Общественный транспорт Грузии. Общественный транспорт в грузии

Общественный транспорт в Грузии достаточно хорошо развит. В крупных городах пассажиров перевозят автобусы и маршрутки. А в столице Грузии - Тбилиси действуют также метро, фуникулер и канатная дорога. Троллейбусы, совсем недавно существовавшие во всех крупных городах, теперь исчезли.

Информационных табло с расписанием автобусов мало. Основная часть информации на грузинском. Очень редко встречаются карты с маршрутами автобусов на английском.

Большую помощь в поисках нужного автобуса или маршрутки могут оказать местные жители, большинство которых хорошо владеет русским языком.

Билеты в Грузии

Вид транспорта

Стоимость

Где купить

Как пользоваться

0,40 лари (около 9 руб.)

В аппарате на входе

Опустить деньги в аппарат и получить билет

Маршрутка

0,40 лари (около 9 руб.)

На входе у водителя или использовать единый билет метро+автобус

При использовании билета метро+автобус приложить карточку к считывающему устройству

Единый билет (метро+автобус)

Залоговая стоимость - 2 лари (42 руб.). Также необходимо внести на билет любую сумму для проезда

В кассах на станциях метро

Прикладывать билет к считывающему устройству на входе в автобус и на турникетах метро

Залоговая стоимость - 2 лари (42 руб.). Также необходимо внести на билет минимум 0,5 лари (11 руб.) - стоимость 1 поездки

В кассах на станциях метро

Приложить билет к считывающему устройству на турникете при входе в метро

Фуникулер

1 лари -- (21 руб.) - поездка в 1 сторону

В кассах фуникулера

Вход через турникет

Канатная дорога

1 лари -- (21 руб.)

В кассах при входе

Купить билет и с ним пройти на станцию канатной дороги

В автобусах периодически работают контролеры в желтой униформе, они проверяют сами билеты и собирают штраф в 5 лари (105 руб.) за безбилетный проезд. Если пассажир не хочет платить за проезд, то контролеры могут вызвать полицию, в таком случае штраф составит 20 лари (420 руб.).

Городские автобусы в Грузии

Городские автобусы есть во всех городах Грузии, в Тбилиси это в основном новые автобусы, окрашенные в желтый цвет. Обычно это автобусы среднего и малого размера, рассчитанные от 40 до 60 пассажиров.

Останавливаются автобусы только на остановках, работают строго по расписанию с 06:00 до 20:00. Во многих автобусах есть электронные табло, на которых написан маршрут, также на таких табло всегда будет указана следующая остановка. В большинстве автобусов объявления об остановках производится на грузинском, реже на английском.

Посмотреть движение автобусов в Тбилиси в режиме реального времени на английском языке можно .

Кроме автобусов одним из популярных видов транспорта стали маршрутки, в больших городах это желтые автомобили Ford Transit на 16-18 пассажиров. В небольших грузинских городах и поселках в качестве маршруток могут использовать любые подходящие микроавтобусы.

Режим работы маршруток в каждом городе Грузии разный, так в Тбилиси они начинают работать в среднем с 08:00 и до 20:00. После 20:00 большинство горожан пользуются автобусами или такси. В других регионах Грузии, особенно там, где маршрутки практически единственный вид транспорта, они работают до позднего вечера.

Между маршрутками в Тбилиси и маршрутками в других городах есть несколько важных отличий. Самое главное из них заключается в том, что в тбилисских маршрутках кроме наличной оплаты действуют многоразовые проездные для автобусов.

Большую популярность маршруткам в Тбилиси добавляет и тот факт, что в новых автомобилях установлены кондиционеры, работающие в жаркие дни.

Метро в Грузии

Метро в Грузии есть только в Тбилиси. Состоит из 2 линий - Ахметели-Варкетилской и Сабурталинской с 22 станциями на них.

Режим работы метро:06:00 - 24:00.

Интервалы между поездами в часы пик около 2-3 минут, ближе к ночи, когда пассажиров становится меньше, интервалы увеличиваются до 10-12 минут. Вход в тбилисское метро обозначен красной буквой M.

