История и этнология. Факты. События. Вымысел. Остров Кижи: музей-заповедник деревянной архитектуры

1 79

Сложно найти в России взрослого образованного человека, который бы не знал об острове Кижи . Всем известно, что это фантастический памятник деревянного зодчества, внесенный в список мировых культурных ценностей ЮНЕСКО.

Православные убеждены, что островок в Онежском озере с его деревянными церквями - чуть ли не самое священное место на Русском Севере.

Лингвисты спорят, какой из северных народов дал имя острову Кижи - вепсы или финны. Непонятно даже, что оно означает. Согласно вепсской версии, название островка идет от слова «киж», то есть «мох». Уж чего-чего, а мха в этих местах более чем достаточно!

Кижский архитектурный ансамбль. Около 1900 г.

Но у тех же вепсов есть и другое слово -«кизи», то есть «игрища, народные гулянья». Оппоненты считают, что остров нарекли финны или близкие им по языку чудь, меря или карелы. И на самом деле прежде он назывался Кижа-саари, что переводится опять-таки как «остров игрищ». Но имеются в виду не народные гулянья, а моления в священных лесах и на священных берегах финно-угорским богам.

Проще говоря, Кижа-саари был центром языческого культа. С ритуальными плясками, песнопениями и жертвами. В глубокой древности - кровавыми.

Эта нерусская земля

Относительно русским остров стал лишь в XI веке, когда на эти северные земли пришли новгородцы. Сами они, конечно, на островке не жили, но «присоединенное» население держали твердой рукой. Кижи, как и другие острова Онежского озера, и берега этого озера, входили в состав Обонежской пятины - одной из административно-территориальных единиц Новгородской республики.

Разумеется, христианский Новгород стремился нести свет новой веры заблудшим финно-угорским душам. Так что местный люд получил на священном месте своих игрищ православную церковь. Именно таким ненавязчивым способом вводилось православие на землях язычников.

Правда, какой эта церковь была - никому не известно. Ясно, что деревянная (с камнем на Кижах не слишком хорошо), но вот как выглядела и была ли похожа на нынешние храмы - этого мы не знаем. Крещеные местные жители (наверное, как и в других местах) охотно ходили в церковь и не менее усердно молились языческим богам. То есть «кижа» продолжались довольно долго, даже и в XVII веке.

Это, впрочем, не помешало островку стать оплотом онежского православия. В 1478 году независимая Новгородская республика пала, новыми хозяевами северных земель стали московские князья. Для упрочения своей власти они в 1496 году сделали Кижи центром новой административной единицы - Спасо-Кижского погоста.

Теперь Кижам подчинялись около 130 сел и деревень на других островках и на материке, Уницкая губа и весь юг Заонежского полуострова.

В Кижах обосновалась местная власть, здесь происходили народные собрания, велась торговля и разбирались судебные тяжбы. В писцовых книгах конца XVI века упоминаются 12 деревень на островке и две деревянные церкви: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».

Существовали также две приходские церкви: на Великой Губе и на Лычном острове озера Сандал. Обе островные церкви были построены на так называемой Марьяниной горе, где прежде устраивали языческие игрища.

По одной из легенд, однажды в них ударила молния и спалила постройки дотла. Легенда, вероятно, возникла не на пустом месте. Известно, что финно-угорские народы исхитрялись отправлять языческие обряды и в православных церквях!

Судьба митрополита

Через Кижи в ту эпоху лежал паломнический путь из Москвы в Соловецкий монастырь. С Кижами связано и предание о молодых годах митрополита Филиппа (Колычева), прославившегося своим драматическим противостоянием с Иваном Грозным.

Во время северных странствий Филипп (тогда еще не митрополит и даже пока не монах) якобы нанялся работником к богатому крестьянину по имени Сидорко Суббота в деревне Жаренской. Крестьянин определил его пасти овец. Местные жители очень страдали в тот год от змей, боялись даже пасти вблизи деревни скот. Будущий святитель прогнал змей.

Также он поставил изгородь, которую не могли преодолеть волки. А однажды поймал в озерных водах осетра и принес крестьянину на православный праздник. Но он был скромным человеком, и когда вокруг стали говорить, что он творит чудеса, сразу же снова отправился в путь на Соловки.

С именем Филиппа связаны и еще две легенды - о Свят-наволоке и Смоль-наволоке. Это два мыса, которые смотрят друг на друга. Один - на южной оконечности острова Кижи, другой - на северном берегу Большого Клименецкого (Климецкого) острова. Между ними лежит никогда не замерзающий пролив.

По легенде, когда Колычев подошел к проливу, чтобы переправиться на материк, перевозил его местный житель, прозванный за цвет волос Смолью. Мыс, где стоял Колычев, стали называть Свят-наволоком, а мыс, где стоял Смоль, стал Смоль-наволоком. Полоса незамерзающей воды получила имя Святой салмы или «святой полыньи».

Имя Филиппа, пострадавшего от безжалостного царя Ивана Грозного, было очень любимо на Русском Севере. Неудивительно, что паломники, стекавшиеся в Соловецкий монастырь, связали его и с постепенно приобретающим ореол святости островком Кижи.

Без единого гвоздя

В XVII веке, после правления Ивана Грозного и окончания Смутного времени, церкви острова пришли в некоторый упадок. Местное предание гласит даже, что они запустели и стали разрушаться. Именно тогда молния и сожгла их до основания. Однако спустя столетие Петр Великий приказал восстановить храмы.

