Загадочные авиакатастрофы. Необъяснимые массовые мистические явления, связанные с катастрофами и трагедиями (10 фото)

Возможно, самый загадочный случай в истории авиации произошёл с американской писательницей и пионером авиации Амелией Эрхарт.

Истории авиации известны случаи, когда самолёты также не подавали сигнала бедствия, а после исчезновения не оставляли никаких следов и обломков.

Вот лишь некоторые из самых громких и таинственных авиакатастроф, в которых не обошлось без мистики:

Амелия Эрхарт (1937 г.)

Загадка последнего полёта Амелии Эрхарт, первой женщины-пилота, остается до сих пор неразгаданной. В 1937 году при попытке совершить кругосветный перелёт на двухмоторном самолёте «Модель 10 Электра» Амелия Эрхарт и её штурман Фред Нунан пропали без вести в центральной части Тихого океана. По одной из версий, у самолёта просто закончилось топливо, по другой – Амелия Эрхарт и Фредерик Нунан оказались в плену у японцев, строивших на расположенных в этой части Тихого океана островах свои военные базы.

Самолет «Сессна» (1972 г.)

16 октября 1972 года член конгресса США от демократической партии Томас Хейл Боггс и политик Ник Бегич поднялись на борт двухмоторной «Сессны», которая направлялась в столицу Аляски – город Джуно. Однако самолёту так и не было суждено доставить пассажиров до место назначения – он бесследно исчез. Даже 39-дневные поиски, которые были названы «самыми масштабными в истории Аляски», т.к. в них было задействовано 70 самолётов, не дали никаких результатов.

Выдвигались разные предположения о причине крушения самолёта. Поговаривали, что самолёт был сбит сербами из-за хорватских корней Бегича. Другая версия указывала на политическое прошлое Боггса, входившего в состав Комиссии Уоррена.

Рейс 800 TWA (1996 г.)

Самолёт Boeing 747, направляющийся из Нью-Йорка в Рим, взорвался в воздухе и упал в Атлантический океан. Все 230 пассажиров, находившихся на борту, погибли. Эксперты из Национального совета по безопасности на транспорте установили, что вероятной причиной крушения самолёта был взрыв топливного бака, произошедший из-за несправной электропроводки.

Однако сторонники теории заговора уверены, что причиной взрыва стала заложенная на борт самолёта бомба или столкновение с ракетой Военно-морских сил США.

В ходе проведённого прошлым летом брифинга Национальный совет по безопасности подтвердил, что ни свидетельские показания, ни найденные обломки, ни записи с бортовых самописцев не подтверждают предположение о столкновении самолёта с ракетой.


Рейс EgyptAir 990 (1999 г.)

Самолёт Boeing 767, выполнявший регулярные рейсы между Лос-Анджелесом и Каиром, разбился и упал в Атлантический океан почти сразу после взлёта. Катастрофа унесла жизни 200 человек. После 2-летнего расследования было установлено, что крушение самолёта было вызвано неправильными действиями командира экипажа.

Все собранные Национальным советом доказательства, включающие траекторию полёта самолёта и данные с бортовых самописцев, указывали на то, что командир и старший помощник в последние минуты своей жизни пытались взять управление самолётом в свои руки. Старший офицер неоднократно повторял: «Я полагаюсь на Бога». Такая версия не устроила египетскую сторону, и она выдвинула свою – причина катастрофы состояла в неисправности системы управления самолётом.


Air France рейс 447 (2009 г.)

Этот смертельный воздушный инцидент произошёл в 2009 году с участием Airbus А 330, выполнявшего рейс из Рио-де-Жанейро в Париж. Самолёт с 228 пассажирами на борту упал в воды Атлантического океана. Как и в случае с пропавшим малазийским самолётом, пилоты Air France не подали сигнала бедствия. Полномасштабная поисково-спасательная операция в течение пяти дней не давала никаких результатов. Затем были найдены некоторые фрагменты хвостовой части самолёта.

