн. куб. метров. В т.ч. хвойных пород - 127 млн. куб. метров.

Растительность Хакасии насчитывает более 1,5 тыс. видов высших растений. Около 300 видов растений являются лекарственным и техническим сырьем.Наиболее ценными пищевыми растениями являются черемша и папоротник-орляк, объемы которых значительны.

В республике - 2 государственных заповедника, 4 зоологических заказника республиканского значения, более 100 памятников природы. Несмотря на техногенное воздействие на окружающую среду существующих и строящихся объектов, экологическая ситуация оценивается как удовлетворительная.

Общая площадь земельного фонда — 6156,9 тыс. га.

Транспорт

Воздушное сообщение

Из Москвы (Внуково) в Абакан раз в неделю выполняет рейс авиакомпания «Владивостокавиа» (Москва – Абакан – Владивосток – Абакан – Москва). Раз в неделю совершаются рейсы Кызыл – Абакан – Новосибирск – Абакан – Кызыл, Норильск – Абакан – Екатеринбург.

Воздушного сообщения между городами Хакасии нет.

Железная дорога

Из Москвы в Абакан ежедневно ходит скорый поезд. Поезда Новокузнецк – Абакан (11,5 ч в пути), Красноярск – Абакан (через Саянскую, 14 ч в пути), Красноярск – Абакан (через Ачинск) ходят ежедневно. Прямые вагоны следуют до Абакана из Томска, Иркутска, Анапы, Адлера, Симферополя. Прямой вагон Новокузнецк – Абаза.

Междугородные автобусы

Абакан связан регулярным автобусным сообщением с Красноярском, Томском, Кемерово, Кызылом, Саяногорском, Абазой, Широй.

Автодороги

Автодорожная сеть в Хакасии довольно развита. Основная трасса М54 Красноярск – Абакан. Через Абакан идет Усинский тракт Абакан – Кызыл и автотрасса Абакан – Аскиз – Абаза – Ак-Довурак (Тува).

На дорогах достаточно автозаправок и служб сервиса.

Из книги Тунис. Путеводитель с мини-разговорником автора Кёте Фридрих

Транспорт ПрибытиеПолеты в город Тунис осуществляет Аэрофлот из Москвы 2 раза в неделю. Летом есть рейсы до Монастира из Москвы и Санкт-Петербурга.Информацияпо тел.: 155 0922, Шереметьево-1: 578-23-72,Шереметьево-2: 578 75 18/7816/9101.Путешествие по морю в Тунис целесообразно лишь в том

Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Транспорт Такси – наиболее удобный вид городского транспорта, однако цены за одну поездку могут сильно различаться в разных районах Египта. Всегда заранее договаривайтесь о цене поездки с водителем, иначе может возникнуть неприятная ситуация, разрешить которую сможет

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Транспорт Воздушное сообщение Самолетом можно долететь практически до любого административного центра в Сибири. Из Москвы в Тюмень, Ханты-Мансийск, Салехард, Омск, Новосибирск, Барнаул, Томск, Кемерово, Абакан, Красноярск, Норильск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу. Из столиц

Из книги Берлин. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Транспорт Воздушное сообщениеВ Тюмень выполняются регулярные авиарейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Баку, Еревана, Гянджи, Андижана, Самары, Ташкента, Краснодара.Регулярных рейсов между городами юга Тюменской области нет.Из Тюмени существуют рейсы в населенные

Из книги Италия. Сардиния автора Кунявский Л. М.

Транспорт Воздушное сообщениеВ округе действуют 11 аэропортов, из которых самолеты летают в 53 города России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Аэропорты Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска, Когалыма и Радужного имеют статус международного.Практически только

Из книги автора

Транспорт Транспортная сеть округа формировалась с учетом освоения месторождений газа и нефти. Особое положение в округе занимает воздушный транспорт, подчас единственно возможный.Воздушное сообщениеИз Москвы ежедн. рейсы: Салехард, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск

