Что положено туристам при задержке рейса. Эксперты объяснили, с чем связаны задержки чартерных рейсов. Причины задержек чартерных рейсов

Задержка рейса способна нарушить планы путешественника, испортить настроение перед перелетом и лишить возможности совершить пересадку на другой рейс своевременно. Многие жертвы долгих ожиданий в аэропорту не догадываются о возможности получения компенсации в случае, если в задержке виновен перевозчик. В каком размере и на каких основаниях предоставляется компенсация за задержку рейса самолета, узнаем из статьи.

Когда авиакомпания виновна в задержке рейса

Всегда, когда пассажира не пускают в самолет, хотя у того имеется купленный билет, авиакомпания считается виновной и обязанной выплачивать компенсацию.

Заявлять о выплате компенсации можно при условии, что виновата в задержке рейса авиакомпания. Такое случается, если:

  • произошла нестыковка в расписании перелетов;
  • экипаж своевременно не подготовился к выходу в рейс;
  • рейс отменили из-за недостаточного количества проданных билетов или других причин, из-за которых полет стал не выгодным;
  • было реализовано больше билетов, чем возможно посадить пассажиров (такое случается, поскольку из-за отказа пассажиров от вылета компании часто продают на 5% больше билетов, чем имеется мест в салоне);
  • в других ситуациях, когда перевозчик не может подтвердить наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к задержке рейса.

В каких ситуациях авиакомпания не виновна в задержке рейса

Предъявить претензии к авиакомпании и потребовать компенсации за задержку невозможно в следующих случаях:

  • если самолет не вылетел по требованию компетентных органов из-за неблагоприятных погодных условий;
  • если рейс отменили по настоянию гос. органов;
  • если произошла забастовка сотрудников аэропорта;
  • если рейс отменили из-за обнаружения неисправности самолета, по причине которой имела место угроза здоровью и жизни пассажиров;
  • если имели место форс-мажорные обстоятельства (беспорядки, боевые действия, теракты, стихийные бедствия).

Компенсация за задержку рейса самолета, права пассажира

Если по причине отмены или задержки рейса у пассажира выпали несколько дней отпуска, авиакомпания будет компенсировать стоимость заранее оплаченных, но не использованных услуг отеля и т.п.

В случае отмены рейса пассажира должны предупредить. Если предупреждение имело место за пару дней до вылета, должен быть предложен альтернативный вариант пассажирской перевозки к месту назначения, а также должны быть возвращены деньги за билет (даже если предполагалась пересадка и поездка в оба конца).

Деньги можно получить обратно в течение 3 месяцев с даты отмены перелета. А вот в случае, когда рейс отменили в тот день, когда был запланирован перелет, или даже после приезда клиента в аэропорт, ему обязаны предложить другой билет на самолет той же компании или самолет другого перевозчика (пассажир не должен ничего доплачивать).

Какими правами обладает пассажир при отмене или задержке рейса

Когда о задержке рейса стало известно, пассажир в первую очередь должен сходить к сотрудникам авиакомпании и попросить поставить на билет отметку о задержке.

Задержка рейса может быть незначительной, а может продолжаться много часов – в зависимости от длительности ожидания пассажиру положены следующие льготы:

  • хранение багажа без оплаты, пользование комнатой мамы и ребенка в возрасте до 7 лет, а так же сопровождающим их лицам;
  • если задерживается на 2 часа и больше , пассажир вправе требовать отправки 2 бесплатных электронных сообщений или совершения 2 звонков, а также бесплатные прохладительные напитки;
  • если рейс задержали минимум на 4 часа , пассажиру предлагается горячий обед, который будет предлагаться и далее каждые 6 часов;
  • если рейс задержан на 8 и более часов в дневное время или на 6 часов в ночное время , пассажира бесплатно разместят в гостинице;
  • компания предоставит бесплатный трансфер до отеля и обратно до аэропорта.