Поиски самолёта, упавшего на дно океана, затянулись на два года. А через ещё год в результате расследования было установлено, что кристаллы льда заблокировали датчики воздушной скорости самолёта – именно это и привело к трагедии.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта

Самолет считается безопасным транспортом. Тем не менее, авиакатастрофы случаются не так редко. После каждой проходит расследование. Тем не менее, некоторые авиакатастрофы до сих пор никто не может объяснить.

Эскадрилья Эвенджер

Самая знаменитая своими загадками произошла над печально известным Бермудским треугольником 5 декабря 1945 года. Так называемый, «Вылет 19» был тренировочным полетом пяти торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер» во главе с опытным пилотом-инструктором Чарльзом Тэйлором.

Самолёты Эвенджер поднялись в воздух с базы Форт-Лодердейл 5-го декабря 1945 года в 14:10. была ясная, полет шел нормально. Но уже в 15:40 эскадрилья отклонилась от курса, пилоты перестали узнавать местность. Согласно радиопереговорам, компас Тэйлора вышел из строя, казалось, что он путает Флориду-Кис с Багамами. Центр управления попытался перенаправить Тэйлора обратно к Форт-Лодердейлу, но Чарльз продолжал вести их в беспорядочном направлении, все глубже в океан: «Слышу вас очень слабо. Сейчас летим курсом двести семьдесят градусов».

Вскоре диспетчер потерял связь с пятью самолётами и с тех пор их никто не видел и не слышал. Самое интересное, что Тэйлор приказал: «Всем самолётам держаться рядом… если не покажется берег, нам придётся приводниться… Когда у кого-нибудь останется меньше 10 галлонов, все вместе снижаемся». То есть версия, что в падении самолетов виноват недостаток горючего, отпадает. Что ещё более пугающе – спасательный самолет, посланный на выручку команды Тэйлора, пропал в ту же ночь. Многие считают, что он взорвался в полете, так как машина просто исчезла с радара.

Интересно, что Тэйлор накануне пытался отказаться от полета. Ему было отказано. Необъяснимые обстоятельства, сопровождающие катастрофу, дали повод предписывать гибель эскадрильи паранормальным свойствам .

«Звездная пыль»

Еще одно загадочное исчезновение в истории авиации произошло над Андами. Гражданский самолет Star Dast, принадлежавший компании «British South American», в 1947 году совершал полет из Буэнос-Айреса в Сантьяго, но неожиданно исчез где-то в горах всего лишь за пару минут до приземления.

В последние мгновения полета радист передал загадочное сообщение «STENDEC». Больше от пропавшего самолета не было ни слуху, ни духу. Обломки, несмотря на длительные поиски, найти также не удалось. Самое примечательное, что авиалайнер Star Dust был переделанным военным транспортным самолетом Avro Lancastrian и мог подниматься на высоту выше 6 км и развивать до 500 км/ч, преодоление горных пиков для него не должно было составить проблемы.

В 1998 году группа альпинистов случайно наткнулась на фрагмент кожуха двигателя с надписью «OLLS-ROYCE». Поиски лайнера в указанном районе возобновились. Вскоре был обнаружен и самолет. Новая официальная версия гласила: Star Dast отклонился от курса и в условиях плохой видимости врезался в покрытые облаками горы. Тем не менее, тайна слова «Stendec» так и осталась нераскрытой.

«Летучий тигр»

В 1962 году рейс 739 авиалинии Flying Tiger Flight по заказу американской армии перевозил солдат и припасы из Калифорнии в Сайгон, Вьетнам. После дозаправки в Гуаме, самолет взлетел и вскоре буквально растворился над Филиппинским морем. Погода была ясной, и сообщений о помощи не поступало, равно как и в случае с малазийским Боингом.