Из книги автора

Транспорт Воздушное сообщениеИз Москвы в Омск ежедневно выполняется более четырех рейсов. Также есть регулярные рейсы из Анадыря, Андижана, Баку, Белоярского, Благовещенска, Братска, Владивостока, Иркутска, Красноярска, Надыма, Нижневартовска, Новосибирска, Нового

Из книги автора

Транспорт Воздушное сообщениеРейсы самолетов связывают Новосибирск (аэропорт «Толмачево») с городами Анадырь, Белоярск, Благовещенск, Братск, Владивосток, Иркутск, Красноярск, Надым, Нижневартовск, Новый Уренгой, Санкт-Петербург, Сургут, Хабаровск, Ханты-Мансийск,

Из книги автора

Транспорт Воздушное сообщениеПопасть в Томскую область легче всего самолетом из Москвы, Краснодара, Уфы, Нижневартовска, Сургута, Омска, Владивостока, Стрежевого, Кедрового.Аэропорты есть в Колпашево, Александровском, Каргаске, Парабели, Среднем Васюгане, но регулярных

Из книги автора

Транспорт Воздушное сообщениеПроще всего добраться до Барнаула самолетом. Рейсы из Москвы, Красноярска, Благовещенска, Иркутска, Нижневартовска, Санкт-Петербурга, Сочи, Сургута. Можно прилететь на самолете в Новосибирск, а оттуда поехать на Алтай на автобусе,

Из книги автора

Транспорт Воздушное сообщениеРегулярного авиасообщения между населенными пунктами Республики Алтай нет, хотя есть три аэропорта: вГорно-Алтайске, Усть-Коксе и Кош-Агаче. Можно долететь до Новосибирска или Барнаула самолетом, а уже оттуда добираться автобусом или

Из книги автора

Транспорт Воздушное сообщениеИз аэропорта Кемерово выполняются рейсы во Владивосток, Благовещенск, Екатеринбург, Нижневартовск, Красноярск, Сочи. Из Новокузнецка круглый год выполняются рейсы только в Москву. Летом самолеты летают в Томск, Благовещенск и Анапу.

Из книги автора

Транспорт Воздушное сообщениеДобраться в Красноярск легче всего самолетом. В крае около 20 действующих аэропортов. Аэропорты Красноярска, Норильска имеют международный статус.Красноярск: рейсы из Москвы ежедн., несколько раз в день. Рейсы из Анапы, Благовещенска,

Из книги автора

Транспорт Воздушное сообщениеСамолет или вертолет – единственное средство передвижения по округу. Из Красноярска до Туры, Ванавары, Байкита – ежедневные рейсы в, существует авиарейс Байкит – Суринда. На самолетах действует пониженный тариф для лиц, проживающих на

Из книги автора

Транспорт Автомобилистам придется искать удобные места для парковки: на улицах в центре города царит типичное для большого города движение, и мест для парковки недостаточно (информация на сайте www.vmzberlin.de/vmz).Такси: вызов по тел. 26 10 26, 44 33 22, 21 02 02, 0 800 2 22 22 55. Для поездок до 2 км,

Из книги автора

Транспорт СамолетКруглогодичные прямые рейсы из Москвы осуществляют авиакомпании «Aэрофлот» (Рим, Милан, Венеция) и Alitalia (Рим, Милан). Есть чартерные рейсы (разной степени интенсивности в зависимости от туристического сезона): Неаполь, Римини, Генуя, Тревизо,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таблица 10 Характеристика транспортных путей региона

Регион

Железные дороги, тыс. км

Речные пути, тыс. км

Автомобильные дороги, тыс. км

Республика Хакасия

Россия

Регион

Площадь территории региона, тыс. кв. км

Густота ж/д путей, км/10000 кв. км

Густота речных путей, км/1000 кв. км

Густота автодорог, км/1000 кв. км

Республика Хакасия

Россия

На рынке транспортных услуг одна из ведущих ролей отводится железнодорожному транспорту.

В Республике Хакасия общая протяженность железнодорожных путей составляет 666,6 км. Из них 288,4 км электрифицировано, оснащено устройствами диспетчерской централизации и автоблокировкой. Густота железных дорог на территории Республики Хакасия составляет 108 км на 1000 кв. км территории.