В каком размере выплачивается компенсация за задержку рейса самолета

Если рейс был задержан по вине авиакомпании, пассажиру будут выплачены следующие суммы:

  • 3% от стоимости билета на самолет за каждый час задержки перелета (как компенсация за потерянное время);
  • 25% от действующего федерального размера МРОТ за 1 час ожидания перелета (не больше половины стоимости билета на самолет – в качестве штрафа).

Когда подавать претензию представителям авиакомпании

Претензия (смотреть образец претензии ⇒ ) должна быть подана в течение полугода с даты задержки или отмены рейса. Для международных рейсов срок обращения продлевается до 2 лет. Претензия будет рассмотрена в течение 30 дней с даты его получения представителями компании. Компенсация будет перечислена на счет заявителя в течение 2-6 месяцев. Если в выплате отказали, или размер компенсации оказался недостаточным, у пассажира имеется в запасе 3 года для подачи искового заявления.

Читайте также статью ⇒ .

Типичные ошибки

Ошибка: Пассажир, рейс которого был задержан, требует рассмотреть его претензию по российскому законодательству, тогда как рейс был международным.

Уже давно перелеты на самолете вошли в обыденную жизнь человека. Передвижения с помощью авиатранспорта более удобны, занимают меньше времени, и конечно, отнимают меньше сил. За максимально короткие сроки можно оказаться в любой точке мира. Такую скорость не способен предложить ни один другой вид транспорта. А если спланировать свою поездку правильно, предварительно выяснив все нюансы, то стоимость билета на самолет может оказаться очень приятной.

С каждым новым днем все больше и больше людей отдают свое предпочтение воздушному транспорту. И это неудивительно, ведь положительные стороны такого способа передвижения видны невооруженным глазом. Количество клиентов в авиакомпаниях с каждым днем стремительно увеличивается. За все это время определенная часть людей смогла испытать на себе такую проблему, как задержка рейса. Она уже не вызывает удивление. Самолет - сложный механизм, да и чтобы поднять эту машину в воздух, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая мелкая неисправность приводит к проблеме задержки рейса.

Ниже будут описаны самые распространенные причины задержки рейсов. Подобных ситуаций довольно много, поэтому их можно классифицировать по отдельным группам.

Метеорологическая ситуация


Таких причин может быть довольно много. Погода очень непредсказуемая вещь, и даже синоптики не всегда могут предоставить точный прогноз. Ввиду таких причин рейс может быть задержан, или судно приходится обрабатывать специальными средствами перед вылетом. Использование таких средств также требует временных затрат.

Очень часто возникает ситуация, что одна авиакомпания задерживает рейс до стабилизации погоды, а вот другая спокойно продолжает перевозку пассажиров. Одни не понимают причин такого поведения, другие пытаются найти, в чем личная выгода для компании. На самом деле объяснение более чем простое, у каждой компании есть свои воздушные машины, которые отличаются моделью и комплектацией. Каждый самолет имеет свой температурный порог и условия эксплуатации. Поэтому все рекомендации четко исполняются, и компания пытается максимально позаботиться о своих пассажирах.

Выявленные неисправности авиалайнера

Самолет достаточно сложный механизм, в работе которого большое значение имеют даже самые незначительные мелочи. Перед взлетом судно проверяют по всем параметрам. Выявление мелких поломок устраняется на месте, естественно, что для этих видов работы тоже необходимо время. Если поломка оказывается более серьезной, самолет снимается с рейса, и ему ищут замену. Такие ситуации случаются редко и входят в список экстренных случаев. Но все равно пассажиры будут доставлены к нужному пункту назначения.

Большинство авиакомпаний очень не любят, когда складываются ситуации подобного рода. Ведь такие задержки всегда оставляют свой след на репутации. В большинстве случаев задержка происходит из-за мелкого ремонта. Узнав о неисправностях самолета, любой пассажир может запаниковать, поэтому администрация предпочитает называть другие причины, по которым происходит задержка рейса.