Поисковые мероприятия, в которых участвовало четыре рода военных сил, не увенчались успехом, все 107 людей, находившихся в самолёте, были объявлены погибшими. Обломки "тигра" так и не нашли. Место отсутствующих фактов заняли слухи и догадки. Некоторые очевидцы утверждали, что видели яркую вспышку света вблизи предполагаемого расположения самолета. В контексте Холодной войны и конфликтов во Вьетнаме появились версии о саботаже. Другим объяснением считали неисправность двигателя, который якобы потерял мощность за три дня до последнего полета.

Прерванный взлет

Саботаж видят и в гибели гражданского самолета, выполнявшего в 1996 году рейс 800 авиалинии Trans World Airlines. Лайнер взорвался и упал через 12 минут после взлета с аэропорта Джона Кеннеди, забрав с собой жизни 230 человек.

Расследование катастрофы заняло 4 года, после чего было установлено, что неисправность в электропроводке вызвала искру, которая подожгла топливо. Казалось бы, все ясно, но очевидцы события, давшие свои показания ФБР, в один голос утверждают, что видели, как к самолёту поднимался луч света, после чего возник огненный шар.

Эти свидетельства, как считают некоторые, доказывают, что самолет был сбит ракетой во время учений флота, которые проходили в то же время недалеко от Лонг-Айленда. Также существуют версии, что спецслужбы США намеренно скрыли следы взрывчатых веществ на останках лайнера.

Воздушный «Титаник»

Подобно печально известному , который считался непотопляемым, Airbus A330, выполнявший 1 июня 2009 году рейс 447 Air France, должен был быть одним из самых безопасных самолетов за всю историю. Тем не менее, по необъяснимым причинам, во время перелета Рио-де-Жанейро – Париж, лайнер упал в Атлантический океан.

Не было сигналов о помощи, никто не знал о произошедшем до тех пор, как пилоты не вышли на связь с диспетчерской в назначенное время. В результате катастрофы погибло 228 человек, во Франции был объявлен трехдневный траур.

Причина катастрофы оставалась неясной. Расследование причин трагедии долго представлялось невозможным – обломки разлетелись на километры по дну океана. Лишь в 2011 году специально нанятая частная компания смогла собрать все останки.

Французский флот достал со дна черные ящики и сотню тел погибших.
Согласно записям, самолет погиб из-за технической неисправности (обмерзание трубок Пито) в результате чего пришлось отключить автопилот; и из-за последующей несогласованности действия экипажа. Неясным остается одно, каким образом, три опытных пилота потеряли управление в стандартной ситуации турбулентности, и зачем при «сваливании» они удерживали нос самолета в приподнятом положении, хотя в таких случаях его опускают вниз.

Начнем со случая, который можно даже назвать почти веселым. К сожалению, такого не скажешь о многих других историях нашего списка.

Авиалайнер компании British Airways направлялся из английского Бирмингема в испанскую Малагу, взяв на борт 87 человек пассажиров с экипажем. Долго парить в спокойствии ему не удалось. Уже через 13 минут после взлета стекло кабины пилота сорвало потоком воздуха, и командира экипажа буквально засосало в оконный проем. Человек застрял в лобовом стекле, наполовину высунувшись из летящего реактивного лайнера!

Далее началось нечто невероятное. Вовремя среагировавшие члены экипажа схватили капитана за ноги, не позволяя ему вывалиться за борт. Понятно, что никто не выживет в таких условиях, но, во-первых, это бы не дало лайнеру разгерметизироваться окончательно, а главное, если бы они выпустили пилота, тело могло на полном ходу протаранить жизненно важные элементы самолета. Тогда все обернулось бы совсем ужасным образом. Но все шло и так паршиво, тем более что дверь кабины пилотов сорвало и ошметки обрушились на пульт.

Экипаж принялся успокаивать пассажиров и запрашивать у наземных служб аварийную посадку. Через 25 минут после начала рейса самолет был посажен в Саутгемптоне. Все это время бортпроводник держал своего обледеневшего товарища.