Главное удобство тбилисского метро в том, что оно удобно связывает центр города с железнодорожным вокзалом и автостанциями Ортачала и Дидубе. Все указатели в вагонах, а также на станциях кроме грузинского языка дублированы и на английском. Объявления в вагонах также на грузинском и английском языках.

Передвигаться по Грузии лучше всего (да и дешевле всего) на общественном транспорте. Он, впрочем, как и продукты питания в этой стране пока еще остаются дешевыми. Существуют, конечно же, организованные экскурсии на комфортабельных автобусах с квалифицированными гидами, но это удовольствие и стоит соответственно.

Хотя территория Грузии не слишком уж большая, сложный рельеф местности не позволяет легко и просто передвигаться по ней. Чтобы было удобнее путешествовать по Грузии, лучше всего использовать простую схему – остановиться на проживание в Тбилиси, а оттуда уже совершать путешествия по траектории звезды. То есть – с утра выехал по определенному маршруту, а вечером вернулся обратно. И так каждый день. Таким образом, можно осмотреть практически все самые интересные места в стране. Проще всего, и выгоднее всего отправляться в такие поездки на маршрутках. Они весьма экономичны, но, к сожалению, комфортной такую поездку назвать сложно. На них можно будет добраться практически до всех самых популярных достопримечательностей.

Другим неплохим способом можно назвать аренду автомобиля. Тогда вы совершенно не будете связаны со временем и расписаниями. Правда, если вы собираетесь отправляться на экскурсии в горные местности, лучше всего сразу брать напрокат джип. Легковой автомобиль в горах не проедет. Надо сказать сразу, что ездить за рулем в этой стране – занятие для отчаянных экстремалов. Правила дорожного движения в Грузии, конечно же, существуют, однако, мало кто их соблюдает. Движение на грузинских дорогах весьма хаотично, водители частенько превышают скорость, подают сигналы другим водителям, знакомым, пешеходам, да и просто громко кричат из окон своих транспортных средств. При этом они еще и отчаянно жестикулируют руками.

Еще есть такой неплохой вариант, как нанять водителя с личным транспортом. Правда, это выйдет дороже, и за бензин надо будет доплачивать. Зато вы побережете свои нервы, да и водитель будет прекрасно знать дороги, и ему намного легче будет договориться с местным населением в случае чего.

Можно также отправиться в путешествие и на поезде. Поезда ходят регулярно – днем и ночью. Они соединяют столицу Грузии с западной частью страны. Билеты на поезда стоят недорого, вагоны в них новые, современные – и плацкарт и купе. Билеты можно приобрести на втором этаже здания железнодорожного вокзала. Например, от Тбилиси до города Батуми билет будет стоить приблизительно 15-20 лари. А во время поездки вы вдоволь сможете налюбоваться великолепными пейзажами за окном.

И еще надо заметить, что Грузия является редчайшей страной, по которой можно легко передвигаться автостопом. Здесь с большой радостью подвозят даже на сельских дорогах. При этом вас еще могут пригласить в гости и вкусно накормить.

Во время посещения Грузии вам необходимо помнить о том, что на территории этой страны существуют два региона, официальный статус которых до сих пор не определён. Это Абхазия и Южная Осетия. Уровень преступности в них намного выше, хотя там и находятся российские войска. Поблизости с границами этих регионов следует вести себя осторожнее, лучше их не посещать, если вы не хотите проблем с грузинской полицией или штрафов. Если вы все-таки намерены их посетить, то заезжать туда лучше с российской стороны.

20 329 км, асфальтировано 7854 км (в том числе 13 км скоростных автомагистралей). Автомобильное движение правостороннее.

Плотная сеть автобусных маршрутов связывает практически все населенные пункты страны, много рейсов осуществляется и частными перевозчиками. Состояние автобусного парка достаточно плачевное. Многие автобусы не имеют четкого расписания и отправляются по мере наполнения салона. Оплата проезда производится водителю. На большинстве рейсов автобус останавливается в любом месте по желанию пассажира.

Более удобный вид транспорта - маршрутные такси, но они также отправляются нерегулярно, только по мере наполнения салона, и курсируют только между основными туристическими районами и аэропортами.

За исключением крупных городов, все пассажирское сообщение по стране осуществляется посредством маршруток. В горных районах частота отправлений гораздо ниже.

Основные виды транспорта в Тбилиси - метрополитен, автобус, маршрутные и обычные такси.