В 1714 году началось строительство Преображенской церкви, но уже не на Марьяниной горе. Одно из преданий гласит, что Петр лично проектировал этот храм. Якобы он проплывал мимо Кижей, увидел, как все там запустело, причалил к берегу и нарисовал тростью на прибрежном песке план будущего храма.

Другое предание гласит, что проект церкви всецело принадлежит плотнику Нестору - он и проектировал церковь, и сам же ее строил. Причем без единого гвоздя. А когда постройка была завершена, Нестор забросил топор в воды озера и сказал: «Николи не было, николи не будет». То есть никто прежде ничего подобного не строил, и никто больше ничего подобного не построит.

Обе легенды с исторической правдой ничего общего не имеют. И Петр к строительству Преображенской церкви отношения не имел, и плотника Нестора не существовало. И вообще, за шесть лет до строительства в Кижах аналогичная деревянная конструкция была возведена в селе Анхимово, которое расположено совсем недалеко от Кижей.

Неверна и легенда о том, что многоглавые северные церкви построены без единого гвоздя. Да, основные конструкции соединялись между собой с помощью пазов, как детали конструктора. Но деревянные чешуйки на куполах приходилось как следует укреплять, иначе купола «облысели» бы и потеряли всю красоту в первый же год. Крепили их с помощью железных штырей, то есть практически сажали на гвозди.

Кроме Преображенской церкви была возведена Покровская, а также шатровая колокольня. Но храм Покрова Богородицы построили уже полвека спустя - в 1764 году. А шатровую колокольню - и вовсе в 1863-м, на месте обветшавшей и пришедшей в негодность более ранней постройки.

В древности комплекс церковных зданий окружала деревянная ограда, которая должна была исполнять роль крепостной стены. Ограда, конечно, не сохранилась. Та, что существует сегодня, - современная реконструкция.

Впрочем, и в древности ограда была малофункциональна. Захватчикам Кижи и даром были не нужны. Даже со шведами здесь не было военных столкновений. Зато за этой оградой в 1769-1771 годах от восставших приписных крестьян пряталась кижская власть.

Для усмирения бунта пришлось присылать солдат. Пожалуй, это было единственное серьезное выступление жителей Кижей против своих начальников. В основном жизнь на острове текла мирно и тихо.

С XVII века остров осваивали промышленники для выплавки меди, а потом железа. Со временем Спасо-Кижский погост превратился в Кижскую волость. Не задели Кижи ни две русские революции, ни две мировые войны.

Кижи никогда не взрывали и никогда не бомбили. Так что деревянным постройкам удалось сохраниться в том виде, в каком они пребывали с момента постройки. Так что они и сегодня радуют наш взгляд.

Есть такие места на Земле, где социальные энергии не имеют силы над вами, где душа человека приобретает такую уверенность, что нельзя её ничем сломить, где страх покидает вас, и вы забываете, что в мире есть такое чувство - чувство страха. Это такое состояние души - когда ты есть, а внутри такая умиротворённость, что тебя нет. Ущипни себя в это время и боли не почувствуешь. Когда выпадают из вашего сознания такие понятия как ненависть, зависть и т.д., когда нет страха перед завтрашним днём и вообще нет ни завтра, ни вчера, когда ты есть только в ту минуту, секунду, мгновение, когда включаешь своё намерение что-то творить. Рай Земной он в тебе!
Вальдемар Шубин

Немного повторюсь. Для каждого человека, выбор направления к тому или иному месту силы сугубо индивидуален. И зависит он от того, что человек хочет получить. Ведь цели могут быть разными: улучшение здоровья, излечение, творческое раскрытие, вдохновение, переход в «измененное состояние сознания», осознание своего предназначения и т.д. Поэтому в первую очередь, нужно понять, зачем Вы отправляетесь.

Первая часть обзора была посвящена местам силы Индии, Непала, Тибета . В этой статье речь пойдет о местах силы республики Карелия .

Путешествие в места силы. РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

Расположена Карелия на северо-западе России. На западе Карелия граничит с Финляндией, на севере с Мурманской областью, на востоке - с Архангельской областью, на юге - с Вологодской и Ленинградской областями, на северо-востоке омывается Белым морем.

Карелия - это красивейшие ландшафты. На территории Карелии расположены два крупнейших в Европе озера - Онежское и Ладожское. Здесь же расположении и древнейшие памятники человеческой цивилизации, обладающие сильной энергетикой.

Республика Карелия - это сплошь святые места. Именно с ними связаны таинственные исцеления людей от различных недугов, которые были неподвластны медицине. Сила святых мест обладает особой энергетикой, которая и оказывает то или иное воздействие на организм человека. Но и для любителей эзотерики, здесь тоже найдутся интересные места и легенды. Большинство православных храмов построено на местах бывших святилищ языческих богов, так что места в Карелии вправду волшебные. Всякого рода экстрасенсы говорят об энергетических разломах в земной коре, православные - о божественной силе. Правы и те и другие, только называют они эти «места силы» по-разному.

Один из первых исследователей А.В. Барченко предполагал, что здесь закодированы знания древних цивилизаций. Он полагал, что их можно расшифровать. А его исследования ряда мест в Мурманской области и Карелии показали, что здесь существуют места, в которых люди впадают в необычное состояние, похожее на массовый психоз, получившее наименование "меряченья". В такие моменты люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполнять различные команды...

Вообще, север России и Карелия в том числе хранит множество эзотерических знаний. Корни этих знаний часто связывают с таинственной Гипербореей. Существуют древние карты, на которых изображен исчезнувший полярный материк — Гиперборея. До нашего времени дошли в копиях карты Герхарда Меркатора, самого известного картографа XVI века. Одна из них (1569 г.) воспроизводит очертания Севера наиболее полно. Если наложить его карту на карту сегодняшней Скандинавии, обнаруживаются поразительные соответствия: южная граница Гипербореи проходит через Ладожское и Онежское озера, через Валаам и Выгорецию.