Позднее прибытие авиалайнера

Это причина наиболее распространенная у администрации аэропортов. Ведь звучит она безобидно и не вызывает особого подозрения у пассажиров. Поэтому очень часто в аэропортах можно услышать именно такое обоснование задержки рейсов. Но настораживает именно то, что в определенных случаях такая причина не является правдой.

Сбой в работе наземных служб

Задержка рейса может возникнуть в период с прилета до вылета. Именно в связи с этим и могут возникать различного рода проблемы. Причин такой задержки неисчислимое количество. В большинстве случаев роль играет человеческий фактор. Это может быть опоздание обслуживающего персонала, продолжительная уборка в салоне самолета или же долгая разгрузка багажного отдела.

В подобных ситуациях задержка рейса не длится слишком долго, максимально это может занять около 30-ти минут. Обычно такое время не вызывает особой паники у пассажиров. Все происходит без нервов, да и причины довольно обоснованы. При возникновении более серьезных ситуаций, когда задержка вылета рейса происходит в связи с нарушением работы наземных служб на протяжении более двух часов, то каждый пассажир вправе требовать возмещение части от стоимости билета.

Права пассажиров

Если рейс задерживается, но при этом пассажиры не услышали объявления с обоснованиями задержки, то первым делом необходимо обратится к работнику за стойкой регистрации. В большинстве случаев четкого ответа на поставленный вопрос пассажир не получает. Чаще всего можно услышать какие-то распространенные причины, которые не должны вызвать лишнего волнения со стороны людей. И это логично, ведь любая компания дорожит своей репутацией.

Действия граждан

Как бы не складывалась ситуация, сознательный пассажир должен внести в своей билет специальную отметку о задержке рейса. Именно эта отметка даст основание требовать скидку или вообще возместить деньги за билет. Именно это право гарантировано каждому пассажиру при длительной задержке рейса.

Отмечаются особые права авиапассажиров при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов. Администрация аэропорта обязана предоставить бесплатное хранение багажа, а также обеспечить бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате.

Права при задержке рейса от 2-х до 4-х часов гарантируют возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира. Эти звонки должны быть оплачены авиакомпанией. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков.

Задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатную раздачу пищи с интервалом 6-8 часов.

Если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Компенсация

Как бы там ни было, в любом случае задержка вылета - это вина транспортной компании, даже если причиной стали Каждый пассажир может возместить часть от суммы стоимости билета. Максимальная часть компенсации - это 50%. Но вместе с тем администрация обязана оплатить все денежные затраты пассажира во время ожидания рейса. Это может быть что угодно - оплата билетов на другие виды транспорта, оплата посещений разнообразных развлекательных заведений, оплата счета в ресторане или кафе. Единственным нюансом является то, что пассажир обязан предоставить все чеки, в противном случае возмещение не будет осуществлено.

Особые случаи

Если пассажиры ехали на отдых, и билет при этом включен в общую стоимость путевки, то можно предъявить претензии на оплату пропущенных дней отдыха. Если в течение 20-ти дней заявка не будет подана, в дальнейшем она не подлежит рассмотрению. Иногда перелет предусматривает пересадку, которая совершается одной авиакомпанией. Естественно, пассажир не успеет на предполагаемый второй самолет. Поэтому по прибытию администрация должна позаботиться и разместить пассажира в другой самолет абсолютно бесплатно. Причем, если человек летел эконом-классом, а места есть только в бизнес-классе, то его обязаны посадить в отделение повышенного уровня. Если же ситуация произошла в точности наоборот, то компания обязана оплатить разницу.

Каким образом нужно добиваться компенсации?

В сложившейся ситуации нужно позаботиться о наличии доказательств задержки рейса. У администрации аэропорта необходимо потребовать справку о задержке самолета. Эта бумага должна иметь печати, обоснованные причины. Человек во время ожидания своего рейса может пользоваться любыми услугами. Главное сохранять чеки, на которых будет четко видно время. Можно пойти в ресторан, снять номер в отеле и так далее.