Основой железнодорожного транспортного каркаса Республики Хакасия являются Южно-Сибирская железнодорожная магистраль (Междуреченск - Абакан - Тайшет) и железнодорожная ветка Ачинск - Абакан.

В республике имеются 4 крупных железнодорожных моста: через р. Енисей, р. Абакан, р. Черный Июс и р. Белый Июс.

Железнодорожным сообщением охвачено 33 населённых пункта, эксплуатируется 43 железнодорожные станции, действуют пять железнодорожных вокзалов - в городах Абакан, Абаза, поселках городского типа Шира, Аскиз, Бискамжа.

Автомобильный транспорт : Автодорожная сеть республики наиболее развита в её центре, западе и юго-западе, что напрямую связано с расположением крупных городов республики. По Хакасии проходит федеральная трасса М54, которая возле столицы соединяется с трассой А161, соединяющую Абакан с тувинским Ак-Довураком. Наиболее развитые участки автомобильных дорог Хакасии: Абакан -- Саяногорск; Абакан -- Бея; Абакан -- Абаза; Абакан -- Сорск; Абакан -- Шира -- Копьёво; Копьёво -- Приисковый. Автомобильные дороги к другим, более мелким населённым пунктам, представлены, в основном, грунтовыми дорогами, хотя в данный момент ведётся их смена на дороги с твёрдым покрытием. Междугородние движения ведутся во все соседние регионы: Красноярский край (Красноярск, Ачинск, Артёмовск),Тыва (Кызыл, Ак-Довурак), Кемеровская область (Междуреченск, Новокузнецк), Алтайский край и республика Алтай (Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск). Есть сообщения и на более дальние расстояния -- Новосибирск, Томск. Междугородние сообщения представлены автобусами, маршрутными "Газелями", частными такси. С открытием сезона нагрузка возрастает на участки дорог Абакан -- Шира, Абакан -- Сорск (до санатория Туманный).

Железнодорожный транспорт: Железная дорога Хакасии принадлежит к Красноярской железной дороге (Абаканское отделение). Общая протяжённость железных дорог составляет 663 км. Железная дорога проходит практически через все наиболее значимые населённые пункты республики. Присутствует как электрифицированная железная дорога (Абакан -- Калтас), так и неэлектрифицированные её участки (тепловозная тяга), составляющие основную часть железных дорог республики: Тигей -- Копьёво, Аскиз -- Абаза, Бискамжа -- Тёя. Узловой центр железных дорог республики -- столица. По республике курсируют 3 основных поезда: местного формирования: № 659/660 Абакан -- Красноярск (через Ачинск); № 675/676 Абакан -- Новокузнецк (через Бискамжу); дальнего следования: № 67/68 Абакан -- Москва-Ярославская(через Ачинск, Омск, Екатеринбург, поезда меняют нумерацию на ст. Ачинск-1); Кроме того, из Абакана, в зависимости от времени года и дня недели, прицепными вагонами или поездами временного формирования можно добраться до Иркутска, Тайшета, Томска, Адлера, Бишкека. Участок железной дороги Тигей -- Копьёво (и далее -- Ужур, Ачинск) является связующим звеном между двумя железнодорожными артериями -- Транссибом и Южсибом (Тайшет -- Абакан -- Новокузнецк -- Артышта - Барнаул - Кулунда - Павлодар - Астана - Тобол - Карталы - Магнитогорск - Дёма) (аналогично участку Саянская -- Уяр). Помимо Абакана, узловой в республике является станция Бискамжа. Город Саяногорск связан с "большой" железной дорогой через станцию Камышта.

Авиатранспорт: В Хакасии действует аэропорт. И хотя официально он располагается не в селе Калинино, а в 200 метрах от него, жителями столицы и республики в целом принято считать, что аэропорт г. Абакан находится именно в этом селе. Авиаперевозки пассажиров и груза в Хакасии осуществляет ЗАО "Абакан -- Авиа", ОАО "Владивосток -- Авиа" и ОАО "Аэропорт -- Абакан". Выполняются рейсы в Москву , Норильск, Красноярск, Владивосток, Кызыл. Самолёты, осуществляющие перевозки, класса Ту (в частности Ту-204) и Airbus, в частности Airbus A320).