Водители такси, в зависимости от компании, взимают 1-2 лари за 1 км. пути (предпочтительнее договориться о цене заранее) в зависимости от направления и времени.

Тбилисское метро (две линии, работает с 6.00 до 23.00) очень удобно для туриста, т.к связывает исторический центр города с ж/д вокзалом и автостанциями. В последнее время состояние метро заметно улучшилось.

Путешествие на автомобиле требует определенных навыков и подготовки. Дороги находятся в изношенном состоянии. В горных районах и в провинции они зачастую просто отсутствуют, все перевозки ведутся по гравийно-щебнистым проселкам, достаточно труднопроходимым без помощи местных жителей. В некоторые районы страны попасть на автомобиле просто невозможно - многие дороги просто непроходимы без спецтехники. Дорожные знаки и указатели также зачастую отсутствуют начисто. Бензозаправочные станции крайне редки и повсеместно торгуют бензином отвратительного качества.

Соблюдение (вернее - несоблюдение) правил дорожного движения местными жителями - отдельная проблема. Часто машины движутся вообще без каких-либо признаков организации. Но от них "не отстают" и пешеходы, которые переходят любую дорогу (даже относительно неплохие трассы государственного значения) где и как им вздумается. Повсеместно, особенно в провинции, прямо по дороге перегоняют скот. Да и просто одинокая корова на главной улице какого-нибудь городка (зачастую совсем не маленького) - вполне обычное явление. Освещение на улицах скудное, а зачастую и отсутствует вовсе. Бензин хорошего качества можно найти только в столице.

Исключая автотрассу Тбилиси-Батуми, все остальные дороги не ремонтировались много лет, и средняя скорость движения по ним обычно не превышает 50км/ч. Кроме того, в очень плохом состоянии находятся практически все горные дороги Сванетии, Джавахетии и Кахетии.

Местные водители с удовольствием (и зачастую бесплатно) подвозят случайных попутчиков, причем часто специально делают лишний крюк, чтобы доставить пассажира до места.

Последние изменения: 26.01.2013

Авиационный транспорт

Аэропорты: 23 (на 2008) . Аэропорты - с покрытием взлетно-посадочной полосы: 19. С грунтовой взлетно-посадочной полосой: 4. Вертолетных площадок: 3 (2007).

Внутренние авиарейсы осуществляются между Тбилиси и Батуми, стоимость перелета сравнительно высока.

Авиатранспорт развит относительно слабо, так как размеры страны невелики, а горный рельеф серьезно затрудняет авиа перелёты.

Последние изменения: 04.06.2010

Железнодорожный транспорт

Общая протяженность железных дорог: 1,612 км.

Грузинские поезда схожи с существующими в России и разделяются на купейные и общие. Стоимость проезда сравнительно невысока. Имеется ежедневный скорый поезд Тбилиси-Батуми с сидячими местами, отправляющийся по утрам.

Постельное белье оплачивают отдельно ($1).

Некоторые сложности для туриста представляет отсутствие на станциях дублирующих надписей, указателей и расписаний на русском (или английском) языках. Все исключительно на грузинском, и разобраться в расписаниях, платформах и поездах возможно лишь прибегнув к помощи местных жителей.

Третья статья спецпроекта IGotoWorld.com «Грузия для туриста» поможет вам в планировании отдыха в Грузии. Мы охватили разные виды транспорта в разных городах. Указанные цены, советы и заметки однозначно пригодятся вам.

Грузинский транспорт позволяет гостям-иностранцам и самим грузинам знакомиться не только с крупными городами, но и отправляться в междугородние путешествия, в горы и на море. Но он достаточно разнообразен и имеет свою специфику: потому маленький туристический справочник транспортного сообщения для начинающих не помешает.

Такси, метро, автобусы, поезда, самолеты, корабли, автомобили... В Грузии много вариантов, как перемещаться. Поэтому еще до выезда старайтесь посоветоваться с местными и изучить советы опытных путешественников и водителей (земляков и иностранцев) - это и есть оптимальная комбинация для успешного путешествия.