Сразу после посадки выяснилось, что у капитана прощупывается пульс, и его экстренно госпитализировали. И, как поется в песенке, привезли его домой, оказался он живой! Команда не только посадила самолет, но и спасла всех, кто был на борту! Второй пилот, стюардесса и все их коллеги тотчас стали национальными героями. Практически все они вернулись обратно в гражданскую авиацию.

Причиной же происшествия оказалось раздолбайство механика, который при замене стекла взял на складе болты неправильного размера.

Boeing 737, 28 апреля 1988 года

Представь банальный местечковый рейс Хило - Гонолулу с 89 расслабленными пассажирами и шестью членами экипажа (куда же без них!). На 23-й минуте полета на скорости 500 километров в час колоссальный кусок обшивки пассажирского салона сорвало и унесло в прекрасное далеко. Все, кто находился в лайнере, оказались лицом к лицу с буйством воздушного потока и температурой минус 45 градусов. А ведь это Гавайи, пассажиры одеты по-тропически!

Команда не растерялась и тотчас начала снижение для аварийной посадки. Самый ужас был в том, что приборы показывали: шасси тоже неисправно! К счастью, диспетчеры аэропорта разглядели, что шасси на самом деле благополучно вышло из своей ниши, и передали хорошую новость на судно. Выжили все, кроме единственной несчастной стюардессы, которую унесло потоком воздуха.

Причина аварии: усталость и коррозия металла. Прокатились, называется, на кабриолете...

A310, 23 марта 1994 года

Одна из самых жутких глав в истории российской гражданской авиации. «Аэрофлот» выполнял рейс под номером SU593 из Москвы в Гонконг. Через четыре часа полета самолет исчез с радаров над Междуреченском, то есть в Кемеровской области.

Авиакатастрофы - всегда кошмар, но когда причины этой были раскрыты, то волосы встали дыбом даже у видавших все криминалистов и авиаэкспертов. Лайнер был в полном порядке. Метеоусловия тоже. Просто в самый разгар полета летчики пустили в кабину своих детей и друзей, да еще не просто пустили, но и дали порулить. 39-летний пилот Ярослав Кудринский, нарушая все возможные инструкции и просто требования здравого смысла, сначала усадил за штурвал дочку, а потом и сына.

Расслабленный экипаж был в полной уверенности, что самолет управляется автопилотом, однако автоматика отключилась вследствие слишком резкой игры со штурвалом пятнадцатилетнего Эльдара, сына Кудринского. Мало того, до маленького мозга пилотов слишком долго доходило, что происходит нештатная ситуация. Далее, пытаясь ее исправить, они впали в панику и вели себя максимально нерационально. Кувыркаясь в воздухе (представь, каково непристегнутым пассажирам!), лайнер рухнул на землю. Все 63 пассажира и 12 членов экипажа погибли.

Последующее расследование показало, что если бы пилоты не паниковали, а дали автоматике лайнера работать по предусмотренному алгоритму, то самолет бы выровнялся сам и спокойно продолжил рейс!

Есть в нашем мире явление похуже гонял на маршрутках.

Boeing 747, 12 августа 1985 года

Крупнейшая по числу жертв катастрофа с участием одного самолета произошла, как ни странно, в стране, работники которой славятся своей дотошностью, педантизмом и профессионализмом, - в Японии. И это невероятно печальная история.

Boeing 747 авиакомпании JAL совершал короткий внутренний рейс JAL из Токио в город Осака. Там лететь-то всего 500 километров, то есть меньше часа, но это невероятно популярный во время праздников маршрут, поэтому и Boeing 747. Через 12 минут после того, как лайнер покинул аэропорт, у него отказали почти все ключевые системы управления и стабилизации полета. Даже дублирующие! Пилоты не могли понять, в чем дело, они со сверхчеловеческим умением удерживали самолет в воздухе, используя лишь маневрирование двигателями и закрылками. Лайнер непрестанно подбрасывало, роняло и трясло. 32 минуты такого полета показались пассажирам хуже, чем ад. Если бы пилоты знали, в чем проблема, им бы стало еще страшнее: у «Боинга» напрочь оторвало хвостовой стабилизатор, самолет был обречен. Достаточно посмотреть на сделанное с земли фото, чтобы это понял даже далекий от авиации обыватель.