1. ВАЛААМ - место силы

Валаамский архипелаг находится в Карелии, в северной части Ладожского озера. Крупнейший остров архипелага - Валаам. Валаам знаменит своим монастырем, множеством его скитов, изумительной природой и чудодейственным влиянием на человека.

Существует много теорий происхождения Валаама. Одна из них такова. Название острова связано с именем языческого бога Велеса. Легенда о Валааме гласит, что север Ладоги - это благая земля Велеса, без которой невозможно существование Мира. Само существование этой земли сокрушает мировое зло и силы, враждебные жизни. В глубокой древности Валаам был языческим святилищем. На смену ему пришла православная обитель. Валаамский монастырь с самого его основания преподобными Сергием и Германом стал духовным центром, который был известен далеко за пределами Финляндии и России.

Важно. Если Вы собрались на Валаам - стоит ехать как минимум на несколько дней. Иначе, Ваше путешествие окажется бессмысленным.

Лучшее время - лето. Осенние штормы, снежные заносы зимой и таяние льда весной - все это делает попадание на Валаам в эти времена года почти невозможным.

В связи с его противоречивой историей, и места силы здесь для каждого свои. Для паломников и туристов - одни, для людей, стремящихся открыть некие тайны бытия - другие.

Часто говорят об иконах, написанных в необычном Валаамском стиле. К тому же, одна из икон является чудотворной. О ней повествует записанное иноками "Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемом "Местная Валаамская":

Одна благочестивая женщина (крестьянка Н.А. Андреева из Петербурга) в 1878 году сильно простудилась, у неё развился острый ревматизм рук и ног. Болезнь причиняла страшные страдания, никакое лечение не помогало. Врачи советовали ехать на теплые воды, но на это не было средств, и когда она уже находилась на грани отчаяния, какой-то внутренний голос сказал ей: "Поезжай на Валаам, выздоровеешь!". На последние деньги она купила билет, однако накануне поездки её одолело сильное сомнение. И вот ночью Наталии Андреевне было видение: "К ее кровати подошла Женщина высокого роста в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках; вся Она была окружена каким-то чудным светом. "У меня мелькнула мысль: неужели это Матерь Божия! - рассказывала Н.А. - Но назвать Ее так вслух я не посмела. Я хотела было дотронуться до Неё, но Она отступила и говорит: "Не плачь, Спаситель по пути и Я по пути тебе! Ты Меня увидишь на Валааме", и скрылась".

Укрепленная чудесным видением Божией Матери болящая Наталья на другой день с радостной душой отправилась в святое паломничество. Это было в 1887 году на праздник обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Однако первый приезд на Валаам лишь укрепил надежду, но не принес полного избавления. Страждущая женщина сподобилась узнать свою Посетительницу в Успенской церкви в иконе на левой колонне. Но в этот самый момент раздался свисток на готовом к отплытию пароходе.

Наталья Андреевна едва только успела поставить свечку, но, вернувшись в Петербург, она почувствовала значительное облегчение. Тогда она дала обещание обязательно вскоре приехать еще раз и воздать благодарение Богу и Его Пречистой Богоматери пред явленной иконой. Однако, её второй приезд в 1896 году оказался неудачным: она не нашла икону на месте. Но на третий раз на праздник преподобных Сергия и Германа в 1897 году исцеление было полным.

Перед этим Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери. И было ей еще два благодатных сна: в первом старичок в камилавке (по-видимому, преподобный Сергий Валаамский) сказал ей: "Подожди, найдешь Царицу Небесную!"; во втором, уже готовясь ко Причастию, она явственно узрела, как обретенную икону заносят в собор. И после ранней литургии виденная ею картина сбылась во всех деталях: по указанию Андреевой образ действительно нашли в кладовой в углу, завернутый в холст. У болящей откуда силы взялись: едва ходившая, она вместе со всеми почти побежала в собор, где на столе уже стояла икона. "Эта ли икона?" - спросил отец Пафнутий. "Эта самая!" - в волнении воскликнула она.

После обретения выяснили, что эту икону в 1878 г. (в том самом, когда Н.А. получила сильную простуду, послужившую в итоге к прославлению Божией Матери) написал о. Алипий, валаамский изограф.

До 1940 года она оставалась на Валааме, отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу вместе с валаамскими иконами ушла в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими "Новый Валаам", главной святыней которого стал Валаамский образ Божией Матери. Сейчас явленная икона находится в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря в Финляндии как его главная святыня.

На старом же Валааме остался список этой иконы, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье. В 2000 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь почитаемой и чудотворной иконы Валаамской Божией Матери, причем в том месте, где она была обретена. Тогда же им установлено празднование иконы Божией Матери "Валаамская" в первое воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Предтеченский скит

Самое «энергетически сильное» место на Валааме расположено поодаль от собора, монастыря и экскурсионных маршрутов. Это скит на Предтеченском острове, где монахи жили в глубокой аскезе (вид духовной практики, преднамеренное самоограничение).

Монастырское предание относит существование скитской жизни на этом острове еще ко временам средневековья, о чем свидетельствует сохранившееся карельское название острова - Серничан (Монашеский). Подвижники Предтеченского скита жили по самому суровому в монастыре уставу, - он запрещал посещение острова как паломниками, так и самой братией: "Здесь вечный пост, молчание и молитва" (Н. С. Лесков). В ските сейчас живет братия, но для паломников он по-прежнему не доступен.