Городское такси в Грузии

Службы такси в Грузии стабильно работают во всех крупных городах и рядом с туристическими объектами. В Тбилиси, например, такси в любую часть города стоит 3-5 лари, в аэропорт - до 7 лари (ночью - несколько дороже). Кстати, всегда спрашивайте стоимость поездки перед тем, как садиться в авто : если таксист явно завышает цену, то смело отказывайтесь! И увидите, как он сам пойдет за вами, чтобы предложить существенную скидку.

В Тбилиси такси - вообще универсальный вид транспорта, они здесь повсюду. Машину можно или заказать одним звонком в службу такси, или остановить на улице, или подсесть к свободному шоферу на стоянке.

Маршрутные такси в Грузии

В крупных городах Грузии развита сеть маршрутных такси (мини-автобусов). Стоимость проезда в Тбилиси - 3-4 лари (зависит от направления маршрута и километража). Ездят маршрутные такси регулярно, с 7:00 до 24:00 . Останавливаются в основном там, где вы поднимете руку. Так же и выходят здесь, где угодно.

Метро в Тбилиси

Метро в Грузии есть только в Тбилиси. Грузинский метрополитен - это две линии и 21 станция. Он открыт с 6:00 до 24:00. Стоимость проезда - 1,5 лари. Метро здесь очень удобное, им можно доехать не только в центр, но в такие районы города, куда иначе добраться трудно и дорого . Оплата проезда осуществляется через специальную карточку метрополитена: сначала ее нужно купить на станции, а затем просто пополнять по необходимости. Минимальная цена такой карты равна стоимости одноразового проезда.

Городские и междугородные автобусы в Грузии

Еще один вариант путешествий по городу и между городами - автобусы. Городские маршруты (развитые во всех крупных городах) стоят немного дешевле, чем маршрутные такси. В Тбилиси они ездят с 7:00 до 24:00, останавливаются только на остановках . Автобус часто нужно ждать.

Междугородние автобусы часто собирают пассажиров на стоянках (автовокзалах) возле станций метро в Тбилиси. Это один из основных видов сообщения между городами и селами в Грузии. В частности автовокзалы есть у станций метро Дидубе, Самгори, Исани . Также автостанции находятся возле железнодорожного вокзала и автовокзала «Ортачала» (до него можно добраться маршрутным такси № 94 с железнодорожного вокзала или маршрутным такси № 94 ст. Дидубе).

Наиболее популярный автовокзал - возле ст. Дидубе. Отсюда можно добраться, например, до Гори, Мцхете, Гудаури, Боржоми, Кутаиси, Батуми . Детали и стоимость проезда следует узнавать в кассах автовокзала или в информационных офисах. Например, дорога из Тбилиси до Кутаиси может длиться от трех до четырех часов, а стоить 10-14 лари. Быстрее и дороже ехать не прямым маршрутным такси, а международными рейсами, которые следуют как через столицу, так и через Кутаиси.

Кстати, вместе с маршрутом «туда» даже на короткие расстояния стоит планировать и обратную поездку, узнавая график автобусов «оттуда» в кассе и непосредственно у водителей. Бывает, что обратное сообщение прекращается довольно рано , на некоторых направлениях - уже с 16:00. Или сразу бронируйте отель на месте:)

Грузинские поезда: междугородное сообщение

Поезда соединяют Тбилиси с такими городами, как Гори, Кутаиси, Поти, Зугдиди, Батуми, Боржоми, Кобулети и тому подобное. Также курсируют электропоезда от железнодорожного вокзала в аэропорт . Стоимость проезда на все направления можно узнать на сайте Грузинской железной дороги.

Поезд из Тбилиси до Кутаиси, например, идет 5-6 часов . Ориентировочная стоимость поездки вторым классом - 23 лари. В Батуми из Тбилиси можно добраться почти за то же время, но уже за 55 лари. Чтобы выбрать и купить авиабилет онлайн на сайте железной дороги, там придется зарегистрироваться.

Аренда авто в Грузии

Если вы чувствуете себя уверенным водителем (о чем идет речь, мы еще поговорим в конце материала), то в крупных городах Грузии можно арендовать авто . Ведь здесь много туристических достопримечательностей, до которых иначе добраться очень сложно. К тому же даже живописные маршруты дорогой так осматривать гораздо реальнее и интереснее. Хотя есть маршруты и ситуации, когда лучше брать не только авто, но и нанимать водителя.