Самолет врезался в гору в 112 километрах от Токио, часть пассажиров чудом выжили, но спасательные операции были организованы воистину безобразно, помощь пришла поздно, и спасти удалось только четверых. Всего погибло 520 человек.

Причиной катастрофы был назван небрежный ремонт хвостовой части наземными службами с отступлением от инструкций.

A330, 24 августа 2001 года

Теперь о хорошем. Рекордное планирование авиалайнера с неработающими двигателями было продемонстрировано именно в ходе этого инцидента.

Из Торонто в Лиссабон с тремя сотнями людей на борту направлялся Airbus A330-243 (авиакомпания Air Transat), на шестом часу полета экипаж вдруг столкнулся с фантастическим фактом: под ними Атлантический океан, а у них ни грамма топлива!

Дальнейшее все бы сочли выдумкой голливудских сценаристов, если бы оно не было правдой. Один из пилотов вспомнил, что в 320 километрах от них раскинула свои ангары военная авиабаза на Азорских островах, куда они и повернули. За 217 километров до цели пришлось заглушить один из двигателей. Спустя несколько минут - второй. Других двигателей, как и источников топлива, к сожалению, в этом самолете не нашлось.

Кстати, чтобы при бездействующих двигателях не отключались приборы и радиосвязь, в самолетах предусмотрена остроумная система аварийного энергопитания: нечто вроде динамо-флюгера, который выпускается из корпуса и крутится под давлением встречного потока воздуха.

Всех спас феноменально богатый опыт, выучка и смекалка командира экипажа. Он смог на ходу с высочайшей точностью рассчитать коэффициенты планирования самолета без тяги, чтобы не только дотянуть до посадочной полосы, но и чтобы скорость его позволяла безопасно приземлиться. Тем более что второй попытки захода на посадку им бы никто по понятной причине не подарил.

Несмотря на расчеты и маневры, скорость посадки все же слегка превышала рекомендованную, самолет проскочил лишний километр за ВПП, и у него лопнули почти все шины. Из 306 человек никто не пострадал! Пилоты награждены и носят титул рекордсменов, продержавших на планерной силе пассажирский самолет в воздухе на протяжении 120 километров!

Виновниками же аварии названы, как и в большинстве подобных историй, наземные техники, накосячившие при монтаже гидравлической системы и спровоцировавшие утечку.

Человек с древних времен мечтал покорить воздушное пространство. Многие в своих мечтах летали на сказочных коврах-самолетах, или становились наездниками необычных птиц с огромными крыльями. И чтобы исполнить свою мечту человечеству понадобилось очень много веков…

Первым теорию полетов создал Леонардо да Винчи: он изобразил конструкцию летательного аппарата на бумаге. Приводилась в действие это чудо-машина благодаря мускульной силе человека. Но великий Леонардо не пошел дальше теоретических разработок: люди не владели необходимыми знаниями и навыками для реальной постройки этого летательного аппарата.

Ученые разных стран пытались построить летательные аппараты. Свою лепту внесли и русские ученые: М.В. Ломоносов, Е.С. Федоров, М.А. Рыкачев и, особенно, Д.И. Менделеев. Им удалось создать глубоко обоснованную теорию для решения этой проблемы. А русский изобретатель и выдающийся конструктор А.Ф. Можайский построил первый российский самолет.

Прошли столетия. Сегодня полеты на самолете для каждого из нас стали обыденностью, как и использование любого другого вида транспорта. Но в тоже время, полеты всегда являлись хоть и удобным, но достаточно опасным видом передвижения. Ведь машины, как, впрочем, и люди не идеальны. А любые, даже мелкие оплошности в работе техники могут привести к гибели людей. Каждая авиационная катастрофа - это предостережение и урок для создателей летательной техники. Как правило, найти причины авиакатастроф очень сложно - по объективным и по субъективным причинам.