Подобные ситуации решаются очень быстро, ведь ни одному перевозчику не нужно создавать скандалы. скажется на дальнейшей работе, поэтому желательно, чтобы пассажир был доволен.

Бывают и такие компании, которые могут отказаться возмещать денежные средства. В такой ситуации можно смело подавать в суд, приложив к делу все необходимые документы. Добиваться возращения денег через суд - трудоемкий процесс, но в большинстве случаев правда всегда на стороне пострадавшего.

Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно всегда иметь при себе дополнительные деньги. Ведь в таких непредвиденных ситуациях они могут очень сильно понадобиться.

Действия в случае нарушения прав пассажира

Такая ситуация очень неприятна, но оставить все, как есть, не выход. Необходимо добиться справедливости и возврата потраченных денежных средств. Для начала нужно собрать весь необходимый пакет документов, а именно:

  • Непосредственно авиабилет. На нем должны присутствовать необходимые отметки о задержке рейса.
  • Все чеки и квитанции о затратах, которые были необходимы в связи с задержкой рейса.
  • Четко расписанное письмо, в котором указываются все претензии и требования.

Все собранные документы необходимо вложить в конверт и отправить в главный офис компании.

Если на протяжении 30 суток пассажир не получил ответа от авиакомпании, то можно смело подавать заявление в суд. И уже через некоторое время справедливость будет восстановлена.

Описанные в статье правила и нормы распространяются на все виды рейсов. Даже если происходит задержка чартерного рейса, права пассажиров остаются такими же. Ответственность несет перевозчик в одинаковой степени. Потребитель должен получать качественный сервис в любом случае.

https://www.сайт/2017-06-08/eksperty_obyasnili_s_chem_svyazany_zaderzhki_charternyh_reysov

«К такому спросу не были готовы ни туроператоры, ни авиаперевозчики»

Эксперты объяснили, с чем связаны задержки чартерных рейсов

Игорь Гром

В последние недели практически в ежедневном режиме появляется информация о задержках чартерных рейсов. Проблема коснулась уже нескольких тысяч туристов: люди часами ждут в аэропортах вылетов на курорты, в основном в Турцию и Грецию. Чартерная программа авиакомпании «ВИМ-Авиа» была фактически сорвана, также задержки были, например, у Pegas Fly, «России», NordStar. Эксперты отмечают, что туроператоры и авиакомпании оказались не готовы к взрывному спросу на зарубежные направления. Росавиация поручила авиакомпаниям решить проблему с массовыми задержками рейсов до 20 июня.

«В этом году спрос на зарубежный туризм существенно вырос, и мы ожидаем выхода на докризисный уровень. К такому спросу не были готовы ни туроператоры, ни авиаперевозчики.

То есть все подразумевали, что будет рост, но, если честно, в это слабо верилось, потому что экономических предпосылок не было.

Тем не менее раннее бронирование прошло очень успешно. Но теперь мы видим обратную сторону этой медали», — рассказал сайт исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Наталья Ханина

По данным екатеринбургского аэропорта «Кольцово», количество пассажиров на международных рейсах в январе — мае 2017 года увеличилось на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если смотреть показатели только мая прирост еще более существенный — 81,5%. Для сравнения: количество пассажиров на внутренних рейсах выросло в январе — мае только на 10%.

Решать проблемы с чартерами «ВИМ-Авиа» будет штаб в Ростуризме во главе с Мутко

Самые серьезные проблемы возникли у авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая объяснила срыв чартерной программы банальной нехваткой бортов и резким ростом пассажиропотока. Так, три самолета авиакомпании не смогли вовремя вернуться с техобслуживания, что в итоге привело к веерному характеру задержек и переносов рейсов компании, и компания приняла решение об отмене части чартеров. Транспортные прокуратуры в регионах объявили о проверке авиакомпании. Вчера в Ростуризме состоялось первое заседание оперативного штаба под руководством вице-премьера РФ Виталия Мутко по поводу проблем «ВИМ-Авиа». По итогам совещания ведомство сделало заявление о том, что в первую очередь внимание будет уделено отправке туристов на южные курорты России. Для тех туристов, кто собирался полететь в Турцию, Болгарию или на Кипр, в Ростуризме рассматривают вариант корректировки полетной программы в направлении Китая, пояснили в Ростуризме.