Авто в аренду водитель может взять только в том случае, если ему уже исполнился 21 год, и два из них - это опыт вождения. Также нужно иметь международные водительские права. Услуга аренды автомобиля достаточно дорога (в зависимости от типа авто и количества дней аренды), ориентировочные цены стартуют от 90-100 лари в сутки , хотя заказ через Интернет может сократить расходы на 20-30%.

К тому же нужно будет внести страховой депозит (около 300-400 лари) и быть готовым полностью взять на себя ответственность за авто. Если вы спровоцируете аварию, потеряете ключи или документы и тому подобное - депозит вам не вернут. Все правила и требования аренды нужно уточнять и подробно изучать перед тем, как вы подпишете документы.

Авиасообщение в Грузии

Авиасообщение - не самый популярный вид транспорта в самой Грузии. Внутренние рейсы соединяют Тбилиси с Батуми, Кутаиси, Сенаки и т. д. Чаще всего внутренние авиарейсы совершаются между Тбилиси и Батуми . Ориентировочная стоимость - 135 лари (если покупать билет в Грузии), около 270 лари - если билет нужно купить за пределами страны. Похоже, затраченное время (не все авиарейсы имеют прямое сообщение, есть и пересадки) и высокая стоимость редко оправдывают пользу от внутренних рейсов в Грузию.

Фуникулер и грузинские канатные дороги

Фуникулер и смотровая площадка - одна из туристических достопримечательностей Тбилиси. Экскурсия из центра города до верхнего парка на горе Мтацминда стоит 10 лари . Это подъем на смотровую площадку на горе на фуникулере и спуск оттуда. Старт поездки - морской порт. Средняя остановка фуникулера - пантеон общественных деятелей и поэтов Грузии. Обычный проезд Тбилисским фуникулером для взрослых стоит 2 лари, для детей - 1 лари. Фуникулер работает без выходных, с 9:00 утра и аж до 4:00 утра.

Еще один вид туристического транспорта в Грузии - канатные подвесные дороги. Их здесь две, в Тбилиси и в Батуми. Столичная канатная дорога идет на смотровую площадку, откуда Тбилиси виден как на ладони. Особенно роскошный вид отсюда открывается вечером и ночью на ярко освещенные церкви, улицы, архитектурные сооружения... Канатная дорога в Тбилиси сочетает площадь Европы и крепость Нарикала . Пол во всех семи гондолах (рассчитанных на 8 человек) прозрачный, поэтому здесь можно в деталях осмотреть Старый Город и Ботанические сады. Стоимость проезда - от 1 лари. Дорога работает с 11:00 до 23:00.


Канатная дорога «Арго» в Батуми.

После успеха канатной дороги в Тбилиси грузинская власть захотела построить еще девять. Первую из них уже открыли - это канатная дорога «Арго» в Батуми . Дорога начинается от морского порта, за 10 мин преодолевается 2 600 м, чтобы вы попали на гору Ферия, на смотровую площадку. Здесь всегда большие очереди желающих увидеть Батуми с высоты птичьего полета. Цена билета - 5 лари (для детей - 3 лари). Режим работы - с 09:00 до 22:00 ежедневно. Знатоки рекомендуют: романтические поездки удаются в хорошую погоду на закате;)

Есть в Грузии и особая «столица» канатных дорог - город Чиатура . Здесь расположены старые канатные дороги региона. Они выполняют в промышленном городе функцию общественного транспорта. Вагончики здесь очень старые, но действуют: в городе осталось лишь 15 действующих канатных дорог, а были десятки. К Чиатури стоит отправляться только с кем-то из местных сопровождающих. Сейчас власть мечтает о средствах на возрождение канатных дорог, но по факту ситуация остается такой, как она есть.

Велосипеды в Батуми

«Велостолица» Грузии - город Батуми . Здесь велосипеды - едва ли не самый популярный вид транспорта, особенно среди активных туристов и непоседливой молодежи. Конечно, прежде всего речь идет о сезонных катаниях в теплую пору года.

Велосипедная дорожка на набережной в Батуми.