Так, существует устойчивое мнение, что большая аварийность самолетов связана с неудачной конструкцией. И в этой связи часто вспоминается история самолета Ан-10. Эксплуатация пассажирского аэробуса Ан-10 (разработчик - конструкторское бюро О.К.Антонова) началась с 1971 года. За все время работы этого самолета на советских авиалиниях перевезено более 35 млн. пассажиров и около 1,2 млн. тонн различных грузов. Но на счету этого самолета и 12 аварий, в которых погибли 370 человек. По словам летчиков, Ан-10 эксплуатировался ими в самых тяжелых условиях. Они говорили конструкторам: «Машины такого же класса, Ил-18, садятся на хороших аэродромах и на них меньше шансов для всяких неприятностей, а в случае надобности можно как-то помочь. А вашу „десятку“ мы гоняем по всяким дырам и всегда боимся: чем это кончится?». После крупнейшей авиакатастрофы с Ан-10 под Харьковом, в 1973 году было решено прекратить эксплуатацию этого самолета.

Но если, в данном случае, экспертом была определена конструкторская ошибка при создании Ан-10, то многие катастрофы самолетов так и остались загадочными и необъяснимыми с точки зрения знаний, которыми мы сейчас владеем.

5 декабря 1945 года пять военных самолетов ВВС США вылетели с базы Форт-Лотердейл. Руководил полетом Ч. Тэйлор. Полет проходил без осложнений, погода была ясная, в команде находился опытный инструктор. Ничто не предвещало беды. Но через 90 минут полета летчики впали в состояние дезориентации - они не узнавали местность, над которой пролегал их путь. Компасы вышли из строя. Центр управления полетами настоятельно требовал от Тэйлора возвратиться на базу, но руководитель полета упрямо продолжал полет все дальше в море. Вскоре связь с самолетами была потеряна. И до сих пор никто о них ничего не знает. Посланный на выручку спасательный самолет, также исчез с радара и окончательно пропал. Интересный факт: Тэйлор очень упорно пытался отпроситься от вылета в этот день, но ему было отказано.

31 декабря 1999 года самолет компании EgyptAir во время перелета через Атлантический океан упал в воду. В катастрофе разбирались специалисты Национального управления безопасности транспорта США и египтяне. Обе комиссии дали различные заключения по причинам гибели лайнера. Американцы были уверены, что второй пилот преднамеренно вызвал падение самолета, поскольку у него были ярко выраженные суициидальные наклонности. Египтяне считали, что причиной крушения стали технические поломки. И хотя причина трагедии так и осталась невыясненной, но имеется запись переговоров пилотов: один спросил «Что такое? Что такое? Ты остановил двигатели?», на что второй ответил: «Я надеюсь на бога».

Самолеты «Стар Даст» были пассажирской версией военного бомбардировщика Ланкастер. В 1947 году такой самолет совершал обычный рейс из Буэнос-Айреса в Сантьяго. Он исчез, пролетая над Андами, когда до приземления оставалось не более двух минут. Но радист самолета, за мгновение до исчезновения, сумел передать очень загадочное сообщение - «STENDEC». Только спустя 50 лет удалось обнаружить обломки этого самолета, вмерзнувшими в огромный ледник. Предположили, что Стар Даст отклонился от курса и врезался в горы, покрытые облаками. Но находка все же не раскрыла тайну слова «STENDEC», а значит загадка крушения самолета не раскрыта.

Почему-то многие люди боятся номера 13. В некоторых гостиницах нет 13 этажа, в гардеробах нет номерка с таким числом и т.д. В авиации таким «несчастливым» номером стало число 191. Произошла целая серия катастроф рейсов 191. Многие авиакомпании больше не присваивают рейсам такой номер.

Одной из самых крупных катастроф рейса 191 считается рейс, выполняемый компанией American Airlines. В результате ее погибли 273 пассажира.