Помимо «ВИМ-Авиа», сегодня ночью, например, задержали на 16 часов рейс из Екатеринбурга во Вьетнам. До этого многочасовые задержки были, в частности, у «России» и у NordStar.

Как пояснил Михаил Мальцев, в последние годы практически каждый крупный туроператор из ТОП-10 либо обзавелся своей авиакомпанией, либо заключил контракт с авиакомпанией, занимающейся чартерными перевозками. «Это очень затратно, и из-за существенных лизинговых платежей у них просто нет возможности иметь резервные самолеты в отличие от крупных авиаперевозчиков вроде „Аэрофлота“ или „Уральских авиалиний“, которые преимущественно выполняют регулярные перелеты. И в случае возникновения какой-то технической сложности с самолетом, даже если резервный борт находится не в точке вылета, он может достаточно быстро прибыть в необходимый аэропорт, забрать людей, и таким образом проблема решится в короткие сроки с минимальными издержками», — отмечает Мальцев.

По мнению эксперта, массовые задержки чартерных рейсов в итоге могут негативно отразиться на экономике отрасли. С одной стороны, спрос снова может снизиться, а с другой стороны, цены на туристические программы могут увеличиться по тем направлениям, где уменьшится конкуренция, отмечает Мальцев.

Между тем сегодня, 8 июня, Росавиация выступила с официальным сообщением о том, что до 20 июня чартерные авиакомпании должны скорректировать свою программу перевозок для решения проблем с задержками и отменами рейсов. Руководитель Росавиации Александр Нерадько указал на несоответствие программ чартерных авиакомпаний и их реальных возможностей. «За прошедшие пять месяцев 2017 года отмечается значительный рост объемов пассажирских перевозок, которые составляют 22% от объемов аналогичного периода прошлого года. При этом чартерные авиакомпании увеличили свои показатели в полтора-два раза. Такой рост объемов перевозок оказался не подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала», — заключили в Росавиации.

Вынесенное в заголовок слово «Армагеддон» применительно к сбоям чартерных расписаний авиакомпаний в последние дни отнюдь не выглядит как аллегория. В минувшие выходные веерные задержки рейсов допустили сразу несколько авиаперевозчиков, в аэропортах разных стран застряли в ожидании вылета на Родину сотни российских туристов, иным пришлось провести на чемоданах двое и более суток. Сами авиакомпании в один голос ссылаются на дефицит самолетов – непредвиденный выход из строя даже одной машины приводит к масштабным коллапсам. Насколько убедительны такие объяснения?

Все на Турцию

Тезис о глобальной нехватке бортов на чартерном рынке не выдерживает серьезной критики, – убеждены эксперты. Они приводят пример, сколь активно стали в последнее время пополняться парки авиакомпаний, особенно после того, как осенью прошлого года были возобновлены полеты в Турцию. С прицелом в том числе и на это направление активно заказывали лайнеры перевозчики, отметившиеся знаковыми задержками в нынешнем летнем сезоне.

Так, «ВИМ-Авиа» , бывший главным ньюсмейкером по части сбоев в расписании на старте сезона, в конце 2016 года пополнил парк четырьмя самолетами Boeing 737-500, а также широкофюзеляжными бортами – двумя Boeing 767-300, шестью Boeing 777-200 и одним Airbus A 330-200. Накануне лета перевозчик получил еще один Boeing 777-200 и ожидает дополнительной поставки нескольких Boeing 777 и Airbus А-330. Даже с учетом масштабных планов по регулярным полетам на китайском направлении такого флота вполне достаточно и для активной работы на чартерном рынке, – считают наблюдатели.