В зависимости от времени года, выполняются рейсы на Юг России и в курортные страны.

Глава 6. Экологические проблемы района

Для определения уровня воздействия социального компонента на состояние экологии Республики Хакасия, рассчитаем среднюю экологическую плотность населения:

ЭПср=К2*численность населения,

где К 2 -- от 501 тыс. до 1,0 млн.

чел.; К 2 = 1,5;

ЭПср=532200 *1,5=798300

Выявим уровень воздействия городского населения на природную среду:

УВ=ЭПср/Кср,

где К ср -- табличный показатель, учитывающий экологическую ситуацию и значимость состояния почвы (К п), атмосферы (К а), водного бассейна (К в) Республики Хакасия (Сибирский округ, бассейн Енисея)

К ср = (К п + К а +К в) / 3.

К ср =(1,4+1,1+1,25)/3=1,25

УВ=798300/1,25=638640

Таблица 11 Уровень воздействия городского поселения на природную среду

Вывод: Самый высокий уровень воздействия городского населения на природу в Абакане- 137,04, второе место - Черногорск - 60,32. Разница в показателях значительна, т.к. Абакан - столица, его средняя экологическая плотность населения -- 145,2 тыс. чел. То же самая высокая, но не превышает 500 тыс. чел., это значит, что уровень концентрации загрязнения равен 1, не высокий по сравнению с городами других областей.

Таблица 12 Характеристика отраслей по характеру воздействия

На воздушную среду

На биосферу

На человека

Теплоэнергетика

Химическая и нефтехимическая

Машиностроение

Лесная и деревообрабатывающая

Целлюлозно-бумажная

Легкая пром-ть

Пищевая пром-ть

Сельское хоз-во

Транспорт

Особенности воздействия отраслевого комплекса (оценены теплоэнергетика, гидроэнергетика, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, цветная металлургия, пищевая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, ЖКХ) на окружающую среду: на землю - 21 балл, на воду - 19 баллов, на воздух - 19 баллов, на биосреду - 23 баллов, на человека -20 баллов (согласно приложению Л таблице Л2).

При оценке экологических проблем района, необходимо принять в расчет тот факт, что республика Хакасия находится на 41 месте по загрязненности. В городах Республики уровень загрязнения атмосферного воздуха колеблется от высокого до очень высокого; вода в поверхностных водных объектах относится к категории "загрязненной" и "очень грязной".

75% и более городского населения нашей республики проживает в условиях высокого и очень высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха. 45% его загрязненности от стационарных источников обеспечивали предприятия металлургии и теплоэнергетики. В "лидерах" - ОАО "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод" (с арендой объектов Хакасского алюминиевого завода). Это предприятие обеспечило за 2010 год почти 33 тыс. тонн выбросов. За ним шли: Абаканская ТЭЦ (9,5 тыс. тонн), черногорский "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" (7,9 тыс. тонн) и саяногорское ООО "Теплоресурс" (4,4 тыс. тонн). Вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составил 47,1 тыс. тонн (32,9%). Общие же суммарные выбросы в атмосферу Хакасии в 2010 году превысили 140 тыс. тонн. В воздух, которым мы дышали, постоянно попадали диоксид серы, оксиды углерода и азота. Химические реакции, происходящие в атмосфере при смешивании перечисленных веществ, само собой, могли привести только к образованию какой-нибудь "дряни". В "приоритетный перечень городов России с наибольшей загрязненностью атмосферного воздуха" попали города Черногорск и Минусинск.

Среди наиболее эффективных путей решения экологических проблем необходимо выделить внедрение экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, сырья, продукции и оборудования, рациональное использование природных ресурсов.

В качестве заключения необходимо отметить, что, несмотря на все предпринимаемые в настоящее время шаги по снижению уровня антропогенного давления на окружающую среду, значительный результат не будет, достигнут без повышения уровня экологической культуры человека, его экологического образования и воспитания.