Скит находится в четырех километрах от монастыря, но добраться до него можно только по воде.

Несмотря на то, что Валаам известен в мире своими православными святынями, он еще привлекает еще и поклонников магии и эзотерики. Зачастую сюда приезжают оккультисты.

Наиболее известным язычески значимым местом являются Дивная бухта и соседние острова, особенно остров Дивный. Есть версия, что название острова происходит от часто наблюдаемых здесь и в прошлом, и в настоящем «дивных, чудных явлений». И еще теория: в стародавние времена здесь жили «дивьи люди» (скорее всего, то же что и «люди знания»).

О Дивном ходит множество слухов, он известен как зона аномальных, необычных явлений. Люди слышат здесь странные звуки, а во время сна ощущают странные толчки. Некоторые говорят, что здесь явно ощущается воздействие на физическое тело. Вообще, эта бухта и остров - место, где можно увидеть следы языческих культов. А точнее, приношения богам как идолам. Естественно, такие приношения имеют явно ритуальное назначение.

Хочется отметить, что пребывание на Дивном - это не безобидная прогулка. Зачастую она заканчивается для человека психологически небезболезненно. Существует достаточно свидетельств о том, что остров Дивный накладывает на человека определенные обязательства, впрочем как и любое другое «место силы».

В целом, вокруг Валаама существует множество легенд и историй: мегалитические стены, капище Велеса, озеро страха, рунический камень, кельтские кресты на скалах… На аллее, ведущей к Игуменскому кладбищу и вовсе бродят привидения. Фотографы рассказывают снять часовни, иконы, кладбища там получается не с первого раза: изображения получаются расплывчатыми.

2. КИЖИ

Остров Кижи на Онежском озере в Карелии. Знаменит Церковью Преображения Господня. Это самое знаменитое и выдающееся сооружение на острове. Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны.

Хотя старожилы говорят: «Здесь истинно святое место другое, не там, где нынче погост. Когда у нас кто-то болеет, мы его отводим на один холм с часовенкой и оставляем на ночь». Как оказалось, на холме было древнее языческое капище. Первая церковь в Кижах в пику язычникам была поставлена именно там, а когда она сгорела, погост перенесли в другое место — не такое «сильное».

Существует мнение, что - это геоактивное сакральное место. В переводе с карельского Кижи - это «остров игрищ». Откуда такое название? Видимо, все опять же связано с язычеством. Хотя православная церковь пытается забыть о фактах населения этой земли язычниками, многие традиции и легенды все же сохраняются.

Например, гора Чертов Стул считается местом, где раньше находилось языческое святилище. Раскопки показали, что на вершине Чертова стула язычники совершали ритуалы - гадали по обожженным в огне оленьим лопаткам.

Другое место силы - Красная Щельга. К священной скале надо придти и высечь на ней изображение больного органа, подписав его фамильным знаком или фамилией. Тогда здоровье вернется.

3. СОЛОВКИ

Монастыри на Соловецких островах тоже воздвигнуты на местах древних святилищ. На Соловках об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней лабиринты. Большой Знаменитые “северные лабиринты расположены на Заяцком острове. Предположительно они возведены древними кельтами. У проникших в эти сооружения людей наблюдается как бы «выравнивание» функций организма: к примеру, за 10-15 минут приходит в норму повышенное давление и в то же время может произойти всплеск жизненных сил. Причем у мужчин там «лучше думает» мозг, а женщины могут излечиться от бесплодия.

Соловки, как и Валаам, - место паломничества православных, а также любителей всего таинственного. У некоторых здесь возникает плохое самочувствие, рвота, тошнота. К тому же, сопровождается это подавленным психологическим состоянием. Через день-два это проходит. Если объяснять это с точки зрения шаманских традиций - организм и сознание очищается.

4. ВОТОВАРРА ("КАРЕЛЬСКИЙ СТОУНХЕНДЖ")

Гора Воттоварра — это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности (417,1 м). Одно из древнейших культовых мест. Она расположена в Муезерском районе, в двадцати километрах от поселка Суккозеро. Название горы часто связывают с саамскими поверьями. Они считали, что здесь сосредоточены злые силы, что это «Смерть-гора». Местные жители и участники экспедиций рассказывают множество будоражащих кровь историй. Здесь наблюдаются явления, похожие на НЛО, экстрасенсы и маги видят здесь древних шаманов, люди теряют сознание, идет кровь из носа, начинаются видения. … Этому существует множество подтверждений. Сами же местные жители обходят ее стороной.

Гора Вотоварра действительно энергетически сильное место. Во-первых, она расположена в геоактивной зоне, особой зоне. К тому же, здесь расположены мегалитические сооружения, которые, как известно, сохраняют некую энергию. Здесь находятся сложения из камней, называемые "сейдами" (от лопарского - "божество"). Места, где находились сейды, считались священными. Саамы считали, что это жилище духов. Таких камней здесь более 2500.

5. ОСТРОВ АНЗЕР

С древних времен этот остров считается особым местом. Анзер принадлежит числу островов Соловецкого архипелага. Есть мнения, что именно этот регион является сердцем мифической Гипербореи. На Анзере находятся и каменные лабиринты, и пирамиды из камней, возраст которых оценивается в 4 тысячелетия.

Есть даже мнение, что Тайна Соловков столь значительна и велика, что отодвигает в прошлое даже иерусалимское явление Христа. На Соловках прошло пересотворение мира.