Расширился и парк iFly – авиакомпании, к которой в последние недели тоже много нареканий из-за сбоев в чартерном расписании. Критичная задержка вылета 21 июля из Бодрума в Москву – лайнер прибыл в российскую столицу на два дня позже намеченного – стала поводом для вмешательства Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Нехватка самолетов? Но ведь авиаперевозчик буквально месяц назад рапортовал о получении от Emirates трех бортов А 330-200. Даже если впоследствии авиакомпания осуществит намерение вывести из эксплуатации два своих Boeing 757, всё равно ее парк увеличивается на один лайнер.

Конечно, авиаперевозчики получают в основном «возрастные» машины – тем же «новым» Аэробусам iFly по 18 лет. Однако в практике российского чартерного рынка накоплен немалый опыт работы с таким авиапарком в условиях интенсивной нагрузки. Вспомним, именно подержанные самолеты составляли основу авиаактивов «Трансаэро» , несколько лет доминировавшей в сегменте заказной авиаперевозки и ушедшей с рынка в 2015 году. При этом даже в самые «тучные» для выездного туризма 2011–2013 годы, когда плотность чартерных рейсов была заметно выше, чем сейчас, «Трансаэро» удавалось быть пунктуальной. Сбои случались, но расписание не сыпалось. Почему?

Взгляд назад

Как рассказал корреспонденту сайт топ-менеджер туроператора, бывшего в свое время одним из основных партнеров «Трансаэро» по авиаперевозке, у авиакомпании до 30 % бортов постоянно находилось в резерве.

Это было весьма накладно с точки зрения экономики бизнеса, однако для пассажиров служило надежной гарантией точности соблюдения расписания.

«Менеджмент «Трансаэро» учитывал, что эксплуатирует подержанный авиапарк, поэтому имел не один запасной борт на 8–10 машин, а два», – продолжает тему Владимир Воробьёв , президент – другого бывшего партнера авиакомпании. По его словам, были периоды, когда из трех имевшихся у «Трансаэро» Ту-204 летал только один, остальные стояли в резерве. Кроме того, некоторые борта использовались как источники запчастей – чтобы оперативно установить на сломавшийся самолет необходимую деталь, а не ждать ее поставки от производителя.

Есть еще одна точка зрения. По мнению коммерческого директора Александра Буртина , у «Трансэаро» существовал хронический переизбыток авиатехники, перевозчик не мог полностью загрузить свой растущий флот, поэтому дополнительное резервирование было отчасти вынужденным. Сейчас перевозчики работают в другой ситуации – спрос на перевозку большой, но он сконцентрирован в летние месяцы. Отсюда и высокая плотность полетных программ, и сложности с резервированием.

Что в сухом остатке

Спустя два года после ухода «Трансаэро» стало очевидно: тезис о том, что авиакомпанию заслуженно убрали с рынка из-за того, что она создавала излишек провозных емкостей и активно демпинговала ради заполнения бортов, оказался несостоятельным. Большая часть пригодных для полетов лайнеров, использовавшихся перевозчиком, перешла в парк «России» , другие авиакомпании нарастили собственные авиаактивы, и профицит самолетов никуда не исчез. В результате на чартерном рынке по-прежнему царит демпинг, а из-за нежелания менеджмента обеспечивать надежное резервирование бортов туристам приходится терпеть немыслимые сбои в расписании. В перспективе это может привести к устойчивой фобии у клиентов турфирм к чартерным авиарейсам как таковым.

«Если бы в 2004–2008 годах некий провидец рассказал, что будет твориться на рынке туристической авиаперевозки в 2017-м, я бы, пожалуй, просто ушла из туризма, решив, что это Армагеддон», – делится мнением с коллегами по группе

Задержали рейс в Турцию, мы потеряли из-за этой задержки два дня отдыха. Если два дня из семи мы провели дома (в аэропорту) , а не на курорте, можем ли требовать компенсацию, у туроператора, ведь перелеты также входят в стоимость турпутевки. Что мы должны оформить в аэропорту и каковы наши дальнейшие действия?