Заключение

На основании изучения литературных, картографических, статистических и иных источников мною установлено, что развитие экономики России в целом зависит, в первую очередь, от экономического положения ее субъектов федерации. Именно поэтому при планировании развития народного хозяйства страны нельзя не учитывать роль внутренней экономики отдельных ее регионов.

В соответствии с вышесказанным, в ходе исследования мною было выявлено, что республика Хакасия является преимущественно сырьевой базой для соседних регионов. Уникальные по своему разнообразию и сочетанию природные ресурсы явились основой для развития здесь таких производств как: добыча угля, лесное, деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное; производство электроэнергии.

В целом, считаю поставленную цель выполненной.

Список литературы

1. Атлас железных дорог России.

2.Атлас автодорог России, стран СНГ и Балтии.

3. Атлас "География России"

4.Атлас Республики Хакасия

5."География России" Атлас для 8-9 классов, Роскартография, 2005.

6.Инфраструктура регионов России, Комаров М.П. . - СПб.: Питер, 2006.

7. Россия в цифрах-2011

8.Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. - М., 2012.

9.Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги: задание и методические указания к курсовой работе / Сост. Н.Б. Попова, Е.Ю. Никитина, Е.А. Гизунова. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007.

10.Экономическая география и регионалистика, Э.Н, Кузьбожев, И.А. Козьева, М.Г, Клевцова, М., 2011.

11.Социально-экономические механизмы охраны окружающей среды: учеб. пособие / Ю. А. Мажайский, О. А. Захарова. - Рязань: Изд-во 2005

12.http://www.r-19.ru/ официальный сайт республики Хакасия

13http://ru.wikipedia.org .

14. http://newsruss.ru/doc/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Комплексная оценка Брянской области с учетом количественных методов. Анализ природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития "вертикальных" и "горизонтальных" связей в разделении труда и межрайонной интеграции.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2012

    Современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития "вертикальных" и "горизонтальных" связей. Исследование территориального размещения производительных сил районов тяготения железных дорог.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Особенности территориального размещения производительных сил Орловской области, установление внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей. Современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики данного региона.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Исследование современного состояния природных, социальных и отраслевых составляющих экономики Кемеровской области. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Хозяйственный и транспортный комплексы области. Анализ экологических проблем территории.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Экономико-географическое положение. Исторические пути заселения и развития хозяйства. Население и трудовые ресурсы. Функциональная типология городов. Природные условия и ресурсы как один из факторов экономического развития и ТПК Республики Хакасия.

    реферат , добавлен 19.02.2008

    Оценка территории Республики Куба и её хозяйственного комплекса. Комплексная политико-географическая характеристика территории государства, его географического положения, политического строя, внешней политики и места государства на мировой арене.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Экономико-географическое положение Кабардино-Балкарской Республики. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Население и трудовые ресурсы республики. Хозяйственный и транспортный комплекс территории. Экологические проблемы республики.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2010

    Географическое положение и природные условия Республики Польша. Площадь территории, население, форма правления. Природные, водные, лесные и земельные ресурсы. Характеристика экономики страны. Отрасли промышленности, уровень развития сельского хозяйства.

    презентация , добавлен 25.04.2014

    Общее описание и экономико-географическое положение Липецкой области, оценка природных условий и ресурсов данной территории, население. Хозяйственный комплекс района тяготения: его распространенные виды транспорта и основные экологические проблемы.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Предпосылки развития и размещения производства на территории Польши. Степень обеспеченности минерально-сырьевыми, трудовыми и другими ресурсами. Отраслевая структура производства. Структура ввоза и вывоза продукции, направления внешнеэкономических связей.

Хакасия (Республика Хакасия , хак. Хакас Республиказы) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации.

Столица — город Абакан.

Граничит с Кемеровской областью, Красноярским краем, Республикой Тыва и Республикой Алтай.

Транспорт

Транспортная сеть республики представлена автомобильным , железнодорожным и воздушным транспортом.

Автомобильный транспорт

Автодорожная сеть республики наиболее развита в её центре, западе и юго-западе, что напрямую связано с расположением крупных городов республики.