В 2012 году во время полета рейса 191 JetBlue Airways, пилот начал громко шептать что-то о террористах, об 11 сентября и об Иисусе. Второму пилоту пришлось вывести его из кабины в салон самолета, где пассажиры постарались его утихомирить. В последствии, пилот попал на лечение в психиатрическую больницу.

Поскольку никакого приемлемого объяснения невезучести рейсов с таким номером нет, можно только предположить, что это простое совпадение. Хотя нумерологи пока пытаются понять «истинную сущность» этого числа.

В годы военного противостояния США и Вьетнама произошел не менее странный случай с самолетом «Super Constellation L-1049». В его задачу входила перевозка боеприпасов и солдат из Калифорнии в Сайгон. Самолет бесследно исчез при полете над Филиппинским морем. В поиске участвовали многие подразделения армии США, но никаких следов катастрофы обнаружено не было. Из-за отсутствия какой-либо информации об этом рейсе высказывалась масса предположений. Однако, очевидцы утверждают, что видели яркую вспышку света в районе, над которым должен был пролетать самолет.

В 1996 году произошла крупная катастрофа с рейсом 800 авиакомпании TWA - самолет врезался в землю через 12 минут после взлета с аэропорта Дж. Кеннеди. В результате погибли 230 человек. И хотя комиссия установила, что причиной катастрофы стала неисправность электропроводки, сотни очевидцев утверждают, что видели, как к самолету приблизился яркий луч света, а затем возник огненный шар. Возможно, ответ кроится в том факте, что в это время невдалеке проходили военные учения, и самолет мог быть сбит по ошибке ракетой. Скорее всего, правду знает ФБР, ведь только спецслужбы имели полный доступ к данным радаров, к информации военных баз и иным источникам, которые могли бы помочь разгадать эту непростую задачу.

Авиационные катастрофы - это трагедии, уносящие сотни и сотни жизней. Причины разные: технические неисправности, ошибки пилотов и диспетчеров, злостный умысел и т.д. Но, к сожалению, есть и такие случаи, когда причина катастрофы остается неизвестной, а это порождает страх перед полетом и недоверие к экипажам лайнеров, к аэродромным техническим службам и, наконец, к конструкторам самолетов.

Кстати, эксперт, нашедший технический изъян в самолете Ан-10 и, благодаря заключению которого, этот тип самолета был снят с эксплуатации пассажирских авиалиний, долгое время был изгоем среди советской авиационной элиты. Но он не жалел о своем поступке - он считал, что сохраненные человеческие жизни намного дороже его личного благополучия.

1. 1937 г. Амелия Эрхарт - американская журналистка, пилот, феминистка. Исчезла над Тихим океаном вместе со своим штурманом Фредом Нунаном, совершая кругосветный перелет. Амелия не нашла острова, на котором ей приготовили полосу для промежуточной посадки. Хотя находилась рядом. Считается, что ее самолет «Локхид» выработал топливо и упал в воду. Перед катастрофой Амелия прошла 80 процентов маршрута.

2. 1944 г. Гленн Миллер - легендарный американский джазмен, тромбонист - исчез во время перелета из Англии во Францию. Он должен был подготовить выступление своего оркестра в освобожденном Париже. Самолет пропал где-то над Ла-Маншем. Обломки и останки найдены не были. Эксперты предполагают: небольшой одномоторный «Норсман С-64» майора Гленна Миллера был сбит по ошибке союзниками.

3. 1945 г. Звено № 19: Пять бомбардировщиков-торпедоносцев ВВС США бесследно исчезли в районе Бермудского треугольника. Что положило начало бесчисленным историям о мистических событиях в этой аномальной зоне. Никаких следов бомбардировщиков найдено не было. Исчез и самолет, который был отправлен на их поиски.

4. 1947 г. Star Dust: Транспортный самолет Avro Lancastrian, принадлежавший компании British South American Airways, пропал без вести в полете из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Сантьяго (Чили). Перед исчезновением послал странное сообщение, которое так и не было расшифровано.