По преданию, давным-давно на берегу одного из озер, расположенного в этом районе, находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней. Сейчас этот памятник разрушен полностью. Легенды также говорят, что это капище сооружалось из камней с выбитыми на них "руническими знаками". Эти камни несли в себе великую магическую функцию. А также и смысловую.

В 15 веке монахами Савватием, Германом и Зосимой был воздвигнут на беломорье форпост Русской Православной церкви. Предание гласит, что ещё в 18 веке схимонаху Иисусу, жившему на острове Анзер Соловецкого архипелага, во сне явилась Богородица и сказала, чтобы он нарёк гору на Анзере Второю Голгофою, воздвиг на ней церковь Распятия Её Сына и Господа и учредил скит Распятский.

Теперь же, после того, как светская власть ссылала туда множество людей - Соловки имеют еще большее значение. С одной стороны святое место, с другой древнее языческое капище, с третьй - место жутких истязаний людских тел и душ (страшное по своей жестокости). И снова в наше время святое место. Не это ли говорит об умении прощать, любить, жить…

6. ОЛЬХОВАЯ ГЛУШЬ

Экстремальное место силы. На месте Силы находится гора из кристаллического белого кварцита, притягивающая стриммеры молний. Лес в округе опалён страшными электрическими разрядами. Ольховая Глушь - место женского начала северной земли. Здесь каждый, будь то мужчина или женщина, может взять то, зачем он приехал.

И это далеко не все места силы Карелии, да и вообще севера Росси в целом: Сейдозеро, Шардонский архипелаг, Сяргилахта, Кочкома… Здесь по сей день много тайн и загадок. До сих пор находят новые петроглифы (древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер).


Ясно одно, если Вы отправляетесь за силой - хорошенько подумайте, готовы ли вы к этому?! Ведь Карелия славится очень сильными местами, которые не только положительно, но и еще и отрицательно могут повлиять на неподготовленного к встрече с силой человека.

Кижи - это остров в Онежском озере, в 68 км от столицы Карелии - города Петрозаводска.

На острове расположен музей традиционной крестьянской культуры Русского Севера, один из крупнейших и известнейших в России музеев-заповедников под открытым небом. В нём собраны памятники архитектуры, иконописи и предметы быта, которые создавались в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий.

Сотни тысяч туристов со всего мира приезжают в музей полюбоваться его главной достопримечательностью - ансамблем деревянных церквей XVIII века - объектом Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Остров Кижи расположен в удивительно красивом месте с естественным лабиринтом из сотен живописных островов и заливов. Извилистые линии берегов и, скалы с растущими на вершинах соснами, разноцветные луга в обрамлении синих вод Онежского озера – всё это делает Кижские шхеры одним из красивейших мест Русского Севера.

ВРЕМЯ РАБОТЫ И СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ КИЖИ НА ОСТРОВЕ

Музей на острове Кижи открыт для посещения круглый год.

В летнее время - с 08:00 до 20:00. В зимнее время - с 10:00 до 16:00.

Билет в музей (входная плата и экскурсия): взрослые - 300 руб., учащиеся - 100 руб., пенсионеры - 200 руб. (цена указана с учётом скидки для граждан России).

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ОСТРОВА КИЖИ

С мая по сентябрь из г. Петрозаводска добраться до острова Кижи можно судами на подводных крыльях («кометы» и «метеоры») - регулярные отправления от Водного вокзала, время в пути - 1 час 15 минут (в одну сторону).

В межнавигационный период до острова Кижи летают вертолёты и ходят катера «на воздушной подушке». Так же организуются зимние экстремальные туры на снегоходах, собачьих упряжках и на лыжах.

Ближайшим доступным населённым пунктом к острову Кижи является село Великая Губа Медвежьегорского района, где возможно воспользоваться услугами местных предпринимателей по доставке в музей на катерах. До села Великая Губа можно доехать по трассам М-18 и Р-17 (Петрозаводск - Медвежьегорск - Великая Губа, 315 километров).

Также музей-заповедник «Кижи» входит в программы теплоходных круизов - с отправлением из Санкт-Петербурга и Москвы.

ИНФОРМАЦИЯ И КОНТАКТЫ НЕКОТОРЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ:

В летний период:

Теплоход на подводных крыльях из Петрозаводска

Транспортная компания «Кижское ожерелье». Адрес: г. Петрозаводск, наб. Гюллинга, 2, отель «Карелия». Телефон: (814−2) 63−40−60, 73−34−33, 56−08−70 (туротдел). Сайт: tourholding.ru

Петрозаводск

Петрозаводск

Частота отправления

Отправление

Прибытие

Отправление

Прибытие

по запросу

ежедневно

ежедневно

ежедневно

по запросу

Тарифы (дети до 5−ти лет обслуживаются бесплатно)

ООО «КарелияФлот». Адрес: г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, 1а. Телефон: (814−2) 77−50−70, +7 921 800−45−40. Сайт: kareliaflot.ru

Доставка на остров Кижи из села Великая губа (Медвежьегорский район)

На катере MV-Marine 5400 HT. Контактный телефон: +7 921 625 9988. Электронная почта: [email protected], сайт: vkizhi-ptz.ru

В зимний период:

Вертолёт

Аэропорт «Пески». Справки и заказ билетов по телефону (814−2) 74−75−66.

Судно на воздушной подушке «Хивус-6»

Контактный телефон: +7 921 625−99−88. Электронная почта: [email protected]. Сайт: vkizhi-ptz.ru

Для организации поездки рекомендуем обратиться в туристические фирмы Петрозаводска. Подробную информацию можно получить в справочной службе туристского портала «Карелия»: (8142) 33−33−33, ticrk.ru или на официальном сайте музея: kizhi.karelia.ru .