Приятно, что туристам совершенно не обязательно тянуть двухколесных друзей с собой в Грузию. В городе налажена целая система велопроката, что делает аренду велосипеда простым и удобном делом. Сначала нужно обратиться в инфоцентр . Он находится возле Дворца бракосочетаний и поющих фонтанов. Там выдадут специальную карточку и объяснят, что с ней делать. Единственное условие - иметь при себе не только средства, но и загранпаспорт.

Всего один час пользования велосипедом стоит 2 лари . Зато тарифы на велопрокат при покупке карты несколько отличаются. На день - 4 лари (четыре лари на счету, это сезонная карточка). На 10 дней - 10 лари (4 - цена карточки, 6 - на счет, это также сезонная карточка). Существует в Батуми и универсальная (годовая) карточка. Ее цена - 20 лари, 10 из которых сразу будут на счету.

Прокат велосипедов на набережной в Батуми.

С купленной и, соответственно, пополненной картой для вас открывается мир велосипедных станций (их много на набережной и в целом городе), где и берут в аренду велосипеды. Многочисленные велодорожки в Батуми (они здесь повсюду) ведут ко всем возможным интересным местам вокруг.

Прогулки Черным морем в Грузии

Романтические или приключенческие круизы на арендованных яхтах в Грузии организуют в туристически привлекательных городах над морем. Это, прежде всего, побережья Батуми, а также различные междугородные морские маршруты на климатические курорты (например, Зугдиди - Кобулети - Уреки - Анаклиа - Зугдиди). Ориентировочная стоимость экскурсии - от 150 лари, аренда яхты - 180-220 лари в час.

Внутреннее морское пассажирское сообщение в Грузии фактически не практикуется (в отличие от международного). Морские порты выполняют промышленную, административную, международную и туристическую функции.


Морвокзал в Батуми.

Стоит знать водителям и пешеходам в Грузии

Ситуация на грузинских дорогах довольно специфическая даже для пешеходов. Первое впечатление - здесь ездят и ходят, кто и как хочет . К сожалению, около половины водителей вообще не имеет прав. С точки зрения пешехода все выглядит хаотично, искусство перехода дороги вы освоите не сразу. Водители делают, что хотят, за что их регулярно останавливает полиция. Но это не сильно меняет ситуацию.

Дороги в Грузии намного лучше украинских (прежде всего городские и сельские), но не в горах. Светофоры и пешеходные переходы есть, только вот ими редко пользуются и водители, и пешеходы. А поскольку улочки здесь в основном узкие , грузинское дорожное движение становится еще сложнее. Собственно, поэтому неопытным водителям здесь не рекомендуют ездить ни на своих, ни на арендованных машинах, а пешеходам нужно быть очень внимательными в плане собственной безопасности!

Несколько смягчает впечатление в этом плане профессионализм грузинской полиции. На увиденное правонарушение полиция реагирует мгновенно, но довольно мягко, если речь идет о незначительных нарушениях. Также фактически отсутствуют случаи взяточничества на дорогах . Хотя туристы порой замечают, что правила дорожного движения иногда здесь словно меняются - в зависимости от того, насколько высока стоимость авто участника движения... Может, поэтому даже в маленьких горных поселениях, даже у убогого домика часто стоит солидный джип. Возможно, это «ложка дегтя» в сладкий и привлекательный образ Грузии, но опыт подсказывает, что большинство туристов быстро учится справляться и с ней.

Сегодня расскажу про транспорт в Грузии: маршрутки, поезда, автобусы, самолеты, такси. На чем можно перемещаться по стране? Как дешевле и удобней добраться в тот или другой регион? Обо всем этом — в посте ниже.

Читайте также:

Самолеты

Авиасообщение в Грузии не развито. Страна совсем небольшая, так что ее можно проехать за несколько часов на маршрутке и автобусе, поэтому самолеты не пользуются популярностью. Я знаю только две авиакомпании, летающие внутри Грузии — это Vanilla Sky и Airzena.

Городской общественный транспорт в Грузии

В Тбилиси есть метро, очень удобное для перемещения по городу и дешевое (всего 0,5 лари). Кроме него, по столице можно ездить на автобусах и маршрутках — все это связано в единую сеть и оплачивается с помощью специальной карты, которую необходимо купить и пополнить. Единственное неудобство — все надписи на автобусах на грузинском, без помощи местных не разобраться.