По Хакасии проходит федеральная трасса М54, которая возле столицы соединяется с трассой А161 , соединяющую Абакан с тувинским Ак-Довураком. Наиболее развитые участки автомобильных дорог Хакасии: Абакан — Саяногорск; Абакан — Бея; Абакан — Абаза; Абакан — Сорск; Бомжово — Шира — Копьёво; Копьёво — Приисковый.

Автомобильные дороги к другим, более мелким населённым пунктам, представлены, в основном, грунтовыми дорогами, хотя в данный момент ведётся их смена на дороги с твёрдым покрытием.

Междугородние движения ведутся во все соседние регионы: Красноярский край (Красноярск, Ачинск, Артёмовск), Тыва (Кызыл, Ак-Довурак), Кемеровская область (Междуреченск, Новокузнецк), Алтайский край и республика Алтай (Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск). Есть сообщения и на более дальние расстояния — Новосибирск, Томск.

Междугородние сообщения представлены автобусами, маршрутными «Газелями», частными такси. С открытием сезона нагрузка возрастает на участки дорог Абакан — Шира, Абакан — Сорск (до санатория Туманный).

Железнодорожный транспорт

Железная дорога Хакасии принадлежит к Красноярской железной дороге (Абаканское отделение). Общая протяжённость железных дорог составляет 663 км.

Железная дорога проходит практически через все наиболее значимые населённые пункты республики. Присутствует как электрифицированная железная дорога (Абакан — Калтас), так и неэлектрифицированные её участки (тепловозная тяга), составляющие основную часть железных дорог республики дальше проезда нет: Тигей — Копьёво , Аскиз — Абаза, Бискамжа — Тёя.

Узловой центр железных дорог республики — столица. По республике курсируют 3 основных поезда: местного формирования: № 659/660 Абакан — Красноярск (через Ачинск); № 675/676 Абакан — Новокузнецк (через Бискамжу); дальнего следования: № 67/68 Абакан — Москва-Ярославская (через Ачинск, Омск, Екатеринбург, поезда меняют нумерацию на ст. Ачинск-1);

Кроме того, из Абакана, в зависимости от времени года и дня недели, прицепными вагонами или поездами временного формирования можно добраться до Иркутска, Тайшета, Томска, Адлера, Бишкека.

Участок железной дороги Тигей — Копьёво (и далее — Ужур, Ачинск) является связующим звеном между двумя железнодорожными артериями — Транссибом и Южсибом (Тайшет — Абакан — Новокузнецк — Артышта - Барнаул - Кулунда - Павлодар - Астана - Тобол - Карталы - Магнитогорск - Дёма) (аналогично участку Саянская — Уяр). Помимо Абакана, узловой в республике является станция Бискамжа. Город Саяногорск связан с «большой» железной дорогой через станцию Камышта.

Авиатранспорт

В Хакасии действует аэропорт. И хотя официально он располагается не в селе Калинино, а в 200 метрах от него, жителями столицы и республики в целом принято считать, что аэропорт г. Абакан находится именно в этом селе.

Авиаперевозки пассажиров и груза в Хакасии осуществляет ЗАО «Абакан — Авиа», ОАО «Владивосток — Авиа» и ОАО «Аэропорт — Абакан». Выполняются рейсы в Москву, Норильск, Красноярск, Владивосток, Кызыл.

Самолёты, осуществляющие перевозки, класса Ту и Airbus (в частности Ту-204 и Airbus A320).

В зависимости от времени года, выполняются рейсы на Юг России и в курортные страны.


Характеристика водной

сетии водного транспорта Республики Хакасия

Е нисей -одна из крупнейших рек России, является основной водной артерией Республики Хакасии, протекает через горную область Саян по средне - сибирскомуплоскогорью, Северо –с ибирской низменности.

Длина реки от места слияния Малого Енисея и Большого Енисея составляет 3385 км. Среднеепадение реки от истока до устья 37см\км.