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

На самом острове Кижи в силу его заповедного статуса гостиниц и гостевых домов нет. Но недалеко от острова расположено множество гостевых домов, хозяева которых всегда рады помочь туристам совместить посещение уникальных памятников деревянного зодчества с активным отдыхом, экскурсиями по заповедным островам и лесам, этнографическим деревням и археологическим объектам.

Список гостевых домов Заонежья размещён на сайте музея kizhi.karelia.ru .

Обратите внимание!

· Входная плата в музей и экскурсионное обслуживание не входят в стоимость проезда.

· Информация о проживании и транспортных услугах предоставлена сторонними организациями - за её достоверность музей ответственности не несёт. Просьба уточнять условия, расписание и стоимость по указанным контактам.

· Предварительные заявки на экскурсии принимаются по телефону (814−2) 53−57−22 (лето), 76−57−64 (зима) (экскурсионный отдел музея «Кижи»).

· Для швартовки частных судов необходимо получить разрешение Службы безопасности музея: (814−2) 53−57−29.

· В целях безопасности на острове Кижи запрещается разбивать палатки, пользоваться открытым огнем, оставаться на территории после закрытия музея.

Россия - земля с уникальными памятниками народного творчества, истории, архитектуры. И главным среди них является совершенно сказочный северный островок Кижи, расположенный в Карелии на Онежском озере. Здесь, в центре русского Севера, в семидесяти километрах от города Петрозаводска, находится аутентичный музей-заповедник русского деревянного зодчества «Кижи», который заслуженно считается самым крупным в нашей стране комплексом под открытым небом. Историко-архитектурный музей-заповедник «Кижи» занимает площадь, превышающую десять тысяч гектаров, является самым посещаемым местом Карелии и наиболее популярным среди туристов экскурсионным маршрутом. Чтобы увидеть изумительные старинные постройки, созданные без единого гвоздя, на Онежское озеро приезжают не только российские, но и иностранные туристы.

Деревянный музей «Кижи» формировался в течении двух с половиной веков и на сегодняшний день, концентрация объектов исторического наследия на его территории, не имеет равных в Северной Европе. В местной деревянной коллекции великих архитектурных памятников Руси – семьдесят шесть строений и восемьдесят два исторических памятника. В список самых интересных сооружений Кижей, входит совершенно уникальный «Кижский погост», включенный в список ЮНЕСКО, а также ценнейшие деревянные экспонаты, привезенные из глухих деревень карельской земли.

– это место, где туристы могут познакомиться со сказочными теремками, церквями и домиками, которые мастера изготовили лишь при помощи топора, совершенно не используя гвоздей. Но ради справедливости, стоит сказать, что при реставрации многих зданий музея, были использованы гвозди и иные строительные приспособления, так как уникальная техника старины практически утрачена. Тем не менее, остров Кижи остается великим и знаменитым на весь мир архитектурным ансамблем России, включающим церкви, часовни, дома, хозяйственные постройки, предметы крестьянского быта, иконы, созданные русскими, карельскими, вепсскими мастерами. Есть на территории Кижей несколько старинных деревенек, потрясающие природные достопримечательности и выдающиеся археологические памятники.

Уникальный музей деревянного творчества России – «Кижи» поделен на зоны. Самые интересные архитектурные памятники находятся на территории исторических деревень в северной части острова Кижи. Есть на территории заповедника лекторий, где туристы могут ознакомиться с интересными фактами об истории русского северного зодчества. Дело в том, что в музее, особое внимание уделяется ведению образовательной и просветительской работ. Стоит понимать, что не все сооружения были на острове Кижи изначально, так как многие из них были доставлены из других мест, тем не менее, все они органично вписались в карельский ландшафт. О некоторых сооружениях сложены интересные легенды и поверья, например, о прекрасной Преображенской церкви рассказывают, что после того как мастер создал ее при помощи одного топора, не используя ни гвоздей, ни прочих подручных средств, он выбросил тот топор в воды озера, чтобы никто не смог превзойти его талантливое детище.

Архитектурный ансамбль «Кижский погост» - уникальное художественное сочетание пары многоглавых ажурных церквей, с колокольней, расположенных в одной красивой ограде, а также непередаваемая гармония с другими деревянными постройками. Вместе, они создают неповторимый колоритный образ острова Кижи, восхищая любого, кто их видит.

– выдающееся культовое православное сооружение, созданное русскими умельцами в 1714 году. Церковь вызывает искреннее и совершенно неподдельное восхищение мастерством неизвестных создателей, являясь вершиной деревянного зодчества Русского Севера. Церковь построили вместо более раннего сооружения, выгоревшего после удара молнией. Эта тридцати семиметровая церковь является «летним» храмом, потому как не рассчитана на проведение служб в холодный зимний период. Преображенская церковь имеет очень своеобразный облик, по типу ее можно отнести к восьмериковым ярусным церквям. Храм украшен луковичными куполами, в количестве двадцати двух штук. Несмотря на то, что дерево – достаточно сложный материал в строительстве зданий, изысканных и необычных форм, мастера Кижей являлись истинными знатоками своего дела. Интересно и внутреннее оформление церкви: особенно впечатляет туристов великолепный иконостас, включающий сто одну икону, оформленный ажурной позолоченной рамой. Восхитителен расписанный потолок: в центре находится медальон, где изображена Новозаветная Троица, серафимы, херувимы, ангелы, праотцы. Учеными установлено, что рама иконостаса была создана в период с конца восемнадцатого по начало девятнадцатого века, а иконы написаны в период с семнадцатого по восемнадцатый века. Церковь Преображения Господня – это самое первое сооружение, встречающее туристов, прибывших на остров Кижи, это гордость музея-заповедника и просто прекрасное здание, потрясающее воображение.