Ситуации, когда и чартерные, и регулярные рейсы на популярных туристических направлениях вылетают с опозданием, - совсем не редкость. Надеюсь, что мой ответ пригодится не только тем, кто покупает полный турпакет, куда уже входит стоимость перелета, но и тем, кто самостоятельно бронирует авиабилеты.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности» туроператор несет ответственность за действия поставщиков, которые оказывают услуги, входящие в туристский продукт. Вместе с тем, в соответствии с этой же статьей, туроператор не несет ответственности за действия поставщиков услуг, если есть специальные правовые акты, прямо предусматривающие их ответственность. В данном случае такие акты есть, это Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила, где предусмотрено, что в случае задержки рейса ответственность за весь имущественный и моральный вред, причиненный пассажиру, несет авиаперевозчик.

Если Вы бронировали и покупали авиабилеты самостоятельно необходимо будет доказать, что Ваши права были ущемлены. Для этого необходимо сформировать пакет документов:
авиабилет с отметкой о задержке рейса (или его отмене);
справку с указанием причины задержки вылета;
документальное подтверждение всех самостоятельных затрат: чеки, счета и т. д.;
билет, который пришлось покупать из-за опоздания на запланированный стыковочный рейс.

После чего в письменном виде предъявить авиакомпании претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих право на компенсацию. Если обращение было проигнорировано или виновники отказались компенсировать расходы, можно подавать на них в суд.
А кто же ответит перед туристом, если, например, из-за позднего вылета он фактически потерял целый день оплаченного отдыха или как мы видим из письма целых два?

Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» сроки тура - неотъемлемая часть договора. И любое изменение дат поездки должно быть обязательно согласовано с туристом. Так что можно отправлять туроператору претензию - скорее всего, она будет удовлетворена. Но и здесь есть свои нюансы. Время нахождения в путешествии согласовывается датами, а не часами. И если турист прибывает на место отдыха не утром, как рассчитывал, а вечером - потеряв световую часть дня, но все же в ту дату, которая указана в договоре, - получить компенсацию не удастся.

Турист, покупая турпродукт со включенным авиаперелетом, оформляет сделку рядом документов. Одним из этих документов является договор между ним и авиаперевозчиком (билет), которым и регламентируются все аспекты оказания услуги по авиаперевозке. В нем сказано, что ответственность за любую задержку рейсов несет авиакомпания. Такое же положение прописано и в регламентирующем документе по задержкам рейсов - Федеральных авиационных правилах, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82.
Однако существует Постановление пленума верховного суда РФ от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которое разъяснило ответственность перевозчика и оператора за предоставляемые ими услуги:
п. 50 Применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени оператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).

В связи с этим обратить внимание судов на то, что, например, по делам и спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиков и исполнителем договора перевозки с потребителем, признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Таким образом новое постановление фактически разделило ответственность между перевозчиком и туроператором за разные виды перевозки. За регулярную перевозку ответственен перевозчик, как это предусмотрено Воздушным и Гражданским кодексами. А вот чартерная находится в ведении туроператора и предъявлять претензии
теперь надо будет к нему, как сказано во втором абзаце [п.50 Постановления], ну а документы, которые необходимо представить туроператору, останутся те же, что и при самостоятельном бронировании.
В связи с этим возникает вопрос: а кто тогда будет нести ответственность за обеспечение надлежащих условий пассажирам во время ожидания вылета задержанного рейса? Так вот напомним, что обязанность предоставлять размещение и горячее питание пассажирам лежит на авиаперевозчике согласно Федеральным авиационным правилам, и ее с него никто не снимал и вряд ли снимет. Эту функцию перевозчик по-прежнему выполняет, а отвечать перед туристом будет оператор, поскольку чартерная перевозка входит в состав турпродукта.

Так что не бойтесь и требуйте деньги за свой испорченный отпуск, ведь вы его целый год зарабатывали.