Star Dust, транспортный самолет Avro Lancastrian, разбился в Андах с 6 пассажирами и 5 членами экипажа.
Фото: GRAPHIC NEWS

Более 50 лет судьба рейса оставалась неизвестной, пока обломки самолета не нашли в 1998 году альпинисты на горе Тупунгато в Аргентинских Андах. Он вроде бы врезался в нее на полном ходу.

5. 1962 г. Авиакомпания Flying Tiger Line, рейс № 739: самолет Lockheed Super Constellation со 107 пассажирами на борту должен был сесть на Филиппинах на пути во Вьетнам. Но пропал. Поиски никаких результатов не дали.


Так выглядел пропавший самолет модели Lockheed Super Constellation.
Фото: GRAPHIC NEWS

6. 1944 г. Антуан де Сент-Экзюпери - французский летчик, писатель и поэт, автор «Маленького принца», выполняя разведывательный полет, исчез над Средиземным морем. Обломки его самолета «Локхид Р-38» были обнаружены лишь в 2000 году. В 2008 году появились воспоминания немецкого летчика, который уверял, что именно он на своем «Мессершмитте» сбил Антуана. Но свидетелей боевого столкновения не нашлось, немцу не засчитали победу. А на обломках «Локхида» не было обнаружено пробоин.

7. 2003 г. «Боинг 727-223» № 844AA: самолет взлетел без разрешения из аэропорта Луанды в Анголе. Диспетчеры пытались установить с ним связь, но никто не отвечал. Молчал и трансподер, реагирующий на сигналы радаров.


Борт № 844AA за 14 лет до его загадочного исчезновения.
Фото: GRAPHIC NEWS

ЦРУ и ФБР искали самолет по всему миру, описывая как серебристый с синей, белой и красной полосами на борту. По официальной версии, самолет, переделанный для перевозки дизельного топлива, угнал бортинженер Бен Чарльз Падилла. Он пропал одновременно с самолетом. Куда он его угнал? И зачем?

8. 2007 г. Стив Фоссет - знаменитый американский бизнесмен и путешественник на воздушных шарах, самолетах, на дирижаблях и парусниках - разбился на одномоторном самолете во время полета над пустыней Невада. Год о его судьбе ничего не было известно. К поискам подключились пользователи интернета, рассматривая снимки со спутников. Но нашли Фоссета туристы - в труднопроходимых горах Минаретс, примерно в 9 километрах к западу от горнолыжной курортной зоны Маммот. Почему разбился путешественник, неизвестно.


Стив Фоссет прославился тем, что совершил первый беспосадочный одиночный перелет на воздушном шаре вокруг света.
Фото: GRAPHIC NEWS

9. 2009 г. «Эр Франс», рейс № 447: над Атлантикой пропал «Аэробус А330», следовавший из Рио-де-Жанейро в Париж. И его следы искали долго и безуспешно. Основные останки были обнаружены на большой глубине спустя год. Все 228 человек, находившихся на борту, погибли. Самолет по какой-то загадочной причине, набрав высоту почти в 12 тысяч метров, рухнул вниз.

Считается, что ошибся экипаж, не разобравшись в показаниях приборов, регистрирующих скорость и высоту.

10. 2014 г. «Боинг 777-200»: лайнер, направлявшийся из столицы Малайзии Куала-Лумпур в Пекин, исчез 8 марта, находясь над Южно-Китайским морем. Никаких следов 239 пассажиров и членов экипажа, никаких обломков не найдено, хотя в операции по поиску задействовано несколько десятков стран. С каждым днем ситуация только запутывается: версию о катастрофе спустя неделю сменила гипотеза о похищении. Но появляются все новые и новые - противоречивые - данные о том, в какую сторону мог бы направиться лайнер. Диапазон - от Афганистана до Австралии.

Карта 10 самых таинственных катастроф авиации --->