– это «зимний» храм, где проводятся службы в холодное время года: с первого октября до праздника Пасхи. Покровская церковь была воздвигнута в 1764 году, к сожалению, имя мастеров, ее создавших, также затерялось в веках. Покровская церковь органично дополняет Преображенскую церковь, расположенную рядом с ней, являясь ее «архитектурным эхом». У Покровской церкви девять глав, причем купола ее очень выразительны, имеют утонченные пропорции, но одновременно, скромны, чтобы не затенять величие основного и самого главного храма Спасо-Кижского Подворья - прекрасной «Церкви Преображения». Здание фронтона церкви украшает зубчатый резной пояс, и это, практически, единственный декоративный элемент храма. К сожалению, первый тябловый церковный иконостас не сохранился, а многие оригинальные иконы были утрачены. Современный резной иконостас был создан в середине двадцатого века. Что касается икон, многие из них написаны местными жителями, а особо ценной считается заонежская икона, созданная в семнадцатом веке «Чудо о Флоре и Лавре». Внутри, стены Покровской церкви покрывает штукатурка. Простота интерьера и малые размеры Покровской церкви, высокое крыльцо, ведущее в сени, - это характерные особенности всех северных храмов Карелии. Зайдя в Покровскую церковь, туристы имеют возможность поприсутствовать на церковной службе, послушать монашеские песнопения и потрясающий колокольный перезвон.

– выросла в 1863 году, вместо более старой колокольни. Но и новое здание колокольни постоянно претерпевало внешние изменения и улучшения. По своей композиционной составляющей, колокольня построена по схеме «восьмерик на четверике», что традиционно для Руси: высокий четверик занимает две трети от высоты всего сруба. Звонница колокольни стоит на девяти столбах, располагаясь выше восьмерика. Чтобы подняться на звонницу, нужно преодолеть пять ступеней лестницы.

Оригинальная ограда «Кижского погоста», к сожалению, не сохранилась, она была реконструирована в 1959 году. Но за образец брали традиционные северные деревянные укрепления «Ильинского погоста» на Водлозере. «Новая» ограда представляет из себя мощные ворота, укрепленные угловыми сторожевыми башнями. Благодаря нарочитой грубости работы и массивности деревянных срубов, погост выглядит сурово и имеет сходство со старинными крепостями.

Была создана во второй половине четырнадцатого века. Это один из самых древних памятников русского деревянного зодчества не только заповедника-музея Кижи, но и всей России. Согласно предания, церковь построил Преподобный инок Лазарь, известно, что этот человек прожил до ста пяти лет, скончавшись в 1391 году. Церковь Воскрешения Лазаря – это самая первая постройка будущего Муромского монастыря, стоящего по восточному берегу Онежского озера, и главная достопримечательность этой обители. Местные жители говорят, что с момента своего сооружения она стала удивительным местом, где все хворые, по молитве своей, получали чудесное исцеление от всех недугов душевных и телесных. Преподобный Лазарь стал местночтимым святым, построенная им церковь и реликвии, с ним связанные, - объектом православного поклонения и массового паломничества. Раньше, ежегодно с двадцать третьего по двадцать четвертое июня - на Иванов день, в церковь приезжали богомольцы из разных уголков Руси. Внешне, Церковь Воскрешения Лазаря имеет миниатюрные, простые, но очень изящные формы. Интересно, что храм лишен фундамента, так как его сруб располагается на крупных каменных валунах. Интерьер церкви украшен красивым двухъярусным иконостасом из семнадцати икон, работы шестнадцатого-восемнадцатого веков. Памятник древнего зодчества был реконструирован в 1961 году архитектором Ополовниковым, по более ранним обмерам 1876 года, что дало возможность восстановить старинную церковь с потрясающей точностью.

– маленькое сооружение с сенями и скромной колоколенкой, построенное в начале девятнадцатого столетия в деревне Леликозеро, расположенной в северной оконечности Онежского озера, а затем перенесенное в музей-заповедник острова Кижи. Часовня Архангела Михаила – здание характерное для деревянной архитектуры Русского Севера, оно имеет особенность - шатровую колокольню-звонницу, высящуюся над сенями. Сени можно увидеть во всех религиозных северных сооружениях России. Церковь внутри украшает уникальный двухрядный иконостас, созданный в восемнадцатом веке, который, поднимаясь вверх, замыкается двенадцатью потолочными изображениями святых и «небом» - великолепной потолочной иконой Иисуса Христа, по углам которой находятся еще четыре иконы, изображающие символы евангелистов.

– была возведена в 1928 году, а последней реставрации сооружение подверглось в 1976 году. Это одна из немногих ветряных мельниц, которые еще стоят в Карелии. Мельница - «столбовка» имеет восемь крыльев. В ее основании находится квадратный амбар, по центру которого стоит ось-столб, зарытый основанием в землю. Корпус этого амбара сбит из досок, он находится поверх бревенчатого поворотного круга, называющегося «вертлюга», на кругу располагаются бревна-рычаги «воротила». Жернова движутся, благодаря деревянной шестерни. На первом этаже находится ларь для муки и устройство регулировки помола зерна. Мельница имеет двускатную симметричную крышу.