Ниже речки Алан-Артрасположено Саяно-Шушенское водохранилище, ширина водохранилища колеблется от 300 до 3000 м. Берегаводохранилища крутые, сложены скальными породами. Максимальный напор наСаяно-Шушенском гидроузле рассчитан на 222 м. Судопропускаемыми сооружениями гидроузел не оборудован.

Ниже плотины Саяно-Шушенской ГЭС расположено Майнское водохранилище, образованное плотиной Майнской ГЭС, которая являетсярегулятором гарантированных расходов воды реки Енисей на участке нижнего бьефа Саяно-Шушенского гидроузла. Судопропускными сооружениями Майнский гидроузел не оборудован, судоходство на водохранилище не осуществляется.

Ниже города Саяногорск Енисей течет по Минусинкой котловине, главный порт на р. Енисей расположен в г Абакане, основные значения в формировании грузопотоков имеет Минусинско-Абаканская группа предприятий.

Абаканский речной порт, расположенный в устье протоки Рыбаки, осуществляет перевалку грузов (каменного угля, штучных и минерально-строительных) с водного транспорта на железнодорожный и с железнодорожного на водный. Порт хорошо механизирован, имеет 4 причала:

1. гравийный;

2. строительных материалов;

3. угольный;

4. реализационной базы краевого управления хлебопродукт.

Общая длина причальной линии 350 м. глубины у причалов не менее гарантированной. В здании на берегу находится Судоходная инспекция Минусинского участка и диспетчер Абаканского речного порта. Для связи с судами имеется УКВ радиостанция позывной «АБАКАН».

В настоящее время порт располагает основными фондами, это как:

1. Портальные краны от 5 до 27 тон грузоподьемности-5 ед.

2. Грузовой закрытый склад площадью 2000м 2 .

3. Водонапорная башня на 40 м 3 \час.

4. Блок механических мастерских.

5. Котельная с четырьмя котлами.

6. Автопогрузчики грузоподъемностью до 5 тон.-2 ед.

7. Трактор Т-75-ед

Красноярское водохранилище является искусственным водоемом образованным в результате постройки плотины Красноярской ГЭС и имеет следующие параметры:

Длина, км –334

Ширина, км наибольшая-10.5

Наименьшая-1.2

Площадь зеркола,к м 2:при НПУ-2000

При УМО-1394

Полезный объем при НПУ,к м 3 -73.3

Берега водохранилища преимущественно холмистые с крутыми местами отвесными скалистыми склонами. Верхняя часть водохранилища протяженностью 54 км. От порта Абакан до н.п. Советская Хакасия находится в зоне переменного подпора и является мелководной.

При нормальном подпорном уровне судовой ход в зоне переменного подпора проходит над затопляемыми островами, очищенными то леса, только вдоль трассы, ограждаемой плавучими знаками. За приделами судового хода лес не вырублен и представляет опасность длясудоходства.

Судоходная обстановка водной сети Республики Хакасия

Главная судоходная река на территории Республики Хакасии река Енисей. Береговая и плавучая судоходная обстановка р. Енисей обеспечивает круглосуточное плавание судови соответствуетгосударственным стандартам на судоходную обстановку,применяемую на внутренних водных путях России. Рейдовые знаки убежищ имеют светоотражающее покрытие. В зоне переменного подпора от порта Абакан до устья р. Туба в зависимости от уровня воды могут действовать либо речная, либо водохранилищная схемы судоходной обстановки.

Водный транспорт Республики Хакасии по категориям

№№ п\п

Наименование судов.

Класс судов

Мощность силовой установки л.с .

Грузоподъемность тон.

Пасажировместимость

Т\Х «ФАЗА»

Буксир

ТХ«133»

Буксир

Т\Х «КАРБАЙ»

Буксир

Т\Х «ИХТИАНДР»

Буксир

Т/Х» АКВАНАВТ»

Водолазный бот.

Т/Х»1420»

Водолазный бот.

Т/Х «ЯНТАРЬ»

служебно-административный

Т/Х «Тургенев»

пассажирский

Т/Х « Элден»

пассажирский

Судно проекта 16601

грузовое

Грузоналивного, нефтеналивного флота на территории Республики Хакасии - НЕТ