– был доставлен на остров Кижи в 1975 году из деревни На Хвосте, расположенной на острове Волкостров. Дом Щепина – это яркий образец крестьянского жилища Заонежья, постройки начала двадцатого века. По типу дом – «четырехстенок», покрытый двускатной крышей, Жилая часть – это единая изба, расположенная на высоком подклете, плюс сени, в которые попадаешь, поднявшись по высокому крыльцу с двумя выходами. В сенях есть перегородка, которая отделяет место под кладовку, там традиционно крестьяне хранили предметы труда и быта. Печь, в избе стоит немного необычно для подобной постройки – в центре задней стены. В избе четыре окна: три - в центральном фасаде, одно на северной стороне. В избе имеются предметы, необходимые для занятий бондарным ремеслом.

– был перевезен на территорию музея-заповедника в 1961 году. Ранее он стоял в деревни Потаневщина на острове Большой Климецкий, что рядом с островом Кижи. Это еще один интересный образец крестьянской избы. Дом одноэтажный, на высоком подклете, с единой асимметричной крышей. Изба включает жилое помещение, сени, два чулана. Экстерьер дома Елизарова отличается лаконичностью, тем не менее, он украшен декоративным балконом-гульбищем, расположенным на основном фасаде. Правда, выход на балкон осуществлялся не из комнаты, а с чердака. Дом сложен из мощных бревен и оформлен красивыми наличниками. В избе скромная обстановка: на стене, расположенной напротив печи находится красивый расписной шкафчик, где хозяева хранили праздничную посуду, которую доставали, когда в избе бывали гости. Тут есть самопрялка, с помощью которой женщины изготавливали льняные нити. В подклете избы располагается маленький амбар для хранения зерна.

Конечно, на территории Кижей есть масса других интересных построек, которые мы не описываем, но это не значит, что они менее притягательны для ознакомления. В музее-заповеднике есть больше двух десятков крестьянских домов, часовни, амбары, бани, риги. Все избы обставлены, согласно давних времен, там есть орудия труда, посуда, мебель. В Кижах находятся полтысячи самобытных северных икон, ценные коллекции предметов этнографии, рукописные, а также старопечатные книги, образцы старинной живописи, фотографии, чертежи. Фонд при музее-заповеднике Карелии «Кижи» - большой, тут есть временные и постоянные выставки. Выставки разбиты на отделения. В отделе «Православная иконопись» - хранятся оригинальные иконы; в «Декоративно-прикладной части» - находятся образцы ткачества, коллекции росписи, вышивки и резьбы по дереву; в «Архивных документах» - находятся чертежи архитектора-реставратора Ополовникова, старинные открытки, фотографии местных жителей, сделанные до 1940 года. Согласно указа Президента РФ, собрание музея-заповедника «Кижи», расположенного в Карелии, является «Особо ценными объектами культурного наследия народов России».

Музей «Кижи» открыт для гостей круглый год. В зимнее время он работает с десяти утра до четырех вечера, в летнее – с восьми утра до восьми вечера. На самом острове Кижи гостиницы отсутствуют, но туристы могут поселиться на одном из соседних островов в гостевых домах. Для посетителей Кижей имеется ряд правил: осмотр памятников зодчества проходит строго в сопровождении сотрудника экскурсионного отдела музея; запрещено приезжать в Кижи с домашними животными; парковка любых транспортных средств должна осуществлять по разрешению администрации музея; туристические стоянки разрешены только в специально оборудованных местах.

Главный памятник - церковь Преображения Господня, заложенная в 1714 году. Уникальное здание: 102 иконы в иконостасе, 22 главы. Красота. Именно её изображают на большинстве современных открыток. Её срубил неизвестный мастер на месте старой церкви, сгоревшей от удара молнии. По легенде, уникальный храм построили вообще без гвоздей, в действительности гвозди всё-таки есть - в куполах на 37-метровой высоте.

По преданию, окончив строительство Преображенской церкви в Кижах, мастер бросил топор в воды озера Онего и молвил: «Николи не было, николи не будет!» - тем самым обозначив, что второго такого храма нигде больше не появится. Действительно, сегодня это попросту невозможно: нет больше таких плотников, кому под силу построить хотя бы нечто подобное. Благо есть мастера, что способны поддерживать исторический облик заповедных Кижей, ведь деревянное зодчество не вечно.

Иконостасы кижских храмов могли увидеть не только российские туристы, но и европейцы, даже не приезжая в Россию: расписные небеса по всем заонежским канонам выставлялись в итальянском музее в провинции Потенца.

Есть тут и знаменитая шатровая колокольня, построенная в 1860-е годы. За 60 лет её колокол не ударил ни разу - с 1929-го колокольный звон был под запретом, а в 1989-м над Кижами вновь пронеслась волшебная музыка 12 колоколов.

Кижский погост заслужил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО сразу в трёх категориях: это и шедевр человеческого созидательного гения, и сооружение в гармонии с окружающим ландшафтом, и вершина плотницкого мастерства. Такой красоты, как в Кижах, нигде в мире больше нет. Поэтому ансамбль вполне можно назвать одним из чудес не только России, но и всего мира. И это великолепие раскинулось не так далеко от Петербурга!

Сегодня музей-заповедник Кижи - остров-музей под открытым небом, где собрано 68 построек со всей Карелии, которые дают понять всё великолепие российского деревянного зодчества. Одной из самых интересных построек принято считать дом Ошевнева (XIX век) из деревни Ошевнево. Это большой двухэтажный дом, украшенный нарядными галереями и узорными наличниками. Это жилой дом и хозяйственные помещения под одной крышей.